Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯк минимуму содержания и уровню подготовки выпускниковпо специ...полностью>>
'Документ'
Полностью заменена канализация в столовой, заменена плитка в столовой (обеденном зале и цехах), отремонтирована кровля, на 125 тысяч приобретено обор...полностью>>
'Учебник'
Планирование к учебнику «Информатика», 2 класс, Матвеева Н.В. Поурочное планирование к учебнику «Информатика», 2 класс, Матвеева Н.В., издательство «...полностью>>
'Решение'
За 20 лет Содружество Независимых Государств подтвердило свою важную историческую роль в мировых и региональных политических и экономических процесса...полностью>>

Система гражданско – патриотического воспитания в средней школе

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Система гражданско – патриотического воспитания в средней школе

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования и воспитания. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданско-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель гражданско - патриотического воспитания - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей и подростков;

  • утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

  • создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей и подростков верности отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга;

  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи.

В основе системы патриотического воспитания в МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» лежат государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и Межведомственная Программа по патриотическому воспитанию в Курьинском районе на 2006 – 2010 годы. В рамках этой Программы отделом по образованию администрации Курьинского района, комитетом по делам молодёжи, физической культуре и спорту, разработаны мероприятия по развитию патриотического воспитания детей, подростков и молодежи.

В содержании патриотического воспитания важна социально-педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества). Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет ядро патриотического воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях;

В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность;

  • общенациональность в государственном масштабе;

  • приоритет общественно-государственных интересов над личными;

  • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

  • патриотизм, преданность своему Отечеству;

  • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

  • самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

  • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:

  • духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;

  • историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

  • политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;

  • воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

  • профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;

  • психологическое - формирование у детей, подростков и молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной или других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.

Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему гражданско-патриотического воспитания в нашей школе. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин и, в первую очередь, гуманитарного цикла. Но немаловажным звеном в гражданско-патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Организация работы осуществляется в содружестве со структурными подразделениями администрации Курьинского района, администрацией села Трусово, с общественными организациями и объединениями военно-патриотической направленности, в том числе спортивно-патриотическим клубом «Доблесть», созданным на базе школы в рамках реализации одноимённого социального проекта, районной детской подростковой организацией «Союз Содружеств», районным краеведческим музеем и музеем камнерезного завода, молодежными общественными организациями.

Диаграмма 1. Структура взаимодействия МОУ «Трусовская СОШ» для создания целостного, непрерывного педагогического процесса патриотического воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание ставится во главу угла ещё и потому, что включает в себя в се основные направления воспитательной работы, то есть правовое и нравственное воспитание, трудовое и экологическое. Именно поэтому свою работу мы разделили на 7 основных блоков:

Остановимся немного на каждом из данных блоков.

1. Краеведческо – поисковая работа

Педагогический коллектив школы волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у детей и подростков гражданских позиций. Считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель нашей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «История Алтайского края», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Неразрывной частью патриотического воспитания является приобщение учащихся к богатейшему историческому и культурному наследию села Трусово, Курьинского района, Алтайского края; углубление знаний учащихся в области истории своего края и осмысление через это своей собственной истории, истории своей семьи, народа; воспитание у детей чувства сопричастности, неравнодушия к сегодняшнему дню Родины, бережного, заботливого отношения ко всему, что было создано предыдущими поколениями.

Эта работа очень сложна ввиду того, что долгое время многие исторические события в нашей стране подвергались критической оценке, изменялись многие историко-политические акценты. Тем не менее, дети активно изучают прошлое своего села, буквально по крупинкам восстанавливают его историю, насчитывающую ни много, ни мало – 225 лет. Создана и постоянно пополняется летопись села, встречи со старожилами, очевидцами тех далёких событий, проливают свет на то, как жили наши деды и прадеды, чем занимались, какие традиции дошли до наших дней.

Сохранению традиций патриотического воспитания во многом способствует школьный музеи. Созданный в еще в 70-е годы энтузиастами воспитательной работы, школьный музей и по сей день является носителем исторической памяти материальной и духовной жизни народа. В настоящее время школьный музей паспортизирован, ему присвоен статус краеведческий музей «Преданья русской старины». К сожалению, в связи с нехваткой мест под учебные кабинеты нет возможности выделить для музея отдельное помещение, как это было раньше, и все экспозиции размещены в кабинете начальных классов. Но музей работает. Постоянно пополняются его фонды, обновляются стенды и сменные выставки. Ребята бережно по крупицам восстанавливают историю родного села, в этом году появился её первый компьютерный вариант. Намечен план работы, создана группа экскурсоводов и лекторская группа, которые регулярно проводят для ребят интересные, увлекательные экскурсии.

Особенность школьного музея в том, что он создает широкое поле воспитывающе-развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного школьника. В школьном музее ребята приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.

Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны и труда - нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе, мире.

2. Социальное проектирование

"Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которому служит"

Карл Ясперс

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое детьми на базе летнего оздоровительно-образовательного лагеря. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальный проект - программа действий, направленная на улучшение положения определенной категории людей.

  Уникальные инновационные инструменты направляют благотворительность и социальную работу на развитие и сотворчество, на успех и перемены к лучшему, на массовые благотворительные возможности, на реальное изменение ситуации и положения конкретных людей.

    Принимать участие в таких социальных проектах может каждый! Это технологии без границ с огромным потенциалом применения! Социальные проекты дают детям возможность связать и соотнести общие представления, полученные из различных источников, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, вожатые и воспитатели лагеря, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, района, страны в целом.

В МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» накоплен опыт в области разработки и реализации социальных проектов. Их направленность различна:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • «Чистая вода родника»;

  • «Чистой реке – чистые берега»;

  • «Школьная экологическая тропа»;

  • «Ландшафтный дизайн пришкольного участка МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»»;

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • «Школьная спортивная площадка»;

  • «Открытая хоккейная коробка»;

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • «Никто не забыт, ничто не забыто»;

  • Спортивно-патриотический клуб «Доблесть»;

  • Детский орден милосердия «Сердечко».

3. Литературно-музыкальная деятельность

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Большое воспитательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины.

  Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус. Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Составляя план работы и педагог и дети должны представлять конечную цель, практический итог работы. Таким итогом может быть, например, оформление литературно-краеведческой выставки; создание кабинета литературного краеведения; открытие школьного литературного музея; помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного района или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни села. Ценные материалы, собранные ребятами, читаются потом на уроках, звучат на школьных концертах, отражаются на фотовыставках и в местной печати. Знакомясь с творчеством местных поэтов и писателей, заинтересовавшись этой поистине увлекательной деятельностью, дети начинают и сами пробовать себя в литературном творчестве. Их первые стихи печатаем в нашей газете «Бригантина», затем они появляются на страницах районной газеты, входят в сборники лучших произведений края.

4. Проведение культурно-массовых мероприятий.

«Человек является, прежде всего, сыном своей страны гражданином своего Отечества, горячо принимающего к сердцу его интересы»

Белинский В. Г.

В рамках гражданско-патриотической деятельности, коллектив работает над долгосрочным образовательно-воспитательным проектом «Я – гражданин, патриот». Эту работу мы начали с поиска форм и методов формирования гражданственности и патриотизма, приемлемых для детей возраста от 6 до 17 лет. Главная целью проекта: формирование у детей гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А так же заложить фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью. В настоящее время в школе создана богатая методическая копилка внеклассных мероприятий по данному направлению, которая постоянно пополняется и совершенствуется.

5. Экскурсионно-туристическая работа.

Одним из основных направлений гражданско – патриотического воспитания является развитие краеведческой и спортивно-туристской деятельности школьников. Походы и экскурсии по родным местам с целью изучения истории и культуры родного края, его природных памятников, помогают детям проникнуться гордостью за свою малую Родину, воспитать в них не только чувство любви к родной природе, но и чувство ответственности за неё.

6. Физкультурно-оздоровительная работа.

Настоящий защитник своего Отечества должен, в первую очередь, быть физически здоровым, поэтому формирование потребности в ведении здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений в нашей работе. Это направление включает в себя все виды деятельности: информационно-просветительскую (выпуск газет, буклетов, конкурсы рисунков). Агитационную (устные журналы, выступления агитбригады), и практическую (проведение Дней Здоровья, спортивных праздников и соревнований, конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Занятия в кружках и секциях, организация полноценного калорийного питания учащихся – всё это звенья цепи, название которой «Здоровье».

7. Экологическая работа.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с детства, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Оно должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражает гармоническое сочетание личных и общественных интересов.

Экологическая работа в школе ведётся по нескольким направлениям: пропаганда экологических знаний среди детей и местного населения, конкретная природоохранная деятельность (в том числе и социальное проектирование) и проведение научно исследовательских работ.

Сложившаяся система гражданско-патриотического воспитания в школе приносит свои результаты. Ежегодно увеличивается число детей, занятых в разработке и реализации социальных проектов, активизировалась работа детского ордена милосердия «Сердечко», спортивно-патриотический клуб «Доблесть» стал одним из самых любимых и самых больших (по количеству участников) кружков в школе. Многое уже сделано, многое ещё предстоит сделать, но я твёрдо уверена, что наша система результативна, действенна, а значит будет востребована ещё не один год.

10



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. Г. Орешета редактор, директор гоумп «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи»; > О. М. Мисюро член редколлегии, специалист гоупм «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи»; > Л

    Документ
    (Методическое пособие для краеведов, руководителей молодежных коллективов, групп «Поиск», школьных музеев, молодежных клубов, учителей, библиотекарей,
  2. Школьная целевая программа гражданско-патриотического воспитания ученик- гражданин патриот

    Программа
    Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской
  3. Задачи и принципы патриотического воспитания Краеведческая работа как форма патриотического воспитания Глава Методика патриотического воспитания в начальной школе Заключение

    Литература
    Патриотическое воспитание подрастающего поколения все-гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
  4. Программа гражданско-патриотического воспитания «России верные сыны …»

    Программа
    Программа патриотического воспитания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 городского округа город Буй
  5. Гражданское воспитание – как фактор социализации личности школьников. Соляник Ирина Ивановна

    Документ
    Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают на подрастающее поколение большое воздействие, мощное и сильное по своей неотразимости, на ее не сформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю.

Другие похожие документы..