Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.Конвенция по вопросам гражданского процесса(Гаага, 1 марта 1954 г.)2. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбур...полностью>>
'Доклад'
В Алтайском крае специально уполномоченным органом исполнительной власти края в сфере охраны окружающей среды является Управление природных ресурсов ...полностью>>
'Документ'
Дидактические материалы по литературе предназначены в качестве дополнительного пособия учителям, ученикам средней школы и их родителям для индивидуал...полностью>>
'Документ'
C 5 по 8 декабря 2011 года в ЦВК "Экспоцентр" в рамках Российской недели здравоохранения прошла 18-я международная специализированная выста...полностью>>

1. Продуктовые границы рынка

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ рынка прутков для армирования железобетонных конструкций

1. Продуктовые границы рынка

Стальные прутки, используемые для армирования железобетонных конструкций, включают в себя следующие виды прутков:

  • прокат арматурный (арматура), предназначенный для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций;

  • прокат арматурный (арматура) термомеханически упрочненный, предназначенный для армирования бетона, в частности для заливки фундаментов зданий, производства панелей для домостроения, железобетонных плит перекрытия и т.д.;

  • углеродистая катанка (катанка) обычного качества.

Прокат арматурный из горячекатаной круглой стали гладкого и периодического профиля, предназначенный для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций, в зависимости от механических свойств подразделяют на классы А-I, А-II, А-III, А-IV, А-V, А-VI.

Арматурную сталь класса А-I изготавливают гладкой, класса А-VI - периодического профиля, с класса А-II по класс А-V – и гладкой и периодического профиля. Арматурная сталь всех перечисленных классов производится в стержнях или мотках из углеродистой и низколегированных марок стали, указанных в таблице:

Класс арматурной стали

Диаметр профиля, мм

Марка стали

А-I

6-40

Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп

А-II

10-40, 40-80

Ст5сп, Ст5пс, 18Г2С

А-III

6-40, 6-22

35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс

А-IV

10-18, 10-32

80С, 20ХГ2Ц

А-V

10-32

23Х2Г2Т

А-VI

10-22

22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р, 20Х2Г2СР

Прокат арматурный термомеханически упрочненный гладкого и периодического профиля из стали углеродистой и низколегированной диаметром 6-40 мм, предназначенный для армирования железобетонных конструкций, подразделяют на классы в зависимости от механических свойств (класса прочности) и эксплуатационных характеристик. По эксплуатационным характеристикам сталь для изготовления проката арматурного термомеханически упрочненного делится на свариваемую (индекс «С») и стойкую против коррозионного растрескивания (индекс К).

Термомеханически упрочненную арматурную сталь изготовляют классов Ат400С, Ат500С, Ат600, Ат600С, Ат600К, Ат800, Ат800К, Ат1000, Ат1000К и Ат1200. Арматурную сталь класса прочности Ат800 и выше допускается изготавливать гладкой. Термомеханически упрочненный арматурный прокат выпускается диаметром 6-40 мм. Арматурная сталь диаметром 6 и 8 мм производится в мотках, диаметром 10 мм и более производят в виде стержней оговоренной в заказе длины. Изготовление арматурной стали классов Ат400С, Ат500С и Ат600С диаметром 10 мм допускается в мотках.

Рекомендуемые марки стали для изготовления термомеханически упрочненной арматуры приведены в таблице:

Класс арматурной термомеханически упрочненной стали

Марка стали

Ат400С

Ст3сп, Ст3пс

Ат500С

Ст5сп, Ст5пс

Ат600

20ГС

Ат600С

25Г2С, 35ГС, 28С, 27ГС

Ат600К

10ГС2, 08Г2С, 25С2Р

Ат800

20ГС, 20ГС2, 08Г2С, 10ГС2, 28С, 25Г2С, 22С, 35ГС, 25С2Р, 20ГС2

Ат800К

35ГС, 25С2Р

Ат1000

20ГС, 20ГС2, 25С2Р

Ат1000К

20ХГС2

Ат1200

30ХС2

Для продажи указывается диаметр прутков, вид поставки (пачки или мотки), класс арматурной стали, марка стали.

Основным фактором, влияющим на выбор потребителя, является цена, так как прутки обладают высокой степенью взаимозаменяемости.

Учитывая единую область использования прутков (армирование железобетонных конструкций) и их взаимозаменяемость, целесообразно рассматривать рынок стальных прутков в целом. В то же время целесообразно рассматривать отдельно такой вид прутков, как катанка, являющаяся сырьем для производства метизов.

2. Субъекты товарного рынка прутков и показатели экономической концентрации.

Прутки, включенные в постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 № 509 "О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций" (далее Постановление), производятся на 17 предприятиях металлургического комплекса России, основными из которых являются: ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", ОАО "Мечел" ОАО "Северсталь", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Чусовской металлургический завод", ОАО "Металлургический завод им. Серова", ОАО "Нижне-Сергинский металлургический завод", ОАО "Ижсталь", ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат", ОАО "ВМЗ "Красный Октябрь", ОАО "Стакс" – Сулинский металлургический завод, ОАО "Белорецкий металлургический комбинат". В 2002 г. к субъектам рынка прутков добавился ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", на котором введен в действие новый сортопрокатный стан "350". Вместе с тем, по данным Кемеровского территориального управления МАП России, со II полугодия 2002 г. станы "280" и "260" для производства арматурных прутков на Кузнецком металлургическом комбинате (ООО "Рельсы КМК") не эксплуатировались, а с января 2003 г. демонтированы. АООТ "Ревдинский метизно-металлургический завод" был признан несостоятельным (банкротом) и 11 февраля 2003 г. исключен из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией по решению суда.

Суммарная доля трех крупнейших производителей прутков – ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", ОАО "Мечел" и ОАО "Северсталь" в производстве прутков составила в 2002 г. около 90% от общего объема производства по России. Вместе с тем, для целей антимонопольного контроля используются следующие показатели:

  • доля хозяйствующего субъекта на рынке, определяемая как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации товара за соответствующий период (отношение представленной им для продажи на данном рынке продукции к общему объему предложения данного товара). Этот показатель для указанных хозяйствующих субъектов составил (в %):

Хоз. субъект

I полугодие 2002 г.

II полугодие 2002 г.

2002 г.

ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат"

38,1

37,3

37,6

ОАО Мечел"

24,7

26,8

25,9

ОАО "Северсталь"

22,0

20,7

21,3

- коэффициент экономической концентрации, определяемый как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Этот показатель, рассчитанный для трех крупнейших производителей прутков для армирования железобетонных конструкций (CR-3), по данным МАП России в последние годы не изменялся и в 2002 г. составил 84,8% (в 2000 г. – 85%).

Таким образом, рынок прутков является высококонцентрированным. Вместе с тем, ни один из хозяйствующих субъектов не занимает на нем доминирующего положения, что является определяющим в вопросах ценообразования.

3. Оценка экономических последствий введения компенсационной пошлины на прутки, импортируемые из Украины, для производителей России.

МАП России совместно с соответствующими территориальными управлениями провел предварительный анализ влияния компенсационной пошлины, введенной Постановлением, на положение металлургических предприятий – производителей прутков.

Анализировались основные экономические показатели работы предприятий до и после введения компенсационной пошлины с точки зрения роста объемов производства, увеличения использования производственных мощностей, рентабельности и динамики отпускных цен. Учитывая значительный объем информации и ограниченность времени для анализа, данные проанализированы, в основном, по трем крупнейшим производителям.

Динамика объема произведенной продукции характеризуется данными, представленными в таблице 1. Динамика объема реализации прутков на внутренний рынок и на экспорт приведена в таблице 2.

Из представленных данных следует, что объем произведенной продукции после введения компенсационной пошлины по указанным крупным хозяйствующим субъектам увеличился (кроме ОАО "Северсталь"). Объем производства увеличился и на ряде мелких предприятий, таких как ОАО "Металлургический завод им.Серова" (во II полугодии 2002 г. по сравнению с I полугодием на 80%), на ОАО "Ижсталь" (за тот же период на 71%). Вместе с тем, на ряде мелких предприятий объем производства уменьшился, в т.ч. на ОАО "Сулинский металлургический завод", ЗАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод".

Что касается реализационно-сбытовой политики, то следует отметить возрастание доли поставок на внутренний рынок и снижение доли поставок на экспорт. Как следует из анализа рентабельности продаж, данные по которым приведены в таблице 5, основная прибыль предприятиями зарабатывается на внутреннем рынке. Продукция на внешнем рынке зачастую реализуется с убытком, т.е. экспортная реализация привлекает возможностью заработать иностранную валюту, а недополученная на внешнем рынке прибыль зарабатывается на внутреннем рынке за счет завышенной рентабельности продаж. После введения в действие Постановления привлекательность внутреннего рынка еще более возросла. Опережающее повышение цен отпускных цен по сравнению с увеличением затрат на производство продукции (см. таблицу 4) позволило значительно увеличить рентабельность производства. Так, на ОАО "ЗСМК" рентабельность продаж прутков на внутренний рынок возросла с 10,2% в июне 2002 г. до 62,5% в декабре 2002 г. Аналогичные показатели на ОАО "Мечел" составили по пруткам соответственно 19% и 37%, по катанке 19% и 32%; по ОАО "Северсталь" – 8% и 27%. Одновременно увеличилась и рентабельность продаж на экспорт.

Коэффициенты использования производственных мощностей представлены в таблице 3.

4. Оценка экономических последствий введения компенсационных пошлин в отношении импорта прутков из Украины для предприятий-потребителей.

МАП России совместно с рядом территориальных управлений также проводит мониторинг влияния компенсационной пошлины, введенной Постановлением, на положение предприятий – потребителей прутков для армирования железобетонных конструкций, расположенных в различных регионах России. Соответствующие поручения были даны Территориальному управлению по Москве и Московской области (Центральный федеральный округ), Территориальному управлению по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Северо-Западный федеральный округ), Саратовскому (Приволжский ФО), Краснодарскому (Южный ФО), Томскому и Омскому (Сибирский ФО) территориальным управлениям.

Исследуемые показатели работы предприятий включали в себя объемы и цены потребляемых прутков, удельный вес прутков в себестоимости готовой продукции, отпускные цены на готовую продукцию и рентабельность ее производства.

Обследованием были охвачены следующие предприятия:

по Москве и Московской области – ОАО "Бескудниковский комбинат строительных материалов", ООО "ЖБИ Голицыно", ОАО "Домодедовский завод железобетонных изделий", ОАО "Моспромжелезобетон", ЗАО "Стройдом Бизнес", ОАО "Кунцевский комбинат железобетонных изделий № 9";

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области данные не представлены;

по Краснодарскому краю – Гирейское ЗАО "Железобетон", ОАО "АПСК "Гулькевичский", ОАО "КОПС" (г.Кропоткин), ОАО "Завод железобетонных изделий " 1", ФГУП "Кавказский завод железобетонных шпал";

по Саратовской области – ОАО "Саратовский завод метизов";

по Омской области – ООО "Инсайд", ЗАО "Завод сборного железобетона №6";

по Томской области – завод крупнопанельного домостроения Томского ДСК, ООО "Строительное управление "Монолит", ОАО "Завод ЖБК-100", Томский филиал ООО "Сибирский металлургический холдинг".

Предварительный анализ представленных материалов показал, что лишь незначительная часть прутков для производства готовой продукции приобретается непосредственно у металлургических комбинатов. Большая часть продукции приобретается у фирм-посредников, поэтому закупочная цена прутков имеет значительные колебания. В целом рост закупочных цен на прутки в декабре 2002 г. по сравнению с июнем 2002 г. составил от 30 до 60%. Увеличился в среднем и удельный вес стоимости прутков в себестоимости готовых изделий.

Следует отметить, что анализ влияния закупочных цен на стоимость готовой продукции предприятий-потребителей затруднен, так как номенклатура выпускаемой предприятиями по производству железобетонных изделий продукции включает до 100 наименований и имеет различную металлоемкость 1 куб. метра железобетонных конструкций: от 30 кг/м3 до 350 кг/м3.. Соответственно, отпускные цены на продукцию колеблются. Из-за ежемесячных структурных сдвигов по номенклатуре отпускная цена продукции постоянно меняется. Для объективного анализа и выявления тенденций необходимо более длительное статистическое наблюдение.

Следует отметить, что такой вид прутков, как катанка, может использоваться как в строительстве для армирования железобетонных конструкций, так и как исходное сырье для производства метизной продукции (проволоки, канатов, сетки, болтов, гаек, гвоздей и т.д.). Ряд металлургических комбинатов (Западно-Сибирский, Ижсталь, Сулинский, Нижнесергинский метизно-металлургический завод) имеют собственные метизные производства. Часть металлургических комбинатов владеет контрольными пакетами акций метизных заводов (например, Северсталь – Череповецкий сталепрокатный завод, Магнитогорский металлургический комбинат – Магнитогорский метизно-металлургический и калибровочный заводы).

ОАО "Мечел" входит в группу предприятий, именуемых ОАО "Стальная группа Мечел", объединяющих предприятия по принципу вертикально-интегрированной структуры. В данную группу компаний входят ОАО "Коршуновский ГОК", ОАО "Разрез "Красногорский", ОАО "УК "Южный Кузбасс",. 2 обогатительные фабрики, ОАО "Мечел", ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", ЗАО "Вяртсильский метизный завод" и торговый оператор на внутреннем рынке – ООО "Углемет-трейдинг". Данная группа осуществляет единую снабженческо-сбытовую и ценовую политику. На 2002 год у ОАО "Мечел" имелся только один договор на поставку металлопродукции – с ООО "Углемет-М" (прежнее наименование ООО "Углемет-трейдинг").

В результате интересы указанных производителей были направлены на первоочередное обеспечение собственных метизных производств или предприятий, входящих с ними в одну группу лиц, создание им преимуществ в ценовой политике. Для независимых предприятий – ОАО "Саратовский завод метизов", ОАО "Волгоградский сталепроволочноканатный завод" и ОАО "Орловский сталепрокатный завод" рост закупочных цен оказался более значительным. Так, при общем индексе роста цен на катанку за 2002 год в 118,9% индекс цен закупки катанки ОАО "Саратовский завод метизов" составил 145,8%. Это привело к снижению объемов производства и падению рентабельности. Так, производство проволоки и закупка катанки на ОАО "Саратовский завод метизов" за 2002 год характеризуется следующими данными:

Наимен. товара и период

Объем производства метизов, тонн

Объем закупок катанки

Рентабельность продаж проволоки

тыс. тонн

тыс.руб. (без НДС)

Проволока

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

11360

7645

3250

5526

27781

11750

7960

3390

5680

49131,9

38196,6

17987,.2

37942,3

2,2%

1,2%

-7,2%

-7,2%

Таким образом, доля "независимых" предприятий в общем объеме производства проволоки в 2002 г. по сравнению с 2001 годом сократилась на 11,6%.

Антимонопольное законодательство не позволяет влиять на ценовую политику предприятий, не занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. Челябинским территориальным управлением по заданию МАП России была предпринята попытка проанализировать ценовую политику ОАО "Мечел". С этой целью у ОАО "Мечел" были запрошены счета-фактуры за июнь-декабрь 2002 г. Счета-фактуры были представлены предприятием выборочно, по собственному усмотрению. Так, счета-фактуры за август, ноябрь и декабрь не были представлены вообще, в связи с чем не представляется возможным сделать объективный вывод о том, существует ли ценовая дискриминация в отношении отдельных грузополучателей со стороны ОАО "Мечел". Как уже было отмечено, в 2002 и 2003 гг. единственным покупателем продукции ОАО "Мечел" являлся ООО "Углемет-трейдинг", осуществляющий дальнейшую реализацию продукции. Договора между непосредственными потребителями и ООО "Углемет-трейдинг" представлены не были. Кроме того, не представляется возможным определить, по какой цене ОАО "Мечел" реализует металлопродукцию ООО "Углемет-трейдинг", т.е. какова роль посредника в снабженческо-сбытовой политике комбината.

5. Выводы.

Анализ ситуации на рынке прутков в первые полгода после введения компенсационной пошлины на импорт прутков из Украины в размере 21% показал, что введение указанной пошлины положительно повлияло на положение предприятий – производителей прутков как в части увеличения объемов производства, загрузки производственных мощностей, так и на финансовые показатели работы (увеличение прибыли и рентабельности продаж). Появилась заинтересованность в реализации товара на внутренний рынок.

Что касается потребителей прутков, объективно оценить влияние введения компенсационной пошлины на их положение на рынке за такой короткий временной промежуток, как полгода, не представляется возможным. Учитывая, что мониторинг планируется проводить в течение трех лет, выводы будут сделаны после накопления соответствующей информации.

Считаем также целесообразным вернуться к рассмотрению вопроса об исключении двух кодов ТН ВЭД 7213 91 4100 и 7213 91 4900 (катанка) из-под действия Постановления после анализа запрошенной Минпромнауки России информации о продажах и закупках двух этих конкретных видов продукции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение крупных торговых сетей на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга с. 10 Товарные границы рынка с. 10

    Анализ
    2.4. Анализ тенденций развития и политики городской власти в отношении крупных торговых сетей и других форм организации розничной торговли в Санкт-Петербурге – с.
  2. Агропродовольственный комплекс; розничная торговля; реализация нефтепродуктов; рынок фармацевтической и медицинской продукции; здравоохранение

    Документ
    В соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 24.07.2009 г. № 12067-АП/Д22) для проведения оценки конкурентной среды на товарных рынках в рамках Программы выбраны следующие приоритетные сферы:
  3. Обзор рынка нерудных строительных материалов

    Документ
    Настоящий обзор проводился в соответствии с пунктом 4.5. Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на период до 2008 года (далее – План работы), утвержденного приказом ФАС России от 19.
  4. Анализ состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов

    Анализ
    Настоящий анализ проводился в соответствии с решением Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в сфере строительства и промышленности строительных материалов от 05.
  5. Анализа состояния конкуренции на рынке сырого молока. I. Общие положения Анализ проводился в соответствии с планом работы фас россии по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 год

    Анализ
    Анализ проводился в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России от 27.

Другие похожие документы..