Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии со статьей 30 Устава муниципального образования «Красноярский район», в целях усиления социальной поддержки, улучшения качества жизни ...полностью>>
'Документ'
Люди ещё не почувствовали на себе потепления атмосферы, только метеорологи об этом говорят, а рыбы и без прогнозов «знают», где им будет неплохо жить ...полностью>>
'Документ'
1. В целях стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников обр...полностью>>
'Курсовая'
Сегодня информационные технологии завоевывают все более важные позиции в жизни человека. Во второй половине 20 века, на заре компьютерной эры, мало к...полностью>>

Сборник статей молодых ученых Таганрог, 2009 удк 316. 77: 001. 8 Ббк 74. 580. М 42 isbn 978-5-87976-583-0

Главная > Сборник статей
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Медиаобразование и медиакомпетентность»: Всероссийская научная школа для молодежи

«Медиаобразование и медиакомпетентность»: Всероссийская научная школа для молодежи

Сборник статей молодых ученых

Таганрог, 2009

УДК 316.77: 001.8 ББК 74.580. М 42

ISBN 978-5-87976-583-0

«Медиаобразование и медиакомпетентность»: всероссийская научная школа для молодежи. Сб. статей молодых ученых / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 240 c.

В данный сборник вошли статьи молодых ученых (до 35 лет) – участников Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» (научный руководитель проекта - профессор, доктор педагогических наук, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» А.В.Федоров).

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Fedorov, Alexander (Ed.). Media Education and Media Competence: All-Russian Scientific School Young Researchers’ Articles. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2009, 240 p.

This is the book of young researchers’ articles in the frame of All-Russian Scientific School “Media Education and Media Competence”. Editor is Prof. Dr. Alexander Fedorov - president of Russian Association for Film & Media Education (/mediaeducation), editor of Russian Journal 'Media Education' /medialibrary/default.asp?ob_no=34437

Сборник «Медиаобразование и медиакомпетентность»: всероссийская научная школа для молодежи» подготовлен и издан при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. ГК № 02.741.11.2096.

© Коллектив авторов, 2009.

Информационная поддержка Всероссийской научной школы для молодежи "Медиаобразование и медиакомпетентность":

- Программа ООН Альянс цивилизаций: "Медиаобразование и медиаграмотность" (Таганрогский государственный педагогический институт и Ассоциация медиапедагогики России - официальные партнеры данной Программы ООН),

- Бюро ЮНЕСКО в Москве

- Портал Министерства образования и науки РФ "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

- Всероссийский интернет-портал "Информационная грамотность и медиаобразование"

- МОО "Информация для всех"

- Ассоциация медиапедагогики России /mediaeducation

- Всероссийский журнал "Медиаобразование" /medialibrary/default.asp?ob_no=34437

Содержание

Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам…………………………………………. 6

Анкудинова О.Н. Самопрезентация в интернет-коммуникации, её особенности и влияние на культуру российского общества…………………………………14

Башаева Е.П., Салыкова С.В. Медиаобразование студентов педагогического вуза в процессе создания комиксов……………………………………………..24

Григорова Д.Е. Манипулятивное медийное воздействие и личность подростка (на материале реалити телепередач)…………………………………………….30

Григорьева И.В. Web-портфолио - эффективный инструмент медиаобразования будущего педагога в медиаобразовательном пространстве вуза…………………………………………………………………………………37

Гулюк Л.А. - Культурологический подход в преподавании языка экрана……47

Далаева Ю.Д. Роль медиаобразования в развитии информационной политики в эпоху общества знаний: социоинформациологический аспект…………….50

Жданько А.П. Развитие медиаграмотной личности посредством видеосъёмки с элементами театрализации………………………………………………………55

Железко Н.Н. Молодежный медиахолдинг как новая образовательная модель…………………………………………………………………………….57

Жилинская Т.С. Развитие медиакультуры как необходимое условие профессиональной подготовки культуролога……………………………………62

Задорин К.С. Медиакомпетентность классного руководителя общеобразовательного учреждения в аспекте формирования этико-правовой культуры и толерантности учащихся…………………………………………..72

Земцова Е.С. От политики к толерантности: эволюция интересов юнкоров…77

Зюбина Е.В. Формирование медиакомпетентности личности студента в процессе проектирования мультимедийной презентации для начальной школы……………………………………………………………………………..82

Игнатьева А.В. Из опыта использования медиаресурсов в образовательном пространстве педагогического университета…………………………………..88

Калач Е.В. Воспитание историей и возможности медиаобразования………93

Кемпер Е.Б. Концепция и структура вещания Интернет-телевидения Сибирского федерального университета……………………………………….97

Косьянова В.А. Проект высокотехнологичной информационно-образовательной среды «ИсТОк» как начало медиапути……………………..103

Лысенко Е.С. Мотивация и частота использования молодежью образовательных медиаресурсов………………………………………………..106

Макаров А.В. К проблеме влияния телевизионных шоу на установки студентов-первокурсников……………………………………………………….113

Михалева Г.В. Современная система медиаобразования в Великобритании118

Мурюкин А.Ю. Использование культурного наследия в медиапедагогической деятельности………………………………………………………………………126

Мурюкина Е.В. Развитие патриотизма аудитории в системе задач российских деятелей медиаобразования………………………………………………………132

Овчинникова М.М. Модернизация медиаобразовательного проекта в соответствии с практической концепцией медиаобразования………………136

Печинкина О.В. Современный этап развития школьного медиаобразования в северноевропейских странах……………………………………………………141

Помянтовский А.Н. Развитие информационной компетентности и медиаграмотности студентов педагогических вузов………………………….151

Сальный Р.В. Медиатворчество: диалог самосознаний……………………..154

Сергеева О.В. Компьютерные игры как явление современной медиакультуры

159

Сердюков Р.В. Развитие медиаобразования в англоязычных странах за последние 30 лет…………………………………………………………………169

Сидорина Н.А. Медиаобразование как одно из средств развития творческих способностей в современном информационном обществе…………………174

Степаненко О.В. По волнам знаний на интерактивной доске………………183

Стрелкова Н.В. О роли кино и применении метода синемалогии в процессе личностной и профессиональной инкультурации студента…………………185

Устюжанина П.А. Работа в школьной редакции как этап в формировании личности…………………………………………………………………………192

Филиппов И.С. Повышение медиаграмотности как условие развития креативности у студентов педагогического вуза………………………………195

Харлампьева Т.В. Использование медиаобразовательных методов в процессе формирования критического мышления студентов вуза……………………..199

Хлызова Н.Ю. Медиакомпетентность вторичной языковой личности: перспективное направление исследований современных проблем медиаобразования и лингводидактики…………………………………………203

Чернышов А.В. «Услышать рекламу»: методика проведения медиаобразовательного занятия………………………………………………..212

Чикишева А.С. Конструирование образа прошлого в медиакультуре………217

Хмеленко Э.В. Развитие медиакомпетентности граждан как приоритет в деятельности украинских медиакритических организаций………………….222

Шарова Н.Н. Информационно-образовательная среда как средство развития медиакомпетентности студентов………………………………………………227

Юсупова И.С. Медиаобразование и современная школа……………………229

Коротко об авторах……………………………………………………………..236

Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам

Ю.А.Агафонова

Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и «говорящего» на их языке.

Одним из средств решения этой непростой задачи является развитие детской и юношеской журналистики, уже давно ставшей самостоятельным звеном общей системы средств массовой коммуникации. По данным Российской книжной палаты, в 1986 году в РСФСР издавалось 15 пионерских газет и 36 подростковых журналов, а в последние годы их количество увеличилось в десятки раз, продолжая расти и дальше.

Сегодня современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества. Но детская и юношеская журналистика – это не только канал передачи информации от старшего поколения к младшему, а еще и важное средство коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Популярность детской и юношеской журналистики сегодня подтверждает еще и тот факт, что каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а каждый четвертый выпускник – мечтает о профессии журналиста.

В современном образовании существует огромная потребность в изучении журналистики, и многие учебные заведения предпринимают попытки обучить своих учеников азам журналистского творчества. Эти попытки, обычно не имеющие под собой фундамента в виде разработанных программ и методического обеспечения, носят спонтанный характер или сводятся к эпизодическому выпуску школьного печатного издания.

Уже существующие курсы профильной подготовки журналистов рассчитаны, в основном, на студенческую аудиторию и отличаются большим объемом теоретического материала, изложенного сухим и трудным для школьников научным языком. Вузовские учебники крайне сложно адаптировать для преподавания в старшей школе, так как в силу своих физиологических и психологических особенностей подростки еще не могут воспринимать большой объем теоретического материала. Поэтому нами был разработан специальный курс для профильного обучения старшеклассников, оринтированных на журналисткое будущее, где теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью.

Как нельзя лучше социальному запросу старшей школы соответствуют профильные курсы журналистики, поэтому необходима их разработка с учетом требований к познавательной деятельности и аспектов социализации – тренингов общения, творческой практики. Оптимальный путь комплектования такой программы – система модулей, в которой каждый учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения.

В ходе апробации данного профильного курса возникла необходимость структурировать его содержание на модули - обособленные, логически завершенные элементы, которые при необходимости могут быть использованы автономно. Условия реализации данной модели профильного курса журналистики – комплексный подход к проектированию каждого модуля, который позволит не только создать наиболее оптимальные условия для реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения будущих журналистов, но и будет способствовать развитию преемственности школьного и высшего образования.

Комплексное проектирование модулей профильного курса журналистики позволит:

- активно формировать навыки самообразования учащихся,

- более успешно использовать учебное время;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Модель курса журналистики состоит из следующих компонентов:

- вариативные модули «История журналистики», «Теория журналистики», «Работа со словом», «Психологическая подготовка журналиста», «Творческая лаборатория: процесс создания школьного печатного издания»;

- практические тренинги по психологии и ролевые игры.

Условие реализации данной модели профильного курса журналистики – комплексный подход к проектированию каждого модуля, который позволит создать условия для реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения будущих журналистов.

Среди журналистов-профессионалов существует распространенное мнение, что научить теории журналистики невозможно, обучение должно проходить только на практике, в ходе работы. Это относится и к юношеской журналистике. И даже то обстоятельство, что для обучения будущих журналистов сегодня создано много школ, клубов и кружков, отнюдь не означает, что принципы и методы обучения в них существенно отличаются от этой традиции.

Однако в практике обучения юных журналистов существует и другая крайность, когда теории слишком много, и подготовка происходит по «взрослым» учебникам, написанным для факультетов журналистики различных вузов. Обойтись без теории в процессе профильной подготовки будущих журналистов – старшеклассников в возрасте 15-17 лет – нельзя, но преподносить эти знания нужно грамотно и дозированно, учитывая возрастные особенности аудитории, а также новый уровень развития средств массовой информации.

Тенденции, связанные с изменением информационной среды, определяют необходимость подготовки журналистских кадров, а особое внимание обращается на поиск новых методических подходов к предпрофессиональной подготовке будущих журналистов. Поскольку комплекс теоретических знаний остается практически неизменным и меняются в основном практические аспекты его реализации, то методы профильной подготовки старшеклассников должны оказаться в центре специального исследования.

Современный этап становления информационного общества вносит свои коррективы и в развитие журналистики. Для журнализма информационной эры по сравнению с предыдущими этапами стала характерна универсальность, оперативность и интерактивность, разнообразие жанров и стилей. В последние десятилетия роль средств массовой коммуникации в обществе резко возросла, а количество изданий и телеканалов, способных удовлетворять самые разные потребности читательской аудитории, заметно увеличилось.

Развитие личности в старшем подростковом возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. С другой стороны, этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью, частой сменой настроения, неуравновешенностью и недисциплинированностью. В силу своих возрастных особенностей подростки еще не могут воспринимать тот теоретический материал, который предлагают учебники журналистики для высших учебных заведений, не могут работать над творческими заданиями, как взрослые профессиональные журналисты. Поэтому необходимо создание специального курса для профильного обучения будущих журналистов, в котором теория была бы строго дозированной и тесно связанной с практической деятельностью.

В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит авторская концепция профильного образования, согласно которой старшеклассники должны изучать основы журналистского творчества, теорию и историю медиакультуры, психологию в ходе практической деятельности. Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 10-11 классов и рассчитан на два года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.

Целью учебного курса является формирование медиакомпетентности в профильной подготовке будущих журналистов, что предполагает:

- формирование коммуникативной компетентности;

- освоение комплекса умений и навыков работы с информацией, общей информационной культуры;

- формирование мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности;

- реализацию творческого потенциала через создание медиатекстов.

Задачи учебного курса определены целью профильного образования будущих журналистов и связаны как с познавательной, так и с практической деятельностью старшеклассников.

Образовательными задачами являются:

-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

-получение начальной допрофессиональной ориентации;

-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

В ходе профильной подготовки будущих журналистов происходит реализация следующих воспитательных задач формирования:

-представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

-личности журналиста как совокупности профессионально-ворческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

Программа I года обучения включает в себя:

- изучение основ истории отечественной журналистики;

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- изучение методов сбора и обработки информации;

- психологическую подготовку будущих журналистов;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

-освоение методов работы со словом.

К концу первого года обучения журналистике учащиеся должны уметь: выявлять интересные события и явления в повседневной жизни; собирать информацию из разных источников и работать с ней; различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;

общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.

Программа II года обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения юных журналистов:

-об информационных, аналитических и художественно-публицистических журналистских жанрах (репортаж, статья, рецензия, журналистское расследование, обозрение, очерк и т.д.);

- о методах и приемах работы со словом;

- о психологической подготовке журналиста;

- о процессе создания газеты или журнала (от возникновения идеи до распространения тиража), о составе и работе редакции.

К концу второго года учащиеся должны знать: структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметке, статье, рецензии, очерке, зарисовке и т.д.); правила и нормы газетного языка; правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т.д.; этапы создания печатного издания; обязанности каждого члена редакции.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь: работать в различных журналистских жанрах; грамотно работать с интервьюируемыми;

-писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы; свободно владеть печатным словом; находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории, психологические игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории. Для контроля качества образовательного процесса используется тестирование и анализ творческих работ учащихся.

В базовый курс включены следующие циклы занятий: «История журналистики», «Теория журналистского творчества», «Психологическая подготовка журналиста», «Мастерство журналиста: работа со словом», «Мастер-класс» и «Творческая лаборатория».

Задачами курса «История журналистики» является введение старшеклассников в журналистскую профессию: рассказ о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда журналистов и сложностях их работы в разные исторические периоды развития.

Под изучением «Теории журналистского творчества» понимается освоение искусства слова, умение выявить в повседневной жизни события (факты), собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в выбранном для подачи материала газетном жанре. На этих занятиях ребята также узнают о процессе создания газеты или журнала: от момента появления идеи до распространения тиража; о структуре редакции; о том, как работать в различных журналистских жанрах и многое другое.

Важное место в изучении курсов «История журналистики» и «Теория журналистского творчества» занимают словесные методы обучения. Для успешного решения, поставленных образовательных задач, применяются такие формы изложения учебного материала как рассказ и беседа.

При изучении истории и теории журналистики, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образности и последовательности изложения, используется такой метод, как рассказ. Эффективность его заключается в том, за непродолжительное время (10-15 минут) достигается активизация мышления, внимания, памяти, воображения и эмоциональных переживаний, формируется интерес учащихся к учебному материалу.

В силу возрастных особенностей будущих журналистов лекция как словесный метод обучения неприемлема, так как она предполагает монологический способ изложения большого объема информации и отличается строгой структурой и логикой подачи учебного материала.

На занятиях журналистикой широко применяется такой важнейший метод устного изложения материала, как эвристическая беседа. Достоинство этого метода заключается в том, что будущие журналисты в ходе беседы усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важно также и то, что в ходе беседы старшеклассники овладевают техникой постановки вопросов, которая крайне необходима для успешной журналистской деятельности. Помимо этого данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные на предыдущих занятиях знания.

Один из важных циклов обучения – «Психологическая подготовка журналиста». Отличительная особенность данного цикла - то, что в ходе занятий помимо приобретения профессиональных навыков происходит и становление личности старшеклассников, формирование их индивидуально-психологических качеств. Учащиеся учатся достигать поставленные цели, находить взаимопонимание не только со взрослыми – учителями и родителями, - но и с одноклассниками, изживать подростковые комплексы неполноценности.

Для достижения поставленных образовательных и воспитательных задач используется такая форма стимулирования и мотивации интереса к учению, как игра-тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение и развитие у подростков необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познание; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы; интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра, моделируя различные жизненные ситуации, помогает будущим журналистам избавиться от неуверенности в себе, разобраться в своем эмоциональном состоянии, снять комплексы, мешающие журналисту в его работе.

Весомые составляющие цикла «Психологическая подготовка журналиста» - занятия мнемотехникой (искусством запоминания), кинесикой (наукой о поведении людей и их жестах), физиогномикой (изучением психологических особенностей личности по его лицу), а также изучение приемов развития внимания и наблюдательности – важных профессиональных качеств журналиста.

Цикл занятий «Мастерство журналиста: работа со словом» – это практические занятия, на которых школьники учатся правильно «конструировать» тексты, придумывать заголовки и работать со словом. На занятиях по мастерству журналиста активно используется такой практический метод обучения, как упражнение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,

Другие похожие документы..