Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В апреле 1942 года на станции Кротовка Куйбышевской области формировалась 118 отдельная стрелковая бригада, в ее состав были направлены бойцы Коммуни...полностью>>
'Документ'
Дмитро Іванович Чижевський по праву належить до кола найвидатніших українських інтелектуалістів XX століття. Він народився 23 березня 1894 року в міс...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится мая 2007 года в часов на заседании диссертационного совета КМ.212.009.02 при Астраханском государственном университете по адресу: 41...полностью>>
'Закон'
Фахівцями міської санітарної служби протягом квітня-травня 2011 року проведена перевірка дотримання санітарного законодавства при виробництві та реал...полностью>>

Тема: «развитие творческих способностей учащихся старших классов на уроке литературы»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

МОУ «Озерно – Кузнецовская СОШ»

учитель русского языка и литературы Кикавская Любовь Михайловна

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ»

Перечень модулей:

I. Теоретическая интерпретация опыта

  1. Условия формирования опыта.

  2. Актуальность.

  3. Практическая значимость

  4. Результативность опыта

  1. Использование собственного опыта.

1. Сочинения разных жанров.

2. Уроки творчества.

  1. Творческие задания.

III. Приложение

1.Творческие работы учащихся

  • Страница из дневника Е. Базарова

  • Сочинение – картинка по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • Монолог учителя

  • Письмо Петруши Гринева своим родителям

  • Письмо Татьяне

  • Диалог с Е. Базаровым

  • Монолог Чацкого

I. Теоретическая интерпретация опыта

1.Условия формирования опыта.

В течение 17 лет работаю учителем русского языка и литературы в общеобразовательной средней школе.

Школьный курс литературы представляет огромный материал, который использую для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. Через овладение содержанием художественного произведения приобщаю ребят к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом оказываю положительное влияние на формирование личности ученика.

Главное назначение уроков литературы вижу в проникновении в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредотачиваю внимание не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, - на образах персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход считаю принципиально важным как с точки зрения полноценного восприятия художественного произведения, так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении и в повседневной жизни.

Знакомясь с новым классом, изучаю и анализирую уровень подготовки каждого ученика. В дальнейшем систематически провожу индивидуальную работу, готовлю дифференцированные задания. Стараюсь создать атмосферу доброжелательности в отношениях, основанную на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, его переживаниям. Имею свой кабинет, в котором мною накоплен и систематизирован большой дидактический материал как по литературе, так и по русскому языку. Тема самообразования «Творческие работы на уроках литературы».

2. Актуальность.

В структуре экзаменационной работы по литературе выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников.

В первой и второй частях испытаний проверяется знакомство учащихся с содержанием литературных произведений, их осведомлённость в курсе литературы. Предлагается выполнение заданий, включающих вопросы по произведениям, указанным обязательным минимумом содержания литературного образования. Проверяется знакомство выпускников с основными элементами содержания и формы произведений (тематика, герои и события, особенности повествования (проза), лирический герой, поэтическая интонация (поэзия), художественные средства изображения и др.), а также с некоторыми основными фактами историко-литературного характера (авторство, название произведения, время написания, время, изображённое в произведении, исторические реалии эпохи и др.). Предлагаются задания с выбором ответа или краткими свободными ответами.

В третьей части испытаний проверяется умение построить связное содержательное высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса, охватывающие эпохи литературного развития: 1 – по произведениям первой половины XIX века, 1 – по произведениям второй половины XIX века, 1 – по произведениям XX века. Выпускник

выбирает один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая суждения текстом произведения (по памяти), обращаясь к отдельным сторонам художественной формы изображённого. Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен понять, предложив свою версию его разрешения. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся.

Фактически ответ на вопрос проблемного характера о литературном произведении является мини-сочинением.

В третьей части испытаний проверяется также умение истолковать фрагмент текста изученного литературного произведения (прозаического или драматического) или стихотворения. Цель работы – обнаружить общий идейный смысл текста, связав его с проблематикой произведения, объяснить мотивы поведения, характеры или отношения героев, осмыслить художественное своеобразие текста, особенности авторской манеры изображения, эмоциональный тон стихотворения, мысли и чувства лирического героя. Практика массовых проверок показала, что выполнение работ такого типа требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины.

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения.

Современный этап методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.

Двоякая цель проведения ЕГЭ – аттестовать выпускника общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы.

Задание С – задание с открытым развернутым ответом, - это сочинение – рассуждение ( отзыв, рецензия, эссе) на основе предложенного текста. Эта часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основе сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. Чтобы выпускник успешно выдержал экзамен, как по литературе, так и по русскому языку, его необходимо к нему готовить. Одним из средств подготовки является систематическое использование творческих заданий на уроках.

3. Практическая значимость.

Литература – это искусство слова. Владеет этим искусством сполна только настоящий писатель. Но даже дети, когда сочиняют стихи, рассказы, сказки и ищут нужные слова, испытывают «муки творчества», великому умению – выражать свои мысли и чувства. Тот, кто умеет оригинально изъясняться, проявит и большую оригинальность в мышлении.

Выше описанные творческие работы помогают учащимся основательно приготовиться к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, способствуют развитию у детей:

а) поэтического восприятия действительности;

б) образной памяти;

в) образного мышления;

г) творческого воображения;

д) наблюдательности;

е) умения точно и выразительно передавать свои мысли и чувства через слова;

4. Результативность опыта.

Невозможно измерить результат творческой работы в баллах или процентах, но никакая деятельность не проходит бесследно, тем более творческая.

Используя в своей практике разные виды творческих работ, первое и очень важное, что я заметила, ученики перестали бояться сочинения. Стали спокойнее воспринимать задания такого рода, а некоторые даже с радостью выполняют, потому что лишь творческие работы дают возможность избежать стандартности и проявить свою индивидуальность.

Интерес к предмету вырос, качество знаний составляет 60 - 65 %, учащиеся выбирают предмет для сдачи выпускных экзаменов. Ученики активно участвуют в различных литературных конкурсах (как школьных, так и районных). Пишут стихи и заметки в школьную газету и «Трудовую славу». В 2001 году Казаков Александр ученик 10 класса занял призовое место в краевом конкурсе «Письмо зарубежному другу». Выпускники, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, с заданием С справились все. Автор опыта имеет выпускников, окончивших школу с серебряной медалью.

II. Использование собственного опыта.

Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявлять интереса.

Задача учителя литературы – создать условия для развития и творчества, помочь ребенку увидеть необычное в повседневном, поверить в себя, в свою индивидуальность, научить творить; стимулировать интерес школьников к самостоятельной творческой деятельности; формировать креативное мышление, а также направлять учебную деятельность школьника на создание творческого продукта (коллективного или индивидуального)

Для решения этих задач на уроках литературы я предлагаю ученикам творческие работы и задания творческого характера.

Творческая работа по литературе может представлять собой сочинение, которое выполнено в форме одного из указанных жанров. В сочинении ученик должен проявить: а) знание текста художественного произведения и творчества избранного автора, б) свободное ориентирование в материале, в) умение изложить его в строго заданной форме, проявив при этом способность «мыслить» в духе автора, не отступая от оригинала, т. е. художественного произведения.

Типы творческих работ и примерные темы сочинений даются заранее. Ученик готовится самостоятельно.

1.Сочинения разных жанров

Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие и др.

РЕЦЕНЗИЯ – такой вид творческой работы, который предполагает рассмотрение, исследование, анализ художественного произведения. Назначение рецензии - дать, во-первых, характеристику, во-вторых - оценку произведения. Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики. Рецензия не исключает отражения личных вкусов автора. В обучении рецензированию важно не забывать и о других речевых жанрах близких к рецензии. Ими являются: библиографическая заметка, эссе, отзыв, развернутая аннотация, литературно-критическая статья.

Эффективность обучения рецензированию во многом зависит от последовательности и

системности проводимой работы. Но именно последовательность и системность труднее всего обеспечить. Рецензии на устные ответы и на сочинения товарищей широко используются в школьной практике и даже вошли в современные учебники (например, учебник «Русская речь» Е.И. Никитиной). Рецензиям на литературные произведения тоже уделяется сейчас много внимания, но такую работу рекомендуют проводить только в

старших классах. А что же рецензировать ученикам 8–9-х классов? Сочинения – уже слишком просто, да и скучно, литературные произведения – рано и сложно. Я предлагаю научить детей рецензировать творческие работы одноклассников. Необходимо пояснить, что я называю творческими работами. Несомненно, любую учебную работу школьника можно назвать творческой. Но среди разнообразных сочинений, основанных и на литературном материале, и на жизненном опыте, резко выделяются работы с самостоятельно придуманным сюжетом, оригинальным жанровым решением, индивидуальным стилем. Это могут быть эссе, дневниковые записи, путевые заметки, стихотворения, поэмы, пьесы и т.п., разнообразные по теме, а главное – непредсказуемые по содержанию. К таким работам нельзя подходить с позиций традиционного сочинения. Я называю их творческими работами и предлагаю условно рассматривать как литературное произведение. Этот материал удобен для рецензирования, так как очень интересен, но достаточно прост. В то же время это учебный материал, который может использоваться более свободно, чем литературное произведение. Это способствует большей самостоятельности учащихся. Кроме того, детские работы, как правило, не очень сложны для анализа, и практика показывает, что ученики во время анализа гораздо глубже проникают в текст, чем сам автор. Итак, целесообразно предложить такую последовательность работы:

5-й класс – устные рецензии на ответ товарища;

6–7-й классы – рецензии на сочинение товарища;

8–9-й классы – рецензии на творческие работы одноклассников;

10–11-й классы – рецензии на произведения современной литературы.

К 8-му классу учащиеся знакомы с понятием «рецензия». Предваряя специальный разговор о рецензировании, я предлагаю восьмиклассникам написать рецензию на творческую работу товарища самостоятельно. Выполнение этого задания заставит

учащихся понять, что к творческой работе нельзя подходить как к обычному сочинению.

Задача первого занятия – показать различия между рецензией на сочинение и рецензией на творческую работу. В хорошо подготовленном классе с этой задачей могут справиться и сами ученики. Основные отличия определяются изменившимся предметом анализа: теперь перед учениками работа, которую можно рассматривать как литературное произведение, а значит, ее надо анализировать с позиций литературоведения: определить тему, идею, жанр, рассмотреть сюжет, композицию, систему образов, обратить внимание на особенности языка и стиля произведения (эта терминология уже хорошо известна восьмиклассникам). Меняется представление об адресанте: это уже не просто одноклассник, это автор-писатель, следовательно, и адресат не только товарищ, а и читатель, критик. В этом есть элемент игры, но игры серьезной, и ее правила, учащиеся с удовольствием принимают.

Помимо постановки задачи и уточнения коммуникативного намерения, на этом же занятии необходимо выделить обязательные структурные компоненты рецензии, которые в том или ином объеме должны быть представлены в ученической рецензии. Некоторые

компоненты можно уточнить, предлагая самим школьникам выбрать, на чем лучше остановить свое внимание.

1. Представление произведения. Общая характеристика-оценка.

2. Анализ содержания:

• тема и основная идея;
• сюжет;
• система образов (в том числе образ автора, рассказчика);
• роль заглавия и эпиграфа;
• особенности жанра.

3. Анализ формы:

• композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов);
• особенности языка и стиля.

4. Общая оценка произведения.

5. Пожелания другим читателям (возможно, и автору).

В качестве домашнего задания предлагаю написать рецензию на творческую работу ученика (работы мною просмотрены , но оценки не выставлены, чтобы они не влияли на суждения учеников). В зависимости от особенностей класса работы раздаю по желанию, попарно или произвольно.

. Ученики внимательнее относятся к анализируемому тексту, чаще используют литературоведческие темы, уменьшился объем пересказа. Но существенным недостатком оказалась бедность языка, однообразие синтаксических конструкций, ошибочное использование литературоведческих понятий. Это определило содержание следующего занятия.

На втором занятии после анализа рецензий предлагаю ученикам познакомиться с типичными речевыми конструкциями, наиболее часто встречающимися в рецензиях.

Речевые конструкции, написанные на доске или на плакатах, сгруппированы по смысловому единству и представляют собой речевые модели различных структурных компонентов рецензии. Напоминаю, что мы учимся писать «настоящие» рецензии, поэтому будем называть одноклассника автором, себя считать критиком.

Об авторе

Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

 О сюжете

Это рассказ о...

Сюжет построен так, что...

Центральной сюжетной линией стала...

В центре внимания автора...

О героях

Герой-рассказчик пытается объяснить...

Автор населил свои книги героями (людьми...) Мир, в котором живут герои...

Главный герой есть...

Его герой...

 

О впечатлениях от произведения

Первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

Книга поражает (удивляет...)

 

О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.

Заложена стержневая тема о...

Автор пишет о...

Много места уделено проблеме...

Проблематику можно было бы определить как...

 

Об авторской позиции

Автор не определился (с чем?)

Писатель предпочел (что? чему?)

Он (автор) скрупулезно анализирует...

Автор приоткрывает...

Вывод неожидан.

Интересно для нас предложение автора о...

Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

Учитывая стиль произведения...

Удачна композиция.

Автор предпочел обычному рассказу жанр...

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Интересны речевые характеристики героев.

 

Критические замечания

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Позволю себе с ним не согласиться.

Нельзя исключать (не учитывать) и...

В отличие от автора, я считаю, что...

Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Писатель упускает из виду (пренебрегает).

Конечно, эти модели далеко не полны. Учитель может расширить их, изменить, упростить или усложнить, но они очень важны для обучения речевым жанрам. Типичные речевые конструкции позволяют ученикам выбрать подходящее слово, синтаксическую модель, облегчают конструирование текста и подталкивают к самостоятельному творчеству.

На этом этапе работы целесообразны следующие упражнения:

  • Найди и исправь ошибки.

1) В поэме уместилось глубокое воплощение образа главного героя.

2) Поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каж­дому.

3) После первой же встречи их отношения стали холодными и вражескими.

4) Герой пускается в пространственные рассуждения о труд­ностях крестьянской жизни.

5) В повести мы часто встречаем описание природы. С замеча­тельным мастером писатель описал грозу.

6) В образах, изображенных писателем, ясно отразились черты реальных участников событий.

7) В комедии «Ревизор» Гоголь нарисовал жизнь уездного городка. Писатель сатирически рисует быт и нравы чиновничьей среды. Он рисует круг интересов чиновников, рисует их отношение к службе, государю, народу. Речь действующих лиц точно характеризует их характеры.

Ошибки, связанные со словом тема.

(Сравните значение слов: тема, проблема, основная мысль, тематика, задача, цикл произведении).

1) Из темы свободы у Пушкина я хочу проанализировать лишь три стихотворения.

2) Основной темой Есенина было описание родной природы.

3) Большое внимание в романе уделяется теме нравственности.

4) Тема войны - основная мысль этого произведения.

5) Трудно что-то новое добавить к теме любви.

6) Автор прекрасно решает трудную тему труда.

7) Для описания этой темы материнской любви автор выбрал самые нежные, искренние слова.

Составьте словосочетания: глагол + существительное.

Скакать, говорить, рассказать, высказать, пересказать, сообщить, изложить, ответить, спросить, задать, поставить, пересказ, привести, составить, упомянуть, назвать, прочитать, доложить, произнести, сделать, указать

Речь, слово, мнение, выступление, высказывание, сообщение, ответ, вопрос, задание, пример, сказку, басню, стихотворение, рассказ, текст, тема, доклад, содержание, поэта, поэму

  • Продолжить или составить предложения с 5–6 речевыми конструкциями.

  • Составить микротекст по одному из структурных компонентов рецензии, используя типичные речевые конструкции, на основе рецензируемой творческой работы

  • Словарная работа.

Образ – внешний вид, облик кого-либо, в художественном литературе картина человеческой жизни, изображенная писателем.

Прекрасный Представить

Нежный Увидеть

Незабываемый Помнить

Яркий Хранить

Светлый Вспоминать

Живой Возник

Любимый Остался

Милый Исчезнуть

Типичный Предстал

Обобщенный

литературный

Образ

Матери Сконструируй 5-6 Друга предложений со словом Будущего образ, используя

Прошлого данные слова.

Детства

В сердце

В памяти

Героя

Идея – это …

Приведи примеры прилага- Приведи примеры
тельных, которые сочета глаголов,

ются со словом идея. которые

сочетаются со

словом идея.

ИДЕЯ

Приведи примеры Сконструируй

существительных в несколько

косвенных падежах, предложений со словом

которые сочетаются со идея, используя

словом идея. придуманные слова.

  • Отредактировать свою рецензию.

Результаты, свидетельствуют о том, что предложенный подход позволяет учащимся освоить конкретные навыки рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять

разнообразные речевые конструкции.

После того как результаты работы над такими рецензиями становятся удовлетворительными, задания постепенно усложняются.

Рецензии на творческие работы могут стать важным звеном в обучении рецензированию. Если в 8–9-х классах провести такую работу, то можно быть уверенным, что в 10–11-х классах учащиеся справятся с более сложным материалом и будут хорошо подготовлены к выпускным и вступительным испытаниям по русскому языку и литературе.

  ЭССЕ - размышление, навеянное чтением книги. Жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем подробнее. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе - не только рассказчик, повествователь, но и … герой. Скорее «самовыражение» эссеиста, чем истолкование прочитанного. Автор свободно трактует проблемы, аргументации выводов, он может непосредственно обратиться к читателю, рассказать о своих переживаниях, подчеркнуть собственное отношение к описываемому, используя при этом яркие языковые средства. Сочинение в жанре эссе требует всестороннего знания фактического материала и определённого мастерства.

Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.
      Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть и такой термин - "авторская проза".
      Литературный энциклопедический словарь (М., 1987) сообщает нам, что эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо…

Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
      Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо.

Тематика этих сочинений очень разнообразна. В центре внимания пишущего эссе может быть не только прозаическое произведение («Мои размышления над содержанием притчи о сеятеле» - 9 класс, «Кто я – Ларра или Данко?» - 11 класс), но и поэтическое (« Прекрасная Дама – кто она?» - 11 класс). Как конкретное произведение («Читая «Капитанскую дочку»…- 8 класс), так и несколько сразу («Заключительное слово о произведениях Куприна» - 11 класс). Или тема общего характера («Мой Пушкин» - 9 класс «Мой любимый поэт «серебряного века» - 11 класс)

СОЧИНЕНИЕ - ДНЕВНИК - форма повествования от первого лица в виде периодических записей. Типы дневников: дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.

Сочинение-дневник - это один из видов эпистолярного жанра, в отличие от письма не имеет адресата. Чаще всего личные дневники пишутся «для себя», т.е. не предназначаются для посторонних глаз.

На первом уроке после знакомства с главными персонажами произведения я предлагаю ученикам вести дневник от лица того или иного героя, при этом они не должны искажать события, описанные в произведении, и обязаны сохранить стиль писателя. Например, в 9 классе - «Дневник Евгения Онегина», в 10 - «Дневниковые записи Родиона Раскольникова», «Страничка из дневника Евгения Базарова».

(III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Страница из дневника Е. Базарова)

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развёрнутыми, вдумчивыми и оригинальными суждениями, такие работы дают возможность почувствовать себя на месте героя, как бы приблизиться к нему.

Ребятам я даю примерную памятку, которая поможет им написать сочинение в жанре дневника:

- определи цель (для чего писать);

- повествование веди от первого лица;

- полно, глубоко и объективно освещай события, описывай факты;

- выражай свои мысли, взгляды, впечатления (а также других людей в зависимости от замысла);

- выбери стиль изложения (если нужно строго соблюдай стиль того произведения, на основе которого выполняешь творческую работу).

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. Сочинение основано на игре воображения и представляет собой цикл иллюстраций к художественному произведению. Своеобразие жанра этого сочинения заключается в том, что этих иллюстраций в действительности не существует. Это «словесное» рисование, форма пластического выражения впечатления от книги, от чтения.

Следует выделить несколько типов таких «картинок». Выделение основано на отношении к материалу.

1. Сочинение может быть выполнено как описание эпизодов произведения, но, в отличие от пересказа, здесь преобладает принцип «остановись мгновение», «застывшей картины» и доминирует живописание, т. е. подробное воспроизведение предмета или его описание. Хорошо такую творческую работу проводить в 7 – 8 классах, используя «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

2. Сочинение может быть написано в форме свободного фантазирования по мотивам заданного произведения. Ученик может выступать «соавтором» писателя, прочертить дальнейшие судьбы героев, т. е. «дописать» эпизоды, которых нет в произведении. Ученики с удовольствием выполняют задание такого вида, используя, например, текст поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», представляя «семь временно обязанных» в 21 веке. (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Сочинение – картинка… ) Также ребята пытаются на месте одного из персонажей произведения представить другое лицо. Знаменитый монолог Фамусова из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» превращается ими в монолог, например, учителя (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Монолог учителя ).

3. Сочинение может сводиться к «переписыванию» произведения заново. Соавторство

в данном случае представляет собой вторжение в художественный мир произведения и

разыгрывание одной из ролей персонажей произведения (перевоплощение в персонаж) или выступление в роли героя, которого нет. Для такой творческой работы в 9 классе рекомендую комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в 10 – поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛА СУДА ИЛИ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. Работа предполагает разыгрывание автором сочинения в роли журналиста, репортера. Сочинение может быть точным произведением ситуации в сиюминутной или ретроспективной форме. Это может быть опрос свидетелей, проведение психологического эксперимента, выдвижение версий или опровержение.

Еще в 7 классе на уроках развития речи ученики учатся писать сочинение в жанре интервью, тогда же знакомлю их с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью». Эта памятка присутствует и на уроках в старших классах.

Чтобы ученики смогли попробовать себя в роли журналиста, репортера или следователя, предлагаю учащимся 10 класса погрузиться в мир «Грозы» А. Н. Островского или « Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.

Фрагмент урока

  1. Повторение.

    • сообщение ученика, который дома работал со словарем над понятием «интервью»;

    • сообщение учителя о типовой композиции интервью:

В интервью обычно различают три части.

Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.

Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью. Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, благодарит за беседу (иногда высказывает добрые пожелания).

  • работа с памяткой

Как работать над сочинением в жанре интервью.

1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

2. 1) Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность.

2) Проведите беседу; запишите её основное содержание.

3) Прочитайте запись; определите основную мысль интервью;

озаглавьте его.

3. Напишите вступление и заключительную часть.

4. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте.

5. Приступайте к беседе.

6. Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.

7. Аккуратно перепишите сочинение.

  1. Работа над интервью

Ученики работают в парах: один из них, например, выступает в роли журналиста (задает интересующие его вопросы), другой – является либо пострадавшим, либо обвиняемым.

К концу урока прочитываю черновики, выбираю 2-3 лучших работы. Они будут записаны на магнитофон, чтобы на следующем уроки их могли послушать все ученики класса. Записи не только будем слушать, но и, конечно, рецензировать

4. Задание на дом: аккуратно перепишите сочинение в тетрадь.

ПИСЬМО. Сочинение должно быть написано в эпистолярной форме. В нем автор может рассказывать о самом сокровенном, анализировать и сообщать пережитое от встреч с искусством. К эпистолярному жанру относятся дружеские письма, письма воображаемому оппоненту, какому-либо лицу, жившему в прошлом. Эпистола( в переводе )-устное письмо, послание.

В качестве автора письма может выступать литературный герой, в тексте произведения этого письма не писавший. Например, Петр Гринев из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» пишет своим родителям (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Письмо Петруши Гринева…) или Катерина из пьесы Островского «Гроза». Письмо также может быть адресовано одному из героев произведения, такие письма ученики пишут Наташе Ростовой, Родиону Раскольникову, Татьяне Лариной. (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Письмо Татьяне) Содержание письма должно раскрывать мир чувств и переживаний литературного героя (в соответствии с его психологическим обликом, заданным писателем), содержать размышления о событиях и персонажах соответствующего произведения. Письмо может «дописать» или уточнить некоторые сюжетные ходы и ситуации, объяснить мотивы поведения героя.

СВИДАНИЕ. При написании этого типа сочинения ученику необходимо модулировать ситуацию своего свидания с литературным героем (в хронологии произведения или перенеся его в сегодняшнюю реальность). Возможен вариант воссоздания сцены свидания, имеющей место в художественном произведении. В таком случае ученик должен вообразить себя на месте одного из героев и «переписать» сцену свидания в соответствии со своим отношением к происходящему, своим жизненным опытом, измениться форма повествования (повествование от третьего лица заменено формой изложения от первого лица). Эта творческая работа не каждому удается, но все же некоторые ребята успешно справляются и с ней. Воображаемые свидания описывают не только с героями произведения, но и с их авторами.

ДИАЛОГ. В сочинении необходимо сконструировать диалог с воображаемым оппонентом (писателем, критиком, литературным героем), позиция которого вызывает несогласие. Сочинение должно быть написано от первого лица, ответные реплики могут быть оформлены в виде прямой или косвенной речи

Важно чтобы позиция оппонента соответствовала изложенной позиции в тексте – источнике. Данную творческую работу я называю еще «Диалог, которого нет»

Ученики охотно спорят с Печориным, Раскольниковым, Базаровым (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Диалог с Е. Базаровым).

Другой вариант диалога может представлять собой спор двух литературных героев из

разных произведений, взгляды которых по тем или иным вопросам противоположны. Наиболее интересным и содержательным может стать спор между героями, один из которых задуман и создан автором в результате полемики с писателем – предшественником или современником.

В качестве оппонента могут также выступать сами писатели или литературные критики, придерживающиеся разных эстетических или идеологических взглядов. В таком случае

необходимо сконструировать ситуацию их встречи, автор сочинения при этом может взять на себя роль одного из оппонентов или выступить в роли свидетеля спора (соответственно оформив диалог синтаксически).

МОНОЛОГ. Сочинение, написанное в форме монолога, может представлять собой исповедь литературного героя: как покаяние в грехах (Р. Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), откровенное признание в чем – либо (Е. Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», А. Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»), сообщение своих мыслей, взглядов (А. Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Монолог Чацкого).

2. Уроки творчества

Уроки творчества обычно провожу после изучения произведения, когда ученики уже владеют всем учебным материалом и нужной, на данное время, информацией. Уроки такого типа развивают и образное видение, и творческое мышление, дают представление об уровне понимания и восприятия учащимися того или иного произведения, о языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции. Они являются прекрасным средством обобщения знаний ребят об эпохе, авторе и его творчестве.

Приведу фрагмент урока творчества по роману Тургенева «Отцы и дети».

Класс делю на 5-6 групп (в зависимости от количества детей в классе). Каждой группе предлагаю задание и назначаю того, кто будет давать рецензию.

Задание для 1 группы.

Составьте не менее 15 вопросов (и ответов) для викторины, связанных с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.

Задание для 2 группы.

Составьте кроссворд ( с ответами ) по творчеству И. С. Тургенева ( не менее 20 слов).

Задание для 3 группы.

Нарисуйте герб Базарова ( Кирсанова П. П.). Подберите для него девиз. На обороте герба сделайте подробное описание.

Подсказка.

Продумайте: форму герба, цветовую гамму, девиз, использование

символических фигур, соответствие герба характеру героев, общее впечатление,

эстетическое оформление

Задание для 4 группы.

Перечитайте главу 13, выявив особенности речи Ситникова и Кукшиной.

Напишите отсутствующий эпизод «Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове».

Подсказка.

Обратите внимание на предмет беседы, отношение к нему со стороны говорящих.

Понаблюдайте над лексикой, интонацией, речевыми и грамматическими конструкциями.

Задание для 5 группы.

Учитывая речевые особенности языка Базарова, сделайте дневниковую запись от его лица, отражающую любой период его жизни: в Марьино, в Никольском, перед смертью.

Подсказка.

Помните о соответствии речевой характеристики героя (темы, лексики, интонации), особенностях характера героя.

Заранее готовлю планы рецензий для 3-5 группы. После представления работ каждой группой рецензенты высказывают своё мнение, оценивая результат деятельности каждого.

План рецензии на задание 3 группы

  1. Форма герба

  2. Цветовая гамма

  3. Использование символических фигур

  4. Девиз

  5. Соответствие герба характерам героев

  6. Общее впечатление

  7. Дополнения и предложения

План рецензии на задание 4 группы

  1. Соответствие теме задания

  2. Узнаваемость речевой характеристики (лексика, интонация)

  1. Соответствие авторскому стилю

  2. Узнаваемость героя

  3. Общее впечатление ( речевые и грамматические ошибки)

  4. Пожелания, оценка

План рецензии на задание 5 группы

1. Соответствие речевой характеристики героя ( тема, лексика, интонация)

2. Соответствие логике характера героя

  1. Соответствие авторскому стилю

  2. Общее впечатление (речевые и грамматические ошибки)

  3. Пожелания, оценка

Фрагмент урока литературы, посвященного творчеству А. Блока, по теме: «Мелодии классической гармонии и буйных ритмов революции»

Организация работы на уроке – групповая.

Предварительное домашнее задание.

  1. Выбрать из дополнительной литературы для рассказа на уроке наиболее яркие, особенно запоминающие вам «страницы» из творческой жизни А. Блока, раскрывающие поэта как личность неповторимую.

  2. Составить один вопрос проблемного характера по творчеству А. Блока.

3. Подготовить рукописную книгу «Мой томик стихов А. Блока» (Задание можно быть как индивидуальным, так и групповым).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Обсуждение эпиграфа

- Постановка задач.

- Рассказ учителя о карточках контроля.

  1. Отправление по станциям.

  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

  • ОСТВАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ.

  • ТЕКСТОВАЯ. ТВОРЧЕСКАЯ.

Организация работы. Учащиеся представляют коллективный труд от группы – книгу «Мой томик стихов А. Блока».

Структура книги.

Вступительная статья

Содержание из 10 стихотворений.

Комментарий одного из них.

Послесловие.

  1. Итог урока.

Фрагмент урока литературы в 9 классе по теме: «Язык комедии Грибоедова».

Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Сообщение ученика об отношении А. С. Грибоедова к родному языку и культуре.

    3. Чтение наизусть монолога: «В той комнате незначащая встреча…» и его анализ

    4. Знакомство с воспоминаниями В. Ф. Одоевского

    5. Сообщение ученика по теме: «Язык Фамусова»

    6. Сообщение ученика по теме: «Язык Чацкого»

    7. Работа в группах

Задание.

По данным на карточках репликах определить персонаж комедии, которому эти реплики принадлежат. Выявить характерные особенности речи этого персонажа.

Карточка для 1 группы

Час битый ехала с Покровки, силы нет

Вели их накормить, дружочек мой, ужо.

Ведь создал же Господь такое племя!

Черт сущий…

Ух! Я точнехонько избавилась от петли…

Прощайте, батенька, пора б перебеситься…

Карточка для 2 группы

По-прежнему-с…

С бумаги-с…

Нет-с, свой талант у всех…

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по архивам,

Три награжденья получил…

Мне так довелось с приятностью прочесть…

Карточка для 3 группы

Искусно как коснулись вы

Предубеждения Москвы К любимцам, к гвардии, к гвардейцам,

к гвардейцам…

взглянуть, как треснулся он –

грудью или боком? -..

Мы с нею вместе не служили…

Карточка для 4 группы

Я видела из глаз…

Я полагала вас далеко от Москвы…

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!…

Какой эшарп cousin мне подарил!..

Задание для любознательных

Напишите другие карточки с репликами персонажей, укажите признаки речевой манеры.

    1. Проверка домашнего задания

(Ребята составляли список выражений комедии, превратившихся в афоризмы по темам: служба, образование, общественное мнение, воспитание, любовь, брак и т.д.)

    1. Заключительное слово учителя.

    2. Домашнее задание.

3. Творческие задания

Система творческих заданий строится на основе художественной деятельности учащихся, ее структура связана с фазами художественного восприятия и постижения произведения литературы, причем система предусматривает включение в нее заданий, в которых творчество выступает в двух функциях: эстетической и эвристической.

Творческие задания должны стимулировать  мышление учащихся, поэтому и строятся с

учетом эвристической функции творчества. Эта группа заданий может включать в себя практически все виды творческой деятельности. Выбор того или иного вида задания связан с художественными особенностями изучаемого произведения.

Приведу примеры творческих заданий.

Задание 1. Напишите статью «Детектив» для словаря литературоведческих терминов (с обращением для примеров к конкретным текстам)

Задание 2 связано с ассоциацией. Ассоциация - такая связь идей, представлений, при которой одно вызывает в сознании другое благодаря их сходству, смежности или противоположности.

Виды работ по ассоциативным представлениям:

Слуховая  ассоциация - ощущения, представления,  возникающие в процессе восприятия музыкального произведения. Учащимся предлагаю прослушать фрагмент «Осень» из сюиты «Школьный праздник» Ю. А. Левитина или третью часть из Первой симфонии Чайковского. Даю задание: написать сочинение – этюд, передать свои впечатления, описывая возникшие образы.

(Сочинение-этюд – это небольшое по объёму сочинение, описывающее реальные предметы или явления. Цель данного вида работы: научить ребёнка описывать отдельный предмет для того, чтобы от описания малого он мог перейти к сочинениям большего объёма.

Особенностью сочинения-этюда является то, что в нём практически не употребляются глаголы, а преобладают существительные и прилагательные. Работа над этим сочинением развивает наблюдательность, расширяет лексический запас, пополняет синонимический ряд.)

Вторая часть работы - организация в классе обсуждения написанного.

Киноэстетическая ассоциация - ощущение себя в роли предмета. Предлагаю пофантазировать. 

Представьте, что вы превратились в учебник вашего не любимого школьного предмета, компьютер, другой бытовой предмет, которым вы часто пользуетесь. Что вы чувствуете? Ощущаете? Каковы ваши действия?

Визуальная ассоциация.

Прошу учащихся внимательно рассмотреть картину, например "Черный квадрат", и описать возникшие ассоциации. Иногда предлагаю для обсуждения вопросы: «Что скрывается за этим рисунком? Каково настроение автора этой картины? Как вы думаете, о чем думал художник, когда рисовал свой шедевр?»

Задание 3. Всем известна история о сереньком козлике.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила.

Вот как, вот как, очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Вот как, вот как, в лес погуляти.

Напали на козлика, серые волки.

Вот как, вот как, серые волки.

Оставили бабушке рожки да ножки.

Вот как, вот как, рожки да ножки.

Перед вами несколько вариаций этого стихотворения. Попробуйте установить, кому из известных поэтов могли бы принадлежать эти стихи. Аргументируйте свой ответ.

Я у бога просила, старая:

Сохрани мне козлика, господи! За здоровье его много слез поди Пролила я ночами, старая.

Но ушел от меня мой серенький, Не взглянул даже, как я плакала. Лишь цепочка на шейке звякала, Когда в лес убегал мой серенький.

А ведь чуяло сердце вещее, Что печаль мне от бога завещана Видеть рожки его ветвистые Да копытца, когда-то быстрые.

Ответ: А. Ахматова

Старуха. Домик. Хлев и серый козлик.

И ничего. И к козлику любовь,

Что каждый мускул мускусом пронижет,

Мускатным шумом пенным, как прибой.

И небо грузным куполом соборным

Над бором, взбросившим, как бровку, вверх

Фестоны темные бессонных сосен.

И ничего. Старуха. Козлик. Лес...

Рвалась на волю волн озонных жажда

Сплошным «ме-ме»: туда, туда бы, в бор!

Играя в прятки перед тем, как прянуть,

В бору мечась, волчком вертелся волк!

И призмой слез уже в глазах козлиных

Расколот мир на эллипс и на ромб...

Козленка нет. Старуха, хлев и домик.

Рога и ножки. Больше ничего.

Ответ: Б. Пастернак

Одна в глуши лесов сосновых

Старушка дряхлая жила,

И другом дней своих суровых

Имела серого козла.

Козел, томим духовной жаждой,

В дремучий лес ушел однажды;

И растерзал его там волк. Козлиный глас навек умолк. Остались бабушке лишь ножки Утехою минувших дней, И память о козле больней, Лишь поглядит на козьи рожки. Одна, одна в лесной глуши Тоскует о козле в тиши.

Ответ: А. С. Пушкин

Наша бабка горько плачет:

- Где мой козлик? Где он скачет? -

Полно, бабка, плачь не плачь —

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего. Повалили Козю на пол, Оторвали ему лапы, Сгрызли спинку, шейку, грудь —

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки...

- Ни за что я их не брошу,

Потому что он хороший.

Ответ: А. Барто

Задание 4. Центон – это стихотворение, составленное из строк других произведений. Это слово в переводе с латыни означает «одеяло из цветных лоскутов».

Предлагаю учащимся отгадать: из каких произведений составлен этот центон?

ЦЕНТОН по произведениям А. С. Пушкина

  1. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь.

3. «Что ты ржешь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил, Не потряхиваешь гривой, Не грызешь своих удил?»

4. Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!

5. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей.

6. Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые.

Задание можно усложнить: составить центон из сказок К.Чуковского или басен И. Крылова. В старших классах возможны разнообразные сложные центоны. Например, в 10 классе после изучения творчества А. Фета и И. Тютчева, даю задание: используя стихотворения этих поэтов, составьте центон на тему: «Весна»

Задание 5 Читаю: «Дубовый листок оторвался от родимой ветки и укатился в степь, гонимый жестокой бурей; он засох и увял от холода, зноя и горя и вот наконец докатился до Черного моря».

Узнали? Ни слова здесь не изменилось, а стихов уже нет. Чем же этот прозаический отрывок отличается от первой строфы лермонтовского «Листка»? Слова те же. А вот порядок слов — другой.

В прозаическом отрывке слова стоят в обычном порядке, как мы гово­рим. Такой порядок слов называется прямым. Чтобы слова зазвучали ритмично, надо изменить, нарушить прямой порядок слов. Это нарушение прямого порядка слов в стихотворной речи

называется инверсией. Латин­ское слово inversio значит «переворачивание», «перестановка».

Карточка1 Ниже даны отрывки из стихотворений М. Ю. Лермонтова, в кото­рых восстановлен прямой порядок слов. Из поэзии получилась проза. А теперь вы должны снова превратить ее в стихотворные строки. Чтобы было легче, я оставила строки, как они были в стихах, и выделила рифмующиеся слова:

Одинокий парус белеет

В голубом тумане моря!

Что он ищет в далекой стране?

Что он кинул в родном краю?

В трудную минуту жизни

Теснится ль грусть в сердце:

Одну чудную молитву

Я твержу наизусть.

Карточка 2 Попробуйте с помощью инверсии (не изменяя ни одного слова, а только меняя порядок слов) перевести прозаическую речь в стихотворную.

Ниже дан отрывок из стихотворений Валентина Берестова. Чтобы было легче справиться с заданием, я говорю детям, что 1 строчка рифмуется со 2, 3 – с 4, 5 – с 6.

Он тянет и тянет руку над партою. Неужто никто и не взглянет на него? Не нужно отметок в журнал и в дневник, Довольно того, что он проник в тайну. Чтоб чудо свершилось, решилась задача... Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

6. Также в своей работе использую следующие творческие задания:

  • составление кроссвордов по биографии писателя;

  • моделирование эскизов костюмов;

  • иллюстрирование того или иного произведения или отрывка из произведения;

  • реклама «новой» книги;

  • афиша для театра;

  • составление тестов по изучаемому произведению;

  • интерпретация стихотворения;

  • анализ эпизода и другие.

Литература:

  1. Власенков А.И. Русская словесность/ Пособие для учителя. -М., 2000.

  2. Долженко Ю. А.Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2001.

  3. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001.

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. -С.-Петербург, 1998.

  5. Коровина В. Читаем, думаем, спорим... -М.,1996.

  6. Кутузов А., Гутов А. Как войти в мир литературы. -М., 1995.

  7. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

  8. Научно – методические журналы «Литература в школе»

  9. Никитина Е. И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2000

  10. Шмаков С. А. Игры в слова и со словами. М. : Издательство Астрель», 2000.

III. Приложение

1. Творческие работы учащихся

Страница из дневника Е.. Базарова.

21 августа. Четверг.

Сегодня мне очень плохо. Я не ожидал, что скоро умру, это случайность.

Отец сидит возле моей кровати. Мать убивается от горя. Завтра или после завтра мозг мой подаст в отставку. Я теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь. Вот я лежу, мне всё кажется, что вокруг меня красные собаки бегают. Утром хотел встать, голова у меня закружилась,, кровь пошла носом. Сила-то сила, а надо умирать. Да, поди попробуй отрицать смерть.

К вечеру ко мне приехала Одинцова и привезла с собой лекаря. Одинцова была великодушна - ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая, ... в моей гадкой комнате.

Прощайте все, наутро я уйду...

Е. Базаров.

10 класс 5группа:

Ларина Т., Медведев А.,

Кикавский А., Лобанова Ю.

2001 г.

Сочинение – картинка по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

Семь мужиков подъехало

На мерсах заводских:

Семь временно обиженных

Бандитскою столицей

К коттеджу новорусского

На сходку собрались

Из Воровской губернии,

Района Беспредельного,

Окрестных городов –

Пессо, Рубль, Миллион,

Марка, Доллар, Триллион,

Ну и Евро тож:

Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

Богато на Руси.

  • Конечно, Путину – сказал Батон,

Поморщился старик Барон

И молвил в небо глядючи:

  • Премьер – министру нашему

И депутату вашему.

  • Банкиру толстопузому,

Ментяре хитроумному! –

Сказали братья Крутовы

Ванек и Василек

Шальной сказал: «Колхознику»

Рябой сказал: «Бомжу».

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упирается

Всяк на своем стоит.

Такой ли спор затеяли

Что думают прохожие –

Знать, клад нашли ребятушки

И делят меж собой.

Ученик 10 класса

Медведев Алексей

2001 год

Монолог учителя

Олеся, вечно ты с обновкой,

Со жвачкою во рту.

Достань-ка дневничок,

Пиши не так как новичок;

Разборчиво и без ошибок.

Постой же. Что за жирное пятно,

Откудава взялось оно?

Опять ты стряпала пельмени.

Пиши напротив будущей недели

Татьяна Юрьевна всех вас

Ко вторнику звала на классный час.

Что за оценки у тебя

Подумай-ка на эту тему.

Когда ты будешь исправлять?

То выходной, то ты больна опять.

Гуляешь до утра и на уроках спишь частенько.

Отметь-ка, в тот же день. Нет, нет.

В четверг по химии зачет.

Ох, род людской! Пришло забвенье,

Что за день двоек нахватают,

Потом всю четверть исправляют.

Ведь всякий должен хорошо учиться,

Но молодежи лень трудиться.

Вот был пример, отличник-пионер.

С умом – решал сложнейшие задачи,

Трудился он непокладая рук,

Не зная горя, бед и скук.

Прошел его чудесный век.

Хороший был он человек.

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может в пятницу, а может и в субботу,

Должна ты реферат свой защищать,

Не начинала ты его, но по расчету,

По – моему, пора начать.

Ученик 9 класса

Кикавский Алексей

2000 год.

Письмо Петруши Гринева своим родителям.

Отец мой, Андрей Петрович, и мать моя, Авдотья Васильевна.

Пишу вам из Белгородской крепости, где сейчас и прибываю. Служба моя идет хорошо, меня назначили офицером. В крепости у нас все спокойно и тихо. Я увлекся литературой и начал заниматься переводами. Познакомился с комендантом и его семьей.

Дорогие родители мои, в дочери нашего коменданта Ивана Кузьмича Миронова я нашел девушку благоразумную и чувствительную, потому прошу вас о родительском благословении и согласии на мой брак с Марьей Ивановной. Поверьте мне, это не блажь молодого человека.

Ваш сын П. Г.

Ученица 8 класса Писаренко Анна

2002 год.

Письмо Taтьяне

Bonjour, Татьяна! Что же более Я написал тебе письмо? Страдаю я сейчас в неволе, Сдержаться мне не суждено.

Я думал много о мгновеньях, Как познакомился с тобой, О тех прекрасных впечатленьях, Что подарил мне образ твой.

При той искре больших мечтаний, Что описала мне тогда, Ты думала , наверно, Таня, Кумир твоих желаний - Я,

По нас судьба разорвала, Тебя я не любил тогда. Но если б выбор был положен, Конечно, пал он на тебя.

С тех пор прошло уже немало, Я мог бы всё тут описать, Где был, скитался, но не надо,... Я не о том хотел сказать.

Хоть в путешествиях я видел, Немало теплых, нежных глаз, Я Вам могу сейчас признаться, Что лучше нет на свете Вас.

Я полюбил Вас очень страстно, И скукой, ревностью томим.

Мне каждый день без Вас - ненастье, И белый свет без Вас не мил.

Кому могу я эти чувства Великой нежности отдать? Для Вас любовь - это искусство, Любить и жить, и сострадать.

Теперь я знаю, в Вашу волю Душа моя уж вручена. С такой неведомою болью Мне не нужна теперь она.

Казаков Александр

Ученик 9 Б класса

2001 год.

Диалог с Базаровым.

  • Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой, - сказал Базаров.

  • Неправда, - ответило я, - бывают злые и добрые люди, симпатичные, привлекательные или наоборот.

  • У каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, - говорил Евгений.

  • Да , на этот раз я частично с вами согласна . Внутри, может быть, мы все одинаковые, и то вряд ли, но вот снаружи всех нас нужно долгое время изучать, чтобы узнать и понять.

  • И так называемые нравственные качества одни и те же у всех, - настаивал он.

  • Может быть , но это еще какой человек, в каком обществе он воспитывался и какого хода его мысли.

  • Небольшие видоизменения ничего не значат, - возразил Базаров.

  • Это еще с какой стороны посмотреть. Если человек постоянно живет в городе, не выезжает никуда на отдых, он становится черствее, чем человек, который прожил всю жизнь в деревне, общаясь с природой.

Ученица 10 класса Орлова Юлия

2002 год.

Монолог Чацкого

Ну вот я, Александр Андреич Чацкий,

Перед вами весь я тут.

Я много путешествовал в несчастье,

Вернулся в дом родной, а здесь меня не ждут.

Сюда я мчался для чего? Не в этом дело... И все-таки хотел увидеть я ее, Чтобы душа моя зажглась огнем несмелым И пролила бы свет на все.

Теперь же еду я в карете угнетенный, И больше мне не нужен белый свет, Считаю я себя сверхоскорбленным, Играть со мной не дам я им вовек.

Я сердца слушал своего в любых скитаньях, А лицемерье презирал добесконца. А для чего? Мое ль это призванье?... А может в нем и есть моя судьба.

Ученик 9 б класса Казаков Александр.

2001 год.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. План: Введение Iглава. Теоретические предпосылки развития продуктивного мышления учащихся старших классов на уроках математики продуктивное мышление как философская и психолого-педагогическая проблема,общий подход к понятию

    Урок
    Проблема развития продуктивного мышления учащихся актуальна во все времена существования и развития человечества. Это основа умственного воспитания и условие всестороннего развития личности.
  2. Доклад для городского семинара учителей музыки на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности»

    Доклад
    Доклад для городского семинара учителей музыки на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности»
  3. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 17 октября 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, г.
  4. Творческий отчет «Компьютерная графика в развитии творческих способностей учащихся» Составил

    Публичный отчет
    Компьютерная (машинная) графика – это наука, предметом изучения которой является создание, хранение и обработка моделей и их изображений с помощью ЭВМ.
  5. Развитие творческих способностей детей

    Документ
    Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Другие похожие документы..