Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Научно-методический сборник'
В 60-х гг. прошлого века «Колмогоровской реформой» называли такие нововведения в школьный курс математики, которые решительно поменяли не только соде...полностью>>
'Документ'
3. Нашей школе в момент расставаньяСкажем каждый: "Спасибо!" - сейчас.За все встречи, за дружбу, за знанья –Жить без этого мы не смогли бы....полностью>>
'Реферат'
Тема реферата выбирается самостоятельно в рамках избранной научной специальности. Актуальность и новизна темы должны быть обоснованы представлением с...полностью>>
'Методические указания'
Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами 5-го курса заочного отделения по дисциплине «Анализ производственн...полностью>>

Высшего профессионального образования (4)

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА»

Примерная программа

дисциплины

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ анализ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

направлениЕ подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Санкт-Петербург

2010

Курс:

Форма обучения: Очная

Семестр:

Трудоемкость: 3 кредита

Количество:

аудиторных часов: 36 час. лекции 18 час. практические занятия

внеаудиторных 54 час. самостоятельная работа студентов

Цель дисциплины

Дисциплина имеет целью формирование у студентов представлений о причинах и последствиях государственного регулирования, его истории и современной практики, о регулировании как деятельности, требующей тщательного взвешивания общественных выгод и издержек, а потому налагающей чрезвычайно высокую социальную ответственность на регуляторов.

Дисциплина вносит вклад в формирование следующих компетенций:

    • общекультурных компетенций (ОК)

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

    • профессиональных компетенций (ПК)

- общепрофессиональных (ОПК):

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);.

- в области педагогической деятельности:

способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).

Проектируемые результаты освоения программы:
  • приобретение учащимися фактических знаний по истории и современной практике государственного регулирования в различных странах;

  • владение теориями регулирования;

  • умение рационально анализировать выгоды и издержки регулирования.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Курс открывается определением регулирования как деятельности государства по установлению правил поведения (запрещающих или предписывающих) для экономических агентов. Регулирование неизбежно сокращает экономическую свободу, создавая еще одну группу ограничений, связывающих экономическое поведение. Однако данные ограничения могут быть оправданы так называемыми провалами рынка (несовершенная конкуренция и рыночная власть, естественная монополия, экстерналии, асимметричность информации). После рассмотрения нормативной теории регулирования, показывающей каким регулирование должно быть при условии беспристрастности и совершенной информированности регуляторов, мы переходим к обсуждению позитивной теории, объясняющей поведение регуляторов в отсутствие указанных идеальных допущений. Курс завершается анализом путей, ведущих к повышению эффективности государственного регулирования. В курсе также находят отражение международное сотрудничество и координация в области экономического регулирования. Курс опирается на аппарат современной теории, главным образом, микроэкономической. Вместе с тем в нем находят место реальные факты, относящиеся к истории и современной практике государственного регулирования в различных странах, включая Россию.

Междисциплинарные связи

Дисциплина «История экономической мысли» является частью профессионального цикла (Б. 3, вариативная часть, Б. 3.7, модуль «Государство в экономике»). Ее изучение предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как «Экономика общественного сектора», «Экономическая политика», «Налоги и налоговая политика».

Образовательные технологии

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных форм проведения занятий, таких, как дискуссии. Традиционные опросы не предусматриваются. В преподавании курса делается ставка на современные информационные и коммуникационные технологии.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента. Задания к практическим занятиям по дисциплине включают работу с текстами и визуальными (аудиовизуальными) источниками, количественными данными, выполнение упражнений, требующих математических расчетов.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности.

При выполнении работ по каждой теме можно набрать на практических занятиях до 60 баллов. Предусмотрена дифференцированная оценка за выполнение заданий, оценки варьируются в зависимости от сложности заданий. Используются следующие пределы оценок:

  1. Тесты по темам 1, 5, 6, 10, 11, 13, 14: максимальная оценка – 10 баллов.

  2. Участие в дискуссиях по темам 2, 3, 4, 12, 15, 16: максимальная оценка – 15 баллов.

  3. Выполнение упражнений по темам 7, 8, 9: максимальная оценка – 5 баллов за правильно выполненное упражнение.

  4. Письменная контрольная работа: максимальная оценка – 10 баллов.

  5. Эссе, представляемое в порядке второго рубежного контроля: максимальная оценка – 10 баллов.

Промежуточная аттестация

Дисциплина завершается письменным экзаменом с использованием тестовых заданий, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий. Максимальная оценка за экзамен – 40 баллов.

Тематический план дисциплины.

Наименование тем

Л

ПЗ

СР

Всего

Форма контроля

  1. Экономическая роль государства: микро- и макроэкономические аспекты. Определение государственного регулирования

2

4

6

Тест

  1. Развитие системы регулирования в США и Западной Европе

4

2

3

9

Дискуссия

  1. Становление системы регулирования в России

2

2

4

8

Дискуссия

  1. Дерегулирование

2

4

6

Дискуссия

  1. Теория регулирования в общественных интересах

2

4

6

Тест

  1. Несовершенная конкуренция как основание для государственного вмешательства

2

4

6

Тест

  1. Регулирование естественных монополий

4

4

4

12

Упражнение

Рубежный контроль.

Письменная контрольная работа по темам 1-7

  1. Экстерналии как основание для государственного вмешательства

2

2

3

7

Упражнение

  1. Регулирование природопользования

2

2

3

7

Упражнение

  1. Асимметричность информации как основание для государственного вмешательства

2

4

6

Тест

  1. Регулирование киберпространства

2

2

3

7

Дискуссия

  1. Международное сотрудничество и координация в области регулирования экономики

2

4

6

Тест

  1. Теории регулирования в частных интересах

4

4

8

Тест

  1. Провалы государства: исторический опыт

2

2

3

7

Дискуссия

  1. Повышение эффективности регулирования

2

2

3

7

Дискуссия

Рубежный контроль

Эссе

Промежуточная аттестация

Экзамен

ИТОГО

36

18

54

108

Основное содержание.

1. Экономическая роль государства: микро- и макроэкономические аспекты. Определение государственного регулирования

Понятие регулирования. Регулирование как общественное благо. Регулирование на микроуровне. Регулирование в системе экономической политики, макроэкономические последствия регулирования.

2. Развитие системы регулирования в США и Западной Европе

Развитие регулятивной структуры в США. Экономическое и социальное регулирование. Независимые регулирующие агентства. Западноевропейская модель регулирования. Национализация как альтернатива регулированию.

3. Становление системы регулирования в России

Рыночные реформы в России и становление регулятивной структуры в нашей стране. Природа нормативной базы регулирования и регулирующих органов. Сравнение российской модели с американской и западноевропейской.

4. Дерегулирование

Поворот к дерегулированию в США в конце 1970-х годов. Параллельные тенденции в других странах мира. Причины и последствия дерегулирования. От дерегулирования к ре-регулированию.

5. Теория регулирования в общественных интересах

Позитивные и нормативные теории регулирования. Экономическая эффективность (оптимальность) и интересы общества. Провалы рынка как основание для государственного вмешательства.

6. Несовершенная конкуренция как основание для государственного вмешательства

Природа несовершенной конкуренции. Феномен рыночной власти. Потери общества от монополии. Регулятивный ответ на проблему монополии.

7. Регулирование естественных монополий

Определение естественной монополии. Средние и предельные издержки естественного монополиста. Поведение монополиста, максимизирующего прибыль. Критерий оптимальности. Регулятивные решения типа first best и second best.

8. Экстерналии как основание для государственного вмешательства

Внешние эффекты и их классификация. Ресурсы общего пользования и «трагедия общин». Регулятивный ответ на проблему внешних эффектов. Альтернативные решения проблемы экстерналий.

9. Регулирование природопользования

Регулирование как способ защиты окружающей среды. Развитие теории и практики экологического регулирования на Западе и в России. Альтернативы командным методам: экологический налог и рынки прав на загрязнение.

10. Асимметричность информации как основание для государственного вмешательства

Способы преодоления неэффективности, связанной с асимметричностью информации. Примеры информационных асимметрий. Регулирование и рыночные альтернативы регулированию. Саморегулирование.

11. Регулирование киберпространства

Дискуссионные вопросы, связанные с регулирующей ролью государства в новой (информационной) экономике. Следует ли регулировать интернет?

12. Международное сотрудничество и координация в области регулирования экономики

Национальное и глобальное регулирование. Механизмы международного сотрудничества и координации в сфере регулирования. Российское участие в международном взаимодействии регуляторов.

13. Теории регулирования в частных интересах

Подход Чикагской школы. Спрос на регулирование. Предложение регулирования. Идея захвата (пленения) регулирующего органа регулируемой отраслью. Позиция Вирджинской школы: приложение теории общественного выбора к государственному регулированию. Общественные потери от поиска ренты.

14. Провалы государства: исторический опыт

Провалы государства как основание для критики государственного регулирования. Классификация провалов государства. Регулирование и политический режим.

15. Повышение эффективности регулирования

Взгляд на регулирование с позиции эффективности: расчет выгод и издержек. Проблемы и перспективы использования cost-benefit analysis. Выбор регулятивных инструментов.

Организация самостоятельной работы студентов

включает изучение литературы и визуальных (аудиовизуальных) материалов (в том числе размещенных на сайтах регулирующих органов и исследовательских центров) для подготовки к дискуссиям, тестам, упражнениям и контрольным работам.

Список источников по темам дисциплины.

а) Основная литература

  1. Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция. Курс лекций // Экономический журнал ВШЭ, т. 4 (2000), №№ 2, 4; т. 5 (2001), № 1.

  2. Коуз Р. Федеральная комиссия по связи // Экономическая политика, № 3, 2007.

  3. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики. М.: ИНФРА-М, 2010.

б) Дополнительная литература

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.

  2. Айзенберг Н.И. Проблемы регулирования цен и тарифов на продукты естественных монополий // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2008, №3.

  3. Айзенберг Н.И. Теоретические основы регулирования цен и тарифов в электроэнергетике // Теория и методы принятия решений. Новосибирск: Наука, 2009.

  4. Беккер Г. Группы давления и политическое поведение. // Беккер Г. Человеческое поведение. Экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  5. Бьюкенен Дж. М. Сочинения. - М.: Таурус Альфа, 1997.

  6. Григорьев Е.Г. Водные ресурсы России: Проблемы и методы государственного регулирования. - М.: Науч. мир, 2007.

  7. Дементьев В.В. Экономика как система власти. Донецк, 200

  8. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках / Мау В.А. (научный руководитель), Жаворонков С.Г., Фомичев О.В., Шадрин А.Е., Яновский К.Э. М. : ИЭПП, 2002.

  9. Королькова Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ, т. 3 (1999), № 2.

  10. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007.

  11. Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия. Бихевиористский подход // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010, № 1.

  12. Познер Р. Экономический анализ права. В 2 тт. СПб.: Экономическая школа, 2004.

  13. Роль государства в экономике: мировой опыт: Материалы «круглого стола», прошедшего на экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2000.

  14. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.

  15. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория (Учебное пособие). М.: ИНФРА-М, 2005.

  16. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2 тт. / Пер. с англ. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2000.

  17. Цены и ценообразование: учебник для вузов; 3-е изд. / под ред. В.Е.Есипова. СПб.: Питер, 2000.

  18. Alfred E. Kahn. The Economics of Regulation: Principles and Institutions. In 2 volumes. MIT Press, 1988.

  19. Joseph H. Harrington. Economics of Regulation and Antitrust. MIT Press, 2000.

  20. The Oxford Handbook of Regulation / Ed. Robert Baldwin, Martin Cave, Martin Lodge. OUP, 2010.

в) Интернет-ресурсы:

  1. InLiberty - Свободная среда: /

  2. Научные семинары ГУ ВШЭ: /org/hse/seminaria/

  3. Федеральная антимонопольная служба: /

  4. Mercatus Center, George Mason University: /

  5. Regulation Magazine: /pubs/regulation/index.html

  6. Regulations.gov: http://www.regulations.gov/

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с ФГОСВПО

Автор: Тулупенко Ю.Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшее профессиональное образование основы геоинформатики вдвух книгах

    Книга
    Сибирской государственной геодезической академии); д-р геогр. наук, проф. В. 3. Макаров (зав. кафедрой физической географии и ландшафтной экологии Саратовского государственного университета)
  2. Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова (1)

    Документ
    С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд.
  3. Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова (2)

    Документ
    С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд.
  4. Высшее профессиональное образование а. П. Панфилова инновационные педагогические технологии

    Документ
    полное усвоение — мастерство (mastery), успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в закреплении и освоении базовых и метакомпетентностей.
  5. Высшее экономическое образование за 3 года 4 месяца для лиц, имеющих среднее и высшее профессиональное образование

    Документ
    Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ - СИНХ) – крупнейший образовательный центр новой формации, единственный экономический вуз в регионе, который готовит специалистов для реального сектора экономики.
  6. Высшее профессиональное образование основы противодействия терроризму (1)

    Учебное пособие
    Основы противодействия терроризму : учеб. пособие для 0-75 студ. высш. учеб. заведений / [Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондарен-ко, С.Г.Васин, Е.В.Грацианский]; под ред.

Другие похожие документы..