Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Такой интерес к кредиту и кредитным отношениям продиктован уникальной ролью, которую играет это экономическое и финансовое явление не только в хозяйс...полностью>>
'Реферат'
Представление о пространстве со времён, когда жил И. Ньютон, сильно поменялось. В своей работе я хочу попытаться проследить за процессом изменения вз...полностью>>
'Книга'
Махулова З.А. Дагестан в современной кавказской геополитике России (на материалах Республики Дагестан) / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Изд...полностью>>
'Доклад'
Доклад, прочитанный на межвузовской научной конференции «Филология в системе современного университетского образования» (Москва, УРАО, 22-23 июня 2 г...полностью>>

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по напралению 080100 экономика (магистратура) (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАЛЕНИЮ

080100 – ЭКОНОМИКА (МАГИСТРАТУРА)

Кафедра «Экономика и организация производства»

Квалификация – Магистр экономики

Оренбург 2009

Содержание

Введение

3

Программа государственного экзамена

3

1.1 Характеристика государственного экзамена

3

1.2 Требования к профессиональной подготовке выпускника

4

1.3 Содержательная часть программы

5

Раздел 1 Экономика

5

Раздел 2 Экономика отраслевых рынков (магистерская программа 080106.68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

6

Раздел 3 Экономика природопользования (магистерская программа 080118.68 «Экономика природопользования»)

7

Раздел 4 Региональная экономика (магистерская программа 080117.68 «Региональная экономика»)

11

Раздел 5 Международная экономика (магистерская программа 080105.68 «Международная экономика»)

13

Раздел 6 Анализ внешнеэкономической деятельности (магистерская программа 080128.68 «Анализ внешнеэкономической деятельности»)

14

1.4 Вопросы итогового государственного экзамена по направлению 080100 – Экономика (магистратура)

16

1.5 Критерии оценки знаний, умений и навыков

21

1.6 Список справочной, учебной и научной литературы, которой можно пользоваться на экзамене

22

1.7 Порядок проведения экзамена

22

2. Программа выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

23

2.1 Виды и цели профессиональной деятельности выпускника

23

2.2 Квалификационные требования и характеристика выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

24

2.3 Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)

24

Магистерская программа 080106.68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

24

Магистерская программа 080117.68 «Региональная экономика»

26

Магистерская программа 080118.68 «Экономика природопользования»

27

Магистерская программа 080105.68 «Международная экономика»

28

Магистерская программа 080128.68 «Анализ внешнеэкономической деятельности»

29

2.4 Порядок выполнения и представления в ГАК выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

31

2.5 Порядок защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

32

2.6 Критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

33

2.7. Основания для разработки программы.

33

Введение

Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечить возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников кафедра экономики и организации производства руководствовалась следующим:

- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний должны приниматься Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации;

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечить не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессионально деятельности.

Итоговые государственные испытания (экзамены) для получения степени (квалификации) магистра экономики должны включать:

- экзамен по экономике предприятия (фирмы)

- экзамен по основной специальной дисциплине магистерской программы.

1 Программа государственного экзамена

    1. Характеристика государственного экзамена

Государственный экзамен представляет собой итоговый междисциплинарный экзамен по направлению, который должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, перечень которых определяется ВУЗом, учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению.

В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению 080100 Экономика (магистратура) (методическими материалами, рекомендуемыми базовыми вузами родственного профиля) в состав итогового междисциплинарного экзамена включены: экономика предприятия (фирмы) (для всех магистерских программ), экономика отраслевых рынков (магистерская программа 080106.68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков»), экономика природопользования (магистерская программа 080118.68 «Экономика природопользования»), региональная экономика (магистерская программа 080117.68 «Региональная экономика»), международная экономика (магистерская программа 080105.68 «Международная экономика»), анализ внешнеэкономической деятельности (магистерская программа 080128.68 «Анализ внешнеэкономической деятельности»).

Цель экзамена – выявить уровень теоретической и практической подготовки магистрантов в области экономики и основной специальной дисциплины программы.

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению проводится членами ГЭК по экзаменационным билетам.

1.2 Требования к профессиональной подготовке выпускника

Магистр экономики должен знать современную теорию и практику экономики, финансов предприятия, фирм; основные учения в области социально-экономических и гуманитарных наук; научные методы анализа социально-экономических проблем и процессов; технологию работ по выбранной специализации; процессы, технику и технологию компьютерной обработки информации. Должен уметь осуществлять экономические расчёты по обоснованию и планированию ресурсов производства, обосновывать их выбор для заданных рыночных условий и объёмов производства; организовать на научной основе сбор и обработку информации в сфере производственной и коммерческой деятельности; обосновывать выбор схем управления предприятием (фирмой) и персоналом, рыночными сегментами; решать задачи поиска и переговоров с поставщиками и потребителями (заказчиками); самостоятельно принимать социально-экономические и управленческие решения.

Сферами профессиональной деятельности магистра экономики являются научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций.

Общепрофессиональная подготовка магистра экономики должна обеспечить ему возможность:

- глубоко понимать сущность и социальную значимость экономики, основные проблемы области деятельности экономиста;

- получить целостную систему профессиональных знаний;

- переоценивать накопленный опыт в свете развития науки и изменяющейся социальной практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал;

- менять направление профессиональной деятельности в рамках менеджмента как области знаний и практики.

Профессиональная подготовка магистра экономики должна обеспечить:

- овладение навыками самостоятельной аналитической, проектной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;

- приобретение умений:

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбрать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования, модифицировать существующие и разработать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;

- разрабатывать и преподавать учебные курсы по дисциплинам, относящимся к направлению «Экономика»;

- разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами экономики.

Гуманитарная компонента образования магистра экономики должна позволить ему:

- овладеть культурой мышления, знать его общие законы, способностью в письменной и устной речи правильно оформить его результаты;

- владеть способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переоценивать накопленный опыт;

- владеть навыками приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, то есть создавать, эксплуатировать, поддерживать информационные системы, владеть компьютерными методами сбора, передачи, обработки и выдачи информации для принятия управленческих решений;

- владеть управленческой, экономической и финансовой терминологией;

- владеть современными методами и приёмами экономических исследований;

- владеть навыками работы с нормативными документами;

- владеть рациональными приёмами поиска и использования научно-технической и рыночной информации;

- владеть педагогическими методиками и нормативно-методической документацией вуза для подготовки и проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам магистерской программы.

1.3 Содержательная часть направления

Раздел 1 Экономика предприятия (фирмы)

Теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы. Законодательные и правовые нормативные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия; основы трудового законодательства.

Организационно-правовые формы действующих предприятий и их структуры; внешняя и внутренняя среда предприятия принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений. Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы). Основные и оборотные средства предприятия. Виды продукции, методы изучения рыночной конъюнктуры.

Формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании.

Современные методы планирования и организации исследований, разработок.

Функции и задачи управления фирмой. Государственное регулирование деятельности фирмы. Планирование и стратегическое управление деятельностью фирмы. Организация и управление процессом производства. Инвестиции и управление проектами. Риски предприятий (фирм), их предупреждение и страхование. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (фирмы)

Раздел 2 Экономика отраслевых рынков (магистерская программа 080106.68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков»)

2.1 Цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков

2.1.1 Значение, предмет, сфера исследования экономики отраслевых рынков; подходы к изучению: с точки зрения взаимосвязи структуры, поведения и результата и с точки зрения теории цен; издержки контроля и трансакционные издержки; взаимосвязь с другими дисциплинами.

2.1.2 Фирма как ключевой институт экономки отраслевых рынков: основные концепции фирмы (технологическая, контрактная, стратегическая); классификация внутренних структур фирмы (по размеру, по формам собственности, по организационно-правовой форме, по типам внутренних структур управления).

2.1.3 Методология исследования рыночных структур, анализ структуры рынков, факторы, определяющие структуру рынка, динамика рынка. Структура рынка и эффективность функционирования рынка.

2.2 Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение, потери общества

2.2.1 Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения: показатель размера фирмы, показатели концентрации; барьеры входа на рынок и выхода с рынка; слияние и поглощение, показатели монопольной власти: коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли), коэффициент Лернера, максимизация прибыли монополии, последствия монопольной власти.

2.2.2. Доминирующая фирма: ценовое лидерство доминирующей фирмы (детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде); модель самоубийственного поведении доминирующей фирмы; статические модели ценообразования, ограничивающие вход; динамическая модель ценообразования, ограничивающая вход; потребительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы; квазиконкурентные рынки.

2.3 Информация на отраслевых рынках

2.3.1 Модель «рынка лимонов» Акерлофа; проблемы «риска недобросовестного контрагента» и «негативного отбора»; решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве; ассиметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов; ассиметричная информация о ценах.

2.3.2 Модели дифференциации продукта и их практическое применение:

1. Модель монополистической конкуренции Чемберлина;

2. Модель «линейного города» Хотеллинга;

3. Модель «кругового города» Салопа;

4. Модель дифференциации продукции по совокупности характеристик Ланкастера;

5. Модель зависимости оптимального объема рекламных расходов от характеристик остаточного спроса на товар фирмы (модель Дорфмана-Штайнера);

6. Модель выбора потребителя на рынке товаров, различных по качеству (модель Саттона).

2.4 Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке

2.4.1 Понятие вертикальной интеграции, ее преимущества и недостатки, формы вертикального контроля, вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами, власть покупателя и вертикальное ценообразование.

2.4.2 Экономические теории олигопольного ценообразования, условия, способствующие координации олигополий. Условия, ограничивающие олигопольную координацию. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии. Классификация некооперативных стратегий поведения; кооперативные модели поведения олигополистов. Образование холдингов в России

2.5 Ценовая дискриминация

2.5.1 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации; типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей.

2.5.2 Методы ценовой дискриминации: связанные продажи, определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное образование), сезонное ценообразование. Межвременная дискриминация; парадокс Коуза.

2.5.3 Дифференциация продукта, конкуренция. Структура рынка, патенты и технологические инновации.

2.6 Государственная отраслевая экономическая политика: регулирование естественных монополий

2.6.1 Промышленная политика государства в отношении рыночных структур, типы отраслевой политики; естественная монополия: государственной регулирование естественных монополий, методы ценообразования на продукцию естественных монополий, регулирование доходности естественной монополии

2.7 Государственная отраслевая экономическая политика: внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции

2.7.1 Сущность, инструменты: протекционизм, импортные тарифы и импортные квоты, экспортные субсидии. Политика протекционизма, импортзамещения и стимулирования экспорта: модель доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке

2.8 Государственная отраслевая экономическая политика: антимонопольная политика, регулирование рыночных структур и проведение антимонопольной и конкурентной политики в России и зарубежных странах

2.8.1 Цели антимонопольной политики государства. Антимонопольная политика США: цели, субъекты антимонопольной политики, антимонопольной законодательство.

2.8.2 Антимонопольная политика в Западной Европе: особенности, антимонопольное законодательство.

2.8.3 Антимонопольная политика стран с переходной экономикой: понятие монополистических действий.

2.8.4. Антимонопольная политика в России: антимонопольное законодательство, различие между горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм, заключение картельных соглашений, определение доминирующей фирмы, методы регулирования монопольного поведения, отношение в законодательстве к слияниям и поглощениям фирм.

Раздел 3 Экономика природопользования (магистерская программа 080118.68 «Экономика природопользования»)

3.1. Введение в дисциплину. Правовые аспекты экономики природопользования.

3.1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины. Необходимость правового, нормативного и методического регулирования и обеспечения деятельности физических и юридических лиц в области природопользования со стороны государственных, региональных и местных органов управления. Конституция РФ об охране окружающей среды, ликвидации и предупреждении негативных последствий природопользования.

3.1.2. Экономика природопользования: становление и развитие, ее роль и место в экономической науке. Взаимосвязь экономики природопользования с другими экономическими дисциплинами. Природа как основа жизнедеятельности и богатства. Взаимодействие общества и природы. Роль трудовой деятельности в использовании ресурсов природы.

3.1.3. Научно-технический прогресс и влияние техногенных факторов на природу. Эколого-экономический аспект природопользования. экологические проблемы природопользования. Понятие экологической системы (экосистемы) как единого природно-антропогенного образования. Структура экосистемы: микро-, мезо- и макросистемы. Экономика природопользования как знание и объект приложения экономической науки. Характер проявления экологических проблем во времени, пространстве и исследованиях. Экологический кризис и глобализация проблемы экономики природопользования. Экономическое значение предупреждения отрицательных экологических последствий природопользования. Охрана природы как функция природопользования.

3.2. Общие основы экономики природопользования. Природные системы как объекты природопользования.

3.2.1. Понятие природы. Первичная и вторичная природы. Природа и среда обитания, окружающая и природная среда. Природные ресурсы. Общая классификация природных ресурсов.

3.2.2. Природно-ресурсный потенциал: территории. Регионы, страны. Взаимозаменяемость природных ресурсов. Проблемы и ограничения в ресурсообеспечении: невозобновляемость, невозместимость, невосстановимость ресурсов. вторичное сырье.

3.2.3. Природно-продуктовая система и природно-продуктовые вертикали (цепочки). Природоемкость. Экономическая ценность природы и эффективность природопользования. Необходимость и методы экономических оценок природных ресурсов: рыночная оценка, рента, затратные подходы (себестоимость, капитальные затраты, приведенные затраты, замыкающие затраты), альтернативная стоимость, общая экономическая ценность.

3.2.4. Ресурсы и их источники. Основные объекты природопользования: космос, атмосфера. Вода, земля и недра. Космос и его влияние на планету, ее развитие и природную среду. Атмосфера: понятие, структура и состав. Потребность: обеспечение в газовых элементах и компонентах атмосферы людей, животного и растительного мира, промышленности; защита всего живого и растительного мира; участие в обменных процессах и кругообороте природы; природных атмосферных явлений; значение атмосферы для информационного поля. Атмосфера как источник извлечения полезных газовых веществ и компонентов. Природное и техногенное влияние на качество атмосферы. Последствия ухудшения качества атмосферы. Нормы и нормативы в использовании, очистке и оценки качества атмосферы.

3.2.5. Вода. Структура и состав водных ресурсов планеты. Распределение вод. Роль воды в кругообороте и развитии природы, в обменных процессах и как среды растительного и среды обитания животного мира. Вода как источник для извлечения полезных компонентов. Использование водных ресурсов: жизнеобеспечение людей, животного и растительного мира; орошение полей и полив, обводнение пастбищ, почвенная влага; хозяйственное; промышленное. Процессы очистки и охлаждения оборудования и материалов, сброс и разбавление отходов. Качество и воспроизводство водных ресурсов. Пресная вода: питьевая, техническая и загрязненная. Хозяйственное и техногенное воздействие на состояние водных ресурсов. Влияние качества воды на человека, животный и растительный мир, состояние земель. Очистка воды: промышленная, биологическая и естественная. Нормы и нормативы в использовании, очистке и оценке качества воды.

3.2.6. Земельные ресурсы. Надводные и подводные территории, их динамика. Роль, структура, состав, площади и распределение земель. Состояние и плодородие земель. Факторы и последствия воздействия на состояние земель. Формы изъятия земель. Земельные ресурсы. Использование земель. Растительность и растительное сырье. Факторы влияния растительности. Формы изъятия земель. Исчерпаемость земельного фонда. Факторы влияния на состав, качество продуктивности земель. восстановление и улучшение земельного фонда.

3.2.7. Недра, их классификация. Роль, образование и структура недр. Распределение недр и полезных ископаемых, их состав по категориям. Недра как источник минеральных ресурсов. Использование недр. Особенности освоения, эксплуатации и воспроизводства недр, потери в недрах, отходы эксплуатации и их размещение, использование горных выработок. Необходимость охраны недр при осуществлении хозяйственной деятельности и в процессе освоения и эксплуатации недр. Особенности показателей использования недр.

3.3. Влияние природопользования на окружающую среду. Экономическая эффективность природопользования.

3.3.1. Влияние окружающей среды на развитие экономики. Субъекты природопользования. Развитие отраслей природопользования. Влияние на окружающую среду природных явлений и субъектов хозяйственной деятельности. Усиление природных процессов за счет техногенной деятельности. Отраслевые особенности влияния предприятия на окружающую среду: горно-перерабатывающее, металлургическое, энергетическое, машиностроительное и химическое предприятия.

3.3.2. Необходимость выбора взаимозаменяемых ресурсов, альтернативных источников природного ресурса, вариантов природопользования, проектов добычи и первичной обработки ресурса, варианта переработки ресурса, направлений потребления ресурса.

3.3.3. Эффективность комплексного и рационального использования природных ресурсов. Выбор вариантов эксплуатации природных ресурсов. Комплексно-аналитический подход к выбору варианта. Влияние эколого-экономического ущерба на экономическую эффективность эксплуатации и использования природных ресурсов. Значение определения проектной ценности природного ресурсов. Экономические подходы к оценке экологического воздействия. Особенности экономической оценки природных ресурсов. Методический инструментарий выбора, критерии оценки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по напралению 080100 экономика (магистратура) (2)

    Программа
    2.6 Критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

Другие похожие документы..