Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В группу планет гигантов входят: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.Все эти планеты (и особенно Юпитер) имеют большие размеры и массы. Например, по объему...полностью>>
'Реферат'
Пусть a, b — катеты прямоугольного треугольника, c — его гипотенуза. Построим квадрат ABCD со стороной a+b и возьмём на его сторонах AB, BC, CD, DA т...полностью>>
'Учебное пособие'
Сегодня мы заново осмысляем значение проблем психологии для судеб общества и его граждан. Несколько поколений советских людей формировались в атмосфе...полностью>>
'Программа'
.Концепция продвижения казахстанского туристского продукта на международном рынке туристских услуг согласно «Стратегии развития международного туризм...полностью>>

Планы семинарских и практических занятий по спецкурсу «Судебная экспертиза» по направлению 030500. 62 Бакалавр Юриспруденции. / И. Н. Горбулинская

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Барнаульский юридический институт

Общеюридический факультет

Кафедра криминалистики

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов Общеюридического факультета

очной формы обучения

Направление 030500.62 Бакалавр Юриспруденции

Срок обучения 4 года.

Барнаул 2009

ББК 67.5

С – 89

Судебная экспертиза: Планы семинарских и практических занятий по спецкурсу «Судебная экспертиза» по направлению 030500.62 Бакалавр Юриспруденции. / И.Н. Горбулинская. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009. – 16 с.

Планы семинарских и практических занятий составлены на основе рабочей программы по спецкурсу «Судебная экспертиза» для высшего профессионального образования МВД России.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе решением Методического совета ГОУ ВПО БЮИ МВД России от « » июня 2009 г Протокол № ____

Планы семинарских и практических занятий обсуждены на заседании кафедры криминалистики БЮИ МВД России 14 мая 2009 г. Протокол № 15

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2009

ВВЕДЕНИЕ

При доказывании истины по уголовным делам значительную роль играет судебная экспертиза. Практика показывает, что наиболее успешные результаты экспертных исследований получает тот следователь, который стремится обеспечить все зависящее от него условия производства экспертизы, предоставить качественные и в достаточном количестве необходимые объекты и материалы, без которых производство экспертизы будет просто невозможно, а ответы на поставленные вопросы не будут носить исчерпывающий характер.

Кроме того, перед следователем стоит задача оценки экспертного заключения, что возможно только путем детального изучения исследовательской части и объективной убежденности в научной аргументации сделанных экспертом выводов. Все это, естественно, предполагает наличие серьезных познаний в основных вопросах судебной экспертизы.

Изучив спецкурс «Судебная экспертиза», студенты должны знать:

- определение понятия, сущности и значения Судебной экспертизы;

- систему и виды судебных экспертиз;

- понятие, виды и содержание судебных экспертиз;

- структуру экспертных учреждений Российской федерации;

- порядок подготовки материалов для экспертного исследования и назначения экспертиз;

- структуру заключения эксперта и технологию его подготовки;

- цели и порядок назначения и производства дополнительных, повторных, комиссионных, комплексных экспертиз;

- содержание экспертных выводов, правильна их оценивать и использовать;

- сложностей, возникающих при оценке экспертных заключений;

- новые достижения в области судебной экспертизы, новыми и редкими видами экспертиз.

уметь:

- применять технико-криминалистические средства и приемов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления;

- отбирать объекты и другие материалы, направляемые на экспертизу, а при необходимости - получать образцы для сравнительного исследования;

- формулировать вопросы эксперту, учитывая возможности конкретного вида судебной экспертизы;

- знать требования, предъявляемые к объектам, направленным на экспертизу;

- при анализе экспертных заключений выяснять следующие вопросы: достаточно ли представленных материалов, удовлетворены ли запросы эксперта, полно ли и объективно ли использовались представленные материалы, достаточно ли эффективны применяемые при исследовании методики, на все ли вопросы получены ответы и соответствуют ли они полученным результатам, соблюдены ли при производстве экспертизы уголовно-процессуальные номы.

обладать практическими навыками:

- составления постановления о назначении экспертизы;

- отбора объектов и других материалов, направляемых на экспертизу;

- при необходимости - получать образцы для сравнительного исследования;

- формулирования вопросов эксперту, учитывая возможности конкретного вида судебной экспертизы и экспертного учреждения;

- оценки полученного экспертного заключения.

Содержание планов семинарских и практических занятий спецкурса отражает современный уровень развития судебных экспертиз, передовой опыт следственных и экспертно-криминалистических аппаратов МВД России, а также многолетний опыт преподавания криминалистики в ВУЗах МВД России и других высших учебных заведениях.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

План проведения семинарских и практических занятий составлен в соответствии с программой и тематическим планом по спецкурсу.

Лекции читаются по всем темам, изучаемом в спецкурсе, в них рассматриваются основные положения судебной экспертизы, даются основные направления для самостоятельной работы над учебным материалом. Чтение лекций по спецкурсу «Судебная экспертиза» должно сопровождаться приведением практических примеров назначения и производства экспертиз из ранее расследованных архивных уголовных дел. Наглядный материал целесообразно демонстрировать при помощи слайдов, видео и фотоматериалов.

При рассмотрении вопросов лекционного материала на семинарских занятиях перед студентами должны ставиться вопросы по назначению, производству и оценке различных видов экспертиз. Для проведение семинарских занятий необходимо привлекать наиболее опытных практических работников и руководителей следственных и экспертных учреждений.

В ходе проведения практических занятий предусмотрено использование в виде учебного раздаточного материала реальных архивных экспертных заключений. Практические занятия имеют своей целью:

- углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях, семинарских занятиях и в результате самостоятельной работы;

- привить студентам практические навыки использования средств, методов и приемов криминалистики.

Все практические занятия включают в себя краткий опрос по контрольным вопросам. По указанию преподавателя отдельные задания нужно будет выполнить самостоятельно в часы самоподготовки.

Для успешного выполнения практических заданий студенты должны перед каждым занятием просмотреть настоящий план, уяснить содержание отрабатываемых вопросов, изучить рекомендованную литературу, список которой прилагается непосредственно к плану очередного занятия или дастся по теме в целом.

Изучать рекомендованную литературу следует в той последовательности, в какой она указана в списке, т.е. сначала изучить основную, а затем ознакомиться с дополнительной литературой.

В часы самостоятельной работы студенты могут получить необходимую консультацию у преподавателя, дежурящего по графику на кафедре, а также пройти тестирование для проверки и закрепления текущих знаний по спецкурсу.

В конце изучения спецкурса «Судебная экспертиза» студенты сдают зачет, допуском к которому является отработка всех пропущенные занятия и получение положительной оценки по результатам тестирования остаточных знаний по спецкурсу.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : по сост. на 10 апреля 2008 г. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. – 160 с.

2. Бойко, Ю.Л. Правовые основы организации государственной судебно-экспертной деятельности : учебное пособие / Ю.Л. Бойко, М.П. Филиппов. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2008. – 119 с.

3. Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе / Е.Р. Россинская. - М.: ПРАВО И ЗАКОН, 2006. – 815 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ (в ред. от 30.12.2001) – электрон. дан. – Программа информационной поддержки Российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа // справочные правовые системы. – 2009. – Режим доступа: .

2. О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 261 от 1 июня 1993г. – электрон. дан. – Программа информационной поддержки Российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа // справочные правовые системы. – 2009. – Режим доступа: .

ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

по спецкурсу «Судебная экспертиза» для студентов ОЮФ очной формы обучения. Направление направлению 030500.62 Бакалавр Юриспруденции, срок обучения 4 года.

п/п

Наименование темы

Кол-во часов по видам занятий

Другие

Всего

Лз

СЗ

ПЗ

СР

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Судебная экспертиза: история, понятие, задачи и значение в процессе расследования преступления. Система экспертных учреждений России.

4

2

2

2

Организационно-правовые аспекты подготовки, назначения и проведения судебной экспертизы.

4

2

2

3

Традиционные криминалистические экспертизы: трасологическая экспертиза следов кожного покрова человека, экспертиза следов ног, обуви, орудий взлома, запирающих устройств и транспортных средств.

6

2

4 (2+2)

4

Судебно-баллистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. Криминалистическая экспертиза холодного и метательного оружия.

4

2

2

5

Криминалистическое исследование документов: технико-криминалисти- ческое исследование документов, исследование письма. Автороведческая экспертиза.

4

2

2

6

Нетрадиционные криминалистические экспертизы: экспертиза материалов, веществ и изделий, фоноскопическая, фототехническая, портретная экспертиза, одорологическая и компьютерно-техническая экспертиза.

4

2

2

7

Медико-криминалистическая и медико-биологическая экспертизы. Иные виды экспертиз.

4

2

2

Зачет

Всего по курсу

30

14

4

12

Раздел I «СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Тема №1 Судебная экспертиза: история, понятие, задачи и значение в процессе расследования преступления. Система экспертных учреждений России.

Время - 4 часа

Лекция - 2 часа

Семинар – 2 часа

Вопросы лекции:

1. История, предмет, задачи и структура судебной экспертизы.

2. Понятие и виды судебных экспертиз.

3. Структура экспертных учреждений России.

Семинарское занятие - 2 часа

1. История, предмет, задачи и структура судебной экспертизы.

2. Понятие и виды судебных экспертиз.

3. Структура экспертных учреждений.

Дополнительная литература:

1. Колкутин, В.В. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин, С.М. Зосимов, Л.В. Пустовалов. - М.:ЮРЛИТИНФОРМ, 2001. – 285 c.

2. Клевно, В.А. Медико-криминалистический терминологический словарь (Основные понятия и определения, используемые в судебной медицине и криминалистике) / В.А. Клевно, Ю.Л. Бойко, М.П. Филиппов. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2003. – 315 с.

3. Филиппов, М.П. Правовые основы организации и производства судебных экспертиз / М.П. Филиппов, Ю.Л. Бойко. – Барнаул, 2003. – 34 с.

Тема №2 Организационно-правовые аспекты подготовки, назначения и проведения судебной экспертизы

Время - 4 часа

Лекция - 2 часа

Семинар - 2 часа

Вопросы лекции:

1. Эксперт, его права и обязанности.

2. Назначение экспертизы.

3. Заключение эксперта.

Семинарское занятие - 2 часа

1. Эксперт, его права и обязанности.

2. Назначение экспертизы.

3. Заключение эксперта.

Дополнительная литература:

1. Колкутин, В.В. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин, С.М. Зосимов, Л.В. Пустовалов. - М.:ЮРЛИТИНФОРМ, 2001. - 285 с.

2. Клевно, В.А. Медико-криминалистический терминологический словарь (Основные понятия и определения, используемые в судебной медицине и криминалистике) / В.А. Клевно, Ю.Л. Бойко, М.П. Филиппов. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2003. – 315с.

3. Методические рекомендации по экспертно-криминалистическому сопровождению раскрытия и расследования преступлений. - Барнаул: ГУВД Алтайского края, 2001. – 55 с.

4. Бойко, Ю.Л. Правовые основы организации и производства судебных экспертиз / Ю.Л. Бойко, М.П. Фили119 с.

Тема № 3. Традиционные криминалистические экспертизы: трасологическая экспертиза следов кожного покрова человека, экспертиза следов ног, обуви, орудий взлома, запирающих устройств и транспортных средств.

Время - 6 часа

Лекция - 2 часа

ПЗ - 4 (2+2) часа

Вопросы лекции:

1. Трасологическая экспертиза следов кожного покрова человека.

2. Экспертиза следов ног и обуви.

3. Криминалистическая экспертиза орудий взлома и запирающих устройств.

4. Криминалистическая экспертиза транспортных средств.

Практическое занятие № 1 - 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие, сущность и виды криминалистических экспертиз.

2. Дактилоскопическая экспертиза

3. Трасологическая экспертиза следов кожного покрова человека.

4. Экспертиза следов ног и обуви.

Практическое задание:

1. Ознакомиться с копиями заключений экспертов.

2. По предложенной фабуле задачи назначить дактилоскопическую экспертизу, экспертизу по следам обуви.

Практическое занятие № 2 - 2 часа.

Вопросы:

1. Криминалистическая экспертиза орудий взлома и запирающих устройств.

2. Криминалистическая экспертиза транспортных средств.

Практическое задание:

1. Ознакомиться с копиями заключений экспертов.

2. По предложенной фабуле задачи назначить экспертизу запирающих устройств и орудий взлома, экспертизу по следам транспортных средств.

Дополнительная литература:

1. Баркова, Т.В. Трасология: учеб. – нагляд. пособие / Т.В. Баркова. – Краснояряск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. – 100с.

2. Майлис, Н.П. Судебная трасология: учебник / Н.П. Майлис. – М.: Экзамен: Право и закон, 2003. – 272 с.

3. Шестакова, С.С. Дактилоскопическая информация и ее использование в процессе расследования преступлений: учебн. пособие / С.С. Шестакова, А.В. Репин, А.Ю. Жданов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД РФ, 2007. – 112 с.

4. Колкутин, В.В. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин. – Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 288с.

Тема № 4. Судебно-баллистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. Криминалистическая экспертиза холодного и метательного оружия.

Время - 4 часа

Лекция – 2 часа

ПЗ - 2 часа

Вопросы лекции:

1. Судебно - баллистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения.

2. Экспертиза холодного и метательного оружия.

Практическое занятие - 2 часа.

Вопросы:

1. Судебно-баллистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения.

2. Криминалистическая экспертиза холодного оружия.

3. Криминалистическая экспертиза метательного оружия.

Практическое задание:

1. Ознакомиться с копиями заключений баллистической экспертизы.

2. По предложенной фабуле задачи назначить баллистическую экспертизу.

3. Ознакомиться с копиями заключений экспертизы холодного и метательного оружия.

4. По предложенной фабуле задачи назначить экспертизу холодного оружия.

Дополнительная литература:

1. Владимиров, В.Ю. Криминалистическое оружиеведение: генезис современности / В.Ю. Владимиров. – СПб.: Издательство Р. Аслагнова «Юридический центр Пресс», 2005. – 504с.

2. Сумарока, А. М. Холодное и метательное оружие / А.М. Сумарока, А.В. Стальмахов, А.Г. Егоров. - Саратов: СЮИ МВД России, 2004. - 152 с.

3. Колкутин, В.В. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин. – Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 288с.

Тема № 5 Криминалистическое исследование документов: технико-криминалистическое исследование документов, исследование письма. Автороведческая экспертиза.

Время – 2 часа.

Лекция – 2 часа

ПЗ - 2 часа

Вопросы лекции:

1. Технико-криминалистическое исследование документов.

2. Исследование письма.

3. Автороведческая экспертиза.

Практическое занятие - 2 часа

Вопросы:

1. Технико-криминалистическое исследование документов.

2. Исследование письма.

3. Автороведческая экспертиза.

Практическое задание:

1. Ознакомиться с копиями заключений экспертизы технико-криминалистического исследование документов.

2. По предложенной фабуле задачи назначить экспертизу технико-криминалистического исследования документов.

3. Ознакомиться с копиями заключений экспертизы исследования письма и автороведческой экспертизы.

4. По предложенной фабуле задачи назначить почерковедческую экспертизу.

Дополнительная литература:

1. Колкутин, В.В. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин. – Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 288с.

2. Назначение автороведческой и судебно-технической экспертизы документов: метод. рекомендации. – Л., 1988. – 89 с.

Тема № 6 Нетрадиционные и современные виды криминалистических экспертиз: экспертиза веществ материалов и изделий, фоноскопическая, фототехническая, портретная экспертиза, одорологическая и компьютерно-техническая экспертизы.

Время - 4 часа

Лекция - 2 часа

ПЗ - 2 часа

Вопросы лекции:

1. Криминалистическая экспертиза веществ материалов и изделий.

2. Фоноскопическая экспертиза.

3. Фототехническая экспертиза.

4. Портретная экспертиза.

5. Одорологическая экспертиза.

5. Компьютерно-техническая экспертиза

Практическое занятие - 2 часа

Вопросы:

  1. Криминалистическая экспертиза веществ материалов и изделий.

  2. Фоноскопическая экспертиза.

  3. Фототехническая экспертиза.

  4. Портретная экспертиза.

  5. Одорологическая экспертиза.

6. Компьютерно-техническая экспертиза

Практическое задание:

1. Знакомство с копиями заключений экспертов.

2. По предложенной фабуле задачи назначить экспертизу материалов веществ и изделий, фоноскопическую, фототехническую экспертизу, портретную экспертизу, одорологическую экспертизу, компьютерно-техническую экспертизу.

Дополнительная литература:

1. Грабовский, В.Д. Фоноскопия. Теория и практика использования звуковых следов в расследовании преступлений: учеб. пособие. / В.Г. Грабовский, О.Н. Кравчук. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2001. – 108 с.

2. Гамаюнова, Ю.Г. Комплексная трасолого-волокноведческая экспертиза: науч. – метод. пособие. / Ю.Г. Гамаюнова. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 176 с.

3. Лученок, Н. Н. Габитоскопия. Создание при помощи ПЭВМ субъективных портретов лиц: учеб. пособие / Лученок, Н. Н., Серенков, В. И. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2001. - 102 с.

4. Пронина, Е. Ю. Применение криминалистической одорологии в расследовании и раскрытии преступлений: учеб.- метод. пособие / Пронина, Е. Ю. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2003. - 40 с.

5. Федоров, Г.В. Одорология: Запаховые следы в криминалистике / Г.В. Федоров. – Минск: Амалфея, 2000. – 144с.

Тема №7 Медико-криминалистическая и медико-биологическая экспертизы. Иные виды экспертиз

Время - 4 часов

Лекция - 2 часа

ПЗ - 2 часа

Вопросы лекции:

1. Медико-криминалистическая экспертиза.

2. Медико-биологическая экспертиза.

3. Иные виды экспертиз.

Практическое занятие -2 ч

Вопросы:

1. Медико-криминалистическая экспертиза.

2. Медико-биологическая экспертиза.

3. Иные виды экспертиз: класс инженерных экспертиз, экономических экспертиз, биологических экспертиз, экологических экспертиз, сельскохозяйственных, искусствоведческая экспертиза.

Практическое задание:

1. Знакомство с копиями заключений экспертов.

2. По предложенной фабуле задачи назначить медико-биологическую экспертизу, медико-криминалистическую экспертизу, судебно-бухгалтерскую экспертизу.

Дополнительная литература:

1. Стегнова, Т. В. Работа со следами биологического происхождения на месте происшествия / Т.В. Стегнова, Т.Ф. Лозинский, Л.П. Уалерианова, Т.Н. Шамонова. – М.: ЭКЦ МВД России, 1992. -32 с.

2. Филиппов, М.П. Выделения человека и их использование в процессе раскрытия преступлений: учеб. – метод. пособие / М.П. Филиппов, И.Н. Горбулинская. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2005. – 28с.

3. Черненко, М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западно-европейских государствах: лекция / М.Д. Черненко. – М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 30с.

Учебное издание

Горбулинская Ирина Николаевна, к.ю.н.

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Планы семинарских и практических занятий для студентов ОЮФ

Направление: 030500.62 Бакалавр Юриспруденции

Работа публикуется в авторской редакции
Лицензия ЛР № 0221352 от 14.07.1999 г.
Лицензия Плр №020109 от 15.07.1999 г.
Подписано в печать _ _г. Формат 60х84/16. Отпечатано на RIKO – 4300. Усл.п.л. __1_. Тираж _ _ экз. Заказ _. Барнаульский юридический институт МВД России. Организационно издательский отдел. 656099, Барнаул, ул. Чкалова, 49.


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт по самообследованию ноу впо «среднерусский гуманитарно-технологический институт»

    Документ
    Самообследование Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Среднерусский гуманитарно-технологический институт» проводилось в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению самообследования
  2. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  3.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  4. Ростовский Государственный Экономический Университет (ринх)» «Утверждаю» ректор университета Кузнецов Н. Г. 30 июня 2009 г отчет

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие разработанных общеобразовательных программ (ООП) и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  5. Отчет о результатах самообследования Орск 2009

    Публичный отчет
    Самообследование филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» в г. Орске (далее – филиал НОУ ВПО «Московский институт права» в г.

Другие похожие документы..