Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
От имени Правительства Российской Федерации сердечно приветствую вас в старинном русском городе, который называют "воротами в Арктику". Сег...полностью>>
'Конспект'
97-114 Сост. план сочинения 4 Поэзия Серебряного века. Сочинение-анализ стихотворения по плану Стр. 117-159 Наизусть(3ст.) Ноябрь 1 М.Горький. Раннее ...полностью>>
'Программа'
Дифференциальный диагноз болей в грудной клетке. Принципы диагностики ИБС и различных клинических форм стенокардии с помощью методов, подтверждающих д...полностью>>
'Документ'
Канада как и США имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных (муниципал...полностью>>

Тематическое планирование по литературе в 10 классе (3)

Главная > Тематическое планирование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тематическое планирование по литературе в 10 классе

п\п

Разделы программы и темы уроков

Дата

Форма урока

Цели

Домашнее задание

Дата проведения

фактическая

ПРИМЕЧАНИЕ

1 полугодие 48 часов

Введение (4 часа)

1.

Общая характеристика литературы второй половины ХIХ века.

Знакомство с новым материалом.

Лекция + беседа.

Определить

  • характер русской литературы;

  • роль критики в литературно-общественном процессе

Стр. 125 -133, вопрос;

Учить лекционный материал

2.

Русская литературно-критическая мысль второй половины 19 века.

Знакомство с новым материалом.

Лекция.

Рассмотреть основные подходы критиков к произведениям литературы, положительные и отрицательные моменты критики

Стр. 133- 139, читать;

Учить лекционный материал

3

Борьба идейных направлений во второй половине ХIХ века

Знакомство с новым материалом.

Лекция.

Выяснить причины противостояния революционно-демократического и «чистого искусства»

подготовиться к проверочной работе

4

Проверочная работа.

Урок контроля знаний.

Проверить глубину освоения материала по теме

Индивидуальные задания по творчеству А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский (9 часов)

5.

Жизнь и творчество А. Н. Островского. «Отец русского театра». Особенности таланта.

Знакомство с новым материалом.

Лекция

  • роль О. в развитии русской драматургии и театра

  • знакомство с личностью и творчеством Островского

  • определить особенности его таланта

Стр. 141-157; читать; составить хронолог. таблицу; читать драму «Гроза»

Индивидуальные задания:

1. объяснить значение имен в драме «Гроза»;

2. Творческая история «Грозы»

6.

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

.

Знакомство с новым материалом.

Сообщения учащихся

  • Первоначальное впечатление об Обломове

  • Знакомство с его образом жизни

  • Работа с текстом (поиск и комментарий деталей)

Перечитать 1 действие; объяснить роль пейзажа в 1 действии. Какое представление сложилось о городе и его жителях (с опорой на текст)?

7.

Нравы и обычаи города Калинова.

.

Урок-размышление.

  • Характеристика города Калинова

  • Значение слова «самодур», «самодурство», «темной царство», «жестокие нравы»

Перечитать д. 2-4, подготовиться к беседе по образу Катерины.

8.

Образ Катерины. Драма «горячего сердца»

Урок-дискуссия

  • Выяснение мотивов «греховного» поступка Катерины

  • Дискуссия о силе и слабости ее характера.

Опережающее задание: учить наизусть монолог Катерины (дев.), Кулигина (мальч.) или разыграть одну сцену в лицах

9.

В чем сила и слабость характера Катерины? Дискуссия.

.

Комбинированный урок

  • Рассмотреть самоубийство Катерины как обретение самой себя, как возвращение к утраченной свободе, что само по себе является вызовом в мире Кабановой

  • «начать спор» с Добролюбовым, его трактовкой образа Катерины

Размышление на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Читать стр. 158- 173, подготовить позицию защиты или обвинения критика Добролюбова

10.

«Гроза» в русской критике 60-х годов

.

Урок-дискуссия

  • рассмотреть разные точки зрения на драму «Гроза»

  • выявить современные аспекты драмы

  • учить лаконично и образно выражать свою точку зрения

подготовиться к выразительному чтению монолога или инсценировке сцены

11.

Урок сценического мастерства

.

Совершенствование знаний и умений.

  • учить выразительному чтению драматического монолога

Вопросы по пьесе

Подготовиться к тестированию по творчеству Островского

12.

Обобщающий урок по драме «Гроза». Тестирование.

.

Систематизация знаний.

  • Систематизировать представления о «Грозе»

  • Объяснить систему символов

  • Проверить знания по творчеству Островского

Прочитать драму «Бесприданница»

  • Размышление школьника 21 века о драмах Островского (пис.)

  • сопоставить ее с драмой «Гроза»

13.

Беседа по драме «Бесприданница»

Обзорный урок с сообщениями учащихся

  • Сопоставить две драмы, выявить круг проблем, идею, композиционные особенности

  • Выявить современность проблем, поставленных в драмах

Хронологическая таблица по творчеству Гончарова, стр. 176 – 184 читать

Иван Александрович Гончаров (9 часов)

14.

Личность И. А. Гончарова. Особенности мировоззрения

И. А. Гончарова.

.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

  • Знакомство с личностью писателя;

  • характеристика особенностей мировоззрения и творчества

подготовиться к беседе по 1-10 главам:

1. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из равновесия)

2. Гости Обломова

3. Роль встреч Обл. с гостями. Чем Обломов выше своих гостей

4. Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге

5. Захар

15.

Роман «Обломов». Знакомство с героем.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную драму Катерины

Читать 9 главу «Сон Обломова», составить план главы.

Описание Обломовки.

читать стр. 184-190

16.

«Отчего же я такой?» Роль главы «Сон Обломова» в романе.

Урок-исследование

Размышление над истоками личности и судьбы героя

Часть 2,глава 4; сравнить идеалы жизни Штольца и Обломова

17.

Идеал жизни Обломова. «Обломовщина». Спор Штольца с Обломовым

Урок-беседа. Совершенствование ЗУН.

  • Сравнение идеалов жизни Штольца и Обломова, выяснение причин столь резкого расхождения

  • Понятие «обломовщина», русский характер явления, его современность

Прочитать 2, 3 части; подготовить выразительное чтение сцен «Знакомство Обломова с Ольгой», «Признание в любви», «Письмо Обломова к Ольге», «Последний разговор» (инд. зад.); ответить на вопросы к данным сценам

18.

Любовная драма Обломова. Обломов и Ольга.

Совершенствование ЗУН.

Причины крушения любви Обломова и Ольги Ильинской

Читать часть 4; стр. 198-200 ответить на вопросы

19.

Агафья Матвеевна в жизни Обломова..

Урок- дискуссия

Решение проблемного вопроса: Агафья Матвеевна – спасение или погибель?

Подготовиться по вопросам ко всему роману, стр. 203-208

20.

Историко-философский смысл романа «Обломов».

Комбиниролванный Тестирование или проверочная работа.

  • Рассмотреть роман в историко-философском аспекте

  • систематизация представлений о герое

  • отношение учащихся к герою

Прочитать статьи учебника о романе Гончарова; подготовиться к анализу эпизода

21

Анализ главы из романа Гончарова «Обломов (12 гл. 3 части)

Урок развития аналитических навыков.

Отрабатывать навык разбирать сцену художественного произведения

написать черновой вариант анализа главы

22.

Проверочная работа. Анализ главы

Урок развития аналитических навыков

Проверить уровень усвоения навыка разбирать сцену художественного произведения

Прочитать по учебнику о жизни Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев (11 часов)

23.

По страницам жизни и творчества И. С. Тургенева. Личность, судьба, творчество. Лекция, экскурсия.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с жизнью и творчеством Тургенева

С. 211-222

Читать 1-7 главы «»Отцов и детей»

Инд. зад. – объяснение названия, замысел романа, общ. ситуация

24.

История создания романа «Отцы и дети». Смысл названия. Первые страницы романа

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Через название выявить круг проблем романа Тургенева

Подготовить по вариантам истории жизни Базарова, Павла Кирсанова и Николая Кирсанова

25.

Три биографии. Знакомство с героями

Совершенствование ЗУН. Аналитическое чтение.

Рассмотреть биографии трех героев как общественные биографии поколений

Перечитать 1-10, 23 главы

По каким вопросам спорят Б. и Кирсанов?

26.

Идеологические дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова

Урок-дискуссия

Рассмотреть споры героев, круг проблем, способность вести спор

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека (НПк, ППК, Аркадий, Базаров, Одинцова, Катя)

27.

Базаров и Одинцова Главы 13-19, 25-27

Совершенствование ЗУН. Аналитическое чтение.

  • Раскрыть суть отношений героев,

  • понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине

  • Учить вдумчивому чтению сцен

перечитать главы 3-5, 7, 10, 20-22, 25-28 и подобрать материал, связанный с семьей Базарова

28.

Базаров и родители.

Урок-беседа

Понять

  • суть отношений Базарова с родителями

  • причины расхождения Базарова со своими родителями

Найти определение понятия «нигилизм» в различных источниках

Составить таблицу «Взгляды Базарова»

29.

Нигилизм Базарова. Трагический образ главного героя

Урок-исследование

Выяснить

  • Значение понятия нигилизм

  • сравнить понятие «Нигилизм» и взгляды Базарова

  • причины трагического одиночества Базарова

Подготовить выраз. чтение сцены смерти Б.

Почему роман заканчивается смертью главного героя?

30.

Базаров перед лицом смерти

Аналитическое чтение

Смерть Базарова как закономерный итог его столкновения с природой и жизнью

Рассмотреть две сцены для анализа «Б-в и мл. Кирсанов в гостях у Кукшиной» и «Родители на могиле Базарова»

31.

Роль эпизода в раскрытии идейного содержания романа «Базаров и мл. Кирсанов в гостях у Кукшиной»

Урок развития аналитических навыков.

Проверить умение внимательно читать сцены и рассматривать ее в контексте всего романа

Учебник, стр. 234-248, прокомментировать ситуацию вокруг романа

32.

Борьба и споры вокруг романа «Отцы и дети»

Урок-дискуссия

  • Систематизировать представления о герое

  • Выяснить причины разночтения романа Тургенева среди критиков

  • Инд. задание о «Стихотворениях в прозе»

  • Выбрать для выраз. чтения одно стих-ие и прокомментировать

33.

Обзор «Стихотворений в прозе»

Обзорный урок с сообщениями учащихся

  • Познакомиться с философским произведением Тургенева «Стихотворениями в прозе»

  • Написать соч. в жанре дневниковых записей «Впечатления от романа Тургенева»

  • Читать по учебнику о Тютчеве

  • Стихи

Федор Иванович Тютчев (4 часа)

34.

Особенности поэтического творчества Ф. И. Тютчева.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

  • Познакомит учащихся с творчеством Тютчева

  • Через разбор стихотворений Тютчева подойти к особенностям его лирики

Читать стихи «Фонтан», «День и ночь»,

35

Философская лирика поэта

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

  • Познакомить с особенностями философской лирики Тютчева

  • Освоить навыки анализа философской лирики

Подготовить восприятие стихов о любви

36.

Любовная лирика Тютчева

Творческое чтение

Познакомить с личной жизнью Тургенева и ее отображением в его стихах

Подготовить восприятие стихотворения «Последняя любовь»

37.

Анализ одного стихотворения.

Урок развития аналитических навыков.

Выявить степень владения навыками устного анализа поэтического текста

  • Выучить стих-ие Тютчева

  • Читать по учебнику о А. А. Фете

  • Стихи

Афанасий Афанасьевич Фет (4 часа)

38.

Единство внутреннего и внешнего мира в лирике А. А. Фета.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с личностью А.А.Фета, особенностями его лирики

учить лекционный материал, подготовить восприятие стихотворения «Одним толчком согнать ...»

39.

Импрессионизм лирики А.А. Фета

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с импрессионистической манерой

А. А. Фета и темами его поэзии

Восприятие стих-ия «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер»

40.

Развитие аналитических навыков. Анализ одного стихотворения

Урок развития аналитических навыков.

Совершенствовать навыки устного анализа поэтического текста

Выучить стих-ие

41.

Урок выразительного мастерства. Чтение стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета

Урок-зачет.

Совершенствовать навыки выразительного чтения текста

  • Хронологическая таблица по творчеству Некрасова

  • Задание – читать стихи, комментарий

Николай Алексеевич Некрасов (10 часов)

42.

Н. А. Некрасов: личность, жизнь, творчество. Лекция.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с личностью, особенностями творчества Некрасова

  • Чтение стихов «Элегия», «Поэт и гражданин», «Родина», «Пророк»

  • Выписать ключевые фразы из каждого, объяснить

43

Размышления Некрасова о назначении поэта и поэзии

Урок-размшление

Преемственность и новаторство Некрасова в решении темы поэта и поэзии

Чтение стихов «Памяти приятеля», «В. Г. Белинский», «Памяти Добролюбова», «Сеятелям», «Н. Г. Чернышевский»

44

Идеал человека в понимании Некрасова

Аналитическое чтение.

Идеал человека в понимании Некрасова

Индивидуальные задания : история создания, жанровые особенности поэмы, язык; читать первые главы поэмы

45.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Жанр.

Урок-исследование

Рассмотреть

  • Историю создания поэмы

  • Пролог поэмы в художественном плане

Перечитать первые главы поэмы

Роль фольклора в прологе

46.

Удивительное начало великой поэмы.

Творческое чтение

читать первую часть гл. «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка»

47

Многообразие крестьянских типов в поэме.

Совершенствование ЗУН. Творческое чтение лирических произведений.

Отметить многообразие крестьянских типов, дать характеристику, выявить черты, общие и индивидуальные, с целью создания «портрета нации»

Характеристика Матрены Тимофеевны

48.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме

Совершенствование ЗУН. Творческое чтение лирических произведений.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме как выражение русского национального характера

Главы «Поп», «Последыш», «Про холопа примерного- Якова верного», «Помещик» читать

Найти примеры сатирического изображения помещиков, попа, холопа

2 полугодие (54 часа)

1.

Сатирические образы в поэме. Русский национальный характер в поэме

Совершенствование ЗУН. Творческое чтение лирических произведений.

Рассмотреть приемы создания образов помещиков, попа

Читать главы «Пир на весь мир», «Доброе время –добрые песни»; ответить на вопросы в тетради

2.

Гриша Добросклонов - новый литературный тип в поэме

14

Комбинированный

Выявить черты нового литературного типа

Выразительное чтение наизусть стих-ия Некрасова

3.

Развитие навыков выразительного чтения. Урок-зачет по лирике Некрасова

Урок-зачет

Совершенствовать навык выразительного чтения

Опережающее задание:

Читать о Лескове

Записать впечатления об «Очарованном страннике»

М. Е. Салтыков-Щедрин (6 часов)

4.

Жизнь, творчество, личность Салтыкова-Щедрина.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить учащихся с интересным писателем-сатириком, с этапами его биографии и творчества; раскрыть особенности художественного мира

1. Повторить теорию, знать значение понятий: пародия, сатира, комическое, ирония, гипербола, гротеск

2. Стр. 179-182, 188-193 читать осмысленно

2. Читать «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Коняга»

5

Сказки Салтыкова-Щедрина

Совершенствование ЗУН.

Раскрыть художественное своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина

1. Написать сказку в духе Салтыкова-Щедрина (по желанию)

2. Прочитать главы из «Истории одного города»: «От издателя», «Обращение к читателю», «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников»

3. Прокомментируйте названия глав и романа

6

«История одного города». Смысл названия, композиция, жанр.

Совершенствование ЗУН. Комбинированный

Дать общее представление о романе «История одного города» как сатирическом произведении, выяснить жанровые особенности произведения

1. Прочитайте главы «Органчик», «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город»

2. В чем вы видите странность города Глупова: вид, расположение, градоначальники, глуповцы, история города?

7.

Странный город Глупов и его обитатели

Комбинированный

Выяснить, в чем состоит странность города Глупова: пространство и время этого города, события=история, градоначальники, глуповцы

1. Прочитать

«Подтверждение покаяния. Заключение»

2. Дать характеристику Угрюм-Бурчееву

3. Как можно объяснить концовку романа, прекращение истории города?

8.

Народ и власть в романе

Урок-исследование

Раскрыть взаимоотношения власти и народа в романе

Помочь учащимся правильно понять отношение сатирика к русскому народу

Прочитать статьи учебника о творчестве С-Щ., подготовиться к проверочной работе

9.

Проверочная работа.

Урок контроля знаний

Проверить знания учащихся по творчеству Салтыкова-Щедрина

Прочитать о жизни и творчестве Лескова по учебнику.

Что отличает Лескова от других русских писателей?

Н. С. Лесков (4 часа)

10.

Жизнь и творчество Н. С. Лескова

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с биографией и творчеством писателя

1. Перечитать повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» и подумать над названием повести

2. Повторить по словарю понятия житие и хождение

11.

Повесть-хроника Н. С. Лескова «Очарованный странник». Особенности жанра, композиции, языка

Комбинированный

Раскрыть смысл названия повести; помочь учащимся определить особенности жанра, композиции, языка

1. Составить карту главного героя повести, знать, какие события произошли в каждой точке маршрута

2. Какое событие коренным образом изменило судьбу Флягина? Объясните

12.

Пути-дороги Ивана Флягина. Чем очарован странник?

Совершенствование ЗУН. Урок-исследование

Раскрыть особенности изображения русского национального характера

По группам:

1. Сравнить повесть «Очарованный странник» со стихотворением Ф. И. Тютчева «Странник»

2. Сравнить повесть «Очарованный странник» со стихотворением Ф. И. Тютчева «Пошли, господь, свою отраду...»

Какой образ странника нарисовал поэт? Как стихотворение перекликается с повестью Лескова

13.

Русский характер в «Леди Макбет Мценского уезда»

.

Совершенствование ЗУН. Урок-исследование

Раскрыть особенности изображения русского характера

Эссе Чем меня поразил Лесков?

Федор Михайлович Достоевский (12часов)

14

Жизненный и творческий путь Достоевского

.

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества

1. Завершить составление хронологической таблицы о жизни и творчестве писателя и подготовить устно биографию писателя

2. Читать 1 часть романа «Преступление и наказание»

15.

История создания романа «Преступление и наказание». Смысл названия романа

Комбинированный

Рассказать об истории создания романа; раскрыть смысл названия, определить жанровые и композиционные особенности романа

Работа по группам, комментарии к главам по вопросам: 1-1,2 главы;2- 3, 4; 3-5,6; 4 – 7 глава

16.

Беседа по содержанию 1 части. Комментированное чтение фрагментов

Совершенствование ЗУН. Беседа.

1. Познакомиться с героем, войти в его противоречивый мир, где властвует страшная идея; проследить, как герой приходит к преступлению, что его толкает на это

2. совершенствовать навыки комментированного чтения

Работа по группам:

1. История семьи Мармеладовых

2. Смерть Мармеладова. Смерть Катерины Ивановны (ч.2, гл.7; ч.5, гл.2,3,5)

3. Петербург – город «униженных и оскорбленных»

17.

Тема «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Петербурга

Совершенствование ЗУН. Обзорный урок с индивидуальными выступлениями учащихся.

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; рассмотреть, как создает писатель образ Петербурга, города страдальцев

Дать характеристики героям. Почему Раскольников отверг их пути. Работа по группам: 1-Разумихин, 2-Лебезятников, 3-Лужин (ч.1, гл.3; ч.2, гл.5; ч.3, гл.1-3; ч.4, гл.2,3; ч.5, гл.1-3); 4-Свидригайлов (ч.1, гл.3; ч.4, гл.1,2; ч.5, гл.5; ч.6, гл.3-6)

18

Пути, отвергнутые Раскольниковым. Разумихин. Лебезятников. Лужин. Свидригайлов

.

Урок-исследование

Выяснить значение образов Разумихина, Лебезятникова, Лужина, Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова

1. Прочитать стать. Раскольникова о преступлении (ч.3, гл.5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сони со слов: «Ты был голоден!..» до «убивать, убивать-то право имеете?» (ч. 5, гл.4)

2. Ответить на вопросы: в чем главная причина преступления Р.; какой мотив убийства из тех, которые Р называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

3. Пересказ тезисов учебника

19.

Смысл теории Раскольникова

Беседа с комментированным чтением

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления

Перечитать сцены разговоров Р. и П.П.: ч.3, гл.4-6; ч. 4, гл. 5; ч. 6, гл. 2

20.

«Поединки» Раскольникова и Порфирия Петровича

Совершенствование ЗУН. Урок-дискуссия

Выяснить роль «поединков» Раскольникова и П.П. на идейном и композиционном уровне; помочь понять учащимся, как Достоевский развенчивает идею Раскольникова

1. Пересказ эпизода: первое посещение Родионом Сони (ч. 4, гл. 4)

2. Комментарий главы 4 из части 5. Ответить на вопросы: в чем «правда» Сони? Что показалось «странным» Раскольникову у Сони и почему? Доказать. Как автор утверждает «правду» Сони?

21.

Роль эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в идейном понимании романа «Преступление и наказание»

Совершенствование ЗУН. Комментированное чтение.

Раскрыть роль эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в идейном понимании романа «Преступление и наказание»

В чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок

1. Письменно проанализировать эпизод

2. Подготовиться к семинару по проблемам: «Причины совершенного Раскольниковым преступления», «В чем преступление и в чем наказание Раскольникова»

22.

Причины преступления Родиона Раскольникова

Совершенствование ЗУН. Комбинированный

Помочь учащимся сформулировать истинные причины преступления Раскольникова

Понять идейный замысел Достоевского: о причинах мы узнаем почти в конце романа.

1. Почему Раскольников признается в преступлении?

2. Перечитать эпизод явка с повинной (ч.4, гл.8), эпилог, сон Раскольникова. Чем и как Соня помогла Раскольникову на каторге? Какую роль в воскрешении Раскольникова играет сон?

23.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

Аналитическое чтение

Осмыслить последние страницы романа. Ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне

Подготовить сообщение на тему «Мастерство Достоевского»:

  • психологизм

  • портрет

  • сны

  • полифонизм

  • образная система

  • речь героев

  • роль цвета

  • образы-символы

  • пейзаж

24.

Художественные особенности романа «Преступление и наказание».

Совершенствование ЗУН. Урок-исследование

Раскрыть мастерство Достоевского, помочь осмыслить художественные особенности его романа

Прочитать статьи учебника о романе Достоевского, подготовиться к проверочной работе и тесту по творчеству писателя

25.

Итоговый урок. Тестирование

Урок контроля знаний

Проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи

Подготовиться к сочинению по одной из тем: определить идею сочинения, основную мысль, наметить план

Лев Николаевич Толстой (19 часов)

27.

Жизнь, творчество, личность Л. Н. Толстого

Изучение нового материала. Индивидуальные выступления учащихся

Познакомить с жизнью, творчеством великого русского писателя, его мировоззрением

Показать, как Толстой всю жизнь работал над собой

Подготовиться к беседе по 1 т., ч.1

1-салон Шерер. Что представляет собой хозяйка салона?

2-Безухов (гл.2-6) и А. Болконский в начале идейных исканий

28.

Роман «Война и мир». Изображение светского общества Петербурга. Салон А. П. Шерер

Совершенствование ЗУН. Комментированное чтение.

Показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом

1 ч., гл.12-13, 18-25 Рассказать об интересах московского общества? Что интересует родственников Безухова перед его кончиной?

29.

Изображение светского общества Москвы. Смерть Безухова. Атмосфера в доме Ростовых

Совершенствование ЗУН. Комментированное чтение.

Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества (история борьбы за наследство графа Безухова)

Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы) – гл.7-11, 14-17

Лысые горы (характер, интересы, занятия, отношение к семье, к войне) - гл.22-25

Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в лысых горах по сравнению с салоном Шерер?

30.

«Черты природы», «Мысль семейная в романе». Ростовы и Болконские

.

Совершенствование ЗУН. Урок-исследование

На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа

Ответить на вопросы по 2 и 3 части т.1:

Готова ли русская армий к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл.2)

Что предпринимает Кутузов? (гл. 14)

Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12)

Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся»? (гл.12, 15, 20-21)

31.

Изображение войны 1805-1807 годов

.

Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок.

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны

1. Сообщение по группам: «Проблема героизма, по Толстому», «Отношение Толстого к войне», «Почему 1805 г. стал эпохой срама и неудач для России?»

2. просмотреть т.2, ч.1-3. отметить материал «Поиски смысла жизни П. Безуховым и А. Болконским» и выделить основные сцены т.3

32.

Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского (т.2, ч.1-3)

Урок-размышление.

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиск смысла жизни

Прочитать сцены разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (ч.3, гл. 1, 3)

Какую роль сыграла природа в жизни кн. Андрея? (перечитать сцену «Небо Аустерлица» (т.1, гл.16,19)

33.

Природа в жизни людей с точки зрения Толстого

Урок-размышление.

Помочь понять учащимся, какую роль играет природа в жизни любимых героев Толстого

Выучить отрывок «Описание дуба» т.2, ч.3, гл.3 «Целый день был жаркий...- и чтобы все они жили со мной вместе» или т.2, ч.3, гл.1 «На краю дороги стоял дуб...- не тревожась и ничего не желая

Задания по группам: пересказ и анализ

1-жизнь поместного дворянства (4 ч. Ростовы, их соседи)

Любовь героев (3 т., 5 ч.)

2-Элен Курагина. Есть ли «сердце» у Элен

3-Любил ли Берг Веру Ростову?

4-Что руководило отношением Б. Друбецкого и Жюли Карагиной?

5-В чем вы видите обаяние Наташи Ростовой и кн. Андрея?

6-ка вы объясните и расцениваете ее измену?

34.

Проверочная работа по теме «Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа»

Контроль знаний.

Проверить глубину понимания проблематики романа, внутренней жизни героев, уровень развития речи

Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (т.3,ч.1, гл.1)

35.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

Урок-размышление.

Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого

Работа по группам:

1,2-Единство настроения русских людей Смоленск, Москва, Богучарово. На чем оно основано? (ч.2, гл.4,14; ч.3. гл.5,7)

3-Единство настроений во французской армии. На чем оно основано? (ч.1, гл.1,2

36.

Начало войны 1812 года в изображении Л. Н. Толстого. Когда и как война приобретает народный характер? Толстого

Изучение нового материала. Аналитическое чтение.

Проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю;

Помочь учащимся увидеть, как война постепенно приобретает народный характер и выяснить причины этого явления

Работа по группам:

1-Почему Бородинское сражение часто показано глазами Пьера? Что думают о войне ополченцы, солдаты, офицеры? Приведите примеры, доказывающие истинно патриотический характер войны. Каково значение пейзажа?

2-Покажите мужество участников боя (батарея Раевского). Как ведет себя Пьер во время сражения? Князь Андрей?

3- Как показаны Наполеон и Кутузов во время Бородино?

37.

Бородинское сражение – пример силы духа и истинного патриотизма русских людей

Совершенствование ЗУН.

Урок-размышление.

Показать народный, патриотический характер Бородинского сражения

Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона и подготовить характеристику героев по группам

38.

Кутузов и Наполеон в романе

Урок развитие аналитических навыков.

Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона

Пересмотреть т. 4.

1-Рассказать о партизанской войне (причины, дела, герои)

2-Петя Ростов в партизанском отряде

3-общая оценка Толстым партизанской войны

4-«Непобедимая» французская армия

Какие изменения произошли с героями?

39.

Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев.

Систематизация знаний. Работа в группах.

Проследить изображение партизанской войны и изменений, произошедших с героями

Подготовиться к беседе по страницам романа по плану

40.

«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Война 1812 года

.

Систематизация знаний. Семинар

Обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу

От чего зависит нравственная оценка персонажей у Толстого?

Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?

Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого?

Философия непротивления злу насилием Платона Каратаева (т.4, ч.1).

41.

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали

Систематизация знаний.

Проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории. Т. е. как реализуется в романе «мысль народная»

Пересмотреть эпилог и составить викторину для взаимопроверки знания текста из 6 вопросов

Мирная жизнь в романе. Сравнить мирную жизнь из 2 тома и эпилог. Сходства и различия.

42.

Роль эпилога в понимании идейного содержания романа

Систематизация знаний. Комбинированный.

Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить

Описать характер, жизнь, обстоятельства, повлиявшие на героя, на материале всего романа:

1гр.- Наташи Ростовой

2гр.-кн. Андрея

3гр.- Пьера

43.

Любимые герои Толстого. Обобщающий урок.

Систематизация знаний. Семинар.

Провести синтез и углубление знаний об образах любимых героев Толстого: Наташи Ростовой, Пьера, кн. Андрея

Прочитать по учебнику о проблематике романа

44.

Проблематика романа. «Война и мир» - роман-эпопея

Систематизация знаний. Семинар

Обобщить знания о проблематике романе

Подготовиться к классному сочинению по одной из тем

45.

Письменная работа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок развития аналитических навыков.

Проверить знание проблематики романа

Индивидуальные задания:

1-Подготовить сообщение о политической жизни 80-90 годов;

2-детские и юношеские годы Чехова

Антон Павлович Чехов (9 часов)

46.

Жизнь, личность, творчество А. П. Чехова

Знакомство с новым материалом.

Дать представление об общественно-политической жизни 80-90 годов 19 века и помочь осознать роль творчества А. П. Чехова

Познакомить с биографией писателя и особенностями его творчества

1.С чем всю жизнь боролся Чехов? Почему?

2. Читать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Почему Чехов объединил рассказы в трилогию?

47.

Трилогия о человеческих типах. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Обзорный урок с сообщениями учащихся

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов

1. Читать рассказ «Ионыч»

2. Дать характеристику городу, семье

48.

Рассказ «Ионыч». От Старцева к Ионычу.

Совершенствование ЗУН. Урок-размышление.

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе

1. Читать рассказ «Палата № 6»

2. Индивидуальные задания: дать характеристику городу и больнице (обратить внимание на детали, атмосферу); рассказ о больных

3. Сравнить героев: образ жизни, взгляды на жизнь, поступки

49.

«Палата № 6». К чему ведет самоустранение и равнодушие?

Совершенствование ЗУН. Урок-размышление

Рассмотреть две жизненные позиции, выяснить отношение учащихся к каждой из них

1. Читать «Вишневый сад», объяснить имена, фамилии героев с опорой на текст пьесы

2. Что интересует героев? Как они относятся друг к другу?

50.

«Вишневый сад». Неустроенность чеховских героев

Совершенствование ЗУН. Урок-спор

Помочь почувствовать учащимся атмосферу пьесы, погруженность героев в свой собственный мир, свои проблемы, их неустроенность

1. Подготовить сообщения о Раневской, Гаеве, Лопахине

2. Место и значение образа Фирса в сюжете и композиции пьесы, его рол в раскрытии идеи

3. Индивидуальное задание: сообщение о Яше, Дуняше, Епиходове, Шарлотте

51.

Причина жизненной драмы героев. Раневская, Лопахин, Гаев. Прощание с прошлым

Урок развития аналитических навыков.

Помочь учащимся понять причины неустроенности героев, рассмотреть их прошлое, способность их взаимодействовать с реальной действительностью

1. Прочитать 4 акт пьесы, подготовить материал об Ане и Пете Трофимове

2. Отвечает ли Чехов на вопрос, мучивший его великих предшественников: «Куда же несешься ты, Русь?»

52.

«Здравствуй, новая жизнь!» Петя, Аня

Урок-беседа

Рассмотреть, как соотнесено в пьесе настоящее и будущее, с которым связана проблема счастья

1. Почему пьеса названа «Вишневый сад»?

2. Какое место в системе образов принадлежит вишневому саду?

3. Объясните роль предметов-символов в пьесе: книга, ключи, золотой, часы

53.

Символическое значение «Вишневого сада»

Систематизация знаний.

Рассмотреть образ вишневого сада, определить его место в системе образов

Выступите в роли режиссеров: каким было бы звуковое оформление спектакля? Цветовое? Предметы интерьера? Объяснить

54.

Итоговый урок. Художественные особенности пьесы «Вишневый сад»

Контроль знаний.

Проверочная работа

Рассмотреть пьесу как новаторскую, определить ее художественное своеобразие: систему образов, приемы их создания, способ организации сценического действия, роль авторских ремарок, звука, особое время т пространство



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование по литературе в 10 классе (1)

    Урок
    Дать общую характеристику русской литературы первой половины XIX века; показать особенности зарождения реализма в русской литературе первой половины XIX в.
  2. Тематическое планирование по литературе для 10 класс

    Тематическое планирование
    Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма. Национальное самоопределение русской литературы.
  3. Тематическое планирование по литературе в 10 классе (2)

    Урок
    Искусство и литература России 19 века. Творчество писателей 18-начала 19 века. Обзорное знакомство. Русская литература в мировом литературном процессе, ее национальная самобытность и художественное совершенство.
  4. Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

    Урок
    Оценка образа Белинским. 1 Беседа, работа с книгой Текст романа, книга Татьяна – любимая героиня А.
  5. Тематическое планирование по литературе в 11 классе (3)

    Тематическое планирование
    В.Распутин. Манифест писателя. "Живи и помни". Тема совести. "Прощание с Матёрой". Тема истории, народа, земли и памяти. "Последний срок".

Другие похожие документы..