Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информатизация образовательного процесса в колледже проводятся в соответствии с "Концепцией информатизации образовательного процесса в образоват...полностью>>
'Документ'
У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял П.Ф.Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного чело...полностью>>
'Документ'
Постоянно тратитесь на лампы накаливания, быстро выходящие из строя и потребляющие, к тому же, огромное количество энергии? Ждете научного прорыва ил...полностью>>
'Руководство'
1. Руководство в этом документе предназначено для лабораторного контроля или для мониторинга остатков пестицидов в пищевых продуктах и кормах в Европ...полностью>>

Формирование коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в вузе 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Иванов Александр Юрьевич

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Ульяновск – 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Митина Ирина Дмитриевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Комадорова Ирина Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

Булынин Александр Михайлович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Мордовский государствен-

ный университет им. Н.П. Огарева»

Защита состоится 26 октября 2011 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, корп. 1, ауд. 703.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте http: //

Автореферат разослан « ___ » 2011 г.

Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск,

ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований

Учёный секретарь

диссертационного совета О.И. Донина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная Россия в мировом сообществе выступает как равноправный участник диалога культур и носитель высокой духовной культуры. Изменения в развитии российского общества, а так же активное формирование единого образовательного пространства, с одной стороны, требуют пересмотра содержания профессионального образования, с другой, - сохранения и приумножения традиций подготовки специалистов, в том числе, - в области музыкального искусства.

Развитие самостоятельности, инициативности, социальной активности наряду с высоким уровнем сформированности творческих навыков у музыкальных исполнителей – студентов и специалистов представляется актуальной задачей профессионального образования, поскольку только творчески мыслящий и творчески действующий артист сможет заинтересовать аудиторию и вовлечь её в процесс приобщения к национальной и мировой музыкальной культуре.

В процессе профессиональной подготовки музыкальных исполнителей прослеживается распространение тенденций компетентностного образования, связанных с личностно-ориентированным подходом, поиском новых практико-ориентированных концепций, технологий, методик и методов освоения специфичной деятельности, где профессиональная культура специалиста любого профиля рассматривается, как мера продуктивности его труда (В.А. Бодров). Личностно-ориентированный подход предполагает комплексное решение многообразных проблем обучения и воспитания, к числу которых мы относим формирование коммуникативных качеств музыкальных исполнителей. В соответствии с данным подходом, операционально-смысловые структуры и ценностная ориентация профессионального опыта раскрываются в системе «человек-мир». Особенности создания образов восприятия, выраженные отдельными операционными действиями субъекта, рассматриваются в единстве эмоционально-смыслового, двигательного и когнитивного аспекта, отражая направленность личности в общей жизнедеятельности и профессии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, А.И. Нафтульев).

Актуальность исследования процесса формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей обусловлена:

– необходимостью целенаправленного формирования коммуникативной компетентности будущих музыкальных исполнителей с учетом современных требований государства и общества к уровню базовой культуры личности и профессиональной культуре специалистов в области музыкального искусства;

– интеграцией музыкального образования в образовательное пространство непрерывного образования;

– неопределенностью понятия коммуникативной компетентности в силу сложившейся традиции рассматривать его обособленно (как универсальное и обобщенное личностное качество, например, общительность, коммуникабельность, межличностную привлекательность; как специальную способность или интегративное свойство; как сопутствующее условие или фактор формирования различных профессионально значимых личностных качеств, ключевых компетенций в сфере образования и в процессе социализации личности);

– потребностью студентов в продуктивном социальном взаимодействии и социальной адаптации;

– педагогическими возможностями традиционных учебных дисциплин и образовательных инноваций для организации процесса формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей.

Противоречия, обусловившие проблему и актуальность исследования, выражены рядом несоответствий:

– между современными требованиями к личности специалиста в области музыкального искусства как субъекту общей и профессиональной культуры и неготовностью профессионального образования к обеспечению её становления и развития в рамках дисциплин узкой специализации;

– между неличностной формой социального взаимодействия музыкального исполнителя с аудиторией в процессе исполнительской интерпретации сочинений и доминированием межличностных отношений при подготовке будущих специалистов к профессиональной коммуникации;

– между необходимостью освоения будущими концертными исполнителями многообразия форм профессионального общения и недостаточным теоретико-методологическим и методическим обеспечением учебного процесса.

Научная проблема исследования определяется недостаточной разработанностью научно-теоретических основ и прикладных аспектов формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей с учетом их индивидуальной подготовленности к концертной деятельности, и формулируется следующим образом: каковы сущность, характер, структура коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей и педагогические условия её формирования в ВУЗе.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность предлагаемой модели формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе.

Объект исследования: профессиональная культура музыкальных исполнителей в условиях ВУЗа.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей как компонента профессиональной культуры.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей будет эффективным, если оно реализуется в педагогических условиях, вызывающих положительные изменения сформированности коммуникативной компетентности, и в данной связи:

– выявлена специфика профессиональной коммуникации музыкальных исполнителей и основные факторы, затрудняющие подготовку к профессиональному общению, раскрыта сущность коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры личности;

– теоретически обоснована, экспериментально проверена и внедрена в учебно-воспитательный процесс модель формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе;

– подготовка студентов к речевому общению и профессиональной коммуникации осуществляется на базе специального курса профессионального общения.

Задачи исследования определены в соответствии с проблемой и гипотезой исследования:

1. Дать аналитическое представление о сущности, основных компонентах и критериях оценки коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей с учетом характера взаимодействия музыкального исполнителя с аудиторией (слушателем) и результативности коммуникативного процесса;

2. Определить теоретико-методологические подходы к решению исследуемой проблемы и разработать методику формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе;

3. Выявить возможности отдельных дисциплин специализации в направлении формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей и разработать содержание соответствующего спецкурса;

4. Разработать модель формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей и выявить педагогические условия её эффективной реализации в условиях ВУЗа.

5. Адаптировать существующее методическое обеспечение к практической подготовке студентов и специалистов, разработать критериальный аппарат исследования сформированности коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философии, психологии, педагогики, теории коммуникаций, теории одаренности.

В исследовании используются основные идеи, концепции и теоретические положения: теории деятельности и функциональных систем (П.К. Анохин, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, А.К. Гастев, В.Н. Дружинин, В.Я. Дубровский, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.И. Нафтульев, В.Д. Шадриков, Л.П. Щедровицкий); теории способностей (Г. Гарднер, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, Б.М. Теплов); теории социального взаимодействия, межличностного общения и коммуникации (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницина, А.А. Леонтьев, В.П. Морозов, Г.Г. Почепцов, Е.В. Руденский, А.У. Хараш); концепции реализации системного подхода в педагогике (Ю.К. Бабанский, Г.Б. Голуб, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, А.М. Новиков, Ю.М. Орлов, Б.М. Теплов); концепции личностно-ориентированного образования культурологического типа и культурологического подхода в педагогике (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.А. Радугин, В.А. Сластенин, Н.В. Смирнова, Н.Е. Щуркова); междисциплинарных подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов (Е.П. Белозерцев, А.А. Бодалёв, А.Д. Гонеев, В.В. Давыдов, А.З. Зак, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кислинская, Н.Н. Никитина, А.Г. Пашков, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин); подходов к социализации, социальному воспитанию и самоопределению личности (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.И. Донина, П.Ф. Каптерев, М.А. Ковардакова, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.Д. Митина, О.В. Морева, А.А. Радугин, А.А. Реан, Н.Б. Шмелева, И.В. Юстус); идеи реализации акмеологического подхода в педагогике (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, Н.И. Калаков, Н.М. Костихина, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина); идеи субъектного подхода к формированию личности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная).

Методы исследования: теоретические (системно-культурологический и ретроспективный анализ, моделирование); проектные (фрагмент профессиональной деятельности, коммуникативной ситуации); эмпирические (педагогическая диагностика, опрос, интервью, шкалирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка); экспериментальные (первичный, проверочный); статистические (математическая и статистическая обработка данных).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультет культуры и искусства и Институт дополнительного образования Ульяновского государственного университета. Исследование проводилось с 2004 года по 2011 год в три этапа.

Первый этап (2004-2006 уч. г.г.) – поисково-прогностический. Проведено пилотажное исследование, разработана программа формирующего эксперимента, осуществлена его экспертиза. Выявлены педагогические условия обеспечения профессиональной практики, внеаудиторной деятельности и аудиторной подготовки участников эксперимента. Разработка научно-методического обеспечения формирующего эксперимента осуществлялась теоретическими, проектными и эмпирическими методами; сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования.

Второй этап (2006-2009 уч. г.г.) – опытно-экспериментальный. Выявлено дополнительное условие обеспечения формирующего эксперимента, уточнены содержание экспериментального спецкурса и частные гипотезы эксперимента. Разработан критериальный аппарат исследования сформированности коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей, обработаны полученные данные первичной диагностики по основным показателям и уровням сформированности коммуникативной компетентности студентов.

Третий этап (2009-2011 уч. г.г.) – аналитико-обобщающий. Проведена проверочная диагностика в рамках основного эксперимента, отдельные методы обучения профессиональному общению апробированы на базе Института дополнительного образования Ульяновского государственного университета. Систематизированы данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, сформулированы основные выводы, намечены возможные перспективы исследования, оформлен текст диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования; результатами внедрения в образовательный процесс системы мер, соответствующих цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью результатов; использованием математических методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования содержится в следующих положениях:

– установлен ряд противоречий, затрудняющих процесс формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе;

– раскрыта сущностно-содержательная характеристика понятия «коммуникативная компетентность как компонент профессиональной культуры музыкальных исполнителей», определена специфика процесса её формирования, проявляющаяся в осознанном отношении к своей роли в учебно-воспитательном процессе ВУЗа, содержательной профессиональной деятельности, готовности к её самостоятельному осуществлению, творческом подходе к решению задач профессионального общения и стремлении к самосовершенствованию;

– выявлены критерии сформированности коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей, определены показатели её динамики;

– подтверждена эффективность модели процесса формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей на базе деятельностного, культурологического, акмеологического подходов, обеспечивающая единство целевой, содержательной, деятельностной и оценочно-результативной составляющих педагогического процесса;

– определены педагогические условия формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в процессе социальной адаптации и профессиональной ориентации как дополнительные возможности для самоопределения студентов и специалистов в ВУЗе.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

– аналитическое представление о сущности, характере и структуре коммуникативного процесса, трактовка неличностного взаимодействия музыкального исполнителя и аудитории обоснованы как педагогические феномены во взаимосвязи структуры профессиональной культуры личности и компонентов коммуникативной компетентности;

– предложенные структуры исполнительской интерпретации и репертуара подкрепляют и дополняют соответствующие положения теории одаренности, теории межличностного общения и коммуникации;

– критериальный аппарат исследования сформированности коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей разработан с учетом взаимосвязи основных показателей с характеристиками исполнительской выразительности и отражает специфику исследуемого процесса;

– модель формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей корректирует обучение в направлении междисциплинарной интеграции и способствует расширению педагогического знания о путях совершенствования учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

Практическая значимость результатов исследования определяется:

– реализацией программы спецкурса «Профессиональное общение», создающей предпосылки для эффективной коммуникации и комплексной оценки коммуникативных как профессионально значимых качеств личности;

– внедрением в образовательный процесс ВУЗа методики формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей, которая учитывает педагогическое влияние социально-культурной среды;

– внедрением в педагогическую практику оптимизирующих методов, способствующих успешному формированию исследуемой компетентности при освоении дисциплин по выбору (импровизация, сочинение, аранжировка, современный репертуар);

– обоснованием значительного потенциала традиционных форм и способов обучения для формирования личного отношения студентов к современному гуманитарному знанию и профессиональному общению в виде содержательных репертуарных приоритетов и приобретения опыта самоорганизации в профессиональной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная культура музыкальных исполнителей представляет собой достигнутый уровень развития личности, выраженный степенью овладения приёмами и способами решения социально-значимых задач профессионального общения. Профессиональная культура музыкальных исполнителей включает следующие структурно-функциональные компоненты: аксиологический, технологический, творческий. Коммуникативная компетентность музыкальных исполнителей – система внутренних ресурсов, необходимая для самостоятельного осуществления концертной деятельности в инвариантных ситуациях межличностного и неличностного взаимодействия, определяемая умением музыкальных исполнителей устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми. Компоненты коммуникативной компетентности: мотивационный, оценочно-регулятивный, когнитивный, деятельностный.

2. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной культуры музыкальных исполнителей – это динамичная, интегративная характеристика личности, отражающая социальную направленность на усвоение и трансляцию эстетических ценностей в единстве знания и опыта его применения, приобретаемого по мере освоения комплекса вузовских дисциплин и подготовки к профессиональному общению. Интегративная характеристика личности музыкальных исполнителей – это сочетание обученности и самостоятельности, отражающее динамические тенденции направленности личности на общество и на себя.

3. Модель формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе базируется на единстве общей и профессиональной подготовки, и обеспечивается приобретением опыта содержательной деятельности в процессе реализации специально организованного обучения с учетом контингента обучаемых. Основными структурными компонентами модели, взаимодействие которых обеспечивает её функционирование и целостность, являются целевой, содержательный, деятельностно-технологический и оценочно-результативный. Наполнение каждого компонента и их взаимодействие определяется действием как общих дидактических принципов, так и специфических, лежащих в основе используемых педагогических технологий.

4. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе включают:

– обеспечение субъектной позиции обучаемых посредством социального воспитания, игровых и проективных методов активизации обучения;

– сочетание форм и способов обучения с целью развития общих, специальных способностей и гностических умений музыкальных исполнителей в процессе подготовки к профессиональному общению;

– поэтапное формирование целостного представления о культуре профессиональной коммуникативной деятельности.

Разработка экспериментального спецкурса «Профессиональное общение» на основе рабочей программы по дисциплине «Клавирная импровизация» является дополнительным педагогическим условием формирования коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в ВУЗе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в работе четырёх всероссийских (2006-2010 г.г.) и двух межрегиональных (2011 г.) научно-практических конференций, разработки рабочей программы и методических рекомендаций по курсу клавирной импровизации, внедрения экспериментального спецкурса в учебный процесс, педагогической деятельности в Ульяновском государственном университете, публикации основных результатов исследования. Всего за период с 2006 по 2011 г.г. опубликовано 9 статей, из них 3 статьи по перечню ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 308 наименований, из них 3 на иностранном языке, приложений. Общий объем диссертации составляет 206 страниц, из них 172 страницы основного текста, 34 страницы приложений. В основном тексте диссертации содержится 16 таблиц, 3 рисунка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится в часов на заседании диссертационного совета Д 212.003.01 при ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по адресу: 125212 г.
  2. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре методологии и методики преподавания музыки музыкального факультета Московского педагогического государственного университета
  3. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена в Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
  4. Межкультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования экономистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 декабря 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» по адресу: г.
  5. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.

Другие похожие документы..