Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Класс качества воды по всей длине Цимлянского водохранилища изменяется от четвертого до пятого класса, наиболее загрязненными участками являются у х....полностью>>
'Документ'
5 ОригиналЗачислена Степаненко Анастасия Сергеевна 7 7 8 11 Серебр. медаль ОригиналЗачислена Кальной Виктор Александрович 71 73 10 ОригиналЗачислен Ко...полностью>>
'Статья'
Глава 4. Порядок градостроительной подготовки земельных участков из состава государственных и муниципальных земель для предоставления физическим и юр...полностью>>
'Программа'
Организаторы форума выражают надежду на то, что ее участники сформируют предложения, осуществление которых будет способствовать устойчивому социально...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине: Этика для специальности 040400. 62 «социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: Этика

для специальности 040400.62 – «социальная работа», код квалификации выпускника - 62 – бакалавр

форма обучения (очная)

Факультет социальной работы

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Курс(-ы) 1

Семестр(-ы) 2

Лекции 12 часов

Практические (семинарские, лабораторные практикумы) Зачет 2 семестр

занятия 20 часов

Самостоятельная

работа 40 часов

Всего 72 часов, зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2

2011 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.62 – «социальная работа» (квалификация (степень) «Бакалавр» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной 28 апреля 2011 года.

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

_истории, философии,

социологии и политологии ________________ Мухарямова Л.М.

Ст. преподаватель кафедры

истории, философии,

социологии и политологии

_____________________ ________________ Соловьянова М.Е.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

истории, философии, социологии и политологии

«_____»______________________ 201_ года протокол №_______________

Заведующий кафедрой _________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии ________________________________________________ «_____»_______________201____ года протокол №__________________

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления об этических теориях, понимания нравственных ценностей, смысла этических проблем.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного цикла ООП. В содержательном плане она связана с такими дисциплинами, как философия, культурология. Изучение общих вопросов этики может быть полезным в дальнейшем для освоения дисциплины «Этические основы социальной работы» профессионального цикла ООП.

1)Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе на основе этических норм (ОК-3),

- стремиться к саморазвитию (ОК-6),

-уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7),

- быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе профессиональной деятельности (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать основные этические категории и концепции морали.

2) Уметь давать этическую оценку социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; обосновывать выбор средств при исследовании явлений и процессов в сфере социального обслуживания с точки зрения этических критериев.

3) Владеть навыками этического анализа процессов, явлений, ситуаций и отношений; навыками этической самооценки и самоконтроля.

1)Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Лек Сем К.р. С. р.

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

1

Этика как наука о морали

2

1

2

2

-

4

Устный опрос

Презентации лекций

2

Проблема генезиса и обоснования морали

2

2

2

-

4

Устный опрос

Презентации лекций

3

История этических учений

3-4

4

6

-

8

Устный опрос

Презентации лекций

4

Нравственные ценности и религия

5

2

2

-

4

Устный опрос

Тестовые задания

Презентации лекций

5

Категории этики

6

2

2

-

4

Устный опрос

Презентации лекций

6

Высшие нравственные ценности

7

-

2

-

4

Устный опрос

7

Проблемы прикладной этики

8

-

2

-

4

Устный опрос

8

9

-

-

2

4

Письменная контрольная работа

9

10

4

Зачетное занятие

Итого

12

20

40

Содержание дисциплины

п/п

Наименование тем

Содержание темы

1

Этика как наука о морали

Понятие морали. Свойства, структура и функции морали. Мораль, право и традиции. Личностное и общественное измерения морали. Особенности морального поведения и моральной оценки. Моральный выбор.

2

Проблема генезиса и обоснования морали

Различные подходы к происхождению морали (религиозно-идеалистический, натуралистический и социокультурный). Источники морали. Биологические предпосылки нравственной регуляции.

Обоснование морали. Классификация этических систем: абсолютистские и релятивистские, рационалистические и сенсуалистические, детерминистские и индетерминистские.

3

История этических учений

Становление и развитие этических воззрений в древневосточной культуре. Моральные идеалы античной культуры. Этические воззрения в эпоху Средневековья. Особенности этических концепции Возрождения и Нового времени. Нравственные искания русской философии 19 в. Этические концепции 20 в. Этика «благоговения перед жизнью» , гуманистическая этика.

4

Нравственные ценности и религия

Религия и нравственные проблемы. Особенности буддийской этики, декалога Моисея, христианской этика, моральных поучений Корана. Священные книги как моральные кодексы. Нравственные идеалы личности в различных религиозных системах.

5

Категории этики

Основные моральные понятия: идеал, добро и зло, добротетель и порок, долг и совесть, их содержание и смысл. Роль этических критериев в практике социальной работы.

6

Высшие нравственные ценности

Высшие нравственные ценности: смысл жизни, свобода, счастье. Соотношение свободы и необходимости. Свобода выбора и ответственность. Различные мнения о счастье. Нравственное совершенство и пути совершенствования. Духовность.

7

Проблемы прикладной этики

Рациональность и «разумный эгоизм». Этические аспекты и проблемы благотворительности. Эвтаназия, смертная казнь: за и против. Проблема насилия.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Этика как наука о морали

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие морали. Свойства морали.

  2. Структура и функции морали.

  3. Особенности морального поведения и моральной оценки.

Темы докладов:

  1. Парадоксы морального поведения.

  2. Парадоксы моральной оценки.

Тема 2. Проблема генезиса и обоснования морали

Вопросы для обсуждения:

  1. Происхождение морали.

  2. Этические концепции и проблема обоснования морали.

Темы докладов:

  1. Биологические основания нравственности.

  2. Релятивизм в этике.

Тема 3. История этических учений

Вопросы для обсуждения:

  1. Этические концепции Древнего Востока.

  2. Моральные идеалы античности.

  3. Этика Средневековья.

  4. Этика Возрождения.

  5. Этические концепции Нового времени.

  6. Этика 20 в.

Темы докладов:

  1. Этика ритуала Конфуция.

  2. Моральные идеалы даосизма.

  3. Рационализм античной этики.

  4. Гуманизм Эпохи Возрождения и современная гуманистическая этика.

  5. Утилитаризм и деонтологические теории: критерии нравственного поведения.

  6. А. Швейцер о морали как благоговении перед жизнью.

Тема 4. Нравственные ценности и религия

Вопросы для обсуждения:

  1. Этика буддизма.

  2. Особенности Декалога Моисея.

  3. Христианская этика.

  4. Своеобразие этики Корана.

Темы докладов:

  1. Нигилистическая критика заповеди любви.

  2. Трудность милосердия.

Тема 5. Категории этики

Вопросы для обсуждения:

  1. Моральный идеал и иерархия ценностей.

  2. Добро и зло. Проблема активности добра и зла.

  3. Императивность морали. Долг и совесть.

  4. Добродетель и порок как этические категории.

Темы докладов:

  1. Конструктивна ли роль зла?

  2. «Кардинальные» и «теологические» добродетели.

Тема 6. Высшие нравственные ценности

Вопросы для обсуждения:

  1. Смысл жизни как моральная ценность.

  2. Свобода выбора и ответственность.

  3. Счастье как этическая категория.

Темы докладов:

  1. Свобода: своевольный бунт или подчинение необходимости?

  2. Мудрецы об условиях счастья.

Тема 7. Проблемы прикладной этики

  1. Рациональность действий и эгоизм.

  2. Этические аспекты благотворительной деятельности.

  3. Этические проблемы эвтаназии и смертной казни.

  4. Проблема насилия. Этика ненасилия.

Темы докладов:

  1. Аморален ли эгоизм?

  2. Л. Толстой о непротивлении злу насилием.

  1. Образовательные технологии

Традиционные технологии:

Лекции и семинарские (практические) занятия.

Активные технологии:

  1. Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.

  2. Устные ответы на семинарских занятиях.

Интерактивные технологии:

  1. Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов, результатам выполнения творческих заданий.

  2. Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.

  3. Решение ситуационных задач.

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Задания для самостоятельной работы:

Ситуационные задачи.

Задание к теме № 1.

Ответить на вопросы и разобрать практические ситуации из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие. Минск, 2001. С. 219-222). Обсудить на семинарском занятии в группе.

Задание к теме № 3.

Разобрать ситуации из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие. Минск, 2001. С. 187 -190, 193 -198). Обсудить на семинарском занятии в группе.

Задание к теме № 4.

Выполнить задания из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. Минск, 2001. С. 246-250). Обсудить в группе.

Задание к теме № 5.

Ответить на вопросы и разобрать ситуации из учебника (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. Минск, 2001. С. 244-246). Обсудить на семинарском занятии в группе.

Задание к теме № 6.

Проинтерпретировать высказывания (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие. Минск, 2001. С. 251-255). Обсудить в группе.

Творческие задания

  1. Самостоятельная разработка этической концепции или создание модели определенной этической проблемы. Можно воспользоваться примерным планом (см. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. Минск, 1998. С. 302 - 303). Работу представить на семинарском занятии в виде доклада на 5-7 мин. В докладе должны быть озвучены цели и задачи исследования, основные выводы по теме. Можно сделать презентацию.

  2. Самостоятельное исследование малоизученной этической проблемы. Тематика может быть любая. Работу можно представить устно в виде доклада на семинаре или в письменном виде на 2-4 листах формата А-4.

  3. Письмо как способ выражения этических представлений. Можно выбрать себе любое амплуа, «примерив на себя» мировоззрение великих моралистов или изложить им собственные взгляды. Работу можно представить устно в виде доклада на семинаре или в письменном виде на 2-3 листах формата А-4.

  4. Практический эксперимент «Опыт нравственного самоанализа» и «Жизнь по образцу идеальной нравственности». Схема экспериментов приведена в учебном пособии (Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. Минск, 1998. С. 343, 347). Результаты эксперимента обсудить на семинарском занятии, можно в малых группах.

Текущий контроль знаний

Контрольное задание: Сопоставить различные этические позиции и сделать вывод о том, как трактуется природа морали и что считается критерием нравственного поведения и нравственной оценки с точки зрения различных подходов. Контрольное задание предполагает развернутый письменный ответ, содержащий анализ одной из этической позиции, заключающийся в определении природы и сущности морали, критериев нравственного поведения и нравственной оценки с точки зрения этого подхода. Необходимо также выразить собственное мнение по поводу данной позиции и ответить на вопросы: Что или кто является источником морального требования согласно данной концепции? Согласны ли вы с этим?

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Понятие морали. Свойства морали.

  2. Структура и функции морали.

  3. Особенности морального поведения и моральной оценки.

  4. Происхождение морали.

  5. Этические концепции и проблема обоснования морали.

  6. Этические концепции Древнего Востока.

  7. Моральные идеалы античности.

  8. Этика Средневековья.

  9. Этика Возрождения.

  10. Этические концепции Нового времени.

  11. Этика 20 века.

  12. Этика буддизма.

  13. Особенности Декалога Моисея.

  14. Христианская этика.

  15. Своеобразие этики Корана.

  16. Моральный идеал и иерархия ценностей.

  17. Добро и зло. Проблема активности добра и зла.

  18. Императивность морали. Долг и совесть.

  19. Добродетель и порок как этические категории.

  20. Смысл жизни как моральная ценность.

  21. Свобода выбора и ответственность.

  22. Счастье как этическая категория.

  23. Рациональность действий и эгоизм.

  24. Этические аспекты благотворительной деятельности.

  25. Этические проблемы эвтаназии и смертной казни.

  26. Проблема насилия. Этика ненасилия.

Критерии оценивания

  • Знание и понимание основных этических понятий и концепций

  • Посещаемость лекций и семинарских занятий

  • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов

  • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник для вузов. - М., 2003.

  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие для студентов вузов. Минск: ТетраСистемс, 2001.

б) дополнительная литература:

  1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: идея, основания, способ существования//Вопросы философии, 2007, № 9. – с. 39-40.

  2. Балашов Л.Е. Этика: Учебное пособие, 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2010г.

  3. Бондырева С.К. Нравственность. / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008.

  4. Блэкберн С. Этика: Краткое введение: [Пер. с англ. Ю. Крижевской] / С. Блэкберн. – М.: АСТ, Астрель, 2007.

  5. Голубева Г.А. Этика. Учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2011.

  6. Гусейнов А. А. Возможно ли моральное обоснование насилия //Вопросы философии, 2004, № 3.- с. 19-27.

  7. Дубко Е.Л. История европейской этики : учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007.

  8. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. – М.: Дрофа, 2008.

  9. Хосе Мария Вегас. Основы христианской этики.- СПб., 2007.

  10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

  11. Этика: учебное пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - 5-е изд. - Минск: Новое знание, 2008.

  12. Этика: Энцикл. словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://ethics.sandiego.edu

http://www.cis.wayne.edu/aspalding/ethicslist.html

http://www.gac.edu/oncampus/academics/philosophy/lethics.html

http://www.itss.brockport.edu/~cmc494/

/index.html (История Этических учений: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003).

/ (Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики )
/~teo/deutch/ethik.html (Макс Клопфер / Артур Кольбе. Основы этики)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Презентации лекций, студенческих докладов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине: Философия для специальности 040400 Социальная работа код квалификации выпускника (62 бакалавр) форма обучения (очная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  2. Рабочая программа по дисциплине: Современная научная картина мира для специальности 040400 «социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная, заочная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  4. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  5. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (2)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

Другие похожие документы..