Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Данная программа информатизации школы направлена на создание в рамках школы открытого коммуникативного образовательного пространства. В ней отражены ...полностью>>
'Конкурс'
Документація конкурсних торгів розроблена на виконання вимог Закону про здійснення державних закупівель вiд 01.06.2010 № 2289-VI (далі Закон) Терміни...полностью>>
'Анализ'
В настоящем материале представлен анализ и прогноз натуральных показателей производства во взаимодействии с ключевыми макропоказателями экономики Росс...полностью>>
'Реферат'
Об’єкт дослідження. З позиції теорії державного управління і науки адміністративного та трудового права виступає комплекс суспільних відносин, які ви...полностью>>

Методические рекомендации для учителей физической культуры по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенности работы учителей физической культуры

в начальных классах

1. Специфика психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры, работающих с младшими школьниками

Возраст семь лет, время поступления в шко­лу - одни из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка: продолжается интенсив­ное физическое развитие, происходит становле­ние двигательных способностей, закладывается фундамент здоровья, формируется интерес к за­нятиям физической культурой и спортом. Но при переходе из детского сада в общеобразователь­ную школу объём двигательной активности ре­бёнка значительно уменьшается, что приводит к ухудшению состояния здоровья детей, снижению физической работоспособности. Это отражается и на деятельности центральной нервной системы, следовательно, влияет и на умственную работо­способность.

Все это непременно должен учитывать учитель физической культуры. Поэтому рассмотрим в первую очередь те особенности физического и психического развития ребенка 6-10 лет, знание которых является основой деятельности занятий физкультурой и спортом в начальной школе.

Физическое взросление заключается в некотором замедлении роста и значительном увеличении веса, происходит процесс постепенного окостенения скелета, нарастает мышечная масса, возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

Увеличение размеров тела у детей происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем младше ребенок. Наибольшее увеличение массы тела у школьников отмечается в те же возрастные периоды, что и повышение роста. При этом увеличение массы тела обуславливает развитие мышечной массы и внутренних органов.

В этом возрасте происходит совершенствование нервной системы ребенка, развиваются больших полушарий головного мозга, усиливаются его аналитическая и синтетическая функции. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения усиливается, однако пока еще над ним преобладает процесс возбуждения. Эти особенности объясняют повышенную чувствительность и возбудимость младших школьников.

Важно иметь в виду, что восприятие у детей начальных классов является неустойчивым, однако отличается яркостью и свежестью увиденного и услышанного. Они очень эмоционально восприимчивы, поэтому так важно педагогам правильно строить общение с ними, понимая, что их легко увлечь какой-либо деятельностью, но бывает и трудно переключить на другой вид занятий. Важно также то, что дети зачастую буквально воспринимают сказанное, и требует большой такт, осторожность, чтобы не ранить их небрежно брошенным словом. Все это свидетельствует об изменении общего характера эмоций. В младшем школьном возрасте возможно возникновение отрицательных аффективных состояний и переживаний. Развивается школьная тревожность, страхи и неврозы, свидетельствующие об эмоциональной лабильности учащихся младших классов.

Внимание младших школьников непроизвольно, неустойчиво, поэтому весь процесс обучения в начальных классах подчинен развитию культуры внимания, формированию умения сосредотачиваться на каком-то конкретном деле, воспитанию воли, чувства ответственности. Происходит процесс развития эмоционально-образного мышления к абстрактно-логическому, требующий больших внутренних усилий ребенка. В начальной школе ребенка учат понимать причинно-следственные связи явлений, что свидетельствует о поднятии мышления на качественно более высокий уровень. Быстро возрастает словарный запас, приобретается способность к связному изложению своих мыслей как устно, так письменно.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и со сверстниками, новых видов деятельности и общения. Развиваются навыки общественного поведения, формируются важные нравственные качества. Младшие школьники начинают усваивать систему моральных требований, что является обязательным условием воспитания дисциплинированности и организованности. Ими во многом движет мотив получения высоких оценок, при этом развиваются и другие внутренние мотивы: познавательные, социальные. Вырабатывается в этом возрасте и способность к самооценке, хотя и на самом первоначальном уровне. Чаще всего для детей характерна завышенная самооценка.

Учитель должен обязательно помнить, что у детей этого возраста чрезвычайно развито стремление к подражанию, они отличаются значительной внушаемостью, что необходимо использовать на пользу ребенка, развития его позитивных качеств. У детей начинают развиваться мотивы конкуренции, желание быть лидером, механизмы социального сравнивания), происходит изменение отношения к себе, формирования «Я-концепции», развивается самооценка и растет уровень притязаний.

И хотя в начальной школе учебная деятельность начинает преобладать над игровой, однако стремление к игре у детей еще ярко выражено. Поэтому так важно предоставлять им как можно больше возможностей для различных активных занятий, развивающих игр, подвижных упражнений. Все это в первую очередь относится к преподавателю физической культуры, имеющего все возможности на своих уроках или на занятиях в спортивных секциях наиболее эффективно использовать эти особенности детей, направляя их в нужное русло развития физической выносливости, гибкости и быстроты движений.

Физическая культура выполняет ряд важных функций:

- развивающую – совершенствование физических сущностных сил человека, включая мышечную систему и психические процессы; способность ориентироваться в пространстве и в экстремальных условиях; адаптироваться к быстроменяющимся социальных и экологическим условиям;

- воспитательную - укрепление выносливости и закалки морального духа человека; развитие целеустремленности, воли, твердости духа;

- образовательную – знакомство с историей спорта, олимпийского движения; становлением различных спортивных игр;

- общекультурную – использование свободного времени для полезных и увлекательных занятий (занятия в спортивных секциях, участие в массовых физкультурных мероприятиях, праздниках, соревнованиях).

Необходимость выполнения этих функций помогают определить цели и задачи учителя физической культуры, основные направления деятельности, возможные формы занятий, соответствующих различным возрастным группам учащихся.

Целью работы учителя физической культуры в начальной школе является направление полученных им разносторонних знаний, умений и навыков по организации и проведению учебных занятий спортивно-массовых мероприятий на формирование у детей:

- интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- желания физического совершенствования, закалки организма, выносливости;

- навыков сбережения собственного здоровья;

- понимания важности правильной режима дня, вреда от долгого сидения у телевизора или увлечения компьютерными играми.

В соответствии с действующим стандартом учитель по физической культуре должен быть подготовлен к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности. Он должен обладать компетентностью в этих видах деятельности.

В начальной школе роль учителя как воспитателя особенно важна, поскольку именно в возрасте 6-10 лет дети наиболее отзывчивы к развитию таких нравственно-волевых качеств, как выносливость, трудолюбие, целеустремленность. Реализуя педагогическую компетентность, учитель постепенно готовит детей к освоению более сложных задач, необходимых для достижения спортивных результатов на любом, даже самом элементарном, уровне.

Реализация рефлексивной компетентности в условиях начальной школы необходима, прежде всего, потому, что в работе с маленькими детьми крайне важно постоянно проводить осмысление педагогического опыта, видеть собственные ошибки и уметь их оперативно исправлять. В частности важно вовремя заметить любые отклонения в здоровье, понять особенности физических способностей ребенка, увидеть того, кто требует перевода в группу лечебной физкультуры или, наоборот, показывает задатки спортсмена.

Не менее, а возможно, более значима способность учителя поддержать психологически неуверенного в своих силах ребенка, того, кто стесняется своего повышенного веса, (а таких детей становится все больше), помочь слабому вписаться в коллектив детей и стать там столь же ценным, как и все остальные. Поэтому так важно, чтобы педагог владел современными образовательными технологиями, умел бы реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход в подборе комплекса тех или иных упражнений, игр, коллективных или групповых состязаний.

Что касается коммуникативной компетентности, то в начальной школе она играет особую роль. Речь учителя должна быть максимально понятной для учащихся, отличаться особой выразительностью с тем, чтобы донести до учащихся основные требования и задачи. Такой способностью должны обладать и учителя физкультуры, а не только преподаватели т.н. основных дисциплин. Это имеет как прикладное значение (умение правильно объяснить задание, непонимание которого может привести к травме), так и общекультурное, поскольку дети этого возраста склонны копировать речь своего учителя.

В заключение раздела обратимся к тем общим задачам, которые должен выполнять учитель физической культуры на всех ступенях школьного образования. Однако их решение корректируется с учетом возможностей учащихся того или иного возраста. Это возможно как на основе специально определенного содержания воспитательной деятельности, так и отбора упражнений соответствующей сложности.

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне развит физически (быть стройным, подтянутым, аккуратно одетым), знать теорию и методику выполнения физических упражнений. Современный учитель физической культуры должен знать:

  • цели и задачи физической культуры; основы теории физического воспитания;

  • общую концепцию научного содержания предмета;

  • современное состояние физической культуры в России и за рубежом;

  • роль и место предмета «Физическая культура» среди других  предметов школьной программы;

  • межпредметные связи;

  • передовой педагогический опыт (и уметь внедрить его в свою работу);

  • историю олимпийского движения, различных видов спорта как национальных, так и наиболее популярных в мире;

  • медико-биологические основы двигательной деятельности;

  • правила по технике безопасности.  

Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способностей, коммуникативной культуры. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.

Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель - тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других.

Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка.

Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя - раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома - над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель  физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся. Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:

  • текущее и перспективное планирование;

  • подготовленность материально-технической базы;

  • пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;

  • наличие нестандартного оборудования;

  • наличие специальных медицинских групп (ОФП, оздоровительной коррекции);

  • наличие кружков физической культуры, секций по видам спорта и др.;

  • систематическая подготовка физкультурного актива;

  • профориентация;

  • наличие специальных спортивных классов;

  • организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;

  • организация музея спортивной славы школы.

Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему  перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.

На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со  сверстниками, старшими, родителями. Учитель физической культуры добивается от учащихся путем кропотливой систематической работы содержания в порядке спортивной формы, чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных комнатах. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.

Понятие «педагогический талант» включает в себя такие профессиональные качества, как чувство меры в проявлении требовательности и поощрений, интуиция и чуткость в сложной системе взаимосвязи с учениками, педагогическая наблюдательность (способность педагога по отдельным фактам и всему поведению ученика в целом прогнозировать его развитие), требовательность, высокое педагогическое мастерство, т.е. совершенное владение своим предметом, способом передачи знаний о предмете учащимся.

Чрезвычайно важной спортивной задачей является подготовка родителей для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Наши многолетние исследования показывают, что более половины родителей умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в какую-либо спортивную или подвижную игру и т.д. Учителю физической культуры необходимо знать об этом и вооружить родителей методикой проведения физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей ребенка. Чтобы иметь авторитет у учащихся, учителю физической культуры  необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся. Речь учителя физической культуры должна быть образной и понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и  использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным материалом; объяснение учителя для них становится ясным, простым и доступным.

Педагогическое мастерство - не врожденное качество, оно приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с учащимися на уроках физической культуры, спортивных тренировках и соревнованиях, при проведении других спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребенка.

Педагогический такт - это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.

На спортивных занятиях важно раскрыть красоту и выразительность действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям, пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски наиболее гармоничного построения движений и комбинаций. Обнаруживать красоту целесообразности - сильнейший эстетический стимул совершенствования спортивного мастерства. От учителя физической культуры (тренера) требуется не только способность чувствовать эстетическую сторону физических упражнений, но и умение раскрыть ее перед учащимися. Здесь проявляется особый талант педагога и, конечно, соответствующая художественно-эстетическая культура. В этом случае на помощь учителю может прийти искусство - широкий спектр музыкальных, пластических ассоциаций поможет дать чувственно ощутимый образ желаемого действия, результата. Используемая на занятиях музыка может и должна выступать не только в чистом функциональном значении ритмической организации действий, но и в ее эстетическом, художественном содержании.

Учитель физической культуры в процессе уроков и спортивных тренировок учит школьников формировать себя, дает знания о механизме владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Следует обращать внимание на внутреннее  сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе. Формирование эстетических качеств личности невозможно развить  без воспитания нравственных качеств, развития духовности. Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух - это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное поведение, исключающее обман, подлость, грубость, предательство. Здесь этика и эстетика спорта смыкаются. Неспортивное поведение, безобразные поступки непременно должны носить и эстетическую окраску. В будущем учитель физической культуры будет решать следующие задачи:

  • воспитание чувства прекрасного;

  • воспитание телесной красоты;

  • воспитание этики поведения;

  • воспитание творческой активности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для освоения учебной дисциплины «Физическая культура»

    Методические рекомендации
    Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов в области физической культуры, поскольку от них во многом зависит физическое, психологическое и духовное здоровье детей и подростков.
  2. Программа по предмету "Физическая культура" на основе фитнес-аэробики для обучающихся

    Программа
    Программа по предмету "Физическая культура" на основе фитнес-аэробики для обучающихся 8-9 классовразработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и для
  3. Материалы сборника могут использоваться как методические рекомендации для работы администрации, педагогов по реализации фгос. М., 2011 г

    Методические рекомендации
    В настоящем сборнике представлены материалы из опыта работы «пилотных» образовательных учреждений по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования №№ 1723, 1728, 1754, 1781, 97, 1434,
  4. Анализ работы мо учителей физической культуры за 2007-2008 учебный год

    Анализ
    Педагог владеет разнооб- разными средствами физи- ческого воспитания, всесторонне развивая у ребят физические качества. Воспитывает детей целеустремлёнными, ответ- ственными за свои поступ- ки, делится своим опытом с коллегами.
  5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году» Вступление (обоснование)

    Инструктивно-методическое письмо
    Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Другие похожие документы..