Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
о системе мер по обеспечению требований охраны труда и улучшению условий труда, сложившейся в ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (...полностью>>
'Документ'
В данной работе рассматривается глобализация как один из факторов структурных изменений мировой экономики. Проводится анализ изменения структуры миро...полностью>>
'Исследование'
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратег...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины «Моделирование систем управления» является изучение положений и методов теории моделирования применительно к системам управления, во...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (3)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Рабочая программа учебной дисциплины

Ф ТПУ 7.1 -21/01

«УТВЕРЖДАЮ»                       

Дека факультета: ___________

_________ ___________

(подпись) (И.О., фамилия)

_____________________________

(дата)

Мировая культура и искусство

Рабочая программа для специальности 230500 «Сервис и туризм»

Факультет: Гуманитарный (ГФ)

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации

Курс 1, 2

Семестр 2, 3

Учебный план набора 2007 года

Распределение учебного времени

Лекции 69 ч.

Практические занятия 52 ч.

Самостоятельная работа 175 ч.

Всего аудиторных занятий 122 ч.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 175 ч.

Общая трудоемкость 297 ч.

Зачет во 2 семестре

Экзамен в 3 семестре

Томск 2009

Предисловие

  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по специальности 230500 «Сервис и туризм», утвержденного _________________, и __________________________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Культурологии и социальной коммуникации

«____»______________2009 г. Протокол № ________________

  1. Разработчик доцент КТЛ _____________ Т.А.Чухно

  1. Зав.обеспечивающей кафедрой КТЛ ____________ А.П. Моиссева

  1. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕСТВУЕТ действующему плану

Зав.выпускающей кафедрой КТЛ _______________ А.П. Моисеева

Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Мировая культура и искусство» предназначены для студентов специальности 230500 «Сервис и туризм». Рабочая программа содержит:

- обоснование цели и задач изучения дисциплины;

- календарно-тематический план лекционных и семинарских занятий;

- содержание теоретического и практического разделов дисциплины;

  • методические указания;

  • словарь ключевых слов и понятий;

  • контрольные вопросы и тестовые задания;

  • вопросы к зачету;

  • экзаменационные вопросы;

  • тематику рефератов;

  • список литературы;

Усвоение учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» проверяется и оценивается в различных формах опроса и контроля в ходе образовательного процесса, реализуемого как целенаправленная совместная познавательная деятельность студенческого коллектива. Вместе с тем используемая методика позволяет учитывать также индивидуальные интересы и личные особенности восприятия учащихся.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»

1.1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания является подготовка специалиста, знакомого с основными направлениями и стилями искусства различных эпох, владеющего основами искусствоведческого анализа произведений искусства.

1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины

Задачи дисциплины: формирование представления о природе художественного творчества, об истоках художественной деятельности, о месте и роли художника в общественном бытии, о видах и функциях искусства, о значении искусства в индивидуальном и общественном сознании, о критериях классического искусства, об основных закономерностях художественного творчества, о законах восприятия шедевров искусства;

- знакомство с основными направлениями и выдающимися школами в сфере искусства, с концепциями искусства, с классическими образцами и шедеврами художественного творчества;

- формирование художественного вкуса студентов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сущностное содержание и функции художествентной культуры и искусства (14 часов).

Методологические проблемы предмета «Мировая культура и искусство».

Понятие «художественная культура». Основные закономерности и тенденции ее развития. Главные эстетические категории: терминологический базис. Художественная реальность. Эстетическое бытие произведения искусства.

Определение искусства. Природа и сущность искусства. Смыслы и ценности искусства. Формообразующие факторы искусств. Соотношение формы и содержания в произведениях искусства. Система жанров. Категория стиля. Канон. Символ в искусстве.

Теории возникновения искусства. Концепции искусства.

Структура художественного образа и его целостность. Закономерномти развития художественного образа.

Особенности художественной деятельности. Гений в искусстве. Проблема художественного метода и стиля. Эволюция представлений о природе художественного. Художественные эпохи. Понятие и проблемы художественного сознания.

Виды искусств. Проблема классификации искусств.

Художественная культура и другие сферы общественного бытия.

Искусствоведческий анализ: методы и функции.

Методы искусствоведческого анализа: синхронический и диахронический. Многофакторный анализ художественного произведения. Художественное видение мира и человека.

Тема 2. Первобытная культура: Сакрально-культовые основания

(10 часов).

Проблема генезиса искусства.

Первобытный синкретизм. Функции и содержание первобытного искусства. Миф - ядро древней духовной культуры. Специфика мифологического мышления. Символизм и антропоморфизм мифа.

Рождение художественного образа.

Общие принципы художественного формообразования. Человек в искусстве первобытности: связь с культом плодородия, идеей рода, материнства. Искусство мезолита. Сцены и композиции ритуального характера. Первобытный реализм.

"Условность" образа. Символ. Первобытный символизм. Орнаментальный схематизм. Стилистическая эволюция. Декоративная стилизация.

Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Культовые сооружения как древнейшие обсерватории. Стоухендж.

Первобытный фольклор. Истоки пиктографии.

Зарождение прикладного искусства. «Звериный стиль».

Тема 3. Художественная культура Востока (16 часов).

Искусство Древней Месопотамии

Истоки художественной культуры Древней Месопотамии (Двуречья). Шумерское искусство. Храмовая архитектура - зиккурат. Повествовательный рельеф. Исторический рельеф. Шумерская скульптура: характерные черты. Статуэтки адорантов. Шумерский эпос.

Ассирийское искусство. Придворный характер искусства. Дворцовые комплексы. Символика шеду. Ассирийский канон.

Повествовательность и документальность изобразительного искусства Ассирии. Специфика ассирийских росписей.

Искусство древнего Вавилона. Архитектурные ансамбли. Дворцовые и храмовые постройки. Средства художественной выразительности. Изразцовые рельефы. Литературная традиция древнего Вавилона.

Искусство Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта. Периодизация древнеегипетского искусства. Духовное содержание древнеегипетского искусства: его космологическая сущность. Мифологические основы художественной культуры Древнего Египта. Древнеегипетский пантеон: зооморфизм, культ природы, культ Осириса. Статус художника: формы художественного общения.

Взаимодействие разных видов искусства. Монументальное зодчество как доминантный вид искусства. Храм - модель космоса. Единство архитектуры и скульптуры. Эстетико-художественный смысл египетского орнамента.

Изобразительное искусство древнего Египта.

Консервация художественной традиции: египетский канон. Архетипы животного и растительного мира.

Эпоха Амарны. Трансформация канона. Особенности амарнского периода в искусстве Египта.

Луксор. Карнак.

Литература древнего Египта.

Искусство Китая

Генезис китайского искусства. Единство каллиграфии, живописи и поэзии в китайской художественной культуре. Каноничность китайской культуры. Символизм искусства Китая. Искусство Китая как свидетельство духовного опыта и выражения основ духовной традиции. Даосское и конфуцианское основания искусства.

Мировоззренческие основания китайской живописи: концепция инь-ян, у-син. Образ художника-мудреца: духовное прозрение и творческий акт.

Принципы китайской живописи: взаимосвязь духа и материи, божественного и человеческого, личного и безличного, человека и природы. Пространственно-временная организация живописного произведения.

Стиль и его выражение: ци (дух и его плоды), цзы-жань (естественность), ли (всеобщие принципы), гу-фа (костяк образа), цзин (время года), шэн-дун (движение жизни), би (кисть), мо (тушь).

Специфика жанров китайской живописи. Пейзаж "горы-воды" ("шань-шу"). Принцип подвижного ракурса, принцип "трех глубин". Жанр "цветы и птицы": отличие от европейского натюрморта. Жанр портрета - "живопись фигур". Принципы портретной живописи.

Китайская проза и поэзия. Китайский театр.

Прикладное искусство Китая. Китайский фарфор.

Японское художественное сознание

Становление японского искусства. Влияние религии синто и буддизма. Эстетика дзэн. Принципы красоты: саби, ваби, сибуй, юген. Философско-эстетические основания чайной церемонии: ритуал и повседневный быт.

Японская архитектура: японский дом и сад. Ниша красоты - "токонама". Культовая скульптура. Японская живопись: доминантные черты, основные представители, направления, стили. Роль линии и пятна, декоративность, острота композиции. Горизонтальные и вертикальные свитки: макемоно и какемоно.

Японская поэзия. Японская проза. Мурасаки-сикибу «Повесть о Гэндзи». Японский театр.

Декоративное искусство Японии. Декоративная керамика.

Индийское искусство

Религиозно-философские основания индийской художественной культуры. Ценностная ориентация индийского искусства.

Искусство Индии и мифологические, религиозные и космологические представления о мироустройстве. Индуистский художественный канон. Теория «раса».

Архитектура: типы храмовых комплексов. Стамбхи. Храмовая скульптура и фресковая живопись. Аджанта.

Канон буддийского искусства. Атрибутирующие признаки буддийской пластики: мудра и асана. Признаки и особенности гандхарского стиля. Буддийская архитектура: ступы и буддийские храмы. Буддийские иконы ("тханка"). Символика и колористические особенности мандалы.

Художественная культура средневековой Индии.

Литература Индии.

Декоративно-прикладное искусство Индии.

Тема 4. Западноевропейская художественная культура и искусство

(10 часов).

Античное искусство

Искусство Древней Греции

Мифологические основания искусства. Эллинское мировосприятия, отраженная в греческом мифе. Триединая хорея.

Основные этапы греческого искусства.

Искусство крито-микенского (минойского) периода. Искусство островной Греции. Монументальное искусство. Кносский дворец. Фресковая дворцовая живопись. Морской стиль в вазописи.

Искусство материковой Греции: архитектура, скульптура, вазопись, прикладное искусство.

«Гомеровская Греция»: геометрический стиль в искусстве. Искусство малых форм. Фольклорная традиция. Гомеровский эпос: художественное мифологическое сознание.

Архаика: поиски рациональных основ красоты. Гармония, основанная на мере и числе. Формирование архитектурных типов ордерной системы. Архаическая скульптура: образ куроса и коры. Вазопись. Архаическая поэзия. Архаическое прикладное искусство.

Классика: развитие и завершенность стиля, формирование основных принципов античного искусства. Специфика греческого типа пластического мышления. Мирон и Поликлет. Афинский акрополь: архитектурные формы и скульптурные композиции. Искусство Фидия и Мирона. Скульптурный канон: Поликлет, Пракситель, Лисипп. Искусство Скопаса.

Классическая древнегреческая литература. Древнегреческий театр: становление и эволюция. Политическая ангажированность древнегреческой драмы и комедии.

Античная традиция в европейской художественной культуре.

Эллинистическое искусство

Мировоззренческая основа эллинистического искусства: идея судьбы и поиски личного Бога. Философские основания эллинистического искусства.

Архитектура. Рождение жанровой скульптуры. Фаюмский портрет.

Литература и поэзия. Александрийская литературная школа.

Эллинистический театр.

Развитие декоративно-прикладного искусства.

Искусство Древнего Рима

Этрусское искусство.

Художественная система этрусков. Храмовая архитектура. Специфика скульптурных форм: ассиметрия, напряженная динамика. Этрусская терракотовая пластика. Фресковая живопись. Прикладное искусство.

Римское искусство.

Художественная культура республиканского Рима. Становление римского искусства. Архитектура Рима. Исторический рельеф. Литературная традиция древнего Рима.

Художественная культура императорского Рима. «Золотой век» искусства. Достижения в сфере архитектуры. Реалистический скульптурный портрет. Золотой век римской поэзии: Катулл, Гораций, Вергилий, Овидий.

Римское прикладное искусство.

Тема 5. Западноевропейская художественная традиция (10 часов).

Христианская культура и искусство

Византийское искусство

Светские, народные и религиозные истоки византийской культуры. Специфические черты. Архитектура: трансформация античного храма под влиянием христианских идей. Базилика.

Храм как синтез искусств и символ Вселенной. Византийские храмовые мозаики.

Канонизация изобразительного искусства. Сложение иконографии. Выработка иконографических схем.

Византийская литература: агиография и патристика.

Искусство средних веков

Исторические условия и мировоззренческие основания развития средневекового искусства. Основные идеи и образы средневекового искусства. Раскрытие внутреннего мира человека. Роль символического и религиозно-трансцендентного начала в средневековом искусстве. Народные истоки творчества.

Новое понимание человека и его места в мире, интерес к явлениям реальной жизни.

Романское искусство. Основные черты. Тератологический стиль. Архитектура. Поэзия скальдов.

Готическое искусство. Архитектура - "проповедь в камне".

Символика городского кафедрального собора. Скульптурный и рельефный декор соборов.

Портретная скульптура. Витраж.

Поэзия вагантов. Рыцарская куртуазная литература. Трубадуры. Городская культура.

Музыкальная традиция эпохи средневековья.

Искусство Возрождения

Социально-политические, экономические и религиозно-философские причины становления и развития возрожденческого искусства. Влияние античности и средневековья. Искусство, как "зеркало мира".

Эстетические идеалы Ренессанса.

Рационализм художественных методов. "Трезвость" и "романтизм" ренессанса.

Специфика художественного языка. Колористические новации. Светские темы в живописи. Маньеризм.

Итальянское Возрождение: синтез традиции и новации.

Поиск новых средств художественной выразительности.

Итальянская литература. Данте Алигьери.

Архитектурные поиски и находки.

Специфика портретного жанра. Джотто. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело.

Музыка Возрождения.

Искусство Северного Возрождения

Возрождение в Германии. Выработка новых пластических законов скульптурной композиции. Гравюра.

Теоретические основы искусства Альбрехта Дюрера. Специфика живописного творчества.

Возрождение во Франции. Стилевая цельность архитектурных ансамблей. Развитие миниатюрной живописи. Живописный портрет.

Английское Возрождение. Театр Шекспира.

Возрождение в Нидерландах. Характер художественных процессов - тяготение к субъективному, преувеличенно-экспрессивному, правдивость и непосредственность изображения.

Пространственно-пейзажная композиция: "слоистое" пространство, отсутствие акцентировки центра, высокий горизонт, эффект "отчуждения". Голландский натюрморт.

Ян ван Эйк. Иероним Босх, Питер Брейгель.

Музыка Северного Возрождения.

Литературные новации во Франции, Испании, Англии. От карнавала – к трагизму человеческого существования. Кризис гуманистического мировоззрения.

Искусство 17-18 вв. в странах Западной Европы.

Художественные стили эпохи Просвещения: классицизм, барокко.

Особенности стиля рококо. Сентиментализм: дискредитация просвещенческого рационализма. Жизнь души в искусстве. Актуализация бытия обывателя.

Искусство Италии. Искусство Испании. Караваджо.

Искусство Франции. Искусство Англии. Пейзаж-настроение. Гейнсборо.

Искусство Фландрии. Питер Пауль Рубенс. Искусство Голландии. Живопись "малых голландцев": развитие бытового жанра. Рембранд Харменс ван Рейн.

Классическая музыка 17-18 вв.

Литература и поэзия 17-18 вв.

Прикладное искусство эпохи классицизма, барокко и рококо.

Постхристианское искусство: от романтизма – к модернизму и постмодернизму (19-21 вв.)

Искусство 19 в. – новые темы и образы: взаимоотношение человека и мира, традиции и новации. Расколотая действительность и расколотая душа.

Романтизм в художественной культуре 19 в. Идея двоемирия. Романтический герой. Художники-романтики.

Национальные особенности романтизма. Мистицизм немецких романтиков. Героический пафос французского романтизма. Бунтарство английской романтической поэзии.

Художественный опыт импрессионизма. Принципы импрессионистической живописи. Архитектоника художественного произведения: смещение ракурса, децентрализация изображения, эффект "кадрирования". Колористические задачи. Гармония света и цвета. Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Моне.

Постимпрессионизм. Развитие и отрицание импрессионистических идей. Становление нового художественного стиля. Единство цвета и формы. Творческие новации Поля Сезанна. Таитянские пасторали (Поль Гоген). "Солнце на холсте" (Винсент ван Гог).

Пуантилизм: Камиль Писсарро, Альфред Сислей.

Неоимпрессионизм.

Становление критического реализма. Идейные предпосылки реализма: историзм и позитивизм. Французская реалистическая литература 19 в.: Стендаль, П. Мериме, О. Де Бальзак, Г. Флобер. Натурализм: Э. Золя. Психологический реализм Ги Де Мопассана. Английская викторианская литература. Творчество Ч. Диккенса.

Новые тенденции в западноевропейской литературе. Интуитивизм: предвосхищение идеи «потока сознания». Эстетизация зла.

Музыкальная культура 19 столетия.

Искусство 20-21 вв.

Современное искусство: основные тенденции и направления.

"Стиль модерн": цели и принципы. Национальная романтика, неоклассика, живописный реализм.

Модернизм: становление и задачи. Характеристика направлений: фовизм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, примитивизм. Творчество основных представителей современного искусства. Программа творчества Пабло Пикассо.

Поиски смысла жизни в национальной литературе Западной Европы и Америки. Тема «Потерянного поколения» и «потерянной личности»: Э.-М. Ремарк, Ф. Дюрренматт, Ф.С. Фитцжеральд, Д. Сэлинджер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Г. Маркес.

Экзистенциальное сознание в художественной культуре 20 в. Творчество Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Отчуждение личности и трагизм человеческого существования в обезбоженном мире. Мир как сосредоточие хаоса и абсурда. Фантасмагория бытия. Проблема индивидуального выбора и спасения личности.

Искусство постмодерна. Гипертекст. Принципы современной эстетики: «смерть автора», «поток сознания», «искусство шоковой терапии», метаповествование, создание «гиперреальности». Современные формы искусства: Концептуальное искусство, перформанс, хепенинг, китч, искусство «естественных форм».

«Постмодернистский удел»: У. Эко, Х. Кортасар, Х.Л. Борхес.

Искусство и художественный рынок: эстетическая и рыночная ценность произведений искусства. «Серийный» характер искусства.

Основные тенденции развития современного искусства. «Смерть искусства» в современной культуре.

Тема 6. Русское искусство (10 часов).

Древнерусское искусство

Истоки древнерусского искусства. Русификация византийского стиля.

Формирование самобытной архитектурной традиции: крестово-купольный храм, шатровый храм, деревянное зодчество. Особенности древнерусского храма.

Канонизация в изобразительном искусстве.

Иконопись – основная классическая форма средневекового искусства Руси. Духовный смысл древнерусской иконы. Сложение иконографии. Пространственно-временная организация иконы. Символизм в иконописи.

Иконописные школы Древней Руси: псковская, новгородская,

строгановская икона. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Словесность древнерусской литературы. Житийная литература. Героический эпос.

Декоративно- прикладное искусство: культовое, светское, народное.

Русское искусство 13-18 вв.

Литература русского средневековья. «Житие протопопа Аввакума». Новые тенденции в искусстве. Обмирщение культуры: союз искусства с наукой, рационализм и целесообразность. Задачи художественного отделения Академии наук.

Архитектурный стиль русское барокко. Скульптура.

От иконы к парсуне. Документальная гравюра.

Формирование принципов портретной живописи. Парадный и интимный портрет. Психологический портрет. Мастера портретного жанра: Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский. Историческая живопись - А.П.Лосенко.

Тенденции русского классицизма в литературном творчестве.

Искусство 19-20 вв.

Золотой век русской литературы и поэзии.

Новаторские тенденции в русском изобразительном искусстве.

Архитектурные новации.

Новое содержание русской исторической живописи – А.И. Иванов. Мировоззренческие основания его творчества. Развитие исторической живописи: Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Жанровая живопись – А.Г. Веницианов.

Пейзажная живопись: С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин. Творческие открытия И.К. Айвазовского. Развитие пейзажной живописи: А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И. Левитан.

Развитие портретной живописи: О.А. Кипренский, В.А. Тропинин. Русский психологический портрет.

Критический реализм в русской живописи: П.А. Федотов.

«Бунт четырнадцати»: идейные истоки. Русские художники-демократы. Обличительный характер живописных полотен: В.И. Якоби, И.М. Прянишников, Н.В. Неврев, В.В. Пукирев, В.Г. Перов.

Товарищество передвижных художественных выставок: цели и задачи. В.Н. Максимов, Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репин.

Русский модерн. Архитектурные образы. Искусство Ф. Шехтеля.

"Мир искусства". А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.П.Рябушкин, М.В.Нестеров. Особенности творчества, круг решаемых задач, специфика художественного языка.

Художественная культура «серебряного века». Символизм.

Духовная наполненность русского искусства.

Декоративно- прикладное искусство.

Культура русского зарубежья.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематик практических (семинарских) занятий

Тема 1. Феномен художественной культуры и искусства (6 часов).

  1. Понятие «художественная культура»: категориальный аппарат, социокультурные смыслы, функции.

  2. Феномен искусства:

- природа искусства;

- сущностное содержание искусства;

- акт художественного творчества;

- художественная реальность и художественный образ;

  1. Концепции искусства.

  2. Классификация искусства.

  3. Стили и жанры в искусстве.

  4. Канон и символ в искусстве.

Тема 2. Посещение витражной мастерской (2 часа).

  1. Витражная мастерская: оборудование.

  2. Витражное искусство:

- технология;

- колористический вопрос;

- национальные традиции.

3. Витражное искусство как искусство монументальное.

Тема 3. Художественная культура первобытности (4 часов).

  1. Проблема генезиса искусства.

  2. Феномен первобытного искусства.

- религиозно-магическая природа первобытного искусства;

- синкретическая сущность искусства;

- эволюция первобытного искусства: от первобытности – к условности;

- образ человека в художественной реальности.

Тема 4. Посещение археологического музея (2 часа).

  1. Культура первобытного общества.

  2. Декоративно-прикладное первобытное искусство.

  3. Религиозно-магическая природа первобытного искусства.

Тема 5. Художественная культура и искусство Востока (8 часов).

  1. Искусство стран Ближнего Востока и Передней Азии:

- искусство древней Месопотамии;

- искусство древнего Египта.

2. Художественная культура Китая и Японии:

- эстетическое основание культуры;

- концепция искусства: даосские и конфуцианские истоки и традиции;

- национальная специфика стилей и жанров;

- изобразительное искусство Китая и Японии;

- литература и театр.

3. Индийская художественная культура:

- искусство Хараппы;

- художественный канон индуизма;

- буддийское искусство.

Тема 6. Посещение гончарной мастерской (2 часа).

  1. Гончарная мастерская: оборудование.

  2. Гончарное дело: технологический процесс.

  3. Гончарное искусство: практика. Основные техники лепки.

Тема 7. Посещение мечети (2 часа).

  1. Мировоззренческие основания мусульманского искусства.

  2. Каноническое искусство ислама.

  3. Искусство каллиграфии.

Тема 8. Западноевропейская художественная культура и искусство

(10 часов).

  1. Античная художественная культура:

- эгейское искусство;

- микенская культура;

- архаическая и классическая культура;

- эллинизм;

- художественная реальность древнего Рима.

2. Художественная культура средневековья:

- романский стиль;

- готика.

3. Искусство Возрождения:

- итальянское Возрождение;

- Северное Возрождение.

4. Традиции просвещения в европейском искусстве:

- художественные стили эпохи;

- национальные особенности стиля.

5. Искусство 19 столетия:

- романтизм: дух эпохи и национальная специфика;

- реалистическая направленность искусства: реализм натуралстический, «объективный», психологический;

- поиски стиля на исходе столетия: постимпрессионизм и неоимпрессионизм.

6. Художественная культура 20 в.:

- стиль модерн: задачи и принципы;

- моденизм: его реализация в художественной реальности;

- постмодерн: разрушение художественного стиля и «смерть искусства».

Тема 9. Посещение храма (2 часа).

  1. Мировоззренческие основания христианского искусства.

  2. Художественный канон.

  3. Искусство иконописи.

Тема 10. Посещение художественного музея (2 часа).

  1. Музейная экспозиция «Западноевропейская живопись».

  2. Особенности западноевропейского искусства живописи.

  3. Национальная специфика западноевропейской живописи.

Тема 11. Русское искусство ( 8 часов).

  1. Становление русской национальной культуры и искусства.

  2. «Золотой век» русской художественной культуры.

  3. «Серебряный век» русского искусства.

  4. Современное русское искусство: национальная самобытность и всемирность.

Тема 12. Посещение иконописной мастерской (2 часа).

  1. Технология иконописи.

  2. Иконописный образ.

  3. Колористическое решение.

  4. Духовная интенция иконописного письма.

  5. Личность иконописца.

Тема 13. Посещение художественного музея (2 часа).

  1. Русский модерн: национальная специфика.

  2. Живописное искусство эпохи «Серебряного века».

  3. Художники «Серебряного века».

  4. «Мир искусства».

  5. Интенция развития живописи 1-ой половины 20 в.

4. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( часов)

В качестве отчета о проделанной самостоятельной работе должны быть предоставлены конспекты выполненных заданий, тексты рефератов и реферативных сообщений, творческие отчеты.

    1. Методические указания по написанию реферата и

представлению доклада в устной форме

Студентам очного обучения, предлагается написание реферата по литературе, рекомендованной для освоения учебного курса «Мировая культура и искусство».

Для реферирования выбирается монография из списка основной либо дополнительной литературы. Объем реферата составляет 10-12 страниц печатного (кегель 14, интервал 1,5) или 15-17 страниц рукописного текста. Реферат может быть двух типов:

1.Отзыв-рецензия на книгу.

2.Доклад на определенную тему на основании одной или нескольких

прочитанных книг.

Письменно выполненный реферат представляется в форме устного доклада в рамках практического (лекционного) занятия.

      1. Требования к реферату

  1. Оформление титульного листа реферата (см. Приложение 1.).

  1. Вводная часть:

1.Указание автора, названия, выходных данных (место и год издания, название издательства) книги.

2.Краткая справка об авторе рецензируемой работы, о его научных взглядах, методологической и исторической концепции.

  1. Изложение целей и задач монографического исследования.

  2. Характеристика источников и литературы, использованных автором.

  1. Основная часть.

Содержание реферата не разделяется на отдельные темы, но излагается целостно, логически обоснованно. Анализируются основные идеи автора, проблемы, поставленные им в монографических исследованиях. Позиция автора излагается кратко, предполагается ее критическая оценка.

  1. Заключение.

В заключительной части реферата делаются общие выводы относительно научной монографии. Указывается значимость, новизна и актуальность исследования. Отмечается значение исследованного материала для освоения учебного курса «История мировых цивилизаций».

4.1.2. Тематика рефератов

Теоретические проблемы курса

  1. Проблемы художественного творчества.

  2. Художественная реальность.

  3. Что такое искусство.

  4. Фантазия в искусстве.

  5. Искусство и мораль.

  6. Духовный мир человека в зеркале искусства.

  7. Есть ли прогресс в искусстве.

  8. Садово-парковое искусство: национально-исторические типы парков.

  9. Интерьеры: стилевое разнообразие.

  10. Психология и символика цвета в живописной традиции.

  11. Мозаика: техника и специфика художественного образа.

  12. Искусство фресковой живописи.

  13. Орнамент: видовое многообразие и значение.

  14. Витражное искусство.

  15. Классические «семь чудес света».

  16. Жанр натюрморта в живописи: система аллегорий.

  17. Особенности музыкального художественного образа.

  18. Орган: история инструмента и музыкальная традиция.

  19. Классическое музыкальное наследие.

  20. Театральное искусство: сценическая жизнь «здесь» и «теперь».

  21. Художественный образ в театральном искусстве (системы К. Станиславского, Е. Вахтангова, Вс. Мейерхольда).

  22. Театр теней: законы жанра.

  23. Традиции кукольного театра.

  24. Балет: история и традиции.

  25. Особенности хореографического образа.

  26. Певческий голос: выразительные возможности.

  27. Основные оперные формы.

Первобытное искусство

  1. Искусство табуированной культуры.

  2. Образ человека в первобытном искусстве.

  3. Мифологическое наследие первобытных народов.

  4. Мегалиты первобытности. Стоухендж.

  5. Роль орнамента в первобытности.

  6. «Звериный стиль».

  7. Прикладное искусство эпохи первобытности.

  8. Искусство австралийских аборигенов.

  9. Искусство современных малых народов.

Искусство стран Востока

  1. Социальный статус художника в странах Востока.

  2. Архитектурные образы Шумера. Зиккурат.

  3. Шумерский эпос: сказание о Гильгамеше.

  4. Дворцовые комплексы Ассирии.

  5. Древний Вавилон: архитектурное чудо.

  6. Символизм в древнеегипетской художественной традиции.

  7. Принцип «золотого сечения» в древнеегипетском изобразительном искусстве.

  8. «Тексты пирамид» и древнеегипетское литературное наследие.

  9. Скульптура Древнего Египта.

  10. Амарнское искусство: становление новых художественных форм.

  11. Храмовые ансамбли Древнего Египта: Луксор и Карнак.

  12. Искусство стран Восточного Средиземноморья: древнееврейское эстетическое сознание и художественная традиция.

  13. Символизм в китайской художественной традиции.

  14. Созерцательность китайского (японского) искусства.

  15. Китайские пейзажные жанры.

  16. Китайский портрет.

  17. Лирическая поэзия Китая.

  18. Бытовой жанр в китайской поэзии.

  19. Китайское (японское) прикладное искусство.

  20. Китайский фарфор.

  21. Китайская (японская) музыкальная традиция.

  22. Философско- эстетические основания китайской (японской) чайной церемонии.

  23. Японское художественное сознание.

  24. Японский дом и сад.

  25. Японский интерьер.

  26. Японское искусство нэцкэ.

  27. Японская гравюра.

  28. Японская литературная традиция.

  29. Японская поэтическая традиция.

  30. Божественный свет поэзии Басе.

  31. Бытовой жанр в японской поэзии.

  32. Японский театр.

  33. Кинематография современной Японии.

  34. Японское анимационное кино.

  35. Индийский эпос.

  36. Культовая природа индийского танца.

  37. Храмовые комплексы Индии.

  38. Семантика индуистского храма.

  39. Телесность индийского изобразительного искусства.

  40. Буддийский художественный канон. Символ и форма.

  41. Буддийская архитектура: храм и ступа.

  42. Символика буддийских скульптурных образов.

  43. Буддийская икона.

  44. Фрески Аджанты.

  45. Индийская литературная традиция.

  46. Индийское прикладное искусство.

  47. Индийская музыкальная традиция.

  48. Семантика мусульманской архитектуры.

  49. Арабская миниатюра.

  50. Арабская литература.

  51. Арабская поэтическая традиция.

  52. Музыкальная традиция в странах исламской культуры.

  53. Персидский ковер как продукт религиозно-философской рефлексии.

  54. Мавзолей Тадж Махал – жемчужина арабского Востока.

  55. Искусство народов доколумбовой Америки (ацтеки, инки, майя).

Античное искусство

Искусство Древней Греции

  1. «Геометрическое» искусство «гомеровской» Греции.

  2. Социальный статус художника в Древней Греции.

  3. Эллинское художественное сознание.

  4. Гражданский пафос эллинского искусства.

  5. Древнегреческая архитектура: ордерная система.

  6. Храмовые комплексы Древней Греции.

  7. Афинский акрополь – архитектурно-скульптурный комплекс.

  8. Древнегреческая скульптура.

  9. Искусство великого Фидия.

  10. Динамические образы Мирона.

  11. Скульптурный канон Поликлета.

  12. Новые скульптурные образы: Пракситель, Лисипп, Скопас.

  13. Античная вазопись.

  14. Лирика Древней Греции.

  15. Поэзия Сафо.

  16. Древнегреческий театр.

  17. Древнегреческая драма.

  18. Тема судьбы в древнегреческой драматургии.

  19. Древнегреческая комедия.

  20. Шедевры эллинистической архитектуры.

  21. Александрия (египетская) – центр эллинистической культуры.

  22. Александрийская литературная школа.

  23. Фаюмский портрет.

  24. Эллинистический театр.

Искусство Древнего Рима

  1. Этрусская художественная традиция.

  2. Социальный статус художника в Древнем Риме.

  3. Древнеримское искусство сквозь призму полисной системы ценностей.

  4. Форумы Древнего Рима.

  5. Колизей.

  6. Римские бани.

  7. Римский исторический рельеф.

  8. Римский портрет.

  9. «Золотой век» римской поэзии: Катулл, Гораций, Овидий.

  10. Вергилий – «национальный» римский поэт.

Европейское искусство

Искусство эпохи средневековья

  1. Германский эпос.

  2. Иудейский художественный канон.

  3. Ветхозаветная мудрость.

  4. Ветхозаветный образ женщины в литературной традиции.

  5. Раннехристианская катакомбная живопись.

  6. Византийский художественный канон.

  7. Византийская богослужебная музыка.

  8. Семантика христианского храма.

  9. Система росписей христианского храма.

  10. Библейские образы и Евангельские сюжеты в европейском искусстве.

  11. Мир иконы.

  12. Иконография Иисуса Христа.

  13. Иконография Богородицы.

  14. Чудотворные иконы Богородицы.

  15. Иконографический образ святости.

  16. Преображенное состояние личности в иконописном письме.

  17. Космизм ристианского искусства.

  18. Евангельский образ женщины в литературной (изобразительной) традиции.

  19. Агиографический жанр.

  20. Средневековая культура: культура элиты и культура большинства.

  21. Народный календарь и круг жизни средневекового крестьянина.

  22. Смеховая культура средневековой Европы.

  23. Средневековый город (замок).

  24. Архитектурные шедевры готики.

  25. Средневековая рукописная книга.

  26. Средневековая миниатюра.

  27. Рыцарский роман.

  28. Григорианский хорал.

Искусство эпохи Возрождения

  1. Эстетические идеалы Возрождения.

  2. Влияние античной эстетики на художественную культуру Возрождения.

  3. Данте Алигьери – последний поэт средневековья.

  4. Франческо Петрарка – родоначальник гуманистической поэзии.

  5. Живопись раннего Возрождения (Джотто, Мазаччо).

  6. Творческая судьба Сандро Боттичелли.

  7. Рафаэль: в поисках идеала.

  8. Загадки Леонардо да Винчи.

  9. Микеланджело Буонарроти: ваятель и живописец.

  10. Итальянская скульптурная школа (Донателло, Верроккио, Гиберти).

  11. Венецианская живописная школа Высокого Возрождения (Джорджоне, Тициан, Тинторетто).

  12. Особенности художественной культуры Северного Ренессанса.

  13. Живописное творчество Альбрехта Дюрера.

  14. Образ Мадонны в западноевропейской живописи.

  15. Портретный жанр эпохи Ренессанса.

  16. Театр Шекспира.

  17. Нидерландское Возрождение.

  18. Голландцы «малые» и «большие».

  19. Голландский натюрморт.

  20. Ян ван Эйк – живописец света.

  21. Питер Брейгель «Мужицкий» – мастер гротеска.

  22. Загадки Иеронима Босха.

  23. Музыка Возрождения.

Искусство 17-18 вв.

  1. Маньеризм – художественный стиль Просвещения.

  2. Национальная специфика стиля барокко.

  3. Особенности стиля рококо.

  4. Классицизм: античные влияния.

  5. Стилевые национальные особенности классицизма.

  6. Сентиментализм: дискредитация просвещенческого рационализма.

  7. Версаль – образец архитектуры классицизма.

  8. «Золотой век» испанской живописи (Эль Греко, Веласкес).

  9. Микеланджело Караваджо – основоположник реалистической живописи.

  10. Просветительские мотивы живописи Хоггарта.

  11. Лирический портрет Томаса Гейнсборо.

  12. Фламандское барокко (Питер Пауль Рубенс).

  13. Голландское барокко (Рембрандт, «малые голландцы»).

  14. Классицистские мотивы Н. Пуссена и А. Ватто.

  15. Инструментальная музыка барокко (орган и клавесин).

  16. Музыкальный гений В. Моцарта.

  17. Скрипичный мастер А. Страдивари.

Искусство 19 вв.

  1. Расколотая душа романтического героя (в литературе, поэзии, живописи, скульптуре).

  2. Романтизм в его национальном проявлении.

  3. Романтическая поэзия: основные жанры.

  4. Реалистическая художественная традиция.

  5. Лирический пейзаж Камиля Коро.

  6. Цвет и свет в импрессионистском искусстве (живопись, музыка).

  7. Пейзажная живопись Клода Моне.

  8. К. Моне: Руанский собор.

  9. Портреты Огюста Ренуара.

  10. Танцовщицы Эдгара Дега.

  11. Жанровая живопись Эдуарда Мане.

  12. Музыка света (Клод Дебюсси, Морис Равель).

  13. Постимпрессионистская живопись: цвет и форма.

  14. Живопись Анри Тулуз-Лотрека.

  15. Живописные новации Поля Сезанна.

  16. Таитянские пасторали Поля Гогена.

  17. Живописные ритмы Винсента ван Гога.

  18. Пуантилизм (Камиль Писсаро, Альфред Сислей).

  19. Скульптурные образы Огюста Родена.

  20. Французская реалистическая литература 19 в. (Стендаль, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер).

  21. Натурализм Эмиля Золя.

  22. Эстетизация зла (Шарль Бодлер).

  23. Живописный романтизм Э. Делакруа.

  24. Национальный характер музыкального творчества Рихарда Вагнера.

  25. Героический пафос музыки Л. ван Бетховена.

  26. Музыка Ф. Шопена.

  27. Романтическая инструментальная музыка (Н. Паганини, Ф. Лист).

  28. Национальные школы музыки 2-ой пол. 19 в. (Ян Сибелиус, Бела Барток, Карл Орф, Джордж Гершвин, Бенджамин Бриттен, Отторино Респиги).

  29. Западноевропейская психологическая опера (Джузеппе Верди, Шарль Гуно, Жорж Бизе).

Искусство 20-21 вв.

  1. Стиль модерн – последний «большой стиль».

  2. Искусство стиля модерн.

  3. Конструктивистские идеи в искусстве.

  4. Примитивизм.

  5. Процесс дегуманизации современной художественной культуры и искусства.

  6. Архитектура модерна: конструкция и декор.

  7. Архитектурный конструктивизм (Ле Корбюзье).

  8. Модернистские искания в искусстве.

  9. Архитектурные новации Гауди.

  10. Дадаизм.

  11. Мир красок Амадео Модильяни.

  12. Кубизм.

  13. Искания Пабло Пикассо.

  14. Фовизм.

  15. Живопись цвета Анри Матисса.

  16. Экспрессионизм.

  17. Немецкие экспрессионисты.

  18. Абстракционизм.

  19. Сюрреализм.

  20. Текучее сознание С. Дали.

  21. Футуризм.

  22. Живописный примитивизм.

  23. Поп-арт.

  24. Концептуальное искусство.

  25. Литературный сарказм Джорджа Оруэлла.

  26. Литература «потерянного поколения» (Эрих-Мария Ремарк, Ф. Дюрренматт, Ф.С. Фицджеральд, Д. Сэлинджер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Г. Маркес).

  27. Литературное экзистенциальное сознание (Ф. Кафка, Ж-П. Сартр, А. Камю).

  28. Новые виды искусства 20 в. («техноискусство»).

  29. Художественный образ в искусстве фоторафии.

  30. Кино – массовый вид искусства.

  31. Эстетические возможности телевидения.

  32. Искусство постмодернизма.

  33. Элитарное и массовое искусство.

  34. Виртуальное искусство.

  35. Театр абсурда (Ионеску).

  36. Современное искусство и рынок.

  37. Символизм современного искусства.

  38. Искусство постмодернистских форм (перформанс, хэппенинг).

  39. Литература постмодернизма (У. Эко, Х. Кортасар, Х.Л. Борхес).

  40. Джаз: стили и направления.

  41. Рок- и поп-музыка.

  42. Поиски современного музыкального языка (Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Берг).

  43. Амплитуда мелодических гармоний Альфреда Шнитке.

Русское искусство

  1. «Византизмы» русской художественной культуры.

  2. Шатровый и столпный храм в русском зодчестве.

  3. Русский деревянный дом: экстерьер и интерьер.

  4. Литература Древней Руси.

  5. Русская житийная литература.

  6. Просветительская роль монастырей в России.

  7. Колокольный звон: звонница и колокольня. Звоны.

  8. Смыслы и символы русской иконы.

  9. Национальная иконография.

  10. Иконописные школы Древней Руси (Новгород, Псков, «северное письмо»).

  11. Иконопись Феофана Грека.

  12. Иконописное письмо Андрея Рублева.

  13. Иконописные образы Дионисия.

  14. Иконопись Симона Ушакова.

  15. Музыкальная традиция Древней Руси.

  16. Русская сказка как выражение национального менталитета (народного характера).

  17. Смеховая культура Руси.

  18. Русская дворянская усадьба: усадебный быт.

  19. Русское архитектурное барокко (Растрелли).

  20. Русский городской ансамбль эпохи классицизма (Москва, Петербург).

  21. Ансамбль погоста Кижи (18-19 вв.).

  22. Русский портрет (парадный, интимный, психологический).

  23. Мастера портретного жанра (И. Аргунов, Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский).

  24. Мастера русского скульптурного портрета (Растрелли, Шубин, Фальконе).

  25. Русские театры 18 в. (народный, крепостной, императорский).

  26. Русский классицизм.

  27. Стиль ампир в русском зодчестве (К. Тон, Вл. Шервуд, А. Померанцев, Чичагов).

  28. «Золотой век» русской художественной культуры.

  29. Исаакиевский собор (С.-Петербург).

  30. Историческая живопись (А. Иванов, Н. Ге, В. Суриков, К. Брюллов).

  31. Жанровая живопись (А. Венецианов).

  32. Русский пейзаж (А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, В. Поленов, И. Левитан).

  33. Моринист И. Айвазовский.

  34. Психологический портрет (О. Кипренский, В. Тропинин).

  35. Жанр бытовой картины (П. Федотов).

  36. Национальные мотивы в музыкальном наследии М. Глинки.

  37. Композиторы «Могучей кучки».

  38. Музыкальное наследие П. Чайковского.

  39. Русский романс (профессиональный и городской).

  40. «Серебряный век»: поиски новой художественной традиции.

  41. «Русский ренессанс»: символисты о цели и задачах искусства.

  42. Архитектурные образы Ф. Шехтеля.

  43. «Мир искусства» как явление отечественной культуры.

  44. «Мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов).

  45. К. Коровин – «живописец №1».

  46. Живописный мир В. Серова.

  47. Православные образы М. Нестерова.

  48. Творческие искания М. Врубеля.

  49. Поэтический мир эпохи «серебряного века».

  50. Сказочный мир полотен В. Васнецова.

  51. Живописный реализм Б. Кустодиева.

  52. Философия живописи Ю. Пименова.

  53. К. Петров-Водкин: новые образные и пространственные решения.

  54. Жанровые полотна А. Дейнеки.

  55. Русский авангардист К. Малевич.

  56. Русская авангардистская живопись (В. Кандинский, М. Шагал, Филонов).

  57. «Русские сезоны» С. Дягилева.

  58. М. Мусоргский: «Картинки с выставки».

  59. Музыкальная лирика Н. Римского-Корсакова.

  60. С. Рахманинов: композитор и исполнитель.

  61. Музыкальные творческие искания А. Скрябина и И. Стравинского.

  62. Национальная школа музыки Георгия Свиридова.

  63. Музыкальный мир С. Прокофьева.

  64. Искусство андеграунда (А. Зверев).

  65. Художественная культура русского зарубежья.

  66. Постмодернистское искусство в России.

  67. Томское деревянное зодчество.

  68. Стиль модерн в томской архитектуре.

  69. Томские писатели.

  70. Живописцы Томска.

  71. Томские поэты.

  72. Томские театральные традиции.

5. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Образцы тестовых заданий и контролирующих материалов

Номер теста

Задание

Варианты ответов

Ответ

1.

Искусство – это прежде всего:

  1. свобода творчества

  2. профессионализм

  3. школа (приверженность традиции)

  4. самовыражение автора

2.

Какое понятие шире по объему:

  1. искусство

  2. художественная культура

+

3.

Общепринятое представление: катарсис – …

  1. сугубо нравственное очищение души

  2. психофизиологическое воздействие на организм

+

4.

Искусство отстаивает ценности:

  1. реальные

  2. идеальные

+

5.

Общеустановленное понимание «классического» искусства:

  1. форма чувственного познания мира

  2. реализация творческих способностей художника

  3. способ получения наслаждения

  4. духовное освоение действительности по законам красоты

  5. очищение души

  6. постижение прекрасного

+

6.

Сопоставьте понятия «архитектура» и «зодчество»:

  1. монументальные постройки возможны только в архитектуре

  2. зодчество имеет дело исключительно с изящными формами

  3. это понятия-синонимы

+

7.

Форма архитектурной постройки зависит прежде всего от:

  1. менталитета

  2. ландшафта

  3. природных форм местности

+

8.

Укажите главное выразительное средство живописи:

  1. рисунок

  2. композиция

  3. колорит

  4. мазок

+

9.

Мозаика и витражи – прежде всего область искусства:

  1. архитектурного

  2. станкового

  3. утилитарно-прикладного

  4. монументального

5) стеклодувного

+

10.

«Душой» музыки называют как правило

  1. ритм

  2. лад

  3. гармонию

  4. тембр

  5. мелодию

  6. динамику

+

11.

Какая группа инструментов составляет основу симфонического оркестра?

  1. Клавишные

  2. Медные духовые

  3. Ударные

  4. Деревянные духовые

5) Струнные смычковые

6) Струнные щипковые

+

12.

Выражение «выйти на пленэр» означает:

  1. организацию выставки

  2. живопись на открытом воздухе

  3. общественное признание

  4. смелое новаторство в творчестве

  5. поношение художника

Вспомните импрессионистов

+

13.

Укажите две главные функции искусства с точки зрения классического подхода к таковому:

  1. способ общения

  2. источник познания

  3. приобщение к прекрасному

  4. кодирование информации

  5. игра

  6. реализация иррационального начала

  7. воспитание личности

  8. средство получения удовольствия

  9. источник духовного развития

+

+

14.

Ваше понимание тезиса: «Искусство есть способ самовыражения и самопознания человечества»:

  1. самовыражение художника

  2. самовыражение зрителя

  3. самопознание художника

  4. самопознание зрителя

+

+

+

15.

Искусство всегда отражает жизнь в художественных образах. В каких видах искусства образ создается путем непосредственного изображения?

  1. поэзия

  2. театр

  3. музыка

  4. живопись

  5. балет

  6. архитектура

7) литература

+

+

+

+

16.

В каких видах искусства художественный образ создается не в реальной действительности, а в воображении слушателя или зрителя?

  1. литература

  2. цирк

  3. кинематография

  4. поэзия

  5. музыка

+

+

+

17.

Гравюрой называют оттиск с формы, выгравированный на доске:

  1. деревянной

  2. каменной

  3. металлической

+

+

18.

Разные культурно-исторические эпохи представлены различными видами искусства, наиболее полно выразившими мироощущение эпохи, а именно:

1) архитектура

2) скульптура

3) живопись

А) античность

Б) средневековье

В) возрождение

Б

А

В

19.

Соотнесите:

  1. Окраска

  2. Громкость

  3. Высота

А) Тон

Б) Динамика

В) Тембр

В

Б

А

20.

Определите стилевые музыкальные интонации:

  1. сентиментализм

  2. романтизм

  3. классика

А) чувственность

Б) созерцательность

В) легкая печаль (грусть)

А

В

Б

21.

«Искусством называется такая деятельность человека, посредством которой он и другие освобождаются от практических интересов и доставляют себе удовольствие.»

Определите представленную здесь концептуальную позицию

-

гедо-

низм

22.

«Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону» (К.Маркс).

Вы согласны с тем, что искусство – это производство?

-

нет

23.

Искусство служит средством единения людей (Л.Н.Толстой)

Вы согласны?

да

24.

И. Гете видел в искусстве преобразующую мир силу. Ему принадлежат слова: «Прекрасный человек – вот цель искусства»

1) Правомерен ли такой вывод?

2) Определите концептуальный подход И. Гете в отношении искусства:

да

клас-

сичес-кий

25.

«Когда мы слышим, что свобода состоит в возможности делать все, что хотят, то мы должны признать такие представления полным отсутствием культуры мысли» (Г.Гегель)

Вследствие сказанного следует ли полагать, что и свобода творчества подлежит ограничениям?

-

да

26.

Укажите критерий, отличающий прикладное (функциональное) искусство от «чистого» (изящного)

-

утили-тар-

ность

27.

Какой инструмент группы струнных обладает звучанием высоким и похожим на человеческий голос – жалобным, лирическим или же решительным?

-

скри-

пка

    1. Итоговый контроль

Примечание: Экзаменационный билет содержит два пункта:

- теоретический вопрос;

- контрольное практическое задание.

5.2.1. Вопросы для зачета

Теоретическая часть курса:

      1. Феномен художественной культуры.

      2. Художественная реальность.

      3. Художник и творчество.

      4. Задачи и методы художественного творчества.

      5. Феномен искусства.

      6. Искусство как путь познания мира и человека.

      7. Виды искусства.

      8. Функции искусства.

      9. Эстетический и искусствоведческий подходы к изучению искусства.

      10. Категории стиля и жанра как формообразующие начала художественного творчества.

      11. Проблема генезиса и особенности развития первобытного искусства

      12. Художественное творчество и художественное восприятие.

      13. Концепции генезиса искусства.

      14. Концепции искусства.

      15. Художественный образ и его знаковая природа в искусстве.

      16. Художественный образ: законы развития.

      17. История открытия искусства.

      18. Периоды первобытного искусства. Характеристика основных этапов.

      19. Становление первобытного искусства.

      20. Первобытный синкретизм.

      21. Первобытное искусство и магия.

      22. Жанры первобытного искусства.

      23. Первобытный миф.

      24. Первобытный реализм и символизм.

      25. Мегалитическая архитектура первобытности.

      26. «Звериный стиль».

      27. Эволюция первобытного искусства.

      28. Прикладное искусство эпохи первобытности.

      29. Искусство современных «малых народов».

Практическая часть курса:

  1. Характеристика художественной картины мира.

  2. Соотношение художественной культуры и философии.

  3. Сравнение художественного и научного познания.

  4. Мифологические модели в художественной картине мира.

  5. Соотношение феноменов художественной культуры и искусства.

  6. Соизмеримость понятий «эстетическая культура» и «эстетическая деятельность».

  7. Динамика художественной культуры.

  8. Язык искусства и язык культуры: проблема соотносимости.

  9. Классификации искусств.

  10. Философские и эстетические основания музыки.

  11. Специфика музыкального образа.

  12. Особенности хореографического образа.

  13. Социокультурные смыслы искусства.

  14. Общее и различие художественного образа и научной идеи.

  15. Роль фантазии в художественном творчестве.

  16. Искусство и мораль: проблема соответствия.

  17. Сравнительный анализ ценностных систем науки, религии и искусства.

  18. Символ в искусстве: знак и образ.

  19. Символика цвета в разных художественных картинах мира.

  20. Символ, идеал, канон в искусстве.

  21. Стиль и канон в искусстве: их соотношение.

  22. Эстетическое бытие произведения искусства.

  23. Религиозные истоки искусства.

  24. Семантика храма в разных художественных картинах мира.

  25. Красота – главное содержание искусства.

  26. Духовный мир человека в зеркале искусства.

  27. Роль искусства в эстетическом воспитании личности.

  28. Возможность прогресса в искусстве.

  29. Целебные свойства искусства: «зализывание ран».

  30. Художественная реальность как отражение действительности.

  31. Специфика категории стиля как формообразующего фактора (на примере искусства конкретной исторической эпохи).

  32. Самостоятельная жизнь произведения искусства.

  33. Универсальное ядро искусства разных народов (типы повествований, героев, символов).

  34. Жанры художественных произведений (набор репродукций).

  35. Стили произведений искусства (набор репродукций).

  36. Школы и направления в искусстве (набор репродукций).

  37. Аргументируйте концепции:

- дискретного развития искусства;

- целостности художественного процесса.

5.2.2. Экзаменационные вопросы

Теоретическая часть курса:

  1. Шумерская художественная культура.

  2. Шумерский эпос. Литературная традиция древней Месопотамии.

  3. Ассирийский художественный канон.

  4. Изобразительное искусство древнего Вавилона.

  5. Миф и символ в искусстве Древнего Египта.

  6. Древнеегипетский канон.

  7. Монументальное творчество Древнего Египта. Сакрально-культовые основания.

  8. Скульптурный портрет в искусстве Древнего Египта.

  9. Новаторский характер искусства Амарны.

  10. Храмовые ансамбли Древнего Египта.

  11. Концепция китайского искусства.

  12. Становление и периодизация китайской художественной культуры.

  13. Синтетическая основа китайского искусства.

  14. Особенности жанров китайской живописи.

  15. Откровение мира в китайской пейзажной живописи.

  16. Театр Китая и Японии.

  17. Становление и периодизация японской художественной культуры.

  18. Ценностная ориентация художественной культуры Японии.

  19. Литература и поэзия Китая и Японии.

  20. Китайское и японское прикладное искусство.

  21. Этапы развития художественной традиции Индии.

  22. Ментальная основа индийской художественной системы.

  23. Эстетические основания индийской культуры. Теория «раса».

  24. Индийский художественный канон.

  25. Изобразительное искусство Индии.

  26. Индийский эпос. Литература Индии.

  27. Музыка Востока.

  28. Ментальная основа древнегреческого искусства.

  29. Концепция древнегреческого искусства: экспрессивные и созерцательные искусства.

  30. Периодизация древнегреческого искусства.

  31. Крито-микенское искусство.

  32. Древнегреческий архитектурный канон.

  33. Эллинский скульптурный канон.

  34. Образ человека в искусстве Древней Эллады.

  35. Древнегреческая вазопись.

  36. Литература Древней Греции.

  37. Театр в Древней Греции.

  38. Тема судьбы в древнегреческой драматургии.

  39. Агональный характер древнегреческого искусства.

  40. Поэтическая традиция древней Греции и древнего Рима.

  41. Художественная культура эпохи эллинизма.

  42. Эволюция эллинского искусства.

  43. Истоки художественной культуры древнего Рима.

  44. Феномен древнеримского искусства.

  45. Римская архитектура.

  46. Римский портрет.

  47. Римская литература.

  48. Античное художественное наследие в мировой культуре.

  49. Этапы западноевропейского средневекового искусства.

  50. Мировоззренческие основания искусства средних веков.

  51. Романский и готический стили.

  52. Рыцарская культура средневековья.

  53. Городская культура средневековья.

  54. Византийский художественный канон.

  55. Феномен ренессансного искусства. Этапы его развития.

  56. Искусство итальянского Возрождения.

  57. Творчество мастеров высокого Возрождения.

  58. Искусство Северного Возрождения.

  59. Художественные стили эпохи просвещения.

  60. Классическая западноевропейская музыка.

  61. Западноевропейский романтизм.

  62. Реалистическое искусство 19 в.

  63. Импрессионизм: эстетические основания живописи.

  64. Стиль модерн: мировоззрение «конца века».

  65. Модернизм: основные направления.

  66. Постмодернистский проект.

  67. Интенции развития современного искусства.

  68. Становление древнерусского искусства.

  69. Особенности древнерусской архитектуры.

  70. Смыслы и символы древнерусской иконы.

  71. Иконописные школы древней Руси.

  72. Русское искусство 17-18 вв.

  73. Русское искусство «золотого» и «серебряного» века.

  74. Феномен русского модерна.

  75. Реалистическое и условное искусство: общее и различие.

  76. Элитарное и массовое искусство.

  77. Доминантные направления русского искусства 20 в.

Практическая часть курса:

  1. Канон месопотамского искусства.

  2. Сакрально-культовые истоки художественной культуры древнего Египта.

  3. Тексты пирамид: их влияние на художественную культуру древнего Египта.

  4. Фресковая живопись Египта и Месопотамии: сравнительный анализ.

  5. Скульптурный канон Египта и Месопотамии: сравнительный анализ.

  6. Созерцательность китайского и японского искусства.

  7. Конфуцианский канон и художественная культура Китая.

  8. Духовный опыт и духовная традиция в искусстве Китая.

  9. Жанр портрета в китайском и западноевропейском искусстве: сравнительный анализ.

  10. Жанр пейзажа в китайском и западноевропейском искусстве: сравнительный анализ.

  11. Жанр китайской живописи «цветы-птицы» и западноевропейский натюрморт: сравнительный анализ.

  12. Эпоха Тан – расцвет китайской художественной культуры.

  13. Своеобразие японской художественной культуры.

  14. Тематика и ценностная ориентация индийского искусства.

  15. Художественная картина доарийской Индии.

  16. Религиозная основа художественной культуры Индии.

  17. Художественные модели мира в индуизме и буддизме.

  18. Влияние ислама на искусство Индии.

  19. Литературная традиция Китая, Японии, Индии.

  20. Индийский и китайский театр.

  21. Эстетические основания исламской художественной культуры.

  22. Архитектура и изобразительное искусство арабского Востока.

  23. Мусульманская литература.

  24. Влияние ислама на художественную культуру Востока.

  25. Синтетический характер эллинской художественной культуры в эпоху ее становления.

  26. «Искусство» и «ремесло» в Древней Греции.

  27. Социальный статус художника в Древней Элладе.

  28. Античная вазопись: стиль камаре, чернофигурный и краснофигурный стиль.

  29. Архаическое искусство Древней Греции.

  30. Основные принципы и шедевры классического древнегреческого искусства.

  31. Греческий храм. Система архитектурных ордеров.

  32. Храмовые комплексы Древней Греции.

  33. Эллинское зодчество и древнеримская архитектура: сравнительный анализ.

  34. Полисные традиции в художественной культуре Древней Греции.

  35. Художественный анализ шедевров классического эллинского искусства.

  36. Древнегреческий театр и зрелища древнего Рима.

  37. Скульптура Древней Греции и Древнего Рима.

  38. Проблема подражательности древнеримского искусства.

  39. Архетипы античного искусства.

  40. Классическое искусство и античная художественная традиция.

  41. Общая характеристика средневековой художественной культуры.

  42. Основные художественные стили средневековья.

  43. Библейские образы и Евангельские сюжеты в европейском искусстве.

  44. Средневековый собор как синтез искусств.

  45. «Проповедь в камне» (средневековая архитектура).

  46. Влияние христианских ересей на художественную культуру средневековья.

  47. Периоды итальянского ренессанса (по репродукциям).

  48. Образ Мадонны в живописи итальянского возрождения и образ Богоматери в русском искусстве.

  49. Голландский натюрморт.

  50. Классицизм Людовика Х IV – «большой стиль» в архитектуре.

  51. Принципы импрессионистического мировидения.

  52. Импрессионизм: представители и их творческие искания.

  53. Специфика цвета и света в живописных работах импрессионистов («Руанские соборы» Клода Моне и др.).

  54. Импрессионизм в музыкальной художественной традиции.

  55. Поиски стиля в конце 19 столетия.

  56. Художественный опыт постимпрессионизма.

  57. Философия восточного и западного театра.

  58. Направления и стили искусства 20-21 вв. (по репродукциям).

  59. Символизм в изобразительном искусстве.

  60. Эволюция кубизма и фовизма.

  61. Созидательные устремления искусства модернизма.

  62. проблема «смерти автора» в современном искусстве.

  63. Новые виды искусства в 20 в. как результат взаимодействия искусства и техники.

  64. Специфика образа в художественной фотографии.

  65. Кино как самый массовый вид искусства.

  66. Эстетические возможности телевидения.

  67. Китчевый характер современного искусства.

  68. Проблема дегуманизации современного искусства.

  69. Синтез искусств в современном мире.

  70. Виртуальное искусство.

  71. Имидж – феномен современного искусства.

  72. Современное искусство и рынок.

  73. Тенденции развития современного искусства.

  74. Иконописные сюжеты и образы в русском искусстве.

  75. Особенности художественного языка Феофана Грека и Андрея Рублева.

  76. Русский классицизм.

  77. Неоклассика и национальный романтизм в России (на примере творчества конкретных художников).

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Перечень используемых информационных продуктов

  1. Компьютерные демонстрации.

  2. Демонстрация аудио-видео-материалов.

  3. Демонстрация схем, таблиц и другого методического материала.

  4. Демонстрация иллюстраций.

  5. Тестирование.

Все лекционные и семинарские занятия проводятся в технически оборудованной аудитории.

    1. Перечень используемой литературы

      1. Основная литература

  1. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. – М., 1972.

  2. Базен Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М.: Прогресс- Культура, 1994. – 528 с.

  3. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1995.

  4. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – 510 с.

  5. Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

  6. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1. – Спб., 2000.

  7. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – Спб.: Кольна, 1995. – 672 с.

  8. Всеобщая история искусств. В 6 тт. Т. 1-6. – М., 1956-1966.

  9. Георгиева Т.О. История русской культуры. – М., 1998.

  10. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен до наших дней. – М., 2000.

  11. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: ХVII – первая половина ХХ века. – М., 1994.

  12. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. – М., 1994.

  13. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 чч. – Тверь, 1993.

  14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство, 1991, 1993.

  15. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.

  16. Из истории европейской культуры. – М., 1979.

  17. Илиади А. Природа художественного таланта. – М., 1965.

  18. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2000.

  19. История всемирной литературы. В 10 тт. – М., 1990.

  20. История западноевропейского театра. – М., 1974.

  21. История французской литературы. – М., 1987.

  22. История художественной литературы. – М.: МГУ, 1989.

  23. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М., 2000.

  24. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975.

  25. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. В 2 тт. – М., 1983.

  26. Малая история искусств. – Л., 1978.

  27. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск, 1999.

  28. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света. – М., 1963.

  29. Очерки истории искусств. – М., 1982.

  30. Пави П. Словарь театра. – М., 1991.

  31. Популярная художественная энциклопедия. В 2 тт. – М., 1986.

  32. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

  33. 166 биографий знаменитых композиторов. – Спб., 2000.

  34. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Гнозис, 1995.

  35. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. – М.: Наука, 1990.

  36. Шапиро М. Стиль. // Советское искусствознание – 24. – М., 1988.

  37. Шестаков В.П. От эпоса к артефакту. История музыкальной эстетики от античности до ХVIII в. – М., 1975.

  38. Шкловский В. Искусство как прием. О теории прозы. – М., 1983.

  39. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

6.2. 2. Дополнительная литература

  1. Античная драма. Сост. Апта С. – М.: Худ лит., 1970. – 766 с.

  2. Античная комедия. Сост. Мирошниченко Т.А. – Р/Д.: Феникс., 1997. – 603 с.

  3. Античная лирика. Сост. Апта С. – М.: Худ лит., 1968. – 623 с.

  4. Античная мифология с античными комментариями к ней. Сост. Лосев А.Ф. – М.: Эксмо, 2005. – 1038 с.

  5. Американская философия искусства. – М., 1997.

  6. Анисимов Г. Мира восторг беспредельный. Рассказы о художниках. – М., 2000.

  7. Арган Дж. История итальянского искусства. В 2 тт. – М., 1990.

  8. Афанасьева Ф. и др. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. –М.: Искусство, 1976.

  9. Балакина Т.И. История отечественной культуры. В 2 чч. – М., 1994.

  10. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. –М.: Искусство, 1979. – 376 с.

  11. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.

  12. Григорьева Т.П. Движение красоты. – М.: Восточн. Литература РАН, 2005. – 440 с.

  13. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – М.: Наука, 1979. – 368 с.

  14. Диденко В.Л. Духовный космос искусства. – М.: Архимед, 1992. – 110 с.

  15. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 1994.

  16. История русского искусства. Т. 1. – М., 1991.

  17. Кабакадзе З.М. Феномен искусства. – Тбилиси, 1980.

  18. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 110 с.

  19. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. – М., 1999.

  20. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского моря и Древней Греции. – М.: Искусство, 1970. – 190 с.

  21. Культура Древнего Рима. В 2 тт. – М., 1985.

  22. Матье М.А. Искусство Древнего Египта. – М.: Искусство, 1970. – 198 с.

  23. Модернизм: анализ и критика основных направлений. – М.: Искусство, 1980. – 303 с.

  24. Никитина Л.Д. История русской музыки. – М., 1999.

  25. Оппенхейм Л.А. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, 1990. – 317 с.

  26. Перрюшо А. Жизнь Гогена. – М.: Радуга, 1989. – 235 с.

  27. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. – М.: Радуга, 1986. – 335 с.

  28. Перрюшо А. Жизнь Сезанна. – М.: Радуга, 1991. – 325 с.

  29. Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990.

  30. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 1998.

  31. Роули Дж. Принципы китайской живописи. – М.: Наука, 1989. – 160 с.

  32. Сидорова В.С. Художественного культура Древней Индии. – М.: Наука, 1972. – 118 с.

  33. Сидорова Н.А. Греческое искусство./ Античная Греция. Ред. Голубцова Е.С. и др. В 2 тт. Т.2. – М.: Наука, 1983. С. 280-356.

  34. Соколов Г.И. Античная скульптура. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 230 с.

  35. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.: Искусство, 1980. – 256 с.

  36. Соколов Г.И. Искусство этрусков. – М.: Искусство, 1990. – 319 с.

  37. Татаркевич В. Античная эстетика.– М.: Искусство, 1977.– 326 с.

  38. Татаркевич В. Дефиниция искусства. // Вопросы философии, 1975, №5.

  39. Тэн И. Философия искусства. – М.: Изобраз. Искусство, 1995. – 160 с.

  40. Тюляев С.Н. Искусство Индии. – М.: Наука, 1968. – 200 с.

  41. Философия искусства в прошлом и настоящем. – М., 1981.

  42. Хайдеггер М. Истоки художественного творения. // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. – М., 1995.

  43. Художественные модели мироздания. – М.: НИИ РАХ, 1977. – 40 с.

  44. Чубова А. П., Иванова А.П. Античная живопись. – М.: Искусство, 1966. – 194 с.

  45. Ценностный мир русской культуры. – Спб., 1995.

  46. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М.: Худ. лит., 1978. – 301 с.

  47. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. – М.: Наука, 1979.–175 с.

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии и социальной коммуникации

Специальность «Сервис и туризм»

___________________________________________

(название реферата)

Выполнил:

________________

ФИО студента

________________

группа

Проверил:

________________

ФИО

________________

должность, уч.степень

Томск 2009

РЕЙТИГ-ЛИСТ

Всего баллов 1000 по дисциплине «Мировая культура и искусство» число недель 36

Зачет 600min на 2008/2009 уч./г. лекций 69,5ч.

Лектор Чухно Т.А. семинары 52,5ч.

Факультет ГФ инд. занятия 175ч.

Курс 1,2

Группы 11280

модули

Темы лекций

балл

Темы семинаров

Балл max.

Дополнительные доклады/ реферат

Рубеж: контр. работа

Ауд. самост. работа/ тесты

Итог. контроль

Балл max.

1

Тема 1. Сущностное содержание и функции художествентной культуры и искусства (14 часов).

Тема 2. Первобытная культура:

Сакрально-культовые основания

(10 часов).

Тема 3. Художественная культура Востока (16 часов).

35

25

40

Тема 1. Феномен художественной культуры и искусства (6 часов).

Тема 2. Посещение витражной мастерской (2 часа).

Тема 3. Художественная культура первобытности (4 часов).

Тема 4. Посещение археологического музея (2 часа).

Тема 5. Художественная культура и искусство Востока (8 часов).

Тема 6. Посещение гончарной мастерской (2 часа).

150

120

100

120

100

200

50

50

50

50

всего

700

2

Тема 4. Западноевропейская художественная культура и искусство (10 часов).

Тема 5. Западноевропейская художественная традиция (10 часов).

Тема 6. Русское искусство (10 часов).

25

25

25

Тема 7. Посещение мечети (2 часа).

Тема 8. Западноевропейская художественная культура и искусство

(10 часов).

Тема 9. Посещение храма (2 часа).

Тема 10. Посещение художественного музея (2 часа).

Тема 11. Русское искусство

(8 часов).

Тема 12. Посещение иконописной мастерской (2 часа).

Тема 13. Посещение художественного музея (2 часа).

120

250

120

120

200

120

120

50

50

50

50

всего

1000

зачет

700

экзамен

1000

итого

1700

Лектор ______________________

Зав.каф.______________________

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Рабочая программа, методические указания и

контрольные задания

Составитель: ЧУХНО ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

доцент, кандидат исторических наук

Рецензент: Н.А. Колодий, д.ф.н., профессор каф. культурологии и социальной коммуникации ГФ ТПУ

Подписано к печати …

Формат 60х84 / 16 Бумага писчая ZOOM

Плоская печать. Усл. печ. л. …. Уч.- изд. л….

Тираж … экз. Заказ № …

Цена свободная. Издательство ТПУ.

634050, Томск, пр. Ленина,30

Документ: Рабочая программа

Дата разработки: 18.03.2009

Разработчик: доц. кафедры Культурологи Чухно Т.А.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01

    Рабочая программа
    Ц3. Выпускник образовательной программы на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в организационно-управленческой деятельности, связанной с выполнением междисциплинарных проектов в профессиональной
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (1)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (4)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01  

    Рабочая программа
    1 Рабочая программа составлена на основе ГОС № 52 по специальности 351400, утвержденного 14.03.2 , и стандарта СТП ТПУ 2.4.01-99 "Система образовательных стандартов.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (11)

    Рабочая программа
    Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная антропология» предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью».
  6. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (14)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного продукта» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста

Другие похожие документы..