Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальн...полностью>>
'Учебно-методические указания'
Вид представляет названия курсов и время из создания. По каждому курсу можно посмотреть фамилии преподавателей (инструкторов), ведущих его, а также фа...полностью>>
'Обзор'
Круиз по Темзе с ужином. London Bateaux Restaurant – Dinner Cruise. (без трансфера) Действует условие dress code: не допускаются лица в джинсовой и с...полностью>>
'Методическая разработка'
Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать ...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине: Философия для специальности 040400 Социальная работа код квалификации выпускника (62 бакалавр) форма обучения (очная)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Первоисточники и вопросы к ним:

К теме «Философия, ее предмет и значение»

1. Декарт Р. Начала философии // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. - М.:Политиздат, 1991, С. 24-34.

2. Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.Ч.1. - М.: Политиздат, 1991, С. 57-65.

1. Что такое философия согласно Декарту?

2. В чем Декарт видит полезность философии?

3. В чем состоит недостаток предшествующей философии, по мнению Декарта?

4. Какие начала предлагает Декарт и как он обосновывает их истинность?

5. В каком отношении находятся философия и науки по Декарту?

6. В чем видит Декарт главную пользу своего труда «Начала философии»?

7. Какие ступени в развитии человеческого духа выделяет Конт?

8. В чем состоит отличие положительной философии от метафизической? На каком примере Конт демонстрирует это отличие?

9. Какую роль должна играть положительная философия в условиях разделения умственного труда?

10. Какую пользу может принести прогрессу человечества положительная философия согласно Конту?

11. Что общего и в чем отличие в понимании философии и ее значения Декартом и Контом?

К теме 2 «Концепции бытия в истории философии»

1. Платон. Государство.// Платон. Собрание соч. в 4-х т. Т.3. с. 289-298.

1.Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?

2. Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.

2.Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1994.

1. Почему Декарт подвергает сомнению все свои прежние знания?

2. К каким выводам относительно того, что существует, приходит Декарт, пройдя путь сомнения?

3. Какие аргументы приводит Декарт в пользу нематериальности души?

4. Как связаны между собой душа и тело, по мнению Декарта?

3.Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. - М., 1978. - С.257-258, 265-267. 273-277, 305, 317, 329, 331-332, 344-345

  1. В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом?

  2. Как Филонус обосновывает свою позицию?

  3. Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему?

  4. Как ему возражает Филонус?

  5. В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами?

  6. Как ему возражает Филонус?

  7. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус?

  8. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?

К теме 3 «Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы»

1. Гейзенберг В. Закон природы и структура материи // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. -

М., 1987. - с. 107-119.

  1. Как греческая мысль пришла к идее атома?

  2. В чем сила и слабость атомистической гипотезы Демокрита? С какой проблемой не справляется атомистическая гипотеза Демокрита?

  3. Что принимает Платон за мельчайшие частицы материи? В чем отличие платоновских атомов от атомов Демокрита?

  4. На какие открытия ссылается Гейзенберг, утверждая, что современная физика решает вопрос в пользу Платона?

  5. Какую философскую позицию предпочитает Гейзенберг: материализм или идеализм?

  6. Согласны ли Вы с его выводами?

2. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991. - № 6. - с.46-52

3. Интервью с С.П.Курдюмовым // Вопросы философии, 1991. - № 6. - с.53-57

  1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?

  2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?

  3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?

  4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?

  5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – М.: Политиздат, 1988. – С.16-18, 135-136, 138.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат. 1982. – с. 26-30, 44-45, 47.

6. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. - №1

1. В чем состоит метафизический способ понимания в отличие от диалектического, по

мнению Энгельса? Когда применение метафизического способа правомерно? В чем

односторонность метафизического способа мышления?

2. В чем состоит значение диалектики для естествознания и какие исторические формы

диалектики могут быть плодотворными для естествознания, по мнению Энгельса?

3. Что в гегелевской диалектике является неприемлемым, по мнению Энгельса?

4. Какие примеры действия диалектических законов приводит Энгельс?

5. Как происходит развитие мышления, по мнению Поппера?

6. Как происходит развитие мышления согласно диалектике?

7. В чем видит Поппер достоинства диалектики?

8. Почему, по мнению Поппера, диалектика не может быть использована в качестве

метода познания?

9. Как диалектики относятся к противоречиям в мышлении? Как нужно относиться к

противоречиям в мышлении, по мнению Поппера?

10. Почему диалектика не является логикой, по мнению Поппера?

11. Почему диалектика не является общей теорией мира, по мнению Поппера?

7. Нагель, Т. Каково быть летучей мышью?// Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара: Издательский Дом “Бахрах –М”. 2003. – С.349-360.

1. О каком редукционизме в отношении проблемы сознания говорит Нагель? Объясните,

за что он его критикует

2. Что такое сознание, согласно Нагелю?

3. Как автор формулирует проблему, с которой мы сталкиваемся при изучении сознания?

4. В чем, по его мнению, заключается главная трудность?

5. Критику каких известных вам теорий сознания можно найти в тексте?

6. В чем заключается разница между субъективными и объективными теориями сознания?

7. Почему субъективные теории, по мнению Нагеля, обладают преимуществом?

К теме 4 «Теория познания. Проблема обоснования знания»

1. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения в 3-х т.: Т.1, Книга первая, Глава

вторая, с.96—99, Книга вторая, Глава первая, с. 154-156.

2. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т.

Т.2, Предисловие, с.47-53.

1. Как Локк опровергает теорию врожденных идей?

2. Как Локк объясняет происхождение идей?

3. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания?

4. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?

3. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1998, с.84-90, 99-105.

1. Каким образом Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?

2. Какое чувство, по мнению Юма, является источником идеи необходимой связи?

3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей

человека?

К теме 5 «Структура познания. Проблема истины.

Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.:

Прогресс-Традиция, 2001. - с. 110-121.

  1. Какую идею демонстрируют авторы на примере лягушки?

  2. Какую идею демонстрируют авторы на примере ягненка и девочки-волка?

  3. Почему авторы отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира?

  4. Какие крайности существуют в трактовке познания?

  5. Как можно избежать этих крайностей по мнению авторов?

Рассел Б. Человеческое познание.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Часть 1.- М.: Политиздат. 1991. - С.643-656

1. Что такое факт по Расселу?

2. Что такое вера по Расселу?

3. Что понимает Рассел под истиной?

4. Является ли его концепция истины альтернативой классической?

5. Что такое знание в отличие от истинного мнения?

6. Что предлагала в качестве обоснования (надежного свидетельства) знания

традиционная теория и почему Рассел считает традиционное обоснование знания

неудовлетворительным?

7. Какую оценку дает Рассел таким критериям истины как самоочевидность, когерентность и успех?

8. К какому заключению приходит Рассел по вопросу о природе знаний?

К теме «Учения о природе человека. Биосоциальная природа человека »

Соловьев В. Исторические дела философии // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Часть 1.

- М.: Политиздат. 1991. - С. 166-175.

1. Что делала философия для человечества за 2,5 тысячи лет своего существования?

а) Буддизм

б) Древнегреческая философия

в) Христианство

г) Реформация и рационалистическая философия

д) Материалистическая философия.

2. В чем видит В.Соловьев сущность человека?

Майкл Рьюз (Канада), Эдуард О., Уилсон (США) //Вопросы философии № 1. 1087.- С. 97-100.

Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль //Экология и жизнь, 2002, № 5.

1. Что такое альтруизм?

2. Каким образом альтруизм может быть результатом естественного отбора?

3. Что такое эпигенетические правила?

4. Как они связаны с воздействием культуры?

5. Какова природа морали согласно мнению авторов?

6. Почему, по мнению Гальперина, неверно говорить об альтруизме животных?

7. Почему, по мнению Гальперина, у человека отсутствуют инстинкты?

8. В чем биологическая особенность вида «человек», по мнению Гальперина?

К теме «Психоанализ о природе человека»

Фрейд З. О психоанализе//Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.

- 346-381.

  1. Каковы причины истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд?

  2. Что такое истерическая конверсия?

  3. Как лечил истерию Брейер?

  4. Что такое расщепление личности?

  5. Как объяснял Брейер возникновение истерических симптомов в отличие от Фрейда?

  6. Какова теория истерии Жане и почему Фрейд с ней не согласен?

  7. Как Фрейд объясняет возникновение истерических симптомов?

  8. Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения?

  9. Почему Фрейд считает необходимым исключить гипноз?

  10. Какими путями можно сделать освобожденные психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида?

  11. На чем основана техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного?

  12. Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом?

  13. Каково основное правило психоанализа?

  14. Что такое сновидения по мнению Фрейда и что надо учитывать при их толковании?

  15. Почему ошибки и описки можно использовать для исследования бессознательного?

  16. Каково, по мнению Фрейда, значение сексуального фактора в этиологии неврозов?

  17. Каковы фазы развития детской сексуальности?

  18. Что такое перверзия и какое отношение она имеет к неврозу?

  19. Что такое ядерный комплекс невроза?

  20. Что называет Фрейд бегством в болезнь?

  21. Что такое перенесение и какую роль оно играет в терапии неврозов?

  22. Что такое сублимация?

К теме «Экзистенциализм»

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. Произведения.М.,1994, с.435-458.

1. Объясните выражения Сартра " исходить из субъективности" и "существование предшествует

сущности".

2. Объясните выражение Сартра "выбирая себя, мы выбираем всех людей".

3. Почему Сартр утверждает, что человек - это тревога? Является ли тревога препятствием

к действию?

4. В чем состоит тревога Авраама?

5. Что хотят сказать экзистенциалисты, говоря о покинутости?

6. Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?

7. Что понимает Сартр под отчаянием?

8. Почему, по мнению Сартра, экзистенциализм внушает ужас некоторым людям?

9. Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной

значимостью, по мнению Сартра?

10. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов "вы можете делать что угодно"?

11. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов в том, что они не могут судить,

поскольку человек сам выбирает?

12. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?

13. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?

К теме «Этика»

1. Эпикур. Письмо к Менекею // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии.- М.: Политиздат, 1991.- с 125-128.

1. Каково отношение Эпикура к смерти?

2. Какие желания неразумно удовлетворять по мнению Эпикура?

3. Что выступает условием счастливой жизни согласно Эпикуру?

4. Как Эпикур трактует понятие удовольствия?

2. Милль Дж. Ст. Утилитарианизмзм. О свободе. СПб, 1900.- с. 99; 118; 122-126.

3. Ницше Ф. Предрассудки альтруистической и сострадательной морали // Ницше Ф.

Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – с. 56-68.

1. Что требует от человека мораль по мнению Милля?

2. Как определить, какое удовольствие лучше по качеству, по мнению Милля?

3. В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?

4. Каковы критерии нравственного поведения и нравственной оценки по Миллю?

5. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?

6. В чем заключается сущность истинной морали по Ницше?

7. Почему Ницше называют моральным нигилистом?

8. Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?

К теме «Личность и общество»

1. Достоевский Ф.М. Великий Инквизитор //Антихрист: Антология. –М.: Высш.шк.,1995. –с.76-89.

2. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Антихрист: Антология. – М.: Высш.шк., 1995. – с. 135-159.

3. Турен А. Возвращение человека действующего // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М.: Ак. Проект, 2002. – С. 720-728.

1. В чем Великий Инквизитор обвиняет Христа?

2. Что является благом для народа с точки зрения Великого Инквизитора?

3. Каковы основные черты Великого Инквизитора в понимании Достоевского?

4. В какой зависимости находятся добродетель и польза?

5. В чем суть так называемого патерналистского милосердия? Оправдано ли насилие в делах благодеяния и милосердия?

6. Какие две противоположные характеристики определяют направление современных обществ по мнению Турена?

7. Когда и почему в истории европейских государств гражданское общество отмежевалось от государства?

8. Какие обязанности за государством и гражданским обществом теперь сохраняются?

9. Что, по мнению Турена, должно стать предметом анализа современной социальной философии и социологии?

10. Что такое общественное движение и какова его роль в жизни общества?

Методические рекомендации к написанию эссе

С помощью этих рекомендаций вы получите представление о том, что такое эссе, а также некоторые советы, как написать эссе.

Эссе – это форма самостоятельной работы студента объемом 3-5 тетрадных страниц. Эссе по философии отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе – это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения.

Цель написания эссе – научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать.

Тему эссе вы можете выбрать из предложенного преподавателем списка. Вы также можете самостоятельно сформулировать вопрос, ответом на который будет ваш тезис. Но в этом случае обязательно получите одобрение преподавателя.

Приступая к написанию эссе, изложите в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (свой тезис). Если вы не можете это сделать, то переходить к следующей задаче рано. Наиболее распространенная ошибка: студенты не формулируют тезис вообще или формулируют его так расплывчато, то читатель не может понять, что же утверждает автор.

Следующая задача: определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие аргументы вы приведете в своем эссе. Студентам часто кажется, что поскольку им самим ясно, что тезис верен, то приведенных аргументов в пользу тезиса вполне достаточно. Поэтому лучше исходить из того, что читатель хорошо знает предмет, о котором идет речь, и при этом с вами не согласен. Постарайтесь предусмотреть возможные возражения и ответить на них.

Наконец, очень важная задача – отредактировать текст, который вы написали. Важно иметь в виду, что читатель не может заглянуть в ваши мысли иначе как через то, что фактически написано, он не может догадаться, что вы на самом деле имели в виду, когда писали. Ваш текст должен говорить сам за себя. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе. Вы должны ясно выражать свои мысли, чтобы избежать неверного понимания. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками.

Еще несколько типичных ошибок, которых следует избегать

  1. Для информированного читателя оно не нужно длинное вступление. Лучше сразу переходите к тезису.

  2. Длинные цитаты или пересказы своими словами. Помните, что читателя интересуют ваши собственные мысли.

  3. «И тот прав, и этот прав». Часто студенты излагают разные позиции по той или иной проблеме, а в конце пишут, что и в той, и в другой позиции есть зерно истины. Читатель это знает. Вам надо сформулировать свою позицию.

  4. Плагиат. Недопустимо выдавать чужие слова и идеи за свои собственные. Это грубое нарушение академической этики. Ваша работа только выиграет, если вы дадите ссылку на источник. Правильное цитирование говорить о вашем знакомстве с литературой по предмету.

Если преподаватель не согласен с вашим тезисом, то это не значит, что ваша оценка будет низкой.

Эссе оценивается по следующим критериям:

1) Тезис

  • Тезис оригинальный и сформулирован ясно - 3 балла

  • Тезис неоригинальный, ясно сформулирован - 2 балла

  • Тезис сформулирован расплывчато - 1 балл

2) Обоснование

  • Обоснование всестороннее и глубокое - 4 балла

  • Обоснование есть, но не всестороннее - 3 балла

  • Обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 2 балла

  • Обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы - 1 балл

  1. Использование литературы

  • Использована дополнительная литература и даны ссылки на нее - 2 балла

  • Использованы первоисточники и даны ссылки – 1 балл

  1. Оформление

  • Эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл

Список тем эссе

1. В чем состоит значение философии сегодня?

2. В чем состоит отличие философского мировоззрения от религиозного?

3. Что такое мудрость?

4. Каково соотношение философии с наукой и религией?

5. Оправдан ли путь сомнения, который прошел Декарт?

6. Являются ли аргументы Декарта в пользу нематериальности души бесспорными?

7. Существует ли различие между первичными и вторичными качествами?

8. Существуют ли основания для субъективно-идеалистического понимания реальности?

9. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?

10. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая случайности?

11. Можно ли оставаться на позициях детерминизма, не отрицая свободы?

12. Существуют ли врожденные знания или знания формируются лишь из опыта?

13. Согласны ли Вы с Юмом в том, что не существует "Я" как особой реальности?

14. Согласны ли Вы с Юмом, что мы не можем быть уверены в том, что между явлениями

объективного мира существуют причинные связи?

15. Согласны ли Вы с Кантом, что существуют априорные знания, которые определяют наше знание о мире?

16. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?

17. Удалось ли Канту обосновать возможность науки?

18. Является ли человеческое познание отражением (репрезентацией) объективного мира или конструированием собственного "жизненного мира"?

19. Что есть истина?

20. Существует ли универсальная природа человека?

21.Удалось ли социобиологии решить проблемы синтеза генетического фактора и фактора культурной среды?

22. Является ли взаимная помощь результатом естественного отбора?

23. Согласны ли вы с Гальпериным в том, что у человека отсутствуют инстинкты?

24. Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?

25. Благодаря каким факторам человек выделился из мира животных?

26. Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens?

27. Является ли альтруизм результатом естественного отбора?

28. Является ли психоанализ научной теорией?

29. Может ли человек управлять своими бессознательными процессами?

30. Согласны ли вы с Сартром, что человек сам устанавливает для себя ценности?

31. Согласны ли вы с Сартром, что человек абсолютно свободен?

32. Существует ли смысл жизни?

33. Согласны ли вы с Б.Уильямсом, что бессмертие бессмысленно?

34. Противоречия морального сознания.

35. Практична ли мораль?

36. Соотношение долга и пользы в морали.

37. Любовь к ближнему как этический идеал.

38. Абсолютное и относительное в морали.

39. Нравственный идеал и жизненные реалии.

40. По ту сторону добра и зла.

41. Существует ли нравственная свобода?

42. Мистический и религиозный опыт.

43. Будущее религии.

44. Критерии произведения искусства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине: «Социальная статистика» для специальности 040400 «Социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная, заочная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  2. Рабочая программа по дисциплине: Современная научная картина мира для специальности 040400 «социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная, заочная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  3. Рабочая программа по дисциплине: Этика для специальности 040400. 62 «социальная работа», код квалификации выпускника 62 бакалавр форма обучения (очная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  4. Рабочая программа по дисциплине: история Отечества для специальности, 040400, Социальная работа, код квалификации выпускника (62 бакалвр)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.
  5. Рабочая программа по дисциплине: культурология для специальности: социальная работа (040101) код квалификации выпускника: 62 бакалавр форма обучения: очная

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.

Другие похожие документы..