Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Намибия расположена вдоль побережья Атлантического океана на юго-западе Африки. Страна граничит с Анголой, Замбией, Ботсваной и ЮАР. С запада Намибия...полностью>>
'Документ'
Специальная библиотека для слепых сегодня – неотъемлемая часть информационно-библиотечной системы региона, активный участник формирования и реализаци...полностью>>
'Документ'
Агеев Александр Иванович – генеральный директор Института экономических стратегий, президент Российского отделения Международной академии исследовани...полностью>>
'Документ'
Цей цикл наукових праць має метою розвиток і застосуванням теоретичних методів фізики в поєднанні з комп’ютерним експериментом для дослідження властив...полностью>>

Основная профессиональная образовательная программа (1)

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР

____________ В.Д.Богданов

«_____» __________ 2011 г.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования

по специальности

07.00.02 –Отечественная история

Присуждаемая ученая степень

Кандидат исторических наук

Владивосток

2011

Настоящая образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программа послевузовского профессионального образования (приказ Министерствап образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365) и рекомендаций Минобрнауки по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (письмо № ИБ-733/12 от 22 июня 2011 г.)

Разработана научным руководителем специальности кандидатом исторических наук, доцентом _________________Г.А.Трифоновой

Рассмотрена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин

И.о. зав.кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

__________ Е.К.Прилуцкая

Протокол № 2 от 12 октября 2011г.

Одобрена на заседании Научно-технического совета университета

Протокол № _ от 25.10.2011

Председатель В.Д.Богданов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Общая характеристика послевузовского профессионального
образования

2.Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения основной
образовательной программы

3.Общие требования к основной образовательной программы

4.Требования к содержанию основной образовательной программы

5.Сроки освоения основной образовательной программы

6.Требования к условиям реализации основной образовательной
программы

7.Требования к уровню подготовки

8.Документы, подтверждающие освоение основной образовательной
программы

9.Шифр специальности 07.00.02. «Отечественная история»

Приложение 1 Программа вступительных экзаменов

Приложение 2 Программа-минимум кандидатского экзамена

Приложение 3 Сведения о научном руководителе

Приложение 4 Программа педагогической практики

Приложение 5 Титульный лист рабочей учебной программы педагогической практики

Приложение 6 Перечень тем рефератов по истории исторической науки –историографии

Приложение 1

Программа вступительных экзаменов

Вопросы для поступающих в аспирантуру по специальности 07.00.02 «Отечественная история»

1.Россия в мировом сообществе цивилизации.

2.Факторы, определившие развитие российской цивилизации.

3. Общие тенденции и особенности развития Древней Руси (Сравнительный анализ с Западной Европой).

4. Политические, экономические, культурные последствия татаро-монгольского нашествия на Русь.

5. Московское государство: особенности возникновения и развития. Становление самодержавия (конец XIII – XVI в.)

6. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив.

7. Внутренняя и внешняя политика России во времена первых Романовых.

8. Рождение империи: реформы Петра Великого (конец XVII-первая половина XVIII в.).

9. Дворянская империя во второй четверти – середине XVIII в. Дворцовые перевороты.

10. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Второй.

11.Движение декабристов: организации, программы. Причины поражения.

12.Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.

13.Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

14.Реформы 60-70-х гг. XIX в., их влияние на развитие России.

15.Общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

16.Индустриальное развитие России в конце XIX – начале XX вв. Особенности и противоречия промышленного развития.

17.Революция 1905-1907 гг. Причины, характер, расстановка политических сил, ход, итоги.

18.Политические реформы в России в начале XX в. Государственная Дума – первый опыт российского парламентаризма.

19.Политические партии в России в начале XX в. Возникновение, социальная база, программа и тактика.

20.Аграрная реформа П.А.Столыпина. Причины, цели, содержание и результаты аграрных преобразований.

21.Основные тенденции и характерные черты культуры России.

22.Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на возникновение социально-политического и экономического кризиса в стране.

23.Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Деятельность Временного правительства, причины провала его политики.

24.Октябрьский переворот 1917 г. Приход к власти большевиков. Формирование однопартийного политического режима.

25.Гражданская война и иностранная интервенция: причины, расстановка политических сил, результаты и последствия. Российская эмиграция.

26.Политика «военного коммунизма»: нарастание кризисных явлений в стране.

27.НЭП: сущность, мероприятия, противоречия, итоги.

28.Образование СССР. Национально-государственное строительство.

29.Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 20-30-е гг. Установление режима личной власти Сталина.

30.Экономические преобразования в СССР в 30- гг.XX в.: необходимость, источники накопления средств, методы, темпы, итоги.

31.Внешняя политика Советского государства в 20-30-е гг.XX в.

32.СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.

33.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины поражений в начальный период войны. Значение Московской, Сталинградской, Курской битв. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Величие и цена победы советского народа.

34.Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Причины и итоги «холодной войны».

Анализ экономических и социально-политических проблем в СССР (1945-1953гг.).

35.Экономические и социально-политические реформы середины 50-х-середины 60-х XX в.

36. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

37.Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР

38.Россия в 1990-е гг. Противоречия и социальные последствия реформ.

39. Россия в современной системе экономических, политических и международных связей.

40.Особенности развития древнерусской культуры IX-XVIIвв.

41.Проблема сохранения культурного наследия в России.

Содержание дисциплины

п/п

Раздел дисциплины

1

Введение.

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки

2

Этапы становления российской государственности. Особенности политического и социально-экономического развития России IX-XVIIIвв. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XVвв. Русь и Орда. Специфика формирования единого российского государства.

3

Реформы и реформаторы в России XVIII-нач.XXвв. Петровская модернизация и ее последствия. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Попытки реформирования политической системы при Александре I: проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосельцева. Реформы II пол. XIXв. С.Ю. Витте. Реформы нач.XXв. П.А. Столыпин.

4

Россия в нач.XXв. Революция 1917 г. Россия в первой мировой войне. Война и российское общество. Кризис режима. Февральская революция. Образование двоевластия. Деятельность Временного правительства. Октябрь 1917г. Большевики приходят к власти. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.

5

СССР в 1922-1991годы. Советское общество в 20-30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Советский Союз в условиях «холодной» войны.

6

Россия в 1990-е гг. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М.:Прогресс,2005.

2. История России. В 2-х томах. //Под ред. Личмана. Екатеринбург, 2005.

3. История России (Россия в мировой цивилизации). /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2008.

4. Бузинская Г.И., Сверкунова Т.Н. Становление и развитие политической системы России (IX – начало XXвв.). Владивосток: Дальрыбвтуз, 2010.

5. Ионов И.Н. Российская цивилизация (IX - начало XX вв.). М.: Просвещение,2005.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Т., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: «Проспект», 2007.

7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации: Учебник для вузов по курсу «Отечественная история». М.: КДУ, 2008.

б) дополнительная литература

1. Бузинская Г.И., Сверкунова Т.Н., Прилуцкая Е.К. Россия второй половины XIX-начала XX вв. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2010.

3. Кочеткова И.С., Сверкунова Т.Н. Политические партии в России в начале XX века. Владивосток: Дальрыбвтуз (ТУ), 1998.

4. Охонько О.И. История: Россия и мир: Уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз,2003.

5. Прилуцкая Е.К. Древнерусское государство: истоки, сущность, особенности (VI-XIII вв.). Владивосток: Дальрыбвтуз,2000.

6. Прилуцкая Е.К.. Планы семинарских занятий и рефератов по истории отечества. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2010.

Приложение 2

Программа-минимум кандидатского экзамена

Для сдачи кандидатского минимума
по специальности 07.00.02. «Отечественная история»

1. Предмет Отечественной истории. Их цель и задачи.

2. Методы исторического исследования.

3. Характеристика концепций исторического развития России основных представителей русской историографии (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев). Кроссисторический анализ.

4. Формационный подход и его вклад в историческую науку.

5. Цивилизационный подход в изучении истории России.

6. Основные этапы развития России. Их краткая социокультурная характеристика.

7. Проявление бинарности (двойственности)в историческом развитии России. (Кроссисторический анализ.)

8. Российское многонациональное государство: особенности формирования, этапы развития и противоречия. (Кроссисторический анализ.)

9. Проблемы кризиса современной российской историографии.

10. Догосударственная история восточных славян: основные гипотезы и проблемы.

11. Особенности формирования древнерусской цивилизации. Проблема цивилизационной принадлежности России в современной историографии.

12. Общие тенденции и особенности развития Древней Руси. (Сравнительный анализ с Западной Европой.)

13. Происхождение государства у восточных славян. (Историография проблемы.)

14. Дискуссия об особенностях политического развития русского государства в XVI веке.

15. «Смутное время» и его трактовка в отечественной исторической науке.

16. Оценка деятельности Петра I и его реформ в исторической литературе.

17. Оценка политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в трудах В.О. Ключевского.

18. Внешняя политика Российского государства в XVI-XVIII веках. (Кроссисторический анализ.)

19. Деятельность М.М. Сперанского в трудах современников и русских историков.

20. Реформы 2-й половины XIX века, их противоречивый характер и последствия.

21. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX веке.

22. Вопросы модернизации российского общества в трудах современных российских историков.

23. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – н. XX веков.

24. Россия в период революций и гражданской войны. (Кроссисторический анализ.)

25. Советское общество в 20-30-е годы – дискуссионные проблемы.

26. Великая Отечественная Война в современной отечественной историографии.

27. Нарастание кризисных явлений в советском обществе (1945-1991).

28. Особенности развития древнерусской культуры IX-XVII вв.

29. Основные тенденции и характерные черты культуры российской империи (XVII – н. XX вв.)

30. Д.С. Лихачев о проблеме сохранения культурного наследия в России

31. Внешняя политика Русского царизма на Дальнем Востоке.

32. Особенности заселения и развития Дальнего Востока России.

ПРОГРАММА – МИНИМУМА

кандидатского экзамена по специальности
07.00.02 – «Отечественная история»
по историческим наукам

Введение

Программа кандидатского минимума по отечественной истории охватывает период от начала формирования первобытного общества до наших дней, что дает представление об истории как комплексном процессе с его внутренними закономерностями. В ней отражены ведущие тенденции политического, социально-экономического, религиозно-конфессионального и культурного развития Российского государства на различных этапах его эволюции.

В основу программы положен проблемно-хронологический принцип, позволяющий выделить основные научные проблемы и дискуссионные вопросы в изучении истории России.

Сочетание в программе общетеоретического подхода и опыта конкретно-исторического исследования является неотъемлемой частью послевузовского исторического образования.

Цель дисциплины «Отечественная история» дать фундаментальные знания аспирантам и соискателям об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней.

Задачи:

- выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

- проанализировать общее и особенное в российской истории;

- определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

- изучить спорные и дискуссионные проблемы в российской и зарубежной историографии;

- показать место истории в обществе;

- показать место истории в обществе;

- рассмотреть формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- проследить тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

- проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России на рубеже XX-XXIвв.;

- ……..современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России в революцию 1917 гг.

Раздел 1. Общие проблемы исторической науки

История в системе гуманитарных наук. Предмет и объект изучения исторической науки. Историческое знание и проблема его достоверности. Развитие историзма как отражение социальной и духовно-мировоззренческой эволюции общества, смены общенаучных парадигм. Методологические основы современной исторической науки.

Закономерности, основные этапы и формы эволюции общественного развития. Проблемы этногенеза в системе гуманитарных наук. Исторические типы социальной организации и пути их развития.

Исторические знания и исторический опыт. Проблема истинности исторического знания. Методы и источники изучения истории.

Раздел 2. Отечественная история

1. Основные факторы исторической судьбы России

Основные принципы периодизации отечественной истории.

Особенности исторического пути развития России: влияние географического фактора, роль государства, церкви и сословного строя, демографический фактор, особенности реформ, противоречивость исторического процесса.

Происхождение славян. Этногенез славянских народов. Восточнославянские племена в древности. Разложение первобытнообщинного строя у восточных славян.

Основные направления восточнославянской колонизации. География расселения восточнославянских племен. Неславянские этносы. Интенсивность этногенетических процессов в Южной Сибири и «выталкивание» конгломератов кочевников в восточную Европу в IV – IX вв.

Догосударственные объединения восточнославянских племен. Истоки русской государственности.

2. Образование древнерусского государства Киевской Руси. Социально-экономическое развитие и государственный строй Киевской Руси в XI-XII вв.

Основные источники изучения Древней Руси: “Повесть временных лет”, “Русская правда”, “Слово о полку Игореве”. “Норманская” теория происхождения древнерусского государства и “антинорманизм”.

Предпосылки образования древнерусской государственности. Киевская Русь в IX-X вв. Расширение ее территории в результате походов против хазар, болгар, Византии. Русь – «страна городов». Развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Политический строй древнерусского государства. Начальные этапы складывания государственного управления. Первые князья Киевской Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Становление и расцвет раннефеодальной монархии при Владимире I и Ярославе Мудром. Международные связи древней Руси. Крещение Руси и роль церкви в политической жизни государства. Древнерусская культура: ремесла, архитектура, живопись, литература и устное народное творчество.

3. Феодальная раздробленность Руси и ордынское иго.

Распад Киевской Руси: причины, предпосылки и последствия. Формирование новых политических центров. Общее и особенное в политическом и экономическом развитии русских земель в XII-XIII вв. Особенности государственного управления в условиях раздробленности.

Княжеские усобицы на Руси и ослабление ее обороноспособности. Государственность в период ордынского нашествия. Установление на Руси монголо-татарского ига.

Русские земли в составе Монгольской империи. Формирование вассальной зависимости. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Древняя Русь в системе управления Монгольской империи. Борьба русского народа за свободу и независимость.

Предпосылки и этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Образование Московского княжества: геополитическое положение Москвы и причины ее возвышения. Роль московских князей в объединительном процессе.

Культура Руси в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

4. Образование централизованного Российского государства (XIV-XVI вв.). Становление самодержавия в России. Сословно-представительная монархия

Московское княжество: начало возвышения. Соперничество Москвы и Твери за политическое лидерство. Объединительная политика московских князей в XIV в. - начале XVI вв. Политический кризис и феодальные войны во второй четверти XV в. Русское государство в годы правления Ивана III. Экономическая политика Ивана III. Развитие крепостнических отношений в России. Судебник 1497 г. - первый общерусский сборник законов. Завершение процесса консолидации русских земель во второй половине XVв. образованием единого Московского государства.

Ликвидация зависимости Руси от монголов. Распад Золотой Орды. Присоединение к Московскому государству Поволжья, Урала, Западной Сибири.

Русское централизованное (Московское) государство: своеобразие условий развития. Политическое устройство Московского государства. Становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России (вотчинное государство), его отличие от европейского абсолютизма. Возникновение и сущность теории “Москва - третий Рим”. Символика Московского царства.

Московские государство в первой трети XVI века: итоги общественно-политического развития. Начало правления Ивана IV. Оформление сословно-представительной монархии в России. Реформы Избранной рады. Судебник 1550г. Стоглавый собор 1551 г. Преобразования налогово-финансовой системы; посошная подать, прямые и целевые налоги. Ликвидация системы боярских кормлений на местах. Дальнейшее укрепление централизованной государственной власти. Установление патриаршества в России. Развитие приказной системы управления. Борьба с боярской оппозицией. Опричнина, причины ее появления, сущность, последствия. Усиление крепостного гнета.

Города. Ремесла и торговля. Развитие русской культуры. Зодчество.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная профессиональная образовательная программа (2)

    Образовательная программа
    1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей
  2. Программа подготовки: «Современные технологии строительства и пути повышения эффективности бурения боковых стволов» ( в рамках основной профессиональной образовательной программы 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин»)

    Программа
    Долота. Типы, классификация и системы оценки износа. Методика подбора долот. Механика разрушения горных пород различными типами долот. Возможность восстановления изношенных долот.
  3. «Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ нпо/спо нового поколения»

    Программа
    курсов повышения квалификации педагогических работников системы НПО/СПО «Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах
  4. Примерный учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки по специальности 060102 Акушерское дело Квалификация: Акушерка/Акушер

    Документ
    ч. ПП.00 и УП.00 Максимальная учебная нагрузка обучающегося, час.
  5. Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования Общие положения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования

Другие похожие документы..