Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В августе Алейской межрайонной прокуратурой совместно с ОУФМС России по Алтайскому краю по г. Алейску, Алейскому району проведена проверка соблюдения...полностью>>
'Урок'
Цели урока: знакомство с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог»; знакомство с правилами личной экологической безопаснос...полностью>>
'Биография'
перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ), Ибн Сина (перс. ابن سینا — ebn-e sinâ — отсюда «Авиценна»; родилс...полностью>>
'Документ'
Идиллия маленького городка нарушена, когда серийный убийца-садист похищает и пытает красивую и подающую надежды студентку колледжа, Обри Флеминг (Лин...полностью>>

Управление образованием (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

E.N. SCHERBAK,

candidate of historical sciences, professor,

first pro-rector on educational work Moscow state opened university

TERMS OF FORMING OF SYSTEM OF EDUCATIONAL CREDITING ARE IN RUSSIA: SOCIAL AND FINANCIAL GUARANTEES

The use of mechanism of the programmatic-having a special purpose planning and financing of charges of budget within the framework of the educational crediting allows to provide control of the state above a situation at the market of labour, to correct the perspective structure of training of personnels with higher trade education, to extend availability of educational credits and loans and indirectly to affect level of interest rate on educational credit-sides in a Russian Federation. In addition, possibility actively to influence on market of the educational crediting development in a country appears.

Key words: practice of the educational crediting, solvent demand at the market of educational services, payment of teaching, Russian higher educational establishment, grant of social tax deduction.

Е.Н. ЩЕРБАК,

кандидат исторических наук, профессор,

первый проректор по учебной работе

Московского государственного открытого университета

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ГАРАНТИИ

Использование механизма программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета в рамках образовательного кредитования позволяет обеспечить контроль государства над ситуацией на рынке труда, корректировать перспективную структуру подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, расширять доступность образовательных кредитов и займов и косвенно воздействовать на уровень процентной ставки по образовательным кредитам в Российской Федерации. Кроме того, появляется возможность активно влиять на развитие рынка образовательного кредитования в стране.

Ключевые слова: практика образовательного кредитования, платежеспособный спрос на рынке образовательных услуг, оплата обучения, российское высшее учебное заведение, предоставление социального налогового вычета.

В Российской Федерации практика образовательного кредитования не получила широкого распространения в силу разных причин, в том числе: низкого уровня жизни населения, несбалансированности активов и пассивов у кредитных организаций, высокого уровня кредитного риска, отсутствия действенной государственной поддержки программ образовательного кредитования, необработанности механизмов государственно-частного партнерства, региональной финансово-бюджетной асимметрии.

Государственная поддержка образовательного кредитования может способствовать:

а) повышению заинтересованности граждан в использовании кредитных ресурсов для оплаты образовательных услуг, обеспечению доступности образовательного кредита для широких слоев населения;

б) стимулированию платежеспособного спроса на рынке образовательных услуг;

в) увеличению объема финансовых ресурсов у учреждений высшего профессионального образования;

г) привлечению финансовых ресурсов в область долгосрочного образовательного кредитования.

В этой связи проанализируем формы социальных и финансовых гарантий образовательного кредитования, используемые как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Необходимость таких гарантий обусловлена возрастанием частного финансирования образования.

Важно отметить, что ни в школе, ни в ссузе, ни в вузе доля семей, не плативших за обучение ребенка, не превышает 4%. Таким образом, полностью бесплатного образования не существует ни на одной стадии образовательного процесса.

Существуют следующие формы государственной поддержки образовательного кредитования:

1. Социальные гарантии в форме бюджетных субсидий на возмещение части расходов заемщика по уплате процентов за банковские кредиты, полученные на оплату обучения в вузе. В рамках данной формы государственной поддержки образовательного кредитования происходит возмещение части расходов заемщика физического лица, получающего высшее профессиональное образование в вузе и оплачивающего свое обучение за счет кредита, полученного в банке. Физическому лицу возмещается только часть расходов, связанных с уплатой процентов за пользование банковским кредитом, полученным для оплаты обучения в российском высшем учебном заведении.

2. Социальные гарантии в форме бюджетных субсидии особо нуждающимся гражданам на выплату процентов за пользование банковской ссудой, полученной на оплату высшего профессионального образования. Данная форма государственной поддержки предполагает полное возмещение из бюджета расходов заемщика – физического лица на оплату процентов за пользование образовательным кредитом, полученным в банке.

3. Государственные гарантии по образовательным кредитам. Гарантия предоставляется гражданину Российской Федерации, оплачивающему обучение в российском высшем учебном заведении за счет средств кредита, полученного в российском банке. Гарантия выдается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Финансовые гарантии в форме бюджетных субвенции на возмещение российским кредитным организациям разницы в процентных ставках по кредитам, предоставленным физическим лицам на оплату образовательных услуг вузов. Бюджетная субвенция предоставляется российским банкам, выдающим кредиты гражданам Российской Федерации для оплаты обучения в российском высшем учебном заведении. За счет субвенции банку компенсируется разница между процентами по выданным гражданам Российской Федерации льготным кредитам на оплату обучения в вузах и средней рыночной ставкой процентов по кредитам населению с аналогичными сроками и уровнями риска.

5. Финансовые гарантии в форме бюджетных субсидии на возмещение расходов заемщика по страхованию имущества, выступающего залогом по образовательному кредиту, и личному страхованию заемщика. Бюджетная субсидия предоставляется гражданину Российской Федерации, оплачивающему обучение в российском высшем учебном заведении за счет средств кредита, полученного в российском банке. Бюджетная субсидия покрывает часть или полую сумму расходов заемщика на страхование имущества, выступающего залогом по образовательному кредиту, полученному в банке, и личному страхованию.

6. Социальные гарантии в форме налогового вычета сумм, направленных физическим лицом на оплату обучения и погашение процентов за пользование образовательным кредитом (займом). Льгота предоставляется физическому лицу по налогу на доходы физических лиц. Форма льготы – предоставление социального налогового вычета физическим лицам, являющимся заемщиками по договорам образовательных кредитов (займов), в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счет кредита за свое обучение, а также в сумме, направленной на уплату процентов за пользование образовательным кредитом (займом).

7. Бюджетное финансирование информационного обеспечения в области образовательного кредитования. Бюджетные средства выделяются в соответствии с законом о бюджете (федеральном, региональном, местном) на очередной финансовый год исполнительному органу власти, уполномоченному регулировать вопросы высшего профессионального образования или государственного (муниципального) заказа на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием. Бюджетные средства используются в течение финансового года уполномоченными органами для сбора информации о существующих программах образовательного кредитования, их характеристиках, подготовки информационных бюллетеней и помещения собранной информации на свои официальные сайты, а также для финансирования деятельности специализированных центров.

Проанализированные формы государственной поддержки образовательного кредитования могут быть использованы при формировании различных моделей образовательного кредитования в Российской Федерации.

Приведем модели и организационные механизмы образовательного кредитования в сфере профессионального образования.

Модель 1. Предоставление банками образовательных кредитов с бюджетным субсидированием расходов заемщиков.

Модель предполагает, что:

1) гражданин самостоятельно выбирает кредитную организацию, предоставляющую ему образовательный кредит. Объем предоставляемого образовательного кредита устанавливается кредитной организацией по соглашению с заемщиком в зависимости от стоимости обучения в учреждении высшего профессионального образования, платежеспособности заемщика и предоставленного заемщиком обеспечения кредита. Процентная ставка по кредитам определяется кредитной организацией по соглашению с клиентом и соответствует рыночной норме банковского процента;

2) государство с целью снижения стоимости привлекаемых гражданами кредитных ресурсов и повышения доступности образовательного кредита за счет средств бюджета обеспечивает возмещение определенных видов расходов заемщика (в частности, на выплату процентов по образовательному кредиту, по страхованию переданного в залог имущества, на оплату услуг коммерческого банка по обслуживанию ссудного счета).

Отличительными чертами механизма образовательного кредитования с последующим субсидирование расходов заемщиков на выплату процентов по кредиту является:

— повышение доступности образовательного кредита через увеличение доходов граждан – заемщиков кредитных средств;

— адресное использование бюджетных средств.

Однако данный механизм требует затрат на оценку степени нуждаемости гражданина в получении бюджетной субсидии, а ограниченность бюджетных средств может не позволить удовлетворить потребности всех нуждающихся граждан.

Модель 2. Предоставление банками образовательных кредитов по льготной процентной ставке.

Данная модель образовательного кредитования предусматривает государственное регулирование объема и процентной ставки по предоставляемым кредитной организацией образовательным кредитам, что делает возможным ее применение преимущественно в рамках государственного профессионального образования.

Федеральное агентство по образованию ежегодно, не позднее 1 сентября, проводит конкурс по отбору уполномоченных банков для участия в программе льготного образовательного кредитования граждан. К участию в конкурсе допускаются кредитные организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций в Российской Федерации.

Уполномоченные кредитные организации берут на себя обязательства предоставлять гражданам образовательные кредиты по льготной процентной ставке и в рамках предельного объема образовательного кредита, устанавливаемых Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год». Под льготной банковской ставкой по образовательному кредиту понимается процентная ставка, не превышающая ставку рефинансирования (учетную ставку) Центрального банка Российской Федерации.

Льготная процентная ставка устанавливается на весь период кредитования гражданина. Предоставление образовательного кредита гражданам осуществляется уполномоченной кредитной организацией на условиях срочности, возвратности, платности и целевого использования средств. Установление льготной процентной ставки влечет за собой необходимость предоставления бюджетных субвенций кредитным организациям с целью возмещения им разницы между льготной и рыночной процентными ставками по предоставленным ресурсам. За счет средств федерального бюджета обеспечивается возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, предоставленным кредитными организациями гражданам, обучающимся в федеральных государственных высших учебных заведениях.

Отличительные черты механизма образовательного кредитования по льготной процентной ставке:

— снижение расходов заемщика на привлечение банковского кредита;

— дотирование кредитной организации в зависимости от объема предоставленных кредитных ресурсов;

— сокращение числа бюджетополучателей.

Модель 3. Механизм предоставления образовательных кредитов за счет средств организаций-работодателей.

Модель предусматривает кредитование организациями-работодателями своих работников в рамках социальных программ этих организаций на основе заключения договора образовательного займа:

1) заключение гражданином Российской Федерации договора возмездного оказания услуг с высшим учебным заведением;

2) заявку на получение образовательного займа. Поскольку в соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору кредитором может выступать только кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление банковских операций, то все другие организации могут быть кредиторами при финансировании образовательных услуг только при заключении договора займа. Сотрудник организации представляет специальному подразделению организации (или в небольших организациях – руководителю и бухгалтерии) заявление с просьбой о предоставлении образовательного займа вместе с копией договора на оказание возмездных услуг высшего профессионального образования. На основе данных документов организация-работодатель заключает со своим сотрудником договор образовательного займа;

3) предоставление образовательного займа организацией-работодателем. Организация-кредитор предоставляет образовательный заем. Средства займа могут перечисляться в безналичной форме на счет высшего учебного заведения в сроки, указанные в договоре о возмездном оказании услуг в сфере высшего профессионального образования;

4) погашение образовательного займа. Заем погашается в порядке и сроки, установленные договором займа. По сравнению с образовательными кредитами и займами, предоставляемыми другими кредиторами и требующими для заключения договора займа подготовки документов, доказывающих платежеспособность заемщика, оформление договора образовательного займа, кредитором по которому выступает организация-работодатель, технически носит более упрощенный характер.

Определенным недостатком данной модели является то, что в силу разного финансового состояния организаций-работодателей заемщики имеют неравные возможности получения образовательных займов.

Модель 4. Механизм предоставления образовательных кредитов Фондом образовательных займов.

Модель предполагает создание специализированной некоммерческой организации – Фонда образовательных займов, основная цель функционирования которого – обеспечение доступности для населения услуг по образовательным займам (кредитам), а следовательно, доступности услуг в сфере высшего профессионального образования. Кредитором в рамках данной модели выступает специализированная некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда (Фонда образовательных займов Российской Федерации), основная функция которой связана с предоставлением образовательных займов населению для оплаты услуг высшего профессионального образования.

Учредителями Фонда образовательных займов выступают органы государственной власти Российской Федерации, юридические лица, объединения юридических лиц, общественные организации работодателей.

С учетом масштабов территории Российской Федерации организационная структура Фонда должна предусматривать представительства во всех субъектах Российской Федерации.

Заемщиками являются граждане Российской Федерации, заключившие договоры с Фондом образовательных займов о получении образовательного займа, средства которого используются на оплату услуг высшего профессионального образования. После зачисления в высшее учебное заведение гражданин Российской федерации направляет заявку на получение образовательного займа в Фонд образовательных займов Российской Федерации.

Для рассмотрения заявок создается конкурсная комиссия Фонда образовательных займов Российской Федерации. Основными критериями отбора заявок должны выступать результаты сдачи вступительных экзаменов, уровень доходов в семье, выбор вуза и специальности, по которой будет проходить профессиональная подготовка. В случае положительного отзыва о возможности удовлетворения заявки и заключения договора на оказание возмездных услуг высшего профессионального образования абитуриент и его родители обращаются в Фонд образовательных займов Российской Федерации или его представительство и заключают договор займа в письменной форме в соответствии со ст. 808 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Фонд образовательных займов Российской Федерации в соответствии с договором образовательного займа в объемах и сроки, указанные в договоре об оказании возмездных образовательных услуг высшего профессионального образования, перечисляет средства на оплату образовательных услуг на счет высшего учебного заведения. Погашение образовательных займов осуществляет заемщик в соответствии с условиями договора образовательных займов.

Основная проблема организации фондов образовательных займов – обеспечение их финансовой устойчивости. Если первоначально средства фондов формируются за счет взносов учредителей (если учредителями выступают органы государственной власти – за счет бюджетных средств), то в дальнейшем необходимо регулярное пополнение средств данных фондов.

Модель 5. Механизм предоставления образовательных займов по ведомственной целевой программе «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации».

Модель предполагает разработку и реализацию долгосрочной ведомственной целевой программы «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации». Программа разрабатывается и реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Государственный образовательный кредит предоставляется по льготной процентной ставке, устанавливаемой ежегодно в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год (например, на уровне 1/2 ставки рефинансирования Банка России).

Организационные этапы и процедуры модели:

1. Разработка и утверждение ведомственной целевой программы «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации». Ведется Министерством образования и науки Российской Федерации при формировании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Ведомственная целевая программа «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации» формируется в виде утверждаемой целевой программы (или целевой программы ведомства) и представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение задачи развития образовательного кредитования в Российской Федерации, государственного регулирования структуры подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.

2. Выделение средств из федерального бюджета для реализации ведомственной целевой программы «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации» осуществляется в соответствии с процедурами казначейского исполнения федерального бюджета, установленными в гл. 25 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Доведение бюджетных средств для реализации программы до распорядителей бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств при реализации программы могут быть: уполномоченные банки, государственные образовательные учреждения в сфере высшего профессионального образования. Если распорядителем бюджетных средств будет уполномоченный банк, то доведение бюджетных средств предполагает следующие процедуры:

а) проведение конкурса на отбор уполномоченных банков (критериями проведения конкурса могут быть: размер собственных средств банка, соблюдение значений обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации, количество филиалов, стоимость услуг по заключению и обслуживанию договоров государственного образовательного кредитования);

б) заключение Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений с уполномоченными банками на предоставление и обслуживание государственных образовательных кредитов;

в) перечисление бюджетных средств для выдачи государственных образовательных кредитов на счет уполномоченного банка со счета Федерального казначейства с отражением этой операции по лицевому счету Министерством образования и науки Российской Федерации, открытому в казначействе. Если распорядителем бюджетных средств по программе будут государственные вузы, то доведение бюджетных средств осуществляется до них в рамках процедур санкционирования расходов федерального бюджета (ст. 247 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

4. Заключение договоров о предоставлении государственных образовательных кредитов. Заемщик представляет распорядителю средств по ведомственной целевой заявление на выдачу кредита с приложением следующих документов:

— документы, удостоверяющие факт его обучения в высшем учебном заведении (копия приказа о зачислении в государственной образовательное учреждение;

— справки государственного образовательного учреждения об успешной аттестации заемщика за очередной этап обучения и его переводе на очередной курс) и свидетельствующие о сроке обучения и стоимости образовательных услуг (копия договора с государственным образовательным учреждением о подготовке специалиста). Распорядитель проверяет представленные документы, проводит их оценку на предмет соответствия основным характеристикам программы и принимает решение о выдаче государственного образовательного кредита.

5. Выдача и обслуживание кредита уполномоченным банком:

— государственный образовательный кредит перечисляется на счет учреждения высшего профессионального образования;

— для перечисления средств в соответствии с кредитным договором заемщик оформляет заявление о выдаче кредита с указанием суммы кредита и поручением на перечисление средств в счет оплаты образовательных услуг;

— кредит перечисляется вузу траншами – по итогам успешной сдачи заемщиком очередной экзаменационной сессии;

— в течение месяца после окончания сессии вуз представляет в банк сведения об итогах зимней экзаменационной сессии студентов, являющихся заемщиками по договорам государственного образовательного кредитования;

— банк следит за своевременной уплатой процентов и погашением основной суммы долга заемщиком;

— бюджетные ассигнования зачислены на лицевой счет вуза в рамках предыдущего этапа, расходуются при заключении договоров на предоставление кредитов в рамках исполнения сметы доходов и расходов.

6. Погашение государственного образовательного кредита. Погашение государственного образовательного кредита осуществляет заемщик в соответствии с условиями кредитного договора, который устанавливает льготный период для погашения основой суммы долга и уплаты процентов в период обучения.

При этом, если распорядителем бюджетных средств является уполномоченный банк, погашение кредита производится путем зачисления денежных средств на счет банка, который не позднее чем на следующий рабочий день перечисляет полученные суммы за вычетом возмещения своих операционных расходов в федеральный бюджет. Если распорядитель средств по программе – вуз, то денежные средства в счет погашения кредита и проценты за пользование им перечисляет заемщик непосредственно в федеральный бюджет.

Использование механизма программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета в рамках образовательного кредитования позволяет обеспечить контроль государства над ситуацией на рынке труда, корректировать перспективную структуру подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, расширять доступность образовательных кредитов (займов) и косвенно воздействовать на уровень процентной ставки по образовательным кредитам (займам) в Российской Федерации. Кроме того, появляется возможность активно влиять на развитие рынка образовательного кредитования в стране.

Иногда банки осуществляют кредитование в сотрудничестве с определенными вузами. В этом случае условия могут отличаться от общепринятых, но таким кредитом могут воспользоваться не все желающие, а только обучающиеся в определенных вузах, связанных с банками договорными соглашениями. Наиболее характерные в этих случаях особенности кредитования: оплата получения второго высшего образования, в том числе бизнес-образования; оплата повышения квалификации; снижение процентных ставок; зависимость процентной ставки от успехов в учебе.

Система кредитования обучения студентов некоторых средних и высших учебных заведений может зависеть от региональных бюджетных средств. Эта система сочетает в себе кредитование и субсидирование целевой подготовки и ориентирована на достижение максимальных успехов студентов в учебе. Таким образом, можно говорить о следующих разновидностях программ образовательного кредитования, существующих в России:

- коммерческое кредитование банками – на общих условиях;

- коммерческое кредитование банками по партнерским отношениям с определенными вузами – на более льготных, по сравнению с общими, условиях;

- кредитование обучения в отдельных вузах с использованием благотворительных средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление образования (1)

    Анализ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Запутновская средняя общеобразовательная школа», приспосабливаясь к современным социально – экономическим условиям, изменяет свою образовательную политику, чтобы быть способной удовлетворять
  2. Управление образованием (1)

    Документ
    To understand legal changes occurring in the country, to be well informed about the current legislation (changes and the additions introduced in the major federal laws, codes), the person should possess corresponding knowledge, being
  3. Управление образованием (3)

    Документ
    On federal organs development and realization of public policy in area of education and providing of its realization is laid in the form of passing federal acts and other normative legal acts, and also development and realization
  4. Управление образованием (4)

    Документ
    On the discussion of legal public of Russia it is suggested to take away the passport of speciality 12.00.04 is an economic right; economic- professional right, published in the bulletin of HAC of Ukraine, with the purpose of renewal of speciality 12.
  5. Управление образованием (5)

    Документ
    Legal education, being on the new coil of spiral of historical and scientific and technical development, again did an accent on the pragmatic basis – study of judicial (by a precedent) practice.
  6. Управление образованием (6)

    Документ
    the doctor of jurisprudence, the professor, the director of Institute of the scientific information and monitoring the Russian Academy of Education, the corresponding member

Другие похожие документы..