Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Совершенствование механизма производственного природопользования как фактор минимизации отрицательных внешних эффектов и экологизации аграрного произ...полностью>>
'Документ'
Углубление рыночных реформ в нашей стране объек­тивно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективн...полностью>>
'Документ'
Понятие, задачи и правовые основания осуществления органами прокуратуры координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью...полностью>>
'Документ'
Ограниченность действия рыночного механизма и сферы государственного регулирования....полностью>>

Тема урока: Познаваем ли мир? Цель: исследовать познаваем ли мир. Рассмотреть методы познания мира

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: Познаваем ли мир?

Цель: исследовать познаваем ли мир. Рассмотреть методы познания мира.

Технология исследования.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости.

Сегодня на уроке мы рассмотрим один из вечных вопросов человечества – познаваем ли мир.

Для того чтобы решить этот сложный вопрос нам потребуется ваша светлая голова, плод познания – яблоко и маршрутный лист в котором вы будите фиксировать результаты своего труда.

? классу:

Познаваем ли мир?

Прошу Вас выскажите свою точку зрения и приведите аргументы

учащиеся

  1. Мир познаваем.

  2. Невозможно познать весь мир, невозможно четко проверить достоверность наших знаний о нем.

  3. Многое в этом мире мы можем познать, а многое нет

Вывешиваю на доске – «ДА», «Нет», «Возможно».

Вот также и ученые, которые изучали и изучают данный вопрос разделились на 3 группы:

1. пессимисты и они говорят –«Нет». Философское учение – агностицизм (греческое агностос –непознаваемый

2. скептики и они говорят – возможно, но … и сомневаются

3. оптимисты и они говорят – «Да». Они сторонники гносеологического философского учения.

Все кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Учитель:

Расскажите, как Вы, познаете мир?

ученики

Читает книги, мыслит, наблюдает, трогает руками, нюхает, смотрит и т.д. – производит какие-то действия.

Т.О. через деятельность

Учитель:

Для того чтобы ответить на вопрос познаваем ли мир мы должны с вами познакомиться с таким процессом как познание.

Работаем с маршрутным листом

Что такое познание ? попытайтесь написать слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание» - это…

Ученики:

По- знание – это получение знаний

По- знание – это какая – то деятельность , поход за знаниями

По – знание это - ……

Учитель

Познание это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

ученики

Записи в тетради.

учитель

Сейчас мы будем познавать окружающий нас мир.

Процесс познания включает в себя – субъект познания , объект познания и результат познания.

В данном случае – яблоко будет являться объектом, ученик – субъектом, результат – получение новых знаний.

Возьмите в руки яблоко.

  1. Давайте рассмотрим его. Какое оно по форме…….. почувствуйте его запах ……………

?

Что мы делаем с яблоком?

Мы его ощущаем через кожу, через зрение, через обоняние.

Яблоко какое? Круглое

Гладкое

Прохладное

Красное.

Значит первая ступенька процесса познания - ощущение запишите в листок – ощущение это……

Ощущение : это отражение отдельных свойств предмета.

Записываем свою мысль в листок

Ощущение : это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

?

Давайте попробуем его на вкус.

Это сыр?...........................Нет, вкус нежный, а не острый

Это конфета? ………………… Нет, вкус кисло – сладкий, сочный, оно твердое

Это колбаса? ………………….. Нет, вкус не соленый, не жирный.

Мы воспринимаем совершенно другой вкус – вкус яблока.

Восприятие дает нам целостный чувственный образ предмета.

Мы с вами почувствовали данный предмет.

Восприятие это- записываем в листок.

Восприятие – это чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

ученики

Съедают яблоко.

Дежурные в это время собирают огрызки.

Учитель

Теперь зарисуйте мне в тетради яблоко. Вы свое яблоко уже съели, как же вы будете сейчас его зарисовывать?

ученики

Мы его помним, мы его представляем

учитель

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти

Что такое представление? Запишите в свой листок

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Учитель

Смотрите, что у нас получается:

Познание состоит из таких форм как:

А) ощущение

Б) восприятие

В) представление

Что объединяет все эти формы? Они связаны с нашими органами чувств – значит – познание есть – чувственное.

учитель

Второй этап познания более сложный . он называется рациональным познанием. Рациональное, рациональный. В жизни мы сталкиваемся с этим словом. Мы говорим: рациональный человек. Какими качествами, какими чертами обладает по вашему мнению данный человек?

Рассудительный, разумный, тот человек, который все делает обдуманно, а не опирается на эмоции.

Рациональное познание включает в себя

А) понятие

Б) суждения

В) умозаключения

учитель

Что такое понятие?

Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов

учитель

Сформулируйте мне понятие яблока

ученики

Яблоко – это сочный плод, округлой формы, яркой окраски. Яблоком называется плод яблони.

Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

Приведите мне пример суждения (о яблоке)

Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Пример суждения

Яблоки это плоды. Если яблоки висят на дереве, значит это дерево – яблоня.

Пример умозаключения

Яблоки это плоды. Если яблоки растут на дереве, значит это дерево – яблоня.

Обозначьте, какой пример является суждением, а какой умозаключением. Обоснуйте.

закрепление

  1. Описание текста: о чем идет речь?

- Их все любят

- Когда все балуются

- это когда гоняют ластик по полу и в мяч играют

- это когда девочки бегают за мальчиками

- на них все едят

- когда это начинается, все вылетают с криком, а когда кончается, залетают обратно. (перемена)

?

Каким образом вы пришли к правильному ответу?

ученик

Мы соединили все подсказки и нашли правильный ответ

. Такое умозаключение называется – индуктивное.

Индуктивное умозаключение – умозаключение от частного к общему.

Дедуктивное – умозаключение от общего к частному.

Умозаключение – получаемое по аналогии.

Умозаключение по аналогии позволяет человеку сделать вывод о сходстве явлений, процессов, но оно может быть как верным, так и ложным.

Приведите мне примеры умозаключений:

Индуктивное

Дедуктивное

по аналогии.

примеры

Индуктивное – все детские сказки.

Дедуктивное – « Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен.

Мастером индукции или дедукции был Шерлок Холмс?

По аналогии - см. пример стр.45

Учитель проводит закрепление

Теперь определите, что изображено на данном рисунке?

Кенгуро-зебр или………….

?

Сделайте вывод: Познаваем ли мир?

ученики

ДА, познаваем, но если человек накопил определенные знания и собрал нужную информацию. Т.е. с точки науки - ДА

Нет. Т.к. познание – это бесконечный процесс. Он не завершается, поскольку люди открывают новые и новые закономерности мира. С точки зрения философии - НЕТ

д/ з п.6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок Что изучает информатика?

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  2. 1 Социум – особенная часть мира. Общество – сложная, динамично развивающаяся система

    Документ
    Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает, находится рядом. Для каждого из нас это прежде всего родители, братья, сестры, учителя, одноклассники, соседи,
  3. Элективный курс «Математика и гармония окружающего мира»

    Элективный курс
    Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства.
  4. Мир огненный часть первая

    Документ
    Ур есть корень Света Огня. С незапамятных времен это Светоносное Начало привлекало сердца многих народов. Так из прошлых Заветов перенесемся в будущие достижения.
  5. Яковлева Виктория Александровна, учитель информатики сош №37 г. Саранска республики Мордовия 84 Бухвалова Ольга Алексеевна, учитель информатики сош №36 г. Ангарска Иркутской области урок

    Урок
    В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.

Другие похожие документы..