Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 29 ноября 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.178.06 по защите диссертаций на соискание учёной степени...полностью>>
'Руководство'
Пособие по проекту и Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам - результат проекта, который осуществлялся в течении четырнадцати месяцев. Да...полностью>>
'Документ'
О порядке и условиях проведения реструктуризации кредиторской задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей государственно...полностью>>
'Реферат'
Соответствие темы реферата «Рабочей учебной программе» кандидатского курса «Философия и методология науки». Обоснование актуальности темы и ее философ...полностью>>

Татьяна Тимофеевна Подолинная (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Татьяна Тимофеевна Подолинная,

методист НМЦ иностранных

языков и зарубежной литературы

ИППО КМПУ им. Б.Д. Гринченко.

О преподавании русского языка и литературы

в 2008-2009 учебном году

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями, осмысленно их применять в конкретных жизненных ситуациях.

Целью курса русского языка является формирование у школьников коммуникативных умений, необходимых для построения собственных высказываний (в устной и письменной формах), умения планировать свою речь, используя соответствующие языковые средства.

Согласно социальному заказу разработаны языковые курсы трёх уровней, различающиеся соотношением языковой теории и речевой практики.

Учащиеся 5-8-х классов школ с русским языком обучения (1 уровень) продолжают обучаться по программе: Російська мова: Програми для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання / Н.Г.Озерова, Г.О.Михайловська, Л.В.Давидюк, В.І.Стативка, К.І.Бикова. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

Данной программе соответствуют учебники:

  • Русский язык, 5 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Снитко Е.С. – К:. Зодиак-ЭКО, 2005.

  • Русский язык, 5 класс. Михайловская Г.А, Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К:. Освіта, 2005.

  • Русский язык, 6 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. – К:. Педагогічна преса, 2006.

  • Русский язык, 6 класс. Михайловская Г.А, Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К:. Освіта, 2006.

  • Русский язык, 7 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. – К:. Зодіак Еко, 2007.

  • Русский язык, 7 класс. Михайловская Г.А, Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К:. Освіта, 2007.

  • Русский язык, 7 класс. Малыхина Е.В. – К:. Генеза, 2007.

  • Русский язык, 8 класс. Малыхина Е.В. – К:. Генеза, 2008.

  • Русский язык, 8 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. – К:. Зодіак Еко, 2008.

  • Русский язык, 8 класс. Голобородько Е. П., Вознюк Л. В. – Х.: Основа.

Теоретический материал, упражнения и задания данных учебников позволяют заложить основы для формирования речевых умений и навыков, а также навыков грамотного письма, осмыслить язык как сложную, многоуровневую систему, построенную по определённым законам.

В среднем звене на первый план выходит овладение грамматикой и её стилистическими ресурсами, а также совершенствование основных видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Учащиеся 9-11 классов продолжают обучение по программам 2001 года «Программы для средних общеобразовательных школ с русским языком обучения. Русский язык 5-11 классы» // «Русская словесность в школах Украины», 2001. - № 4 или «Русская словесность в школах Украины», 2003, - №1.

Преподавание русского языка в 9-х классах будет осуществляться на основе действующих учебников под общей редакцией Е.П. Голобородько. В 10-11-х классах – авторов Н.А. Пашковской, В.А. Корсакова, (К., 2001) и учебного пособия Л.В. Вознюк «Синтаксис 10-11 классы» - К.: Освита, 2001.

В старшем звене важнейшей задачей становится обобщение знаний о системе языка, о нормах речи, формирование индивидуального стиля учащегося, его коммуникативной компетенции. Очень важно, чтобы ученик понимал, что существительное не только часть речи, но и способ создавать картину мира (например: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»), а суффикс помогает нам передать свое отношение к миру (человек, человечище, человечек, человечишка). Выполняя упражнения по орфографии и пунктуации, учащиеся могут и должны воспринимать слова и вязь этих слов не как мертвое сочетание букв, а как живые словесные образы.

Поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков рационального чтения учебных, художественных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста.

В качестве текстов, используемых на занятиях по русскому языку, можно порекомендовать фрагменты литературно-критических статей. Форма работы с этими текстами должна варьироваться: конспект, работа по карточкам, диктант, изложение, ответ на предложенный вопрос. Таким образом, ученик обращается к одному и тому же тексту дважды: один раз на уроке литературы и второй раз на уроке русского языка, анализируя орфографические и пунктуационные особенности текста, определяя авторскую позицию.

В связи с переходом на профильное обучение подготовлена Программа «Русский язык для 10-11 классов филологического профиля общеобразовательных учебных заведений» (автор З.П. Барабанщикова) // «Русская словесность в школах Украины», 2003, № 6.

Профильная подготовка обеспечивается не только наличием в курсе углубленных теоретических сведений о языке, но и усилением практической части: включением новых видов работы (корректура, редактирование предложенных текстов, репортаж, интервью, подготовка материалов к выпуску газеты, составление библиографии к собственной исследовательской работе и т.д.).

Преподавание русского языка в 5-8 классах школ с украинским языком обучения будет осуществляться по программам: Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання/ Н.Ф.Баландіна, К.В.Дегтярьова, С.О.Лебеденко. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

Курс второго уровня предназначен для тех, кто изучал русский язык в начальной школе.

Данному курсу соответствуют следующие учебники:

  • Русский язык, 5 класс. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. – К.: Знания Украины, 2005.

  • Русский язык, 5 класс. Гудзик И.Ф., Корсаков В.А., Пашковская Н.А. – К:. Освіта, 2005.

  • Русский язык, 6 класс. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. - К.: Знания Украины, 2006.

  • Русский язык, 6 класс. Гудзик И.Ф., Корсаков В.А., Пашковская Н.А. – К:. Освіта, 2006.

  • Русский язык, 7 класс. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. - К.: Знания Украины, 2007.

  • Русский язык, 7 класс. Пашковская Н.А., Михаловская А.А., Распопова С.А. – К:. Освіта, 2007.

  • Русский язык, 8 класс. Пашковская Н.А., Михаловская А.А., Распопова С.А. – К:. Освіта, 2008.

  • Русский язык, 8 класс. Давидюк Л.В., Стативка В.И. – «Премьер».

  • Русский язык, 8 класс. Рудяков О.Н., Фролова Т.Я. К.: – «Грамота».

Цель курса – дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения, грамотного письма, необходимых для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русской и украинской культур.

На этом этапе необходимо обучать учащихся точно и полно передавать содержание текста, последовательность микротем, воссоздавать особенности языка и стиля текста, уметь определять его тему, идею, композицию, создавать на основе исходного текста собственное речевое высказывание.

Серьезное внимание уделяется выполнению упражнений по трансформации и моделированию текста, например:

● по названию текста предположите, каким будет его содержание;

● попробуйте восстановить пропущенные слова или словосочетания.

Задание. При списывании закончите пословицы и поговорки, обозначьте окончание глаголов и объясните их правописание.

Всякий кулик …

Пар костей ….

Счастье алтыном …

Труд кормит …

● расширение предложений заданными конструкциями;

Задание. Дополните предложения сравнительными оборотами.

Например. Колосья гнутся к земле, как …

Задание. Расположите предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

A. Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.

Б. "В начале было Слово", - сказано в Священном писании.

B. Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

Г. И, значит, Слово не даром дано человеку.

1) БВГА; 2) ГБВА; 3) АГБВ; 4) ГВБА

Задание. Самостоятельно переработайте текст, чтобы его можно было озаглавить. "Прекрасный замок", "Неприступный замок".

На горе стоит замок, окруженный стенами. Стены скреплены башнями.

Вдоль стен прорыт ров. Через ров к воротам замка ведет мост.

На живописной горе стоит прекрасный замок, окруженный великолепными стенами. Белокаменные стены скреплены изящными башнями. Вдоль стен искусно прорыт ров. Через ров к прелестным воротам изумительного замка ведет резной мост.

На крутой обрывистой горе стоит неприступный замок, окруженный мощными стенами. Толстые стены скреплены высокими дозорными башнями. Вдоль стен предусмотрительно искусно прорыт глубокий ров. Через ров к тяжелым воротам замка ведет резной подъемный мост.

Школьники, изучающие русский язык с 5 класса (3 уровень), будут обучаться по Программе для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. Русский язык. 5-12 классы./ И.Ф.Гудзик, В.А.Корсаков. Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2006.

Этой программе соответствуют учебники:

  • Ґудзик И.Ф. и др. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения: первый год обучения – К.: Освіта, 2005.

  • Ґудзик И.Ф. и др. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения: второй год обучения – К.: Освіта, 2006.

  • Ґудзик И. Ф. Корсаков В.А., Сакович О.К. Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения: третий год обучения – К.: Освіта, 2007.

  • Ґудзик И. Ф. Корсаков В.А., Сакович О.К. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения: четвертый год обучения – К.: Освіта, 2008.

  • Полякова Т.М., Самонова О.И., Дьяченко В.В., Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения: четвертый год обучения – К.: Ґенеза, 2008.

Если в 5 классе основное внимание уделено фонетике, лексике, начальному обучению письму и грамматике, то в 6-8 классах впервые вводятся теоретические сведения по диалогической и монологической речи. Грамматический материал подается на основе линейно-ступенчатого принципа, то есть в 6-8 классах дается общее представление о синтаксисе, частях речи с последующим нарастанием в 8-9 классах теоретических сведений по изучаемым языковым единицам и формированием умений пользоваться языком как средством общения. Система работы над языковыми средствами выразительности должна строиться так, чтобы дети видели образцы ответов, схему их построения, «заготовку»

Постепенно усложняя систему заданий, мы поможем учащимся осознанно определять тему, стиль, тип текста, озаглавливать текст, выделять микротемы, составлять план, создавать собственное речевое высказывание как в устной, так и в письменной форме, вести диалог.

Предлагаем вашему вниманию образцы ситуативных упражнений по формированию навыков диалогической речи школьников.

Нужно ли учиться общению

Коммуникативное задание: расспросите собеседника о том, какие из правил общения он использует (не использует) и почему? Поменяйтесь ролями.

  1. Помни, зачем ты вступаешь в разговор.

  2. Умей внимательно слушать собеседника, выявлять интерес к его словам.

  3. Помни: невежливо говорить слишком много о себе, перебивать

  4. собеседника.

  5. Старайся, чтобы общение с тобой было приятным и полезным. Говори о том, что может быть интересно собеседнику.

  6. Учись чувствовать настроение собеседника, его отношение к твоим словам.

  7. Избегай многословия. Говори просто, четко, понятно.

  8. С уважением относись к собеседнику. Старайся не проявлять своего плохого настроения.

  9. Не скупись на улыбки!

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Достопримечательности города Киева (музеи; театры; улицы, связанные с памятными датами, деятелями культуры и науки)

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника, в каких музеях, театрах Киева он бывал, какие памятники архитектуры, культуры привлекли его внимание. Поменяйтесь ролями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Школьные праздники

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника о том, какие праздники отмечаются в его школе, в праздновании какого он принимал участие, какой праздник наиболее запомнился и почему? Поменяйтесь ролями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Кто твой друг. (Каким должен быть настоящий друг?)

Коммуникативное задание: поинтересуйтесь, есть ли у вашего собеседника друг. Какие черты характера его в нем привлекают? Поменяйтесь ролями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Здоровый способ жизни – что это значит. (В здоровом теле – здоровый дух)

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника о том, какие виды спорта ему нравятся; занимается ли он спортом, если занимается, то каким видом;

обсудите какую-нибудь спортивную передачу, которую вы смотрели по телевидению или слушали по радио.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Любимый писатель, книга, литературный герой

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника о его любимом литературном герое.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Любимые фильмы (художественные, научные, документальные, мультипликационные), спектакли, актеры

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника о его любимом фильме (спектакле), актерах.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Современная мода для молодежи

Коммуникативное задание: поинтересуйтесь, согласен ли ваш собеседник с утверждением «По одежке встречают, по уму провожают». Выскажите свою точку зрения.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Охрана окружающей среды – наша главная забота. (Экологическая культура человека)

Коммуникативное задание: расспросите собеседника об экологических проблемах нашего времени; выясните, какой из двух точки зрения придерживается ваш собеседник:

  • победить природу, обуздать ее, заставить отступить…

  • понять природу, беречь ее, приумножать ее богатства…

--------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Влияет ли музыка на настроение человека. Роль музыки в жизни человека

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника о том, какую музыку он любит (симфоническую, классическую, эстрадную, джазовую, хоровую, инструментальную, народную, современную); расскажите, какую музыку любите вы. Поменяйтесь ролями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

10.Телевидение будущего. Каким ты его представляешь?

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника о том, какие телевизионные передачи он смотрит и каким он видит телевидение будущего. Поменяйтесь ролями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

11. Компьютерные игры: плюсы и минусы.

Коммуникативное задание: расспросите своего собеседника, играет ли он в компьютерные игры, в какие. Чему он отдает предпочтение: компьютерным играм или книгам? Почему?

Учащиеся 9 классов (курс 3/2 – 9) обучаются по программам «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Пашковской Н.А.// «Русская словесность в школах Украины», 2001. - № 4. Данный курс не ставит целью формирование у учащихся полной системы знаний о русском языке, умений осуществлять различные виды лингвистического анализа. Элементы языковой теории, включенные в программу, служат расширению представлений о системе языка, но используются не столько для языкового анализа, сколько для организации регулярной работы по совершенствованию произносительных, лексических, грамматических навыков учащихся.

Этой программе соответствует учебник:

  • «Русский язык» - 9 класс (авторы – Н.А. Пашковская, С.А. Распопова, Г.А.Михайловская), - К.: «Освіта», 2007,

Тем, кто избирает факультативный курс, предлагаются программы:

  • Л.В. Давидюк. «Русский язык (5-9 классы) Факультативный курс». - Харьков: Торсинг, 2005.

  • Л.В. Давидюк. «Русский язык. (5-11 классы) Факультативный курс». - К: Майстер-клас, 2006.

В 2008-2009 учебном году преподавание интегрированного курса «Литература» (русская и зарубежная) в 5-8 классах будет осуществляться по программе Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В. Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям русской и зарубежной литературы.

Данной программе соответствуют новые учебники для 5-8 классов:

  • Волощук Е.В. Литература: Учебник для 5-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения. – К.: Генеза, 2005.

  • Литература: Учебник для 5-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения./ Исаева Е.О., Сафарян С.И. – К.: Навч.книга, 2005.

  • Волощук Е.В. Литература: Учебник для 6-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения. – К.: Генеза, 2006.

  • Литература: Учебник для 6-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения./ Исаева Е.О., Сафарян С.И. – К.: Навч.книга, 2006.

  • Симакова Л.А. Интегрированный курс «Литература». 6 кл.- К.: Вежа, 2006.

  • Симакова Л.А. Интегрированный курс «Литература». 7 кл.- К.: Вежа, 2007.

  • Волощук Е.В. Интегрированный курс «Литература». 7 кл. – К.: Генеза, 2007.

  • Звиняцковский В.Я., Филенко О.М. Интегрированный курс «Литература». 7 кл. – К.: Освита, 2007.

  • Волощук Е.В. Интегрированный курс «Литература». 8 кл. – К.: Генеза, 2008.

  • Звиняцковский В.Я. Интегрированный курс «Литература». 8 кл. – К.: Освіта, 2008.

  • Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.Н. Интегрированный курс «Литература». 8 кл. – К.: Грамота, 2008.

Учащиеся 9-11 классов продолжают работать по программе Симаковой Л.А. «Литература» (5-11 классы). - К.: Школьный мир, 2001 и ныне действующим учебникам.

Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспекта анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений, сведений по теории и истории литературы:

5–й класс – художественный образ в литературе;

6–й класс – образ человека в литературном произведении;

7–й класс – сюжет как метафора жизни;

8–й класс – художественный мир; направления; литературные жанры;

9–й класс – художественный мир; направления; композиция;

10–й класс – литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте;

11–й класс – литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения.

Деятельность учителя должна строиться на основе творческого сотрудничества с последовательным возрастанием самостоятельности учеников от класса к классу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татьяна Тимофеевна Подолинная (1)

    Диплом
    Идет процесс перехода от индустриального общества с информационному, постиндустриальному. Он предъяв­ляет новые требования к выпускнику современной шко­лы, к тем его качествам, которые призвана развить и сформировать школа.
  2. Татьяна Тимофеевна Подолинная (2)

    Документ
    Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на развитие личности ученика. Обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями, осмысленно их применять в конкретных жизненных ситуациях.
  3. Татьяна Тимофеевна Подолинная (4)

    Документ
    Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на формирование практических навыков, способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
  4. Татьяна тимофеевна подолинная (5)

    Документ
    Данный подход определяет новые аспекты лингводидактики: освоение учащимися языка и текстов, на нём созданных, как феномен культуры; усвоение национально-культурной специфики языковых единиц; овладение русским речевым этикетом и нормами речевого общения.
  5. Программа конференция проводится под эгидой мапрял киев содержание организационный комитет

    Программа
    Мастер-класс зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, д.пед.н., проф. Е. О. Галицких «Читательский семинар в вузе и школе»

Другие похожие документы..