Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский универси...полностью>>
'Документ'
Поле комплексных чисел. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексного числа. Геометрическое истолкование действий над комплексными чис...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 6.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», постановлением Администраци...полностью>>
'Программа'
1 день. Встреча группы в Москве. Отъезд в Ростов Великий. Обед. Экскурсионная программа: Архитектурный ансамбль ростовского Кремля, музей финифти. Пе...полностью>>

Иванова Ольга Васильевна (ф и. о., ученое звание, ученая степень) учебно-методический комплекс (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической

работе, директор РОАТ

___________________В.И. Апатцев

«_____»_______________2011 г.

Кафедра __«Экономика, финансы и управление на транспорте»________

(название кафедры)

Автор: Иванова Ольга Васильевна

(ф.и.о., ученое звание, ученая степень)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экономическая география и регионалистика

(название)

Специальность/направление 080105 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ___

(код, наименование специальности/направления)

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол №4

«01» июля 2011 г.

Председатель УМК А.В.Горелик

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №20

«28» июня 2011 г.

Зав. кафедрой Л.В. Шкурина

Москва 2011

Автор-составитель:

ст. преподаватель Иванова Ольга Васильевна______________________

( Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Экономическая география и регионалистика

(название)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности/основной образовательной программой по специальности 080105 Финансы и кредит______________________________________________

(название специальности/направления)

Дисциплина входит в региональный компонент общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Выпускающая кафедра Проректор по учебно-методической

«Экономика, финансы и управление работе, директор РОАТ

на транспорте»

Зав. кафедрой _________Л.В.Шкурина _____________В.И.Апатцев

«_____»_______________2011 г. «_____»_____________2011 г.

Кафедра ______«Экономика, финансы и управление на транспорте»____

(название кафедры)

Авторы: ст. преподаватель Иванова О.В.

(ф.и.о., ученое звание, ученая степень)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экономическая география и регионалистика

(название)

Специальность/направление 080105 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ________________

(код, наименование специальности/направления)

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол №4

«01» июля 2011 г.

Председатель УМК А.В.Горелик

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №20

«28» июня 2011 г.

Зав. кафедрой Л.В. Шкурина

Москва 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "Экономическая география и регионалистика» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предназначена для студентов инженерно-экономических специальностей. Изучение дисциплины способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний. Данная рабочая программа посвящена изучению экономических и природно-ресурсных особенностей развития регионов, экономико-географической характеристике видов транспорта и транспортно-экономическим связям, материал разработан с учетом специализации выпускников транспортного вуза.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины – обеспечение студентов знаниями в области экономического районирования в условиях рыночной экономики, пространственной организации производственных сил, грузообразующих производств, современных межрегиональных социально-экономических связей, экономико-географической характеристике видов транспорта.

В современных условиях студентам требуются знания в области развития уникальных регионов России, свободных экономических зон, эколого-экономических проблемах регионов.

Изучив дисциплину, студент должен получить твердую и достаточно полную систему знаний:

Знать и уметь использовать:

- природно-ресурсный потенциал России,

- размещение производственных сил страны,

- пути сообщения,

- транспортный комплекс и его составляющие,

- перспективы экономического развития регионов и России в целом,

- внешнеэкономические связи, их роль в экономике;

- ориентироваться в картографическом материале, пользоваться статистическим данными о развитии производственных сил регионов, владеть знаниями, необходимыми для анализа транспортного рынка в сфере материального обращения и пассажирских перевозок.

Владеть:

- картосхемами железных дорог, автомобильных дорог,

- физической картой России и стран ближнего зарубежья ,политико-административной картой России.

объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Курс - 2

Общая трудоемкость дисциплины

150

Аудиторные занятия

20

Лекции

12

Практические занятия

8

Лабораторный практикум

не предусмотрен

Самостоятельная работа

130

Курсовая работа

2

Вид итогового контроля

дифференцированный зачёт

содержание КУРСА

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции, час

Практические занятия, час

1

Структурно-территориальные особенности хозяйства России

2

2

2

Территориальная организация отраслей промышленности

6

4

3

Транспортный комплекс России

4

2

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Структурно-территориальные особенности хозяйства России

Тема 1. Экономическое районирование как составная часть региональной экономики.

Предмет, методы исследования экономической географии и регионалистика. Территориальное разделение труда – один из элементов районообразования. Понятие и значение экономического района.

Тема 2. Географическое положение, территория и границы России, природные условия.

Население России. Трудовые ресурсы, миграция населения. Городское и сельское население. Демографическая политика.

Тема 3. Территориальное деление России по районам, федеральные экономические округа. Регионы европейской части России. Перспективные районы Сибири и Дальнего востока.

РАЗДЕЛ 2. Территориальная организация промышленности. Промышленные комплексы.

Тема 4. Состав экономических районов, территория, население.

Области, республики и края, образующие экономические районы. Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сырьевых, биологических, водных ресурсов, их экономическая оценка. Наличие рекреационных ресурсов.

Тема 5. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Предприятия и отрасли ВПК.

Тема 6.Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Черная и цветная металлургия. Нефтегазовая промышленность. Электроэнергетика.

Тема 7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Химическая промышленность. Строительный комплекс. Сельскохозяйственный комплекс.

РАЗДЕЛ 3. Транспортный комплекс России.

Тема 8. Транспорт – как самостоятельная отрасль экономики.

Железнодорожный, автодорожный, морской, внутренний водный транспорт. Их взаимодействие. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт.

Тема 9. Потребности в перевозках (хозяйство, население).

Развитие транспортных коридоров.

Тема 10. Железнодорожный транспорт.

Эффективность и перспективы развития.

Дальность перевозок, использование логистических методов в работе транспорта. Грузовые потоки. Пассажирские перевозки.

Тема 11. Трубопроводный транспорт.

Особенности развития в связи с освоением новых нефтегазовых месторождений шельфовых территорий.

практические занятия

п/п

Разделы дисциплин

Наименования практических занятий

1

Структурно-территориальные особенности хозяйства России. Территориальная организация отраслей промышленности

Определение границ регионов, федеральных экономических округов. Обозначить сырьевые базы регионов.

2

Транспортный комплекс России

Схематично изобразить магистральные нефте- и газопроводы России.

самостоятельная работа

В соответствии с учебным планом студент выполняет курсовую работу. В работе по соответствующей варианту теме рассматриваются особенности хозяйства региона, уровень его экономического развития, внешнеэкономические связи, транспортный комплекс.

Выполняется картосхема региона и транспортного комплекса.

учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Экономическая география России: учебник / Под общ. ред. В.И.Видяпина, М. В. Степанова. - Изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 567 с.

  2. Экономическая география России: учебник / Под ред. Т. Г. Морозовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 479 с

Дополнительная литература

3. Регионалистика: Учебное пособие / Б.М. Лапидус , Ф.С. Пехтерев, Н.П. Терешина. - М. : УМК МПС России, 2001. - 422 с .

4. Экономическая география России : Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой ; М-во образования РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 470 с.

5. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Е.В. Вавилова. - М. : Гардарики, 2001. - 156 с

6. Атлас схем железных дорог Государств – участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, 1999

7. Малый атлас России. – М.: Росмэн,2000

8. Политико-административная карта России. – М.: Дрофа, 2007

9. Физическая карта России. - М.: Дрофа, 2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Для выполнения курсовой работы необходимо использо­вать материалы лекций, учебники, статистические справоч­ники, картосхемы и другую литературу. Целесообразно в начале работы подготовить картосхему экономического района (региона).

В начале курсовой работы помещают оглавление, затем введение и далее содержание по главам. В конце работы приводят список используемой литературы и две картосхе­мы экономического района (экономико-географическая и картосхема транспортной сети).

Во введении указывают значение рационального размещения производительных сил, роль транспортного комплекса в экономике района, развитие производства и транспорта в рыночных условиях хозяйствования. Кроме того, необходимо уделить внимание вопросам природопользования.

В работе должны найти отражение новые формы хозяйствования в условиях рыночных отношений и влияние этих форм на развитие экономики района (региона).

В конце введения обосновывают цель курсовой работы - изучение экономико-географической характеристики производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями. Введение должно занимать не более 1-2 с.

Список используемой литературы необходимо оформить библиографически грамотно - с указанием фамилии и ини­циалов авторов, названия работы, издательства, места и года издания.

Разрешается ксерокопия картосхем.

Таблица 1

Исходные данные

Вариант

Экономический район

Железная дорога

А-Б 1

Северный

Северная

В-Г 2

Северо-Западный

Октябрьская

Д-Е 3

Центральный

Московская

Ж-З 4

Центрально-Чернозёмный

Юго-Восточная

И-К 5

Северо-Кавказский

Северо-Кавказская

Л-М 6

Волго-Вятский

Горьковская

Н-О 7

Поволжский

Приволжская

П-Р 8

Поволжский

Куйбышевская

С-Т 9

Западно-Сибирский

Западно-Сибирская

У-Ф 01

Уральский

Свердловская

Х-Ц 02

Западно-Сибирский

Западно-Сибирская

Ч-Щ 03

Восточно-Сибирский

Красноярская

Э-Я 04

Дальневосточный

Дальневосточно-Сахалинская

Рациональное размещение производительных сил на территории России и развитие экономики отдельных районов являются важным направлением повышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. При этом большое значение имеет правильное размещение транспортной системы в регионах, формирование оптимального спроса на перевозки и достаточное удовлетворение потребностей общества в перемещении товаров и пассажиров. Изучение этих вопросов студентами - будущими экономистами - позволит им лучше освоить экономико-географическую структуру произ­водства и транспорта, в том числе и железных дорог, и вопросы рационального использования природных ресурсов, а также эколого-экономические проблемы региона.

В настоящих методических указаниях даны общие направления и последовательность выполнения курсовой ра­боты по дисциплине «Экономическая география и региона-листика», однако студент может расширить содержание работы в направлении более глубокого анализа размещения производства в регионе, изучения уровня сбалансированно­сти спроса и предложения, недостатков в работе и развитии транспортной инфраструктуры, проблем экологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иванова Ольга Васильевна (ф и. о., ученое звание, ученая степень) учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности/основной образовательной программой по специальности 080109 Бухгалтерский учёт,
  2. Иванова Ольга Васильевна, старший преподаватель (ф и. о., ученое звание, ученая степень) учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)
  3. Иванова Ольга Васильевна ( Ф. И. О., ученая степень, ученое звание, должность) учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности/основной образовательной программой по специальности 080105 Финансы и кредит,
  4. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское процессуальное право [текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2007.

Другие похожие документы..