Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Основная цель деятельности системы образования Чайковского муниципального района - повышение качества и доступности услуг в сфере образования. В Чайк...полностью>>
'Документ'
Известно, что при использовании доходного подхода в процессе оценки недвижимости одной из наиболее сложных является проблема определения и последующе...полностью>>
'Документ'
Советский литературовед Юрий Манн называл историко-биографические книги «жанром больших возможностей1. И действительно искусно написанная биография (...полностью>>
'Программа'
Абитуриент, сдающий экзамены в вуз по иностранному языку (английский, немецкий, французский), должен показать знания, соответствующие программам для ...полностью>>

Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»

Факультет государственного и муниципального управления

Программа учебно-методического комплекса

«Муниципальное управление и местное самоуправление»

для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Автор: Плюснин Ю. М.

Рекомендована секцией УМС

Факультета государственного и муниципального управления

Председатель

М.А.Розов ______________________

«_____»___________________ 2006 г.

Одобрена на заседании кафедры

местного самоуправления ФГиМУ

Зав.кафедрой

_______________ С.Г. Кордонский

«_27__» _сентября__ 2006 г.

Утверждена УС

Факультета государственного и муниципального управления

Ученый секретарь

Л.М.Симонова ___________________

«_____»___________________ 2006 г.

Москва, 2006

Аннотация

Программа учебно-методического комплекса выстраивается как исследовательское и практически ориентированное обучение студентов с целью приобретения им знаний и навыков в области местного самоуправления и муниципального управления. Содержание комплекса базируется на полевых социологических исследованиях автора муниципальных образований России в период реформы системы государственного управления. Рассматриваются вопросы местного самоуправления в их отношении к государственному и вновь складывающемуся муниципальному управлению. Обсуждаются «теории» местного самоуправления и модели муниципального управления. Сопоставляются реальные практики управления муниципальными образованиями с установленными правовыми нормами, регламентирующими их деятельность. Сопоставляются европейская и российская практики муниципального управления и местного самоуправления по основным вопросам, обсуждаемым в законодательстве. Анализируется длительный процесс развития местного самоуправления в России и циклический характер этого процесса; демонстрируется тесная взаимосвязь местного самоуправления с государственным управлением.

Курс предполагает значительную самостоятельную работу студентов в семинарах.

Содержание

Аннотация 2

Организационно-методический раздел 4

Содержание курса 6

Тематический план учебной дисциплины 10

Базовый учебник и/или ридеры 13

Содержание программы 15

Официальные документы и информационные ресурсы по курсу «Муниципальное управление и местное самоуправление» 111

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для проверки 114

Примерная тематика курсовых и рефератов 117

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 120

Формы контроля знаний студентов 126

Методические указания студентам 139

Организационно-методический раздел

Программа курса выстраивается как исследовательское и практически ориентированное обучение студентов младших курсов. Его целью является приобретение студентами знаний и навыков в области местного самоуправления и муниципального управления.

Задачи курса:

  1. приобретение знаний о теоретических и правовых основах местного самоуправления; соотношении государственного и муниципального управления; межстрановых и региональных различиях в организации местного самоуправления, по истории самоуправления в России;

  2. получение компетенции в вопросах местного значения, организации деятельности представительных органов МСУ и администрации муниципального образования; получение студентами необходимых знаний, в частности, о региональных и этнонациональных особенностях организации местной жизни в России; специфике жизнедеятельности населения в сёлах, малых и средних городах, отличии организации жизни здесь от крупных городов, что обусловливает и специфику управления;

  3. приобретение опыта отбора кадров и оценки эффективности деятельности муниципального служащего в соответствии местными особенностями; получение студентами представлений об организации управления на уровне муниципального района, округа, поселения; приобретение навыков организации управленческого воздействия с учётом социальных и культурно-исторических особенностей существования местного общества.

Методологическая новизна курса. Обусловлена прежде всего тем, что курс требует введение студентов младших курсов в область знаний с очень высоким прикладным компонентом, требует от студентов представления о реальной жизнедеятельности муниципальных образований, знаний специфики администрирования на урвоне муниципального района, округа, поселения. Поэтому в части методологии программа базируется опыте (в том числе автора) социально-технологических разработок: стратегии социального, экологического и социально-экономического развития регионов, планы развития муниципальных образований. Они используются в качестве образцов для эффективного формирования умений студентов получить представление и осуществлять отдельные этапы стратегического планирования, максимально приближенного к практике управления муниципальными образованиями. Привлечение студентов к деятельности лаборатории муниципального управления, созданной в рамках инновационной образовательной программы, позволит им непосредственно соприкоснуться с практикой управления в муниципальных образованиях малых городов, позволит вести работу в семинарах и писать курсовые работы на основе собственных эмпирических материалов, полученных в полевых исследованиях.

Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций. Чтение курса и работа в семинарах формирует у студентов знания реальных аспектов местной жизни в провинциальном российском обществе (а не только в столичных городах). Это представления и знания об управленческих, хозяйственных, социально-психологических, мировоззренческих сторонах жизни муниципалитетов. Даёт знания о региональных и, что важно, локальных особенностях организации общественной жизни в России и формах управления ею. Демонстрирует различия в социальном поведении людей в стабильных и нестабильных условиях, что предполагает формирование элеентарных умений в организации управления на уровне муниципалитета с учётом региональной специфики.

Содержание курса

Новизна курса. Информационный компонент программы курса базируется на научных исследованиях автора. Научным заделом разработки программы выступают продолжительные полевые социологические исследования автора местных обществ в разных регионах России – Северо-западе, Центре, Урале и Сибири. Состояние местного общества изучалось по комплексу показателей с советского времени, но особенно подробно в период системного кризиса 90-х годов и в первой половине нынешнего десятилетия. Эти три периода развития общественной жизни предъявляли разные требования к жизнеобеспечению и формам самоорганизации местного общества, что реализовалось в специфических формах поведения населения и организации управления местным обществом.

Содержательную основу новизны курса составляют следующие особенности:

  1. сопоставление реальной практики управления муниципальными образованиями с установленными правовыми нормами, регламентирующими деятельность муниципальных образований; студентам важно продемонстрировать, что практические задачи управления определяют законодательные положения, а правовая практика в условиях формирования норм часто оказывается прокрустовым ложем для муниципального управления;

  2. сопоставление европейской и российской практик муниципального управления и местного самоуправления по всем основным вопросам, обсуждаемым в законодательстве о местном самоуправлении;

  3. демонстрация длительного развития местного самоуправления в России и циклический характер этого процесса; тесная взаимосвязь местного самоуправления с государственным управлением, их взаимообусловленность.

Новыми приёмами работы со студентами выступают диалог и имитационно-игровая исследовательская деятельность, когда студенты, обучаясь, проводят «прото-исследования» (на основе как «скачиваемого» материала, так и собственного полевого материала), направленные на получение знаний о местном обществе, характере организации местной жизни, местной специфике самоуправления и муниципального управления.

Одним из важных компонентов обучения студентов как потенциальных будущих муниципальных служащих является их участие в имитации решения острых проблем в муниципальном образовании и ведения переговоров между администрациями разных муниципалитетов. Бескомпромиссность и конфликтный характер игровых имитаций позволяет студентам получить навыки конъюнктурной борьбы и способности понимать основания и процесс развития интриги как необходимого компонента в деятельности управленца, вынужденного балансировать между интересами сторон.

Тематически курс лекций состоит из 3 разделов:

  1. теоретические аспекты местного самоуправления;

  2. основные вопросы муниципального управления;

  3. история местного самоуправления.

В первом разделе рассматриваются принципы местного самоуправления, основные понятия, используемые в практике муниципального управления, существующие модели и «теории» местного самоуправления.

Второй раздел составляют основные вопросы муниципального управления, излагаемые в курсе в минимально необходимом объёме.

Третий раздел составляют лекции, посвящённые вопросам истории местного самоуправления в России и, в части, необходимой для сравнения, странах Европы.

Курс состоит из 9 тем, разбитых на 18 лекций и 6 семинарских занятий и предполагает значительную самостоятельную работу студентов в семинарах.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы / лекции

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лек ции

Семинары

Раздел 1.

Теоретические аспекты местного самоуправления

20

8

2

10

Лекция 1. Конституционные основы осуществления местного самоуправления. Федеральное законодательство о местном самоуправлении.

4

2

2

Лекция 2. Местное самоуправление: основные понятия и определения.

4

2

2

Лекция 3. Основания организации местного самоуправления. Социально-политические предпосылки развития самоуправления

4

2

2

Лекция 4. Сущность и принципы системы местного самоуправления

8

2

2

4

Раздел 2.

Основы организации муниципального управления

54

18

6

30

Лекция 5. Формы осуществления и компетенции МСУ. Уровни местного самоуправления и проблема понятия «уровень МСУ»

4

2

2

Лекция 6. Муниципальное образование

4

2

2

Лекция 7. Вопросы местного значения

8

2

2

4

Лекция 8. Органы МСУ

4

2

2

Лекция 9. Должностные лица МСУ

4

2

2

Лекция 10. Отношение между различными уровнями власти. Контроль за деятельностью органов МСУ Территориальное общественное самоуправление

10

2

2

6

Лекция 11. Устав муниципального образования. Формы непосредственного волеизъявления граждан

4

2

2

Лекция 12. Экономика и финансы МСУ (Муниципальная собственность; Местные налоги и сборы; Местный бюджет)

4

2

2

Лекция 13. Муниципальное хозяйство

10

2

2

6

Раздел 3. История местного самоуправления в России

34

10

4

20

Лекция 14. Развитие местного самоуправления в Европе

6

2

4

Лекция 15. Развитие самоуправления в России в ранний период: варяжский путь на русско-славянском субстрате и монгольская модель управления

6

2

4

Лекция 16. Самоуправление в период становления централизованного Московского государства и периода абсолютистской монархии (XVI – XIX)

8

2

2

4

Лекция 17. Индустриальный прорыв. Развитие местного самоуправления в XIX - XX веках. Самоуправление в период глобализации и деградации национального государства в XXI в.

6

2

4

Лекция 18. Циклические модели развития государственного управления в её соотношении с исторически преемственными формами самоуправления местных обществ в России (9-21 вв.). Проблемы и перспективы развития местного самоуправления

8

2

2

4

Итого

108

36

12

60

Базовый учебник и/или ридеры

По курсу не существует одного специального и обобщающего учебника. В рамках работы по созданию УМК мною подготовлена хрестоматия. В качестве основных базовых учебников предложены несколько учебников:

Барабашев Г. В. Местное самоуправление. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 352 с.

Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XX века): Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 528 с.

Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. – 400 с.

Муниципальное управление. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. – 234 с.

Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. – М.: Олма Пресс, 2006. – 624 с.

В качестве хорошего начального учебного пособия может быть использовано новое издание: Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления /Под общ. ред. В.А. Лапина: учеб. пособие. М.: Дело, 2006. – 256 с.

Основой для подготовки студентов послужит ридер, составленный в соответствие с основными разделами программы. Ридер будет подготовлен сообразно темам курса. В качестве дополнительных источников для него послужат научные монографии и статьи, в которых эмпирически зафиксированы проблемы местных обществ, включая жизнеобеспечение, организацию социальной жизни и управление ею, а также элементы развития самоуправления общества на низовом уровне.

Содержание программы


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (5)

    Программа
    Целью учебной программы является ознакомление студентов с основными этапами разработки, внедрения, функционирования и анализа программ социальной помощи и социального обслуживания.
  2. Программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления

    Документ
    1.Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок. Куликовский Александр Андреевич - координатор по развитию бизнеса московского представительства корпорации AMD.
  3. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (4)

    Программа
    Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
  4. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (1)

    Программа
    Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
  5. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (3)

    Программа
    Требования к студентам: Дисциплина «Управлением коммунальным комплексом» изучается на четвертом курсе дневного отделения факультета государственного и муниципального управления по специализации «Управление урбанистическими комплексами»

Другие похожие документы..