Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
2. Основателем школы является Иван Петрович Егоров (1915 – 1990): доктор физ.-мат. наук, депутат Верховного Совета СССР шестого и седьмого созывов, ч...полностью>>
'Обзор'
1 день: Вылет в Рим. По прибытии в аэропорт Рима в зале прилета встреча с сопровождающим группы. Сбор группы. Трансфер в Рим, размещение в отеле 3* ил...полностью>>
'Документ'
Довідник для студента складений на основі діючого навчального плану та програми з навчальної дисципліни “Загальна хірургія” для студентів вищих медич...полностью>>
'Документ'
Процессы модернизации и интеграции образования, вступление России в Болонский процесс, сохранение конкурентоспособности в современных социально-эконо...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятия 18-20

6 часов

Тема: Организация проектной деятельности студентов по учебным темам «Коррекционно-логопедическая работа при различных формах дизартрии», «Этапы и основные направления логопедической работы при детской псевдобульбарной дизартрии», «Основные направления коррекционно-педагогической работы в доречевом периоде».

Основополагающий вопрос: «Преодоление дизартрии должно осуществляться с учетом общего или дифференцированного подхода?»

Проблемные вопросы (вопросы для исследования):

  • Речевая или неречевая симптоматика определяет специфику форм дизартрии?

  • Какие диагностические пробы позволяют квалифицировать дефект?

  • От чего зависит выбор стратегии коррекционной работы?

  • В основе преодоления той или иной формы дизартрии лежит реализация общей схемы или использование специфических приемов?

Дидактические цели проекта:

  • На основе анализа симптоматики сформировать умения отбирать и систематизировать приемы работы по коррекции различных клинических форм дизартрии у больных разного возраста.

  • Формирование навыков самостоятельной работы

Методические задачи:

  • Сформировать умения анализировать симптоматику клинических форм дизартрии, определять ведущие проявления в структуре дефекта

  • Научить осуществлять отбор диагностических заданий и выделять критерии дифференциальной диагностики

  • Научить обосновывать выбор дидактических и специальных (логопедических) принципов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы с больными разного возраста.

  • Научить обосновывать и систематизировать общие и специфические приемы коррекции при различных формах дизартрии

Рекомендуемые ресурсы:

Литература:

  1. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диаг­ностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Таш­кент, 1973.

  2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

  3. Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Роль комплексной оценки дефекта учащихся с гиперкинезами для разработки плана педагоги­ческого воздействия //Дефектология. 1981. N 3. - С.75-83.

  4. Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб: Образование, 1994. - С.52-60.

  5. Семенова К.А. К патогенезу вторичной задержки развития интеллекта при детских церебральных параличах //Обучение и вос­питание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М., 1970.

  6. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М., 1976.

  7. Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с ди­зартрией //Дошкольное воспитание. 1980. N 8. - С.50-52.

План работы над проектом

Подготовительный этап

Форма проведения работы

Часы

Обсуждение со студентами вопросов, связанных с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр.

Консультация

4 часа (за 2 недели до начала проекта)

Определение необходимого оборудования (фотокамера, сканер, диктофон и пр.).

Консультация

2 часа (за 2 недели до начала проекта)

Составление плана-графика использования компьютерного класса, библиотеки/медиатеки.

Работа преподавателя

2 часа (за 2 недели до начала проекта)

Подготовка необходимой литературы, электронных материалов, подборки веб-сайтов по теме проекта.

Самостоятельная работа студентов

6 часов (за 1 неделю до начала проекта)

Процесс обучения

Форма проведения работы

Часы

Формулирование тем исследований

Практическое занятие

1 час

Формирование групп студентов для проведения исследований, выдвижение гипотез решения задачи

Практическое занятие

Обсуждение плана работы студентов, распределение обязанностей в группе

Практическое занятие

1 час

Ознакомление студентов с критериями оценивания итоговых работ.

Практическое занятие

Организация выполнения студентами самостоятельных исследований и заданий преподавателя по теме проекта.

Самостоятельная работа студентов

12 часов

Предварительный просмотр собранного студентами материала, консультации и рекомендации по дальнейшей работе

Консультация

8 часов

Обсуждение со студентами формы представления результатов учебной деятельности. Подготовка презентаций

Консультация/самостоятельная работа студентов

2 часа/ 6 часов

Заключительный этап

Форма проведения работы

Часы

Защита полученных результатов

Практическое занятие

4 часа

Анализ выполненного и формулирование выводов

Практическое занятие

Оценка проведенной работы (самооценка преподавателя, отзывы студентов).

Практическое занятие

Интернет ресурсы:

URL-адрес

Аннотация

1.

/parents/articles/child_damages/disartriya.html

Понятие и диагностика дизартрий

2.

/nar01.htm

Симптоматика дизартрии

3.

http://www.academy.edu.by/sites/logoped/diadiza.htm

Дифференциальная диагностика дизартрий

4.

/data/r/id.14023_1.html

Развитие физиологического и речевого дыхания при дизартрии

5.

/projects/pr751/shema.gif

Схема «Формы дизартрии»

Занятия 21-22

4 часа

Тема: Коррекция произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии

Цель: Закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах, используемых в системе преодоления нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии.

Оборудование: наглядные пособия, игровой и лингвистический материал, конспекты занятий.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка знаний у студентов

  1. Краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии.

  2. Основные задачи и принципы коррекционно-логопедической работы при легкой степени дизартрии.

  3. Этапы и основные направления коррекционно-логопедической работы.

  4. Развитие двигательной сферы (развитие общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики):

    • Артикуляционная гимнас­тика на развитие кинестетической организации артикуляционных движений. Методические требования к ее проведению.

    • Приемы развитие кинетической основы артикуляционных движений.

    • Упражнения для развития подвижности мимической мускулатуры.

    • Приемы развития дифференцированных движений пальцев рук.

      1. Развитие физиологического и речевого дыхания.

      2. Развитие фонематического восприятия детей.

      3. Формирование фонетической стороны речи при дизартрии:

  • Специфика постановки и закрепления звуков.

  • Подбор лингвистического материала для автоматизации и дифференциации звуков.

      1. Преодоление нарушений голосообразования.

      2. Формирование ритмо-интонационной стороны речи.

      3. Предупреждение вторичных нарушений у детей с дизартрией.

П. Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить дидактический материал по коррекции звука (по выбору) у ребенка с легкой степенью дизартрии.

  2. Подготовить пособия по развитию артикуляционной и мелкой мото­рики у детей с дизартрией.

  3. Разработать систему лингвистического материала для автоматизации звука «з».

  4. Подготовить лингвистический материал по формированию различных типов интонационных конструкций у детей.

  5. Составить перспективный план на 1 месяц занятий с ребенком с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на каждом этапе логопедического воздействия.

  6. Реферирование научно-педагогической литературы.

Литература

  1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное посо­бие. - СПб: Образование, 1994.

  2. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического ана­лиза расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекцонных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи //Расстройства речи и голоса в детском возрас­те. - М., 1973.

  3. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с центральными параличами. ж. Дефектология, 1981, в.4, с.82-88.

  4. Токарева О.А. Дизартрии. В сб. Расстройства речи у детей и подростков. М., Просвещение, I969., с.I44-I56.

  5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

Занятия 23-24

4 часа

Тема: Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению различных форм дизартрии

Цель: Закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах, используемых в системе преодоления дизартрии. Сформировать навыки практического применения приобретенных теоретических знаний.

Оборудование: наглядные пособия, игровой и лингвистический материал, речевые карты, конспекты занятий.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка знаний у студентов

  1. Структура логопедических занятий в зависимости от их формы и этапа коррекционного воздействия.

  2. Методические требования к оформлению конспектов занятий.

  3. Составление коррекционной программы и перспективного плана логопедических занятий.

II. Анализ конспектов фронтальных и индивидуальных занятий с больными с разными формами дизартрии.

Ш. Разбор перспективного плана логопедических занятий с ребенком.

IV. Задания для самостоятельной работы

  1. 1. Разработать программу коррекционных занятий, проводимых родителями ребенка 3-х лет по развитию артикуляционной базы и звукопроизносительной стороны речи. Интеллект нормальный. Фонетическая характеристика речи: нарушено пpoизношениe шипя­щих и свистящих звуков, нечеткое произношение губных взрывных звуков. Диагноз: псевдобульбарная дизартрия.

  2. Составить перспективный и ежедневный план коррекционно-педагогических занятий с ребенком 7 лет, страдающим подкорко­вой формой дизартрии. Интеллект нормальный. Гиперкинетическая форма церебрального паралича. Фонети­ческая характеристика речи; непостоянные замены переднеязыч­ных, близких по месту и способу артикуляции. Грубо нарушена просодическая сторона речи.

  3. Составить перспективный (на 1 месяц) и ежедневный (на : неделю) план занятий с ребенком 6 лет с мозжечковой формой дизартрии. Уровень речевого развития Ш. Интеллект нор­мальный. Легкие двигательные нарушения в виде недостаточной координации движений. Фонетический анализ речи: нечеткое про­изношение переднеязычных и губных взрывных звуков, нарушено произношение свистящих звуков: звука "Ц" и звука "ч". Речь скандированная.

  4. Разработать по три конспекта индивидуальных занятий с больными с разными формами дизартрии (по заданию педагога) на разных этапах логопедического воздействия.

  5. Разработать задания по развитию дифференцированной моторики пальцев руки для подготовки моторного навыка письма для ребенка 6 лет, страдающего псевдобульбарной дизартрией. Уровень речевого развития Ш. Интеллект нормальный.

  6. Составить памятку для родителей по компенсации явле­ний детского паралича у детей от I месяца жизни до 3-летнего возраста.

  7. Разработайте по одному конспекту индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе работы для бульбарной, экстрапирамидной и постцентральной корковой дизартрии.

  8. Разработайте памятки по организации самостоятельной работы на подготовительном этапе для больных с мозжечковой, псевдобульбарной и премоторной корковой дизартрии.

  9. Подберите лингвистический материал для автоматизации любого звука при бульбарной дизартрии.

Литература

  1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

  2. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. В кн. Основы теории и практики логопедия /Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, с. 272.

  3. Ипполитова М.В.., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспи­тание детей с центральными параличами в семье, М., изд. Просве­щение, 1980.

  4. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитация детских церебральных параличей. М., Медицина, 1972, с.222-228.

  5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

Занятия 25-26

4 часа

(на клинической базе)

Тема: Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению легкой степени дизартрии

Цель: Закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах, используемых в системе преодоления легкой степени дизартрии. Сформировать навыки практического применения приобретенных теоретических знаний.

Оборудование: наглядные пособия, игровой и лингвистический материал, речевые карты, конспекты занятий.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Демонстрация ребенка с легкой степенью дизартрии. Наблюдение за логопедической работой с ребенком по постановке речевых звуков.

II. Составление и анализ конспектов фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с легкой степенью дизартрии.

III.Составление коррекционной программы и перспективного плана логопедических занятий с ребенком.

IV. Разбор перспективного плана логопедических занятий с ребенком.

V. Задания для самостоятельной работы

  1. Составить перспективный план (на месяц) и ежедневный план (на неделю) занятий с ребенком с легкой псевдобульбарной дизартрией. Условия: возраст ребенка 3 года, интеллект нормальный, уровень речевого развитии 3. Фонетическая харак­теристика речи: параротацизм (звук "р" заменяется звуком "в"). Голос маловыразительный. Моторная сфера: стертые двигательные нарушения в виде общей моторной неловкости.

  2. Разработать мероприятия по коррекции звукопроизношения в процессе словарной работы на уроке чтения во 2-м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  3. Подготовить рефераты по теме «Основные положения программы воспитания и обучения в детском саду для детей с нарушениями речи».

  4. Разработать систему упражнений по преодолению патологических проявлений в артикуляционном аппарате больного.

  5. Разработайте рекомендации для больного по использованию лингвистического материала для автоматизации звука [с].

  6. Разработать содержание консультативной беседы с родителями ребенка, направленной на ознакомление с системой упражнений по преодолению апраксических нарушений в артикуляционном аппарате и методическими требованиями к ним.

  7. Разработать содержание консультативной беседы с воспитателем по закреплению навыков звукопроизношения в разных видах деятельности.

Литература

  1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное посо­бие. - СПб: Образование, 1994.

  2. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического ана­лиза расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекцонных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи /Расстройства речи и голоса в детском возрас­те. - М., 1973.

  3. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с центральными параличами. ж. Дефектология, 1981, в.4, с. 82-88.

  4. Токарева О.А. Дизартрии. /Расстройства речи у детей и подростков. М., Просвещение, I969., с. I44-I56.

  5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен знать:

  • структуру речевого дефекта при дизартрии, уметь делать диагностические и прогностические выводы;

  • последовательность этапов логопедического обследования лиц с дизартрией;

  • методы логопедической работы при дизартрии;

  • уметь:

  • обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;

  • проводить дифференциальную диагностику различных форм дизартрии;

  • осуществить выбор коррекционных методик и проводить психолого-педагогическую работы при дизартрии;

  • владеть навыками:

  • составления протокола обследования речи и моторных функций;

  • анализа материалов обследования произносительной стороны речи и состояния подвижности артикуляционного аппарата;

  • проведения артикуляционной гимнастики;

  • постановки звуков;

  • развития акустических характеристик голоса.

9. ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Неврологические основы логопедии" является систем­но-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и пато­логия
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Другие похожие документы..