Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ББК 63.3(4УКР)-7я7 Б78. Рецензенти: А. М. Гордієнко, д-р іст. наук, проф. В. І. Кучер, д-р іст. наук, проф. Схвалено Вченою радою Міжрегіональної Акад...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университ...полностью>>
'Документ'
Винахід відноситься до галузі медицини, зокрема - до ортопедії, онкології, і може бути використаний для відновлення функції нижньої чи верхньої кінці...полностью>>
'Документ'
Из размышлений – взять ли понравившиеся дорогие немецкие туфли или ограничиться, тоже неплохими, но подешевле – итальянскими, меня вывел, показавшийс...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

15. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабенкова Р.Д., Орлова О.В. Организация лечебной физ­культуры в школе для детей с церебральным параличом //Дефектоло­гия. 1983. N 3.

  2. Кудряшов В.В. Формирование движений с предметами у уча­щихся глухих, умственно отсталых, с церебральными параличами на уроках физической культуры: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 1978.

  3. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и мас­саж при детских церебральных параличах. - Л., 1977.

  4. Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб: Образование, 1994. - С.52-60.

  5. Семенова К.А. К патогенезу вторичной задержки развития интеллекта при детских церебральных параличах //Обучение и вос­питание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М., 1970.

  6. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М., 1976.

  7. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: руководство для врачей /Под ред. Н.М.Маджидова. - Ташкент: Меди­цина, 1979. - 488 с.

  8. Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польская Е.В. Патогене­тическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев: Здоровье, 1986.

  9. Симонова Н.В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1974. - 28 с.

  10. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с переоральными параличами //Дефектология. 1981. N 4. - С.82-88.

  11. Футер Д.Ц. Заболевания нервной системы. - М.: Медгиз, 1958.

16. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Амимия (гипомимия)- отсутствие или ослабление дифференцированных движений лицевой мускулатуры.

Анартрия – отсутствие членораздельной речи.

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений.

Апраксия кинестетическая – возникает при постцентральных нижнетеменных поражениях доминантного полушария мозга и выражается в недостаточной точности отдельных произвольных движений.

Апраксия кинетическая связана с поражением заднелобных прецентральных отделов доминантного полушария мозга и выражается в недостаточной плавности автоматизированных двигательных навыков, т.к. они распадаются на составляющие их отдельные компоненты, причем больные с трудом переключаются с одного компонента на следующий, повторяя его.

Артикуляция - совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи.

Атаксия – нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации.

Гемиплегия – парез мышц конечностей на одной стороне тела.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Диплегия – двусторонний паралич одноименных частей тела (например, обеих рук).

Дистония – меняющийся мышечный тонус.

Дистрофия – расстройство питания тканей.

Дисфагия – расстройство глотания.

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий.

Паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей.

Парез – ограничение объема движений и снижение мышечной силы.

Просодия – 1.) общее название для сверхсегментных свойств речи; 2.) учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, изменение темпа речи и разрыв произнесения.

Произвольное – совершаемое по собственному желанию, в связи с определенной целью.

Саливация – выделение слюны из слюнных желез в ротовую полость.

Сенсорная депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

Синкинезии – дополнительные движения, непроизвольно присоединяемые к движениям, выполняемым преднамеренно или автоматически.

Тремор – дрожание.

Электронные образовательные ресурсы по дисциплине (презентации):

Клинико-педагогическая характеристика детей с дизартрией;

Характеристика клинических форм дизартрии;

Симптоматика бульбарной и подкорковой дизартрии;

Мозжечковая дизартрия;

Корковая дизартрия;

Псевдобульбарная дизартрия;

Система коррекционно-логопедической работы при дизартрии;

Система работы по формированию фонетической стороны речи при дизартрии.

Форма К-4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

«Самарский государственный педагогический университет»

Институт коррекционной педагогики

Утверждено

на заседании кафедры логопедии

(протокол № от 200 г.)

Зав.кафедрой

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по курсу «Дизартрия»

специальность 050715 «Логопедия»

на 2008-2009 уч.г.

Рабочую программу осуществляют:

Лекции

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Практические занятия

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Ассистент А.В.Риер

Учебных часов:

Лекции – 36

Семинарские –

Практические –

Лабораторные – 52

Зачет –

Экзамен – 4 сем.

Самостоятельная работа студентов 88 часов

Тема и содержание

Форма изучения материала

Кол-во часов

Межпредметные связи

1

2

3

4

5

1.

Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Неврологические основы дизартрии.

ЛБ

2

Неврология; педиатрия; психолингвистика; фонетика; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.

2.

Введение в проблемы дизартрии. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Различные критерии классификации дизартрий

ЛК, ЛБ

4+4

Специальная педагогика; специальная психология; психолингвистика; психодиагностика; неврология; педиатрия.

3.

Бульбарная дизартрия

ЛК, ЛБ

2+2

Фонетика; неврология; анатомия, физиология органов слуха и речи.

4.

Подкорковая дизартрия

ЛК, ЛБ

2+2

Психология развития; неврология; психолингвистика.

5.

Мозжечковая дизартрия

ЛК, ЛБ

2+2

Психолингвистика; фонетика; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.; неврология.

6.

Корковая дизартрия

ЛК, ЛБ

2+2

Неврология; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи; фонетика.

7.

Псевдобульбарная дизартрия

ЛК, ЛБ

2+2

Неврология; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи; фонетика.

8.

Детская псевдобульбарная дизартрия

ЛК, ЛБ

2+2

Неврология; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи; фонетика.

9.

Современные представления о легкой степени дизартрии. Структура речевого дефекта у детей с легкой степенью дизартрии

ЛК, ЛБ

4+4

Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи; невропатология; лингвистика; фонетика.

10.

Обследование детей с дизартрией

ЛБ

2

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; психодиагностика; фонетика.

11.

Дифференциальная диагностика легкой степени дизартрии и дислалии

ЛК, ЛБ

2+2

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; фонетика.

12.

Уровни доречевого развития детей дошкольного возраста с ДЦП.

ЛБ

2

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; педиатрия; фонетика.

13.

Система коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

ЛК, ЛБ

4+6

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; педиатрия; фонетика.

14.

Особенности коррекционно-логопедической работы при различных формах дизартрии

ЛК, ЛБ

2 +2

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; педиатрия; фонетика.

15.

Коррекция произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии

ЛК, ЛБ

4+4

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; педиатрия; фонетика.

16.

Этапы и основные направления логопедической работы при детской псевдобульбарной дизартрии

ЛК, ЛБ

2 +2

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; педиатрия; фонетика.

17.

Основные направления коррекционно-педагогической работы в доречевом периоде.

ЛК, ЛБ

2 +2

Специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология; педиатрия; фонетика.

18.

Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению различных форм дизартрии

ЛБ

4

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология.

19.

Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению легкой степени дизартрии

ЛБ

4

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; невропатология.

Наглядные ИТСО

Основная и дополнительная литература

Задания по самостоятельной работе студентов

Кол-во часов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

1. Таблицы

I основная № 4; № 8, № 25, № 26, 32, 33, 34, 40, 44.

II дополнительная № 11.

Конспектирование литературы

8

Фронтальный опрос

2. Схема топографии корковых центров речи. Схема строения периферического речевого аппарата

I основная № 4; № 8, № 25, № 26, 32, 33, 34, 40, 44.

II дополнительная № 11.

Составить схемы строения речеслухового и речедвигательного анализаторов.

2

Фронтальный опрос

3. Схема иннервации органов речевого аппарата V, VI, VII, VIII, IX, X р черепно-мозговыми нервами.

I.№3,4,5,8,9,19,25,26,27,28,29,30132,33,34,40,44.

II № 5.

Составить таблицу по симптоматики бульбарной дизартрии. Составить графики нарушений дифференциальных признаков гласных и согласных звуков.

4

Индивидуальный опрос

4. Схема строения экстрапирамидной системы. Видеозапись больного с подкорковой дизартрией.

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Конспектирование литературы. Составить таблицу по симптоматики подкорковой дизартрии. Анализ речи больного с подкорковой дизартрией

4

Фронтальный опрос

5. Схема «лобно-мозжечковые пути». Аудиозапись речи больного с мозжечковой дизартрией.

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Конспектирование литературы. Составить таблицу по симптоматики мозжечковой дизартрии. Анализ речи больного с мозжечковой дизартрией

4

Программированный опрос

6. Схема «Кора головного мозга».

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Конспектирование литературы. Составить таблицу по симптоматики корковой дизартрии. Анализ речи больного с корковой дизартрией

4

Программированный опрос

7. Схема строения пирамидного пути, таблица классификации звуков русского языка.

I № 3, 4,5, 8, 20, 25,26,28,32,33,34,35,40,44.

II дополнительная № 11.

Составить таблицу по симптоматике псевдобульбарной дизартрии. Составить графики нарушений дифференциальных признаков гласных и согласных звуков.

4

Фронтальный и программированный опрос.

8. Схема строения пирамидного пути, видеозапись больного с псевдобульбарной дизартрией.

I № 3, 4,5, 8, 15, 20, 25,26,28,32,33,34,35,40,44.

II дополнительная № 11.

Конспектирование литературы. Анализ речи ребенка с псевдобульбарной дизартрией

4

Индивидуальный опрос.

9.Профили нарушенной артикуляции звуков

I № 3,7,8,17,30,40.

II № 11.

Подготовить сообщения. Анализ истории болезни детей с легкой степенью дизартрии.

Анализ состояния артикуляционной моторики у детей с легкой степенью дизартрии.

Анализ состояния звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.

8

Анализ рефератов, фронтальный опрос

10. Дидактический материал для обследования детей с дизартрией. Речевые карты. Видеозапись обследования ребенка с дизартрией.

I № 4,8,18,20,23

II № 9.

Подготовить протоколы обследования детей, страдающих дизартрией. Подготовить методический материал для обследования детей с дизартрией.

2

Моделирование фрагментов занятий по обследованию детей. Анализ речевых карт.

11.Таблицы

I № 8,10,15,17,18,30.

II №11.

Составить таблицу «Дифференциальная диагностика легкой степени дизартрии и дислалии». Разработать критерии дифференциальной диагностики при обследовании. Конспектирование литературы.

4

Решение ситуационных задач. Фронтальный опрос.

12.Таблицы

I.№1,3,8,12,14,22,33,44. II № 9.

Конспектирование литературы.

2

Индивидуальный опрос

13.Таблицы, видеозапись занятий, конспекты занятий, дидактический материал для проведения занятий.

I.№6,11,13,27,30,31,32,34,42,43,44,45.

II. 1,2,3,4,6,7,8,10.

Составление конспектов занятий, подбор дидактического материала для занятий с детьми с дизартрией, составление перспективного и индивидуального планов занятий.

10

Фронтальный опрос. Демонстрация комплексов артикуляционных, дыхательных, фонационных и др. упражнений. Моделирование фрагментов занятий. Анализ конспектов занятий.

14. Таблицы, видеозапись занятий, конспекты занятий, дидактический материал для проведения занятий.

I.№6,11,13,27,30,31,32,34,35,38,42,43,44,45.

II. 1,2,3,4,6,7,8,10.

Подобрать комплекс физических упражнений для развития моторики детей с дизартрией. Подготовить пособия по развитию тонкой, артикуляционной моторики детей с дизартрией. Подготовить учебный материал по коррекции звукопроизношения. Составить перспективный (на 1 месяц) и ежедневный план (на неделю) занятий с детьми, с различными формами дизартрии. Конспектирование литературы.

4

Фронтальный опрос. Анализ планов занятий. Моделирование фрагментов занятий.

15. Таблицы, видеозапись занятий, конспекты занятий, дидактический материал для проведения занятий.

I.№10,16,17,18,36,43.

Составить перспективный (на 1 месяц) и ежедневный план (на неделю) занятий с ребенком с легкой степенью дизартрии. Конспектирование литературы. Подготовить учебный материал по коррекции звукопроизношения, дыхания, голоса.

8

Программированный опрос. Анализ планов и фрагментов занятий. Демонстрация упражнений. Моделирование фрагментов занятий.

16. Таблицы, видеозапись занятий, конспекты занятий, дидактический материал для проведения занятий.

I.№6,11,13,27,30,31,32,34,35,38,42,43,44,45.

II. 1,2,3,4,6,7,8,10.

Подобрать комплекс упражнений и подготовить пособия для развития моторики детей с дизартрией. Подготовить лингвистический материал по коррекции звукопроизношения. Составить перспективный (на 1 месяц) и ежедневный план (на неделю) занятий с детьми, с детской псевдобульбарной дизартрией. Конспектирование литературы.

4

Фронтальный опрос. Анализ планов и фрагментов занятий. Моделирование фрагментов занятий.

17. Таблицы, конспекты занятий, дидактический материал для проведения занятий.

I.№1,2,6,11,12,13,14,22,45.

II № 3,9.

Составить перспективный (на 1 месяц) и ежедневный план (на неделю) занятий с ребенком раннего возраста. Подготовить дидактический материал для проведения занятий. Конспектирование литературы.

4

Индивидуальный опрос.

Анализ планов и фрагментов занятий. Моделирование фрагментов занятий.

18. Конспекты индивидуальных и фронтальных занятий. Дидактический материал для проведения занятий.

I.№6,11,13,27,30,31,32,34,35,38,42,43,44,45.

II. 1,2,3,4,6,7,8,10.

Подготовить дидактический материал для проведения занятий. Составить конспекты занятий. Решение ситуационных задач.

4

Анализ занятий

19. Конспекты индивидуальных и фронтальных занятий. Дидактический материал для проведения занятий.

I.№10,16,17,18,36,43.

Определить критерии оценки и требования к проведению занятий. Составить конспекты индивидуальных и фронтальных занятий. Подготовить дидактический материал для проведения занятий. Решение задач.

4

Анализ занятий, конспектов занятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Неврологические основы логопедии" является систем­но-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и пато­логия
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Другие похожие документы..