Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рассмотрены заключение эксперта-бухгалтера, его оценка следователем и судом, случай, когда эксперт-бухгалтер дает сообщение о невозможности дачи закл...полностью>>
'Документ'
Положение о детском объедине­нии является административным документом, в котором фиксируют­ся основные организационные и административно-управленческ...полностью>>
'Лекции'
Азбука: Из коллекции Государственного Эрмитажа / [Сост. Л.Лившиц, М.Секликова; Дизайнеры Д.Плаксин, С.Плаксин; Ответств. ред. Е.Стрельцова]. — СПб.: А...полностью>>
'Документ'
Львівська область розташована у західній частині України. Площа області – 21,8 тис. кв. км. Чисельність населення області становить близько 2,6 млн. ...полностью>>

Межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Методическое пособие)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами

(Методическое пособие)












Москва

2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ РОССИИ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Министерства образования И НАУКИ Российской Федерации

Центр ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования И НАУКИ Российской Федерации

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ РАО

межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами

(Методическое пособие)

Москва

2004

«Межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций», методическое пособие в первую очередь адресовано руководителям и специалистам различных ведомств (образование, здравоохранение, социальная защита, органы внутренних дел), осуществляющих профилактическую работу; представителям органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, районов, городов, реализующих программы развития социокультурной сферы; представителям общественных организаций, деятельность которых направлена на реализацию и поддержку программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами. М., 2004 г. - 233 с.

Авторы:

В.И.Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО,

В.К.Рябцев, кандидат психологических наук,

С.И.Краснов, кандидат педагогических наук,

Р.Г.Каменский, кандидат педагогических наук,

В.В.Ряшина, кандидат психологических наук,

В.В.Зарецкий, директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации,

Учебно-методическое пособие подготовлено и издано в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2004 годы»

и при поддержке Департамент государственной политики в сфере воспитания и социальной поддержки обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации

© Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004

© Исполнительная дирекция президентской программы «Дети России» Министерства образования и науки Российской Федерации, 2004

© Департамент государственной политики в сфере воспитания и социальной поддержки обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации, 2004

© Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации, 2004

© Институт педагогических инноваций, 2004

Содержание

Введение

…………………………………………………………………………………...

4

Глава 1.

Краткий анализ современной наркоситуации в Российской Федерации ……………………………………………………………………..

7

1.1.

Краткий анализ современной наркоситуации в Российской Федерации, с позиции различных ведомств, государственных и общественных организаций, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими ……………………………………………………………………………...

7

1.2.

Стратегия, методология и основные направления деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими ……………………………..…………………………………………….…

10

1.3.

Основные направления деятельности субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков …………………………………….………

11

1.4.

Конфессиональные подходы к проблеме профилактики злоупотребления ПАВ ……………………….…………………………………………….………

12

Глава 2.

Общая характеристика современного состояния межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами…………………………………………………………………….

15

2.1.

Практика, перспективы и механизмы развития межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ …………………………………………………………………….……….

19

2.2.

Ориентиры развития социокультурной сферы региона как общая задача государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций при построении системы профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи ………………………………………………………………………………..….

24

Глава 3.

Позиционный анализ субъектов социокультурной сферы региона (района, муниципии, города). Методические рекомендаций по организации и проведению………………………………………………….

50

3.1.

Позиционный анализ субъектов социокультурной сферы ………………….

50

3.2.

Естественный и искусственный ход позиционного анализа ………….…….

54

3.3.

Организационно-деятельностный семинар (ОДС) и его структура………..

55

3.4.

Экспертиза инновационных проектов в системе профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью …………....

66

Глава 4.

Концепция управления развитием социокультурной сферы, как основы построения и реализации программ профилактики зависимостей от ПАВ в регионе………………………………………...…..

76

4.1.

Управление развитием социокультурной сферы …………………………..

76

4.2.

Понятие и структура программы …………………………………………….

80

4.3.

Образовательная система профилактики как механизм развития социокультурной среды региона ……………………………………….…….

81

4.4.

Развитие общностей как основа и результат развития социокультурной сферы ……………………………………………………………………...……

83

4.5.

Основные направления программы развития социокультурной среды средствами образования ………………………………………………………

87

4.6.

Развитие системы дополнительного образования …………………………..

92

4.7.

Развитие этнокультурного образования в регионе ………………………….

94

4.8.

Развитие взаимодействия системы профессионального образования с региональной производственной инфраструктурой ………………………...

98

4.9.

Семья как направление программы развития социокультурной среды региона ………………………………………………………………….………

100

4.10.

Концептуальные основы региональной межведомственной программы «Здоровье» …………………………………………………….……………….

102

Глава 5.

Межведомственное взаимодействие как условие формирования механизмов построения и развития региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами

5.1.

Межведомственное взаимодействие при разработке и реализации программ развития профессиональной компетентности субъектов, реализующих профилактические образовательные программы в подростковой и молодежной среде ……………………………………..….

104

5.2.

Социальное партнерство как ключевой механизм построения системы профилактики злоупотребления ПАВ в регионе……………………….….

114

Глава 6.

Проектирование межведомственных программ в системе профилактики зависимостей от ПАВ в регионе

6.1.

Технологии проектной деятельности как системное управление………...

129

6.2.

Проектно организованные программы как форма общественно-государственного управления в региональной системе профилактики злоупотребления ПАВ ………………………………………….……………

149

6.3.

Разработка методических рекомендаций по формированию межведомственных профилактических проектов и программ………….….

163

Глава 7.

Формирование и функциональная организация межведомственных коопераций:

7.1.

Лаборатории …………………………….……………………………………...

187

7.2.

Центры ……………………………………………….…………………………

191

7.3.

Координационные советы.……………………………………………………

197

7.4.

Сетевые структуры …………………………………….………………………

205

Глава 8.

Модели, алгоритмы и прецеденты по профилактике наркомании на локальном, региональном и федеральном уровнях

8.1.

Детские научные общества и решение актуальных проблем молодежи …………………………………………………………………………………..

209

8.2.

Психологическая служба образовательного учреждения ………….…….

216

Положение о Кабинете первичной психологической помощи (проект) ….

217

8.3.

Молодежный парламент ……………………………………………………..

222

8.4.

Модель выездной проектной школы ………………………………….……...

225

8.5.

Здоровые города (международный проект) ………………………………..

231

8.6.

Концептуальная программа профилактики наркомании в высшем учебном заведении …………………………………………………………….

253

Приложения

1) Положение о Федеральном Экспертном Совете …………………………

258

2) Положение о межведомственной Комиссии ………..……………….……

261

3) Положение о Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи …………………………………………...…..

265

Заключение

Пути и механизмы включения новых антинаркотических практик в региональную социальную политику ………………………………………..

271

Литература

……………………………………………………………………………….…..

284

Введение

Данное пособие в первую очередь адресовано руководителям и специалистам различных ведомств (образование, здравоохранение, социальная защита, органы внутренних дел), осуществляющих профилактическую работу; представителям органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, районов, городов, реализующих программы развития социокультурной сферы; представителям общественных организаций, деятельность которых направлена на реализацию и поддержку программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами (далее – ПАВ).

Построение региональной системы профилактики злоупотреблений ПАВ относится к новым, складывающимся формам социальной практики. В этой ситуации возможны три стратегии:

Первая - заимствование опыта «передовых стран» давно погруженных в эту проблему.

Вторая - сопровождение, как правило, с отставанием на один, два шага стихийно и спонтанно идущих социокультурных процессов с их последующим нормативно-правовым оформлением.

Третья – стратегическое планирование социокультурных ситуаций, по сути предполагающую концентрацию сил для работы с причинами, а не с последствиями злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.

Именно реализации третьей стратегии посвящено данное методическое пособие, ориентированное на культивирование современной управленческой культуры.

По мнению авторов, современная управленческая культура, включает в себя следующие компоненты:

  • выделение особых объектов управленческого видения и построение рабочих моделей (например, социокультурная, образовательная среда, социальное партнерство и др.);

  • освоение технологий комплексного целеполагания в неопределенной социокультурной ситуации, предполагающего расширение рамок анализа и преодоление узковедомственного подхода к решению социокультурных проблем;

  • переход от ведомственного администрирования к организации социокультурных процессов в регионе, ориентированных на соорганизацию субъектов социокультурной сферы региона и построение нового типа организационной культуры.

  • новая организационная культура предполагает анализ и работу с такого рода ресурсами как: интеллектуальные, нравственно-волевые, культурно-ценностные, мировоззренческие, профессиональные, антропо-технологические, которые трудно формализовать и перевести в режим только административного управления. Включение такого рода ресурсов в построение региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ предполагает разработку форм и методов государственно-общественного управления складывающимися общественными практиками.

Кроме того, развитие управленческой культуры, позволяющей эффективно действовать в сложных неопределенных социокультурных ситуациях, заключается в овладении технологиями проектной и экспертной деятельности.

Авторы данной работы различают имеющуюся идеологическую практику провозглашения разного рода лозунгов (межотраслевого подхода, вариативности образовательных форм и методов, развития горизонтальных управленческих связей и т.п.) и реальное положение дел, когда не разработаны и не культивированы конкретные инструменты реализации этих прекрасных деклараций.

Проведенный авторами анализ управленческой деятельности в современной социокультурной ситуации позволил выделить четыре уровня, на которых реализуются различные компоненты управленческой деятельности.

Первый уровень – идеологический. Основная функция, реализующаяся на данном уровне – формулирование, объявление и трансляция идеологических целей (перестройка, модернизация, конверсия и т.д.).

Второй уровень – уровень операционального, ситуативного реагирования, направленный на решение тактических вопросов. Анализ управленческой практики показывает, что 90% рабочего времени управленца связано «бесконечным» реагированием на этом уровне.

Третий уровень – это уровень стратегических ресурсов управленца. По сути, это та система связей и отношений, в которую включен, постоянно поддерживает и развивает управленец.

Четвертый уровень – системно-рефлексивный (сквозной для первых трех уровней), ориентированный на обеспечение процессов собственного профессионального и карьерного роста. На этом уровне в ходе рефлексии определяются собственные стратегические цели, связанные либо с ростом, либо с сохранением достигнутого уровня социального статуса.

Отметим, что реализация данной модели управленческой деятельности большей степени ориентирована на распределение и перераспределение ресурсов, поддержания сложившегося положения, а не на решение социокультурных проблем, преодоление которых, в конечном счете, определяет основные тенденции развития региона.

Последнее, на наш взгляд, предполагает реализацию другой модели управленческой деятельности.

В рамках такой модели четыре выше названных уровня определяют и обеспечивают режимы функционирования сложившейся системы.

Принципиальное преодоление, преобразование, трансформация старой и появление новой системы возможно при наличии еще одного пятого уровня – уровня фундаментальных антропологических проблем. Именно с этот уровень определяет смыслы и оправдание кардинальных преобразований сложившихся связей, отношений структур и систем. В рамках этого уровня формируется методология управленческой деятельности как самостоятельного культурного явления.

В рамках реализация данной модели управленческой деятельности, представленные выше четыре уровня сохраняют свою значимость. Однако пятый уровень задает общие смысловые горизонты управленческой деятельности на представленных уровнях, обеспечивающей перевод решения социокультурных проблем на качественно новый уровень.

Целью данной работы является введение и развитие новой организационной и управленческой культуры специалистов территориальных органов управления и руководителей образовательных учреждений в направлении межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Основаниями для построения новой практики управления, реализация межведомственного подхода являются:

  • понимание невозможности решения проблемы в рамках одного ведомства, как следствие осознание дефицита ресурсов;

  • построение такой системы взаимодействия разных ведомств и структур, при которой происходят взаимовыгодные кооперации, позволяющие сосредотачивать необходимые ресурсы на стратегических направлениях развития территории.

Данное методическое пособие может стать составной частью учебно-методического комплекса программ повышения квалификации управленческих кадров и подготовки специалистов по профилактики злоупотребления ПАВ, а также выполнить функцию методологической основы и методической поддержки построения и реализации межведомственных программ в региональной системе профилактики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Институт государственно-конфессиональных отношений и права понкин И. В. Половое воспитание школьников в России Материалы к оценке ситуации Москва

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008.
  2. Программа профилактики вич-инфекции в общеобразовательном учреждении РФ (разработана авторским коллективом под руководством д м. н., профессора В. Н. Касаткина в рамках контракта с юнеско)

    Программа
    В соответствии с утвержденной Минобрнауки России «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа образовательной среде» в разработке программ по профилактике ВИЧ-инфекции следует руководствоваться принципом многоаспектности.
  3. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  4. Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв.
  5. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"

    Решение
    Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2 г. N 619"О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществамив образовательной среде"

Другие похожие документы..