Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольников за последнее десятилетие значительно...полностью>>
'Закон'
Проект постанови розроблено відповідно до статті 16 Кодексу України про надра, частина шоста якої передбачає, що спеціальні дозволи на користування н...полностью>>
'Программа'
Цель: анализ психологических механизмов восприятия рекламы, ее воздействия на потребителя, практическое освоение технологий создания эффективной рекл...полностью>>
'Урок'
-Imagine you are not the pupils of Berezanka School, but the workers of the Ministry of Education. Work in groups to answer the question. Choose the ...полностью>>

Районный отдел образования Администрации Кимрского района Тверской области

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Районный отдел образования

Администрации Кимрского района Тверской области

Муниципальный доклад

Состояние и результаты деятельности

системы образования Кимрского района

2008 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

  1. Общая характеристика муниципального образования «Кимрский район»

    1. 1.1.Особенности района…………………………………………………………………4

    2. 1.2. Демографическая характеристика……………….………………………………...4

    3. 1.3. Экономическая характеристика…....……….……………………………………...5

    4. 1.4. Стратегия развития и социальный заказ муниципальной системы

    5. образования ………………………………………………………………..………....5

  2. Ресурсы муниципальной системы образования

2.1. Финансирование отрасли «Образование»………………………………………...6

2. 2. Материально-технические ресурсы общеобразовательных учреждений……..7

2.3. Информатизация образовательного процесса……………………………...…….7

2.4. Кадровое обеспечение системы образования…………………………………….8

2.5. Эффективность использования ресурсов системы образования………………..9

3. Характеристика муниципальной системы образования.

3.1. Дошкольное образование…………………………………………………………10

3.2. Общее образование………………………………………………………………...11

3.3. Дополнительное образование……………………………………………………..16

3.4. Организация питания……………………………………………………………...16

3.5. Социальные аспекты системы образования………………………………….…..17

4. Реструктуризация сети образовательных учреждений Кимрского района…………..18

  1. Результаты деятельности муниципальной системы образования.

5.1. Участие в реализации Приоритетного национального проекта «Образование»……………………………………………………………………19

5.2. Районные олимпиады……………………………………………………………...19

5.3. Организация и поддержка молодежного и спортивного движения……………20

5.4. Организация летнего труда и отдыха учащихся………………………………....20

6. Заключение……………………………………………………………………………….22

7. Приложения

7.1. Приложение «Диаграмма»………...………………………………………………23

7.2. Приложение «Таблица»…………………………………………………………...32

Введение

Образование как наиболее технологичная и подвижная сфера культуры, по самой своей сути, «работает» на будущее, закладывая и предопределяя основы грядущих изменений в социально – экономическом развитии общества. Именно от состояния отрасли образования, ее способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы социально – экономического развития района, области, России в целом.

В образовании Кимрского района как в Тверской области в целом проходит процесс модернизации. Изменяется сеть образовательных учреждений района, совершенствуется структура образовательных учреждений, обновляется содержание образования, принципы системы управления и финансирования. Развивается инновационная деятельность образовательных учреждений.

В районе создана и результативно функционирует сеть образовательных учреждений, которая представлена 12 общеобразовательными школами: 6 средними, из них одна располагается в поселке городского типа Белый Городок, 4 основными общеобразовательными школами и 2 начальными; двумя учреждениями дополнительного образования и девятью дошкольными образовательными учреждениями, и двумя группами Сеть образовательных учреждений представляет достаточно широкий спектр образовательных услуг, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей и подростков, обеспечивает современное качество образования и его реальную доступность для всех слоев населения. И в силу объективно складывающихся причин нуждается в преобразовании. С этой целью была разработана и утверждена Программа реструктуризации муниципальной сети образовательных учреждений Собранием депутатов Кимрского района 29 сентября 2006 года.

Необходимость модернизации муниципальной системы образования обусловлена, прежде всего, запросами общества на новые результаты образования и наличием объективно существующих условий:

  1. Наличие концепции модернизации Российского образования (2002 – 2010 гг.) Излишние цели образовательного процесса: постепенный переход от освоения объема фактических знаний к усвоению обучающимися и приобретения знаний, необходимых для применения в конкретной ситуации.

  2. Демографические условия: уменьшается численность населения муниципального образования.

  3. Тенденция постепенного снижения постоянного населения.

  4. Доля сельского населения 82% (18% проживает в поселке городского типа Белый Городок).

  5. (+) Рост заработной платы населения: 2003г. – 2900 руб., 2004г. – 3914 руб., 2005г. – 4681 руб., 2006г. – 5632 руб., 2007г. – 7120 руб. (см. Приложение «Диаграмма» №1).

(-) Средняя заработная плата ниже областного показателя, который составляет 10478 руб.

Настоящий доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования Кимрского района является аналитическим описанием и имеет своей целью познакомить с проблемами и перспективами развития системы образования, привлечь широкую общественность к участию обсуждения этих проблем и определения пути их решения. Муниципальный доклад заслушан и утверждён на общественном Совете по образованию Кимрского района (протокол №1 от 25.08.2008г.) и размещён на сайте Администрации Кимрского района (/buttons/obraz.html).

В предоставленном докладе значение показателей будет дано в сравнении со средними показателями по области.

Комплексная оценка системы образования позволит оценить сегодняшнюю ситуацию, четко определить проблемы и наметить задачи по их решению.

1. Общая характеристика муниципального образования «Кимрский район»

    1. Особенности района

Кимрский район расположен в юго–восточной части Тверской области, граничит с Московской областью, Конаковским, Калининским, Рамешковским, Кашинским и Калязинским районами Тверской области, с Талдомским и Дубненским районами Московской области. Районный центр – г. Кимры.

Первые упоминания как о Кимрской волости Кашинского уезда относятся к 16 веку (1573 г.). Образован район в 1929 году в составе Московской области, в 1935 году был передан Калининской области.

Площадь района составляет 2,5 тыс. кв. км., протяженность – более 100 км.

Район находится в 120 км. от столицы Российской Федерации г. Москва. Сообщение – железнодорожным и автомобильным транспортом. С областным центром – г. Тверь, находящимся в 130 км. – автомобильное сообщение.

Площади сельхозугодий составляют 82,2 тыс. га, в том числе пашни – 43 тыс. га.

По территории района протекают река Волга и ее притоки – Медведица, Кимрка, Хотча, Дубна. Есть несколько озер, наиболее значительным из которых является озеро Усад.

С Кимрским краем связаны имена таких известных всей России людей, как князь Михаил Александрович Тверской (1333-1399), построивший в 1366 году Белый Городок, герой войны 1812 года З. Д. Олсуфьев, И. Я. Шатилов, Д. С. Дохтуров.

Близ старинного села Печетово находилась графская усадьба Голенищевых – Кутузовых. Самым знаменитым представителем одной из ветвей рода Голенищевых – Кутузовых стал герой Отечественной войны 1812 г. генерал – фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов.

С Кимрским районом связаны биографии многих известных и талантливых людей – актрисы Н. А. Сазоновой, ученого М. М. Бахтина, писателей А. А. Фадеева, М. И. Божаткина, поэта О. Э. Мандельштама.

На территории муниципального образования имеются исторические памятники и места, связанные с историей России (бывшие графские усадьбы – местечко Пустомазово – родина знаменитого авиаконструктора 20 века А. Н. Туполева; обелиск Славы (1985г.) сооружен в честь 40-летия Великой Победы, много воинских захоронений воинов Великой Отечественной войны – экипаж самолета-штурмовика, летчика Беляева Григория Павловича и радиста Дмитриева Н. Я. – пос. Белый Городок); на территории каждого поселения есть памятники, обелиски воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.

В районе широко развивается краеведческое направление (10 краеведческих музеев в образовательных учреждениях); прослеживается историческая связь малых населенных пунктах с крупными поселками (данный принцип учитывается при территориальном делении на сельские поселения); наличие на территории МО охотничьих и рыболовных угодий привлекает жителей Москвы и Московской области.

    1. Демографическая характеристика.

Характерным явлением для нашего района, как и для России в целом, резкое сокращение населения. В последние годы идет демографический спад. С 2003 года по 2007 год население сократилось.

Смертность преобладает над рождаемостью (в 2004 году – в 3,2 раза, в 2006 и 2007 годах – в 3,1 раза). (см. Приложение «Диаграмма» №2)

82,2% населения проживает в сельской местности.

В структуре населения муниципального образования растет доля людей предпенсионного и пенсионного возраста: 2002 год – 36%, 2003г. – 37%, 2004г. – 35%, 2005г. – 38%, 2006г. – 39%, 2007г.- 41%. (см. Приложение «Диаграмма» №3)

Старение сельского населения, что ведет к снижению экономической активности села, оттоку из сельских населенных пунктов активного населения – молодежи. Снижается количество обучающихся.

    1. Экономическая характеристика.

Сегодня Кимрский район известен как край с большим экономическим потенциалом, но его необходимо активно использовать.

Главным направлением социально-экономического развития района является сельскохозяйственное производство. Есть и ряд промышленных предприятий, занимающихся производством строительно-отделочных материалов, добычей торфа, судоремонтом, судостроением.

Экономический потенциал Кимрского района представлен следующими основными видами экономической деятельности:

- машиностроение;

- химическая промышленность;

- пищевая промышленность;

- сельское, лесное хозяйство;

- строительство;

- торговля;

- предпринимательская деятельность.

Вместе с тем район является перспективным для развития туристического бизнеса. Первозданная природа среднерусской полосы, богатое историческое прошлое делает край привлекательным для многочисленных гостей.

1.4. Стратегия развития и социальный заказ муниципальной системы образования.

  1. На муниципальном уровне стратегия развития региональной системы образования находит свою реализацию в следующих направлениях:

  • обеспечение ориентированности сети образовательных учреждений на рынке труда,

  • выполнение социального заказа населения, родителей на повышение качества образовательных услуг с этой целью,

  • заключение договоров сотрудничества образовательных учреждений района и учреждений профессионального образования по организации профориентационной работы и допрофессиональной подготовки: профессиональная подготовка молодежи (выпускников сельских школ) осуществляется в профтехучилищах и колледжах г. Кимры, ориентированных на местный рынок труда, в т. ч. и на сельскохозяйственное производство.

Студенты обучаются по специальностям, востребованных в экономике, строительстве, в энергетике, сфере услуг, органах правопорядка и правосудия.

Важнейшей задачей в ближайшей перспективе является обеспечение доступного и качественного образования.

С целью ее реализации необходимо осуществить следующее:

  • совершенствование сети образовательных учреждений в ходе реализации Программы реструктуризации муниципальной сети образовательных учреждений;

  • введение и совершенствование системы предпрофильного обучения на старшей ступени обучения;

  • увеличение охвата дошкольными образовательными услугами на основе открытия ранее приостановленных ДОУ; путем открытия групп кратковременного пребывания и др.;

  • развитие и совершенствование системы дополнительного образования путем сетевого взаимодействия учреждений (организация дополнительного образования на базе закрывающихся школ в сельской местности в ходе реструктуризации сети ОУ);

  • формирование независимой и объективной системы оценки качества образования (через участие в ЕГЭ);

  • активное внедрение новых педтехнологий, развитие информационной среды;

  • освоение бюджетных средств образовательными учреждениями на основе нормативного бюджетного финансирования и привлечение внебюджетных средств;

  • осуществление более глубокого взаимодействия системы образования района, учреждений профессионального образования и рынка труда;

  • осуществление дополнительных мер по усилению социальной защиты детей и работников образования.

2. Ресурсы муниципальной системы образования.

2.1. Финансирование отрасли «Образование».

Развитие всех учреждений муниципальной системы образования финансируется за счет бюджетных средств, доля которых в общем объеме финансирования составляет 90%. Внебюджетные поступления формируемы из родительской платы.

Темп роста 2005г. к 2004г. составил 102,1%; 2006г. к 2005г. - 123%; 2007г. к 2006г. - 128%; 2008г. к 2007г. - 120% .

Рост расходов (см. Приложение «Диаграмма» №4) обусловлен не только повышением заработной платы работникам бюджетных учреждений и удорожанием их текущего содержания. Начиная с 2005 года, решается проблема проведения капитальных ремонтов, проведения противопожарных мероприятий, оснащение учреждений техникой и оборудованием.

Увеличение расходов на образование способствует увеличению затрат на одного ученика в течение анализируемого периода.

С ростом цен и увеличением средств, направленных на учебу, а так же ростом заработной платы связано увеличение затрат на одного ученика. Эти затраты в нашем муниципальном образовании выше среднеобластного показателя (16,3 тыс. руб.). (см. Приложение «Диаграмма» №5)

Наиболее большие затраты оказываются в сельских малокомплектных основных и начальных классах, где самая низкая наполняемость учеников.

Количество учащихся на одного учителя постепенно из года в год уменьшается, а затраты на обучение одного ребенка увеличиваются.

Наблюдается отрицательные тенденции по наполняемости классов.

Смета расходов на образование в 2007 году освоена на 100%.

Структура расходов бюджета в 2007 году:

  • общее образование – 37805 тыс. руб. (76,6%)

  • дошкольное образование – 7860 тыс. руб. (15,9%)

  • дополнительное образование – 3677 тыс. руб. (7,5%)

2. 2. Материально-технические ресурсы общеобразовательных учреждений.

В районе функционируют 12 образовательных учреждений. В них обучаются 775учащихся.

В школах, имеющих все виды благоустройства, обучаются 718 учащихся (92,6%).

В школах, имеющих частичный уровень благоустройства 57 учащихся (7,4%).

Материально – техническое состояние МОУ следует признать удовлетворительным. ОУ района имеют оборудованные столовые, спортивные залы.

Аварийные сооружения: МОУ Губин – Угольская ООШ, МОУ Титовская СОШ (спортивный зал).

При этом 40% школьных зданий требуют проведения капитального ремонта.

Общее количество мест (согласно типовой мощности ОУ) – 2320.

В городе – 620

В сельских ОУ – 1700

Фактическая наполняемость школ составляет 35%.

На территории муниципального образования все образовательные учреждения осуществляют в 1 смену.

По программе «Школьный автобус» были получены 5 автобусов, осуществляющие подвоз 93 учащихся.

Благодаря реализации региональных целевых программ, базовые школы получили 6 комплектов аудио – видеотехники (в комплекте: телевизор, музыкальный центр, микрофон). Базовыми школами было получено 4 кабинета химии, физики, биологии и географии, интерактивные доски. Во все школы района закуплена новая мебель.

В образовательных учреждениях района удовлетворительная материальная база. Результаты проверок Госпотребнадзора показывают, что санитарно-гигиеническое состояние учреждений района соответствуют нормативным требованиям и их предписания выполняются. Аварийных зданий и сооружений нет. Губин – Угольская ООШ находится на кап. ремонте. Основное внимание уделяется проведению капитальных и текущих ремонтов учреждений.

В 2007 году текущий и капитальный ремонт ОУ района выполнен на сумму 2228412 рублей; ремонт кровли (Горицкая СОШ, Титовская СОШ; Приволжская ООШ) на сумму 390 тыс. руб.; системы отопления (Горицкая СОШ) на сумму 100 тыс. руб.

Самостоятельное распределение финансов общеобразовательными учреждениями изменило деятельность руководителей учреждений и повлияло на укрепление материально-технической базы школы. Это позволило:

  1. обновить фонд учебной литературы и достичь показателя обеспеченности учебниками;

  2. спланировать и провести ремонтные работы в общеобразовательных учреждениях;

  3. спланировать и провести противопожарные мероприятия.

2.3. Информатизация образовательного процесса

В Кимрском районе, начиная с 2000 года, сложилась благоприятная ситуация для введения полноценной информатизации образования.

В 2007 году все школы района подключены к сети Интернет. В базовых школах установлены интерактивные доски. Они же получили 6 комплектов аудио-, видеотехники, 4 кабинета химии, столько же кабинетов физики, биологии, географии.

На данный момент количество компьютеров в образовательных учреждениях района составляет 77 персональных компьютера и 22 ноутбука. Из 77персональных компьютеров 23 (29,8 %) получены по президентской программе с 2000 по 2003 гг.; в 2004г. – 2 (2,5%), в 2005г. – 10 (13%), 2006г. – 15 (19,6%), 2007г. – 21 (27,3%), 2008г. - 6 (7,8%)(см. Приложение «Диаграмма» №8).

Наибольшим спросом у образовательных учреждений района пользуются ноутбуки в связи с тем, что они более мобильны и приспособлены для проведения уроков по всем учебным программам школьного курса (2006 г. - 7 ноутбуков, в 2007г. – 12, в 2008 – 3).

Во всех школах имеются принтеры, ксероксы, во многих – сканеры; в четырёх базовых – 6 мультимедийных комплексов; во всех средних школах – 9 интерактивных комплексов.

Из Приложения «Диаграмма» №9 видно, что обеспеченность персональными компьютерами в Кимрском районе в 2007 – 2008 учебном году выше, чем по Тверской области в целом.

К концу 2008 года планируется создание информационных центров в двух базовых школах (Белогородская и Неклюдовская СОШ). В 2009 году информационные центры будут оборудованы в двух оставшихся базовых школах.

2.4. Кадровое обеспечение системы образования.

Одним из определяющих ресурсов систем образования является кадровый потенциал.

В 2008 году в системе образования района работает 141 педагог. Высшее образование имеют 120 педагогических работников. Ежегодно учителя района повышают свою профессиональную подготовку на курсах при ТОИУУ (г. Тверь). 65 педагогических работников имеют первую квалификационную категорию и 15 – высшую квалификационную категорию.

Количество преподавателей пенсионного возраста и имеющих стаж свыше 10 лет продолжает расти. Это определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, отсутствием молодых специалистов, особенно на селе, наличием более высокооплачиваемых рабочих мест в других областях.

40 педагогов имеют отраслевые и государственные награды. В том числе 1 педагог имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»; 20 – «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования» и орден «Знак почета».

В 2007-2008 году система образования Кимрского района, в которую входят 9 дошкольных образовательных учреждений; 16 общеобразовательных учреждений; 2 учреждения дополнительного образования детей, достигла положительных результатов по ряду направлений.

В системе общего образования района планомерно идет реструктуризация сети при одновременном повышении средней наполняемости классов: 6,4 чел. (средняя по области 6,3 чел.).

Общественное управление образованием в общеобразовательных учреждениях.

К 2008 году сложилась определенная организационная структура государственно-общественного самоуправления образованием в образовательных учреждениях района. В девяти образовательных учреждениях района действуют Советы ОУ, которые являются высшим органом самоуправления между Общешкольными собраниями. Спектр деятельности Советов ОУ разнообразен. Совет ОУ направляет свою деятельность на реализацию общих потребностей и интересов школьных работников, обучающихся и их родителей, организует выполнение решений Общешкольного собрания. В 2007-2008 учебном году Советы школ принимали активное участие во внутришкольных и районных мероприятиях.

Во всех общеобразовательных школах имеются педагогические Советы, родительские комитеты. Сформирован и действует муниципальный Совет по образованию. Наиболее важными вопросами рассмотренными заседании Совета в конце 2007 года был муниципальный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования; вопрос по распределению стимулирующего фонда оплаты труда руководителям образовательных учреждений района.

2.5. Эффективность использования ресурсов системы образования.

Анализ и расчеты, произведенные при освещении раздела «Ресурсы муниципальной системы образования» позволяют сделать вывод, что в условиях существующей сети образовательных учреждений в районе, при использовании методики подушевого финансирования, при относительно стабильных расходах на содержание школьных зданий заметно уменьшается наполняемость классов в сельской местности (см. Приложение «Диаграмма» №7) – показатель выше областного, и школ в целом наблюдается малая доля обучающихся на одного учителя (см. Приложение «Диаграмма» №6). Это свидетельствует о снижении экономической эффективности использования бюджетных средств.

Отмечается и «старение» педагогических кадров (см. Приложение «Диаграмма» №11). Возникают проблемы с уровнем повышения их квалификации, поскольку в условиях изменения содержания и качества образования, появления новых образовательных технологий, в том числе основанных на современных информационных возможностях, образование, полученное учителями несколько десятилетий назад, утрачивает свою актуальность и потребуются значительные затраты на переподготовку имеющихся педагогических кадров и на целевое направление на овладение педагогическими профессиями выпускников школ, сориентированных работать в системе образования.

Исходя из этого, в соответствии с задачей повышения эффективности системы образования как области в целом, так и Кимрского района на основе реализации «Бюджетной целевой программы Департамента Образования Тверской области на 2007 – 2009 годы» необходимо осуществить следующее:

  • привести в соответствие с требованиями к системе муниципальной сети образовательных учреждений, обеспечивающей повышение качества образования в целом в районе, Программу «Развитие муниципальной системы образования Кимрского района на 2008 – 2010 гг.»

  • повысить хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений района;

  • повысить педагогическое мастерство через освоение новых педагогических и информационных технологий через экономическую квалификацию руководителей образовательных учреждений и работников централизованной бухгалтерии с целью совершенствования методики расчета нормативно-бюджетного финансирования;

  • обеспечить открытость образования, в том числе через предоставление открытых муниципальных докладов и докладов образовательных учреждений о результатах деятельности;

  • активно включить гражданские институты (школьные советы, районный совет по образованию и попечительские советы) в систему оценки качества труда педагогических работников;

  • использовать экономические мотивации к повышению квалификации и переподготовки педагогических кадров, в том числе и административным работникам (руководители школ);

  • создать базу для осуществления сетевой формы профильного обучения в районе на старшей ступени образования;

  • создание условий для обеспечения всестороннего развития школьников, умеющих адаптироваться в изменяющейся окружающей их среде;

  • создание условий, позволяющих эффективно решать проблемы безопасности (в том числе пожарной) образовательных учреждений района, обеспечивающих проведение мероприятий антитеррористического характера;

  • обеспечение условий для сбалансирования развития учреждений системы дополнительного образования, совершенствование содержания дополнительного образования детей и молодежи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития муниципальной системы образования Кимрского района Тверской области на 2011 2013 годы

    Программа
    - повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению Кимрского района Тверской области за счет эффективного использования материально-технических,
  2. Программа развития муниципальной системы образования Кимрского района Тверской области на 2009 2011 годы

    Программа
    - Приказ Рособразования от 24.03.2008г. №224 «О реализации первоочередных проектов в 2008 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг,
  3. Программа развития муниципальной системы образования Кимрского района Тверской области на 2010 2012 годы

    Программа
    - повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению Кимрского района Тверской области за счет эффективного использования материально-технических,
  4. «Правовые вопросы эффективного использования земельных ресурсов Тверской области»

    Обзор
    Автор рассматривает возможность признания права собственности на самовольную постройку за арендатором земельного участка, анализирует судебную практику по указанному вопросу, положения гражданского и земельного законодательства.
  5. Программа Тверской области «Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011-2012 годы»

    Программа
    Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов),

Другие похожие документы..