Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия
Занятия 18-20
6 часов
Тема: Организация проектной деятельности студентов по учебным темам «Коррекционно-логопедическая работа при различных формах дизартрии», «Этапы и основные направления логопедической работы при детской псевдобульбарной дизартрии», «Основные направления коррекционно-педагогической работы в доречевом периоде».
Основополагающий вопрос: «Преодоление дизартрии должно осуществляться с учетом общего или дифференцированного подхода?»
Проблемные вопросы (вопросы для исследования):
Речевая или неречевая симптоматика определяет специфику форм дизартрии?
Какие диагностические пробы позволяют квалифицировать дефект?
От чего зависит выбор стратегии коррекционной работы?
В основе преодоления той или иной формы дизартрии лежит реализация общей схемы или использование специфических приемов?
Дидактические цели проекта:
На основе анализа симптоматики сформировать умения отбирать и систематизировать приемы работы по коррекции различных клинических форм дизартрии у больных разного возраста.
Формирование навыков самостоятельной работы
Методические задачи:
Сформировать умения анализировать симптоматику клинических форм дизартрии, определять ведущие проявления в структуре дефекта
Научить осуществлять отбор диагностических заданий и выделять критерии дифференциальной диагностики
Научить обосновывать выбор дидактических и специальных (логопедических) принципов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы с больными разного возраста.
Научить обосновывать и систематизировать общие и специфические приемы коррекции при различных формах дизартрии
Рекомендуемые ресурсы:
Литература:
Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1973.
Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Роль комплексной оценки дефекта учащихся с гиперкинезами для разработки плана педагогического воздействия //Дефектология. 1981. N 3. - С.75-83.
Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб: Образование, 1994. - С.52-60.
Семенова К.А. К патогенезу вторичной задержки развития интеллекта при детских церебральных параличах //Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М., 1970.
Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М., 1976.
Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией //Дошкольное воспитание. 1980. N 8. - С.50-52.
План работы над проектом
Подготовительный этап | Форма проведения работы | Часы |
Обсуждение со студентами вопросов, связанных с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр. | Консультация | 4 часа (за 2 недели до начала проекта) |
Определение необходимого оборудования (фотокамера, сканер, диктофон и пр.). | Консультация | 2 часа (за 2 недели до начала проекта) |
Составление плана-графика использования компьютерного класса, библиотеки/медиатеки. | Работа преподавателя | 2 часа (за 2 недели до начала проекта) |
Подготовка необходимой литературы, электронных материалов, подборки веб-сайтов по теме проекта. | Самостоятельная работа студентов | 6 часов (за 1 неделю до начала проекта) |
Процесс обучения | Форма проведения работы | Часы |
Формулирование тем исследований | Практическое занятие | 1 час |
Формирование групп студентов для проведения исследований, выдвижение гипотез решения задачи | Практическое занятие | |
Обсуждение плана работы студентов, распределение обязанностей в группе | Практическое занятие | 1 час |
Ознакомление студентов с критериями оценивания итоговых работ. | Практическое занятие | |
Организация выполнения студентами самостоятельных исследований и заданий преподавателя по теме проекта. | Самостоятельная работа студентов | 12 часов |
Предварительный просмотр собранного студентами материала, консультации и рекомендации по дальнейшей работе | Консультация | 8 часов |
Обсуждение со студентами формы представления результатов учебной деятельности. Подготовка презентаций | Консультация/самостоятельная работа студентов | 2 часа/ 6 часов |
Заключительный этап | Форма проведения работы | Часы |
Защита полученных результатов | Практическое занятие | 4 часа |
Анализ выполненного и формулирование выводов | Практическое занятие | |
Оценка проведенной работы (самооценка преподавателя, отзывы студентов). | Практическое занятие |
Интернет ресурсы:
-
№
URL-адрес
Аннотация
1.
/parents/articles/child_damages/disartriya.html
Понятие и диагностика дизартрий
2.
/nar01.htm
Симптоматика дизартрии
3.
http://www.academy.edu.by/sites/logoped/diadiza.htm
Дифференциальная диагностика дизартрий
4.
/data/r/id.14023_1.html
Развитие физиологического и речевого дыхания при дизартрии
5.
/projects/pr751/shema.gif
Схема «Формы дизартрии»
Занятия 21-22
4 часа
Тема: Коррекция произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии
Цель: Закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах, используемых в системе преодоления нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии.
Оборудование: наглядные пособия, игровой и лингвистический материал, конспекты занятий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
I. Проверка знаний у студентов
Краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии.
Основные задачи и принципы коррекционно-логопедической работы при легкой степени дизартрии.
Этапы и основные направления коррекционно-логопедической работы.
Развитие двигательной сферы (развитие общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики):
Артикуляционная гимнастика на развитие кинестетической организации артикуляционных движений. Методические требования к ее проведению.
Приемы развитие кинетической основы артикуляционных движений.
Упражнения для развития подвижности мимической мускулатуры.
Приемы развития дифференцированных движений пальцев рук.
Развитие физиологического и речевого дыхания.
Развитие фонематического восприятия детей.
Формирование фонетической стороны речи при дизартрии:
Специфика постановки и закрепления звуков.
Подбор лингвистического материала для автоматизации и дифференциации звуков.
Преодоление нарушений голосообразования.
Формирование ритмо-интонационной стороны речи.
Предупреждение вторичных нарушений у детей с дизартрией.
П. Задания для самостоятельной работы
Подготовить дидактический материал по коррекции звука (по выбору) у ребенка с легкой степенью дизартрии.
Подготовить пособия по развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей с дизартрией.
Разработать систему лингвистического материала для автоматизации звука «з».
Подготовить лингвистический материал по формированию различных типов интонационных конструкций у детей.
Составить перспективный план на 1 месяц занятий с ребенком с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на каждом этапе логопедического воздействия.
Реферирование научно-педагогической литературы.
Литература
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное пособие. - СПб: Образование, 1994.
Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекцонных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи //Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1973.
Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с центральными параличами. ж. Дефектология, 1981, в.4, с.82-88.
Токарева О.А. Дизартрии. В сб. Расстройства речи у детей и подростков. М., Просвещение, I969., с.I44-I56.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
Занятия 23-24
4 часа
Тема: Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению различных форм дизартрии
Цель: Закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах, используемых в системе преодоления дизартрии. Сформировать навыки практического применения приобретенных теоретических знаний.
Оборудование: наглядные пособия, игровой и лингвистический материал, речевые карты, конспекты занятий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
I. Проверка знаний у студентов
Структура логопедических занятий в зависимости от их формы и этапа коррекционного воздействия.
Методические требования к оформлению конспектов занятий.
Составление коррекционной программы и перспективного плана логопедических занятий.
II. Анализ конспектов фронтальных и индивидуальных занятий с больными с разными формами дизартрии.
Ш. Разбор перспективного плана логопедических занятий с ребенком.
IV. Задания для самостоятельной работы
1. Разработать программу коррекционных занятий, проводимых родителями ребенка 3-х лет по развитию артикуляционной базы и звукопроизносительной стороны речи. Интеллект нормальный. Фонетическая характеристика речи: нарушено пpoизношениe шипящих и свистящих звуков, нечеткое произношение губных взрывных звуков. Диагноз: псевдобульбарная дизартрия.
Составить перспективный и ежедневный план коррекционно-педагогических занятий с ребенком 7 лет, страдающим подкорковой формой дизартрии. Интеллект нормальный. Гиперкинетическая форма церебрального паралича. Фонетическая характеристика речи; непостоянные замены переднеязычных, близких по месту и способу артикуляции. Грубо нарушена просодическая сторона речи.
Составить перспективный (на 1 месяц) и ежедневный (на : неделю) план занятий с ребенком 6 лет с мозжечковой формой дизартрии. Уровень речевого развития Ш. Интеллект нормальный. Легкие двигательные нарушения в виде недостаточной координации движений. Фонетический анализ речи: нечеткое произношение переднеязычных и губных взрывных звуков, нарушено произношение свистящих звуков: звука "Ц" и звука "ч". Речь скандированная.
Разработать по три конспекта индивидуальных занятий с больными с разными формами дизартрии (по заданию педагога) на разных этапах логопедического воздействия.
Разработать задания по развитию дифференцированной моторики пальцев руки для подготовки моторного навыка письма для ребенка 6 лет, страдающего псевдобульбарной дизартрией. Уровень речевого развития Ш. Интеллект нормальный.
Составить памятку для родителей по компенсации явлений детского паралича у детей от I месяца жизни до 3-летнего возраста.
Разработайте по одному конспекту индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе работы для бульбарной, экстрапирамидной и постцентральной корковой дизартрии.
Разработайте памятки по организации самостоятельной работы на подготовительном этапе для больных с мозжечковой, псевдобульбарной и премоторной корковой дизартрии.
Подберите лингвистический материал для автоматизации любого звука при бульбарной дизартрии.
Литература
Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. В кн. Основы теории и практики логопедия /Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, с. 272.
Ипполитова М.В.., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с центральными параличами в семье, М., изд. Просвещение, 1980.
Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитация детских церебральных параличей. М., Медицина, 1972, с.222-228.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
Занятия 25-26
4 часа
(на клинической базе)
Тема: Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению легкой степени дизартрии
Цель: Закрепить и углубить знания студентов о методах и приемах, используемых в системе преодоления легкой степени дизартрии. Сформировать навыки практического применения приобретенных теоретических знаний.
Оборудование: наглядные пособия, игровой и лингвистический материал, речевые карты, конспекты занятий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
I. Демонстрация ребенка с легкой степенью дизартрии. Наблюдение за логопедической работой с ребенком по постановке речевых звуков.
II. Составление и анализ конспектов фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с легкой степенью дизартрии.
III.Составление коррекционной программы и перспективного плана логопедических занятий с ребенком.
IV. Разбор перспективного плана логопедических занятий с ребенком.
V. Задания для самостоятельной работы
Составить перспективный план (на месяц) и ежедневный план (на неделю) занятий с ребенком с легкой псевдобульбарной дизартрией. Условия: возраст ребенка 3 года, интеллект нормальный, уровень речевого развитии 3. Фонетическая характеристика речи: параротацизм (звук "р" заменяется звуком "в"). Голос маловыразительный. Моторная сфера: стертые двигательные нарушения в виде общей моторной неловкости.
Разработать мероприятия по коррекции звукопроизношения в процессе словарной работы на уроке чтения во 2-м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовить рефераты по теме «Основные положения программы воспитания и обучения в детском саду для детей с нарушениями речи».
Разработать систему упражнений по преодолению патологических проявлений в артикуляционном аппарате больного.
Разработайте рекомендации для больного по использованию лингвистического материала для автоматизации звука [с].
Разработать содержание консультативной беседы с родителями ребенка, направленной на ознакомление с системой упражнений по преодолению апраксических нарушений в артикуляционном аппарате и методическими требованиями к ним.
Разработать содержание консультативной беседы с воспитателем по закреплению навыков звукопроизношения в разных видах деятельности.
Литература
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное пособие. - СПб: Образование, 1994.
Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекцонных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи /Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1973.
Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с центральными параличами. ж. Дефектология, 1981, в.4, с. 82-88.
Токарева О.А. Дизартрии. /Расстройства речи у детей и подростков. М., Просвещение, I969., с. I44-I56.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:
структуру речевого дефекта при дизартрии, уметь делать диагностические и прогностические выводы;
последовательность этапов логопедического обследования лиц с дизартрией;
методы логопедической работы при дизартрии;
уметь:
обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;
проводить дифференциальную диагностику различных форм дизартрии;
осуществить выбор коррекционных методик и проводить психолого-педагогическую работы при дизартрии;
владеть навыками:
составления протокола обследования речи и моторных функций;
анализа материалов обследования произносительной стороны речи и состояния подвижности артикуляционного аппарата;
проведения артикуляционной гимнастики;
постановки звуков;
развития акустических характеристик голоса.
9. ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия
Учебно-методический комплексФункциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроляУчебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия
Учебно-методический комплексАфазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципыУчебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия
Учебно-методический комплексДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия
Учебно-методический комплексКурс "Неврологические основы логопедии" является системно-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и патологияУчебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия
Учебно-методический комплексАлалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.