Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
ТЕАТР МОДЫ для конкурсного выступления представляется 1 коллекция прет-а-порте, вечерняя, детская, подростковая, одежда, исторический, сценический ко...полностью>>
'Документ'
Лето… Природа… Отличная погода… Хорошие друзья… Вот что нужно для небольшого похода и отличного настроения. Сегодня ребята пришкольного оздоровительн...полностью>>
'Программа'
Программа курса «Управление персоналом» адресована директорам по персоналу, руководителям кадровых служб и HR-отделов геологоразведочных, добывающих ...полностью>>
'Документ'
Актуальные проблемы твердотельной электроники и микроэлектроники: Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции с международным участие...полностью>>

Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задачи исследования:

  • проанализировать, выделить существенные признаки и современные аспекты проблемы, ее общие и концептуальные положения, определить сущность теории и практики институциональной интеграции;

  • провести сравнительный анализ закономерностей и механизмов вхождения российского высшего образования в европейское образовательное пространство, определить предпосылки и факторы, способствующие этому процессу, оценить интеграционные возможности синтеза внешних и внутренних форм интеграции;

  • обосновать теорию, выявить законы и закономерности функционирования институциональной интеграции, представить как систему педагогических знаний, расширить научные представления о теории интеграции;

  • охарактеризовать состояние и специфику генезиса, уточнить и обновить традиционно установившиеся понятия;

  • обосновать совокупность положений, утверждающих позитивность синтеза внешних и внутренних компонентов интеграции для международного сотрудничества, возможность наиболее полного использования потенциала субъектов интеграции в развитии отечественного высшего профессионально-педагогического образования;

  • построить и обосновать модель институциональной интеграции как сложного, многофакторного явления и описать интеграцию с точки зрения системного анализа;

  • обозначить стратегические ориентиры высшего профессионального педагогического образования с учетом интеграционных процессов;

  • определить и оценить роль университетов и университетских комплексов в интеграционной цепи на макро-, мега-, мезо- и микроуровнях российского высшего педагогического образования и его конкретного проявления –Учебно-научного центра (УНЦ) «Физика», объединяющего ряд вузов и академических структур Республики Башкортостан.

Теоретико-методологическая база исследования.

Исходную общеметодологическую основу исследования образует диалектика как «единственный метод, способный охватить живую действительность в целом» (А.Ф. Лосев). В качестве общенаучных оснований исследования выступают органически целостные подходы в теории систем (А.А. Богданов, Л. Берталанфи), идеи ведущей роли сотрудничества в эволюционном становлении человека и органического синтеза в нем социальных и биологических составляющих (П.А. Кропоткин, Л.И. Мечников), семиотическая модель интеллектуального процесса Ю.М. Лотмана.

Содержание системного подхода, в том числе в педагогических явлениях (Д.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, Б.С.Гершунский, Ю.А.Конаржевский, Ф.Ф. Королев, Г.Н. Сериков):

  • рассмотрение управления образованием с позиции оптимизации педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Л.И.Николова);

  • рассмотрение развития образовательных систем в контексте преобразований социальных отношений (П.С.Писарский, А.И.Пригожин, В.С.Сопкин);

  • современные подходы к моделированию и проектированию педагогических процессов (И.В.Бестужев-Лада, Ю.В.Громыко, В.В.Краевский, В.Е.Родионов, М.Н.Скаткин);

  • практическая реализация педагогических моделей через различные методики (И.П.Иванов, А.В.Мудрик, Т.И.Шамова).

Источниковую базу исследования составляют работы, рассматривающие: а) логико-метологические и общетеоретические проблемы интеграции (В.С.Готт, Г.М.Добров, Б.Н.Кедров, В.А.Ленгорский, Г.Павельциг, Э.П.Семе-нюк, О.М.Сичивица, В.С. Стенин, А.Д.Урсул, М.Г.Чепиков, В.С.Швыров, Б.Г.Юдин, В.А. Энгельгардт и др.); б) интеграцию в области взаимосвязи биологического и социального (А.И.Алеши, С.В.Мейтен, Р.С.Карпинская, С.А.Никольский, Я.А.Новак, С.Н.Смирнов); в) интеграцию образования, науки и производства (А.Белл, В.Б.Миронов, В.Г.Осипов, Н.А.Потехин, Дж.Тельбогг, В.Н.Турченко, Н.А.Хроменков, Н.К.Чапаев, И.П.Яковлев); г) интеграцию в европейское образовательное пространство (З.А.Багишаев, В.И.Байденко, В.А.Козырев).

Исследование базируется на нормативных актах (Законы Российской Федерации, относящиеся к сфере сотрудничества в области высшего образования, документы Министерства образования и науки РФ, постановления Комитета по образованию Государственной Думы, основные тезисы Сорбонской, Болонской деклараций, совместные документы конференции в Саламанке, коммюнике встречи европейских министров в Праге).

Логика и этапы исследования. Основываясь на ведущих принципах методологии педагогических исследований, работа строилась в следующей логике: выявление противоречий и проблемы исследования, определение целей и задач исследования, формулировка рабочей гипотезы, анализ основных теоретических положений по проблеме, уточнение понятийного аппарата, используемого в исследовании, разработка программы исследования, которая осуществлялась в три этапа (поисковый, поисково-преобразующий, прогностический).

На первом поисковом (1998 – 1999 гг.) этапе решались следующие задачи: изучение литературы по проблеме исследования; анализ современных проблем теории и практики институциональной интеграции в сфере высшей школы; изучение инновационной практики учреждений высшего профессионального образования; формулирование проблемы; разработка понятийного аппарата; построение исходной гипотезы; определение теоретико-методологической базы исследования.

Второй этап – поисково-преобразующий (2000 – 2008 гг.) – был направлен на разработку теоретических основ исследуемой проблемы; организацию опытно-экспериментальной работы по апробации выявленных закономерностей, принципов, механизмов и психолого-педагогических условий институциональной интеграции; уточнение исходной гипотезы исследования; разработку диагностических материалов по проблеме исследования; анализ полученных результатов.

Третий этап прогностический (2009 г.) – включал решение задач: апробации и коррекции разработанных стратегий развития институциональной интеграции в условиях модернизации российского образования; построения доказательства основных положений и выводов диссертационного исследования; выработки методических рекомендаций; оформления исследования.

В исследовании использована совокупность следующих методов: анализ научной литературы; обобщение передового и массового педагогического опыта интеграции; опытная работа; методы прогнозирования и моделирования; педагогический эксперимент.

Базой исследования были избраны учреждения высшего профессионально-педагогического образования (Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Башкирский государственный университет, Бирская государственная социально-педагогическая академия, Стерлитамакская государственная педагогическая академия), научные учреждения УНЦ РАН (Математический институт с вычислительным центром, Институт физики молекул и кристаллов). Изучался опыт интеграционных структур Нижегородской, Оренбургской, Челябинской областей и других регионов.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах, выражается в теоретической разработке основных идей и положений педагогического исследования по теме; в непосредственном осуществлении и руководстве проведением длительной опытно-экспериментальной работы на основе авторских разработок; организация ежегодных республиканских научно-практических конференций (1999–2009 гг.) по проблемам интеграции в сфере высшего образования; анализе и обсуждении результатов теоретического и экспериментального исследований.

Все это позволило сформулировать Концепцию развития институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов в новых социально-экономических условиях функционирования высшего педагогического образования.

Концепция развития институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов в новых социально-экономических условиях функционирования высшего педагогического образования.

1. Цели институциональной интеграции в системе высшего профессионально-педагогического образования как проект действий и ожидаемый результат процесса становления новых интеграционных структур оказывает существенное влияние на модернизацию содержания, форм и методов функционирования и развития системы подготовки компетентных педагогов.

2. Кардинальные изменения социально-экономических ориентиров общества в сфере духовных и материальных ценностей, необходимость решения общеобразовательной и профессиональной школой проблемы подготовки подрастающих поколений к жизни в условиях самостоятельного преодоления сложностей формирующейся экономики ставят на качественно новом уровне проблему совершенствования системы образования, что требует коренных преобразований с учетом следующих обстоятельств:

  • цель институциональной интеграции в сфере высшего профессионального педагогического образования заключается в разработке и осуществлении эффективных подходов, обеспечивающих успешность учета в образовательном процессе следующих характеристик исследуемого феномена:

а) интегративность высшего профессионально-педагогического образования, которая предполагает в качестве субъекта базовой интеграции научно-образовательное сообщество, продуцирующее интеграционный эффект в научной, академической и научно-методической деятельности. Формирование и развитие указанного сообщества в наибольшей степени способно к интеграции в европейское образовательное пространство и имеет мировые перспективы в данной области; б) данное сообщество строится по принципу добровольного объединения различных по характеру организации институтов образования и науки, ориентированных на взаимовыгодное движение к такой целостности;

  • новым и перспективным фактором развития высшего образования является синтез внешних и внутренних форм институциональной интеграции, что способствует достижению более значимых результатов на уровне теории, практики, формирует конкурентоспособное качество образования при диалектическом единстве противоположных начал: объективной универсиализации образования, самобытности и уникальности национального образования.

3. Высшее профессионально-педагогическое образование, являющееся основой развивающейся парадигмы формирования нового человека, на интегративной платформе определяет методологические, общетеоретические, теоретико-педагогические основы такого процесса и требует создания и разработки обусловленной стратегическими векторами и ориентирами инновационной континуумной модели, которая включает: цель, адекватную социальной востребованности образования и его результатов и активизирующую процесс поиска новых стратегий, векторов, и парадигм; принципы, лежащие в основе такой деятельности на уровне федерации и регионов; содержание образовательной деятельности (интеллектуально-познавательный, ценностно-ориентационный, деятельностно-практический и аналитико-прогностический компоненты); обобщенные педагогические технологии (проблемное, концентрированное, модульное, развивающее, дифференцированное, активное обучение); факторы и педагогические средства, обусловленные особенностями складывающейся ситуации в образовании; педагогические условия.

4. Институциональная интеграция в высшем профессионально-педагогическом образовании детерминирована требованиями к системе ВПО со стороны общества и государства на современном этапе и определяется его общей целью, содействием в подготовке обучающихся к самостоятельной личной, общественной, профессионально-педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях.

5. Детерминированный уровнем развития общества и государства подход к процессу формирования и реализации образовательных стратегий в области интеграции должен осуществляться в двух плоскостях: по вертикали, с учетом функции цели, то есть в направлении формирования у обучающихся интегрированных знаний и обобщенных умений, а также обеспечения овладения ими базовыми и специальными компетентностями в процессе непосредственного практического использования в ситуации востребованности в изучении других дисциплин; и по горизонтали, с позиции учета специфических особенностей образовательного учреждения и академических структур в новом качестве в плане организации совместной деятельности участников интеграции.

6. Создание и функционирование университетских комплексов в интеграционной цепи на макро-, мега-, мезо- и микроуровнях российского высшего педагогического образования и его конкретного проявления – Учебно-научного центра (УНЦ) «Физика», объединяющего ряд вузов и академических структур Республики Башкортостан, может выступить в качестве пилотного образца реальной модели институциональной интеграции в системе отечественного высшего образования.

Для достижения эффективных результатов в обучении интегрированно-деятельностный подход предусматривает совершение субъектами интеграции полного цикла познавательных действий (восприятие материала, его осмысление, запоминание, упражнение в применении знаний на практике, а затем осуществление последующей деятельности по их повторению и углублению). В соответствии с системно-деятельностным подходом управление процессом включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию и контроль деятельности обучаемого. Построение этих процессов и организацию взаимосвязи между ними осуществляет технология обучения. Системно-деятельностный подход ко всем компонентам системы (цели, содержание, методы, формы и средства обучения) в рамках интеграции может оказать влияние на качество образовательного процесса. Такой подход дает основание утверждать, что разработка проблемы служит предпосылкой научнообоснованных нововведений в сфере образования, стратегических решений в этой многогранной области.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определена сущность понятия «институциональная интеграция» с методологических и теоретических позиций. Институциональная интеграция в образовании представляет собой процесс и результат объединения различных по характеру своей организации институтов образования и науки, ориентированных на взаимовыгодное движение к такой целостности, которая воплощает их лучшие характеристики, результатом которого является развитие нового качества образования на основе обогащения их общими ценностями, с организацией иерархических субъект-субъектных отношений, когда центральным образующим на единой концептуальной основе выступает коллективный субъект, в деятельности которого проявляется синтез внешних и внутренних компонентов новой интегрированной системы. Институциональная интеграция включает в себя отлаженную систему целеполагания в образовании и выстраивания иерархии целей, внутри которой выделяются категории, их последовательные уровни; наличие ясного конкретного языка для описания целей и технологий; преобразования образовательной деятельности во всем ее многообразии и формулировке перспективных моделей образования, науки и педагогической практики в единстве.

2. Выявлены сущностные характеристики институциональной интеграции, в совокупность которых входит:

  • интегративность высшего профессионально-педагогического образования на концептуальном уровне, что предполагает системное объединение федеральных, региональных и локальных доктрин, концепций, нормативных актов. Научно-образовательное сообщество как субъект базовой интеграции и новое социальное явление продуцирует интеграционный эффект в научной, академической и научно-методической деятельности, выступает необходимым и достаточным условием интеграции в европейское образовательное пространство;

  • научно-образовательное сообщество строится по принципу добровольного объединения различных по характеру своей организации институтов образования и науки, ориентированных на взаимовыгодное движение к такой целостности;

  • взаимодействие на научном, академическом, технологическом, организационно-методическом уровнях рассматривается как корпоративно обусловленное, дающее продуктивный интеграционный эффект.

3. На научно-теоретическом уровне обоснованы и показаны направления решения проблемы осуществления региональной и европейской интеграции в высшем профессионально-педагогическом образовании на примере конструирования и создания конкретной региональной модели взаимодействия европейских, федеральных, региональных особенностей целостной системы образования. Предложенный вариант синтеза внешних и внутренних форм институциональной интеграции является новым и перспективным фактором развития высшего образования, способствует достижению более значимых результатов на уровне теории, практики, формирует конкурентоспособное качество образования при диалектическом единстве противоположных начал: объективной универсализации образования, самобытности и уникальности национального образования.

4. Научно обоснованы условия детерминации внешних и внутренних компонентов институциональной интеграции, предполагающей преобразование системы, направленной на достижение более полного соответствия целям обеспечения жизнеспособности, функционирования и развития (организационно-содержательное объединение оппозиционных по характеру своей организации институтов образования и науки при сохранении их самобытности на основе соблюдения принципа добровольности объединения; достижение необходимой и достаточной целостности, целью и результатом которой является развитие нового системного качества образования на основе обогащения субъектов общими ценностями, переходящими в принцип их деятельности).

5. Доказано, что институциональная интеграция строится на синтезе внешних и внутренних компонентов. Системообразующими факторами внутренней институциональной интеграции являются цель на подготовку конкурентоспособного специалиста, решение которой обеспечивает достижение нового качества высшего педагогического образования; системообразующим фактором внешних форм интеграции является расширение межвузовских, в том числе и международных, контактов вузов и академических структур на основе широкого взаимообмена и циркуляции педагогической информации, прослеживания тенденций развития образования в различных странах, исследований инновационной деятельности в странах и адаптивного внедрения приемлемых моделей интеграции. Интегрированным результатом синтеза внешних и внутренних компонентов институциональной интеграции выступает; а) продуцирование идей и создание новых знаний в сфере высшего педагогического образования; б) образовательное пространство, в котором возможна отработка подходов, моделей, механизмов совершенствования российской системы образования, адаптация ее к изменяющимся условиям в полном их объеме и разнообразии; в) создание региональных, трансрегиональных научно-образовательных комплексов, основу которых составляет университет; г) «тиражирование» успешной модели в российском образовательном пространстве и создание благоприятных условий для развития интеграции «снизу» и форсирования развития процесса «сверху».

6. Обосновано положение о том, что система возникающих в новом научно-образовательном сообществе иерархизированных субъект-субъектных отношений между субъектами целостного интегрированного образовательного пространства создает интеграционное поле высшей школы, системной образующей которого выступает объединенный коллективный субъект.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концептуальная модель способствует созданию целостной научной картины процесса интеграции, углубляет и обогащает научные представления о различных ее составляющих. Данный процесс характеризуется рядом особенностей: а) модель институциональной интеграции при множестве возможных вариантов ее конструирования и описания может быть разработана только с учетом специфики региона и входящих в интегративное поле конкретных образовательных учреждений и учреждений академической науки, нормативных документов в сфере федеральной и региональной образовательной политики, а также локальных актов и концепций научных и образовательных учреждений; б) основу институциональной интеграции составляет наиболее полифункциональная система – университет, объединяющий науку, образование, передовые технологии, систему непрерывного образования, включая: систему повышения квалификации, обеспечивающую многоуровневость образования; интегративные структуры управления, ориентирующиеся в своей деятельности на международные и федеральные стандарты. Интеграционный эффект более значим в современных условиях роста региональных различий, вызванных глобализацией всех сфер социальной действительности и в условиях «островной» интеграции; в) институциональная интеграция как динамический процесс, стремящийся в своем развитии к относительной избыточности составляющих элементов, находится в зависимости от координат «верхнего предела» внешних и внутренних условий интеграции. Дальнейшее развитие институциональной интеграции возможно при отказе от единичной модели и переходе к интеграционной континуумной модели образования; г) выстраивается на основе принципа семиотической неоднородности, состоящей в том, что определенная знаковая система (субъект интеграции) всегда имеет оппозиционную знаковую систему, что составляет теоретическую базу институциональной интеграции; д) идея модели «мыслящего объекта» Ю.М.Лотмана, перенесенная в теорию институциональной интеграции, в практическом преломлении аккумулирует эффект коллективных творческих усилий, воплощает в себе глубинные особенности коллективной интегративной деятельности от постановки целей до получения результата; сущности, которая выражается в специфическом способе функционирования феномена, интегрирующем в своих границах коллективный потенциал в виде научных, информационных, кадровых, материально-технических ресурсов.

Теоретически переосмыслена сущность понятий: локальная и глобальная интеграция, общеевропейская идентичность, федеральное и региональное правовое поле образования, стратегия и тактика интеграционных шагов в профессионально-педагогическом образовании. Разработка новых подходов к указанным явлениям педагогической действительности представляет исходную и теоретическую базу для дальнейших исследований в области интеграционных процессов в развитии образования.

Исследование вносит вклад в теорию функционирования и развития высшего педагогического образования в условиях социальных перемен и глобализации, раскрывая сущностные характеристики образования в условиях интеграции.

Практическая значимость разработанной концептуальной модели состоит в том, что она способна выполнять роль многофункционального инструмента в исследовании интеграционных процессов в высшей школе.

Это находит подтверждение в том, что ведущие идеи и положения легли в основу регионального Учебно-научного центра «Физика», объединяющего три педагогических вуза, университета Республики Башкортостан и академического института РАН в ассоциацию педагогических образовательных учреждений Республики Башкортостан. УНЦ «Физика» создан в 1999 году, его основные идеи прошли проверку временем. Указанные образования могут служить моделью институциональной интеграции и использоваться в пространстве российского образования.

Предложенный механизм интеграции педагогических вузов, интеграции педагогических вузов с академической наукой, способствуют решению проблемы сближения педагогических вузов с европейской системой образования.

Изданы и используются в образовательном процессе: монографии по теории и практике реализации интегративных процессов в высшей школе «Европейское измерение в высшем педагогическом образовании», «Интеграционные процессы в современном высшем образовании», «Идея глобализма и высшее педагогическое образование», «Региональная модель университетского комплекса: перспективы и тенденции развития», учебное пособие по теории и практике межпредметной интеграции «Межпредметная интеграция: теория и практика», учебное пособие по важнейшим аспектам европейской интеграции «Образовательные программы ЕС в контексте европейской интеграции». Разработан пакет учебно-методических рекомендаций по обучению в рамках Учебно-научного центра «Физика».

Достоверность и обоснованность результатов Жафяров Акрям Жафярович обусловлены: методологической обоснованностью теоретической базы деятельности системы образования; комплексной методикой исследования проблемы и соответствием ее целям и задачам, объекту и предмету исследования; эмпирической проверкой выявленных теоретико-педагогических основ формирования концепций и программ развития регионального образования; соблюдением необходимых условий опытно-поисковой работы; сопоставлением результатов теоретического и экспериментального исследования с данными других педагогических и социологических исследований; апробацией результатов исследования в массовой аудитории специалистов, внедрением их в практику работы учреждений образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в монографиях, учебно-методических пособиях, научно-методических рекомендациях, статьях, докладах, тезисах, общий объем которых составил около 100 печатных листов. Материалы диссертационной работы докладывались, обсуждались, получили одобрение на международных, всероссийских, региональных и республиканских семинарах и конференциях: Уфа (1990-2000 гг.), Челябинск 2003 г., Магнитогорск 2004 г., Киров 1990 г., Екатеринбург 2000 г., Москва 2003 г., Санкт-Петербург 2004 г., Тюмень 2009 г.

Работа на завершающем этапе получила поддержку в виде гранта Министерства образования и науки Российской Федерации (Программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)». Направление «Развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности и интегрированных научно-образовательных структур». Наименование проекта: Проектирование многомерных моделей системного сближения и взаимодействия межвузовских и академических структур в подготовке специалистов нового типа. Коды ГРНТИ: 14.35.01).

Результаты исследования внедрены в практику вузов и научных учреждений Республики Башкортостан: Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, Башкирского государственного университета, Бирской государственной социально-педагогической академии, Стерлитамакской государственной педагогической академия, Математического института УНЦ РАН с вычислительным центром, Института физики молекул и кристаллов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13.

    Автореферат
    Защита состоится «28» декабря 2006 г. в … часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Российском государственном университете им.
  2. Теория педагогической интеракции 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Актуальность исследования. Характер взаимодействия в современном педагогическом процессе в условиях модернизации высшего образования имеет жизненно важное значение для развития творческой активности личности.
  3. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета Д 212.208.18 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Южном федеральном университете по адресу: 344082, г.
  4. Методологические основы преЕмственности образовательного процесса в системе непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 17 декабря 2009 г. в 11.00 на заседании Диссертационного Совета Д 008.013. 01 по присуждению ученой степени доктора наук в Учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» по адресу: 129626, г.
  5. Научно-образовательный потенциал художественной педагогики фрг 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 16 октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.18 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Южном федеральном университете по адресу: 344082, г.

Другие похожие документы..