Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Шерстневой Виктории Владимировне, 5 курс, КрасГУ за доклад «Эвентологические методы управления кредитным портфелем»подсекция 3. Дискретная математика...полностью>>
'Документ'
уміти розробляти вимірювальні канали інформаційно-вимірювальних систем згідно вимог користувача, розробляти комп’ютерне програмне забезпечення, яке к...полностью>>
'Документ'
Приглашаем вас принять участие в Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «МГЮА имени О.Е. Кутафина: история и современнос...полностью>>
'Изложение'
Отличительной чертой работы является построение декомпозиции структурной организации «черного ящика» национальной инновационной системы (НИС)2 России....полностью>>

Исследование особенностей саморепрезентации в интернет среде для исследования особенной самопрезентации в Интернет среде первой моей задачей было найти подходящий сетевой ресурс

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРНЕТ - СРЕДЕ

Для исследования особенной самопрезентации в Интернет – среде первой моей задачей было найти подходящий сетевой ресурс.

К ресурсу предъявлялись следующие требования:

1. Он должен быть русскоязычным.

2. Его основным контентом должны быть высказывания пользователей, содержащие их саморепрезентации.

3. Ресурс должен быть популярным.

4. Большинство записей общедоступны.

Для этих целей идеально подошёл ресурс , более известный как Живой Журнал или ЖЖ.

Живо́й журна́л, ЖЖ (англ. LiveJournal, LJ) — служба размещения онлайновых дневников (вернее, блогов), либо какой-то отдельный блог («дневник», «журнал») в этой службе. Предлагает обычный для блогов набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями и так далее; также есть удобные дополнительные функции, многие из которых доступны бесплатно любому желающему. В Рунете Живой Журнал обрёл феноменальную популярность, причём в качественном плане состав русского ЖЖ также необычайно разнообразен. Свои ЖЖ есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций.

Вторым моим шагом стала публикация в персональном блоге просьбы поучаствовать в исследовании, предоставив мне доступ к блогу и выслав на почту результаты прохождения теста 16PF.

На просьбу откликнулось 92 человека, 46 девушек и 46 юношей, в возрасте от 12 до 33 лет.

Третьим шагом стала разработка методики контент – анализа записей испытуемых ( см. Приложение 1) и, собственно, анализ.

По его итогам испытуемые были разделены на две группы:

  1. Раскрывающие себя в достаточной мере. Раскрывающими себя в достаточной мере были признаны испытуемые, получившие суммарно более 6 баллов, не менее чем в трёх категориях анализа.

  2. Не раскрывающие себя в достаточной мере. Не раскрывающие себя в достаточной мере испытуемые – это испытуемые, набравшие суммарно менее шести баллов, или же получившие более шести баллов, но менее, чем в трёх категориях.

В процентном соотношение группы выглядят так:

График 1. Самораскрытие в выборке

Четвёртый шаг – анализ группы испытуемых, раскрывающих себя в достаточной мере. В этой группе оказались 21 юноша и 31 девушка.

Очевидно, что девушки гораздо более склонны раскрывать себя, и хотя изначально выборка была уравнена по гендерному показателю, после проведения процедуры анализа, доля девушек составила 60%. (см График 2)

График 2. Соотношение юношей и девушек

Количественный анализ по выделенным показателям.

В процессе анализа содержания дневников были выделены следующие категории:

  • Эмоциональность

  • Общительность

  • Интеллектуальность

  • Креативность

  • Нарциссизм

  • Самоуничижение

  • Спонтанное самораскрытие

Результаты анализа по категории «эмоциональность».

График 3. Разброс значений по шкале эмоциональности

Как видно из графика, менее четверти испытуемых презентуют себя как высоко эмоциональных людей.

Вероятно, часть из них использует виртуальную самопрезентацию как своего рода «эмоциональную отдушину», позволяя себе открыто демонстрировать эмоции и переживания.

Далее, анализируя данные по этим 23% можно выявить зависимость высоких значений по шкале «эмоциональности» с высокими значениями фактора «А» - аффектомия – по тесту Кеттела (см. График 4). Более 60% испытуемых, презентующих себя высоко эмоциональными, являются, таким образом, действительно высоко эмоциональными людьми. Однако, из-за небольшого объема выборки в этой категории, данный вывод не является абсолютно достоверным, и явление имеет место быть исключительно на уровне тенденции.

График 4. Разброс значений по фактору «аффектомия»

График 5. Зависимость эмоциональности от пола (девушки)

График 6. Зависимость эмоциональности от пола (юноши)

Если же говорить о гендерных различиях, то девушки превосходят юношей в области эмоциональной презентации. Так, высоко эмоциональными себя презентуют 26% девушек (См. График 5) и 19% юношей (см. График 6) .

Это вполне объяснимо тем, что от девушек не ожидается никакой «твердости» или «эмоциональной сухости», и они гораздо свободнее юношей привыкли выражать свои эмоции, как при личном общении, так и в Интернет – общении.

Результаты анализа по категории «общительность».

Только 10% испытуемых считает важным презентовать себя как общительных людей (см. График 7).

Данный результат, скорее всего, обусловлен спецификой объекта исследования - подчёркивать свою общительность, находясь в процессе общения - не принято. Можно сделать вывод, что 90% испытуемых удовлетворены количеством общения и не ставят основной своей целью поиск новых знакомств.

График 7. Соотношение высоких и низких значений по шкале общительности

Результаты анализа по категории «интеллект».

Здесь мы видим картину, аналогичную результатам по шкале общительности.

И её тоже можно назвать закономерной - для большинства Интернет – пользователей, Интернет – это форма досуга, хобби. В современном обществе, с его обилием интеллектуальных перегрузок, стрессов и потоками информации Интернет – общение носит, очевидно, развлекательный характер, не предъявляя больших требований к интеллектуальным его составляющим.

.

График 8. Значения по шкале интеллекта в выборке.

График 9. «В» интеллект по Кеттелу в выборке

Следует отметить, что доля высокоинтеллектуальных людей в выборке, для определения которой использовался фактор «В» из опросника Кеттела, при этом составляет 77% ( см. График 9), однако, очевидно, большинство из них не считает нужным демонстрировать своё интеллектуальное превосходство.

Таким образом, очевидно, что демонстрация интеллекта – не приоритетная цель Интернет – общения

Результаты анализа по категории «креативность».

График 10. Процентное соотношение креативных и не креативных испытуемых в выборке

Анализ по категории «креативность» дал вполне предсказуемые результаты – только 10% (см. График 10), испытуемых проявляют себя как яркие творческие личности.

Вероятно, отчасти это связано с тем, что значительная часть креативных людей отсеялась на этапе отбора достаточного самораскрывающихся испытуемых, не пройдя ограничения по распределению баллов не менее, чем по трём категориям.

Тем не менее, тот или иной уровень креативности в своей самопрезентации демонстрируют 40% испытуемых (см. График 11), что, безусловно, можно считать достаточно значимым процентом от выборки. Факт анонимности, обезличенности Интернет – общения раскрепощающее влияет на творческие устремления личности, так как шанс, что творчество или творца осудит кто-либо из реального окружения пользователя достаточно невелик.

График 11. Соотношение самораскрывающихся и не самораскрывающихся креативно испытуемых

Результаты анализа по категории «нарциссизм».

По результатам анализа выборки по шкале нарциссизма можно сказать, что он отчётливо выражен у 38% выборки (cм. График 12).

Данный результат вполне ожидаем и закономерен, так как сам факт ведение Интернет – дневника подразумевает некую зацикленность на собственной личности, сверхценности своих переживаний и мыслей, поиске одобрения.

Данная часть пользователей, вероятно, не находя одобрения в реальной жизни, ищет его в Интернет – общении, для которого характерна анонимность и некритичность к участникам.

Более того, сам факт размещения собственного текста в открытом информационном источнике способен приносить личности с нереализованными нарциссическими потребностями некое удовлетворение, создавая иллюзию ценности продуктов её творчества.

Можно сделать вывод, что поиск одобрения, если и не является главной целью Интернет – общения, относится, тем не менее, к его основным целям.

График 12. Выраженность нарциссизма в выборке

Результаты анализа по категории «самоуничижение»

Данная шкала была введена как антипод к шкале нарциссизма, однако, данные исследования показывают, что самоуничижение выражено у 46% пользователей (cм. График 13)..

Следовательно, примерно для половины Интернет – пользователей характерно в своих саморепрезентациях подчёркивать наличие у себя отрицательных черт. Объяснением данному факту в какой-то мере может служить использование личного Интернет – дневника как персонального пространства рефлексии, или же желание Интернет – пользователя сделать свой образ более «жизненным», наделив, в том числе, и отрицательными чертами.

График 13. Выраженность самоуничижения в выборке

Результаты анализа по категории «спонтанное самораскрытие»

Данная категория была сформирована по остаточному принципу для саморепрезентирующих высказываний испытуемых, не подходящих под категории эмоциональности, общительности, интеллектуальности, креативности, нарциссизма и самоуничижения, и содержащих в себе неклассифицируемые факты самоописания.

Как показывает исследование, такие высказывания в незначительном количестве являются нормой – они встречаются у 60% пользователей (cм. График 14). У 19% испытуемых такие высказывания отсутствуют вообще, и для 21% испытуемых характерны сверхзначения по этой шкале.

График 14. Отсутствующее, незначительное и сильное спонтанное самораскрытие в выборке

Далее, мной был проведён корреляционный анализ (cм. Приложение 3), который не выявил никаких значимых корреляций между категориями, выявленными по контент – анализу и факторами шестнадцатифакторного опросника Кеттела. Таким образом, гипотеза о том, что саморепрезентации пользователей будут значительно отличаться от объективно диагностированных факторов их личности полностью подтвердилась.

Однако на уровне тенденции можно выделить две корреляции:

категории «эмоциональность» и фактора F (экспрессивность). Это же соотношение видно из графиков 3 и 4. Люди с высокими значениями по фактору F являются беззаботными, восторженными, невнимательными, беспечными, жизнерадостными, веселыми, импульсивными, подвижными, энергичными, разговорчивыми, откровенными.

категории «креативность» и фактора М (аутия). Люди с высоким значением по фактору М мечтательны, идеалистичны. Наделены богатым воображением, поглощены своими идеями, интересуются искусством, имеют высокий творческий потенциал.

Из этого можно сделать два вывода:

  1. данные выделенные категории адекватны выборке, контент - анализ проведён правильно

  2. то, что корреляция лишь на уровне тенденции – может быть вполне обусловлено недостаточным объёмом выборки.

Вторая гипотеза состояла в том, что будут существовать значительные отличия в саморепрезентации в зависимости от пола. Она полностью подтвердилась – девушки показали себя более самораскрытыми, чем юноши (см. Приложение 3).

Также девушки показали более высокое, чем юноши, значение фактора G (высокое супер - эго) и фактора М (аутия).

Таким образом, полностью подтвердились обе гипотезы исследования.

Попутно, при корелляционном анализе были выявлены следующие отрицательные корреляции:

  • Между возрастом испытуемых и фактором I (Премсия). Люди с высоким значением I - мягкосердечные, нежные, чувствительные, зависимые, осторожные, стремятся к покровительству. Вполне логично, что чем больше возраст, тем меньше подобных проявлений себе позволяет человек.

  • Между возрастом испытуемых и фактором Q (гипотемия). Люди с высоким значением Q полны страха, тревоги, предчувствий, склонны к самобичеванию, не уверены в себе, обеспокоены. С возрастом люди учатся контролировать подобные проявления.

  • Между возрастом испытуемого и фактором Q4 (Высокая эго – напряженность). Люди с высоким значением Q4 собранные, энергичные, раздражительные, обладают высокой мотивацией. Такая мотивированность, собранность, категоричность – весьма характерна для более юных испытуемых и тоже, как правило, затухает в возрастом.

  • Между категориями контент - анализа «креативность» и «самораскрытие». Как уже было отмечено выше, люди, набравшие большое количество баллов в категории «креативность», мечтательны, идеалистичны и замкнуты. Такие качества, как правило, не способствуют успешному общению.

  • Между категориями контент анализа «общительность» и « самоуничижение». Также весьма предсказуемый результат – люди, склонные к самоуничижению, явно испытывают трудности в общении с окружающими.

  • Между категориями контент - анализа «общительность» и « самораскрытие». Достаточно неожиданный результат. Можно сделать вывод, что самораскрытие – не обязательный атрибут общения, и, тем более, общения незнакомых людей.

Существует также нулевая корреляция между возрастом испытуемых и B (интеллект) фактором по Кеттелу, что свидетельствует об отсутствии связи между возрастом и уровнем интеллекта. Это также можно назвать особенностью Интернет – аудитории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по итогам данной работы можно выделить ряд особенностей саморепрезентации в Интернет среде:

Эмоционально презентующие себя люди с большой вероятностью действительно достаточно эмоциональны. Также существуют различия в эмоциональной стороне саморепрезентации в зависимости от пола - девушки презентуют себя более эмоционально.

Из-за коммуникативных особенностей Интернет – среды, даже высоко интеллектуальные люди достаточно редко подчёркивают в своих самопрезентациях интеллектуальную составляющую, как, впрочем, и свою общительность.

Интернет – обширное поле для деятельности креативных пользователей, презентация своих творений – весомая часть коммуникации. Также существует связь между тем, насколько креативно саморепрезентация пользователя и его творческими способностями.

Для весьма солидной части Интернет – аудитории характерны нарциссические высказывания, что обуславливается тем, что истинная значимость заявленных достижений или способностей практически не может быть проверена. Поиск участия, одобрения, похвалы, высокой оценки своих достижений – характерная черта Интернет – общения.

Около половины Интернет – пользователей считает нужным дополнять свою саморепрезентацию теми или иными отрицательными чертами, «каяться» в недостатках. Подчёркивать свою неспособность сделать что-либо. Вполне возможно, что они это делают для предания своему образу реализма, или же в поисках одобрения, своеобразного «отпущения грехов».

Акты спонтанного самораскрытия являются нормой, и присутствуют у подавляющего большинства аудитории, однако для некоторых, очевидно, самораскрытие не являются целью общения – корреляция между шкалами «спонтанное самораскрытие» и «общительность» - отрицательная.

Полностью подтвердились обе гипотезы исследования, а также был выделен ряд сопутствующих корреляций.

Подытоживая результаты работы, хотелось бы заметить, что при общении посредством Интернета не следует доверять саморепрезентативному образу собеседника, так как он, как показывает исследование, весьма отдалённо соответствует действительности.

Заявления собеседника могут носить откровенный, провокационный или эпатирующий характер, но также не иметь отношения к его реальным переживаниям и чувствам. Это порождает дуализм Интернет общения – анонимность располагает к откровенности, однако невозможно проверить, насколько на самом деле правдив и откровенен собеседник.

Следует также быть готовым к тому, что собеседник дезинформировал Вас относительно своего пола или возраста. Так, при проведении данного исследования, было выяснено, что саморепрезентируемый пол трёх испытуемых не соответствовал их реальному полу.

Некритичное отношение собеседников, анонимность, свобода высказываний и творчества, широкие возможности для общения, обмена информацией, игрового поведения – всё это особенности Интернет – общения, однако в них таится опасность. Хотя феномен Интернет – аддикции является весьма спорным, нельзя исключать существование данного явления, патологическая зависимость от Интернет общения – серьёзная угроза, о которой не стоит забывать.

В последнее время широкое распространение получила практика психологических консультаций через Интернет, и это не может не вызывать опасений - ведь возможности проверить, действительно ли психолог - это человек с надлежащим образованием, а не пользователь, который решил принять на себя роль психолога нет. С другой стороны, психолог консультант не может быть уверен, что разговаривает с реальным человеком, а не с удачно составленной саморепрезентацией пользователя, не имеющей отношения к его объективным личностным особенностям или проблемам. Кроме того, за рамками такого общения остаётся такая немаловажная часть консультативного процесса, как эмпатия.

Таким образом, на данном этапе развития Интернет – общения, способов разобраться, является ли саморепрезентация пользователя искусно выдуманной «пустышкой» или отражает его объективные особенности, чувства, эмоции - не существует.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология. № 4. С. 14-20.

  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета// /internet/ecology/02.stm

  3. Астафьев В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет // Конференция "Психология XXI века" (Санкт-Петербург, 24.04.2001 - 26.04.2003) Секция: "Психология общества". Доклад. /texts/astaf3_print.htm

  4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал Т. 19, 1998. № 1. С. 89-100.

  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е.Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11-39.

  6. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 395-430.

  7. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. Т.20. #1. 1999 С.126-132.

  8. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Конференция на портале "Аудиториум". "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" (01.02.2001 - 01.05.2001).

  9. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // "Вопросы философии", № 11. 2001. С. 64-79.

  10. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Сборник "Интернет и российское общество» / / Под редакцией И.Семенова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2002, 279 с.

  11. Войскунский А.Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М. Г. Ярошевского и О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1987. C. 139—158.

  12. Войскунский А.Е. Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании // Конференция на портале "Аудиториум". "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" (01.02.2001 - 01.05.2001).

  13. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Тезисы.. М.: Экопсицентр РОСС. С. 240-245.

  14. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. С. 251-253.

  15. Войскунский А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопросы психологии. 1991. № 6. C. 142—147.

  16. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. С. 100-131.

  17. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический Журнал. 2000. Т.21. № 2. С. 75-78.

  18. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII / Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО. 2000. С. 431-460.

  19. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // /articles/netpsy/strategy

  20. Залесский П., Спектор М. (1999). Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7-8, с. 42-44.

  21. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.

  22. Садовничий В. А. Васенин. В. А, Мокроусов А. А., Тутубалин А. В. // Российский Интернет в цифрах и фактах М., 1999.

  23. Сатин Д.К. Интернет как среда проведения психологических исследований // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС. С. 262.

  24. Силаева В. Л. Специфика общения в Сети // Интернет-конференция Социология и Интернет: перспективные направления исследования

  25. Тихомиров O.K. (1993). Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психолоческий журнал. Т. 14. № 1,. С. 114-119.

  26. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 31-42.

  27. Федорова Н.А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности

  28. Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №2. С. 64-79.

  29. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование "Я" в опосредствованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е.Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 40-54.

  30. Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы // Источник: Электронный журнал "Суфий". /texts/chebot.htm

  31. Чудова Н.В. Особенности образа Я "жителя" Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Тезисы.. М.: Экопсицентр РОСС. С. 269-270.

  32. Чудова Н.В. Особенности образа Я "жителя" Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Тезисы.. М.: Экопсицентр РОСС. С. 269-270.

  33. Шевченко И. С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении // Конференция на портале "Аудиториум". "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" (01.02.2001 - 01.05.2001) Секция 4. Особенности идентичности у пользователей Интернета. Доклад. /texts/shev1.htm

  34. Шмелев А.Г., Рыхлевская Е.И., Ларионов А.Г. Психологические аспекты самопрезентации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии(Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Тезисы. М., 2000. С. 270-271.

  35. /wiki/Аватар_(интернет) - свободная многоязычная энциклопедия

  36. /wiki/Блог - свободная многоязычная энциклопедия

  37. /wiki/Троллинг - свободная многоязычная энциклопедия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Ионин Социология в обществе знаний

    Документ
    Современное общество принято называть информационным обществом или обществом знаний. О том, какой смысл следует придавать этим терминам, говорится в первой части работы.
  2. Социологическое общество им. М. М

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189
  3. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  4. Философия о знании и познании: актуальные проблемы Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1819 июня 2010) Ульяновск 2010

    Документ
    Философия о знании и познании: актуальные проблемы: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 18-19 июня 2010)/ Под ред. Н.Г. Баранец, А.

Другие похожие документы..