Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
1. Настоящая Инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации (далее - Инструкция) разработана в соотве...полностью>>
'Документ'
В монографии на материалах Чеченской Республики, с использованием геополитико-конфликтологического подхода, основательно рассматриваются вопросы, свя...полностью>>
'Задача'
Задача моего доклада — осветить некоторые важнейшие особенности ребенка дошкольного возраста. В связи с построением программ для детского сада я хотел...полностью>>
'Документ'
Подключите модем к сетевой карте компьютера при помощи входящего в комплект кабеля. Подключите телефонную линия к порту “Line” сплиттера, телефон, фа...полностью>>

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство историческим прошлым страны

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста через знакомство

историческим прошлым страны.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях познавательного вида. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории, культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Наследование традиционной отечественной культуры прежде всего начинается со знакомства с историческим прошлым страны. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей родной земли (например, названия озер и урочищ на Псковщине в честь княгини Ольги). Эти память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры ( Александр Невский, Дмитрий Донской ); в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, в сказаниях, легендах, в исторических, солдатских песнях и т.п. Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и созидания одинаково убедительно отражены как в эпических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач этой «книги» - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминающее о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину. Важно донести всю эту информацию до сознания детей, тем более, что ребенок старшего дошкольного возраста отличается повышенным интересом к новой информации и фактам, поэтому воспринять все это малышу не составит особого труда.

Примерный цикл бесед по ознакомлению дошкольников

с историческим прошлым страны

Сентябрь - «Знакомство с королевой Историей».

Задача. Дать первоначальное представление об истории цивилизации.

Примерное содержание. Познакомить с понятием «история» (исследования, рассказ о событиях прошлого), с первым ученым-историком (Геродот). Рассказать о том, что у всех народов есть прошлое и все хотят знать, откуда взялись и как жили их предки. Знание истории помогает людям: узнавая прошлое мы понимаем, что во все времена люди испытывали трудности, невзгоды и лишения, но жизнь продолжалась, и годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени: она уходит в глубь веков, в седую древность. Очень много об истории человечества мы узнаем через мифы, сказания, сказки (использование на занятии элементов устного народного творчества).

Октябрь - «Россия – моя Родина».

Задачи. Формировать представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Примерное содержание. Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.

Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей - свои игры (дать детям более полную информацию об этом, поиграть в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

Ноябрь – «История возникновения Руси».

Задача. Формировать первоначальные представлении об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальности.

Примерное содержание. Истоки истории русского народа уходят в эпоху Древнерусского государства, возникшего в 9 веке. Его территория простиралась от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В состав государства входили различные племена: поляне, древляне, кривичи… Наши предки занимались в основном земледелием. Уже в глубокой древности появились первые города: Ростов, Суздаль, Рязань, Муром, а к 11 веку их было уже 90. Большинство жителей Древней Руси принадлежали к славянам – крупнейшей в Европе группе родственных народов.

Декабрь – Наша древняя столица.

Задача. Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Примерное содержание. Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.

Январь – Александр Невский.

Задачи. Познакомить с жизнью и деяниями Александра. Расширять словарный запас (рыцарь, крестоносцы, военачальник). Способствовать появлению симпатии к историческим деятелям.

Примерное содержание. Рассказ о жизни Александра Невского (особое внимание обратить на сражение со шведами).

Февраль – наши защитники.

Задачи. Углублять представления о государстве (армия, народ, территория). Познакомить с творчеством русских художников, писателей, скульпторов, затронувших тему русского воинства. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Примерное содержание. России принадлежит земля, на которой она расположена; есть граница, которая показывает, где кончается ее территория; пограничники, которые охраняют эту границу. А для защиты от врагов во время войны есть армия. Место, где родился человек, называют Родиной: здесь его родственники, родные, весь его род; а еще называют Отечеством – земля отцов и предков. Готовность к защите своего Отечества, гордость за него – самое лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество,- любит родителей, родной город, улицу, детский сад, друзей.

Русские художники, писатели, скульпторы воспели подвиги защитников Отечества в своем творчестве (привести примеры).

Март – Петр I – наш соотечественник.

Задачи. Сообщить элементарные сведения о Великом Петре. Показать его значение в истории России. Формировать чувство восхищения достижениями человечества.

Примерное содержание. Первым русским царем, решительно взявшимся за реформирование России, стал Петр I. Его преобразования были настолько важными, что по сути из старой России создали Россию новую. За все свои деяния он был назван Великим. По словам великого русского поэта А.С.Пушкина, Петр Великий «прорубил» окно в Европу.

Апрель – Освоение космоса.

Задачи. Дать элементарные сведения об освоении космоса, о первом космонавте. Сформировать эмоциональное отношение к космонавтам (желание подражать им в ловкости, смелости, стремление быть похожими на них).

Примерное содержание. Рассказать детям о том, что человечество с глубокой древности стремилось к звездам (миф об Икаре). В России мысль о возможности полета в космос первым высказал К.Э.Циалковский. Но только в XX веке под руководством С.П.Королева в нашей стране были созданы искусственные спутники Земли и другие космические корабли. Четвертого октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года весь мир облетело известие о том, что Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил полет в космос. Он навсегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшем в космосе. Затем в космос совершались длительные групповые полеты, на орбите создавались станции из нескольких состыкованных между собой кораблей. Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос. Американские астронавты высадились на Луну, затем американские и советские космонавты совместно работали в космосе.

Май – Русские народные праздники.

Задачи. Углублять представления о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре (традиции, праздники). Формировать интерес к культуре своего народа.

Примерное содержание. Наши предки умели и любили веселиться. Праздничный день обычно начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице. Под музыку(свирель. балалайка, гармошка) водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Одни праздники были связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны), другие – с религиозным календарем (Рождество Христово, Пасха, Троица). Издавна участниками праздников на Руси были бродячие актеры, скоморохи (шуты, глумцы, смехотворцы). Они странствовали из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, били в барабаны, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей. Были среди них и кукольники, и жонглеры, и потешники, умевшие складно говорить шутки-прибаутки.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок, от информации, которую он получает от взрослых. Воспитание патриотических чувств способствует подъему нравственности у детей, более гуманному отношению к окружающим их людям и миру, в котором они живут, служит положительным источником к мотивации поступков ребенка. Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлимой частью пути становления ребенка как личности; формирования его как гражданина государства, сознающего личную ответственность за страну; человека, уважающего общество, в котором он живет.

История России: с древнейших времен

Образование древнерусского государства

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племен восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Основным занятием восточных славян было земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Кроме того наши предки занимались рыболовством, охотой, бортничеством(сбор меда диких пчел), выращивали технические культуры: лен и коноплю.

Люди жили общинами, как родовыми, так и соседскими. Общины, не попадавшие под власть феодала, обязаны были платить подати государству.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила названия кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, а позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, как правило, ремесленники определенной специальности, - слободами.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи - Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX веке на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Древние славяне были язычниками: они верили в добрых и злых духов. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Ярило, Хорос.

История Киевской Руси

С 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. После Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег, который предпринял поход на Киев ( 882г.) и захватил его, так Киев стал центром объединенного государства. После Олега Киевской Русью правили – Игорь, Святослав. При правлении сына Святослава Владимира Русь приняла христианство. Хотя оно было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Теперь государь считался «слугой божьим»; во главе церкви был поставлен митрополит, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину» в пользу церкви. Первый монастырь был Киево-Печерский, он получил свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Одним из правителей Киевской Руси был Ярослав Мудрый, при нем государство достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, а Русь достигла мирового признания.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди», отсюда термин, означающий сбор дани, - «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Кроме того пленников и разорившихся соплеменников называли рабами и холопами (челядь).

Умирая Ярослав Мудрый, разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви, слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лестничного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей – Всеволода в соответствии с лестничным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). После смерти Святополка II в 1113 году в Киеве вспыхнуло восстание. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125). Ему удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей – шапки Мономаха. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Он вошел в историю как крупнейший политический деятель, полководец, писатель. Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство Русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств государств. Начался период раздробленности.

Культурное развитие Руси

Писменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси был собственный алфавит. Об уровне распространения грамотности свидетельствуют открытые при Ярославле Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей.

Литература. Устное народное творчество. Пергамент для написания книг, изготовлялся как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию знаменитой летописи древней Руси – «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века.

Другим распространенным жанром стали жизнеописания русских святых. Самое выдающиеся произведение периода русской раздробленности бессмертное «Слово о полку Игореве» - гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Ремесло. В древнерусских городах работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоящие из трех пластин металла, причем, средняя отличалась большой твердостью. Прославились также ремесленники, занимающиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X века было широко развито производство кирпича и многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия – кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII-XIII веках появились арбалеты и граненные стрелы к ним.

Архитектура. Раскопки и исследования показали, что до конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X века – это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI – начала XII века, близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы воздвигались из плоского кирпича, который назывался плинфой. Тип храма был крестово-купольный. Четыре, шесть и более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершали таинство богослужения. Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатой тканью и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5-7 рядами икон. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные.

В отличие от Новгорода и Киева, во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень, который был очень податлив в работе и сооружения из него имели большое количество декоративных украшений и деталей. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Необходимым украшением храма были иконы (по-греч. «изображение, образ»). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII века – Владимирская Богоматерь. Она стала своеобразным символом на Руси. Это одно из совершеннейших произведений мирового искусства (сейчас в Третьяковской галерее).

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны - единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культур.

История Москвы

В 1147 г. о Москве впервые упоминается в летописях. Она была выстроена на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Именно он считается основателем этого города.

Москва изначально закладывалась как город-крепость. В летописях так было и написано «заложили град Москву» («град» – крепость) и в качестве укрепления в Москве был заложен первый в истории города деревянный кремль.

В первые сто лет своей жизни Москва была провинцией: маленькой сторожевой крепостью на холме южной границы Суздальской земли, которую надлежало охранять от посягательств рязанцев и черниговцев. Она принадлежала Владимирским князьям. Со второй половины XIII в. Москва стала понемногу превращаться в столичный город.

В это время Владимиром правил Александр Невский, который отдал Москву в собственность своему младшему сыну Даниилу. Город сделался столицей княжества, – правда по началу совсем небольшого.

Внук Александра Невского Иван Данилыч (Калита) – Иван I – добился права считаться великим князем главным среди остальных князей (титулом великого князя распоряжались тогда татарские ханы).Так Москва оказалась главным городом русских земель. В Москве при нем жилось спокойно, хотя при Калите москвичи и пережили два пожара, наводнение и голод вследствие засухи, но все же, как пишет летопись, «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет».

Калита сумел подружиться не только с Ордой, господствующей в те времена(XIVв.), но и главой Русской церкви митрополитом Петром и тот переехал из Владимира в Москву. Так Москва стала еще и церковной столицей. Именно митрополит настоял на том, что в Москве должен быть каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Кошель-Калита(калита – кошелек, который привязывали к поясу) принес Москве удачу. С ним она стала сильна, богата и знаменита. Что же до его носителя, то наполнив потуже свой кошелек, он вспомнил и чистоте совести и под конец жизни подстригся в монахи.

К тому времени, как бразды правления перешли к внуку Калиты Дмитрию, спокойные времена для Москвы закончились. В самом начале его княжества, дубовый кремль, дедово наследство, спалил пожар (великий пожар Всесвятский). После этого видя ненадежность деревянных укреплений, великий князь (ему было 17 лет), посовещавшись с боярами и митрополитом, решил отстроить новый кремль из белого камня-известняка. Новая крепость выросла по сравнению с прежней, но все еще уступала в размерах теперешней.

Князья тогда еще ездили в Орду, но на Руси уже почувствовали, что в силах отстаивать свою независимость и Московский князь Дмитрий начал собирать войска со всех княжеств в Москве. Стало известно, что войско Орды во главе с Мамаем стоит за Доном и Дмитрий со своими воинами двинулся по направлению к ним. Войска встретились на Куликовском поле у впадения реки Непрядва в Дон 8 сентября 1380 года. как и предсказал игумен Троицкой обители Сергий Радонежский: Дмитрий возвратился с победой. После этой битвы Дмитрий был прозван Донским, а Сергий Радонежский причислен к лику святых.

После того, как Мамай потерпел поражение на Куликовском поле, Золотую орду возглавил Тохтамыш. Несмотря на свое несколько мышиное имя , он вовсе не желал сидеть тихо как мышь, а жаждал дани от русских князей. Тохтамыш двинулся походом на Русь и некоторые из русских князей присоединились к нему. Татары обступили Москву, но взять крепостные стены кремля без стенобитного орудия они не могли и тогда Тохтамыш пошел на хитрость, пожелав вступить в мирные переговоры. Он передал москвичам через своих чиновников, что любит их как своих подданных,- не любит одного великого князя, но раз его в городе нет, то он воевать не будет. Пусть только жители вынесут ему дары, а его впустят осмотреть столицу. Тохтамышу москвичи бы не поверили, но с его послами были сыновья нижегородского князя – они ручались, что хан сдержит слово. Горожане открыли ворота, а коварные татары перебили послов и всех, кто попадался им на пути. Кремль устоял, но внутри по возвращении Дмитрий (князь ездил собирать войско против татар) обнаружил пепелище – обгорелые церкви и больше 20 тысяч убитых. Так Москва пережила коварное предательство в своей истории.

Москва возродилась из пепла,- не в первый раз и не в последний раз, однако надолго перестала быть многолюдным городом.

Борьба с татаро-монголами способствовала объединению русских земель вокруг Москвы. Завершение процесса объединения русских земель со столицей в Москве в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).

Иван III – одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул «Государя всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен, сохранившийся до наших дней красный кирпичный Кремль в Москве. При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем была отстроена Гранатовая палата в Москве, где принимали послов от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин «Россия».

Александр Невский - доблестный защитник Руси.

В начале XIIIв. крестоносцы вторглись на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь, нападение было санкционировано римским папой и германским императором. В крестовом походе приняли участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных европейских стран.

Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями.

Невская битва. В июле 1240г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские Феодалы. Шведский флот с войсками на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения реки Ижора, рыцарская конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославович, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. «Нас немного, - обратился он к своим воинам, - но не в силе Бог, а в правде». Скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославовича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью. Позднее на месте битвы Петр Великий основал Александро-Невский монастырь.

Ледовое побоище. Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241). Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Новгорода. По требованию веча Александр невский возвратился в город.

Вместе со своей дружиной он освободил внезапным ударом Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Летописец писал о нем: «Побеждая везде, а не победим николи же». Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра. Учитывая построение рыцарей «свиньей» (в виде трапеции с острым клином впереди, который составляла тяжеловооруженная конница), Александр Невский расположил свои полки в виде треугольника, острием, упиравшимся в берег. Перед сраженьем часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи. Они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами. Русские преследовали противника, «секли, несяся за ним, как по воздуху», - записал летописец. По данным Новгородской летописи, в битве погибло «немец 400, и 50 взято в плен».

Мощь Ливонского ордена бала ослаблена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике.

Александр Невский навсегда останется для потомков доблестным героем освободителем и слава о нем будет жить в веках

Петр Великий

Петр Великий был первым ребенком от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной; родился он в Москве 30 мая 1672 года. Еще до появления на свет знаменитый ученый и астролог Симеон Полоцкий предсказывал: «Что у царицы-государыни родится сын, отличный могучим умом, прославится он ратными подвигами и станет таким героем, что никто из ныне живущих на Руси с ним не сравнится».

29 июня в Чудовом монастыре над новорожденным совершено было таинство крещения, и он был назван Петром. По древнему обычаю с новорожденного «сняли меру», написали икону, которую впоследствии поместили над гробницей Петра великого. По отзывам Петр был очень крепок физически с детства, «возрастен и красен и крепок телом».

По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Учителем его был Никита Моисеевич Зотов – подьячий из приказа Большого прихода. Кроме письма и чтения , Зотов ничему не учил Петра, но он применял прием наглядного обучения. Петр на досуге любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками, на которых были изображены исторические и этнографические сцены.

Когда исполнилось Петру десять лет, его начальное обучение прервалось. Царь Федор умер и для Петра начались тяжелые дни. Он видел бунт стрельцов. Его матери и ему самому грозила смертельная опасность. Петр настолько сильно был напуган «майскими днями» стрелецких бунтов, что от испуга у него появились и остались на всю жизнь конвульсивные движения головы и лица. Пронесшиеся грозные тучи бури рано научили Петра смотреть смерти в глаза и сознавать козни Милославских и действия сестры Софьи (по отцу, мать Софьи Мария Милославская – первая жена царя Алексея).

После смерти старшего брата, царя Федора Алексеевича, в результате сложных интриг между Милославскими и Нарышкиными в стране установилось двоецарствие. Власть перешла двум наследникам: Петру и Иоанну (16-летний Иван был слабого здоровья, плохо видел, да еще страдал косноязычием). В 1682 году десятилетний Петр был признан вторым царем, а Иоанн Алексеевич (его брат по отцу, брат Софьи) по желанию сестры, признавался первым царем. Правительницу Софью Алексеевну при них нарекли царевной-государыней.

Венчание на царствование произошла, как всегда, в Успенском соборе Кремля. В июне 1682 года для двух царей соорудили двойной трон. Позади торна, закрытое парчой с окошечком, размещалось место, где при приеме послов пряталась Софья. Этот торн и в наши дни можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

Правительница Софья Алексеевна терпеть не могла «мачеху-медведиху», почти ее ровесницу, Наталью Кирилловну. Пользуясь властью, Софья вытеснила ее с сыном из Кремля в загородное село Преображенское. Жила она тем, «что давано было от рук царевны Софьи». Но «давано» было совсем мало, поэтому царица тайно принимала помощь от митрополита Ростовского и настоятеля Троицкого монастыря. Для десятилетнего Петра началась вольная уличная жизнь.

Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в «потешные» полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел – Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представляющие собой внушительную военную силу. В их числе оказался и сын конюха Алексашка Меньшиков, торговавший пирожками,- будущий друг и соратник Петра.

Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме – Плещеевом озере у г. Переяславля-Залесского закладывались основы будущего российского флота. Жажда познаний, стремление к самообразованию позволила одаренному от природы Петру встать на уровень самых просвещенных людей того времени. Он поражал современников не только ростом (204 см) и силой, но и интеллектом и знаниями.

В 1689 году Петр женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной. После женитьбы он считался совершеннолетним и имел все права на престол; столкновение с Софьей и ее сторонниками стало неизбежным. Москва была полна слухов о приготовлении схватки как стрельцов, так и «потешных».

Августовской ночью 1689 года Петр был разбужен в Преображенском одним из своих сторонников с сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Петр ускакал в Троицко-Сергиев монастырь. Вскоре в монастырь с развернутыми знаменами пришли вызванные Петром верные Преображенский и семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Софью, оказавшуюся в изоляции, заключили в Новодевичий монастырь в Москве. Трон перешел к Петру. Со смерть царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра.

Петр I Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Его реформы и преобразования были столь грандиозны, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. В своих решения он опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса». В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь порой, с личными интересами подданных. Царь все время находился в движении – создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями. Несомненно, Петр I был наделен чертами харизматического (наделенного уникальными личностными чертами) лидера.

Хроника славных дел:

1694г. – Спуск на воду первого корабля «Святой Павел».

1697г. - Начало единодержавного царствования Петра Великого.

Март - Петр уезжает из Москвы за границу. В Голландии он усердно изучает морское

1697 дело, учится строить корабли.

1700 - Северная война, которая велась за выход к Балтийскому морю.

1721

1701 - В Москве в палатах Сухаревой башни учреждается первая в России «школа

математических и навигационных наук».

1703 - Петр основывает Санкт-Петербург.

1709 - Полтавское сражение. Русская армия под командованием Петра разгромила

шведов во главе с королем Карлом XII.

1714 - Авангард русского галерного флота под командованием Петра разгромил

шведскую эскадру контр-адмирала Эреншельда.

1724 - За год до смерти Петр подписал указ об учреждении Академии наук с

университетом и гимназией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  2. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта

    Документ
    Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
  3. «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в проектной деятельности» Надежкина Татьяна Николаевна старший воспитатель первой категории

    Документ
    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
  4. Выступления (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.
  5. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    и.о. проректора по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,

Другие похожие документы..