Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
вступне випробування – перевірка рівня знань, умінь та навичок особи з конкурсного предмета, з навчальної дисципліни за програмою вищого навчального ...полностью>>
'Документ'
Решения Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций государств-участнико...полностью>>
'Документ'
Можна з впевненістю сказати, що творчість Олеся Гончара загально­людська, бо про загальнолюдські цінності він вболіває у кожному своєму творі. Який п...полностью>>
'Документ'
В соответствии с планом проведения Министерством образования и науки Украины научно-технических симпозиумов, съездов, конференций, семинаров, совещан...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (1)

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эталоны ответов:

К задаче №5. Основной диагноз: Острый геморрагический цистит.

Сопутствующий диагноз: Гиперрефлекторная дисфункция мочевого пузыря. Оксалатно-кальциевая кристаллурия.

К задаче № 6. Хронический обструктиный пиелонефрит в стадии обострения. Острый цистит.

Место проведения самоподготовки: читальный зал библиотеки БГМУ, учебная лаборатория, палаты больных, отделение эндоскопии и лучевой диагностики, модуль практических навыков, копьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов:

  • Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с хроническим циститом.

  • Демонстрация больного с хроническим обструктивным пиелонефритом, пузырно-почечным рефлюксом.

  • Графическое изображение истории болезни больного с хроническим обструктивным пиелонефритом.

  • Подготовка реферативного сообщения «Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря».

Литература

Основная литература:

1.Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2000 (к/10762).

Дополнительная литература:

1.Чапова, О.И. Пропедевтика детских болезней: учеб. пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 359 с. (к/15109).

2. Методика исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия /Под ред. Т.Б.Хайретдиновой. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 165 с. (к/15856).

3. Изучение и оценка физического развития у детей: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета /Сост.: Р.А.Ахметова, Т.Б.Хайретдинова, Р.М.Файзуллина, А.Е.Казан, Д.Н.Еникеева, Н.А.Ивлева.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. - 39 с. (к/14707).

4.Иллюстративные материалы к государственному экзамену по специальности 04.02.00 "Педиатрия" / Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. - Электронное издание.- М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. - 1 CD-ROM (в/00062).

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) "Педиатрия" / Под ред. Н. Н. Володина, Н. В. Полуниной, Г. Н. Буслаевой. - 5-е изд.. - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. - 439 с. (к/15766).

6.Сборник типовых ситуационных задач по детским болезням (с эталонами ответов): для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников медицинского вуза по специальности 040200 (060103) "Педиатрия" /Сост.: Э.Н.Ахмадеева, З.М.Еникеева, Р.Ф.Гатиятуллин и др.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2005.- 162 с. (к/14790).

7.Руководство по детскому питанию: руководство / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. - М.: МИА, 2004. - 662 с. (к/14658).

8.Муталов, А.Г. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. - 252 с. (к/14604).

9.Интермиттирующий пузырно-мочеточниковый рефлюкс у детей: монография /Н.А. Лопаткин, А.Г. Пугачев, Н.Г. Москалева. М. Медицина. – 2004. – 133 с.

10.www. Pediatriajornal/ru .

11.www.jpna.

ЗАНЯТИЕ №28. ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Актуальность темы. Почечная недостаточность может быть острой и хронической. Острая почечная недостаточность (ОПН) развивается как осложнение острых заболеваний, при которых создаются условия для функциональных или органических нарушений гомеостатических функций почек, обусловленной гипоксией почечной ткани с последующим преимущественным повреждением канальцев и отеком интерстициальной ткани. Синдром проявляется нарастающей азотемией, электролитным дисбалансом, декомпенсированным метаболическим ацидозом и нарушением способности к выделению воды. Летальность при ОПН достигает до 20-40%. Своевременная диагностика ОПН, применение экстракорпоральных методов детоксикации способствуют снижению летальности и улучшению прогноза.

Хроническая почечная недостаточность – неспецифический синдром, развивающийся при наследственных, врожденных и приобретенных заболеваниях почек вследствие прогрессирующей гибели нефронов и стромы с неуклонным снижением способности почек выполнять гомеостатические функции. Частота ХПН составляет 5 на 100000 детского населения, число детей в терминальную стадию ХПН достигает 1,4 на 1 млн общей популяции. Прогрессирование ХПН зависит не только от темпа и интенсивности гломерулярного и/или тубуло-интерстициального склероза, но и адекватности консервативной терапии.

2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначить лечение и проводить мероприятия по профилактике ОПН и ХПН у детей.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей;

  • Строение нефрона, процессы мочеобразования:

  • Семиотика заболеваний почек;

  • Методы дополнительных исследований для оценки функционального состояния почек;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • собрать жалобы, анамнез заболевания, жизни;

  • провести объективное исследование ребенка по всем органам и системам;

  • провести анализ родословной, оценить характер жалоб;

  • выделить предрасполагающие, причинные, провоцирующие факторы в развитии острой или хронической почечной недостаточности в каждом конкретном случае;

  • дифференцированно оценить симптоматику и особенности клинического течения ОПН и ХПН;

  • оценить результаты дополнительных исследований (анализы мочи, клинические и биохимические анализы крови, иммунограмма, функциональные пробы, УЗИ, рентгено-урологическое исследование: экскреторные урограммы, цистограммы);

  • оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром;

  • обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику;

  • назначить лечение (лечебная диета, медикаментозная терапия, физиотерапевтическое лечение);

  • оказать неотложную терапию при ургентных состояниях;

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий

  • выписать рецепты.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки: Острая почечная недостаточность (ОПН): Этиология. Патогенез. Классификация. Стадии. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Посиндромная терапия. Показания к гемодиализу. Исходы. Прогноз. Хроническая почечная недостаточность (ХПН): Определение. Роль врожденных и наследственно-обусловленных заболеваний почек в развитии ХПН. Патогенез. Классификация. Стадии. Клиника в зависимости от стадии ХПН. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Принципы диетотерапии. Показания к проведению хронического гемодиализа. Пересадка почки как основной этап в терапии ХПН. Осложнения. Исходы. Прогноз.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6.Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: тренинговая компьютерная программа, мультимедийные атласы и ситуационные задачи. Отделение гемодиализа и гравитационной терапии.

6.2. Компьютерный класс РДКБ (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас (Диск С/6 курс/ нефрология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/нефрология).

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

Тест 1. Наиболее частой причиной ОПН у новорожденных является:

1.преренальные факторы.

2.ренальные факторы.

3.постренальные факторы.

Тест 2. Олигурией называется снижение диуреза от суточных возрастных

величин: 1.на ½; 2.на 1/3; 3.на 2/3.

Тест 3. Исходы острой почечной недостаточности:

1.переход в ХПН.; 2.смерть.

3.развитие интерстициального нефрита.

4.развитие гломерулонефрита; 5.выздоровление.

6.развитие пиелонефрита.

Тест 4. При ХПН нарушается функция следующих отделов нефрона:

1.клубочков; 2.канальцев.

3.одновременно канальцев и клубочков.

Тест 5. Антибактериальные препараты, применяемые при ХПН:

1.ампициллин: 2.канамицин; 3.эритромицин; 4.клофаран; 5.полимиксин;

6.оксациллин; 7.гентамицин; 8.карбенициллин; 9.сульфаниамидные препараты

Тест 6. После перенесенной ОПН восстановление функции почек происходит:

1.через 3 мес.; 2.через 6 мес.; 3.через 1 год; 4.через 2 года.

Тест 7. Гемолитико-уремический синдром чаще развивается на фоне:

1.вирусной инфекции; 2.кишечной инфекции; 3.пневмонии; 4.ревматизма

Тест 8. Характерными для терминальной стадии ХПН нарушениями функции

почек являются:

1.декомпенсированные нарушения фильтрации и канальцевых функций

2.компенсированные и субкомпенсированные нарушения

3.тотальные нарушения гомеостаза

Тест 9. Показатели клубочковой фильтрации, характерные для ХПН:

1.ниже 50 мл/мин

2.ниже 20 мл/мин

Тест 10. Показаниями к программному гемодиализу при ХПН являются:

1.декомпенсация почечных функций (терминальная стадия ХПН); 2.прогрессирующая гипертензия; 3.алколоз; 4.уремическая энцефалопатия; 5.гиперкалиемия; 6.декомпенсированный ацидоз; 7.сердечная недостаточность;

8.клубочковая фильтрация ниже 5 мл/мин;

9.метастазирующая опухоль, локализующаяся вне почки.

Эталоны ответов.

Тест 1.1. Тест 2. 3. Тест 3. 2. 3. 6. Тест 4. 3. Тест 5.1. 3. 4.6. 8.

Тест 6. 4.Тест 7. 1. 2. Тест 8. 1. 3. Тест 9. 2. Тест 10. 1. 4. 5. 6. 8.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

  • Проведите клиническое обследование ребенка, больного с ХПН.

  • Проведите оценку физического развития, используя центильные таблицы.

  • Проведите оценку нервно-психического развития.

  • Назовите клинические проявления метаболического ацидоза, остеодистрофии у ребенка.

  • Дайте заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, имеющимся в истории болезни.

  • Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

  • Проведите дифференциальный диагноз.

  • Объясните механизм действия препаратов для коррекции анемического синдрома (рекормон, эпрекс).

  • Выпишите в тетрадь лекарственные препараты, получаемые больным, объясните механизм их действия.

  • Объясните показания к проведению гемодиализа.

  • Составьте план диспансерного наблюдения ребенка с ОПН после выписки из стационара.

  • Проведите внутриведомственную экспертизу качества медицинской помощи согласно медико-экономическим стандартам (МЭС).

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №7

Девочка 3 лет, от второй беременности, протекавшей с токсикозом в первом триместре и нефропатией в третьем триместре. Роды вторые, в срок. Масса тела при рождении 3800 г, длина – 52 см. Находилась на грудном вскармливании до 2 мес. Перенесла краснуху, гепатит А, ОРВИ (2-3 раза в год).

Настоящее заболевание началось с появления рвоты, жидкого стула, с субфебрильной температуры. На следующий день появилась резкая боль в поясничной области, повышение температуры до 39о С, двукратная рвота, желтушность кожи, потемнение мочи. При поступлении в стационар состояние тяжелое, вялая, несколько заторможена. Кожные покровы бледные с желтушным оттенком. Общая пастозность подкожно-жировой клетчатки. Над легкими Перкуторно ясный легочный звук. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца усилены, систолический шум. ЧСС -100 в 1 мин. АД=120/70 мм рт ст. Живот мягкмй, болезненный по ходу кишечника и в области почек. Симптом Пастернацкий положительный с обеих сторон. Стул жидкий, с прожилками крови. Диурез уменьшен до 75,0 мл / день, на следующий день – анурия.

Гемограмма: гемоглобин 70 г/л, эритроциты 2,4х1012/л ретикулоциты 8%, тромбоциты 70х109 /л, палочкоядерные лейкоциты 2%, сегментоядерные 70%, лимфоциты 19%, моноциты 9%, СОЭ 25 мм/час. Общий анализ мочи: количество 20,0, цвет темно-коричневый, относительная плотность 1007, белок 0,66 г/л, лейкоциты 4-6 , эритроциты до 100 в поле зрения. Биохимический анализ крови: общий белок – 56 г/л; мочевинная 30,5 ммоль/л, креатинин – 650 мкмоль/л, калий -6,0 ммоль/л, натрий – 130 ммоль/л. Реакция Кумбса положительная.

Задание:

1. Какие синдромы выявляются у ребенка?

2. При каких заболеваниях они встречаются? Проведите дифференциальный диагноз.

3. Оцените результаты дополнительных методов исследования.

4. Обоснуйте и сформулируйте клинический диагноз.

5. Объясните патогенез выявленных синдромов у больного.

6. Каковы этиологические факторы данного заболевания?

7. Какие дополнительные исследования необходимо провести ребенку?

8.Какие осложнения могут возникнуть при данном заболевании и какие неотложные мероприятия необходимы?

9. Назовите показания к диализу.

10. Назначьте лечение.

11. Составьте план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.

Эталон ответа к задаче №7: клинический диагноз: Гемолитико-уремическим синдром (ОПН, гемолитическая анемия, тромбоцитопения). Кишечная инфекция.

ТЕСТЫ

для контроля конечного уровня знаний по циклу

«Детская нефрология»

Вопрос

1.

О хронизации процесса можно говорить при активности пиелонефрита:

  1. более 3 мес.

  2. более 6 мес.

  3. более 1 года

2.

Перитонеальный диализ желательно проводить:

  1. детям старшего возраста

  2. детям раннего возраста

  3. взрослым

3.

Второе название витамин Д – резистентного рахита:

  1. болезнь де Тони – дебре – Фанкони

  2. почечный тубулярный ацидоз

  3. фосфат – диабет

  4. несахарный диабет

4.

Для врожденного нефротического синдрома финского типа характерны морфологические изменения в почках:

  1. микрокистоз канальцев

  2. мембрано – пролиферативный гломерулонефрит

  3. склероз клубочков

  4. минимальные изменения гломерул

5.

Наследственный нефрит, сопровождающийся глухотой, известен как синдром: а) Альцгеймера; б) Альпорта. Выберите правильный ответ:

6.

При пиелонефрите поражается:

  1. слизистая оболочка мочевого пузыря

  2. кровеносная и лимфатическая система почек

  3. канальцы, чашечно – лоханочный аппарат и интерстиций

  4. клубочек

7.

Дети, перенесшие гломерулонефрит, наблюдаются:

  1. в течение 3 лет; 2.в течение 5 лет

3.до перевода во взрослую поликлинику

8.

Наследственное заболевание, в основе которого лежит дисплазия тубулярного аппарата почки в виде «лебединой шеи», называется:

  1. почечная глюкозурия

  2. почечный несахарный диабет

  3. болезнь де Тони – Дебре – Фанкони

  4. фосфат - диабет

9.

Для лечения остеодистрофического синдрома ХПН применяется:

  1. каптоприл

  2. кальцитриол

  3. гепарин

10.

При нарушении обмена пуринов поражение почек обусловлено избыточным поступлением в почки:

  1. оксалатов; 2.уратов; 3.цистина; 4.триптофана

11.

Диета при гиперуратурии является:

  1. молочно – фруктово – ягодной

  2. капустно – картофельной

  3. мясо – молочной

  4. бессолевой

12.

Образное название почек при остром гломерулонефрите:

  1. первично – сморщенные почки

  2. пестрые почки

  3. большие сальные почки

  4. большие белые почки

13.

При высокой активности инфекционно – воспалительного процесса в почках возможно проведение:

  1. урография; 2.цистография; 3.УЗИ почек

4.радиоизотопное исследование почек; 5.ангиография

14.

При витамин Д – зависимом рахите имеется:

  1. повышенная чувствительность эпителия почечных канальцев к паратгормону

  2. нарушение образования в почках 1,25 – дигидроксихолекальциферола

  3. недостаточное поступление витамина Д в организм

  4. снижение реабсорбции аминокислот, глюкозы, фосфатов из проксимальных канальцевребенка

15.

При гемолитико – уремическом синдроме развивается острая почечная недостаточность:

  1. преренальная; 2.ренальная; 3.обструктивная

4.постренальная

16.

О нарушениях ультрафильтрации в почках свидетельствуют: а) глюкозурия; б) аминоацидурия; в) протеинурия; г) олигурия; д) уробилинурия. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. в,г; 2.а,в; 3.б,г; 4. а,б,в; 5.г,д

17.

При болезни де Тони - Дебре – Фанкони имеется:

  1. снижение реабсорбции аминокислот, глюкозы, фосфатов из проксимальных канальцев

  2. нарушенное кишечное всасывание

  3. повышенная чувствительность эпителия почечных канальцев к паратгормону

  4. незрелость ферментов печени

18.

Причиной развития почечного солевого диабета является:

  1. низкая чувствительность к альдостерону

  2. повышенная чувствительность к паратгормону

  3. сниженная чувствительность к антидиуретическому гормону

  4. повышенная чувствительность к альдостерону

19.

Источником развития всех компонентов нефрона в эмбриональном периоде является: 1.метанефрогенная ткань; 2.дивертикул мезонефрального протока; 3.мезенхима желточного мешка

20.

При гипероксалурии исключают продукты, содержащие:

  1. пурины; 2.аскорбиновую кислоту; 3.триптофан; 4.метионин

21.

При остром гломерулонефрите поражается:

  1. интерстициальная ткань почек;

  2. 2.клубочек;

  3. канальцы, чашечно – лоханочный аппарат и интерстиций

  4. корковое и мозговое вещество почек

  5. слизистая оболочка мочевого пузыря

22.

Наиболее частой причиной развития острой почечной недостаточности у детей раннего возраста является:

  1. пиелонефрит

  2. гломерулонефрит

  3. гемолитико – уремический синдром

  4. отравление

23.

Профилактические прививки детям с хроническим гломерулонефритом после обострения проводятся:

  1. через 1 месяц после клинико – лабораторной ремиссии

  2. через 1 год после клинико – лабораторной ремиссии

  3. через 3 года после клинико – лабораторной ремиссии

  4. не проводятся

24.

Диета при гипероксалурии:

  1. капустно – картофельная

  2. фруктово – ягодная

  3. молочная

  4. бессолевая

25.

К транзиторным особенностям функций почек у новорожденных относятся:

  1. протеинурия, лейкоцитурия

  2. олигоурия, лейкоцитурия, мочекислая нефропатия

  3. олигоурия, лейкоцитурия, мочекислый инфаркт

  4. олигурия, протеинурия, мочекислая нефропатия

26.

При гипопротеинемии будут наблюдаться:

  1. тканевые отеки

  2. клеточный отек

  3. и то, и другое

  4. ни то, ни другое

27.

В терапии острого гломерулонефрита с нефротическим синдромом применяется:

  1. гидрокортизон

  2. делагил

  3. преднизолон

  4. капотен

28.

Источником развития мочевыводящей системы (начиная с собирательных трубок) в эмбриональном периоде является:

  1. метанефрогенная ткань

  2. дивертикул мезонефрального протока

  3. мезенхима желточного мешка

29.

Показатели клубочковой фильтрации, характерные для ХПН:

  1. ниже 80 мл_мин.

  2. ниже 50 мл/мин.

  3. ниже 20 мл/мин.

30.

При витамин Д – зависимом рахите имеется нарушение реабсорбции:

  1. в проксимальных канальцах

  2. в дистальных канальцах

  3. в собирательных трубочках

31.

Второе название псевдогипоальдостеронизма:

  1. почечный несахарный диабет

  2. почечный солевой диабет

  3. фосфат - диабет

32.

Ведущим симптомом врожденного гидронефроза у новорожденных является:

  1. пальпируемая опухоль

  2. пиурия

  3. протеинурия

  4. почечная недостаточность

33.

Офтальмологическим симптомом, возникающим при почечной гипертонии, является:

  1. глаукома

  2. увеит

  3. кератит

  4. ангиоретинопатия с фигурой «звезды» в макулярной области на глазном дне

34.

Элементы окончательной (тазовой) почки закладываются у зародыша человека во внутриутробном периоде на:

  1. 1-2-й неделе; 2.4-й неделе; 3.6-й неделе; 4.8-й неделе

35.

Основным принципом лечения почечного солевого диабета является введение:

  1. вазопрессина

  2. альдостерона

  3. натрия хлорида

  4. гипотиазида

36.

Наиболее информативным маркером темпа формирования ХПН является уровень в крови:

  1. мочевины

  2. креатинина

  3. мочевой кислоты

37.

Клинику банального витамин Д – дефицитного рахита в его «цветущей» форме напоминает:

  1. витамин Д – зависимый рахит

  2. витамин Д – резистентный рахит

  3. болезнь де Тони – Дебре - Фанкони

38.

Питьевой режим при обменных нефропатиях:

  1. ограничивают

  2. не изменяют

  3. увеличивают

39.

Диатез, характеризующийся генетически детерминированными нарушениями ряда ферментов, принимающих участие в пуриновом обмене и накоплении мочевой кислоты, называется:

  1. лимфатико – гипопластическим

  2. нервно - артритическим

40.

Низкие показатели удельного веса мочи обозначаются как:

  1. гиперстенурия

  2. гипостенурия

  3. изостенурия

  4. олигурия

41.

При ХПН нарушается функция следующих отделов нефрона:

  1. клубочков

  2. канальцев

  3. одновременно клубочков и канальцев

42.

Продолжительность диспансерного наблюдения в поликлинике за детьми с хроническим пиелонефритом:

1. 2 года; 2.3 года; 3. 5 лет; 4. до перевода во взрослую поликлинику

43.

Содержание общего белка в сыворотке крови детей старше 1 года жизни составляет в г/л:

  1. 20-30

  2. 30-40

  3. 40-50

  4. 50-60

  5. 60-80

44.

Содержание альбуминов в сыворотке крови детей старше 1 года составляет в г/л:

  1. 10-20

  2. 20-30

  3. 20-50

  4. 40-50

  5. 50-60

45.

При некоторых отравлениях глюкоза появляется в моче, несмотря на нормальный уровень в крови. Это означает, что точкой приложения данных токсических веществ являются:

  1. клубочки

  2. проксимальные канальцы

  3. петли Генле

  4. дистальные канальцы

46.

Признаками почечной гипертонии могут быть: а) дакриоцистит; б) катаракта; в) картина фигуры «звезды» на глазном дне в макуле; г) ангиопатия и кровоизлияния в сетчатку. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. в,г

  2. а,в

  3. б,г

  4. а,б,в

  5. а,б

47.

Рахитоподобные заболевания являются:

  1. гломерулопатией

  2. тубулопатией

  3. ангиопатией

48.

Первое превращение витамина Д в его более активную форму осуществляется:

  1. в почках

  2. в печени

  3. в коже

  4. в кишечнике

49.

Первыми жалобами при нефробластоме являются: а) боли; б) изменение цвета мочи; в) капризность, повышенная утомляемость; г) гипертермия; д) синдром «пальпируемой опухоли»; е) нарушения мочеиспускания. Выберите правильную комбинацию ответов:

  1. а,б

  2. а,в

  3. б,г

  4. а,б,е

  5. в,д

50.

Второе гидроксилирование витамина Д с превращением его в высокоактивный метаболит осуществляется:

  1. в печени

  2. в почках

  3. в тонкой кишке

Эталоны ответов

  1. – 2. 2. -2. 3. – 3. 4. -1. 5. -2. 6. – 3. 7. -3. 8.-3. 9. – 2. 10. -2. 11. – 1. 12. - 2. 13. – 3. 14. – 2. 15.- 2. 16. – 1. 17. - 1 . 18. - 1. 19. – 1. 20. – 2. 21. -2. 22. – 3. 23. - 2. 24. – 1. 25. - 4. 26. –1. 27. – 3. 28. – 2. 29. - 3. 30. - 1. 31. – 2. 32. – 1. 33. – 4. 35. – 3. 36. - 2. 37. – 1. 38. – 3. 39. – 2. 40. – 2. 41. – 3. 42. – 2. 43. – 5. 44. – 4. 45. – 2. 46. – 1. 47. – 2. 48. – 2. 49. – 5. 50. – 2.

Место проведения самоподготовки: читальный зал библиотеки БГМУ, учебная лаборатория, палаты больных, отделение гемодиализа и гравитационной терапии, отделении трансплантологии, модуль практических навыков, копьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов:

  • Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с диагнозом: Врожденная нефропатия. Осложнение: ХПН, терминальная стадия.

  • Демонстрация больного с ХПН.

  • Графическое изображение истории болезни больного с ХПН.

  • Подготовка реферативного сообщения «Гемолитико-уремический синдром».

Литература

Основная литература:

1.Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2000 (к/10762).

Дополнительная литература:

1.Чапова, О.И. Пропедевтика детских болезней: учеб. пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 359 с. (к/15109).

2. Методика исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия /Под ред. Т.Б.Хайретдиновой. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 165 с. (к/15856).

3. Изучение и оценка физического развития у детей: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета /Сост.: Р.А.Ахметова, Т.Б.Хайретдинова, Р.М.Файзуллина, А.Е.Казан, Д.Н.Еникеева, Н.А.Ивлева.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. - 39 с. (к/14707).

4.Иллюстративные материалы к государственному экзамену по специальности 04.02.00 "Педиатрия" / Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. - Электронное издание.- М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. - 1 CD-ROM (в/00062).

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) "Педиатрия" / Под ред. Н. Н. Володина, Н. В. Полуниной, Г. Н. Буслаевой. - 5-е изд.. - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. - 439 с. (к/15766).

6.Сборник типовых ситуационных задач по детским болезням (с эталонами ответов): для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников медицинского вуза по специальности 040200 (060103) "Педиатрия" /Сост.: Э.Н.Ахмадеева, З.М.Еникеева, Р.Ф.Гатиятуллин и др.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2005.- 162 с. (к/14790).

7.Руководство по детскому питанию: руководство / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. - М.: МИА, 2004. - 662 с. (к/14658).

8.Муталов, А.Г. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. - 252 с. (к/14604).

9.Детская нефрология = The Kidneys /под ред. H.Curela, К. Рудольфа, А. Рудольфа – М. – Практика. – 2006.- 335 с. (к/16099).

10.Ахмадеева Э.Н. Избранные лекции по педиатрии: сборник /Э.Н. Ахмадеева. – Уфа: БГМУ. - 2003. - с. 376-404. (к/13863).

11.Диагностика заболеваний почек у детей: Учебно-методическое пособие для производственной практики студентов. - Уфа. Издательство БГМУ. -2007.- 24 с. (к/15850);

12.Методы диагностики патологии почек у детей /Учебное пособие. – Издательство ГОУ ВПО “БГМУ ” - Уфа, 2005. – 83 с. (к/14912);

13.www. Pediatriajornal/ru .

14.www.jpna.

Приложение 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ЦИКЛУ «НЕФРОЛОГИЯ»

Наименование

Курс

1.

Целенаправленный сбор анамнеза, жалоб, клиническое исследование ребенка с подозрением на заболевание почек

4,5,6

2.

Оценить выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем

4,5,6

3.

Составить план обследования больных с подозрением на патологию почек

4,6

4.

Методика подготовки больных к дополнительным лабораторным и инструментальным методам исследования

3,4,5,6

5.

Использовать данные физикального, инструментального, рентгенологического обследования, лабораторных данных для постановки диагноза в амбулаторных и стационарных условиях

4,6

6.

Оценить показатели периферической крови и биохимического исследования крови (общий белок и его фракции, холестерин, липиды, электролиты, мочевина, креатинин)

4,5,6

7.

Интерпретировать показатели гемостазиограммы, иммунограммы, кислотно-основного баланса крови

5,6

8.

Оценить и знать практическую значимость общего анализа мочи, пробы Нечипоренко, Аддиса-Коковского, суточной экскреции оксалатов, уратов

3,4,5,6

9.

Знать показания к проведению, интерпретировать и использовать в диагностике заболеваний почек рентгено-урологические методы исследования

4,6

10.

Интерпретировать и использовать для диагностики дополнительные методы исследования: УЗИ почек и органов брюшной полости, УЗДГ сосудов почек, нефросцинтрография

4,6

11.

Знать показания к биопсии почек, интерпретировать результаты морфологического исследования почек

6

12.

Определить показания к исследованию состояния уродинамики нижних мочевыводящих путей:

-исследование ритма спонтанных мочеиспусканий

-урофлоурометрия

-цистотонометрия

6

13.

Оценить анализ мочи на стерильность (бактериурия)

3,4,5,6

14.

Знать методику проведения проб для оценки функционального состояния почек (проба Реберга, Зимницкого)

15.

Оценить клубочковую фильтрацию (по пробе Реберга), концентрационную функцию почек (по пробе Зимницкого)

3,4,6

16.

Уметь обосновать диагноз у детей с заболеваниями почек, провести дифференциальный диагноз

4,6

ДЕТСКАЯ НЕФРОЛОГИЯ

Руководство для самостоятельной работы по дисциплине

«Детские болезни» для студентов, обучающихся

по специальности 060103 - педиатрия

З.М.Еникеева

Лицензия №0177 от 10.06.1996 г.

Подписано к печати .02.2008 г.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе.

Формат 60х84 1/16. Усл.-печатн.л. Уч.-изд.л.

Тираж 100 экз.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (2)

    Руководство
    Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2 г), на основании рабочей программы (2008 г) , действующего учебного плана (2 г) и в соответствии с требованиями Государственного
  2. «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (3)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» и в Государственном
  3. «Челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
  4. Пути и эффективность реализации оздоровления детей и подростков в условиях городских образовательных учреждений 14. 00. 09 Педиатрия 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
  5. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (23)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.и.н., профессор Кабытов П.С. (ответственный редактор), д.и.н., профессор Смирнов Ю.Н., д.и.н., профессор Дубман Э.Л. (зам. ответственного редактора), д.

Другие похожие документы..