Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Настоящее Положение определяет порядок аккредитации при РАО "ЕЭС России" энергоаудиторов, претендующих на проведение энергетических обсл...полностью>>
'Документ'
Пособие для кураторов академических групп младших курсов / Сост. О.С. Сысоева, А.А. Домницкий, Ю.Н. Попков; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Н...полностью>>
'Конспект'
Экономика отрасли. Учебное пособие для студентов спец. 060800 дневной, вечерней и заочной форм обучения/ Ижевск. гос. техн. ун-т. Сост. Пушина Н.Н. -...полностью>>
'Урок'
Введение и объяснение терминов территория государства, акватория, аэротория, геотория, территориальные воды, двухсотмильная экономическая зона, госуд...полностью>>

Русское Воскресение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русское Воскресение.

Тайна беззакония : События 21 сентября - 5 октября 1993 года

http://www.voskres.ru/taina/1993.htm

События 21 сентября - 5 октября 1993 года

Организаторы, исполнители и жертвы политического противостояния

  • Предисловие депутата ГД РФ Т.А. Астраханкиной, председателя Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября5 октября 1993 года

  • Доклад Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября5 октября 1993 года (RTF-файл в zip-архиве, 361 страница, 550 кб);

  • Из свидетельских показаний и других материалов, собранных Комиссией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября5 октября 1993 года (RTF-файл в zip-архиве, 199 страниц, 230 кб);

  • Информация о результатах расследования фактов хищений оборудования, вещей и оружия из Дома Советов Российской Федерации военнослужащими в период с 4 по 12 октября 1993 года;

  • О результатах экспертизы оружия участников событий 21 сентября - 5 октября 1993 года;

  • Заключение Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года

 

Предисловие

 

Вопрос о проведении парламентского расследования трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” был поставлен в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в самом начале ее работы – в феврале 1994 года.

Объективное расследование событий в Москве являлось одним из непременных пунктов предвыборных обещаний большинства кандидатов в депутаты Государственной Думы от оппозиционных партий и движений. Сразу после выборов появились письма и обращения к избранным депутатам с настоятельной просьбой создать специальную комиссию по расследованию. Одно из первых и наиболее известных обращений, озаглавленное “Горе строящему на крови”[1], было написано группой православных священников, входивших в Общественный комитет “За нравственное возрождение Отечества”, возглавляемый протоиереем Александром Шаргуновым. В обращении указывалось на нравственную и правовую необходимость того, “чтобы в ближайшее время была сформирована парламентская комиссия, которая могла бы обеспечить объективное расследование трагических событий 3–4 октября 1993 года в Москве с привлечением многочисленных свидетелей”.

В печати, прежде всего оппозиционной, по горячим следам событий появились многочисленные материалы и свидетельства о тяжких последствиях происшедшего, в том числе – сведения о том, что власть скрывает истинные масштабы трагедии и осуществляет активное “заметание следов” содеянного.

В этих условиях 16 февраля 1994 года Государственная Дума, после острого обсуждения, приняла постановление “Об утверждении состава комиссии по расследованию событий 21 сентября – 4 октября 1993 года”. Однако уже 23 февраля 1994 года, в связи с принятием акта об амнистии участникам событий, Государственная Дума отказалась от создания указанной комиссии. Это решение явилось плодом политической договоренности, за рамками которой остались проблемы, связанные не только с виновностью конкретных лиц, но и с компенсацией ущерба и социальной помощью семьям погибших и пострадавших, а также с увековечением памяти жертв политического противостояния.

В дальнейшем власти попытались закрыть и общественное расследование событий, включив соответствующий пункт в “договор об общественном согласии”, который было предложено подписать представителям наиболее влиятельных политических партий и общественных объединений.

Решение об отказе от парламентского расследования, принятое в интересах отдельных влиятельных группировок политической элиты, не могло удовлетворить ни тех, кто непосредственно пострадал в связи с событиями в Москве, ни большую часть сторонников прежде всего оппозиционных партий и движений, требовавших объективного следствия и предания суду виновников октябрьской трагедии.

Представители родственников погибших выступили с обращением, в котором выразили протест “против постановления Госдумы от 23 февраля 1994 года “Об объявлении политической и экономической амнистии” и потребовали “создания специальной юридической комиссии для расследования обстоятельств расстрела мирного невооруженного населения пулями со смещенным центром тяжести, запрещенных Международной конвенцией”. Подписавшие Обращение заявили, что, “этим беспрецедентным фактом злодейского убийства были попраны Права человека в нашем, так называемом, демократическом государстве”[2].

Требования “признания прав погибших, оставшихся в живых, их семей” и “восстановления работы Комиссии Государственной Думы по расследованию Октябрьских событий в Москве” содержались и в обращении к участникам массовых памятных мероприятий, посвященных первой годовщине октябрьских событий, Организационного комитета, в который вошли представители большинства оппозиционных партий и движений[3].

Идеи восстановления законности и справедливости в отношении невинно пострадавших в октябрьских событиях сумели объединить людей разных политических, религиозных и иных убеждений.

Значительная часть пострадавших в октябрьских событиях вошла в Общественное объединение родителей и близких погибших и граждан, пострадавших в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 г. (далее – Объединение родителей). Идеологию и цели Объединения сформулировал избранный его председателем профессор Московского станкостроительного института (ныне – Академии) Ю.Е. Петухов – отец погибшей 19-летней студентки указанного института Н.Ю.Петуховой:

“…Основной целью объединения является активное участие доступными нам методами и средствами в определении массовости совершенного преступления, в расследовании, в привлечении к уголовной ответственности и наказании организаторов и исполнителей массовых расстрелов в г. Москве, а также противодействие лжи и распространение правдивой информации о личности расстрелянных и пострадавших в результате массовых расстрелов.

Мы придерживаемся разных политических убеждений, но объединенные горем утраты наших детей и близких, считаем своим долгом рассказать о всех расстрелянных, зверски замученных и искалеченных в октябре 1993 года, большая часть из которых не имела прямого отношения к политическим интригам власти и попала в число жертв в результате необоснованного и неправомерного массового применения боевого автоматического оружия изуверскими методами и средствами в отношении безоружных гражданских людей, в том числе женщин, детей и стариков... ”[4].

При Объединении родителей был зарегистрирован Общественный благотворительный фонд “4 октября”, основными направлениями деятельности которого являются, в частности, “оказание материальной, социальной и юридической помощи семьям погибших и гражданам, пострадавшим при защите Законности, Конституции и Отечества в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года” и “финансовая поддержка действий по увековечению памяти о трагических событиях октября 1993 года и погибших при исполнении своего гражданского долга защитников Законности, Конституции и Отечества”[5].

Представители оппозиционных партий и движений образовали постоянно действующий Организационный комитет по проведению Дней памяти трагических событий сентября – октября 1993 года в городе Москве, впоследствии переименованный в Комитет памяти жертв трагических событий 21 сентября – 4 октября 1993 года (далее – Комитет памяти). Первым председателем Комитета был избран ныне покойный преподаватель Московского физико-технического института В.П.Бирюлин[6]. По замыслу его создателей, Комитет включал представителей “партий, общественных организаций и движений с различной идеологией, вероисповеданием, оценкой периодов истории нашего государства”, объединенных необходимостью “выполнения своего нравственного долга перед памятью погибших, их семьями и оставшимися в живых” и восстановления законности и справедливости[7].

Указанные организации продолжали настаивать на проведении объективного парламентского расследования. Но если Комитет памяти сосредоточил свою деятельность на проведении массовых мероприятий и, в меньшей степени, – оказании помощи пострадавшим, Объединение родителей, и прежде всего – его председатель Ю.Е. Петухов, избрали в качестве основного направления работу в Государственной Думе с целью добиться создания парламентской комиссии по расследованию событий 21 сентября – 5 октября 1993 года.

Возможность создания и работы такой комиссии во многом зависели от политической поддержки крупнейших депутатских объединений в Государственной Думе. Вначале Ю.Е. Петухов надеялся получить такую поддержку со стороны победителя парламентских выборов 1993 года – ЛДПР В.В. Жириновского. Он принял активное участие в ее строительстве, но данные ему обязательства не были выполнены. Тогда его надежды обратились к оппозиционным депутатским объединениям и, в первую очередь, – к фракции Коммунистической партии Российской Федерации. Последовательность действий виделась ему в проведении парламентских слушаний по октябрьским событиям с рекомендацией возобновить парламентское расследование, образовании соответствующей комиссии и выходе, по результатам ее работы, на решения, в том числе законодательные, связанные с привлечением к установленной законом ответственности виновников тяжких последствий происшедшего и оказанием социальной помощи пострадавшим и увековечении памяти погибших. Все это должно было осуществляться при широком участии общественности.

После подготовительной работы в Государственной Думе удалось провести парламентские слушания на тему “Духовно-нравственная, морально-правовая и экономическая оценка трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года и их последствий для России”[8]. Официальными инициаторами их проведения выступили руководители ряда депутатских объединений – С.Н.Бабурин, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов и М.И.Лапшин, направившие в Совет Государственной Думы письмо с предложением о проведении парламентских слушаний по октябрьским событиям (№ 1.2-1944 от 15.06.95 г.). В письме, в частности, говорилось:

“Вопрос о расстреле законно избранного Съезда народных депутатов и Верховного Совета России 3–4 октября 1993 года до сих пор занимает умы широких кругов общественности, которая неоднократно обращалась по этому вопросу в Государственную Думу. ...

В связи с этим ряд фракций и депутатских групп Государственной Думы вносят предложение принять постановление Государственной Думы с поручением Комитету по законодательству и Комитету по безопасности подготовить и провести парламентские слушания об оценке и квалификации событий 21 сентября – 4 октября 1993 года как политического противостояния, приведшего к человеческим жертвам. По итогам парламентских слушаний могли бы быть подготовлены соответствующие рекомендации Государственной Думе.

Просим поставить данный вопрос на обсуждение депутатов”.

22 июня 1995 года Совет Государственной Думы решил направить это предложение “для обсуждения в комитеты, Комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе” (Протокол заседания №150, пункт XIX).

16 октября 1995 года Совет Государственной Думы, на основании соответствующего обращения председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе В.Б.Исакова, принял решение о проведении указанных парламентских слушаний 31 октября 1993 года (Протокол заседания № 171, пункт XII).

Слушания были подготовлены и проведены в указанный срок Комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе и Комитетом Государственной Думы по безопасности (председатель – В.И.Илюхин), к которым на последних этапах подготовки присоединился Комитет Государственной Думы по связям с общественными объединениями и религиозными организациями (председатель – В.И.Зоркальцев). В состав Оргкомитета слушаний вошли также депутат Государственной Думы Т.А.Астраханкина и некоторые из ее помощников.

В слушаниях приняли участие депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, депутаты Читинской областной Думы, представители Русской Православной Церкви, политических партий и общественных организаций (Аграрной партии России, Движения “День”, Движения матерей за социальную справедливость, Державной партии, Коммунистической партии Российской Федерации, Комитета памяти жертв трагических событий в г.Москве в сентябре–октябре 1993 года, Общества профессиональных литераторов, Общественного объединения родителей и близких погибших и граждан, пострадавших в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года, Российского Общенародного Союза, Русской партии, Социал-патриотического движения “Держава” и др.

В организации и проведении парламентских слушаний приняла активное участие еще одна влиятельная общественная сила – православная церковная общественность в лице упоминавшегося выше Общественного комитета “За нравственное возрождение Отечества”. Свое Обращение к участникам слушаний и благословение их работе направил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

Слушания рекомендовали Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации “возобновить деятельность депутатской комиссии по расследованию трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года”[9].

* * *

После победы КПРФ на выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года перспективы воссоздания парламентской комиссии по расследованию октябрьских событий приобрели реальные очертания. Идею создания такой комиссии поддержали Председатель Государственной Думы второго созыва Г.Н. Селезнев и Председатель Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе А.И. Лукьянов.

Все это время продолжали поступать письма и обращения от общественных организаций и граждан с требованием проведения парламентского расследования.

26 сентября 1997 года Государственная Дума приняла за основу проект постановления “О Комиссии Государственной Думы по дополнительному анализу событий 21 сентября – 5 октября 1993 года”. Проект представляла депутат Государственной Думы Т.А.Астраханкина.

28 мая 1998 года указанное постановление было принято (№ 2247 – II ГД). В состав созданной Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября – 5 октября 1993 года, вошли депутаты Государственной Думы В.А. Агафонов, Т.А. Астраханкина, Н.М. Безбородов, А.Н. Грешневиков, В.И. Давиденко, Н.А. Зацепина, А.Д. Куликов, Ж.М. Лозинская, А.Ю. Мельников, З.Н. Ойкина, С.Н. Решульский и В.Е. Цой. В Комиссии оказались представленными все депутатские объединения Государственной Думы за исключением фракции “Наш дом – Россия”, решившей не участвовать в ее работе. Председателем Комиссии была избрана Т.А. Астраханкина. Ввиду большого объема работы, срок деятельности Комиссии был установлен до 17 декабря 1999 года, то есть до окончания работы Государственной Думы второго созыва.

Результаты работы Комиссии были представлены в отчетном докладе “События 21 сентября – 5 октября 1993 года: организаторы, исполнители и жертвы политического противостояния”, Заключении Комиссии и проекте федерального закона “О социальных гарантиях и возмещении вреда пострадавшим в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации””.

По итогам своей деятельности Комиссией были организованы и проведены парламентские слушания “Октябрь 93-го: расследование, амнистия и жертвы трагедии”[10]. Слушания состоялись 20 сентября 1999 г. В них приняли участие депутаты и сотрудники Аппарата Государственной Думы, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, заинтересованных министерств и организаций, общественных объединений, в том числе – Общественного объединения родителей и близких погибших и граждан, пострадавших в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года, эксперты и граждане.

В Рекомендациях слушаний, в частности, констатировалось, что “при расследовании уголовного дела о массовых беспорядках в городе Москве 3–4 октября 1993 года … в силу политических причин… и принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления от 23 февраля 1994 года № 65-1 ГД “Об объявлении политической и экономической амнистии” не была обеспечена необходимая полнота, всесторонность и объективность расследования”. При этом, “амнистия участникам событий 21 сентября – 4 октября 1993 года фактически лишила большинство пострадавших в этих событиях возмещения ущерба, причиненного виновными действиями организаторов и участников событий”.

Руководствуясь принципами законности и гуманизма, участники слушаний рекомендовали Государственной Думе “принять в течение осенней сессии 1999 года проект федерального закона “О социальных гарантиях пострадавшим в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”, а также обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу “о возбуждении уголовных дел в отношении организаторов и участников событий 21 сентября – 4 октября 1993 года, на которых не распространяется амнистия, объявленная Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Постановление от 23 февраля 1994 года № 65-1 ГД “Об объявлении политической и экономической амнистии”.

* * *

В настоящем издании публикуются документы и материалы, связанные с созданием и работой указанной Комиссии. Документы приводятся в первоначальной редакции, иногда с незначительными сокращениями.

Председатель Комиссии, депутат Государственной Думы Т.А.Астраханкина

[1] Впервые опубликовано в газете “Советская Россия”. № 4. 13 января 1994 года.

[2] Обращение родителей и родственников погибших в сентябре – октябре 1993 года; составлено в мае 1994 года; в печати не публиковалось.

[3] Обращение Организационного комитета по проведению Дней памяти трагических событий сентября – октября 1993 года в городе Москве, сентябрь 1994 года.

[4] Московский апокалипсис. Материалы Парламентских Слушаний “Духовно-нравственная, морально-правовая и экономическая оценка трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года и их последствий для России”. Государственная Дума России. 31 октября 1995 года. Под ред. Т.А.Астраханкиной. М.: АО “ДИАМАНТ СВ”, 1996. С. 194.

[5] Там же. С. 198–199.

[6] В настоящее время Комитетом руководит секретарь МГК КПРФ Е.В.Доровин; как отдельная общественная организация Комитет не зарегистрирован.

[7] Обращение Организационного комитета по проведению Дней памяти трагических событий сентября – октября 1993 года в городе Москва, сентябрь 1994 г. (Сост.)

[8] Материалы слушаний опубликованы в книге: Московский Апокалипсис. Материалы Парламентских Слушаний “Духовно-нравственная, морально-правовая и экономическая оценка трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года и их последствий для России”, Государственная Дума России, 31 октября 1995 года. М.: АО “ДИАМАНТ СВ”, 1996. 208 с.

[9] Московский Апокалипсис. Материалы Парламентских Слушаний “Духовно-нравственная, морально-правовая и экономическая оценка трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года и их последствий для России”, Государственная Дума России, 31 октября 1995 года. М.: АО “ДИАМАНТ СВ”, 1996. С. 92–93.

[10] Решение Комиссии № 4.22-4-11 от 8 апреля 1999 г.; Решение Совета Государственной Думы – Протокол №211 от 8 июня 1999 г., пункт 50.

 

 

Комиссия Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

СОБЫТИЯ 21 СЕНТЯБРЯ – 5 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА:

организаторы, исполнители и

жертвы политического противостояния

Доклад

Комиссии Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

по дополнительному изучению и анализу

событий, происходивших в городе Москве

21 сентября – 5 октября 1993 года

Москва

Содержание

Введение

Хроника событий и основные причинно-следственные связи

О медицинском обеспечении сторонников Верховного Совета Российской Федерации во время событий 21 сентября – 5 октября 1993 года

О деятельности средств массовой информации во время событий 21 сентября – 5 октября 1993 года

О человеческих жертвах событий 21 сентября – 5 октября 1993 года

О расследовании уголовных дел, возбужденных в связи с событиями 21 сентября – 5 октября 1993 года

О правовых и социальных последствиях амнистии участникам событий 21 сентября – 5 октября 1993 года

О положении семей погибших и пострадавших в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года

Выводы

Приложение:

Погибшие в связи с событиями 21 сентября – 5 октября 1993 года

Получившие ранения или иные телесные повреждения в связи с событиями 21 сентября – 5 октября 1993 года



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы Глава VI. Средства массовой информации и культура речи Вданной главе учебник

    Учебник
    В данной главе учебника ставится задача не просто показать собственно языковые особенности средств массовой информации (СМИ), но и рассмотреть массовую коммуникацию как особый тип общения, тип дискурса (под дискурсом здесь понимается
  2. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью Составитель Герд Штриккер книга

    Книга
    Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер.
  3. Союз Русского Народа руководствуется в своей деятельности Уставом в редакции 1905 года, который с полной ясностью определил нашу цель и программу. Вкратком виде цель и программа

    Программа
    Вот уже более ста лет Союз Русского Народа руководствуется в своей деятельности Уставом в редакции 1905 года, который с полной ясностью определил нашу цель и программу.
  4. Белов идеология и задачи союза русского народа (в кратких тезисах)

    Документ
    Идеология Союза Русского Народа есть идеология тысячелетнего Русского Царства, выраженная в Русской идее. В кратком виде она сформулирована в лозунге «Православие.
  5. Русская православная церковь приход храма Казанской иконы Божией Матери

    Документ
    Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, касаемого таинства Крещения, надлежит непременно исполнять следующие пункты:

Другие похожие документы..