Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Начало ХХI века знаменуется не только многочисленными катаклизмами в сфере мировой экономики и политики, но и увеличением численности людей на Земном...полностью>>
'Документ'
Власть фамилии над человеком иногда безгранична. Гражданин Баран если и спасется от скарлатины в детстве, то все равно проворуется и зрелые свои годы...полностью>>
'Документ'
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ: Оплата производится в 2 этапа: 100% рег. взноса и 50% от общей суммы заявки в течение 5 банковских дней с момента выставления счета, о...полностью>>
'Урок'
Актуальность. В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои спо...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (3)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа учебной дисциплины

Ф ТПУ 7.1 -21/01

«УТВЕРЖДАЮ»                       

Дека факультета: ___________

_________ ___________

(подпись) (И.О., фамилия)

_____________________________

(дата)

Мировая культура и искусство

Рабочая программа для специальности 230500 «Сервис и туризм»

Факультет: Гуманитарный (ГФ)

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации

Курс 1, 2

Семестр 2, 3

Учебный план набора 2007 года

Распределение учебного времени

Лекции 69 ч.

Практические занятия 52 ч.

Самостоятельная работа 175 ч.

Всего аудиторных занятий 122 ч.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 175 ч.

Общая трудоемкость 297 ч.

Зачет во 2 семестре

Экзамен в 3 семестре

Томск 2009

Предисловие

  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по специальности 230500 «Сервис и туризм», утвержденного _________________, и __________________________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Культурологии и социальной коммуникации

«____»______________2009 г. Протокол № ________________

  1. Разработчик доцент КТЛ _____________ Т.А.Чухно

  1. Зав.обеспечивающей кафедрой КТЛ ____________ А.П. Моиссева

  1. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕСТВУЕТ действующему плану

Зав.выпускающей кафедрой КТЛ _______________ А.П. Моисеева

Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Мировая культура и искусство» предназначены для студентов специальности 230500 «Сервис и туризм». Рабочая программа содержит:

- обоснование цели и задач изучения дисциплины;

- календарно-тематический план лекционных и семинарских занятий;

- содержание теоретического и практического разделов дисциплины;

  • методические указания;

  • словарь ключевых слов и понятий;

  • контрольные вопросы и тестовые задания;

  • вопросы к зачету;

  • экзаменационные вопросы;

  • тематику рефератов;

  • список литературы;

Усвоение учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» проверяется и оценивается в различных формах опроса и контроля в ходе образовательного процесса, реализуемого как целенаправленная совместная познавательная деятельность студенческого коллектива. Вместе с тем используемая методика позволяет учитывать также индивидуальные интересы и личные особенности восприятия учащихся.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»

1.1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания является подготовка специалиста, знакомого с основными направлениями и стилями искусства различных эпох, владеющего основами искусствоведческого анализа произведений искусства.

1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины

Задачи дисциплины: формирование представления о природе художественного творчества, об истоках художественной деятельности, о месте и роли художника в общественном бытии, о видах и функциях искусства, о значении искусства в индивидуальном и общественном сознании, о критериях классического искусства, об основных закономерностях художественного творчества, о законах восприятия шедевров искусства;

- знакомство с основными направлениями и выдающимися школами в сфере искусства, с концепциями искусства, с классическими образцами и шедеврами художественного творчества;

- формирование художественного вкуса студентов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сущностное содержание и функции художествентной культуры и искусства (14 часов).

Методологические проблемы предмета «Мировая культура и искусство».

Понятие «художественная культура». Основные закономерности и тенденции ее развития. Главные эстетические категории: терминологический базис. Художественная реальность. Эстетическое бытие произведения искусства.

Определение искусства. Природа и сущность искусства. Смыслы и ценности искусства. Формообразующие факторы искусств. Соотношение формы и содержания в произведениях искусства. Система жанров. Категория стиля. Канон. Символ в искусстве.

Теории возникновения искусства. Концепции искусства.

Структура художественного образа и его целостность. Закономерномти развития художественного образа.

Особенности художественной деятельности. Гений в искусстве. Проблема художественного метода и стиля. Эволюция представлений о природе художественного. Художественные эпохи. Понятие и проблемы художественного сознания.

Виды искусств. Проблема классификации искусств.

Художественная культура и другие сферы общественного бытия.

Искусствоведческий анализ: методы и функции.

Методы искусствоведческого анализа: синхронический и диахронический. Многофакторный анализ художественного произведения. Художественное видение мира и человека.

Тема 2. Первобытная культура: Сакрально-культовые основания

(10 часов).

Проблема генезиса искусства.

Первобытный синкретизм. Функции и содержание первобытного искусства. Миф - ядро древней духовной культуры. Специфика мифологического мышления. Символизм и антропоморфизм мифа.

Рождение художественного образа.

Общие принципы художественного формообразования. Человек в искусстве первобытности: связь с культом плодородия, идеей рода, материнства. Искусство мезолита. Сцены и композиции ритуального характера. Первобытный реализм.

"Условность" образа. Символ. Первобытный символизм. Орнаментальный схематизм. Стилистическая эволюция. Декоративная стилизация.

Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Культовые сооружения как древнейшие обсерватории. Стоухендж.

Первобытный фольклор. Истоки пиктографии.

Зарождение прикладного искусства. «Звериный стиль».

Тема 3. Художественная культура Востока (16 часов).

Искусство Древней Месопотамии

Истоки художественной культуры Древней Месопотамии (Двуречья). Шумерское искусство. Храмовая архитектура - зиккурат. Повествовательный рельеф. Исторический рельеф. Шумерская скульптура: характерные черты. Статуэтки адорантов. Шумерский эпос.

Ассирийское искусство. Придворный характер искусства. Дворцовые комплексы. Символика шеду. Ассирийский канон.

Повествовательность и документальность изобразительного искусства Ассирии. Специфика ассирийских росписей.

Искусство древнего Вавилона. Архитектурные ансамбли. Дворцовые и храмовые постройки. Средства художественной выразительности. Изразцовые рельефы. Литературная традиция древнего Вавилона.

Искусство Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта. Периодизация древнеегипетского искусства. Духовное содержание древнеегипетского искусства: его космологическая сущность. Мифологические основы художественной культуры Древнего Египта. Древнеегипетский пантеон: зооморфизм, культ природы, культ Осириса. Статус художника: формы художественного общения.

Взаимодействие разных видов искусства. Монументальное зодчество как доминантный вид искусства. Храм - модель космоса. Единство архитектуры и скульптуры. Эстетико-художественный смысл египетского орнамента.

Изобразительное искусство древнего Египта.

Консервация художественной традиции: египетский канон. Архетипы животного и растительного мира.

Эпоха Амарны. Трансформация канона. Особенности амарнского периода в искусстве Египта.

Луксор. Карнак.

Литература древнего Египта.

Искусство Китая

Генезис китайского искусства. Единство каллиграфии, живописи и поэзии в китайской художественной культуре. Каноничность китайской культуры. Символизм искусства Китая. Искусство Китая как свидетельство духовного опыта и выражения основ духовной традиции. Даосское и конфуцианское основания искусства.

Мировоззренческие основания китайской живописи: концепция инь-ян, у-син. Образ художника-мудреца: духовное прозрение и творческий акт.

Принципы китайской живописи: взаимосвязь духа и материи, божественного и человеческого, личного и безличного, человека и природы. Пространственно-временная организация живописного произведения.

Стиль и его выражение: ци (дух и его плоды), цзы-жань (естественность), ли (всеобщие принципы), гу-фа (костяк образа), цзин (время года), шэн-дун (движение жизни), би (кисть), мо (тушь).

Специфика жанров китайской живописи. Пейзаж "горы-воды" ("шань-шу"). Принцип подвижного ракурса, принцип "трех глубин". Жанр "цветы и птицы": отличие от европейского натюрморта. Жанр портрета - "живопись фигур". Принципы портретной живописи.

Китайская проза и поэзия. Китайский театр.

Прикладное искусство Китая. Китайский фарфор.

Японское художественное сознание

Становление японского искусства. Влияние религии синто и буддизма. Эстетика дзэн. Принципы красоты: саби, ваби, сибуй, юген. Философско-эстетические основания чайной церемонии: ритуал и повседневный быт.

Японская архитектура: японский дом и сад. Ниша красоты - "токонама". Культовая скульптура. Японская живопись: доминантные черты, основные представители, направления, стили. Роль линии и пятна, декоративность, острота композиции. Горизонтальные и вертикальные свитки: макемоно и какемоно.

Японская поэзия. Японская проза. Мурасаки-сикибу «Повесть о Гэндзи». Японский театр.

Декоративное искусство Японии. Декоративная керамика.

Индийское искусство

Религиозно-философские основания индийской художественной культуры. Ценностная ориентация индийского искусства.

Искусство Индии и мифологические, религиозные и космологические представления о мироустройстве. Индуистский художественный канон. Теория «раса».

Архитектура: типы храмовых комплексов. Стамбхи. Храмовая скульптура и фресковая живопись. Аджанта.

Канон буддийского искусства. Атрибутирующие признаки буддийской пластики: мудра и асана. Признаки и особенности гандхарского стиля. Буддийская архитектура: ступы и буддийские храмы. Буддийские иконы ("тханка"). Символика и колористические особенности мандалы.

Художественная культура средневековой Индии.

Литература Индии.

Декоративно-прикладное искусство Индии.

Тема 4. Западноевропейская художественная культура и искусство

(10 часов).

Античное искусство

Искусство Древней Греции

Мифологические основания искусства. Эллинское мировосприятия, отраженная в греческом мифе. Триединая хорея.

Основные этапы греческого искусства.

Искусство крито-микенского (минойского) периода. Искусство островной Греции. Монументальное искусство. Кносский дворец. Фресковая дворцовая живопись. Морской стиль в вазописи.

Искусство материковой Греции: архитектура, скульптура, вазопись, прикладное искусство.

«Гомеровская Греция»: геометрический стиль в искусстве. Искусство малых форм. Фольклорная традиция. Гомеровский эпос: художественное мифологическое сознание.

Архаика: поиски рациональных основ красоты. Гармония, основанная на мере и числе. Формирование архитектурных типов ордерной системы. Архаическая скульптура: образ куроса и коры. Вазопись. Архаическая поэзия. Архаическое прикладное искусство.

Классика: развитие и завершенность стиля, формирование основных принципов античного искусства. Специфика греческого типа пластического мышления. Мирон и Поликлет. Афинский акрополь: архитектурные формы и скульптурные композиции. Искусство Фидия и Мирона. Скульптурный канон: Поликлет, Пракситель, Лисипп. Искусство Скопаса.

Классическая древнегреческая литература. Древнегреческий театр: становление и эволюция. Политическая ангажированность древнегреческой драмы и комедии.

Античная традиция в европейской художественной культуре.

Эллинистическое искусство

Мировоззренческая основа эллинистического искусства: идея судьбы и поиски личного Бога. Философские основания эллинистического искусства.

Архитектура. Рождение жанровой скульптуры. Фаюмский портрет.

Литература и поэзия. Александрийская литературная школа.

Эллинистический театр.

Развитие декоративно-прикладного искусства.

Искусство Древнего Рима

Этрусское искусство.

Художественная система этрусков. Храмовая архитектура. Специфика скульптурных форм: ассиметрия, напряженная динамика. Этрусская терракотовая пластика. Фресковая живопись. Прикладное искусство.

Римское искусство.

Художественная культура республиканского Рима. Становление римского искусства. Архитектура Рима. Исторический рельеф. Литературная традиция древнего Рима.

Художественная культура императорского Рима. «Золотой век» искусства. Достижения в сфере архитектуры. Реалистический скульптурный портрет. Золотой век римской поэзии: Катулл, Гораций, Вергилий, Овидий.

Римское прикладное искусство.

Тема 5. Западноевропейская художественная традиция (10 часов).

Христианская культура и искусство

Византийское искусство

Светские, народные и религиозные истоки византийской культуры. Специфические черты. Архитектура: трансформация античного храма под влиянием христианских идей. Базилика.

Храм как синтез искусств и символ Вселенной. Византийские храмовые мозаики.

Канонизация изобразительного искусства. Сложение иконографии. Выработка иконографических схем.

Византийская литература: агиография и патристика.

Искусство средних веков

Исторические условия и мировоззренческие основания развития средневекового искусства. Основные идеи и образы средневекового искусства. Раскрытие внутреннего мира человека. Роль символического и религиозно-трансцендентного начала в средневековом искусстве. Народные истоки творчества.

Новое понимание человека и его места в мире, интерес к явлениям реальной жизни.

Романское искусство. Основные черты. Тератологический стиль. Архитектура. Поэзия скальдов.

Готическое искусство. Архитектура - "проповедь в камне".

Символика городского кафедрального собора. Скульптурный и рельефный декор соборов.

Портретная скульптура. Витраж.

Поэзия вагантов. Рыцарская куртуазная литература. Трубадуры. Городская культура.

Музыкальная традиция эпохи средневековья.

Искусство Возрождения

Социально-политические, экономические и религиозно-философские причины становления и развития возрожденческого искусства. Влияние античности и средневековья. Искусство, как "зеркало мира".

Эстетические идеалы Ренессанса.

Рационализм художественных методов. "Трезвость" и "романтизм" ренессанса.

Специфика художественного языка. Колористические новации. Светские темы в живописи. Маньеризм.

Итальянское Возрождение: синтез традиции и новации.

Поиск новых средств художественной выразительности.

Итальянская литература. Данте Алигьери.

Архитектурные поиски и находки.

Специфика портретного жанра. Джотто. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело.

Музыка Возрождения.

Искусство Северного Возрождения

Возрождение в Германии. Выработка новых пластических законов скульптурной композиции. Гравюра.

Теоретические основы искусства Альбрехта Дюрера. Специфика живописного творчества.

Возрождение во Франции. Стилевая цельность архитектурных ансамблей. Развитие миниатюрной живописи. Живописный портрет.

Английское Возрождение. Театр Шекспира.

Возрождение в Нидерландах. Характер художественных процессов - тяготение к субъективному, преувеличенно-экспрессивному, правдивость и непосредственность изображения.

Пространственно-пейзажная композиция: "слоистое" пространство, отсутствие акцентировки центра, высокий горизонт, эффект "отчуждения". Голландский натюрморт.

Ян ван Эйк. Иероним Босх, Питер Брейгель.

Музыка Северного Возрождения.

Литературные новации во Франции, Испании, Англии. От карнавала – к трагизму человеческого существования. Кризис гуманистического мировоззрения.

Искусство 17-18 вв. в странах Западной Европы.

Художественные стили эпохи Просвещения: классицизм, барокко.

Особенности стиля рококо. Сентиментализм: дискредитация просвещенческого рационализма. Жизнь души в искусстве. Актуализация бытия обывателя.

Искусство Италии. Искусство Испании. Караваджо.

Искусство Франции. Искусство Англии. Пейзаж-настроение. Гейнсборо.

Искусство Фландрии. Питер Пауль Рубенс. Искусство Голландии. Живопись "малых голландцев": развитие бытового жанра. Рембранд Харменс ван Рейн.

Классическая музыка 17-18 вв.

Литература и поэзия 17-18 вв.

Прикладное искусство эпохи классицизма, барокко и рококо.

Постхристианское искусство: от романтизма – к модернизму и постмодернизму (19-21 вв.)

Искусство 19 в. – новые темы и образы: взаимоотношение человека и мира, традиции и новации. Расколотая действительность и расколотая душа.

Романтизм в художественной культуре 19 в. Идея двоемирия. Романтический герой. Художники-романтики.

Национальные особенности романтизма. Мистицизм немецких романтиков. Героический пафос французского романтизма. Бунтарство английской романтической поэзии.

Художественный опыт импрессионизма. Принципы импрессионистической живописи. Архитектоника художественного произведения: смещение ракурса, децентрализация изображения, эффект "кадрирования". Колористические задачи. Гармония света и цвета. Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Моне.

Постимпрессионизм. Развитие и отрицание импрессионистических идей. Становление нового художественного стиля. Единство цвета и формы. Творческие новации Поля Сезанна. Таитянские пасторали (Поль Гоген). "Солнце на холсте" (Винсент ван Гог).

Пуантилизм: Камиль Писсарро, Альфред Сислей.

Неоимпрессионизм.

Становление критического реализма. Идейные предпосылки реализма: историзм и позитивизм. Французская реалистическая литература 19 в.: Стендаль, П. Мериме, О. Де Бальзак, Г. Флобер. Натурализм: Э. Золя. Психологический реализм Ги Де Мопассана. Английская викторианская литература. Творчество Ч. Диккенса.

Новые тенденции в западноевропейской литературе. Интуитивизм: предвосхищение идеи «потока сознания». Эстетизация зла.

Музыкальная культура 19 столетия.

Искусство 20-21 вв.

Современное искусство: основные тенденции и направления.

"Стиль модерн": цели и принципы. Национальная романтика, неоклассика, живописный реализм.

Модернизм: становление и задачи. Характеристика направлений: фовизм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, примитивизм. Творчество основных представителей современного искусства. Программа творчества Пабло Пикассо.

Поиски смысла жизни в национальной литературе Западной Европы и Америки. Тема «Потерянного поколения» и «потерянной личности»: Э.-М. Ремарк, Ф. Дюрренматт, Ф.С. Фитцжеральд, Д. Сэлинджер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Г. Маркес.

Экзистенциальное сознание в художественной культуре 20 в. Творчество Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Отчуждение личности и трагизм человеческого существования в обезбоженном мире. Мир как сосредоточие хаоса и абсурда. Фантасмагория бытия. Проблема индивидуального выбора и спасения личности.

Искусство постмодерна. Гипертекст. Принципы современной эстетики: «смерть автора», «поток сознания», «искусство шоковой терапии», метаповествование, создание «гиперреальности». Современные формы искусства: Концептуальное искусство, перформанс, хепенинг, китч, искусство «естественных форм».

«Постмодернистский удел»: У. Эко, Х. Кортасар, Х.Л. Борхес.

Искусство и художественный рынок: эстетическая и рыночная ценность произведений искусства. «Серийный» характер искусства.

Основные тенденции развития современного искусства. «Смерть искусства» в современной культуре.

Тема 6. Русское искусство (10 часов).

Древнерусское искусство

Истоки древнерусского искусства. Русификация византийского стиля.

Формирование самобытной архитектурной традиции: крестово-купольный храм, шатровый храм, деревянное зодчество. Особенности древнерусского храма.

Канонизация в изобразительном искусстве.

Иконопись – основная классическая форма средневекового искусства Руси. Духовный смысл древнерусской иконы. Сложение иконографии. Пространственно-временная организация иконы. Символизм в иконописи.

Иконописные школы Древней Руси: псковская, новгородская,

строгановская икона. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Словесность древнерусской литературы. Житийная литература. Героический эпос.

Декоративно- прикладное искусство: культовое, светское, народное.

Русское искусство 13-18 вв.

Литература русского средневековья. «Житие протопопа Аввакума». Новые тенденции в искусстве. Обмирщение культуры: союз искусства с наукой, рационализм и целесообразность. Задачи художественного отделения Академии наук.

Архитектурный стиль русское барокко. Скульптура.

От иконы к парсуне. Документальная гравюра.

Формирование принципов портретной живописи. Парадный и интимный портрет. Психологический портрет. Мастера портретного жанра: Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский. Историческая живопись - А.П.Лосенко.

Тенденции русского классицизма в литературном творчестве.

Искусство 19-20 вв.

Золотой век русской литературы и поэзии.

Новаторские тенденции в русском изобразительном искусстве.

Архитектурные новации.

Новое содержание русской исторической живописи – А.И. Иванов. Мировоззренческие основания его творчества. Развитие исторической живописи: Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Жанровая живопись – А.Г. Веницианов.

Пейзажная живопись: С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин. Творческие открытия И.К. Айвазовского. Развитие пейзажной живописи: А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И. Левитан.

Развитие портретной живописи: О.А. Кипренский, В.А. Тропинин. Русский психологический портрет.

Критический реализм в русской живописи: П.А. Федотов.

«Бунт четырнадцати»: идейные истоки. Русские художники-демократы. Обличительный характер живописных полотен: В.И. Якоби, И.М. Прянишников, Н.В. Неврев, В.В. Пукирев, В.Г. Перов.

Товарищество передвижных художественных выставок: цели и задачи. В.Н. Максимов, Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репин.

Русский модерн. Архитектурные образы. Искусство Ф. Шехтеля.

"Мир искусства". А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.П.Рябушкин, М.В.Нестеров. Особенности творчества, круг решаемых задач, специфика художественного языка.

Художественная культура «серебряного века». Символизм.

Духовная наполненность русского искусства.

Декоративно- прикладное искусство.

Культура русского зарубежья.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01

    Рабочая программа
    Ц3. Выпускник образовательной программы на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в организационно-управленческой деятельности, связанной с выполнением междисциплинарных проектов в профессиональной
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (1)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (4)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01  

    Рабочая программа
    1 Рабочая программа составлена на основе ГОС № 52 по специальности 351400, утвержденного 14.03.2 , и стандарта СТП ТПУ 2.4.01-99 "Система образовательных стандартов.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (11)

    Рабочая программа
    Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная антропология» предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью».
  6. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (14)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного продукта» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста

Другие похожие документы..