Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и спец...полностью>>
'Примерная программа'
В условиях временного отсутствия учебников и УМК по естествознанию, соответствующих стандарту, рабочая программа может быть составлена учителем, в ос...полностью>>
'Документ'
Журнал для руководителей и специалистов крупных сельхозпредприятий. Освещает вопросы экономики, финансов, сельхозтехники, механизации, животноводства...полностью>>
'Доклад'
В своей работе руководствуется Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Концепцией о правах ребёнка, Законом РФ «Об  образовании», Гр...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (9)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

П

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. психол. наук, профессор Гусева Т. А.

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент Першина Н. А.

П Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Аношкин; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 44с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 020400 «Психология».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: И.В. Аношкин, 2009.

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………...

5

ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ …………….........

7

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………

8

Требования ГОС к содержанию курса ……………………………………………...

Дидактические единицы……………………………………………………………..

Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………...

Формы контроля……………………………………………………………………...

Требования к экзамену………………………………………………………………..

8

8

8

8

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………...

9

Тематический план…………………………………………………………………...

Теоретическая часть ………………………………………………………………...

9

10

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………

20

Вопросы к экзамену…………………………………………………………………..

Тестовые задания………………………………………………………………........

20

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ..........

32

Обязательная литература…………………………………………………………..

Дополнительная литература………………………………………………………..

32

32

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ……………………………………………………………..

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К ПРОГРАММЕ……………………………….

33

33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………

34

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине…………………………

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой……………….

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами …………………………...

Карта обеспечения дисциплины оборудованием……………………………………....

34

36

38

39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии», входящей в состав цикла дисциплин дополнительной профессиональной подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии» включен в перечень обязательных курсов всех высших учебных заведений, имеющих специализацию по психологии.

Образовательный стандарт ВПО по дисциплине ДПП.Ф.16.: …

Структура курса «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии» предусматривает лекционные, семинарские занятия и лабораторные занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии»; обобщить и углубить знания о психологической диагностике детей с отклонениями в развитии, современных экспериментальных исследованиях в области дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии»; полученные в курсе знания позволяют развить способности в стандартизированном наблюдении, навыки и умения в психологической диагностике детей с различными нарушениями в развитии, сравнивать психические особенности поведения и развития детей с различными типами дизонтогенеза.

Задачи семинарских занятий: в результате проведённого курса студент должен свободно оперировать научной литературой в рамках предложенного курса; знать проблемные области в настоящей науке по состоянию на начало двадцать первого века; уметь находить (классифицировать) общее и частное в развитии ребёнка с нарушенным развитием.

Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии», а также с методами научного исследования психики детей с нарушенным развитием.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:

  • предмет, задачи курса;

  • основные понятия дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии»;

  • основные этапы развития психолого-педагогической диагностики;

  • природу и развитие психических особенностей у детей в норме и патологии;

  • теоретические основы и проблематику современных исследований детей с отклонениями в развитии;

  • методы исследования психолого-педагогической диагностики детей с отклонением в развитии.

Умения студента заключаются в следующем:

  • умение оперировать изученными понятиями, самостоятельно мыслить и излагать свои знания научно;

  • умение применять свои знания на практике.

Формы контроля по учебной дисциплине:

- текущий контроль (в форме устного и письменного опроса)

- промежуточная аттестация в середине семестра (выполнение контрольной работы, выполнение домашних заданий, результаты теста, семинарские доклады);

- экзамен в конце семестра (при проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса. Вопросы должны быть из различных разделов дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии»).

Экзамен является обязательным для всех студентов. Основным критерием допуска к экзамену является набранные студентом баллы (система бально-рейтинговой оценки). Результирующая оценка складывается из рейтинг-контроля, который включает ответы на семинарских занятиях, семинарские доклады, написание реферата, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Шифр и наименование

дисциплины ДПП.Ф.16

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Статус обязательная

Специальности

(направления) 020400 ПСИХОЛОГИЯ

Форма обучения очная

Объем дисциплины 160 часов

Соответствие учебному плану

Номер

семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего

из них

лекции

Практические

Лабораторные

7

160

80

40

32

8

80

-

экзамен

ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(рабочая модульная программа)

Рабочая программа составлена на основании государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана

Требования ГОС к содержанию курса

Дидактические единицы

ДЕ 1. «Общие вопросы психологической диагностики».

ДЕ 2.«Общие вопросы психологии детей с отклонением в развитии».

ДЕ 3.«Общие вопросы патопсихологической диагностики детей».

ДЕ 4.«Частные вопросы патопсихологической диагностики детей».

Цели и задачи дисциплины

Программа курса «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии» составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 14.04.2000 г. Дисциплина рассчитана на 160 общих часов (80 час. аудиторных, 80 час. самостоятельной работы) для студентов, обучающихся по специальности 020400 «психология» (3 курс, 6-семестр).

Цель дисциплины: курс «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии» имеет четкую профессиональную направленность при подготовке будущих специалистов-психологов, ориентированных на работу с детьми с отклонениями в развитии. Современные практические психологи должны владеть разнообразными психодиагностическими методиками, а также должны уметь их адаптировать и трансформировать применительно к запросам практики.

Основными задачами курса являются:

    1. усвоение студентами теоретических основ и принципов психолого-педагогической диагностики аномального развития;

    2. овладение знаниями и умениями практического применения методов психолого-педагогической диагностики в отношении детей с различными отклонениями в развитии, включая подготовку практического материала для обследования.

В соответствии с группами задач в курсе выделены две части: общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики и применение конкретных методик при диагностическом обследовании.

Формы контроля:

- текущий контроль (в форме устного и письменного опроса)

- промежуточная аттестация в середине семестра (выполнение контрольной работы, выполнение домашних заданий, результаты теста, семинарские доклады);

- экзамен в конце семестра (при проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса. Вопросы должны быть из различных разделов дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии»).

Экзамен является обязательным для всех студентов. Основным критерием допуска к экзамену является набранные студентом баллы (система бально-рейтинговой оценки). Результирующая оценка складывается из рейтинг-контроля, который включает ответы на семинарских занятиях, семинарские доклады, написание реферата, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.

Требования к экзамену

При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса из различных разделов зоопсихологии и сравнительной психологии. Вне зависимости от правильности ответа студентом задаётся третий устный вопрос. При правильном ответе на все три вопроса студент получает высшую оценку.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

Тема

Лекции, час.

Сем.-практ. зан., ч.

Лаб.-практ.

зан., ч.

Модуль 1. Общие вопросы психологической диагностики.

1. Предмет, цели и задачи психологической диагностики. Общие вопросы психологической диагностики. Статистическая и социокультурная норма.

2

2. Общие принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования. Структура диагностической процедуры. Общие методы психолого-педагогического изучения детей. Этические проблемы психологического тестирования. Психологическое заключение.

2

2

Модуль 2. Общие вопросы психологии детей с отклонением в развитии.

3. Причины нарушения развития личности (теории о происхождении нарушений в развитии ребёнка).

2

2

4. Общие вопросы психологии детей с отклонением в развитии. Первичность и вторичность дефекта (Л.С. Выготский). Частные и общие нарушения развития (А.Р. Лурия).

2

2

Модуль 3. Общие вопросы патопсихологической диагностики детей.

5. Принципы построения патопсихологического исследования. Подбор экспериментальных методик. Схема патопсихологического обследования нарушений психической деятельности детей.

2

2

2

6. Патопсихологическое обследование детей школьного возраста. Нейропсихологическое обследование детей.

2

2

7. Методы исследования интегральной оценки личности ребёнка во взаимосвязи с его социальной ситуацией развития. Методы исследования структурных компонентов личности.

2

2

Модуль 4. Частные вопросы патопсихологической диагностики детей.

8. Диагностика органических нарушений психики. Диагностика детей с ММД. Диагностика детей с нарушением межполушарного взаимодействия.

2

2

9. Диагностика органических нарушений психики. Диагностика эпилепсии и эписиндрома. Диагностика детей с расстройствами речи (дизартрия, алалия).

4

2

10. Диагностика органических нарушений психики. Диагностика детей с РДА.

2

2

11. Диагностика дисгармоничного развития личности у детей и подростков. Диагностика акцентуаций характера и психопатий.

4

2

12. Диагностика дисгармоничного развития личности у детей и подростков. Диагностика неврозов.

4

2

13. Диагностика нарушений в социально-психическом развитии у подростков. Типология социально-дезадаптированнного поведения. Диагностика нарушения влечений.

2

2

14. Диагностика нарушений в социально-психическом развитии у подростков. Диагностика аддиктивного поведения.

2

2

2

15. Диагностика нарушений в социально-психическом развитии у подростков. Диагностика личности ребёнка и взрослого, отягощенного алкогольной созависимостью.

2

2

2

16. Диагностика взаимоотношений ребёнка и взрослого как первоисточника социальной дезадаптации.

2

2

2

17. Диагностика начальных проявлений психических заболеваний.

2

2

Итого: 80 часов.

40

32

8

Теоретическая часть

Введение

Изучение данной дисциплины опирается на курсы общей, возрастной, педагогической психологии, специальной психологии, психолингвистики. На практических занятиях студенты приобретают умения применять в психолого-педагогическом диагностическом обследовании адекватные предполагаемому диагнозу методики при моделировании ситуаций обследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..