Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмам...полностью>>
'Документ'
Международный фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран» (далее – Фестиваль) проводится с 1994 года среди учащихся обр...полностью>>
'Диплом'
Рассмотрев проекты, представленные на финальную часть конкурса во всех номинациях, а также рецензии экспертов на проекты, жюри приняло следующее реше...полностью>>
'Литература'
Электричество плотно вошло в нашу жизнь и мы просто не представляем себя без него. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, какое количество полезны...полностью>>

Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КОРОВИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

ВОЛГОГРАД, 2010

Работа выполнена на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Научный руководитель: доктор биологических наук, профессор

Сентябрев Николай Николаевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

СЕДЫХ Нина Викторовна

кандидат биологических наук, профессор

КАЛИНИНА Надежда Егоровна

Ведущая организация – Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья

им. П.Ф. Лесгафта

Защита диссертации состоится 16 марта 2010 г. в 1000 часов на заседании диссертацион­ного со­вета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная ака­демия физической культуры» по адресу: 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 78.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Волго­градская государственная академия физической культуры»

Автореферат разослан «___» февраля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного

совета профессор

МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Физические упражнения выступают как важный фактор воздействия на личность ребенка и его функциональные возможности [Н.А. Козленко, 1991; А.А. Дмитриев, 2002 и др.].

Тесная связь моторных и психических функций [М.Е. Иоффе, 1975; Я.М. Коц, 1975; А.В. Запорожец, 1986 и др.] определяет ключевую роль физической активности для детей, имеющих различные проявления задержек психического развития. Понятие «задержка психического развития» в отечественной коррекционной педагогике является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются минимальные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка [Б.П. Пузанов, 1999].

Помимо того, что органическое поражение центральной нервной системы отрицательно сказывается на эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, оно обусловливает и самые разнообразные отклонения в двигательном развитии ребенка.

Рядом исследователей [D. Cantwell, 1977; М.С. Певзнер, 1982; В.Д. Труш, И.Ф. Марковская, 1983; И.Ф. Марковская, 2005 и др.] отмечается разнородность двигательных нарушений у детей данной категории: дискоординация двигательных актов, нарушение регуляции движений, трудности переключения и автоматизации, недостаточная точность и неадекватность усилий в произвольных движениях, гипер- или гиподинамия, недоразвитие тонких моторных актов, повышенное мышечное напряжение и быстрая утомляемость. Очевидно, что данные особенности затрудняют процесс физического и психического развития, социальной интеграции детей, и нацеливают на решение специфических задач.

Многие авторы признают одной из главных задач адаптивной физической культуры – задачу коррекции техники выполнения основных движений у своих учеников [С.П. Евсеев, 2002; Л.В. Шапкова, 2002; О.А. Барабаш, 2006 и др.].

По вопросу совершенствования средств и методов коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития в большей части исследований реализовываются не всегда четко обоснованные подходы; предлагается использовать дифференцированный подход в зависимости от степени задержки психического развития [О.А. Барабаш, 1997], игровой метод проведения занятий [Е.М. Мастюкова, 2002; О.В. Решетняк, 2004 и др.].

Таким образом, на данный момент не разработан общепринятый комплекс средств и методов, применяемых в процессе занятий адаптивной физической культурой, для коррекции основных двигательных действий у детей, имеющих задержку психического развития. Данные обстоятельства обусловили актуальность решения указанной задачи и тему диссертационной работы.

Объект исследования – занятия адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития.

Предмет – средства, методы и методические приемы, используемые для коррекции нарушений техники выполнения основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать инновационную методику коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Гипотеза исследования. Экспериментальная методика коррекции основных двигательных действий будет педагогически целесообразной и эффективной, если в основу ее разработки положить идею о комплексном использовании для детей данной категории упражнений для коррекции двигательных нарушений, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики; а также методов: строго регламентированного упражнения и пассивных движений.

Задачи исследования:

  1. Выявить влияние задержки психического развития на технику выполнения основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Изучить возможности и отобрать наиболее эффективные физические упражнения и методы для коррекции двигательных нарушений.

  3. Разработать методику коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  4. Экспериментально обосновать эффективность экспериментальной методики для повышения уровня развития физических качеств и основных движений у детей данной категории.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; изучение медицинских карт детей; метод контрольных испытаний; диагностика нарушений техники выполнения основных движений; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа с 2005 по 2010 год. Задачи каждого этапа были подчинены общей цели исследования.

На первом, предварительном этапе (2005-2006 г.г.) была проведена работа по изучению научно-методической литературы по вопросам, раскрывающим особенности психофизического статуса детей с задержкой психического развития, методики обучения и коррекции основных двигательных действий, значение физических упражнений и других средств физического воздействия в коррекционном процессе. Одновременно с этим велись наблюдения за развитием, особенностями поведения детей с задержкой психического развития, подбирались и апробировались соответствующие методы исследования.

На втором этапе (2006-2007 г.г.) разрабатывался экспериментальный вариант методики коррекции основных двигательных действий у детей 5-6 лет, имеющих задержку психического развития.

На третьем этапе (2007-2008 г.г.) был проведен основной педагогический эксперимент. Определялась эффективность экспериментальной методики, ее влияние на физическую подготовленность и уровень развития основных движений у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Четвертый этап (2008-2010 г.г.) был посвящен проведению аналитического обобщения экспериментальных данных, внедрению результатов исследования в практику, подготовке текста диссертации и ее защите.

Методологической базой исследования являются современные научные представления о человеке как природном и социальном существе [А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн]; о единстве социального и природного, духовного и физического в формировании личности, большом значении физической культуры в таком процессе [А.В. Запорожец, А.В. Кенеман, Л.П. Матвеев]; организационно-методических основах адаптивной физической культуры [С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, А.А. Дмитриев, С.В. Дмитриев, Е.С. Черник]; идеи коррекционной педагогики [Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.М. Мастюкова, Б.П. Пузанов]; теория уровневого построения движений [Н.А. Бернштейн].

Достоверность и обоснованность полученных данных определяется методологической базой исследования, достаточным объемом эмпирического материала, многообразием и адекватностью использованных методов цели и задачам исследования, корректностью статистической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в впервые:

- выявлены специальные физические упражнения для коррекции нарушений в выполнении основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

- подобран комплекс средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений в основных двигательных действиях у детей с задержкой психического развития, включающий коррекционные, подводящие упражнения и средства, направленные на развитие мелкой моторики;

- разработана и научно обоснована методика коррекции основных двигательных действий у детей данной категории, предусматривающая комплексное использование специально подобранных средств, а также методов строго регламентированного упражнения и пассивных движений;

- экспериментально подтверждена эффективность применения авторской методики для коррекции основных двигательных действий и повышения уровня развития физических способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Теоретическая значимость диссертации состоит в расширении и дополнении теории и методики адаптивной физической культуры положениями и выводами диссертации, в которых дано описание методических приемов коррекции нарушений основных двигательных действий дошкольниками с задержкой психического развития; объясняется механизм положительного воздействия экспериментальной методики на устранение нарушений в технике выполнения основных движений у обследуемой категории дошкольников.

Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что практическое использование разработанной автором диссертации экспериментальной методики на занятиях адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, достоверно обеспечило:

- оптимизацию процесса коррекции основных двигательных действий;

- ускоренное преодоление у детей с задержкой психического развития нарушений в технике выполнения основных движений, их физическую и социальную адаптацию.

Применение карты диагностики двигательных нарушений, разработанной на основе методики оценки техники основных движений у дошкольников с нормальным физическим развитием, предложенной профессором Ю.К. Чернышенко (1998), позволяет осуществлять систематический контроль над уровнем развития техники выполнения основных движений у дошкольников с задержкой психического развития.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами вузов физической культуры, в ходе повышения квалификации методистов по физическому воспитанию детских садов компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Комплексное использование коррекционных, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики, оказывает более существенное позитивное влияние на коррекцию основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по сравнению с традиционно используемыми средствами.

  2. Разработанная методика предполагает дифференцированное применение методов строго регламентированного упражнения и пассивных движений; использование во вводно-подготовительной части занятий адаптивной физической культурой упражнений пальчиковой гимнастики, общеразвивающие упражнения с предметами; в основной части – подводящих упражнений и упражнений для коррекции двигательных нарушений; а в заключительной части – самомассажа рук.

  3. Методика коррекции основных двигательных действий способствует повышению уровня развития скоростно-силовых, скоростных, силовых способностей и отдельных показателей координационных способностей, сокращению нарушений в технике выполнения основных движений у детей с задержкой психического развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были апробированы на заседаниях кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, научно-теоретических и научно-методических конференциях различных уровней (2006-2009 гг.). В частности на IX Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (2007 г.), Международной конференции «Адаптивная физическая культура – пути и перспективы развития» (2009 г.). Главные результаты исследования представлены в семи публикациях, одна из которых входит в перечень рекомендуемых ВАК журналов и изданий.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 152 страницах текста в компьютерной верстке, содержит 14 таблиц и 5 рисунков. Список литературы включает 199 источников, их них 16 на иностранных языках.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность, дана характеристика объекта и предмета исследования, поставлена цель работы, сформулирована гипотеза, научная новизна полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, перечислены основные положения, выносимые на защиту.

В главе I раскрыто содержание проблемы обучения основным движениям детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны средства, методы и методические приемы обучения, используемые в процессе занятий адаптивной физической культурой, представлены данные об особенностях управления произвольными движениями у детей с задержкой психического развития, особенностях их физического и психического статуса. Показана необходимость разработки методики коррекции основных двигательных действий с использованием комплекса специально подобранных средств и методов.

В главе II сформулированы задачи исследования, описаны методы и организация исследования.

В главе III представлено обоснование и описано содержание методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.

Для детей с задержкой психического развития характерны так называемые двигательные нарушения – недостатки техники выполнения основных движений, свидетельствующие о недостаточно развитой способности к произвольному управлению параметрами двигательной деятельности.

Для определения эффективности методики коррекции двигательных нарушений, реализуемой в рамках программы [Е.М. Мастюкова, 2002]], были проведены исследования динамики показателей развития основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития в результате занятий в течение учебного года. Уровень развития основных движений определялся в результате диагностики двигательных нарушений, проводимой с использованием разработанной нами карты, которая представлена в описании главы IV.

За данный период исследования у детей с задержкой психического развития отмечается недостоверный прирост показателей, характеризующих уровень развития основных движений (P>0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что рассматриваемая методика коррекции не обладает достаточной эффективностью. Предлагаемая структура процесса обучения двигательным действиям детей с задержкой психического развития не отличается от традиционной, для нормально развивающихся дошкольников; несколько увеличивается продолжительность ее этапов и изменяется содержание процесса. Вводится дополнительная форма организации занятий – тренирующая игровая дорожка. Состав средств при этом не отличается от используемых в методике физического воспитания дошкольников.

Таким образом, было установлено, что для коррекции нарушений техники выполнения основных движений у детей с задержкой психического развития недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки соответствующего комплекса средств и методики.

Отличительные особенности и структура экспериментальной методики представлены на рисунке 1. Ее основой является комплексное использование упражнений для коррекции двигательных нарушений, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики; специально подобранных методов и методических приемов.

Для коррекции двигательных нарушений были использованы преимущественно авторские упражнения. Большинство из них оказывало коррекционно-развивающее воздействие на опорно-двигательный аппарат, характеризовалось глобальным функционированием мышц.

На занятиях физической культурой применялись подводящие упражнения, разработанные Н.П. Филатовой (2001) для дошкольников с нарушением речи. Такой выбор обусловлен тем, что большинство этих детей, помимо основного нарушения в развитии, имеют задержку психического развития.

Имеющиеся отклонения психического развития у испытуемых указывают на необходимость использования средств, повышающих эффективность восприятия. Это во многом объясняет большую важность использования в процессе коррекции основных двигательных действий средств, направленных на развитие мелкой моторики.

При подборе средств, направленных на развитие мелкой моторики, были использованы методические разработки для педагогов-дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, инструкторов физического воспитания в детском саду, специалистов по массажу.

Последовательность выполнения всех упражнений на занятии ФК согласовывалась с цефалокаудальным принципом развития двигательных функций человека. В соответствии с ним, координация двигательных действий совершенствуется в следующей последовательности: голова, руки, ноги. Поэтому каждое занятие начиналось с комплекса пальчиковой гимнастики, затем выполнялись все остальные упражнения.

Отличительные особенности методики занятий

физическими упражнениями



в экспериментальной группе в контрольной группе


Формы организации


Физкультурное занятие Физкультурное занятие

Тренирующая игровая дорожка


Методы


- строго регламентированного - строго регламентированного

упражнения, упражнения,

- пассивных движений, - игровой метод


Методические приемы


- выполнение упражнений в режиме - использование музыкального

предметного действия, сопровождения

- использование музыкального

сопровождения,

- вариативные положения и

условия выполнения


Индивидуальные приемы воспитания и обучения


- для гиперактивных и Не использовались

инфантильных детей


Содержание занятий



1. Пальчиковая гимнастика 1. Разновидности ходьбы и бега

2. Разновидности ходьбы и бега 2. Комплекс ОРУ


3. Комплекс ОРУ с предметами 3. Подводящие упражнения


4. Подводящие упражнения 4. Разновидности основных

движений



5. Разновидности основных 5. Ходьба с постепенным

движений замедлением темпа движений


6. Упражнения для коррекции

двигательных нарушений


7. Упражнения на расслабление,

на растягивание



8. Самомассаж рук



Рис. 1. Структура и отличительные особенности экспериментальной методики

Отличительной особенностью основной части занятия (рис.2) являлось то, что все упражнения выполнялись в режиме предметного действия для повышения степени осознанности двигательных действий, обеспечения более прочного усвоения двигательных навыков [Е.М. Филипенко, 1984; Т.А. Шанина, 1997].

Содержание заключительной части составили упражнения, обеспечивающие общее и мышечное расслабление. Так как расслабление мышцы является важным компонентом двигательного действия, необходимым условием его качественного выполнения [Н.А. Орлова, 2007], применение данных упражнений имеет важное значение.

Структура физкультурного занятия, проводимого

по экспериментальной методике




Скачать документ

Похожие документы:

  1. О. П. Спирина протокол № от 2010 г 2010г. Утверждаю: Заведующий Детским садом №51 «Родничок» Г. И. Горных 2010г. Основная общеобразовательная программа

    Образовательная программа
    I.2 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования….21
  2. Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля ( на примере специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) 13.

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет» на кафедре теоретических основ физической культуры.
  3. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет
  4. Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  5. Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста тюменской области

    Образовательная программа
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области

Другие похожие документы..