Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Меценаты в России поддерживают отдельные культурные проекты, но это движение лишено системы, заявил на Российском форуме меценатов замминистра культу...полностью>>
'Документ'
Ренкас Ольга Владимировна, директор областного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Технологический проф...полностью>>
'Документ'
Специальная теория относительности (СТО), в том виде как она ещё сегодня преподносится в научной и учебной литературе по физике, несколько лет назад ...полностью>>
'Конкурс'
Данный курс состоит из двух модулей, это даёт то, что можно использовать часть курса или вести целиком. Темы курса присутствуют в основном учебном пр...полностью>>

Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ж.Т.Тощенко. Социология. Стр. 379

Ж. Т. ТОЩЕНКО

СОЦИОЛОГИЯ

Общий курс

Издание 2-е, дополненное и переработанное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва «Прометей» 2001

УДК 316

ББК 60.5я73

Т64

Тощенко Ж.Т.

Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

ISBN 5-7042-0893-2

ISBN 5-94227-012-0

Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, изложенная в соответствии с действующей программой курса социологии для вузов.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

УДК 316

ББК 60.5я73

© Издательство «Прометей», 1994

© Издательство «Прометей», 1998, с изменениями и дополнениями

© ООО «Юрайт-М», 1998

ISBN 5-7042-0893-2

ISBN 5-94227-012-0

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) 11

§ 1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX –НАЧАЛА XX ВЕКА 12

§ 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ 13

§ 3. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ 15

§ 4. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА 20

§ 5. СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 23

Литература 27

Темы для рефератов 27

Вопросы и задания для повторения 27

Глава 2 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 28

§ 1. ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 29

§ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ СОЦИОЛОГИИ 31

§ 3. РЕАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ И ИХ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 35

Литература 39

Темы для рефератов 41

Вопросы и задания для повторения 41

Глава 3 СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 42

§ 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ 42

§ 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 44

§ 3. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ 49

§ 4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 50

§ 5. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 52

Литература 54

Темы для рефератов 55

Вопросы и задания для повторения 55

Глава 4 НАУЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ 57

§ 1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 57

§ 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 62

§ 3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (краткая характеристика) 65

§ 4. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 67

Литература 71

Темы для рефератов 71

Вопросы и задания для повторения 71

Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 72

Глава 1 СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА 74

§ 1. «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК» 75

§ 2. «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК 77

§ 3. «БИОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК 81

§ 4. «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК 83

§ 5. «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ» РАБОТНИК 85

Литература 87

Темы для рефератов 88

Вопросы и задания для повторения 88

Глава 2 СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА 89

§ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 89

§ 2. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 91

§ 3. БЛАГОПРИЯТНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА 94

§ 4. УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ 96

Литература 98

Темы для рефератов 98

Вопросы и задания для повторения 98

Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ СЕЛА 100

§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВНИ 101

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА СЕЛЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ 103

§ 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА 105

Литература 108

Темы для рефератов 108

Вопросы и задания для повторения 109

Глава 4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 110

§ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ИХ ПОЗНАНИИ 110

§ 2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 113

§ 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 115

Литература 119

Темы для рефератов 119

Вопросы и задания для повторения 119

Глава 5 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 120

§ 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 121

§ 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 124

§ 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 126

Литература 129

Темы рефератов 129

Вопросы и задания для повторения 130

Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 131

Глава I СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 133

§ 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРАТИФИКАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 134

§ 2. ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 138

§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 142

Литература 144

Темы для рефератов 145

Вопросы и задания для повторения 145

Глава 2 ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ 145

§ 1. НАЦИИ И ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 146

§ 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 149

§ 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ 153

Литература 156

Темы для рефератов 156

Вопросы и задания для повторения 156

Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ 157

§ 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 158

§ 2. ЖЕНЩИНА И СЕМЬЯ 161

§ 3. ДЕТИ, СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ 163

Литература 165

Темы для рефератов 166

Вопросы и задания для повторения 166

Глава 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ 166

§ 1. ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 167

§ 2. ТЕОРИИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 171

§ 3. ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ 175

Литература 179

Темы для рефератов 179

Вопросы и задания для повторения 179

Глава 5 ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ 180

§ 1. ПРИРОДА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И ОПЫТ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ 181

§ 2. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 184

§ 3. МИКРОСРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ 188

Литература 192

Темы для рефератов 192

Вопросы и задания для повторения 193

Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 193

Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 195

§ 1. СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 196

§ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 198

§ 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 200

Литература 203

Темы для рефератов 203

Вопросы и задания для повторения 203

Глава 2 ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО 204

§ 1. ТИПЫ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 204

§ 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВА 208

§ 3. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 211

Литература 215

Темы для рефератов 215

Вопросы и задания для повторения 215

Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА 216

§ 1. ПРАВОВАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ 217

§ 2. ПРАВОВАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ 219

§ 3. ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ 222

Литература 225

Темы для рефератов 225

Вопросы и задания для повторения 225

Глава 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 225

§ 1. ПАРТИИ 227

§ 2. ПРОФСОЮЗЫ 229

§ 3. МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 231

§ 4. САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 233

Литература 234

Темы для рефератов 235

Вопросы и задания для повторения 235

Раздел V СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 235

Глава 1 СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 237

§ 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 238

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 240

§ 3. РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ 241

§ 4. НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 243

§ 5. СОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 245

Литература 249

Темы для рефератов 249

Вопросы и задания для повторения 249

Глава 2 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 250

§ 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 250

§ 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 254

§ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 257

Литература 262

Темы для рефератов 262

Вопросы и задания для повторения 262

Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ 263

§ 1. НАУКА И ОБЩЕСТВО 264

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ 268

§ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ НАУКИ 273

Литература 276

Темы для рефератов 276

Вопросы и задания для повторения 276

Глава 4 СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 276

§ 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 277

§ 2. ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ 280

§ 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 284

Литература 288

Темы для рефератов 288

Вопросы и задания для повторения 288

Глава 5 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 289

§ 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 290

§ 2. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ 292

§ 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ 297

Литература 301

Темы для рефератов 302

Вопросы и задания для повторения 302

Раздел VI СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 302

Глава 1 СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ 304

§ 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ 304

§ 2. МЕТОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ 307

§ 3. РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДВИДЕНИИ 308

Литература 310

Темы для рефератов 310

Вопросы и задания для повторения 310

Глава 2 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 310

§ 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 312

§ 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 314

§ 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ 317

Литература 320

Темы для рефератов 320

Вопросы и задания для повторения 320

Глава 3 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 320

§ 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 321

§ 2. О МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 322

§ 3. МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 323

§ 4. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 325

А. Социальное проектирование новых производств 325

Б. Проектирование новых городов 326

§ 5. ДЕЙСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 327

Литература 328

Темы для рефератов 329

Вопросы и задания для повторения 329

Глава 4 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 329

§ 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 330

§ 2. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 332

§ 3. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 334

§ 4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 335

§ 5. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 336

§ 6. РЕЗЕРВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 337

Литература 339

Темы для рефератов 340

Задания для повторения 340

Глава 5 СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 340

§ 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ? 341

§ 2. ФОРМЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 344

§ 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 347

Литература 350

Темы для рефератов 350

Вопросы и задания для повторения 350

БИБЛИОГРАФИЯ 350

Учебники и учебные пособия 351

Словари, справочники 351

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 352

Теория и методология 352

История социологии 353

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 354

Анализ документов. Контент-анализ 355

Наблюдение 355

Опросы: анкетирование и интервьюирование 355

Другие методы 356

Выборка 356

Математические и статистические методы 356

Обработка, анализ и интерпретация результатов социологических исследований 357

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 358

Социология труда 358

Социология города 359

Социология села 360

Экологическая социология 361

Социальная инфраструктура 362

Демография 362

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 363

Социальная структура 363

Социология наций 364

Социология семьи 365

Образ жизни 366

Социология молодежи 367

Отклоняющееся поведение 367

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (общие проблемы) 368

Политическое сознание 368

Проблемы власти и государства 369

Общественные организации 369

Социология права 370

Международные отношение. Проблемы войны и мира 370

СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 371

Социология личности 371

Социология образования 372

Социология науки 373

Социология культуры 373

Социология религии 374

Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации 375

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 375

Общие проблемы теории и методологии 375

Социальное предвидение 376

Социальное прогнозирование 376

Социальное проектирование 377

Социальное планирование 378

Социальные технологии 378

Социология организации 379

Социальный эксперимент 379

ВВЕДЕНИЕ

Социология в России после трудного становления приобрела статус самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль выжила и продолжает развиваться.

Наиболее успешно шла разработка отдельных направлений социологического знания. Постепенно приобрели силу и получили признание исследования социологии труда, молодежи, семьи, культуры, образования и т.д. Их результаты, хотя нередко в урезанном виде, публиковались и становились достоянием науки и практики. Именно эта группа публикаций составляет основную часть печатной продукции, которую до недавнего времени связывали с понятием «прикладная социология».

Вторая группа публикаций по социологии начиная с 60-х годов – это работы по методологии, методике и технике социологических исследований, сыгравшие большую роль в повышении профессиональной культуры, подготовке и обучении молодых ученых, распространении социологических знаний.

Третьей группе – учебникам и учебным пособиям по социологии – «повезло» в наименьшей мере. Имеющиеся работы охватывали только часть проблем социологии: или освещали в основном методику и технику, или в самом широком плане рассматривали ее место среди других наук.

В настоящее время, когда социология стала преподаваться в каждом вузе, во многих средних специальных учебных заведениях, на первый план выдвигается подготовка учебников, в том числе и экспериментальных, опирающихся на все богатство социологического знания, упорядочивающих его и дающих возможность представить это знание в виде определенной логически законченной теории.

Учеными-исследователями, преподавателями проделана большая работа по созданию учебников и учебных пособий. По личной инициативе или инициативе отдельных кафедр и научных коллективов при поддержке международных и отечественных фондов вышли в свет работы, в которых в основном с позиций теоретической социологии рассматривались базовые основы науки. Кроме того, были подготовлены учебные пособия и учебники по отдельным отраслям социологического знания (см. приложение).

Что касается автора, то исходя из своей многолетней практики работы со студентами, и особенно студентами, для которых социология выступала в качестве общеобразовательной, но непрофилирующей дисциплины, он стремился на новой основе осмыслить имеющийся в отечественной и мировой литературе опыт и предложить читателю свое видение социологической теории.

Человек в обществе, а не общество для человека – суть авторской интерпретации социологии, которую он называет социологией жизни и которая ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа всей социальной жизни.

Принципиальной особенностью является трактовка объекта социологии как гражданского общества и предмета социологии как общественного сознания и поведения людей в конкретно-исторических условиях, ибо социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей.

Не менее важной принципиальной установкой автора является его убеждение в том, и это подтверждает история развития социологии, что все ее исследования так или иначе выходят за основные сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. И хотя отнесение отдельных направлений к той или иной сфере несколько условно, автор исходил из того, что является преобладающим при анализе данной проблемы. Именно поэтому все рассмотренные исследования соотнесены с экономическими, социальными, политическими и духовными процессами и отдельно описан механизм их регулирования в разделе «Социология управления», который имеет и самостоятельное значение и может быть применен в контексте каждой из сфер общественной жизни.

А открывается авторское изложение кратким анализом теоретических, методологических и методических проблем, которые при желании и необходимости могут быть развернуты, опираясь на исследования других авторов, в самостоятельные курсы.

За прошедшее с момента первого издания время автор во время обсуждений учебного пособия, в рецензиях и письмах получил ряд интересных предложений и замечаний, часть из которых он учел, особенно учебно-методического свойства. Вместе с тем в ряд глав были внесены значительные изменения, связанные с новой информацией, новым этапом жизни российского общества. Некоторые главы сняты, другие добавлены, третьи расширены. И все же некоторые темы остались за пределами учебного пособия – это проблемы демографии, геронтологии, социологии катастроф, здоровья, некоторые проблемы политики и духовной жизни, социологии международных отношений, которые могут быть при чтении курса добавлены, рассмотрены, обсуждены в студенческой аудитории, особенно если учитывать профессиональные интересы молодежи. Кстати, это касается отдельных разделов и глав, которые могут быть развернуты в самостоятельный учебный курс.

Автор счел необходимым дать подробную библиографию основных публикаций, чтобы каждый заинтересованный читатель мог получить дополнительную информацию и увидеть сложный, а нередко и противоречивый путь становления социологического знания.

При подготовке второго издания были использованы материалы В.Г.Алексеевой-Харчевой, Л.Г.Борисовой, М.К.Торшкова и Ф.Э.Шереги, В.Т.Лисовского, Ю.П.Ожегова, Вал.Н.Иванова. Научно-вспомогательная работа проведена Л.А.Орловой и З.И.Пейковой .

{Вперед >>}

СОЦИОЛОГИЯ

Раздел I СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит ее до некоего вспомогательного средства познания, да еще и такого, которым можно манипулировать.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличий. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе – вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Здесь мы подходим к тому, что социология – это не только теория, но и методология, т.е. такой уровень теоретического знания, который интерпретирован на языке социологии, позволяющем оперировать информацией, переложенной на язык индикаторов и показателей. Например, сознание может быть представлено через набор таких компонентов, как знание, оценка, настроение, мотивы, ценности, установки, ориентации и т.п. Именно оперирование этими конкретными показателями позволяет наполнить «кровью» и «плотью» некоторые понятия, которые на уровне социальной философии или социальной психологии не требуют такой детализации и конкретизации.

Помимо методологии для социологии очень важна методика познания социальной реальности. И не только потому, что она этим серьезно отличается от других наук, а потому, что она предполагает использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических методов познания. Строго говоря, социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности отдельными индивидами, социальными группами и слоями. Для этого она выработала систему конкретных приемов и инструментов, с помощью которых производится съем информации с последующей его интерпретацией.

Далее, социология как наука должна ответить на вопрос о своих исходных началах. Автор не разделяет позицию своих коллег, которые историю социологии начинают с древнейших времен, с Древней Греции или Древнего Востока, а некоторые даже с мифологии. При таком подходе допускается путаница, когда социальное отождествляется с общественным. Если придерживаться этой логики, то зачатки социологии следует искать уже в пещерах первобытного человека.

Между тем социология отражает качественный этап в истории человечества, когда общество предстало перед нами в человеческом измерении, когда не просто люди, а каждый человек становился субъектом исторического процесса, чему положили начало великие буржуазные революции. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, всех без исключения людей во всех ипостасях их сознания и поведения и превращение их в активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений. Конечно, этот процесс происходил постепенно, с трудом, со срывами и отступлениями, но несомненно, что человеческое измерение общества пробивало себе путь и затем нашло отражение в научной мысли. Конечно, этот этап в развитии социальной мысли не мог начаться вдруг, с открытого листа – предпосылки иного подхода к человеку и обществу созревали исподволь. Но этим предпосылкам надо отвести подобающее место, а не делать пещерных людей представителями социологии в период охоты на мамонтов или сбора урожая с ветвей дикорастущих плодовых деревьев.

И, наконец, социология как наука призвана оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни, что прежде всего находит отражение в состоянии общественного сознания, в различных формах и видах деятельности, в возможностях их проявления в конкретно-исторических условиях. Это сознание и поведение не отдельного индивида, а социальных общностей и групп, сознание и поведение которых приобретают социальные характеристики, имеют общественное значение, образуют устойчивые социальные процессы и явления. Именно убежденность в том, что в основе социологии должен лежать реальный анализ сознания и поведения людей, и их зависимости от объективных условий и образуют то направление, которое автор называет социологией жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0

    Учебно-методическое пособие
    История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  3. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  4. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  5. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,

Другие похожие документы..