Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
10 марта 2011 г. закончил подвиг земной жизни один из старейших священников нашей Церкви, заштатный клирик Псковской епархии протоирей Василий Федосе...полностью>>
'Рабочая программа'
Процесс формирования Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) в значительной мере нацелен на устранение препятствий во взаимной торговл...полностью>>
'Библиографический указатель'
Настоящий библиографический указатель вместе с книжной выставкой подготовлен для участников и гостей Международной научной конференции «История детст...полностью>>
'Документ'
Предлагаемый сборник является новой — переработанной и дополненной — версией предыдущих изданий, посвященных технологии Эффективных Микроорганизмов, ...полностью>>

Учебное пособие Нижний Новгород 2006 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу нглу им. Н. А. Добролюбова. Специальность: Менеджмент организации. Финансы и кредит. Документоведение и документационное обеспечение управления

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

В.А. Бородин

Часть 2

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Нижний Новгород 2006

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

Специальность: Менеджмент организации. Финансы и кредит. Документоведение и документационное обеспечение управления.

Дисциплина: Менеджмент

УДК 336

ББК 65.9 (2) 262

М 502

Менеджмент. Часть 2. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006 - 52 с.

В учебное пособие по дисциплине «Менеджмент» (специальности: «Менеджмент организации. Финансы и кредит. Документоведение и документационное обеспечение управления») вошли понятия о сущности финансового менеджмента, о финансах и финансовой системе, финансовой политике и финансовом маркетинге. Отдельные главы посвящены управлению финансовыми ресурсами и капиталом, анализу финансового состояния предприятия, инвестиционной политике.

Составитель В.А. Бородин, канд. техн. наук, проф.

Рецензент Е.А. Нагаева, канд. экон. наук, доцент

© Издательство ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006

© Бородин В.А., 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1.Сущность финансового менеджмента…………………………….

4

2.Финансы и финансовая система…………………………………..

8

3.Финансовая политика………………………………………………

12

4.Финансовый механизм…………………………………………….

12

5.Финансовый маркетинг……………………………………………

13

6.Управление финансовыми ресурсами и капиталом…………….

14

7. Инвестирование капитала………………………………………...

18

8. Индексация капитала……………………………………………….

19

9.Анализ финансового состояния предприятия…………………….

22

10.Управление текущими затратами предприятия…………………

24

11.Управление оборотными средствами……………………………

28

12.Управление финансовыми рисками……………………………...

34

Глоссарий………………………………………………………………

46

Литература………..……………………………………………………

51

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент (от англ. management – управление) представляет собой систему экономического управления производством, включающую в себя совокупность принципов, мето­дов, форм и приемов управления. Действия менеджмента носят экономический характер. Фи­нансовый менеджмент направлен на управление денежным потоком и оборотными средствами. Подход к финансовому менеджменту должен быть интегральным, невозможно рассматривать управление денежным потоком только с точки зрения принятия инвестиционных решений.

Финансовый менеджмент – это процесс выработки цели управления финансами и осу­ществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.

Финан­совый менеджмент включает в себя также стратегию и тактику управления. В общем виде финансовый менеджмент можно представлен на схеме.

Общая схема финансового менеджмента

Финансовая задача

(определение цели использования капитала)

Выбор финансовых методов, рычагов и приемов управления движением финансовых ресурсов и капитала

Принятие решения.

Составление финансового плана

Организация выполнения решения



Контроль за выполнением решения

Анализ и оценка результатов решения


Анализ и оценка результатов решения

Данная схема дает общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления - получение прибыли.

С точки зрения взаимодействий финансовый менеджмент можно рассматривать как ди­намическую систему управления с обратной связью, состоящую из двух подсистем: управляющей и управляемой (субъект управления и объект управления).

Объектом управления являются финансовые отношения, а субъектом управления - специальная группа людей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта при по­мощи различного рода управленческих решений. Каждая из подсистем в свою очередь включает элементы и обеспечивает их внутреннюю взаимосвязь. Обратная связь заключается в предос­тавлении информации о состоянии объекта, связанной с изменением финансовых ресурсов, расходов и доходов, колебания спроса, управляющей подсистемы, что позволяет корректировать воздействия на управляемую подсистему в процессе работы всей системы управления. Открытость финансовой системы обеспечивается за счет обмена информации с внешней сре­дой.

Различаются два вида функций финансового менеджмента:

1) функции объекта управления (организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами, организация финансовой работы);

2) функции субъекта управления (планирование и прогнозирование, организация, регулирова­ние, координирование, стимулирование, контроль).

Динамичность финансового менеджмента проявляется в его многовариантности: сочета­нии стандартности и гибкости принятия финансовых решений.

Существует два вида финансового менеджмента – стратегический и оперативно-тактиче­ский. Стратегический менеджмент представляет собой управление инвестициями и предпо­лагает финансовую оценку проектов вложения капитала, отбор критериев принятия инвестици­онных решений, выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала и определение ис­точников финансирования. Например, решение вопроса о вложении капитала в проект подра­зумевает анализ рентабельности инвестиций по сравнению с уровнем инфляции, с процентами по депозитам, рассмотрение фактора времени для данного проекта. Оперативно-тактический менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью. Например, для увеличения скорости поступления наличных денег можно воспользоваться применением более эффективных форм расчетов, изысканием путей получения дебиторской задолженности.

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных активов и пассивов.

Важное значение приобретают следующие вопросы финансового менеджмента:

  1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны. Для этого разрабатываются финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства (оказания услуг) и реализации, обеспеченность финансовыми ресурсами.

  2. Главными показателями процесса планирования являются объем реализации, прибыль, капитальные вложения.

  3. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств.

Параметрами этого процесса являются темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования.

  1. Координация финансовой деятельности со всеми службами (маркетинга, реализации, производства и т.д.).

5. Проведение на финансовом рынке крупных операций по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.

Финансовый менеджмент – искусство управления финансами предприятий. С этой сферой управления связываются как довольно ощутимые достижения, так и существенные экономические катастрофы отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый менеджмент как самостоятельное явление выделился в 70-х годах ХХ века и к настоящему времени превратился в прикладную экономическую науку. Предметом этой науки является управление денежными потоками на микроэкономическом уровне, т.е. управление движением финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Характерным отличием отечественного финансового менеджмента от западного является высокий динамизм процессов, обусловленных быстрыми изменениями внешних и внутренних условий экономической среды. Поэтому искусство управления финансами ставит жесткие условия своевременной корректировки финансовой тактики и стратегии предприятия, осуществление поиска новых методов и приемов, новых финансовых инструментов. Однако следует заметить, что в финансовом менеджменте существует база, знание которой является основополагающим принципом для владения и дальнейшего изучения этого предмета. Формирование структуры капитала, методы управления денежными потоками, механизм финансового управления являются важными элементами финансового менеджмента.

2. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Финансы (от лат. financia – денежный платеж) представляют собой историческую и эко­номическую категории. Исторически финансы возникли с появлением торговли и прошли путь трансформации от финансов граждан до финансов государства. С экономической точки зрения финансы являются системой отношений, возникающих при денежном потоке. Финансы предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования внутреннего валового продукта (ВВП) в стоимостном выражении. Финансы коммерческих организаций представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на следующих принципах:

- хозяйственной самостоятельности;

- самофинансирования;

- материальной заинтересованности;

- материальной ответственности;

- обеспечения финансовыми резервами.

Финансы – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота.

Финансы отличаются от денег тем, что являются экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП и национального дохода. Главное их назначение состоит в обеспечении потребностей государства и предприятий денежными средствами и контроле за расходованием финансовых ресурсов. Распределительная функция финансов заключается в создании основных (первичных) доходов, сумма которых равна национальному доходу. Основные доходы делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих, служащих и доходы лиц, занятых в материальном производстве;

  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Вторичные доходы - доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Контрольная функция финансов проявляется мониторингом за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Непосредственно контроль проводится финансовыми органами государства. Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Экономической основой любого государства является движение денежных средств ме­жду экономическими субъектами. В свою очередь денежные отношения, возникающие при движении денег внутри государства, административно-территориальных образований и хозяй­ствующих субъектов, формируют целостную структуру финансовой системы.

Финансовая система государства возникает с его появлением и развивается вместе с ним. В Российской Федерации правовые и экономические нормы ее функционирова­ния устанав­ливаются Гражданским кодексом, федеральными и республиканскими законами, решениями ре­гиональных органов власти. В настоящее время можно выделить четыре состав­ляющих финансо­вых ресурсов, являющихся элементами финансовой системы - общегосудар­ственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующего субъекта и финансы граждан (см. табл.).

Таблица

Звено фин. системы

Задача

Источники

формиро­вания

Состав

общегосу-дарствен-ные фин-нансы

направление на финансирование общегосударст-венных нужд

- налоги и сборы

- госпошлины

- доходы хозяйствующих субъектов

- федеральный бюджет

- государственное страхова­ние и кредитование

- федеральные внебюджет­ные фонды

террито-риаль­ные финансы

направление на финансирование административно-террито­риальных образова­ний

- налоги и сборы

- штрафы

- местные займы, лотерии

- территориаль-ный бюджет

- внебюджетные фонды

финансы хозяйст-вующего субъекта

формирование денеж­ных фондов и их ис­пользование в целях своей деятельности

- прибыль, аренда,

амортизационные от­числения

- ценные бумаги

- банковские и страховые операции и т.д.

- юридические лица, осуще­ствляющие хозяйственную деятельность

финансы гра­ждан

формирование дохо­дов и их использова­ние на личные нужды

- доходы от основной ра­боты

- доходы от ценных бумаг, банков­ских и страховых

вкла­дов

- иные источники дохода

- граждане РФ,

предпринима-тели без обра­зования юриди-ческого лица

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья: государственную бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий. В настоящее время государственная бюджетная система России включает:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (бюджеты субъектов Федерации);

3) местные бюджеты.

Финансы и финансовая система проявляют свое действие на финансовом рынке. Финан­совый рынок является сложным механизмом и заключает в себе сферу экономических отноше­ний при реализации финансовых активов, совокупность инвесторов-покупателей и инвесторов-продавцов, а также отношений между ними. Товаром, обращающимся на финансовом рынке, являются финансовые активы (деньги, депозиты, различные ценные бумаги, кредитный капитал, драгоценные металлы и камни, объекты недвижимости). Особенность финансового рынка со­стоит в наличии совокупности потребителей, заинтересованных в настоящий момент в финансовых активах в на­стоящий момент.

Таким образом, финансовый рынок – сфера реализации финансовых активов и эконо­мических отношений между инвесторами-продавцами и инвесторами-покупателями этих акти­вов.

Классификация финансовых рынков представляет собой деление по:

  • сфере распространения (международный и внутренний);

  • основной группе финансовых активов (валютный, денежный, кредитный, страховой рынки, рынок драгметаллов и камней, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости);

  • степени организованности (организованный и неорганизованный).

3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Финансовая политика государства - совокупность форм, методов и направлений воз­действия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей сохранения и развития отраслей производства и частного предпринимательства. Рыча­гами управления финансовой политики являются стратегия и тактика управления.

Финансовая стратегия определяет действия в сфере развития финансовой системы и финансов. Финансовая тактика же подразумевает конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Целью финансовой политики государства является формирование федерального и территориальных бюджетов и внебюджетных фондов. Состав­ляющие финансовой политики – бюджетная, налоговая, валютная, кредитная политики и поли­тика по управлению финансами. Все они тесно связаны между собой и оказывают влияние на всю финансовую систему государства.

4. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выра­жающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Действие финансовых мето­дов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые методы включают планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование, аренду, фондообразование и др.

Финансовый ры­чаг (прибыль, доходы, амортизационные отчисления, арендная плата, процентные ставки, вклады, паевые взносы, инвестиции, формы расчетов, курсы валют и ценных бумаг и т.д.) представляет собой прием действия финансового механизма.

Правовое обеспечение включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управ­ления, лицензии, устав хозяйствующего субъекта.

Нормативное обеспечение образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания.

К информа­ционному обеспечению относятся различная экономическая, коммерческая, финансовая инфор­мации.

5. ФИНАНСОВЫЙ МАРКЕТИНГ

Маркетинг (от англ. marketing, market - рынок) - это комплексный подход к управлению производством и реализацией товаров, ориентированный на учет требований рынка и воздействие на спрос с целью расширения объема реализации этих товаров. Финансовый маркетинг представляет собой системный подход инвесторов-продавцов к управлению реализацией финансовых активов и инвесторов-покупателей к управлению накоплением финансовых активов. Концепция маркетинга характеризует цель деятельности инвестора на финансовом рынке и состоит в том, что эта деятельность должна быть основана на знаниях потребительского спроса на финансовые активы. Например, можно выделить два направления финансово-коммерческой деятельности инвесторов-продавцов: с одной стороны, ориентация на массовый спрос при относительно низких ценах; с другой стороны, ориентация на отдельные группы инвесторов (по уровню дохода, по местоположению и т.д.), предполагая относительно высокие цены. Финансовый маркетинг связан с изучением особенностей спроса на финансовые активы, его величины, факторов, влияющих на спрос, степени насыщения рынка и реализации предложения. Очевидно, что финансовый маркетинг является функцией финансового менеджмента.

Функции финансового маркетинга - это совокупность видов маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта по реализации финансовых активов. Основные функции финансового маркетинга: сбор информации; маркетинговые исследования; планирование деятельности по выпуску и реализации финансовых активов; реклама; реализация финансовых активов.

Характерной чертой финансового маркетинга является его направленность не на отдельные звенья рынка (валютный рынок, рынок ценных бумаг, кредитный рынок и т.д.), а на его отдельные части (сегменты).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нижегородский государственный лингвистический университет (1)

    Реферат
    Теоретической основой реферата служат лекции и учебные пособия по указанной дисциплине, а также учебная литература, изданная российскими издательствами.
  2. Нижегородский государственный лингвистический университет (3)

    Контрольная работа
    Выполнение контрольной работы по дисциплине " Оценка инвестиционных проектов ": методические указания – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008.
  3. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  4. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред. Фортунатова Н. М. Нижний Новгород: Изд-во , 2010 с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред.
  5. Е. Ю. Прокофьева редакционная коллегия (3)

    Документ
    Ю. Прокофьева РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А.И. Акопов (научный редактор); Т.Н. Андреюшкина (заместитель главного редактора); М.А. Венгранович (литературный редактор); Ю.

Другие похожие документы..