Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ООО «Охранное Агентство «ЛЕГИОН-М», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Петрова Виктора Владимировича, действующего на...полностью>>
'Документ'
ИСПОЛНИТЕЛИ: Григор И.М. (руководитель темы), Кушнерева Л.Г., Хлынцева Л.С., Караваев Б.А., Борк P.O., Келлер А.Г., Подольный М.А., Сандлер Г.Ф., Мал...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Брянской области «Об образовании», Порядком аттестации педагогических работни...полностью>>
'Программа'
«Профилактика алкоголизма, снижение масштабов и медико-социальных последствий злоупотребления алкогольной продукцией среди населения города Бердска» н...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине: Философия для специальности 040400 Социальная работа код квалификации выпускника (62 бакалавр) форма обучения (очная)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: Философия

для специальности 040400 Социальная работа

код квалификации выпускника (62 – бакалавр)

форма обучения (очная)

Факультет социальной работы

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Курс I

Семестр II

Лекции 20 часов Экзамен II семестр

Cеминарские занятия 28 часов

Самостоятельная работа 60 часов

Всего 108 часов, 3 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)

2011 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.62 – «социальная работа» (квалификация (степень) «Бакалавр» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной 28 апреля 2011 года.

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ______________ Мухарямова Л.М.

К.фил.н., доцент кафедры

истории, философии,

социологии и политологии ________________ Нагуманова С.Ф.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии «_____»______________________ 201_ года протокол №_______________

Заведующий кафедрой _________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии ________________________________________________ «_____»_______________201____ года протокол №__________________

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель – формирование у студента гуманистического научного мировоззрения, системного и критического мышления, активной и ответственной жизненной позиции.

Задачи:

  • способствовать формированию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

  • познакомить студентов с разнообразием мировоззрений, философских школ и направлений, показать, как менялось в ходе истории, особенно в связи с развитием науки, понимание человеком природы, общества, познания и самого себя;

  • развить умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем и способов их разрешения;

  • развить у студентов навыков критического восприятия любых источников информации, овладение приемами ведения научной дискуссии, полемики, диалога.

  • помочь будущим социальным работникам сформировать свою собственную философскую позицию по важнейшим проблемам современной социальной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Философия»

- относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

- является предшествующей для таких дисциплин, как: этические основы социальной работы, социальная педагогика, психология, социология, профессиональные дисциплины.

3. Требования к результатам освоения дисциплины «Философия»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК1)

  • Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК2)

  • Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе (ОК3)

  • Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК6)

  • Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК8)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные философские течения.

  • Уметь: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; логически обосновывать высказанное положение; понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

  • Владеть: общефилософскими методами анализа.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Философия

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___3_____ зачетных единиц, ___103________ часов.

п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

лекции

семинары

Самостоятельная работа

1

Тема 1.Философия, ее предмет и значение

2

1

2

2

3

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

2

Тема 2. Концепции бытия в истории философии.

2

2,3

2

4

8

Задание по первоисточнику и доклады

Презентации и тексты первоисточников на сайте

3

Тема 3. Современные концепции бытия

2

4

2

2

3

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

4

Тема 4. Теория познания. Проблема обоснования знания

2

5

2

2

3

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

5

Тема 5. Теория познания. Структура познания. Проблема истины

2

6,7

2

4

8

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

6

Тема 6. Учения о природе человека. Биосоциальная природа человека

2

8,9

2

4

8

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

7

Тема 7. Психоанализ о природе человека

2

10

2

2

3

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

8

Тема 8. Экзистенциализм о природе человека

2

11

2

2

3

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

9

Тема 9. Этика

2

12

2

2

3

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

10

Тема 11. Общество и личность

2

13,14

2

4

8

Задание по первоисточнику

Презентации и тексты первоисточников на сайте

11.

Эссе

15, 16

10

Эссе

11

Итого

20

28

60

5. Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Философия» студентам будут представлены следующие формы проведения занятий:

- анализ содержания отрывков из оригинальных философских сочинений (первоисточников) – по всем темам;

- логическая реконструкция аргументации философа – по текстам Локка, Лейбница и Беркли.

- доклад и выступление оппонента – по всем темам .

- дискуссия - обсуждение спорных философских проблем путем сопоставления мнений студентов и выявления доводов «за» и «против» - по всем темам;

- написание творческой работы (эссе), в которой студент формулирует свое мнение по одной из обсуждаемых в курсе проблем и приводит свои аргументы.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Анализ первоисточника

Эссе (1500 слов).

Контрольная работа: письменные ответы на вопросы.

Первоисточники и вопросы к ним:

К теме «Философия, ее предмет и значение»

1. Декарт Р. Начала философии // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М.:Политиздат, 1991, С. 24-34.

2. Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.Ч.1. - М.: Политиздат, 1991, С. 57-65.

1. Что такое философия согласно Декарту?

2. В чем Декарт видит полезность философии?

3. В чем состоит недостаток предшествующей философии, по мнению Декарта?

4. Какие начала предлагает Декарт и как он обосновывает их истинность?

5. В каком отношении находятся философия и науки по Декарту?

6. В чем видит Декарт главную пользу своего труда «Начала философии»?

7. Какие ступени в развитии человеческого духа выделяет Конт?

8. В чем состоит отличие положительной философии от метафизической? На каком примере Конт демонстрирует это отличие?

9. Какую роль должна играть положительная философия в условиях разделения умственного труда?

10. Какую пользу может принести прогрессу человечества положительная философия согласно Конту?

11. Что общего и в чем отличие в понимании философии и ее значения Декартом и Контом?

К теме 2 «Концепции бытия в истории философии»

1. Платон. Государство.// Платон. Собрание соч. в 4-х т. Т.3. с. 289-298.

1.Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?

2. Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.

2.Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1994.

1. Почему Декарт подвергает сомнению все свои прежние знания?

2. К каким выводам относительно того, что существует, приходит Декарт, пройдя путь сомнения?

3. Какие аргументы приводит Декарт в пользу нематериальности души?

4. Как связаны между собой душа и тело, по мнению Декарта?

3.Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. - М., 1978. - С.257-258, 265-267. 273-277, 305, 317, 329, 331-332, 344-345

  1. В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом?

  2. Как Филонус обосновывает свою позицию?

  3. Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему?

  4. Как ему возражает Филонус?

  5. В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами?

  6. Как ему возражает Филонус?

  7. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус?

  8. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?

К теме 3 «Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы»

1. Гейзенберг В. Закон природы и структура материи // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. -

М., 1987. - с. 107-119.

  1. Как греческая мысль пришла к идее атома?

  2. В чем сила и слабость атомистической гипотезы Демокрита? С какой проблемой не справляется атомистическая гипотеза Демокрита?

  3. Что принимает Платон за мельчайшие частицы материи? В чем отличие платоновских атомов от атомов Демокрита?

  4. На какие открытия ссылается Гейзенберг, утверждая, что современная физика решает вопрос в пользу Платона?

  5. Какую философскую позицию предпочитает Гейзенберг: материализм или идеализм?

  6. Согласны ли Вы с его выводами?

2. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991. - № 6. - с.46-52

3. Интервью с С.П.Курдюмовым // Вопросы философии, 1991. - № 6. - с.53-57

  1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?

  2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?

  3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?

  4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?

  5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – М.: Политиздат, 1988. – С.16-18, 135-136, 138.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат. 1982. – с. 26-30, 44-45, 47.

6. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. - №1

1. В чем состоит метафизический способ понимания в отличие от диалектического, по

мнению Энгельса? Когда применение метафизического способа правомерно? В чем

односторонность метафизического способа мышления?

2. В чем состоит значение диалектики для естествознания и какие исторические формы

диалектики могут быть плодотворными для естествознания, по мнению Энгельса?

3. Что в гегелевской диалектике является неприемлемым, по мнению Энгельса?

4. Какие примеры действия диалектических законов приводит Энгельс?

5. Как происходит развитие мышления, по мнению Поппера?

6. Как происходит развитие мышления согласно диалектике?

7. В чем видит Поппер достоинства диалектики?

8. Почему, по мнению Поппера, диалектика не может быть использована в качестве

метода познания?

9. Как диалектики относятся к противоречиям в мышлении? Как нужно относиться к

противоречиям в мышлении, по мнению Поппера?

10. Почему диалектика не является логикой, по мнению Поппера?

11. Почему диалектика не является общей теорией мира, по мнению Поппера?

7. Нагель, Т. Каково быть летучей мышью?// Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара: Издательский Дом “Бахрах –М”. 2003. – С.349-360.

1. О каком редукционизме в отношении проблемы сознания говорит Нагель? Объясните,

за что он его критикует

2. Что такое сознание, согласно Нагелю?

3. Как автор формулирует проблему, с которой мы сталкиваемся при изучении сознания?

4. В чем, по его мнению, заключается главная трудность?

5. Критику каких известных вам теорий сознания можно найти в тексте?

6. В чем заключается разница между субъективными и объективными теориями сознания?

7. Почему субъективные теории, по мнению Нагеля, обладают преимуществом?

К теме 4 «Теория познания. Проблема обоснования знания»

1. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения в 3-х т.: Т.1, Книга первая, Глава

вторая, с.96—99, Книга вторая, Глава первая, с. 154-156.

2. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т.

Т.2, Предисловие, с.47-53.

1. Как Локк опровергает теорию врожденных идей?

2. Как Локк объясняет происхождение идей?

3. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания?

4. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?

3. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1998, с.84-90, 99-105.

1. Каким образом Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?

2. Какое чувство, по мнению Юма, является источником идеи необходимой связи?

3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей

человека?

К теме 5 «Структура познания. Проблема истины.

Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.:

Прогресс-Традиция, 2001. - с. 110-121.

  1. Какую идею демонстрируют авторы на примере лягушки?

  2. Какую идею демонстрируют авторы на примере ягненка и девочки-волка?

  3. Почему авторы отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира?

  4. Какие крайности существуют в трактовке познания?

  5. Как можно избежать этих крайностей по мнению авторов?

Рассел Б. Человеческое познание.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Часть 1.- М.: Политиздат. 1991. - С.643-656

1. Что такое факт по Расселу?

2. Что такое вера по Расселу?

3. Что понимает Рассел под истиной?

4. Является ли его концепция истины альтернативой классической?

5. Что такое знание в отличие от истинного мнения?

6. Что предлагала в качестве обоснования (надежного свидетельства) знания

традиционная теория и почему Рассел считает традиционное обоснование знания

неудовлетворительным?

7. Какую оценку дает Рассел таким критериям истины как самоочевидность, когерентность и успех?

8. К какому заключению приходит Рассел по вопросу о природе знаний?

К теме «Учения о природе человека. Биосоциальная природа человека »

Соловьев В. Исторические дела философии // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Часть 1.

- М.: Политиздат. 1991. - С. 166-175.

1. Что делала философия для человечества за 2,5 тысячи лет своего существования?

а) Буддизм

б) Древнегреческая философия

в) Христианство

г) Реформация и рационалистическая философия

д) Материалистическая философия.

2. В чем видит В.Соловьев сущность человека?

Майкл Рьюз (Канада), Эдуард О., Уилсон (США) //Вопросы философии № 1. 1087.- С. 97-100.

Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль //Экология и жизнь, 2002, № 5.

1. Что такое альтруизм?

2. Каким образом альтруизм может быть результатом естественного отбора?

3. Что такое эпигенетические правила?

4. Как они связаны с воздействием культуры?

5. Какова природа морали согласно мнению авторов?

6. Почему, по мнению Гальперина, неверно говорить об альтруизме животных?

7. Почему, по мнению Гальперина, у человека отсутствуют инстинкты?

8. В чем биологическая особенность вида «человек», по мнению Гальперина?

К теме «Психоанализ о природе человека»

Фрейд З. О психоанализе//Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.

- 346-381.

  1. Каковы причины истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд?

  2. Что такое истерическая конверсия?

  3. Как лечил истерию Брейер?

  4. Что такое расщепление личности?

  5. Как объяснял Брейер возникновение истерических симптомов в отличие от Фрейда?

  6. Какова теория истерии Жане и почему Фрейд с ней не согласен?

  7. Как Фрейд объясняет возникновение истерических симптомов?

  8. Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения?

  9. Почему Фрейд считает необходимым исключить гипноз?

  10. Какими путями можно сделать освобожденные психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида?

  11. На чем основана техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного?

  12. Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом?

  13. Каково основное правило психоанализа?

  14. Что такое сновидения по мнению Фрейда и что надо учитывать при их толковании?

  15. Почему ошибки и описки можно использовать для исследования бессознательного?

  16. Каково, по мнению Фрейда, значение сексуального фактора в этиологии неврозов?

  17. Каковы фазы развития детской сексуальности?

  18. Что такое перверзия и какое отношение она имеет к неврозу?

  19. Что такое ядерный комплекс невроза?

  20. Что называет Фрейд бегством в болезнь?

  21. Что такое перенесение и какую роль оно играет в терапии неврозов?

  22. Что такое сублимация?

К теме «Экзистенциализм»

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. Произведения.М.,1994, с.435-458.

1. Объясните выражения Сартра " исходить из субъективности" и "существование предшествует

сущности".

2. Объясните выражение Сартра "выбирая себя, мы выбираем всех людей".

3. Почему Сартр утверждает, что человек - это тревога? Является ли тревога препятствием

к действию?

4. В чем состоит тревога Авраама?

5. Что хотят сказать экзистенциалисты, говоря о покинутости?

6. Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?

7. Что понимает Сартр под отчаянием?

8. Почему, по мнению Сартра, экзистенциализм внушает ужас некоторым людям?

9. Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной

значимостью, по мнению Сартра?

10. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов "вы можете делать что угодно"?

11. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов в том, что они не могут судить,

поскольку человек сам выбирает?

12. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?

13. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?

К теме «Этика»

1. Эпикур. Письмо к Менекею // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии.- М.: Политиздат, 1991.- с 125-128.

1. Каково отношение Эпикура к смерти?

2. Какие желания неразумно удовлетворять по мнению Эпикура?

3. Что выступает условием счастливой жизни согласно Эпикуру?

4. Как Эпикур трактует понятие удовольствия?

2. Милль Дж. Ст. Утилитарианизмзм. О свободе. СПб, 1900.- с. 99; 118; 122-126.

3. Ницше Ф. Предрассудки альтруистической и сострадательной морали // Ницше Ф.

Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – с. 56-68.

1. Что требует от человека мораль по мнению Милля?

2. Как определить, какое удовольствие лучше по качеству, по мнению Милля?

3. В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?

4. Каковы критерии нравственного поведения и нравственной оценки по Миллю?

5. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?

6. В чем заключается сущность истинной морали по Ницше?

7. Почему Ницше называют моральным нигилистом?

8. Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?

К теме «Личность и общество»

1. Достоевский Ф.М. Великий Инквизитор //Антихрист: Антология. –М.: Высш.шк.,1995. –с.76-89.

2. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Антихрист: Антология. – М.: Высш.шк., 1995. – с. 135-159.

3. Турен А. Возвращение человека действующего // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М.: Ак. Проект, 2002. – С. 720-728.

1. В чем Великий Инквизитор обвиняет Христа?

2. Что является благом для народа с точки зрения Великого Инквизитора?

3. Каковы основные черты Великого Инквизитора в понимании Достоевского?

4. В какой зависимости находятся добродетель и польза?

5. В чем суть так называемого патерналистского милосердия? Оправдано ли насилие в делах благодеяния и милосердия?

6. Какие две противоположные характеристики определяют направление современных обществ по мнению Турена?

7. Когда и почему в истории европейских государств гражданское общество отмежевалось от государства?

8. Какие обязанности за государством и гражданским обществом теперь сохраняются?

9. Что, по мнению Турена, должно стать предметом анализа современной социальной философии и социологии?

10. Что такое общественное движение и какова его роль в жизни общества?

Методические рекомендации к написанию эссе

С помощью этих рекомендаций вы получите представление о том, что такое эссе, а также некоторые советы, как написать эссе.

Эссе – это форма самостоятельной работы студента объемом 3-5 тетрадных страниц. Эссе по философии отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе – это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения.

Цель написания эссе – научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать.

Тему эссе вы можете выбрать из предложенного преподавателем списка. Вы также можете самостоятельно сформулировать вопрос, ответом на который будет ваш тезис. Но в этом случае обязательно получите одобрение преподавателя.

Приступая к написанию эссе, изложите в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (свой тезис). Если вы не можете это сделать, то переходить к следующей задаче рано. Наиболее распространенная ошибка: студенты не формулируют тезис вообще или формулируют его так расплывчато, то читатель не может понять, что же утверждает автор.

Следующая задача: определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие аргументы вы приведете в своем эссе. Студентам часто кажется, что поскольку им самим ясно, что тезис верен, то приведенных аргументов в пользу тезиса вполне достаточно. Поэтому лучше исходить из того, что читатель хорошо знает предмет, о котором идет речь, и при этом с вами не согласен. Постарайтесь предусмотреть возможные возражения и ответить на них.

Наконец, очень важная задача – отредактировать текст, который вы написали. Важно иметь в виду, что читатель не может заглянуть в ваши мысли иначе как через то, что фактически написано, он не может догадаться, что вы на самом деле имели в виду, когда писали. Ваш текст должен говорить сам за себя. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе. Вы должны ясно выражать свои мысли, чтобы избежать неверного понимания. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками.

Еще несколько типичных ошибок, которых следует избегать

  1. Для информированного читателя оно не нужно длинное вступление. Лучше сразу переходите к тезису.

  2. Длинные цитаты или пересказы своими словами. Помните, что читателя интересуют ваши собственные мысли.

  3. «И тот прав, и этот прав». Часто студенты излагают разные позиции по той или иной проблеме, а в конце пишут, что и в той, и в другой позиции есть зерно истины. Читатель это знает. Вам надо сформулировать свою позицию.

  4. Плагиат. Недопустимо выдавать чужие слова и идеи за свои собственные. Это грубое нарушение академической этики. Ваша работа только выиграет, если вы дадите ссылку на источник. Правильное цитирование говорить о вашем знакомстве с литературой по предмету.

Если преподаватель не согласен с вашим тезисом, то это не значит, что ваша оценка будет низкой.

Эссе оценивается по следующим критериям:

1) Тезис

  • Тезис оригинальный и сформулирован ясно - 3 балла

  • Тезис неоригинальный, ясно сформулирован - 2 балла

  • Тезис сформулирован расплывчато - 1 балл

2) Обоснование

  • Обоснование всестороннее и глубокое - 4 балла

  • Обоснование есть, но не всестороннее - 3 балла

  • Обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 2 балла

  • Обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы - 1 балл

  1. Использование литературы

  • Использована дополнительная литература и даны ссылки на нее - 2 балла

  • Использованы первоисточники и даны ссылки – 1 балл

  1. Оформление

  • Эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл

Список тем эссе

1. В чем состоит значение философии сегодня?

2. В чем состоит отличие философского мировоззрения от религиозного?

3. Что такое мудрость?

4. Каково соотношение философии с наукой и религией?

5. Оправдан ли путь сомнения, который прошел Декарт?

6. Являются ли аргументы Декарта в пользу нематериальности души бесспорными?

7. Существует ли различие между первичными и вторичными качествами?

8. Существуют ли основания для субъективно-идеалистического понимания реальности?

9. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?

10. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая случайности?

11. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая свободы?

12. Существуют ли врожденные знания или знания формируются лишь из опыта?

13. Согласны ли Вы с Юмом в том, что не существует "Я" как особой реальности?

14. Согласны ли Вы с Юмом, что мы не можем быть уверены в том, что между явлениями

объективного мира существуют причинные связи?

15. Согласны ли Вы с Кантом, что существуют априорные знания, которые определяют наше знание о мире?

16. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?

17. Удалось ли Канту обосновать возможность науки?

18. Является ли человеческое познание отражением (репрезентацией) объективного мира или конструированием собственного "жизненного мира"?

19. Что есть истина?

20. Существует ли универсальная природа человека?

21.Удалось ли социобиологии решить проблемы синтеза генетического фактора и фактора культурной среды?

22. Является ли взаимная помощь результатом естественного отбора?

23. Согласны ли вы с Гальпериным в том, что у человека отсутствуют инстинкты?

24. Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?

25. Благодаря каким факторам человек выделился из мира животных?

26. Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens?

27. Является ли альтруизм результатом естественного отбора?

28. Является ли психоанализ научной теорией?

29. Может ли человек управлять своими бессознательными процессами?

30. Согласны ли вы с Сартром, что человек сам устанавливает для себя ценности?

31. Согласны ли вы с Сартром, что человек абсолютно свободен?

32. Существует ли смысл жизни?

33. Согласны ли вы с Б.Уильямсом, что бессмертие бессмысленно?

34. Противоречия морального сознания.

35. Практична ли мораль?

36. Соотношение долга и пользы в морали.

37. Любовь к ближнему как этический идеал.

38. Абсолютное и относительное в морали.

39. Нравственный идеал и жизненные реалии.

40. По ту сторону добра и зла.

41. Существует ли нравственная свобода?

42. Мистический и религиозный опыт.

43. Будущее религии.

44. Критерии произведения искусства.

Вопросы к контрольной работе по первому модулю

К темам «Философия, ее предмет и значение», «Концепции бытия в истории философии», «Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы»

  1. Что такое философия?

  2. В чем состоит практическое значение философии?

  3. Каковы функции философии?

  4. Что общего и в чем отличие между философией и религией?

  5. Что общего и в чем отличие между философией и наукой?

  6. В чем состоит значение философии с точки зрения позитивизма?

  7. Почему философию связывают с мудростью?

  8. Какие вопросы относят к мировоззренческим?

  9. Почему мировоззренческие вопросы называют вечными?

  10. Что такое философская рефлексия?

  11. Что такое мудрость?

  12. Какая связь между философией и мировоззрением?

  13. Что такое метафизика?

  14. Какова центральная проблема онтологии?

  15. Что такое материализм? Назовите представителей.

  16. Что такое дуализм? Назовите представителей.

  17. Что такое нейтральный монизм? Назовите представителей.

  18. Что такое идеализм? Назовите представителей.

  19. Почему Фалеса считают первым философом?

  20. В чем главная идея пифагорейцев?

  21. Почему Гераклита называют родоначальником диалектики?

  22. В чем отличие между Парменидом и Гераклитом в понимании бытия?

  23. Какое решение проблемы первоначала предложил Демокрит?

  24. В чем отличие атома в понимании Демокрита от атома в современном понимании?

  25. Почему теория Демокрита характеризуется как детерминизм?

  26. В чем отличие между позицией Сократа и позицией софистов в отношении бытия и истины?

  27. Что такое платоновские идеи?

  28. За что Аристотель критикует Платона?

  29. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?

  30. В чем состоит смысл платоновской аллегории пещеры?

  31. Как понимает сущность вещи Аристотель в отличие от Платона?

  32. Что Аристотелю не удалось согласовать в его учении о сущности?

  33. Какие виды причин выделил Аристотель?

  34. Что такое телеология?

  35. Что такое causa finalis?

  36. Что такое креационизм?

  37. Что такое секуляризация?

  38. Какие две традиции служили источниками для средневековой философской мысли?

  39. В чем суть разногласия между номинализмом и реализмом?

  40. В чем видят отличие между бытием и существованием средневековые философы?

  41. Что такое схоластика?

  42. Какой взгляд на мир называют механистическим?

  43. В чем состоит психофизическая проблема?

  44. Как Декарт решает психофизическую проблему?

  45. Какое решение психофизической проблемы называют параллелизмом?

  46. Почему учение Спинозы о субстанции называют нейтральным монизмом?

  47. В чем состоит отличие между первичными и вторичными качествами? Кто из философов настаивал на этом различии?

  48. Как Беркли доказывает, что вещи существуют только в нашем уме?

  49. Как Беркли критикует понятие материи?

  50. Что такое солипсизм? Как Беркли пытается избежать солипсизма?

  51. Почему философию Гегеля характеризуют как объективный идеализм?

  52. Что такое диалектика в понимании Гегеля?

  53. Что такое диалектика в марксистской философии?

  54. В чем состоит противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля?

  55. В чем состоит закон единства и борьбы противоположностей?

  56. В чем состоит закон перехода количественных изменений в качественные?

  57. В чем состоит закон отрицания отрицания?

  58. За что критикует Поппер диалектику?

  59. В чем видит Поппер положительное значение диалектики?

  60. Что такое материя в современном понимании?

  61. Что такое физикализм и редукционизм?

  62. Что такое эмерджентный материализм?

  63. Что такое пространство и время?

  64. В чем отличие между субстанциональной и реляционной концепциями пространства и времени?

  65. Как связаны между собой материя и движение?

  66. Что такое детерминизм? Назовите представителей.

  67. Что такое индетерминизм? Назовите представителей.

  68. Что такое фатализм?

  69. Как соотносятся детерминизм и свобода?

  70. Что такое механистический детерминизм и почему он так называется?

  71. Какие достижения современной науки повлияли на принцип детерминизма?

  72. Как повлияли достижения современной науки на принцип детерминизма?

  73. Что такое развитие?

  74. Как характеризует эволюцию Спенсер?

  75. Как объясняют развитие идеалисты ХХ века?

  76. Что такое глобальная эволюция?

  77. Какое значение для понимания мира имело открытие феномена самоорганизации в неравновесных системах?

  78. Что такое синергетика?

  79. В чем заключается психофизическая проблема?

  80. Как решают проблему сознания дуалисты? Назовите представителей.

  81. В чем заключается слабое звено дуалистического объяснения сознания?

  82. Что такое вульгарный материализм?

  83. Что такое эпифеноменализм?

  84. Как решается психофизическая проблема в бихевиоризме?

  85. Каковы упущения бихевиористского объяснения психики?

  86. Как решается психофизическая проблема в теории тождества?

  87. В чем состоит недостаток теории тождества?

  88. Как решается психофизическая проблема в функционализме?

  89. Каковы упущения функционалистского объяснения психики?

  90. Почему, по мнению Нагеля, трудно объяснить, что такое сознание?

  91. Что такое отражение?

  92. Какова связь между отражением и сознанием?

  93. В чем состоит отличие отражения в живой и неживой природе?

  94. Каковы формы отражения в живой природе?

  95. Что такое гносеология?

  96. В чем состоит отличие знания от мнения?

  97. Что такое фундаментализм в теории познания?

  98. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?

  99. Что такое эмпиризм? Назовите представителей.

  100. Что такое рационализм? Назовите представителей.

  101. Как Платон доказывает, что источником знания является разум?

  102. Что такое врожденные идеи и какую роль они играют в познании, по мнению Декарта?

  103. Как возникают идеи по мнению Локка?

  104. Какую роль играет разум в процессе познания, по мнению Локка?

  105. Как Локк опровергает теорию врожденных идей?

  106. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания?

  107. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?

  108. Что такое скептицизм? Назовите представителей.

  109. Какие идеи подверг сомнению Юм?

  110. К какому направлению относится теория познания Юма – эмпиризму или рационализму? Обоснуйте свой ответ.

  111. На каком основании Юм отрицает существование "Я"?

  112. Почему Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

  113. Какую позицию занимает Кант в споре между эмпириками и рационалистами?

  114. Что Кант называет априорными и апостериорными, аналитическими и синтетическими суждениями?

  115. Какие априорные формы выделяет Кант? Какую роль они играют в познании?

  116. В чем суть революции, которую совершил Кант в эпистемологии?

  117. Что такое агностицизм? Назовите представителей.

  118. Каким образом Юм подорвал веру в науку?

  119. Что, по мнению Юма, является источником идеи причинной связи?

  120. Что такое наивный реализм?

  121. Что такое отражение?

  122. Почему физиолог Мюллер считал, что ощущения не являются образами внешних предметов?

  123. Каково отношение между знанием и реальностью с точки зрения материализма?

  124. Каково отношение между знанием и реальностью с точки зрения субъективного идеализма?

  125. Как связаны чувственное и рациональное в познании?

  126. Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?

  127. Каковы формы рационального познания и их особенности?

  128. В чем состоит отличие между чувственным образом и понятием?

  129. Как формируются понятия?

  130. Что такое интуиция и какую роль она играет в познании?

  131. Почему Матурана и Варела отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира?

  132. Что такое истина согласно классической концепции?

  133. С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

  134. Какие альтернативы классической концепции были предложены?

  135. Что такое истина и каков ее критерий согласно когерентной теории истины?

  136. Что такое истина и каков ее критерий согласно прагматистской теории?

  137. Что такое истина и каков ее критерий согласно конвенциональной теории?

  138. Что такое истина и каков ее критерий согласно марксисткой теории?

  139. В чем отличие марксистской теории истины от классической?

  140. Что такое догматизм и релятивизм?

  141. В чем заключается логический критерий истины?

  142. В чем ограниченность практики как критерия истины?

  143. В чем состоит рациональное зерно конвенциональной теории истины?

  144. В чем состоит рациональное зерно когерентной теории истины?

Вопросы к контрольной работе по второму модулю

  1. Каковы особенности познания человека?

  2. Каковы два основных подхода к исследованию человека?

  3. Опишите образ человека, который сложился в античной философии.

  4. В чем состоит отличие христианского учения о человеке от античного образа человека?

  5. Какое свойство является главным в человеке, по мнению античных философов?

  6. В чем особенность понимания природы человека в эпоху Возрождения?

  7. Назовите три идеи, которые радикально изменили представление человека о самом себе и своем месте в мире.

  8. Какие теории были противопоставлены образу человека разумного в XIX-ХХ в.?

  9. В чем особенность понимания природы человека в наши дни в отличие от предшествующих эпох?

  10. Как определяет сущность человека К. Маркс?

  11. В чем состоит отличие человеческого мышления от мышления животных?

  12. В чем состоит отличие человеческого сознания от сознания животных?

  13. В чем состоит особенность функционального круга человека, по мнению Э. Кассирера?

  14. Почему, по мнению Икскюля, у каждого вида своя реальность?

  15. Почему, по мнению Кассирера, человек не противостоит реальности непосредственно?

  16. В чем отличие труда животного от труда человека?

  17. Что означает «незавершенность человека»?

  18. Что такое антропогенез? Каковы его основные факторы?

  19. В чем заключается суть трудовой теории происхождения человека?

  20. Почему труд, по мнению Мэмфорда, не был решающим фактором становления человека разумного?

  21. В чем состоит парадокс нервно-психической эволюции по Давыденкову?

  22. В чем заключается проблема наследственности и среды? Дайте характеристику основных подходов к ее решению.

  23. В чем суть деятельностного подхода в психологии? Назовите его представителей.

  24. Что такое евгеника?

  25. Что такое социобиология? Назовите представителей.

  26. Какова природа альтруизма, по мнению Уилсона и Рьюза?

  27. Какие возражения были выдвинуты против социобиологии?

  28. Что меняется в механизме эволюции с возникновением культуры?

  29. Как трактует природу человека Фрейд?

  30. Как можно узнать содержание бессознательного, по мнению Фрейда?

  31. Что склонен усматривать в содержании бессознательного Фрейд?

  32. Какова структура психики по Фрейду?

  33. Какова основная проблема человеческой души, по мнению Фрейда?

  34. Что такое либидо?

  35. Что в психоанализе понимается под словом «комплекс»?

  36. Как сделать безвредными освобожденные психоанализом бессознательные желания?

  37. Почему Фрейд придавал большое значение детству?

  38. Что такое «эдипов комплекс»?

  39. Что является причиной неврозов, по Фрейду?

  40. Что такое сублимация?

  41. Что такое истерическая конверсия?

  42. Что называет Фрейд рационализацией?

  43. Что называет Фрейд регрессией?

  44. Что в теории Фрейда вызывало возражение и у Юнга, и у Адлера?

  45. Как трактует либидо Юнг, в отличие от Фрейда?

  46. Какую новую подсистему в психике человека выделил Юнг?

  47. Как называет Юнг единицу коллективного бессознательного? Приведите пример.

  48. Какова связь между архетипами и культурными символами, по мнению Юнга?

  49. Что такое индивидуация по Юнгу?

  50. Что такое экзистенциализм?

  51. Почему экзистенциализм характеризуется как оппозиция неопозитивизму?

  52. С чем связано то, что в произведениях экзистенциалистов человеческая ситуация представлена пессимистически?

  53. Перечислите отдельно представителей атеистического и религиозного экзистенциализма. Что общего и в чем отличие между ними?

  54. Как объясняется название «экзистенциализм»? Назовите представителей.

  55. Что означает «существование предшествует сущности»?

  56. Почему классическая философия не способна познать человека, по мнению Кьеркегора?

  57. В чем видит задачу философии экзистенциализм?

  58. Что такое «пограничная ситуация» и кто ввел этот термин?

  59. Как трактует библейскую историю об Иове Кьеркегор?

  60. Как трактует библейскую историю об Аврааме Сартр?

  61. Почему, по мнению Сартра, человек есть тревога?

  62. Что означает выражение Сартра «выбирая себя, человек выбирает всех людей»?

  63. Какие следствия, по мнению Сартра, вытекают из того, что бога не существует?

  64. Что означает, что человек покинут, по Сартру?

  65. Что означает отчаяние по Сартру?

  66. Как решает Сартр вопрос о смысле жизни?

  67. Что такое этика и мораль?

  68. Почему детерминизм делает мораль невозможной?

  69. Что такое эмотивизм?

  70. Что такое этический релятивизм?

  71. Какой этической идеей мы обязаны софистам и Сократу?

  72. Как связаны между собой познание и добродетель согласно Сократу?

  73. Почему человек должен руководствоваться только разумом, согласно Платону? Что означает предписание Платона руководствоваться разумом?

  74. Какие главные добродетели выделил Платон? Как связаны между собой добродетель и счастье согласно Платону?

  75. Почему этика Аристотеля характеризуется как натуралистическая?

  76. В чем состоит счастье по Аристотелю?

  77. Почему этика Эпикура характеризуется как натуралистическая?

  78. Что является высшим благом и как его достичь, согласно Эпикуру?

  79. В чем отличие этики стоиков от этики эпикурейцев?

  80. Как, по мнению стоиков, человек должен относиться к жизни и почему? Назовите представителей стоицизма.

  81. Что такое гедонизм? Каковы разновидности гедонизма? Назовите представителей.

  82. В чем главное отличие между деонтологической и утилитаристской этикой??

  83. Что такое утилитаризм? В чем состоит главный принцип утилитаризма?

  84. Как определить, какой поступок является морально правильным, согласно утилитаристам?

  85. В чем отличие между утилитаризмом Бентама и Милля?

  86. Как определить, какое удовольствие лучше по качеству, по мнению Милля?

  87. Объясните выражение Милля «Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком».

  88. Что мешает человеку быть счастливым, по мнению Милля?

  89. Какие возражения были выдвинуты против утилитаризма?

  90. Почему этика Канта характеризуется как рациональная?

  91. Что такое добрая воля по Канту?

  92. Что такое категорический императив?

  93. В чем состоит принцип автономии воли по Канту?

  94. Почему, по мнению Канта, помощь из симпатии не имеет моральной ценности?

  95. Как определить, является ли поступок морально правильным, согласно Канту?

  96. Почему Ницше называют моральным нигилистом?

  97. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?

  98. Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
    (модуля) философия

а) основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов /Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007.- 623 с.

  2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд. С исправлениями и дополнениями.- М.: 2008.- 664 с.

  3. Введение в философию: Учебное пособие для вузов /Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб и доп. М.: Республика, 2005.- 623 с.

  4. Философия. (Под ред. В.Н. Лавриненко), - М: «Куль-тура и спорт». -1998.
    5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону, 2000.

б) дополнительная литература:

  1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М, 1994. М., 1994.1993.

  2. Акулина В.М. Философия всеединства: От В.Соловьева до П.Флоренского. - Новосибирск. 1990.

  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. — М., 1991.

  4. Алексина Т.А. Власть Хроноса. М, 1994.

  5. Аналитическая философия: избранные тексты. - М, 1993.

  6. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.:Наука, 1978.-с.49-106.

  7. Антология мировой философии в 4-х томах. - Т. 1, 4.1. - М., 1969.

  8. Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988.

  9. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4-х тт. Т.4. - М., 1984.

  10. Ю.Бажанова Р.К., Ерофеев С.А., Нагуманова С.Ф. и др. Краткие очерки по истории философии: Методическое пособие к семинарским занятиям по философии. - Казань: КГМУ, 1994.

  11. Бергсон А. Два источника морали и религии. -М., 1994.

  12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М, 1990.

  13. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Мир философии, Часть 1, с.286-296.

  14. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М, 1994. Ю. Блинников Л.В. Великие философы. М., 1999.

  15. Большаков А.В. Основы философских знаний. М., 1995.

  16. Боргаш Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

  17. Бэкон Ф. Новый органон //Соч. в 2-х т. - Т.1. - М., 1972.

  18. Вебер М., Основные социологические понятия. - М., 1990.

  19. Вернадский В.И. Философия размышления натуралиста. - М., 1986.

  20. Витгенштейн Л. Философские работы. - 4.1,2. - М., 1994.

  21. ВойтылаК. Основания этики /Вопросы философии, № 5, 1991. С. 29-60.

  22. Вольтер. Философские письма: Философские сочинения. -М., 1988.

  23. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

  24. Гегель. Энциклопедия философских наук. - Т.З. - М., 1974.

  25. Грсчанова В.А. Неопределенность и противоречивость в концепции детерминизма. Л., 1990.

  26. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

  27. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М: Изд-во МГУ, 1994.

  28. Дао и даосизм в Китае.— М., 1982.

  29. Декарт Р. Соч. в 2-х т. - М., 1989.

  30. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. — М., 1983.

  31. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. - М., 1979.

  32. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1972.

  33. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. — М, 1983.

  34. Доложенко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.

  35. Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М, 1974.

  36. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М, 1983.

  37. Загадки человеческого познания. - М, 1991.

  38. Запад и Восток. Традиции и современность: Лекции для не гуманитарных
    специальностей. - М., 1993.

  39. Захаваева А.Г. Философия, ее смысл, философия и структура, М, 2001.

  40. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. - Минск, 1998.

  41. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: Учебное пособие.- М, 1998.

  42. Избранные философские произведения. -М., 1966.

  43. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир. Философия и западная культура. - М., 1991.

  44. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

  45. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия:

  46. История Китайской философии. - М., 1989.

  47. Казначеев В.п. и др. Клинический диагноз. - Новосибирск, 1992.

  48. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 6-ти т., т. 4,ч. 1. - М.,1966.

  49. Карпинская Р.С. Философия природы: Коэволюционная стратегия. М., 1995.

  50. Кестлер А. Человек - ошибка эволюции. - М., 1979.

  51. Кимелев В.А. Философский теизм: Типология современных форм. М., 1993.

  52. Кондратов Р.А. Эстетика: Учебник. - М: Аспект Пресс, 1998. - 430с.

  53. 53 Коновалов В.В. Кризис медицины на рубеже XX - XXI веков и пути его пре-

  54. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления,

  55. Краткая философская энциклопедия. М., 1994

  56. Кувакин В.А. Что такое философия? Сущность, закономерность развития и принципы разработки. М., 1989. 46-Кузанский Н. Сочинения»в 2-х т. - М., 1979.

  57. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XYII1 века – начала XIX века.-М., 1989.

  58. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. 49-Курашов В.И. Философия и житейские максимы и мудрости. Казань, 2001.

  59. Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни. Казань, 2001.

  60. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

  61. Левантин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. -М., 1993.

  62. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность-М., 1988.

  63. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого
    познания.// Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998.- С.244-463.

  64. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

  65. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.

  66. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

  67. Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.

  68. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. - 416 с.

  69. Мамоджян Х.Н. Французское просвещение XYIII века. - М., 1983.
    Матурана У. Биология познания //Язык и интеллект. - М.: Прогресс, 1996. - с.95-142.
    Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. - М, 1991.

  70. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств //Вопросы философии, 1992, №11.

  71. Москаленко А.Г., Сержантов В.Ф. смысл жизни и личность. - Новосибирск, 1987.

  72. Мур Дж. Принципы этики. - М., 1984

  73. Нарский М.С. Западноевропейская философия XYII века. - М., 1974.

  74. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике 17 века. Новосибирск, 1993.

  75. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М., 1992. 64.0ртега-и-Гассет X. Что такое философия? -М., 1991.

  76. Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Философия медицины. - Киев, 1979.

  77. П.Бубер М. Я и ты. - М., 1993.

  78. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. - Д., 1982.

  79. Платон. Государство / Соч. в 3-х т. -М., 1971. - Т.З.

  80. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философии 19-20 вв. М., 1993.

  81. Познание в социальном контексте. - М., 1994. 70-Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

  82. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. - М., 1998.

  83. Поппер К. Эволюционная эпистемология.// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. С.57-74.

  84. Прист, С, Теории сознания. - Пер. с анг. А.Ф. Грязнова. - М.; Идея-Пресс, Дом
    интеллектуальной книги, 2000. - 288 с.

  85. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.

  86. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

  87. Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1988.

  88. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. - Т.2. - М., 1993.

  89. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. - СПб, 1994.

  90. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Античность. — М., 1994.

  91. Словарь по этике. Под ред. КонаИ.С. -М.: Политиздат, 1981.

  1. Современная философия науки: знание, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А.Печенкин. -М.,1996.

  1. Соколов В.В. Европейская философия XY - XYII веков. - М, 1984.

  2. Соловьев В. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989, № 6

  3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М, 1992.

  4. Спиноза. Этика//Избр. Произведения. -М., 1957.

  5. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1992.

  6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

  7. Утробин И.С. Сложность, развитие, научно-технический прогресс. Иркутск, 1991.

  8. Фейербах Л. Основные положения философии будущего.

  9. Философский словарь (любое современное издание). Современная западная философия. Словарь.-М., 1992.

  10. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.- М.: Наука. 1989.

  11. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1989.

  12. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.

  13. Хайдегтер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991.

  14. Хесле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.

  15. Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.-432 с.

  16. Хрестоматия по философии. Ростов - на - Дону, 1999.

  17. Царегородцев Г.И., Ерохин В.П. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. - М., 1986.

  18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1981. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М., 1995.

  19. Швейцер А. Культура и этика. -М., 1973.

  20. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. -Т.1.-М,

  21. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. Учебное пособие для вузов. -М, 1998.

  22. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе: философские аспекты синергетики. М., 1990.

  23. Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

  24. Эволюция научного мифа. - М., 1998.

  25. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - М: центр, 12998. - 240с.

  26. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. Вып. 1-3. - М., 1988, 1990, 1991.

  27. Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.

  28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М, 1991.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Сайт «Философия в КГМУ» /

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Мультимедийная аудитория, аудитория для семинарских занятий.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине: «Социальная статистика» для специальности 040400 «Социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная, заочная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  2. Рабочая программа по дисциплине: Современная научная картина мира для специальности 040400 «социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная, заочная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  3. Рабочая программа по дисциплине: история Отечества для специальности, 040400, Социальная работа, код квалификации выпускника (62 бакалвр)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  4. Рабочая программа по дисциплине: Этика для специальности 040400. 62 «социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  5. Рабочая программа по дисциплине: культурология для специальности: социальная работа (040101) код квалификации выпускника: 62 бакалавр форма обучения: очная

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.

Другие похожие документы..