Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У числі внутрішніх чинників, що впливають на ефективність функціонування підприємства, як відмічає ряд вітчизняних і зарубіжних економістів, сьогодні ...полностью>>
'Документ'
2. Наградить дипломом I степени Управления образования администрации города Сосновоборска победителей городской научно-практической конференции школь...полностью>>
'Документ'
Испокон веков люди любовались звездным небом. Оно как магнит притягивало к себе наши взоры. И всматривалось человечество в небесную даль в тайной над...полностью>>
'Реферат'
Хребет Заилийский Алатау представляет собой одну из крайних северных дуг горной системы Тянь-Шаня. На географических картах Хребет Заилийский Алатау ...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация центральной регуляции движений. Характеристика произвольных и непроизвольных движений. Понятие о тонусе мышц и их “оперантном” покое. Формирование двигательной стереотипии.

Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата.

Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений. Формирование речедвигательной стереоти­пии. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Фор­мирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи.

Тема 2. Введение в проблемы дизартрии. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Различные подходы к классификации дизартрий.

Краткие исторические сведения по проблемам дизартрий. Ана­лиз современных представлений об этом речевом нарушении. Статис­тические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического по­ражения моторных структур мозга, следствием чего является ди­зартрия.

Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Крите­рии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий.

Тема 3. Бульбарная дизартрия.

Вялый паралич как основной патогенетический механизм буль-барной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клини­ческие признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонаци­онной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц перифе­рического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самос­тоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков.

Тема 4. Подкорковая дизартрия.

Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений.

Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизарт­рии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоцио­нальным состоянием больного. Варианты подкорковой дизартрии.

Тема 5. Мозжечковая дизартрия.

Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности наруше­ния мышечного тонуса, двигательных функций. Характер нарушений звукопроизношения. Симптоматика и варианты диспросодических нарушений.

Тема 6. Корковая дизартрия.

Дискуссионные вопросы выделения признаков корковой дизартрии. Варианты корковой дизартрии. Локализация очага поражения, патогенез и характер на­рушения произносительной стороны речи при постцентральной апраксической корковой дизартрии. Локализация очага поражения, характеристика неречевых и речевых проявлений при премоторной апраксической корковой дизартрии. Специфика нарушений произносительной стороны речи при поражении нижних отделов передней центральной извилины.

Тема 7. Псевдобульбарная дизартрия.

Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения про­извольных движений.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохран­ность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения. Характеристика основных вариантов псевдобульбарной дизартрии.

Тема 8. Детская псевдобульбарная дизартрия.

Локализация очага органического поражения мозга. Характеристика неречевых проявлений при детской псевдобульбарной дизартрии.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у детей. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания.

Тема 9. Современные представления о легкой степени дизартрии. Структура речевого дефекта у детей с легкой степенью дизартрии.

Терминологические подходы к определению легкой степени дизартрии. Раннее психофизическое и речевое развитие детей с легкой степенью дизартрии. Характеристика неречевых проявлений и механизмы нев­нятной речи при легкой степени дизартрии. Нарушения фонетико-фонематической стороны речи и просодические расстройства.

Особенности формирования лексико-грамматической стороны ре­чи у детей с легкой степенью дизартрии.

Тема 10. Обследование детей с дизартрией.

Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией.

Анализ схем и методик обследования: кинестетического и ки­нетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мими­ческой моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций, как базы для реализации интонационных компонентов и образование звуков в речевом акте, ритмо-интонаци­онной сферы, звуко-слогового структурирования слов.); фонемати­ческого слуха; навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной (устной и письменной) речи: навыков письма и чтения; оптико-пространствен­ной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логи­ческих процессов; эмоционально-волевой сферы.

Анализ и интерпретация материалов обследования с привлече­нием данных нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, линг­вистики, психолингвистики. Ориентация обследования на выяснение механизмов нарушения речи, дифференциальную диагностику, форму­лировку выводов коррекционно-методического характера.

Тема 11. Дифференциальная диагностика легкой степени дизартрии и дислалии.

Основные критерии дифференциальной диагностики дошкольников с легкой степенью дизартрии от сходных с ней состояний. Отбор методов и диагностических проб для обследования. Неречевая симптоматика при легкой степенью дизартрии и дислалии. Отличия в проявлении речевых признаков.

Тема 12. Уровни доречевого развития детей с ДЦП.

Критерии выделения различных уровней доречевого развития детей с ДЦП. Характеристика голосовой активности, функции общения, сенсорного развития, ориентировочно-познавательной деятельности, двигательного развития, состояния артикуляционного аппарата, голоса и дыхания детей с I, II, III, IV уровнями доречевого развития. Особенности доречевого развития детей с ДЦП в отличии от нормально развивающихся сверстников.

Тема 13. Система коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.

Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы и основные направления работы.

Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей мото­рики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление наруше- ний голосообразования. Формирование ритмо-интонационной и зву-копроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией.

Тема 14. Особенности коррекционно-логопедической работы при различных формах дизартрии.

Методы коррекционного воздействия при различных формах дизартрии и при различной степени проявления дефектов двигательной, пси­хической и речевой сферы больных с дизартрией. Специфика логопедической работы, направленность на устранение ведущих симптомов и вторичных проявлений.

Тема 15. Коррекция произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии.

Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы.

Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с легкой степенью дизартрии. Развитие двигательной сферы (развитие общей мото­рики, мелкой моторики рук, мимической моторики; движений органов артикуляционного аппарата). Развитие физиологического и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование ритмо-интонационной и зву- копроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление вторичных нарушений у детей с легкой степенью дизартрии.

Тема 16. Этапы и основные направления логопедической работы при детской псевдобульбарной дизартрии.

Специфика коррекционно-логопедической работы по преодолению детской псевдобульбарной дизартрии. Характеристика периодов, задач и основных направлений работы. Использование методов и специфических приемов логопедического воздействия.

Тема 17. Основные направления коррекционно-педагогической работы в доречевом периоде с детьми с церебральным параличом.

Цель, задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в доречевом периоде. Учет возраста, уровня развития и возможностей ребенка. Задачи и направления работы на I, II, III, IV уровнях доречевого развития.

Тема 18. Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению различных форм дизартрии.

Определение критериев оценки и требований к проведению фронтальных и индивидуальных занятий по коррекции дизартрии.

На основании указанных критериев проанализировать конс­пекты занятий, опре­делив этап логопедического воздействия и тему занятия по преодолению дизартрии.

Тема 19. Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению легкой степени дизартрии.

Принципы, методы, приемы коррекции легкой степени дизартрии, цели и задачи логопедической работы, структура фронтальных и индивидуальных занятий, этапы логопедичес­кой работы. Критерии оценки и требования к проведению занятий. Учет специфики нарушения. Анализ занятий, подготовка конспектов занятий.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация лабораторных занятий предусматривает использование аудиторного фонда и выходов в практические учреждения. Базой для изучения данной дисциплины являются дисциплины медицинского цикла, предшествующие разделы логопедии. Данная дисциплина является базой для проведения элективных курсов по проблемам ДЦП и логопедических практикумов. Программа курса направлена на усвоение понятий, фактов. Закономерностей, связанных с характеристикой такого сложного и распространенного расстройства как дизартрия.

При проведении аудиторных занятий рекомендуется особое внимание обращать на развитие способностей у студентов обобщать полученную информацию и самостоятельно делать выводы, а в ко­нечном результате на формирование внутренней мотивации к полу­чению новых знаний.

Для развития у студентов способности самостоятельно овладевать и закреплять знания по теме "Дизартрия" рекомендуются задания, направленные на углубление знаний по дифференциальной диагностике при обследовании детей, страдающих дизартрией, методов реабилитации: подготовка протоколов и наглядных материалов для обследования, составление таблиц по дифференциации призна­ков разных форм дизартрии и отграничению ее от сходных состоя­ний, составление перспективных и календарных планов логопеди­ческих занятий с ребенком и т.д.

В результате пройденного курса по программной теме сту­дент обязан уметь самостоятельно решать коррекционно-воспитательные, коррекционно-педагогические и организационно-методи­ческие задели в конкретных условиях работа в дошкольных и школьных учреждениях.

В процессе занятий у студента продолжается формирование педагогического мышления и культура умственного труда.

Лабораторные занятия проводятся в основном на базе прак­тического учреждения, где оказывается лечебная помощь и прово­дятся коррекционно-педагогические мероприятия детям, страдаю­щим дизартрией.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В курсе “Дизартрия” рассматриваются механизм, симптоматика, классификация форм дизартрии, задачи, основные направления и приемы коррекционной работы при указанной патологии. Теоретической базой для усвоения знаний и формирования практических и профессиональных умений являются курсы “Дислалия”, “Нарушения голоса”, “Ринолалия ”,“Невропатология ” .

Изучение курса предполагает подготовку теоретических вопросов, освещенных в лекционном материале и учебно-методической литературе, выполнение практических заданий и самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы предусматривает конспектирование и реферирование научной литературы, которое должно содержать сравнительный анализ существующих приемов и методик коррекции произносительной стороны речи, выделение принципиальных методологических основ и частных приемов обучения. В процессе изучения литературных источников студенты должны особое внимание уделять рациональному отбору специальных дыхательных, фонопедических, артикуляционных упражнений, учиться обосновывать патогенетический подход для их применения.

Решение и составление ситуационных задач, выполнение заданий по карточкам программированного контроля позволяет закрепить знания о механизме и симптоматике нарушений при разных формах дизартрии, формировать умения определять задачи и выбирать приемы коррекционного воздействия. Большое внимание следует уделить изучению специфики нарушений звукопроизношения при разных формах дизартрии, рассмотрению традиционных и особых методов коррекции и постановки звуков. При планировании работы на каждом из этапов логопедической коррекции студенты должны четко определять цель, задачи выделенного этапа, предложить комплекс упражнений для осуществления этих задач, разработать приемы преодоления речевых нарушений при дизартрии, учитывая характер нарушения, обосновать применение комплекса восстановительных мероприятий в соответствии с механизмом нарушения.

8. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

2 часа

Тема: Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Неврологические основы дизартрии

Цель: Закрепить у студентов знания о нейрофизиологических меха­низмах речевой функции. Уточнить представления о фило- и онто­генетической речевой памяти; последовательности формирования артикуляторно-дыхательной стереотипии.

Оборудование: таблица "Проводящие пути центральной нервной системы". Таблица "Строение мозга".

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка имеющихся у студентов знаний

  1. Строение и функция двигательных систем мозга.

  2. Этапы реализации филогенетической и онтогенетической речевой памяти: гуление, лепет, формирование звуков, произнесение слов, появление фразовой речи. Нарушение этапов разви­тия речи при органическом поражении мозга.

  3. Контрольная задача: охарактеризовать уровни поражения центральной нервной системы при спастическом и вялом параличе.

П. Задания для самостоятельной работы

Составить сравнительную таблицу «Симптоматика центрального и периферического паралича».

Литература

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1982, с.54-71, с.94-97.

  2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.

  3. Бельтюков В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. 1979, N 4.

  4. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.

  5. Правдина О.В. Логопедия, М., 1973, глава: Дизартрия.

Занятие 2-3

4 часа

Тема: Введение в проблемы дизартрии. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Различные подходы к классификации дизартрий

Цель: Закрепить знания студентов о механизмах дизартрии и связи ее е нарушением моторных систем мозга. Закрепить знания студентов о структуре речевого дефекта при дизартрии.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка имеющихся у студентов знаний

  1. Параличи, их формы и клинические проявления.

  2. Этиология параличей.

  3. Зависимость выраженности и формы речевых нарушений от характера двигательного паралича.

  4. Структура речевого дефекта при дизартрии.

II. Медико-педагогический разбор ребенка с дизартрией

ПI. Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Признаки спастического и вялого паралича».

  2. Составить таблицу «История формирования учения о дизартрии».

Конспектирование научно-педагогической литературы.

Литература

  1. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкентизд. Медицина, 1975.

  2. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., Медицина, 1972, с. 222-228.

  3. Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральным параличом. В сб. Вопросы логопедии. М., МШИ, 1978, с. 51-54.

  4. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая ха­рактеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральными параличами, и особенности логопедичес­кой работы //Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1975. - С.17-42.

Занятие 4

2часа

Тема: Бульбарная дизартрия

Цель: Закрепить знания студентов об этиопатогенезе и структуре речевого дефекта при бульбарной дизартрии

Оборудование: Таблица "Проводящие пути центральной нервной системы".

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка имеющихся у студентов знаний

  1. Локализация органического поражения мозга при бульбарной дизартрии.

  2. Состояние общей моторики у лиц с бульбарной дизартри­ей. Характеристика неречевых проявлений.

  3. Cтруктypa речевого дефекта при бульбарной дизартрии:

- особенности артикуляционно-фонетических нарушений;

- специфика дыхательных и фонационных расстройств;

- характеристика темпо-ритмических и интонационно-выразительных качеств речи больных.

II. Клинико-педагогический разбор истории болезни пациента с бульбарной дизартрией

III. Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить протоколы для обследования больных, страдаю­щих дизартрией.

  2. Заполнить таблицу «Дифференциальная характеристика клинических форм дизартрии» по бульбарной дизартрии.

Литература

  1. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973, с.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология, 1982, с.160-166.

  3. Винарская Е.Н., Шур С.Н. Нарушение звуковой системы
    речи при бульбарной дизартрии взрослых. В сб. Очерки по пато­логии речи и голоса. М., Просвещение, 1967, с.128-136.

  4. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкентизд. Медицина, 1975.

Занятие 5

2 чaca

Тема: Подкорковая дизартрия

Цель: Закрепить знания студентов о клинических проявлениях подкорковой дизартрии.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка имеющихся у студентов знаний

  1. Локализация органического поражения при подкорковой дизартрии.

  2. Структура речевого дефекта.

  3. Характеристика произношения гласных звуков.

  4. Особенности артикуляции согласных звуков.

  5. Характеристика просодических нарушений при подкорковой дизартрии.

  6. Вторичные проявления при данной форме речевой патологии.

П. Клинико-педагогический разбор истории болезни ребенка с явлениями подкорковой дизартрии

- анамнестические данные;

- характер двигательных (общих) и артикуляторных расстройств;

- развитие познавательных и психических процессов;

- общее и речевое поведение ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить материал для обследования моторики рук.

  2. Конспектирование научно-педагогической литературы.

  3. Заполнить протокол обследования ребенка

Литература

  1. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкентизд, Медицина, 1975.

  2. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе //Вопросы логопедии. - М.: МГПИ, 1978.

  3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

  4. Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Роль комплексной оценки дефекта учащихся с гиперкинезами для разработки плана педагоги­ческого воздействия //Дефектология. 1981. N 3. - С.75-83.

Занятие 6

2 часа

Тема: Мозжечковая дизартрия

Цель: Закрепитъ знания студентов о структуре речевого дефекта при мозжечковой форме дизартрии и особенностях вторичных проявлений.

Оборудование: Таблица "Строение головного мозга".

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Проверка знаний у студентов

  1. Локализация органического поражения мозга при мозжеч­ковой дизартрии.

  2. Характеристика двигательных расстройств.

  3. Структура речевого дефекта.

  4. Особенности звукопроизношения при мозжечковой дизартрии.

  5. Характеристика диспросодических нарушений.

  6. Характеристика вариантов мозжечковой дизартрии.

П. Задания для самостоятельной работы

    1. Составить таблицу основных признаков бульбарной, подкорковой, мозжечковой дизартрии.

    2. Конспектирование научно-педагогической литературы.

Литература

  1. Бадалян Л.О. Невропатология M., 1982, с.190-192.

  2. Панченко И.И. Щербакова Д.А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральным параличами, и особенности лого­педической работы В сб.: Нарушение речи и голоса у детей и взрослых, M., Просвещение, 1975, с. 17-42.

  3. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкентизд. Медицина, 1975.

  4. Токарева О.А. Дизартрия //Расстройства речи у детей и подростков. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1969. - С.144-156.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Неврологические основы логопедии" является систем­но-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и пато­логия
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Другие похожие документы..