Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Аннотация: Имеются ли генетические следы монгольских завоеваний 13 века в Восточной Европе, на Среднем Востоке, Кавказе и Балканах? Для ответа на это...полностью>>
'Документ'
1. Россия Столыпина: вчера и сегодня (Никита Михалков о Столыпине) /#search?text=%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD&filmId=22113202-11-1...полностью>>
'Документ'
На протяжении почти семидесяти лет (периода конца XVIII – первой половины XIX века) тема Вади­ма Новгородского не уходила из литературного обихода. П...полностью>>
'Документ'
Защита состоится « » 2011 года в часов на заседании диссертационного совете Д.208.005.01. при ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская акаде...полностью>>

С. С. Кательниковой Реализация национальной образовательной инициативы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выступление С.С. Кательниковой

«Реализация национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»: проблемы и перспективы»

СЛАЙД 1: Заставка

Уважаемые коллеги!

СЛАЙД 2:

Выступая на совещании 26 августа 2010 года министр образования и науки Мурманской области В.Ф. Костюкевич сказал: «В одном серьезном образовательном журнале обнародован удивительный факт: десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004 году даже не существовало! Мир стал меняться так быстро, что образовательный цикл стал длиннее цикла системных изменений.

«Мы знаем, как будет устроена жизнь в течение ближайших 50 лет, мы можем подготовить выпускника к этой жизни» - говорили учителя на протяжении 19-20 веков.

Сегодня совершенно иная ситуация. Мы учим ребенка 11-12 лет, а за эти годы происходят такие перемены, что подготовка к конкретным условиям становится бессмысленной. Студенты, которые получают образование сейчас, будут работать по профессиям, которые еще не созданы; использовать технологии, которых сегодня еще нет; решать задачи, о которых мы сегодня даже не знаем. Школа обречена на изменения в меняющемся мире.

Как это не парадоксально звучит, задача системы образования на современном этапе состоит в том, чтобы подготовить к неопределенности. Эту задачу может решить только система, движущаяся к тому, что институтом образования станет человек «обучающийся».

Эту задачу решает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная 4 февраля 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.

СЛАЙД 3:

Что такое новая школа?

Это:

- современная оценка качества образования, обеспечивающая достоверную информацию о том, как работают отдельные образовательные учреждения и система образования в целом.

- новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе, способными к постоянному обучению и самообразованию;

- современная инфраструктура: столовая с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством;

школа для всех. В любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей школе;

- центр взаимодействия с родителями, местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, другими организациями социальной сферы;

- институт, соответствующий целям опережающего развития, где обеспечивается не только изучение достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем;

Постановлением Правительства Мурманской области от 05.03.2010 № 94-ПП/3 реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» признана одним из приоритетных направлений социальной политики в Мурманской области в 2010 году и утвержден План первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 29.06.2010 № 284-ПП/11 «О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в Мурманской области в 2011 – 2015 годах» определен план действий по модернизации и инновационному развитию общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы.

Постановлением Администрации города Апатиты от 16.03.2010 № 262 утвержден План первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в городе Апатиты в 2010 году.

На выполнении этих первоочередных мероприятий в 2010 году остановлюсь подробнее.

СЛАЙД 4:

Министерством образования и науки Российской Федерации подписан приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом 22.12.2009 рег. № 17785).

В соответствии с этим приказом федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.

Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 05.04.2010 № 663 федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вводится в 1-х классах 97-ми общеобразовательных учреждений Мурманской области, список которых утвержден приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 20.11.2009 № 2010. В числе этих 97-ми общеобразовательных учреждений – четыре – учреждения города Апатиты: гимназия № 1, СОШ № 4, 10, 15 – школы, победители конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения вводят федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 1-х классах.

СЛАЙД 5:

На слайде представлен график введения федерального образовательного стандарта, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации. С 2013/2014 учебного года стандарт нового поколения будет внедряться в основной школе.

Во исполнение приказа Министерства образования и науки Мурманской области «О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта начального образования в Мурманской области» в сентябре 2009 года в Информационно-методическом центре Управления образования была создана рабочая группа учителей начальных классов по подготовке к введению стандартов нового поколения. Ежемесячно рабочая группа выполняла задания, полученные на кафедре начального образования МОИПКРОиК. Результатом деятельности рабочей группы стали: разработка пояснительных записок, календарно-тематического планирования для УМК «Школа России», УМК Л.В.Занкова, УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, УМК «Школа XXI века». 19 января 2010 года в г. Мончегорск проходил областной семинар «Система воспитательной работы в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения», на котором выступили 13 педагогов города. После семинара кафедрой начального образования МОИПКРОиК был издан CD диск с докладами педагогов.

С 1 сентября 2010 года реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начали в 12-ти 1-х классах гимназии № 1, СОШ № 4, 10, 15. Из 12-ти педагогов только три педагога повысили квалификацию на курсах в МОИПКРОиК с модулем «ФГОС начального общего образования нового поколения». Повышение квалификации педагогических работников является одним из важных условий введения стандартов нового поколения.

В 2010/2011 учебном году необходимо продолжить деятельность рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а руководителям общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить курсовую подготовку учителей начальных классов, которые будут внедрять федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 1-х классах с 1 сентября 2011 года;

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе – при переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й класс».

СЛАЙД 6:

Важнейшим инструментом системы государственного контроля и независимой оценки качества образования продолжает оставаться государственная (итоговая) аттестация выпускников основной и средней (полной) школы.

В 2009/2010 учебном году была продолжена апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования с участием территориальной экзаменационной комиссии. Экзамены по обязательным предметам – русский язык и математика выпускники сдавали с использованием бланочной технологии. Для получения более объективной информации о качестве общеобразовательной подготовке выпускников по русскому языку и математике проверку экзаменационных работ осуществляли территориальные экзаменационные комиссии.

Рейтинг муниципалитетов по результатам обязательных экзаменов с участием ТЭК представлен на слайде 6. Апатиты занимают 9-е место среди 17-ти муниципалитетов.

Министерство образования и науки Мурманской области опубликовало результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике всех школ области с участием территориальной экзаменационной комиссии в зависимости от количества выпускников основной школы в конкретном учреждении.

СЛАЙД 7: Русский язык

(Пояснения по слайду: всего в области 58 школ с количеством выпускников от 26 до 50 в 9-х классах, СОШ № 4 – в рейтинге таких школ на 9-м месте со средним баллом выше среднеобластного значения; СОШ № 3 – 49 место, СОШ № 14 – 50 место, СОШ № 7 – 51 место. С количеством выпускников от 51 до 75 в области 35 школ, СОШ № 10 в рейтинге таких школ на 17-м месте со средним баллом выше среднеобластного, СОШ № 6 – 20 место, гимназия № 1 – 23 место, СОШ № 5 – 27 место, СОШ № 15 – 30 место))

СЛАЙД 8: математика

На слайде представлен рейтинг школ в области по результатам экзамена по математике в зависимости от количества выпускников.

(Сделать паузу, чтобы посмотрели, подробно, как по русскому языку можно не комментировать)

По обязательным предметам г. Апатиты занимают 9-е место из 17-ти муниципалитетов; по русскому языку – 8 –е место со средним баллом 31,62 ниже среднеобластного показателя – 33,61; по математике г. Апатиты на 14-м месте из 17-ти муниципалитетов со средним баллом 11,73, что ниже среднеобластного – 14.17 баллов.

СЛАЙД 9:

На слайде представлен рейтинг школ города по результатам экзамена по русскому языку с участием территориальной экзаменационной комиссии.

СЛАЙД 10:

На слайде представлен рейтинг школ города по результатам экзамена по математике с участием территориальной экзаменационной комиссии.

СЛАЙД 11:

(Сравнительный анализ результатов государственной (итоговой) аттестации и годовых отметок обучающихся 9-х классов по обязательным предметам). – не читать!

Доля выпускников 9-х классов, подтвердивших годовую отметку по русскому языку, составляет 53,3%; получивших экзаменационную отметку выше годовой отметки – 32,4%; получивших экзаменационную отметку ниже годовой отметки – 14,3%.

Доля выпускников 9-х классов, подтвердивших годовую отметку по математике, составляет 50,8%; получивших экзаменационную отметку выше годовой отметки – 8,2%; получивших экзаменационную отметку ниже годовой отметки – 41%.

Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы свидетельствуют о серьезных проблемах с общеобразовательной подготовкой обучающихся. Необходимо выполнить предметно-содержательный анализ экзаменационных работ обучающихся, скорректировать рабочие программы, содержание внутришкольного контроля освоения образовательных программ, проводить в течение всего учебного года системную разъяснительную работу с родителями выпускников, информируя их о состоянии освоения обучающимися учебных программ.

В целях осуществления общественного наблюдения и контроля за проведением аттестации выпускников основной общей школы Управлением образования было аккредитовано 18 общественных наблюдателей из представителей родительской общественности, работников образовательных учреждений.

Министерство образования и науки Мурманской области отмечает влияние субъективных факторов на процесс проведения экзаменов за курс основной школы, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовки специалистов, привлеченных к проведению аттестации. В 2011 году Министерство образования и науки планирует продолжить проведение апробации модели государственной (итоговой) аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии, предусматривающей проверку экзаменационных работ на региональном уровне по всем предметам. В целях исключения влияния субъективных факторов предполагается также организовать проведение экзаменов на пунктах проведения (по технологии ЕГЭ), а не в своих общеобразовательных учреждениях. В связи с этим Управлению образования совместно с общеобразовательными учреждениями предстоит серьезная работа по обучению и детальному инструктированию работников пунктов по вопросам организации и проведения экзаменов в новой форме.

СЛАЙД 12:

Общие результаты государственной (итоговой) аттестации за курс основной общей школы представлены на слайде.

В 2010 году (как и в 2009 году) государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) общей школы проводилась в форме единого государственного экзамена в штатном режиме.

Для проведения ЕГЭ в городе была организована работа 3-х пунктов проведения экзамена, обеспечивали экзамен 123 педагогических работника, привлекаемых в качестве организаторов в аудитории, руководителей пунктов проведения экзамена. В целях осуществления общественного наблюдения и контроля за проведением аттестации выпускников средней (полной) общей школы Управлением образования было аккредитовано 18 общественных наблюдателей.

СЛАЙД 13:

В 2010 году результаты выпускников города Апатиты по обязательным предметам значительно ниже среднеобластного показателя, в рейтинге наш город на 16-м месте из 17-ти муниципалитетов.

Министерство образования и науки Мурманской области опубликовало результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике в форме и по материалам единого государственного экзамена в зависимости от количества выпускников старшей ступени образования в конкретном учреждении.

СЛАЙД 14: (русский язык)

В число общеобразовательных учреждений, имеющих рейтинг выше среднеобластного показателя в соответствующей группе по количеству выпускников (средний балл) по русскому языку вошли: СОШ № 4, 6, 10,15.

СЛАЙД 15: (математика)

В число общеобразовательных учреждений, имеющих рейтинг выше среднеобластного показателя в соответствующей группе по количеству выпускников (средний балл) по математике вошли: СОШ № 10, 15.

СЛАЙД 16: Рейтинг общеобразовательных учреждений города по результатам единого государственного экзамена по русскому языку: ниже среднеобластного и среднегородского средний балл у выпускников СОШ № 5, 14, 3, 7.

СЛАЙД 17:

Рейтинг общеобразовательных учреждений города по результатам единого государственного экзамена по математике: ниже среднеобластного и среднегородского средний балл у выпускников СОШ № 6,5,4,3,7,14.

СЛАЙД 18:

Обратите внимание, что по всем предметам, которые выпускники сдавали в форме единого государственного экзамена результаты ниже среднеобластного показателя.

Министерством образования и науки Мурманской области рекомендовано незамедлительно принять меры по обеспечению условий, направленных на повышение качества образовательной подготовки выпускников школ:

- осуществить на школьном и муниципальном уровне предметно-содержательный анализ выполнения экзаменационных работ обучающимися;

- продолжить работу по оптимизации сети общеобразовательных учреждений с целью укрупнения старшей ступени образования;

- совершенствовать систему профильного обучения на старшей ступени образования;

Как и в прошлом году, Министерство образования и науки Мурманской области планирует в течение 2010/2011 учебного года проведение проверок содержания и качества подготовки выпускников в тех общеобразовательных учреждениях, где результаты ЕГЭ ниже среднерегиональных.

СЛАЙД 19:

В 2010 году по сравнению с прошлым годом возросло количество выпускников, набравших по результатам ЕГЭ количество баллов выше 90 - 9 обучающихся: из гимназии № 1 (Дубов Николай, информатика, 90 баллов), СОШ № 6 (Дитятьева Вера, Хоха Валерия, русский язык, 100 баллов), Скопинцев Алексей (СОШ № 7, информатика и математика, 92 балла), Ролдугина Екатерина (СОШ № 10, химия, 100 баллов), Липаева Полина (СОШ № 10, биология, 95 баллов), Полуэктов Евгений (СОШ № 15, информатика, 94 балла), Мошникова Мария (СОШ № 15, литература, 94 балла). В 2009 году количество выпускников, набравших по результатам ЕГЭ количество более 90 баллов – 3 человека.

Золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении в 2009/2010 учебном году получили 19 выпускников (что составляет 5,6% от общего количества выпускников дневных школ): золотые медали – 4 выпускника из СОШ № 6 с углубленным изучением английского языка, СОШ № 7, 10, 15; серебряные медали – 15 выпускников из гимназии, СОШ № 5, 7, 10, 14, 15.

СЛАЙД 20:

Вместе с тем, по итогам единого государственного экзамена не получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании 2 выпускника дневных школ (СОШ № 7 и СОШ № 4) и 4 выпускника открытой (сменной) общеобразовательной школы, что составляет 1,6% от общего количества выпускников старшей ступени образования (по области этот показатель составляет 0,7%).

Министр образования и науки Мурманской области В.Ф. Костюкевич в своем выступлении на августовском совещании подчеркнул, что существующая схема оценки качества регионального образования не позволяет в должной мере систематизировать информационные потоки и комплексно оценивать качество образовательной услуги, предоставляемой как системой образования в целом, так и конкретным образовательным учреждением. В связи с этим в 2010 году создан и начнет функционировать Региональный центр оценки качества образования, главной целью деятельности которого является удовлетворение запросов основных потребителей образовательных услуг Мурманской области в получении полной и достоверной информации о состоянии образования, его соответствия стандартам качества государственных услуг, потребностям регионального рынка труда.

В 2010 году завершается организационный переход на принципы профильного обучения.

На совещании 15 февраля 2010 года у полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по вопросам реализации приоритетных национальных проектов принято решение по увеличению доли обучающихся по программам профильного обучения и углубленного изучения отдельных предметов в общей численности старшеклассников до 80%. В 2009/2010 учебном году 71,7% обучающихся на старшей ступени образования нашего города изучали предметы на профильном уровне.

Структура профильного обучения в 2009/2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях представлена следующими профилями:

СЛАЙД 21:

- физико-математический – 11,9% ;

- социально-экономический – 13,1%;

- филологический – 14,1%;

- оборонно-спортивный – 5%;

- технологический – 33,4%;
- социально-правовой – 10,1%;

- психолого-педагогический – 7,2%;

- гуманитарный – 2,6%;

-социально-гуманитарный – 2,6%;*

СЛАЙД 22:

Обратите внимание на соотношение доли выпускников, изучавших предметы на профильном уровне (или углубленное изучение предметов) в соответствии с учебными планами и сдававших предметы по выбору в форме ЕГЭ:

Предметы, изучаемые на профильном уровне

Количество выпускников, изучавших предмет на профильном (углубленном) уровне

% выпускников, изучавших предмет на профильном уровне от общего количества выпускников

Количество выпускников, сдававших предмет в форме ЕГЭ

% выпускников, сдававших предмет в форме ЕГЭ

физика

23

6,7

70

20,6

английский язык

25 (СОШ № 6)

7,3

25 (8 из СОШ № 6)

5,6/32 (СОШ № 6)

информатика и ИКТ

31

9,1

49

14,4

обществознание

25

7,3

172

50,7

биология

нет

нет

61

17,9

химия

нет

нет

23

6,7

история

нет

нет

50

14,7

Эти данные свидетельствуют о недостаточной эффективности предпрофильной подготовке обучающихся основной школы, случайном выборе профилей обучения, необходимости развития сети межшкольных факультативов по востребованным предметам и о неэффективных расходах общеобразовательного учреждения на реализацию невостребованных профилей обучения.

Муниципальная система профильного обучения требует серьезной модернизации. В условиях неблагоприятной демографической ситуации необходимо укрупнение старшей ступени образования.

СЛАЙД 23:

На слайде представлены данные изменения контингента обучающихся дневных школ за 8 лет: количество обучающихся с 2003/2004 учебного года по 2010/2011 учебный год уменьшилось с 7 781 до 5 292 человек, при этом количество школ за этот же период уменьшилось на одну.

СЛАЙД 24:

За этот же период старшая ступень образования (10-11 классы) сократилась с 1 642 человек (2003/2004 учебный год) до 646 человек (2010/2011 учебный год).

СЛАЙД 25:

1 сентября 2010 года в 1-е классы пришло больше первоклассников, чем в прошлом году – 651 человек, но обратите внимание, что это дети, рожденные в 2003-2004 годах, на которые пришелся пик рождаемости в нашем городе.

СЛАЙД 26:

В то же время неуклонно уменьшается прием обучающихся в 10-е классы, 1 сентября 2010 года в 10-е классы пришли 312 учеников (вместо планируемых 375), что составляет 61, 2% от выпуска обучающихся 9-х классов основной школы в 2009/2010 учебном году (на диаграмме представлено соотношение выпуска из 9-х классов и прием в 10-е классы).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» показателем эффективности является увеличение доли общеобразовательных учреждений с числом обучающихся на 3-ей ступени образования – 150 человек. Нетрудно, сделав арифметические расчеты увидеть, что для выполнения Указа Президента Российской Федерации в городе должно быть 4-5 школ со старшей ступенью образования:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. И. Бондарь Вместо предисловия

    Документ
    Проблема вторичных формв традиционной народной культуре имеет свою историю и насчитывает не один десяток лет. В первую очекредь за рубежом, а затем и в СССР уже в начале и первой половине ХХ века все большее количество антропологов,
  2. В. Е. Шамбаров, 2006. Казачество путь воинов Христовых (1)

    Документ
    Казачество… Оно создавало обширную и могучую Россию, защищало ее в боях, охраняло ее границы. Но что же это такое — казачество? Есть казаки донские, кубанские — но и на противоположном краю континента живут казаки забайкальские, амурские, уссурийские.
  3. В. Е. Шамбаров, 2006. Казачество путь воинов Христовых (2)

    Документ
    Казачество… Оно создавало обширную и могучую Россию, защищало ее в боях, охраняло ее границы. Но что же это такое — казачество? Есть казаки донские, кубанские — но и на противоположном краю континента живут казаки забайкальские, амурские, уссурийские.
  4. В. Е. Шамбаров, 2006. Казачество путь воинов Христовых (3)

    Документ
    Казачество… Оно создавало обширную и могучую Россию, защищало ее в боях, охраняло ее границы. Но что же это такое — казачество? Есть казаки донские, кубанские — но и на противоположном краю континента живут казаки забайкальские, амурские, уссурийские.
  5. Программа деятельности Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России

    Программа
    Основу предлагаемого сборника документов составляют материалы Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, которая состояла при главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России.

Другие похожие документы..