Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Одной из актуальных проблем свиноводства являются респираторные инфекции молодняка. Они имеют, как правило, полиэтиологическую природу, сложный патог...полностью>>
'Документ'
Термин модель неоднозначен и охватывает чрезвычайно широкий круг материальных и идеальных объектов. Признаком, объединяющим такие, казалось бы, несоп...полностью>>
'Статья'
1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в с...полностью>>
'Реферат'
Оплата праці (заробітна плата) – це винагорода в грошовій або натуральній формі, яка повинна бути виплачена роботодавцем найманому працівникові за вик...полностью>>

Министерство внутренних дел россии барнаульский юридический институт Общеюридический факультет Кафедра криминалистики

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Барнаульский юридический институт

Общеюридический факультет

Кафедра криминалистики

Несекретно

Экз. №____

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: “ТРАДИЦИОННЫЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ: трасологическая экспертиза кожного покрова человека, экспертиза следов ног, обуви, орудий взлома, запирающих устройств и транспортных средств”.

Специальность 030501.65 – Юриспруденция

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры криминалистики

полковник милиции

Ю.Л. Бойко

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 7 от “21” января 2006 г.

Барнаул 2006

Учебные и воспитательные цели занятия: Закрепить и углубить теоретические знания, полученные студентами при изучении данной темы. Привить студентам практические навыки, связанные с подготовкой назначения таких криминалистических экспертиз как: трасологическая экспертиза кожного покрова человека, экспертиза следов ног, обуви, орудий взлома, запирающих устройств и транспортная экспертиза. Научить студентов грамотно и с учетом уголовно-процессуальных требований назначать данные экспертизы, оценивать их результаты. Обсудить с студентами теоретические вопросы темы, их роль в расследовании преступлений.

Методы: Краткий опрос студентов по вопросам темы, самостоятельное выполнение студентами практических заданий под непосредственным руководством преподавателя. Обсуждение результатов выполнения практического задания.

Место: Учебный класс корпуса криминалистики.

Время: 4 (2+2) часа.

Материально-техническое обеспечение:

1. Копии заключений трасологических экспертиз

2. Карточки безмашинного контроля (тест-опрос)

3. Карточки с фабулами задач для выполнения практического задания

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сайфиев, Р. Теория и практика совершенствования средств обнаружения и фиксации невидимых следов рук / Р.И. Сайфиев, В.В. Яровенко. –Владиволсток.: Д.В.Г.У. 1994. – 140 с.

  2. Статистическая дактилоскопия. Методологические проблемы. М.: Городец, 1999. – 184 с.

  3. Лифшиц, Е. Назначение и производство экспертизы. / Лифшиц Е.М., В.А. Михайлов. — В.: ВСШ МВД РФ, 1977. – 185 с.

  4. Методические рекомендации по экспертно-криминалистическому сопровождению раскрытия и расследования преступлений. – Барнаул: ГУВД Алтайского края, 2001. – 67 с.

  5. Россинская, Е. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе / Е.Р. Россинская. –М.: ПРАВО И ЗАКОН, 1996. – 223 с.

  6. Справочник следователя. Практическая криминалистика: подготовка и назначение су­дебных экспертиз. Вып. 3. — М.: Российское право, 1992. – 213 с.

  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (официальный текст). – Красноярск.: СЮИ МВД России, 2002. – 380 с.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Экспертиза кожного покрова человека, экспертиза следов ног, обуви.

Порядок и последовательность проведения занятия:

Содержание учебных вопросов

Время мин.

Примеч.

Вступительное слово

3

Письменный тест-опрос

10

Теоретическая часть занятия:

Вопрос 1. Трасологическая экспертиза кожного покрова человека

Вопрос 2. Экспертиза следов ног и обуви

20

Практическая часть занятия:

Задание № 1: Изучить заключения дактилоскопической экспертизы и экспертизы следов ног и обуви

Задание № 2: Составить постановления о назначении трасологической дактилоскопической экспертизы и экспертизы следов ног и обуви

45

Подведение итогов занятия.

12

Преподаватель проверяет посещаемость, затем обращается к студентам со вступительным словом.

Вступительное слово - 3 мин.

Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель, время и порядок проведения занятия, обращает внимание студентов на важность знаний в области подготовки и назначении трасологических экспертиз в деятельности правоохранительных органов, настраивая студентов на творческий рабочий лад.

  1. Письменный тест-опрос – 10 мин

Студентам раздаются карточки безмашинного контроля. В каждой карточке содержится по пять вопросов. Задание выполняется по вариантам. Вопросы составлены с учетом особенностей назначения и производства изучаемых экспертиз.

Результаты тест-опроса озвучиваются в конце занятия.

  1. Теоретическая часть занятия – 20 мин.

Контрольные вопросы:

Вопрос № 1. Трасологическая экспертиза следов кожного покрова человека – 10 минут

Экспертиза следов человека включает исследование следов рук (дактилоскопия); следов иных частей тела — участков кожи, не имеющих папиллярных узоров (лоб, нос, ушные раковины и др.).

Объектами дактилоскопической экспертизы являются следы, образованные рельефом кожного покрова ладоней рук и ступней ног человека, состоящие из крупных и мелких элементов, выступающих в качестве общих и частных признаков (папиллярные узоры).

Основные (главные) объекты — связанные с событием преступления и являющиеся вещественными доказательст­вами:

- предметы или их части с предполагаемым наличием следов рук;

- предметы или их части с выявленными на их поверх­ности следами рук;

- дактилоскопические пленки или иные липкие и по­лимерные;

- материалы с перекопированными следами рук;

- слепки, полученные с объемных следов рук или со следов рук, предварительно выявленных дактилоскопиче­скими порошками;

- фотоснимки, видеопленка и репродукции с изображе­нием следов рук;

- предметы со следами рук, обнаруженные и изъятые при проведении следственных действий или оперативных мероприятий;

- материалы предварительного расследования;

- протокол осмотра места происшествия с фототабли­цей;

- фотонегативы или видеопленка с зафиксированной обстановкой места происшествия и следов рук; а планы, схемы, рисунки к протоколу осмотра места происшествия.

Вопросы, решаемые дактилоскопической экспертизой:

Исследование папиллярных узоров, отобразившихся в следах рук:

* Имеются ли на представленных предметах следы рук? Если да, то пригодны ли они для идентификации лич­ности?

* Не оставлены ли следы рук конкретным лицом (лицами)?

* Не принадлежат ли отпечатки пальцев рук одному лицу?

* Не оставлены ли следы рук, изъятые при осмотре нескольких мест происшествий одним и тем же лицом? и др.

Основными задачами дактилоскопической экспертизы явля­ются установление человека по следам его рук, определение его пола, возраста и других особенностей этого лица, количества лиц, оставивших следы рук, выявление некоторых особенностей пове­дения лица на месте события (преступления), опреде­ление того, как преступник касался определенных предметов, каким образом держал ору­дие преступления и т. п.

В качестве образцов для сравнительного исследования пред­ставляются отпечатки рук (пальцев, ладоней) подозреваемых или проверяемых лиц (их дактилоскопические карты). Помимо отпечатков рук подозреваемых (обвиняемых), на экс­пертизу представляются отпечатки рук лиц, которые могли прика­саться к предметам в ходе своей обычной деятельности (хозяева квартиры, сотрудники офиса).

Трасологическая экспертиза следов губ производится для исследования следов окрашенных помадой губ и слабовидимых оттисков губ (по краям посуды - стаканов, рюмок, чашек, на па­пиросах и сигаретах) По следам губ возможно идентифицировать оставившее их лицо, а также получить информацию диагностиче­ского характера о поле, возрасте, росте, некоторых элементах внешнего облика, наличии ряда заболеваний у лица, оставившего следы. Следы губ представляются на исследование вместе с предме­том-носителем. При назначении идентификационной трасологической экспертизы в качестве сравнительных образцов губ используют их окрашенные оттиски на бумаге.

Вопрос 2. Экспертиза следов ног и обуви – 10 минут

Следы ног человека подразделяются на следы босых ног, ног в носках, чулках и следы обуви. Трасологическому исследованию могут быть подвергнуты как одиночные следы, так и совокупность последовательно отпечатавшихся следов ног - дорожка следов.

Изучение одиночных следов позволяет установить особенности строения ног человека, примерно оценить его рост, а дорожки следов - определить устойчивые элементы, характеризующие особенности походки, количество лиц, оставивших следы обутых и босых ног, выявить некоторые особенности их поведения на месте события (преступления), например, установить направле­ние и темп движения.

Данный вид экспертиз, как и дактилоскопические экспертизы, в большинстве случаев назначаются по уголовным делам и по­зволяют разрешать следующие диагностические вопросы:

1. Оставлен ли след (следы) босыми ногами человека (ногами в чулках, носках, обувью)? Пригодны ли следы ног (обуви) для идентификации?

2. Какой ногой (правой или левой) оставлен след? Каков размер и особенности босой ноги (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев), оставившей следы?

3. Какой обувью (вид, размер, степень изношенности) оставлены следы? Какие особенности имеют обувь, чулки, носки? И др.

Вопросы идентификационного характера:

1. Одним или несколькими лицами оставлены следы бо­сых ног, обуви?

2. Оставлены ли следы босых ног данным лицом?

3. Оставлены ли следы обувью, чулками или носками, изъятыми у данного лица?

Объекты трасологической экспертизы следов ног и обуви таковы:

- поверхностные (наслоения или отслоения) следы ног и обуви (например, след босой ноги на свежеокрашенном полу или ноги, испачканной краской, на еще не окрашен­ной поверхности), изъятые вместе с предметом-носителем (одеждой, бумагой, вырезанными, выпиленными кусками досок, линолеума);

- следы, перекопированные на дактилоскопическую пленку;

  • фотоснимки единичных следов и дорожек следов (плоскость задней стенки фотокамеры при съемке должна быть параллельна плоскости следа, рядом со следом помещается масштабная линейка);

  • слепки объемных следов ног или обуви, изготовленные с помощью различных слепочных масс (гипса, пасты “К” и пр.).

В качестве образцов для сравнительного исследования предоставляются: - отпечатки босых ног подозреваемых или прове­ряемых лиц, полученные аналогично отпечаткам рук; 2-3 слепка с босых ног этих лиц, если были обнаружены объемные следы; обувь, чулки, носки; 2-3 экспериментально полученные дорожки следов. Для получения такой дорожки проверяемому лицу пред­лагается пройти по бумажной ленте, покрытой тонким слоем типографской краски, или краска наносится на подошвы его ног или обуви.

  1. Практическая часть занятия – 45 мин.

Практическое задание № 1. Изучение заключений трасологических экспертиз – 10 минут

После опроса курсантов по контрольным вопросам преподаватель предлагает ознакомиться с заключениями трасологических экспертиз: дактилоскопической, следов ног и обуви.

Практическое задание № 2. По предложенной фабуле задачи составить постановление о назначении дактилоскопической экспертизы, экспертизы следов ног и обуви – 30 минут.

Преподаватель раздает курсантам карточки с фабулой задачи.

Фабула: В 8 часов 05 минут в офисе ООО «Стиль», расположенном по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, 49, неизвестный мужчина в маске совершил разбойное нападение с применением огнестрельного оружия на генерального директора Иванова А.А. и охранника ООО «Стиль» Петрова В.В. Нападавший, открыто похитив из помещения офиса ООО «Стиль» денежные средства в сумме 50 000 рублей, с места совершения преступления с похищенным скрылся. В ходе ОМП были изъяты: след пальца руки (на светлую дактопленку) с поверхности стола и след обуви с поверхности линолеума (на ошкуренную резину). По подозрению в совершении данного преступления был задержан ранее неоднократно судимый гр-н Елисеев Максим Юрьевич, 1974 года рождения.

После изучения предложенных обстоятельств дела студенты должны составить постановление о назначении дактилоскопической экспертизы и экспертизы следов ног и обуви.

Подведение итогов занятия – 12 мин.

Заканчивая занятие, преподаватель подводит итоги, отмечает активно работавших студентов, дает рекомендации по устранению выявленных недостатков и ошибок, озвучивает оценки за тест-опрос, после чего объявляет об окончании занятия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Экспертиза орудий взлома, запирающих устройств и транспортных средств

Порядок и последовательность проведения занятия:

Содержание учебных вопросов

Время мин

Примеч.

Вступительное слово

5

Теоретическая часть занятия:

Вопрос 1. Трасологическая экспертиза следов орудий взлома и запирающих устройств

Вопрос 2. Экспертиза следов транспортных средств

20

Практическая часть занятия:

Задание № 1: Изучить заключения трасологической экспертизы следов орудий взлома и запирающих устройств, транспортной экспертизы

Задание № 2: Составить постановление о назначении трасологической экспертизы следов орудий взлома и запирающих устройств, экспертизы следов транспортных средств

45

Подведение итогов занятия.

10

Преподаватель проверяет посещаемость, затем обращается к студентам со вступительным словом.

Вступительное слово - 5 мин.

Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель, время и порядок проведения занятия, обращает внимание студентов на важность знаний в области подготовки и назначении трасологических экспертиз в деятельности правоохранительных органов, настраивая студентов на творческий рабочий лад.

1. Теоретическая часть занятия – 20 мин.

Контрольные вопросы:

Вопрос № 1. Трасологическая экспертиза следов орудий взлома и запирающих устройств – 10 минут

Предметом экспертизы следов орудий взлома является установление фактиче­ских обстоятельств, связанных с идентификацией орудий и инструментов и определением механизма (условий) следово­го взаимодействия.

Объектами экспертизы могут быть орудия, инструменты и их следы, механизмы и их части (детали).

По следам орудий и инструментов можно установить:

- способ образования следов;

- направление воздействия орудия, инструмента, положение орудия, инструмента при следообразовании;

- вид орудия инструмента, конкретное орудие, инструмент.

В ходе производства экспертизы решаются задачи идентификационного характера, в частности: установление по следам групповой принадлежности использованных орудий и инструментов (например, какого рода орудие использова­лось для отжима двери, каким видом орудия причинены по­вреждения на одежде, открывался ли представленный на исследование замок отмычкой или подобранным ключом), определение конкретного орудия.

К диагностическим задачам относятся следующие: пригодны ли следы орудий для целей идентификации, результатом каких Действий явились следы орудий (инструментов), какова последовательность образования следов, механизм образования следов в целом и другие.

Трасологическая экспертиза запирающих устройств.

Объекты: запирающие механизмы (преимущественно замки), выделены в специ­альную группу объектов, поскольку их техническое состояние само по себе приобретает доказательственное значение. Это особенно важно, когда применяемые преступником различные инструменты, орудия взлома для отпирания замков, вскрытия пломб не оставляют следов.

Экспертиза замков и других запирающих устройств позволя­ет ответить на вопросы диагностического характера:

1. Исправен ли механизм представленного замка? Если механизм неисправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания?

2. Находился ли данный замок в употреблении?

3. В каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения?

4. Каким способом открыт (взломан) замок? Можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша? И др.

Вопросы идентификационного характера:

  1. Не отпирался ли замок с помощью данного ключа или данной отмычки?

Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо указать, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать со­стояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью. В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предпо­лагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и пр.).

Категорически запрещается при осмотре замков встав­лять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок.

Вопрос № 2. Трасологическая экспертиза следов транспортных средств – 10 минут

Предметом экспертизы является установление обстоятельств, связанных с идентификацией транспортного средства и определением механизма дорожно-транспортного происшествия в целом.

Объектами экспертизы являются транспортные средства, их детали и следы) одежда потерпевшего, если имел ме­сто наезд на пешехода, микрочастицы посторонних наложений, следы смазочных веществ, фотоснимки места происшествия, на которых зафиксированы повреждения, следы протектора и т.п.

В этом виде экспертизы решаются идентификационные задачи, связанные с установлением групповой принадлежно­сти транспортного средства или его части по оставленным на месте происшествия следам и отождествлением конкретного транспортного средства, оставившего следы. Большую группу составляют диагностические задачи, связанные с механизмом происшествия и образованием следов от воздействия транспортных средств, установлением места столкновения, взаимного расположения транспортного средства и пешехода в момент наезда, последовательностью образования следов и др.

Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление транспортного средства, оставившего следы, выяв­ление существенных обстоятельств механизма образования сле­дов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

  1. Практическая часть занятия – 45 мин.

Практическое задание № 1. Изучение заключений трасологических экспертиз – 10 минут

После опроса курсантов по контрольным вопросам преподаватель предлагает ознакомиться с заключениями трасологических экспертиз: следов орудий взлома и запирающих устройств, следов транспортных средств.

Практическое задание № 2. По предложенной фабуле задачи составить постановление о назначении дактилоскопической экспертизы, экспертизы следов ног и обуви – 30 минут.

Преподаватель раздает курсантам карточки с фабулой задачи.

Фабула: В 8 часов 05 минут в дежурную часть Центрального РОВД поступило сообщение о незаконном проникновении в помещение торговой компании «Триада», расположенной по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, 49. Из офиса компании похищены денежные средства и материальные ценности. О ходе ОМП были изъяты следы: взломанный замок со входной двери в офис, следы протектора шин автомобиля с рыхлой земли. В последствии, по подозрению в совершении данного преступления был задержан гр. Пуговкин А.С., являющийся владельцем автомибиля «Тайота-Корона» ГН 456. В ходе обыска по месту жительства у Пуговкина А.С. изъята связка отмычек.

После изучения предложенных обстоятельств дела студенты должны составить постановление о назначении соответствующих экспертиз.

Подведение итогов занятия – 10 мин.

Заканчивая занятие, преподаватель подводит итоги, отмечает активно работавших студентов, дает рекомендации по устранению выявленных недостатков и ошибок, после чего объявляет об окончании занятия.

Методические рекомендации подготовлены

преподавателем кафедры

подполковником милиции И.Н. Горбулинской



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Семинарских и практических занятий для слушателей общеюридического факультета

    Семинар
    Судебная психиатрия: Планы семинарских и практических занятий по спецкурсу «Судебная психиатрия» для высшего профессионального образования МВД России / Е.
  2. Министерство внутренних дел Российской Федерации Барнаульский юридический институт Общеюридический факультет

    Семинар
    Криминалистика: Планы семинарских и практических занятий для студентов Общеюридического факультета, очной формы обучения, направление 030500.62 Бакалавр Юриспруденции.
  3. Программа по специальности 030501. 65, 030501. 62 Юриспруденция

    Программа
    Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета очной формы обучения.
  4. Естествознания (2)

    Рабочая программа
    Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета очной формы обучения.
  5. Министерство внутренних дел Российской Федерации Барнаульский юридический институт (2)

    Документ
    Криминалистика: особенности расследования отдельных видов преступлений: Планы семинарских и практический занятий для студентов общеюридического факультета – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2004.

Другие похожие документы..