Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тезисы'
Доклад. Стендовый доклад....полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 02080...полностью>>
'Документ'
Соединения, способные к обратимой интеркаляции лития, являются перспективными материалами для создания новых источников тока. Многие характеристики п...полностью>>
'Конкурс'
С Дмитрием Яковлевичем Гусаровым я познакомилась не совсем обычно. Мы вместе лежали в больнице. Перед выпиской врач мне сказала: «Учиться не разрешаю...полностью>>

Тема: «развитие творческих способностей учащихся старших классов на уроке литературы»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тематика этих сочинений очень разнообразна. В центре внимания пишущего эссе может быть не только прозаическое произведение («Мои размышления над содержанием притчи о сеятеле» - 9 класс, «Кто я – Ларра или Данко?» - 11 класс), но и поэтическое (« Прекрасная Дама – кто она?» - 11 класс). Как конкретное произведение («Читая «Капитанскую дочку»…- 8 класс), так и несколько сразу («Заключительное слово о произведениях Куприна» - 11 класс). Или тема общего характера («Мой Пушкин» - 9 класс «Мой любимый поэт «серебряного века» - 11 класс)

СОЧИНЕНИЕ - ДНЕВНИК - форма повествования от первого лица в виде периодических записей. Типы дневников: дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.

Сочинение-дневник - это один из видов эпистолярного жанра, в отличие от письма не имеет адресата. Чаще всего личные дневники пишутся «для себя», т.е. не предназначаются для посторонних глаз.

На первом уроке после знакомства с главными персонажами произведения я предлагаю ученикам вести дневник от лица того или иного героя, при этом они не должны искажать события, описанные в произведении, и обязаны сохранить стиль писателя. Например, в 9 классе - «Дневник Евгения Онегина», в 10 - «Дневниковые записи Родиона Раскольникова», «Страничка из дневника Евгения Базарова».

(III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Страница из дневника Е. Базарова)

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развёрнутыми, вдумчивыми и оригинальными суждениями, такие работы дают возможность почувствовать себя на месте героя, как бы приблизиться к нему.

Ребятам я даю примерную памятку, которая поможет им написать сочинение в жанре дневника:

- определи цель (для чего писать);

- повествование веди от первого лица;

- полно, глубоко и объективно освещай события, описывай факты;

- выражай свои мысли, взгляды, впечатления (а также других людей в зависимости от замысла);

- выбери стиль изложения (если нужно строго соблюдай стиль того произведения, на основе которого выполняешь творческую работу).

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. Сочинение основано на игре воображения и представляет собой цикл иллюстраций к художественному произведению. Своеобразие жанра этого сочинения заключается в том, что этих иллюстраций в действительности не существует. Это «словесное» рисование, форма пластического выражения впечатления от книги, от чтения.

Следует выделить несколько типов таких «картинок». Выделение основано на отношении к материалу.

1. Сочинение может быть выполнено как описание эпизодов произведения, но, в отличие от пересказа, здесь преобладает принцип «остановись мгновение», «застывшей картины» и доминирует живописание, т. е. подробное воспроизведение предмета или его описание. Хорошо такую творческую работу проводить в 7 – 8 классах, используя «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

2. Сочинение может быть написано в форме свободного фантазирования по мотивам заданного произведения. Ученик может выступать «соавтором» писателя, прочертить дальнейшие судьбы героев, т. е. «дописать» эпизоды, которых нет в произведении. Ученики с удовольствием выполняют задание такого вида, используя, например, текст поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», представляя «семь временно обязанных» в 21 веке. (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Сочинение – картинка… ) Также ребята пытаются на месте одного из персонажей произведения представить другое лицо. Знаменитый монолог Фамусова из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» превращается ими в монолог, например, учителя (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Монолог учителя ).

3. Сочинение может сводиться к «переписыванию» произведения заново. Соавторство

в данном случае представляет собой вторжение в художественный мир произведения и

разыгрывание одной из ролей персонажей произведения (перевоплощение в персонаж) или выступление в роли героя, которого нет. Для такой творческой работы в 9 классе рекомендую комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в 10 – поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛА СУДА ИЛИ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. Работа предполагает разыгрывание автором сочинения в роли журналиста, репортера. Сочинение может быть точным произведением ситуации в сиюминутной или ретроспективной форме. Это может быть опрос свидетелей, проведение психологического эксперимента, выдвижение версий или опровержение.

Еще в 7 классе на уроках развития речи ученики учатся писать сочинение в жанре интервью, тогда же знакомлю их с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью». Эта памятка присутствует и на уроках в старших классах.

Чтобы ученики смогли попробовать себя в роли журналиста, репортера или следователя, предлагаю учащимся 10 класса погрузиться в мир «Грозы» А. Н. Островского или « Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.

Фрагмент урока

  1. Повторение.

    • сообщение ученика, который дома работал со словарем над понятием «интервью»;

    • сообщение учителя о типовой композиции интервью:

В интервью обычно различают три части.

Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.

Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью. Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, благодарит за беседу (иногда высказывает добрые пожелания).

  • работа с памяткой

Как работать над сочинением в жанре интервью.

1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

2. 1) Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность.

2) Проведите беседу; запишите её основное содержание.

3) Прочитайте запись; определите основную мысль интервью;

озаглавьте его.

3. Напишите вступление и заключительную часть.

4. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте.

5. Приступайте к беседе.

6. Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.

7. Аккуратно перепишите сочинение.

  1. Работа над интервью

Ученики работают в парах: один из них, например, выступает в роли журналиста (задает интересующие его вопросы), другой – является либо пострадавшим, либо обвиняемым.

К концу урока прочитываю черновики, выбираю 2-3 лучших работы. Они будут записаны на магнитофон, чтобы на следующем уроки их могли послушать все ученики класса. Записи не только будем слушать, но и, конечно, рецензировать

4. Задание на дом: аккуратно перепишите сочинение в тетрадь.

ПИСЬМО. Сочинение должно быть написано в эпистолярной форме. В нем автор может рассказывать о самом сокровенном, анализировать и сообщать пережитое от встреч с искусством. К эпистолярному жанру относятся дружеские письма, письма воображаемому оппоненту, какому-либо лицу, жившему в прошлом. Эпистола( в переводе )-устное письмо, послание.

В качестве автора письма может выступать литературный герой, в тексте произведения этого письма не писавший. Например, Петр Гринев из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» пишет своим родителям (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Письмо Петруши Гринева…) или Катерина из пьесы Островского «Гроза». Письмо также может быть адресовано одному из героев произведения, такие письма ученики пишут Наташе Ростовой, Родиону Раскольникову, Татьяне Лариной. (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Письмо Татьяне) Содержание письма должно раскрывать мир чувств и переживаний литературного героя (в соответствии с его психологическим обликом, заданным писателем), содержать размышления о событиях и персонажах соответствующего произведения. Письмо может «дописать» или уточнить некоторые сюжетные ходы и ситуации, объяснить мотивы поведения героя.

СВИДАНИЕ. При написании этого типа сочинения ученику необходимо модулировать ситуацию своего свидания с литературным героем (в хронологии произведения или перенеся его в сегодняшнюю реальность). Возможен вариант воссоздания сцены свидания, имеющей место в художественном произведении. В таком случае ученик должен вообразить себя на месте одного из героев и «переписать» сцену свидания в соответствии со своим отношением к происходящему, своим жизненным опытом, измениться форма повествования (повествование от третьего лица заменено формой изложения от первого лица). Эта творческая работа не каждому удается, но все же некоторые ребята успешно справляются и с ней. Воображаемые свидания описывают не только с героями произведения, но и с их авторами.

ДИАЛОГ. В сочинении необходимо сконструировать диалог с воображаемым оппонентом (писателем, критиком, литературным героем), позиция которого вызывает несогласие. Сочинение должно быть написано от первого лица, ответные реплики могут быть оформлены в виде прямой или косвенной речи

Важно чтобы позиция оппонента соответствовала изложенной позиции в тексте – источнике. Данную творческую работу я называю еще «Диалог, которого нет»

Ученики охотно спорят с Печориным, Раскольниковым, Базаровым (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Диалог с Е. Базаровым).

Другой вариант диалога может представлять собой спор двух литературных героев из

разных произведений, взгляды которых по тем или иным вопросам противоположны. Наиболее интересным и содержательным может стать спор между героями, один из которых задуман и создан автором в результате полемики с писателем – предшественником или современником.

В качестве оппонента могут также выступать сами писатели или литературные критики, придерживающиеся разных эстетических или идеологических взглядов. В таком случае

необходимо сконструировать ситуацию их встречи, автор сочинения при этом может взять на себя роль одного из оппонентов или выступить в роли свидетеля спора (соответственно оформив диалог синтаксически).

МОНОЛОГ. Сочинение, написанное в форме монолога, может представлять собой исповедь литературного героя: как покаяние в грехах (Р. Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), откровенное признание в чем – либо (Е. Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», А. Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»), сообщение своих мыслей, взглядов (А. Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (III. Приложение 1.Творческие работы учащихся. Монолог Чацкого).

2. Уроки творчества

Уроки творчества обычно провожу после изучения произведения, когда ученики уже владеют всем учебным материалом и нужной, на данное время, информацией. Уроки такого типа развивают и образное видение, и творческое мышление, дают представление об уровне понимания и восприятия учащимися того или иного произведения, о языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции. Они являются прекрасным средством обобщения знаний ребят об эпохе, авторе и его творчестве.

Приведу фрагмент урока творчества по роману Тургенева «Отцы и дети».

Класс делю на 5-6 групп (в зависимости от количества детей в классе). Каждой группе предлагаю задание и назначаю того, кто будет давать рецензию.

Задание для 1 группы.

Составьте не менее 15 вопросов (и ответов) для викторины, связанных с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.

Задание для 2 группы.

Составьте кроссворд ( с ответами ) по творчеству И. С. Тургенева ( не менее 20 слов).

Задание для 3 группы.

Нарисуйте герб Базарова ( Кирсанова П. П.). Подберите для него девиз. На обороте герба сделайте подробное описание.

Подсказка.

Продумайте: форму герба, цветовую гамму, девиз, использование

символических фигур, соответствие герба характеру героев, общее впечатление,

эстетическое оформление

Задание для 4 группы.

Перечитайте главу 13, выявив особенности речи Ситникова и Кукшиной.

Напишите отсутствующий эпизод «Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове».

Подсказка.

Обратите внимание на предмет беседы, отношение к нему со стороны говорящих.

Понаблюдайте над лексикой, интонацией, речевыми и грамматическими конструкциями.

Задание для 5 группы.

Учитывая речевые особенности языка Базарова, сделайте дневниковую запись от его лица, отражающую любой период его жизни: в Марьино, в Никольском, перед смертью.

Подсказка.

Помните о соответствии речевой характеристики героя (темы, лексики, интонации), особенностях характера героя.

Заранее готовлю планы рецензий для 3-5 группы. После представления работ каждой группой рецензенты высказывают своё мнение, оценивая результат деятельности каждого.

План рецензии на задание 3 группы

  1. Форма герба

  2. Цветовая гамма

  3. Использование символических фигур

  4. Девиз

  5. Соответствие герба характерам героев

  6. Общее впечатление

  7. Дополнения и предложения

План рецензии на задание 4 группы

  1. Соответствие теме задания

  2. Узнаваемость речевой характеристики (лексика, интонация)

  1. Соответствие авторскому стилю

  2. Узнаваемость героя

  3. Общее впечатление ( речевые и грамматические ошибки)

  4. Пожелания, оценка

План рецензии на задание 5 группы

1. Соответствие речевой характеристики героя ( тема, лексика, интонация)

2. Соответствие логике характера героя

  1. Соответствие авторскому стилю

  2. Общее впечатление (речевые и грамматические ошибки)

  3. Пожелания, оценка

Фрагмент урока литературы, посвященного творчеству А. Блока, по теме: «Мелодии классической гармонии и буйных ритмов революции»

Организация работы на уроке – групповая.

Предварительное домашнее задание.

  1. Выбрать из дополнительной литературы для рассказа на уроке наиболее яркие, особенно запоминающие вам «страницы» из творческой жизни А. Блока, раскрывающие поэта как личность неповторимую.

  2. Составить один вопрос проблемного характера по творчеству А. Блока.

3. Подготовить рукописную книгу «Мой томик стихов А. Блока» (Задание можно быть как индивидуальным, так и групповым).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Обсуждение эпиграфа

- Постановка задач.

- Рассказ учителя о карточках контроля.

  1. Отправление по станциям.

  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

  • ОСТВАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ.

  • ТЕКСТОВАЯ. ТВОРЧЕСКАЯ.

Организация работы. Учащиеся представляют коллективный труд от группы – книгу «Мой томик стихов А. Блока».

Структура книги.

Вступительная статья

Содержание из 10 стихотворений.

Комментарий одного из них.

Послесловие.

  1. Итог урока.

Фрагмент урока литературы в 9 классе по теме: «Язык комедии Грибоедова».

Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Сообщение ученика об отношении А. С. Грибоедова к родному языку и культуре.

    3. Чтение наизусть монолога: «В той комнате незначащая встреча…» и его анализ

    4. Знакомство с воспоминаниями В. Ф. Одоевского

    5. Сообщение ученика по теме: «Язык Фамусова»

    6. Сообщение ученика по теме: «Язык Чацкого»

    7. Работа в группах

Задание.

По данным на карточках репликах определить персонаж комедии, которому эти реплики принадлежат. Выявить характерные особенности речи этого персонажа.

Карточка для 1 группы

Час битый ехала с Покровки, силы нет

Вели их накормить, дружочек мой, ужо.

Ведь создал же Господь такое племя!

Черт сущий…

Ух! Я точнехонько избавилась от петли…

Прощайте, батенька, пора б перебеситься…

Карточка для 2 группы

По-прежнему-с…

С бумаги-с…

Нет-с, свой талант у всех…

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по архивам,

Три награжденья получил…

Мне так довелось с приятностью прочесть…

Карточка для 3 группы

Искусно как коснулись вы

Предубеждения Москвы К любимцам, к гвардии, к гвардейцам,

к гвардейцам…

взглянуть, как треснулся он –

грудью или боком? -..

Мы с нею вместе не служили…

Карточка для 4 группы

Я видела из глаз…

Я полагала вас далеко от Москвы…

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!…

Какой эшарп cousin мне подарил!..

Задание для любознательных

Напишите другие карточки с репликами персонажей, укажите признаки речевой манеры.

    1. Проверка домашнего задания

(Ребята составляли список выражений комедии, превратившихся в афоризмы по темам: служба, образование, общественное мнение, воспитание, любовь, брак и т.д.)

    1. Заключительное слово учителя.

    2. Домашнее задание.

3. Творческие задания

Система творческих заданий строится на основе художественной деятельности учащихся, ее структура связана с фазами художественного восприятия и постижения произведения литературы, причем система предусматривает включение в нее заданий, в которых творчество выступает в двух функциях: эстетической и эвристической.

Творческие задания должны стимулировать  мышление учащихся, поэтому и строятся с

учетом эвристической функции творчества. Эта группа заданий может включать в себя практически все виды творческой деятельности. Выбор того или иного вида задания связан с художественными особенностями изучаемого произведения.

Приведу примеры творческих заданий.

Задание 1. Напишите статью «Детектив» для словаря литературоведческих терминов (с обращением для примеров к конкретным текстам)

Задание 2 связано с ассоциацией. Ассоциация - такая связь идей, представлений, при которой одно вызывает в сознании другое благодаря их сходству, смежности или противоположности.

Виды работ по ассоциативным представлениям:

Слуховая  ассоциация - ощущения, представления,  возникающие в процессе восприятия музыкального произведения. Учащимся предлагаю прослушать фрагмент «Осень» из сюиты «Школьный праздник» Ю. А. Левитина или третью часть из Первой симфонии Чайковского. Даю задание: написать сочинение – этюд, передать свои впечатления, описывая возникшие образы.

(Сочинение-этюд – это небольшое по объёму сочинение, описывающее реальные предметы или явления. Цель данного вида работы: научить ребёнка описывать отдельный предмет для того, чтобы от описания малого он мог перейти к сочинениям большего объёма.

Особенностью сочинения-этюда является то, что в нём практически не употребляются глаголы, а преобладают существительные и прилагательные. Работа над этим сочинением развивает наблюдательность, расширяет лексический запас, пополняет синонимический ряд.)

Вторая часть работы - организация в классе обсуждения написанного.

Киноэстетическая ассоциация - ощущение себя в роли предмета. Предлагаю пофантазировать. 

Представьте, что вы превратились в учебник вашего не любимого школьного предмета, компьютер, другой бытовой предмет, которым вы часто пользуетесь. Что вы чувствуете? Ощущаете? Каковы ваши действия?

Визуальная ассоциация.

Прошу учащихся внимательно рассмотреть картину, например "Черный квадрат", и описать возникшие ассоциации. Иногда предлагаю для обсуждения вопросы: «Что скрывается за этим рисунком? Каково настроение автора этой картины? Как вы думаете, о чем думал художник, когда рисовал свой шедевр?»

Задание 3. Всем известна история о сереньком козлике.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила.

Вот как, вот как, очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Вот как, вот как, в лес погуляти.

Напали на козлика, серые волки.

Вот как, вот как, серые волки.

Оставили бабушке рожки да ножки.

Вот как, вот как, рожки да ножки.

Перед вами несколько вариаций этого стихотворения. Попробуйте установить, кому из известных поэтов могли бы принадлежать эти стихи. Аргументируйте свой ответ.

Я у бога просила, старая:

Сохрани мне козлика, господи! За здоровье его много слез поди Пролила я ночами, старая.

Но ушел от меня мой серенький, Не взглянул даже, как я плакала. Лишь цепочка на шейке звякала, Когда в лес убегал мой серенький.

А ведь чуяло сердце вещее, Что печаль мне от бога завещана Видеть рожки его ветвистые Да копытца, когда-то быстрые.

Ответ: А. Ахматова

Старуха. Домик. Хлев и серый козлик.

И ничего. И к козлику любовь,

Что каждый мускул мускусом пронижет,

Мускатным шумом пенным, как прибой.

И небо грузным куполом соборным

Над бором, взбросившим, как бровку, вверх

Фестоны темные бессонных сосен.

И ничего. Старуха. Козлик. Лес...

Рвалась на волю волн озонных жажда

Сплошным «ме-ме»: туда, туда бы, в бор!

Играя в прятки перед тем, как прянуть,

В бору мечась, волчком вертелся волк!

И призмой слез уже в глазах козлиных

Расколот мир на эллипс и на ромб...

Козленка нет. Старуха, хлев и домик.

Рога и ножки. Больше ничего.

Ответ: Б. Пастернак

Одна в глуши лесов сосновых

Старушка дряхлая жила,

И другом дней своих суровых

Имела серого козла.

Козел, томим духовной жаждой,

В дремучий лес ушел однажды;

И растерзал его там волк. Козлиный глас навек умолк. Остались бабушке лишь ножки Утехою минувших дней, И память о козле больней, Лишь поглядит на козьи рожки. Одна, одна в лесной глуши Тоскует о козле в тиши.

Ответ: А. С. Пушкин

Наша бабка горько плачет:

- Где мой козлик? Где он скачет? -

Полно, бабка, плачь не плачь —

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего. Повалили Козю на пол, Оторвали ему лапы, Сгрызли спинку, шейку, грудь —

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки...

- Ни за что я их не брошу,

Потому что он хороший.

Ответ: А. Барто

Задание 4. Центон – это стихотворение, составленное из строк других произведений. Это слово в переводе с латыни означает «одеяло из цветных лоскутов».

Предлагаю учащимся отгадать: из каких произведений составлен этот центон?

ЦЕНТОН по произведениям А. С. Пушкина

  1. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь.

3. «Что ты ржешь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил, Не потряхиваешь гривой, Не грызешь своих удил?»

4. Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!

5. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей.

6. Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые.

Задание можно усложнить: составить центон из сказок К.Чуковского или басен И. Крылова. В старших классах возможны разнообразные сложные центоны. Например, в 10 классе после изучения творчества А. Фета и И. Тютчева, даю задание: используя стихотворения этих поэтов, составьте центон на тему: «Весна»

Задание 5 Читаю: «Дубовый листок оторвался от родимой ветки и укатился в степь, гонимый жестокой бурей; он засох и увял от холода, зноя и горя и вот наконец докатился до Черного моря».

Узнали? Ни слова здесь не изменилось, а стихов уже нет. Чем же этот прозаический отрывок отличается от первой строфы лермонтовского «Листка»? Слова те же. А вот порядок слов — другой.

В прозаическом отрывке слова стоят в обычном порядке, как мы гово­рим. Такой порядок слов называется прямым. Чтобы слова зазвучали ритмично, надо изменить, нарушить прямой порядок слов. Это нарушение прямого порядка слов в стихотворной речи

называется инверсией. Латин­ское слово inversio значит «переворачивание», «перестановка».

Карточка1 Ниже даны отрывки из стихотворений М. Ю. Лермонтова, в кото­рых восстановлен прямой порядок слов. Из поэзии получилась проза. А теперь вы должны снова превратить ее в стихотворные строки. Чтобы было легче, я оставила строки, как они были в стихах, и выделила рифмующиеся слова:

Одинокий парус белеет

В голубом тумане моря!

Что он ищет в далекой стране?

Что он кинул в родном краю?

В трудную минуту жизни

Теснится ль грусть в сердце:

Одну чудную молитву

Я твержу наизусть.

Карточка 2 Попробуйте с помощью инверсии (не изменяя ни одного слова, а только меняя порядок слов) перевести прозаическую речь в стихотворную.

Ниже дан отрывок из стихотворений Валентина Берестова. Чтобы было легче справиться с заданием, я говорю детям, что 1 строчка рифмуется со 2, 3 – с 4, 5 – с 6.

Он тянет и тянет руку над партою. Неужто никто и не взглянет на него? Не нужно отметок в журнал и в дневник, Довольно того, что он проник в тайну. Чтоб чудо свершилось, решилась задача... Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

6. Также в своей работе использую следующие творческие задания:

  • составление кроссвордов по биографии писателя;

  • моделирование эскизов костюмов;

  • иллюстрирование того или иного произведения или отрывка из произведения;

  • реклама «новой» книги;

  • афиша для театра;

  • составление тестов по изучаемому произведению;

  • интерпретация стихотворения;

  • анализ эпизода и другие.

Литература:

  1. Власенков А.И. Русская словесность/ Пособие для учителя. -М., 2000.

  2. Долженко Ю. А.Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2001.

  3. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001.

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. -С.-Петербург, 1998.

  5. Коровина В. Читаем, думаем, спорим... -М.,1996.

  6. Кутузов А., Гутов А. Как войти в мир литературы. -М., 1995.

  7. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

  8. Научно – методические журналы «Литература в школе»

  9. Никитина Е. И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2000

  10. Шмаков С. А. Игры в слова и со словами. М. : Издательство Астрель», 2000.

III. Приложение

1. Творческие работы учащихся

Страница из дневника Е.. Базарова.

21 августа. Четверг.

Сегодня мне очень плохо. Я не ожидал, что скоро умру, это случайность.

Отец сидит возле моей кровати. Мать убивается от горя. Завтра или после завтра мозг мой подаст в отставку. Я теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь. Вот я лежу, мне всё кажется, что вокруг меня красные собаки бегают. Утром хотел встать, голова у меня закружилась,, кровь пошла носом. Сила-то сила, а надо умирать. Да, поди попробуй отрицать смерть.

К вечеру ко мне приехала Одинцова и привезла с собой лекаря. Одинцова была великодушна - ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая, ... в моей гадкой комнате.

Прощайте все, наутро я уйду...

Е. Базаров.

10 класс 5группа:

Ларина Т., Медведев А.,

Кикавский А., Лобанова Ю.

2001 г.

Сочинение – картинка по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

Семь мужиков подъехало

На мерсах заводских:

Семь временно обиженных

Бандитскою столицей

К коттеджу новорусского

На сходку собрались

Из Воровской губернии,

Района Беспредельного,

Окрестных городов –

Пессо, Рубль, Миллион,

Марка, Доллар, Триллион,

Ну и Евро тож:

Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

Богато на Руси.

  • Конечно, Путину – сказал Батон,

Поморщился старик Барон

И молвил в небо глядючи:

  • Премьер – министру нашему

И депутату вашему.

  • Банкиру толстопузому,

Ментяре хитроумному! –

Сказали братья Крутовы

Ванек и Василек

Шальной сказал: «Колхознику»

Рябой сказал: «Бомжу».

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упирается

Всяк на своем стоит.

Такой ли спор затеяли

Что думают прохожие –

Знать, клад нашли ребятушки

И делят меж собой.

Ученик 10 класса

Медведев Алексей

2001 год

Монолог учителя

Олеся, вечно ты с обновкой,

Со жвачкою во рту.

Достань-ка дневничок,

Пиши не так как новичок;

Разборчиво и без ошибок.

Постой же. Что за жирное пятно,

Откудава взялось оно?

Опять ты стряпала пельмени.

Пиши напротив будущей недели

Татьяна Юрьевна всех вас

Ко вторнику звала на классный час.

Что за оценки у тебя

Подумай-ка на эту тему.

Когда ты будешь исправлять?

То выходной, то ты больна опять.

Гуляешь до утра и на уроках спишь частенько.

Отметь-ка, в тот же день. Нет, нет.

В четверг по химии зачет.

Ох, род людской! Пришло забвенье,

Что за день двоек нахватают,

Потом всю четверть исправляют.

Ведь всякий должен хорошо учиться,

Но молодежи лень трудиться.

Вот был пример, отличник-пионер.

С умом – решал сложнейшие задачи,

Трудился он непокладая рук,

Не зная горя, бед и скук.

Прошел его чудесный век.

Хороший был он человек.

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может в пятницу, а может и в субботу,

Должна ты реферат свой защищать,

Не начинала ты его, но по расчету,

По – моему, пора начать.

Ученик 9 класса

Кикавский Алексей

2000 год.

Письмо Петруши Гринева своим родителям.

Отец мой, Андрей Петрович, и мать моя, Авдотья Васильевна.

Пишу вам из Белгородской крепости, где сейчас и прибываю. Служба моя идет хорошо, меня назначили офицером. В крепости у нас все спокойно и тихо. Я увлекся литературой и начал заниматься переводами. Познакомился с комендантом и его семьей.

Дорогие родители мои, в дочери нашего коменданта Ивана Кузьмича Миронова я нашел девушку благоразумную и чувствительную, потому прошу вас о родительском благословении и согласии на мой брак с Марьей Ивановной. Поверьте мне, это не блажь молодого человека.

Ваш сын П. Г.

Ученица 8 класса Писаренко Анна

2002 год.

Письмо Taтьяне

Bonjour, Татьяна! Что же более Я написал тебе письмо? Страдаю я сейчас в неволе, Сдержаться мне не суждено.

Я думал много о мгновеньях, Как познакомился с тобой, О тех прекрасных впечатленьях, Что подарил мне образ твой.

При той искре больших мечтаний, Что описала мне тогда, Ты думала , наверно, Таня, Кумир твоих желаний - Я,

По нас судьба разорвала, Тебя я не любил тогда. Но если б выбор был положен, Конечно, пал он на тебя.

С тех пор прошло уже немало, Я мог бы всё тут описать, Где был, скитался, но не надо,... Я не о том хотел сказать.

Хоть в путешествиях я видел, Немало теплых, нежных глаз, Я Вам могу сейчас признаться, Что лучше нет на свете Вас.

Я полюбил Вас очень страстно, И скукой, ревностью томим.

Мне каждый день без Вас - ненастье, И белый свет без Вас не мил.

Кому могу я эти чувства Великой нежности отдать? Для Вас любовь - это искусство, Любить и жить, и сострадать.

Теперь я знаю, в Вашу волю Душа моя уж вручена. С такой неведомою болью Мне не нужна теперь она.

Казаков Александр

Ученик 9 Б класса

2001 год.

Диалог с Базаровым.

  • Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой, - сказал Базаров.

  • Неправда, - ответило я, - бывают злые и добрые люди, симпатичные, привлекательные или наоборот.

  • У каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, - говорил Евгений.

  • Да , на этот раз я частично с вами согласна . Внутри, может быть, мы все одинаковые, и то вряд ли, но вот снаружи всех нас нужно долгое время изучать, чтобы узнать и понять.

  • И так называемые нравственные качества одни и те же у всех, - настаивал он.

  • Может быть , но это еще какой человек, в каком обществе он воспитывался и какого хода его мысли.

  • Небольшие видоизменения ничего не значат, - возразил Базаров.

  • Это еще с какой стороны посмотреть. Если человек постоянно живет в городе, не выезжает никуда на отдых, он становится черствее, чем человек, который прожил всю жизнь в деревне, общаясь с природой.

Ученица 10 класса Орлова Юлия

2002 год.

Монолог Чацкого

Ну вот я, Александр Андреич Чацкий,

Перед вами весь я тут.

Я много путешествовал в несчастье,

Вернулся в дом родной, а здесь меня не ждут.

Сюда я мчался для чего? Не в этом дело... И все-таки хотел увидеть я ее, Чтобы душа моя зажглась огнем несмелым И пролила бы свет на все.

Теперь же еду я в карете угнетенный, И больше мне не нужен белый свет, Считаю я себя сверхоскорбленным, Играть со мной не дам я им вовек.

Я сердца слушал своего в любых скитаньях, А лицемерье презирал добесконца. А для чего? Мое ль это призванье?... А может в нем и есть моя судьба.

Ученик 9 б класса Казаков Александр.

2001 год.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План: Введение Iглава. Теоретические предпосылки развития продуктивного мышления учащихся старших классов на уроках математики продуктивное мышление как философская и психолого-педагогическая проблема,общий подход к понятию

    Урок
    Проблема развития продуктивного мышления учащихся актуальна во все времена существования и развития человечества. Это основа умственного воспитания и условие всестороннего развития личности.
  2. Доклад для городского семинара учителей музыки на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности»

    Доклад
    Доклад для городского семинара учителей музыки на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности»
  3. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 17 октября 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, г.
  4. Творческий отчет «Компьютерная графика в развитии творческих способностей учащихся» Составил

    Публичный отчет
    Компьютерная (машинная) графика – это наука, предметом изучения которой является создание, хранение и обработка моделей и их изображений с помощью ЭВМ.
  5. Развитие творческих способностей детей

    Документ
    Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Другие похожие документы..