Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Темы рефератов'
Натюрморт. Народная игрушка. Виды орнамента. Вышивка. Резьба по дереву. Виды росписи (Гжель, Городец, хохлома). Богородская игрушка. Матрешка....полностью>>
'Методические указания'
Контрольная работа по дисциплине «Маркетинг» выпол­няется студентами-заочниками по специальностям 080110 "Экономика и бухгалтерский учет», 08050...полностью>>
'Решение'
В связи с обращением энергоснабжающей организации о пересмотре тарифа и с учетом изменения себестоимости производстваею тепловой энергии, на основани...полностью>>
'Реферат'
Приложение 3. Пример использования сложной фигуры для психотехнической работы по развитию концентрации и деконцентрации внимания, визуального делания...полностью>>

Вопросы, связанные с развитием арт-терапии в условиях глобализации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы второй московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», Москва, 9-11 апреля 2010 г. Публикация РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта

Копытин Александр

В докладе обсуждается влияние актуальных социокультурных и экономических условий на арт-терапевтическое сообщество. Рассматриваются некоторые задачи развития отечественной и зарубежной арт-терапии, сферы ее практического применения в современном мире.

Глобализация понимается нами как объективный процесс сближения и диалога культур на основе возрастающей мобильности населения планеты, активного обмена информацией, свободной финансово-хозяйственной деятельности, системы всечеловеческих ценностей. Некоторые позитивные следствия глобализации включают: раскрытие человеческого потенциала, развитие демократии, создание более эффективной и стабильной экономики, повышение качества и уровня жизни людей. К негативным следствиям глобализации можно отнести «эрозию» культур и потерю культурного многообразия, кризисы идентичности (на уровне отдельной взятой личности и сообществ), поверхностность контактов, эксплуатацию транснациональными корпорациями человеческих и природных ресурсов, доминирование утилитарно-потребительских установок.

Вопросы, связанные с развитием арт-терапии в условиях глобализации

  • Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами?

  • Какой может (должна) быть арт-терапия (с точки зрения ее организации, методологии и философии, подготовки специалистов и их компетентностей) для того, чтобы соответствовать запросам и проблемам современного общества?

  • Как может осуществляться деятельность национальных и региональных профессиональных сообществ арт-терапевтов, и с какими проблемами они при этом сталкиваются?

  • Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем заключаются ее отличительные особенности?

Первый вопрос: Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами?

Арт-терапия обращена, прежде всего, к универсальной проблематике современности, касающейся признания ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Осознание данной проблематики определяет необходимость совершенствования медицинской и психосоциальной помощи населению, в том числе, путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения, реабилитации.

Важно также рассмотрение арт-терапии как одного из факторов восстановления и поддержки творческой природы человека в современном мире. Возрастающая специализация труда и утилитарно-потребительские установки ведут к тому, что большинство людей становится «потребителями», но не «творцами» образов. В то же время, имеется настоятельная потребность в реализации творческого потенциала людей, рассматриваемого как условие их успешной адаптации и деятельности

Кроме того, арт-терапия может быть ориентирована на различные группы населения, нуждающиеся в более активной психосоциальной поддержке. К ним, в частности, можно отнести:

  • людей пожилого и преклонного возраста,

  • лиц, переживающих кризисы идентичности,

  • детей, подростков, молодежь, а также взрослых, находящиеся в аномальных психосоциальных условиях,

  • лиц с различными зависимостями и созависимостями,

  • дисфункциональные и неполные семьи и сообщества.

Приоритетными областями практического использования методов арт-терапии можно признать:

  • систему здравоохранения и реализуемые на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности,

  • систему образования (включая массовые и специализированные школы, ДОУ, учреждения дополнительного образования, школы-интернаты и др.,

  • учреждения социальной сферы, в том числе, специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры.

Второй вопрос: Какой должна быть арт-терапия с точки зрения ее организации, методологии и философии, подготовки специалистов и их компетентностей, чтобы соответствовать запросам и проблемам общества?

Арт-терапия должна учитывать глобальные тенденции развития, акцентировать внимание на исследовании и решении общих проблем современного общества, а также принимать во внимание местный контекст – социокультурную среду, институциональные особенности, традиции и ментальность людей.

  • Методология арт-терапии должна соответствовать общим проблемам современного общества и при этом быть конгруэнтной местным условиям (национальным, региональным).

  • Организационный аспект. Арт-терапевтические услуги должны быть «встроены» в современный полипрофессиональный контекст деятельности учреждений и условия финансирования здравоохранения, образования, социальной сферы,

  • Подготовка. Соответствующая методологическая ориентация и набор компетентностей, необходимых для работы в условиях глобализации, должны формироваться в процессе профессиональной подготовки арт-терапевтов.

Что касается методологии арт-терапии, то для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в создание первых форм арт-терапии начиная с середины ХХ века. Развиваемые ими модели арт-терапии являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:

  • инновационной художественной педагогики с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, подходом,

  • креативистских концепций художественно-творческой деятельности, рассматривающих изобразительную деятельность как акт свободного самовыражения самоактуализирующейся личности,

  • концепций целостного воспитательно-образовательного воздействия на личность посредством искусства.

Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-терапии также весьма значителен. Представители психодинамического подхода, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства, К.Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон, М. Миллнер, являются создателями динамической модели арт-терапии. В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, динамической психиатрии Г. Аммона.

Изучение истории и современного состояния зарубежной арт-терапии свидетельствует о взаимодополнении художественной и психодинамической школ. Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамическая модель нередко используется в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной инсайт-ориентированной арт-терапии (арт-психотерапии).

В последние годы происходит развитие новых моделей социально-ориентированной арт-терапии, связанных с постструктурализмом/постмодернизмом, большим вниманием к социальным, культурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между людьми. В этим моделям можно, в частности, отнести:

  • нарративную модель,

  • феминистскую модель,

  • мультикультурный подход и другие.

Значение данных направлений в арт-терапии, по всей видимости, будет в ближайшие годы все более усиливаться, что связано:

  • с растущим пониманием важной роли социокультурных факторов в развитии и профилактике психических и соматических заболеваний, а также психосоциальных проблем при разных патологиях (биопсихосоциальная модель развития и лечения болезней и их последствий),

  • большим вниманием общества к интересам меньшинств, людей с психосоциальными ограничениями,

  • проникновением арт-терапии во внегоспитальную среду, ее приближением к реальным условиям жизнедеятельности представителей разных социокультурных групп.

Третий вопрос: Как может осуществляться деятельность национальных и региональных профессиональных сообществ арт-терапевтов, и с какими проблемами они при этом сталкиваются?

Существование множества вариантов и моделей арт-терапии соответствует ее природе и реалиям современного общества. Толерантность к различиям в европейской и мировой арт-терапии и психотерапии, в целом, выступает в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов и отвечает принципам Страссбургской декларации по психотерапии (European Association of Psychotherapy, 1991). Арт-терапия при этом может рассматриваться как формирующийся метод психотерапии, эмпирически сложившаяся система лечебно-реабилитационной практики, связанной с занятиями клиентов (пациентов) изобразительной деятельностью с преимущественно эклектической, междисциплинарной основой.

Формы и направления международного сотрудничества арт-терапевтов в условиях глобализации могут включать:

  • согласование общих стандартов и содержания арт-терапевтической деятельности,

  • использование общих принципов и этических норм арт-терапии,

  • академические обмены – сотрудничество между центрами арт-терапевтического образования (обмены студентами и преподавателями, стажировки специалистов и др.),

  • международные исследования и публикации,

  • создание международных профессиональных организаций, консорциумов арт-терапевтов, а также рабочих групп, ориентированных на работу с определенной проблематикой.

Одной из международных организаций в области терапии искусством является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). Как отметила почетный президент данной организации, Л. Коссолапов (Kossolapow L., 1999), «Аккумуляция национальных, этнических и местных культуральных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена».

Признаки европейской мультикультурной арт-терапии.

  • Интерактивность способность работать с представителями разных культурных сообществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, конфессиональной принадлежности.

  • Самокритичность – способностью специалистов критически оценивать свои взгляды и профессиональные позиции.

  • Мобильность и ориентированность специалистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах.

  • Профессионализм – способность специалистов в области арт-терапии к эффективному рабочему взаимодействию со своими коллегами из других стран и включаться в институциональную среду медицинских, образовательных и социальных учреждений в разных регионах Европы.

  • Мультикультурность – способность специалистов сравнивать глобальные, национальные и региональные социокультурные традиции, принимать различия в образе жизни, обычаях и верованиях жителей разных стран и регионов Европы и терпимо к ним относиться (Kossolapow L., 2000).

Четвертый вопрос: Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем заключаются ее отличительные особенности?

Некоторые отличия отечественной арт-терапии от зарубежной (в частности, «трансатлантической» арт-терапии, характерной для таких стран, как США и Великобритания):

  • российские арт-терапевты нередко имеют первое психологическое, педагогическое, медицинское образование,

  • на момент начала обучения они уже, как правило, имеют определенные профессиональные позиции, работая в учреждениях образования, здравоохранения, социальной сферы,

  • они имеют определенное представление о конвенциональных методах исследования, могут их применять,

  • их художественное образование зачастую недостаточно,

  • они не так связаны стандартами арт-терапевтической деятельности, как их зарубежные коллеги.

Достоинства и преимущества отечественной арт-терапии связаны с ее междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). От зарубежной арт-терапии ее отличают:

  • значительный научный и исследовательский потенциал,

  • многообразие ракурсов восприятия арт-терапевтического процесса,

  • способность к экспериментам и развитию,

  • возможность интеграции в самые разные области лечебной, образовательной и социальной практики на основе сложившихся форм профессиональной работы

Риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии

Можно выделить следующие риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии:

  • выхолащивание художественной составляющей арт-терапии за счет усиления ее психотерапевтической, педагогической составляющей,

  • биологизация и физиологизация арт-терапии, ведущие к ослаблению ее гуманитарной основы,

  • подмена внутриличностных и межличностных факторов арт-терапевтического процесса его инструментальной составляющей, связанной с использованием техник и алгоритмов направленного психологического, педагогического, лечебно-профилактического воздействия,

  • потеря арт-терапией ее основной миссии и уникального характера в ряду других методов.

Одним из условий предупреждения данных рисков может являться понимание отечественными арт-терапевтами преимуществ и достоинств используемых ими методов. К некоторым из этих преимуществ и достоинств можно отнести:

  • использование и активизация внутренних ресурсов личности в интересах сохранения и восстановления здоровья, развития человеческого потенциала,

  • личностно-ориентированная направленность арт-терапии, связанная с признанием творческой личностной активности как «краеугольного камня» любого лечения,

  • значительный коммуникативный потенциал арт-терапии, тесно связанный с богатством символической (метафорической) экспрессии, возможностью активизации межличностной и социальной динамики – как в пространстве психотерапии, лечебной среде, так и за их пределами,

  • богатство и разнообразие физического, сенсорного опыта, получаемого в процессе арт-терапевтических занятий, что позволяет позиционировать арт-терапию не только как вариант психотерапии, но и форму психофизического (ментально-физического) воздействия.

Другим важным условием предупреждения данных рисков следует признать профессиональную самоидентификацию/самоопределение арт-терапевта, не обязательно напрямую связанные с созданием профессии «арт-терапевт», но обязательно предполагающие формирование осознанной профессионально-личностной позиции, включающей следующие составляющие:

  • аксиологическую (ценностную),

  • методологическую,

  • инструментальную.

При условии непротиворечивого внутреннего соотнесения друг с другом они задают основу и вектор деятельности и профессионального мышления арт-терапевта.

Роль и место искусства и творчества в арт-терапии

Назарова Наталья

Само название «арт-терапия» указывает на два главных направления, а точнее, на два полюса одного континуума, в существующей практике и теории. Арт-ориентированные терапевты (art as therapy) делают акцент на процессе создания художественного произведения как основного для терапевтического прогресса (Э. Крамер и др.). Творческий, художественный процесс поддерживается и поощряется, и арт-терапевт действует как его катализатор. Акцент делается на самоисцеляющую силу искусства и творчества. Терапевтически-ориентированные (art psychotherapy) терапевты часто объясняют, что озабоченность художественными целями должна быть минимизирована в пользу специализированных форм психотерапии (М. Наумбург и др.). Символическое содержание арт-работы исследуется в контексте взаимоотношений между терапевтом и пациентом/клиентом, рассматриваются вопросы переноса и контрпереноса [12, р. 29-30]. В настоящее время многие арт-терапевты свободно перемещаются по всему континууму между этими двумя полюсами не только в работе с разными клиентами, но даже в ходе одной индивидуальной сессии. В нашей стране в связи с необязательностью наличия профессионального художественного образования для арт-терапевтов, многие специалисты придерживаются терапевтически-ориентированного и директивного подхода, поэтому в данных тезисах акцент будет сделан на попытке осмысления роли и места искусства и творчества в арт-терапии.

Восприятие образов арт-терапевтами

Для арт-ориентированных терапевтов основополагающим является мнение, выраженное Е. Грэй (Gray E.) [10], Е. Вейнриб (Weinrib E.) [13]. Авторы считают очень важной для арт-терапевтов мысль о первичности анонимных, исцеляющих, символических процессов, протекающих в психике, – тех процессов, которые не имеют определенной направленности, не подлежат интерпретации и не допускают какого-либо вмешательства со стороны психотерапевта. Е. Вейнриб (Weinrib E.) добавляет, что «отказ признать способность психики к самоисцелению часто ведет к использованию такой формы арт-терапии, которая предполагает высокую степень директивности и чрезмерное использование «техник» [13 p. 14]. Л. Гантт [2, с. 25] рассматривает ряд особенностей восприятия образов арт-терапевтами. Она отмечает, что арт-терапевты, в отличие от лиц, не имеющих никакого отношения к арт-терапии, являются менее критичными даже к простым образам, заявляя, что эти образы ни красивые, ни безобразные, ни хорошие, ни плохие, но всегда содержательные. Исследуя то, как арт-терапевты воспринимают различные произведения искусства, по мнению автора, можно сделать очень интересные наблюдения, позволяющие, в частности, судить о влиянии арт-терапевтического образования на наше восприятие [2 с. 25].

По мнению Л. Штейнхард, арт-терапевт пытается понять различные линии, формы, цвета, размеры и расположение в пространстве элементов изображения, их взаимодействие друг с другом и то, с какими чувствами они могут быть связаны. Художественная форма сама по себе несет в себе определенное содержание, хотя автор мог намереваться выразить в рисунке нечто совершенно иное [7, с. 149]. Л. Штейнхард отмечает, что арт-терапевт, имеющий длительный опыт самостоятельной творческой работы, хорошо понимает все те сложные переживания, которые сопровождают процесс создания художественных образов, поэтому клиент ощущает поддержку со стороны психотерапевта в процессе своих творческих поисков, и это отражается на характере создаваемых им образов [7, с. 107].

Способность к художественному творчеству как одна из фундаментальных характеристик человека

Э. Диссанейек (Dissanayake E.) утверждает, что способность к художественному творчеству является одной из фундаментальных характеристик человека. Она рассматривает художественное творчество как форму поведения человека, развивавшуюся вместе с его исторической эволюцией и позволившую ему выжить. Э. Диссанейек (Dissanayake E.) указывает на потребность человека «придавать особый статус» тем предметам, которые для него наиболее ценны, а также тем видам деятельности, которые наполнены для человека глубоким личностным смыслом. Создание художественной продукции связано с обозначением границы между обыденным и экстраординарным. Придание предмету «особого статуса» повышает его значимость и способствует более длительному сохранению в памяти человека.

Зачатки творчества выделили человека разумного из животного мира. Рисунок появился, по меньшей мере, 35 000 лет до н.э., еще до возникновения артикулированной речи. Н. Н. Николаенко утверждает, что способность к рисованию (в широком смысле – конструктивная способность) генетически связана с такими видами деятельности, как жестикуляция, мимика, пантомимика, чувство ритма. Главное в способности к рисованию – зрительное руководство движением руки, формирование зрительного образа необходимых действий. Автор утверждает, что способность к рисованию связана с височно-теменными затылочными областями правого полушария, а развитие такой правополушарной функции, как рисунок, – исторически самое раннее и сравнительно древнее приобретение человека. По мнению автора, с помощью рисования человек высвобождает свою собственную зрительную память от постоянного гнета интенсивных образных переживаний. Создавая иконические знаки, человек отделяется от среды. Речь идет не только об освобождении памяти индивидуальной, но и о переводе образов в коллективный разум [5, c. 14]. Автор утверждает, что роль изобразительного искусства была особенно значима в эпоху мифопоэтического сознания, когда не было письменности, или она еще не получила всеобщего распространения.

По мнению Л. Штейнхард, учитывая, что художественное творчество служит задаче выживания человека, необходимо признать, что современное разделение труда и художественного творчества, может иметь серьезные последствия для большинства людей. Те люди, которые не считают себя художниками и лишены особых художественных талантов, не имеют возможности заниматься творчеством, которое позволило бы им передать свои проблемы и переживания. Потребность все же найти средства эмоциональной экспрессии, считает автор, заставляет человека посещать концерты известных исполнителей или изучать историю искусства, вместо того, чтобы самостоятельно заниматься творчеством.

Концепция творчества как механизма адаптации и копинг-стратегий

Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

С. В. Максимова предложила концепцию творчества как единства неадаптивной и адаптивной активности. Это позволило определить понятие «творческого потенциала»; методологически и экспериментально разграничить потенциальную творческость от реализующейся; выделить группу людей с высоким, но не реализующимся творческим потенциалом, которые ранее квалифицировались как нетворческие; изучить условия и механизмы творческой реализации. По мнению автора, в результате неадаптивной активности происходит спонтанное усмотрение новой возможности – появление нового образа, идеи, проблемы, цели и т.д. В результате адаптивной – реализация цели, воплощение идеи, выражение образа и т.д., которые и представляют собой творческий продукт. Образующееся в процессе неадаптивной активности поле видимых возможностей автор называет «творческим потенциалом», который или может реализовываться в творческих продуктах, или нет. Реализованность творческого потенциала приводит к развитию творческой устремленности личности – появлению ее новых форм: стремления к новизне, стремления к усмотрению и разрешению противоречий, стремления к созиданию ради самопознания и стремления к созиданию ради самотрансляции. Нереализованность творческого потенциала оказывает деструктивное воздействие на личность.

Использование творчества и арт-методов И. М. Никольская и Р. М. Грановская рассматривают как копинг-стратегии. В результате проведенного авторами исследования оказалось, что чаще всего достичь душевного равновесия и нормализовать свое самочувствие помогало взаимодействие личности с продуктами человеческого творчества: книгами, музыкой, фильмами, картинами, архитектурными сооружениями, другими предметами культуры и искусства, а также творческое самовыражение («играю на фортепиано», «рисую», «пою»). У взрослых использование арт-методов – самый частый способ совладания. У детей арсенал арт-методов значительно меньше и примитивнее, чем у взрослых: младшие школьники еще мало читают, редко ходят в театр, а на выставке, может быть, еще ни разу не были. Несмотря на это, стратегия «рисую, пишу, читаю» стоит на втором месте по значению меры своей эффективности, а стратегия «смотрю телевизор, слушаю музыку» – на втором месте по частоте ее использования детьми. При использовании методов арт-терапии или в случае взаимодействия с продуктами человеческого творчества задействованы механизмы сублимации и катарсиса.

Метафора клиента в арт-терапии

Д. Джонсон (D. Johnson) замечает, что каждая терапия представляет себе клиента через ведущую метафору. Для психоанализа клиент является мечтателем, фантазером; для бихевиоризма, голодным животным; для первичной терапии (терапия Янова) – кричащим младенцем. Арт-терапия представляет клиента как художника, творца, который творит самого себя и свою жизнь.

По мнению С. В. Максимовой, выражение проблемы вовне, ее объективирование – необходимое для художника условие ее решения. В случае с творчеством, искусством само средство решения проблемы, например картина, оказывается самоценным, а решаемая проблема может даже не осознаваться ни самим автором, ни зрителями. С точки зрения активно-неадаптивной концепции творчества художником руководит стремление к выходу за пределы себя, к самополаганию своего «я», почувствовать которое возможно только на границе.

М. Бетенски считает, что в арт-терапии продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой, поэтому клиенту важно учиться видеть все, что содержит данный продукт и связывать творческую работу со своим внутренним опытом. Как отмечают С. Дженнингс и А. Минде, «когда имеешь дело с искусством, ты становишься частью своей работы и одновременно находишься вне нее. Это процесс проникновения, ощущение себя частью целого, а также процесс ухода и переживание своей независимости. В жизни много переживаний, которые очень трудно выразить словами. Вместе с тем часто в процессе творчества они приобретают форму, которая позднее может быть преобразована в слова».

Таким образом, по мнению разных авторов, способность к художественному творчеству является фундаментальной характеристикой человека, возникшей задолго до возникновения артикулированной речи, поэтому невозможность заниматься искусством и творчеством толкает человека на поиск других средств высвобождения эмоциональной экспрессии, освобождения зрительной памяти от наплыва образных переживаний. В этом смысле арт-терапия играет большую роль, рассматривая клиента как художника, творца. Арт-терапевт, имеющий собственный опыт художественного творчества, помогает клиенту выражать свои переживания в виде художественных образов, связывать свою художественную работу с чувствами, мыслями и переживаниями, дает поддержку клиенту в процессе его творческих поисков, и это отражается на характере создаваемых им образов. В результате вырабатываются адаптивные копинг-стратегии и включаются механизмы адаптации, что, в конце концов, приводит к улучшению качества жизни клиента и его более полной самореализации. Все то же самое имеет прямое отношение и к арт-терапевту.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информация о реализации в 2011 году Стратегии экономического и социального развития Республики Коми

    Документ
    2011 год стал важным этапом посткризисного развития Республики Коми. Разработанные и реализованные в 2009-2011 годах антикризисные меры позволили решить наиболее острые проблемы в экономике и создать опорные инструменты для дальнейшей
  2. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет
  3. В. Д. Косенко © Авторські права

    Документ
    Творчість та освіта в інтелектуальних пошуках та практиках сучасності: Матеріали ІХ Міжнародної науково-практичної конференції (17-18 травня 2007 р., м.
  4. Пленарные доклады (6)

    Доклад
    Материалы первой московской международной конференции по терапии искусством «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала», Москва, 9-11 апреля 2010 г.
  5. Психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..