Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Деятельность МОУ «Гимназия № 17» направлена на создание условий, при которых образовательное учреждение может стать социальным гарантом самореализаци...полностью>>
'Документ'
“НАУКОВЕ ОБҐРУНТУВАННЯ ЩОДО ЗАСТОСУВАННЯ УКРІПЛЕННЯ БЕРЕГІВ ПОВЕРХНЕВИХ ВОДНИХ ОБ’ЄКТІВ І УЗБЕРЕЖЖЯ МОРІВ ШЛЯХОМ СПОРУДЖЕННЯ ШТУЧНИХ РИФІВ ЯК БІОПОЗИ...полностью>>
'Документ'
При производстве клинкера из вращающейся печи с потоком отходящих газов часть материала выносится в виде пыли. Пылеунос может достигать 20-30%. Ценней...полностью>>
'Документ'
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 230103 «Авто...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (1)

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАНЯТИЕ №26. ПРИОБРЕТЕННЫЕ НЕФРОПАТИИ. НЕФРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Тема и актуальность. Среди приобретенных нефропатий самыми распространенными у детей являются первичный гломерулонефрит, тубуло-интерстициальный нефрит, дизметаболические нефропатии. Нефротический синдром возникает при ряде приобретенных и врожденных, первичных и вторичных заболеваниях почек. Дииагностика приобретенных заболеваний почек, своевременно начатая адекватная терапия улучшает прогноз и позволяет предупредить осложнения и прогрессирование поражения почек.

2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначать лечение и профилактические мероприятия детям с приобретенными заболеваниями почек, больным нефротическим синдромом.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей;

  • Функции почек и методы их оценки;

  • Семиотика заболеваний органов мочевой системы;

  • Методы дополнительных исследований при заболеваниях почек;

  • Оценка функционального состояния почек;

  • Методы раннего выявления патологии почек у детей.

  • Значение морфологического исследования биоптата почечной ткани в диагностике приобретенных заболеваний почек

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • собрать жалобы, анамнез заболевания, жизни;

  • провести объективное исследование ребенка по всем органам и системам (измерение АД, выявление отеков);

  • оценить результаты дополнительных исследований (анализы мочи, клинические и биохимические анализы крови, иммунограмма, функциональные пробы, УЗИ, рентгено-урологическое исследование, гистологические, цитологические исследования);

  • оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром;

  • обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику;

  • назначить лечение (лечебная диета, медикаментозная терапия, физиотерапевтическое лечение);

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки: Тубулоинтерстициальный нефрит: Классификация. Патогенез. Клиника. Диагностика. Значение УЗИ, радионуклеидной ренографии и биопсии в уточнении диагноза. Дифференциальный диагноз. Лечение. Осложнения. Прогноз. Приобретенный нефротический синдром: этиология. Патогенез. Морфологическая характеристика. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Исходы. Вторичные нефропатии. Рефлюкс-нефропатии.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6.Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: тренинговая компьютерная программа, мультимедийные атласы и ситуационные задачи.

6.2. Компьютерный класс РДКБ (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас (Диск С/6 курс/ нефрология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/нефрология).

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

Тест 1. Нефротическая форма острого гломерулонефрита наиболее часто развивается:

1)через 1-2 неделю после ОРВИ

2)на фоне ОРВИ

3)через 3-4 недели после ОРВИ

Тест 2. Отеки при нефротическом синдроме:

1)локальные

2)распространенные

Тест 3. Врожденный нефротический синдром дифференцируют со следующими заболеваниями:

1)острый гломерулонефрит с нефротическим синдромом

2)тромбоз почечных вен

3)острый гломерулонефрит с нефритическим синдромом

4)синдром Альпорта

Тест 4. Прием преднизолона внутрь при нефротическом синдроме осуществляется:

1)равномерно в течение суток

2)преимущественно в первую половину дня

3)преимущественно в вечерние часы

Тест 5. Отмена преднизолона при нефротическом синдроме осуществляется:

1)постепенно

2)одномоментно

Эталоны ответов: тест 1 -1. тест 2 – 2. тест 3. -1. тест 4.- 2. тест 5.-1.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

  • Проведите клиническое обследование ребенка, больного хроническим гломерулонефритом с нефротическим синдромом, кортикостероидзависимой формой

  • Проведите оценку физического развития, используя центильные таблицы.

  • Назовите клинические проявления кушингоидного синдрома, объясните механизм его развития.

  • Укажите характер нарушений костной системы у ребенка с нефротическим синдромом.

  • Дайте заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, имеющимся в истории болезни.

  • Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

  • Проведите дифференциальный диагноз.

  • Выпишите в тетрадь лекарственные препараты, получаемые больным, объясните механизм их действия.

  • Составьте план диспансерного наблюдения ребенка после выписки из стационара.

  • Проведите внутриведомственную экспертизу качества медицинской помощи согласно медико-экономическим стандартам (МЭС).

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №4

Ребенок 7 лет, поступил в больницу с жалобами на отеки, редкое мочеиспускание. Родился от третьей беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, третьих срочных родов Масса тела при рождении 3800 г, длина 53 см. Раннее развитие без особенностей. Отмечались частые респираторные заболевания. Детскими инфекциями не болел. Наследственность не отягощена.

Заболел в 5-летнем возрасте, когда после перенесенного ОРВИ появились распространенные отеки на лице, конечностях, туловище. Был госпитализирован по месту жительства, лечение преднизолоном было эффективным. Дважды после ОРВИ отмечалось обострение заболевания. В связи с недостаточным эффектом от проводимой терапии госпитализирован в нефрологическое отделение РДКБ.

При поступлении: состояние тяжелое. Отмечаются распространенные отеки на лице, туловище, конечностях, свободная жидкость в брюшной полости, в полости перикарда. Выражены признаки экзогенного гиперкортицизма. Аускультативно: дыхание проводится во все отделы, ослаблено в задне-нижних отделах, рассеянные разнокалиберные влажные хрипы. Границы сердца: правая - на 1 см кнаружи от правого края грудины, левая - на 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии. Тоны приглушены. ЧСС -128 уд/мин, АД - 100/60 мм рт. ст. Живот резко увеличен в объеме, выражены симптомы асцита. Печень +5 см из-под реберной дуги. Диурез -120-150 мл/сут.

Гемограмма: гемоглобин 111 г/л, эритроциты 4,2xl012/л, лейкоциты 13,2х109/л, п/ядерные 5%, с/ядерные 53%, эозинофилы 2%, лимфоциты 38%, моноциты 2%, СОЭ 32 мм/час.

Общий анализ мочи: реакция кислая, белок 3,3%о, лейкоциты 3-5 в п/з, цилиндры, гиалиновые - 5-6 в п/з, зернистые 3-4 в поле зрения..

Биохимический анализ крови: общий белок 35 г/л, альбумины 35%, глобулины: альфа1-глобулины 5%, альфа2-глобулины 25%, бета-глобулины 20%, гамма-глобулины 15%, креатинин 60 ммоль/л, мочевина 6,2 ммоль/л, калий 4,5 ммоль/л, кальций 1,8 ммоль/л.

Биохимический анализ мочи: белок 6700 мг/сут (норма - до 200), оксалаты 55 мг/сут (норма - до 17).

Задание:

1. Оцените результаты дополнительных методов исследования.

2. Какие синдромы выявляются у ребенка?

3. При каких заболеваниях они встречаются? Проведите дифференциальный диагноз.

4. Обоснуйте и сформулируйте клинический диагноз.

5. Приведите классификацию данного заболевания.

6. Объясните патогенез выявленных синдромов у больного.

7. Каковы этиологические факторы данного заболевания?

8. Какие исследования необходимы больному для уточнения функции почек?

9. Назначьте лечение.

10. Опишите диету, необходимую данному больному.

11. Расскажите о механизме лечебного действия преднизолона.

12. Какие Вы знаете клинические симптомы экзогенного гиперкортицизма?

13. Составьте план диспансерного наблюдения?

Эталон ответа к задаче №4: клинический диагноз: хронический гломерулонефрит с нефротическим синдромом, период обострения.

Место проведения самоподготовки: читальный зал библиотеки БГМУ, учебная лаборатория, палаты больных, отделение УЗИ и лучевой диагностики, модуль практических навыков, копьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов:

  • Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с кортикостероидрезистентным нефротическим синдромом.

  • Демонстрация больного с хроническим гломерулонефритом, нефротическая форма. Осложнение: Кушингоидный синдром.

  • Графическое изображение истории болезни больного с нефротическим синдром.

  • Подготовка реферативного сообщения «Нефротический синдром».

Литература

Основная литература:

1.Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2000 (к/10762).

Дополнительная литература:

1.Чапова, О.И. Пропедевтика детских болезней: учеб. пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 359 с. (к/15109).

2. Методика исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия /Под ред. Т.Б.Хайретдиновой. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 165 с. (к/15856).

3. Изучение и оценка физического развития у детей: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета /Сост.: Р.А.Ахметова, Т.Б.Хайретдинова, Р.М.Файзуллина, А.Е.Казан, Д.Н.Еникеева, Н.А.Ивлева.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. - 39 с. (к/14707).

4.Иллюстративные материалы к государственному экзамену по специальности 04.02.00 "Педиатрия" / Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. - Электронное издание.- М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. - 1 CD-ROM (в/00062).

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) "Педиатрия" / Под ред. Н. Н. Володина, Н. В. Полуниной, Г. Н. Буслаевой. - 5-е изд.. - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. - 439 с. (к/15766).

6.Сборник типовых ситуационных задач по детским болезням (с эталонами ответов): для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников медицинского вуза по специальности 040200 (060103) "Педиатрия" /Сост.: Э.Н.Ахмадеева, З.М.Еникеева, Р.Ф.Гатиятуллин и др.- Уфа: Изд-во БГМУ, 2005.- 162 с. (к/14790).

7.Руководство по детскому питанию: руководство / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. - М.: МИА, 2004. - 662 с. (к/14658).

8.Муталов, А.Г. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. - 252 с. (к/14604).

9.Ахмадеева Э.Н. Избранные лекции по педиатрии: сборник /Э.Н. Ахмадеева. – Уфа: БГМУ. - 2003. - с. 376-404. (к/13863).

10.Детская нефрология = The Kidneys /под ред. H.Curela, К. Рудольфа, А. Рудольфа – М. – Практика. – 2006.- 335 с. (к/16099).

11.Диагностика заболеваний почек у детей: Учебно-методическое пособие для производственной практики студентов. - Уфа. Издательство БГМУ. -2007.- 24 с. (к/15850)

12.www. Pediatriajornal/ru .

13. www.jpna.

ЗАНЯТИЕ №27. ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

Актуальность темы. В последние годы отмечается тенденция к увеличению частоты воспалительных заболеваний органов мочевыделительной системы у детей (цистит, пиелонефрит), имеющих нередко латентное течение.

Цистит – воспалительный процесс слизистой оболочки мочевого пузыря. У детей нередко цистит возникает на фоне имеющейся у детей врожденной патологии органов мочевой системы или обменной нефропатии (оксалурия, уратурия, фосфатурия). Течение цистита у детей раннего и старшего возраста имеет свои особенности. Циститы протекают своеобразно, нередко носят прогрессирующий характер и в ряде случаев могут сопровождаться осложнениями. Врачу в повседневной практике приходится сталкиваться с заболеваниями мочевого пузыря, поэтому врач должен иметь достаточные знания , чтобы правильно поставить диагноз, уточнить топографию и характер воспалительного процесса, дифференцированно назначить лечение.

2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначить лечение и профилактические мероприятия детям с заболеваниями мочевого пузыря.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • Анатомо-физиологические особенности мочевыводящих путей и мочевого пузыря;

  • Регуляция мочеиспускания у детей;

  • Семиотика заболеваний органов мочевыводящей системы;

  • Методы дополнительных исследований для оценки функционального состояния мочевого пузыря;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • собрать жалобы, анамнез заболевания, жизни;

  • провести объективное исследование ребенка по всем органам и системам;

  • провести анализ родословной, оценить характер жалоб;

  • выделить предрасполагающие, причинные, провоцирующие факторы в развитии цистита в каждом конкретном случае;

  • дифференцированно оценить симптоматику и особенности клинического течения острого и хронического цистита;

  • оценить результаты дополнительных исследований (анализы мочи, клинические и биохимические анализы крови, иммунограмма, функциональные пробы, УЗИ, рентгено-урологическое исследование: экскреторные урограммы, цистограммы);

  • оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром;

  • обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику;

  • назначить лечение (лечебная диета, медикаментозная терапия, физиотерапевтическое лечение);

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий

  • выписать рецепты.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки: Циститы у детей: частота циститов среди детей в зависимости от пола и возраста; этиология, патогенез, пути проникновения инфекции в мочевой пузырь; патологическая анатомия острого и хронического цистита; классификация цистита; симптоматика и клиническое течение острого и хронического цистита, особенности течения у детей раннего и старшего возраста. Клинические и параклинические исследования в диагностике цистита у детей; дифференциальная диагностика; лечение острого и хронического цистита у детей; профилактика, диспансерное наблюдение. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6.Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: тренинговая компьютерная программа, набор экстреторных урограмм, цистограмм, мультимедийные атласы и ситуационные задачи.

6.2. Компьютерный класс РДКБ (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас (Диск С/6 курс/ нефрология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/нефрология).

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

Тест 1. Для цистита характерна лейкоцитурия:

1.массивная

2.умеренная

3.незначительная

Тест 2. Для цистита характерны типы лейкоцитурии:

1.смешанный

2.нейтрофильный

3.мононуклеарный

Тест 3. Для цистита гематурия

1.характерна

2.нехарактерна

Тест 4. Характеристика гематурии: морфологические изменения в мочевом

пузыре:

1.терминальная гематурия а)гангренозный цистит

2.тотальная гематурия б)некротический цистит

в)катаральный цистит

г)геморрагический цистит

Тест 5. Для цистита характерны следующие диуретические расстройства (перечислить): 1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

Тест 6. Цистит осложниться пузырно-мочеточниковым рефлюксом

А) может

Б) не может

Тест 7. Цистит необходимо дифференцировать (дописать)

1._______ 2._________ 3._____________

Тест 8. При цистите целесообразно назначить:

1.стол 7

2.стол 5

3.стол 4.

Тест 9. При цистите уросептики

1.показаны

2.не показаны

Тест 10. Длительность курса антибактериальной терапии при остром цистите составляет:

1.5-7 дней

2.10-14 дней

3.30-40 дней

Эталоны ответов:

Тест 1 - 1.2; Тест 2 – 2; Тест 3 -1; Тест 4 - 1-в, г; 2 –а, б.

Тест 5. 1 – рези при мочеиспускании: 2 – полиурия; 3 – недержание мочи, 4.неудерживание мочи. Тест 6 - а); Тест 7. а)пиелонефрит; б)туберкулез почек; в)камень мочевого пузыря;

Тест 8 – 2; Тест 9 -1; Тест 10 - 2.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

  • Проведите клиническое обследование ребенка, больного хроническим циститом и гиперрефлекторной дисфункцией мочевого пузыря.

  • Проведите оценку физического развития, используя центильные таблицы.

  • Назовите клинические проявления цистита у ребенка.

  • Дайте заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, имеющимся в истории болезни.

  • Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

  • Проведите дифференциальный диагноз.

  • Выпишите в тетрадь лекарственные препараты, получаемые больным, объясните механизм их действия.

  • Объясните показания к физиотерапевтическим методам лечения.

  • Составьте план диспансерного наблюдения ребенка после выписки из стационара.

  • Проведите внутриведомственную экспертизу качества медицинской помощи согласно медико-экономическим стандартам (МЭС).

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №5

Девочка Д., 11 лет, обратилась к участковому врачу с жалобами на боли внизу живота, частое болезненное мочеиспускание, недержание мочи. Заболела остро 3 дня назад после переохлаждения, повысилась температура тела до 37,5О, появилось частое болезненное мочеиспускание, недержание мочи, свежая кровь в конце мочеиспускания. С раннего возраста у девочки наблюдается частое мочеиспускание, малыми порциями, соли оксалаты до +++. Мать девочки страдает мочекаменной болезнью.

Объективно: состояние средней тяжести. Пониженного питания. Кожные покровы бледные, чистые. Отеков нет. Дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены, ритмичны. Живот мягкий, болезненность при пальпации в надлобковой области. Симптом Пастернацкого отрицателен. Стул оформленный.

Гемограмма: гемоглобин 138 г/л, эритроциты 4,5х1012/л, тромбоциты 285х109/л, лейкоциты 9,1х109/л, эозинофилы 3%, нейтрофилы 70%, лимфоциты 21%, моноциты 6%, СОЭ 15 мм/час.

Общий анализ мочи: белок – следы, лейкоциты и эпителий - в большом количестве, эритроциты свежие – 30-40 в поле зрения, соли – оксалаты - +++. Посев мочи: E. coli -103/ в 1 мл.

УЗИ – почки нормальных размеров и эхогенности, мочевой пузырь (в наполненном состоянии – контуры неровные).

Задание:

1.Выделите основные синдромы. Укажите ведущий.

2.Сформулируйте основной и сопутствующий диагноз. Проведите дифференциальный диагноз.

3.Оцените результаты лабораторных исследований.

4.Составьте план дополнительного обследования. Укажите, какие морфологические изменения слизистой мочевого пузыря Вы предполагаете обнаружить?

5.Назначьте лечение. Составьте план диспансерного наблюдения.

Задача №6

Девочка 9 лет, поступила в отделение по поводу болей в поясничной области, учащенного мочеиспускания.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом первой половины. Роды на 38 неделе. Масса при рождении 3500,0, длина тела 52 см. период новорожденности протекал без особенностей. Из детских инфекций перенесла ветряную оспу, краснуху. Часто болеет ОРВИ. Аллергологический анамнез не отягощен. Заболеванию предшествовало переохлаждение. На следующий день появились головная боль, адинамия, боли в животе и поясничной области слева. температура тела повысилась до 39оС. Катаральных явлений не отмечалось. В течение последующих 4 дней продолжала высоко лихорадить, наблюдалась поллакиурия, моча стала мутной.

При поступлении в стационар состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, отеков нет. Температура тела 38о С. Симптом Пастернацкого положительный слева. Пальпации левой почки болезненна. Отмечается учащенное мочеиспускание.

Гемограмма: гемоглобин 135 г/л, эритроциты 4,5х1012/л, тромбоциты 285х109/л, лейкоциты 12,1х109/л, эозинофилы 3%, палочкоядерные 10%, нейтрофилы 60%, лимфоциты 21%, моноциты 6%, СОЭ 25 мм/час.

Общий анализ мочи: белок – следы, лейкоциты и эпителий - в большом количестве, эритроциты свежие – 30-40 в поле зрения, соли – оксалаты - +++. Посев мочи: E. coli -105/ в 1 мл.

УЗИ – правая почка нормальных размеров и эхогенности, левая почка уменьшена в размерах, контуры неровные, мочевой пузырь (в наполненном состоянии – контуры неровные).

Задание:

1.Выделите основные синдромы. Укажите ведущий.

2.Сформулируйте основной и сопутствующий диагноз. Проведите дифференциальный диагноз.

3.Оцените результаты лабораторных исследований.

4.Составьте план дополнительного обследования.

5.Какие исследования необходимо назначить для оценки состояния функции почек?

6.Обоснуйте необходимость проведения микционной цистографии.

7..Назначьте лечение. Составьте план диспансерного наблюдения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (2)

    Руководство
    Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2 г), на основании рабочей программы (2008 г) , действующего учебного плана (2 г) и в соответствии с требованиями Государственного
  2. «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (3)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» и в Государственном
  3. «Челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
  4. Пути и эффективность реализации оздоровления детей и подростков в условиях городских образовательных учреждений 14. 00. 09 Педиатрия 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
  5. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (23)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.и.н., профессор Кабытов П.С. (ответственный редактор), д.и.н., профессор Смирнов Ю.Н., д.и.н., профессор Дубман Э.Л. (зам. ответственного редактора), д.

Другие похожие документы..