Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Открытое акционерное общество) извещает акционеров о проведении годового Общего соб...полностью>>
'Регламент'
1. Административный регламент исполнения муниципальной функции (предоставления муниципальной услуги) «Выдача направлений гражданам на прохождение мед...полностью>>
'Диплом'
имя и отчество Левашов Петр Сергеевич Головин Виктор Иванович С отличием Перепечко Вечеслав Александрович Голобачанский Леонид Зиновьевич Феофанов Ник...полностью>>
'Учебное пособие'
Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с...полностью>>

К. С. Станиславский Письма 1886-1917       К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7    М., Государственное издательство "Искусство", 1960    Вступительная статья (1)

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

425*

   Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом и по репетициям, которые вел А. Н. Бенуа в Художественном театре.

  

   1 Дальнейшая совместная режиссерская работа с Бенуа принесла Станиславскому известное разочарование -- см. письмо No 476 и прим. к нему.

  

426

   1 Очерки по истории МХТ вышли приложением к журналу "Рампа и жизнь" в 1914 г. под названием "Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности", т. 1 (1898--1905) и т. 2 (1905--1913).

   2 В статье под названием "Театральные очерки. Постановочное время" П. Ярцев писал о Станиславском: "...В нем спасение, в нем если не вся, то главная надежда театра. Потому что перестанут же скоро на театрах только "ставить" -- и станут играть" ("Речь", 13 октября 1912 г.).

  

427*

   Датируется по почтовому штемпелю.

  

   1 Тетрадь Н. Е. Эфроса, в которой записаны беседы со Станиславским о Художественном театре, хранится в Музее МХАТ (архив КС).

   В первой и второй книгах о Московском Художественном театре (издание журнала "Рампа и жизнь") были напечатаны статьи H. E. Эфроса: "Детство Художественного театра", "Два силуэта (Станиславский и Немирович-Данченко)", "Пятнадцать лет".

  

428*

   Год устанавливается по репертуару сезона 1912/13 г.

  

   1 ...сацевский концерт в Благородном собрании -- концерт памяти композитора И. А. Саца.

   2 Начавшаяся работа над "Тартюфом" вскоре была приостановлена.

   3 А. А. Стахович должен был играть роль Клеанта ("Тартюф").

   4 Бравич Казимир Викентьевич (1861--1912) -- актер и член дирекции театра В. Ф. Комиссаржевской. После ликвидации театра Комиссаржевской поступил в Малый театр. В 1912 г. был приглашен в Художественный театр, но в этом же году умер, не сыграв в МХТ ни одной роли.

  

429*

   1 Дамис, Эльмира и упоминаемый ниже Валер -- действующие лица комедии Мольера "Тартюф".

   2 После смерти К. В. Бравича роль Тартюфа, по предложению А. Н. Бенуа, должна была перейти к В. И. Качалову: "Он сумеет обольстить публику, а это очень важно..." (письмо Бенуа к Станиславскому, ноябрь 1912 г.; Музей МХАТ, архив КС). Качалов участвовал в 24 репетициях "Тартюфа".

   3 ...хотелось бы поиграть перед вами commedia dell'arte -- то есть показать на репетиции импровизацию актеров (импровизация -- отличительная особенность итальянской комедии масок, commedia dell'arte).

   4 Не только Станиславский, но и вся труппа отговаривала Немировича-Данченко ставить пьесу Л. Андреева "Екатерина Ивановна" (Немирович-Данченко считал, что это "колючая пьеса", которая "будет обнажать язвы современной жизни"). Уже первое представление "Екатерины Ивановны" подтвердило правоту труппы и справедливость оценки Станиславского.

   5 Замирайло Виктор Дмитриевич -- художник, помогал Бенуа в постановке пьес Мольера. В штате МХТ не состоял.

  

430*

   1 Бенуа рекомендовал Станиславскому Вячеслава Гавриловича Каратыгина как даровитого композитора и знатока музыки.

   2 Шарпантье М.-А..-- французский композитор, современник Мольера, написавший музыку для "Мнимого больного"; она исполнялась в спектакле МХТ.

  

431*

   1 Свое письмо от 15 февраля 1913 г. об оформлении и костюмах "Мнимого больного" Бенуа иллюстрировал рисунками. Так, Бенуа сделал акварельный рисунок ночного колпака для Аргана (роль Аргана исполнял Станиславский). Бенуа писал: "Среди своих материалов я нашел вот этот bonnet de nuit de l'êpoque Louis XIV. Я думаю, что он явится чрезвычайно кстати на Вашей голове к моменту появления докторов. В суматохе приготовлений перед их приходом Вы снимете с себя платок, коим Вы будете повязаны до того момента, и наденете вот этот колпак, чем еще раз будет подчеркнута рачительность события, а Ваша наружность получит новый оттенок комизма".

   2 "Амуры, -- писал Бенуа, -- являются одновременно с Эскулапом, который, по-моему, должен выйти из-за задней занавески с ними и начать апофеоз. Они образуют группу [здесь у Бенуа рисунок мизансцены. -- Л. Ф.], a затем, после того что Эскулап Вас обнял и Вы пошли по облакам, они Вас сопровождают и образуют как бы Ваш хвост и прямо так могут нести Ваш шлейф. [Здесь снова рисунок Бенуа. -- Л. Ф.]. В конце Вы стоите на коленях перед Минервой, а они около Вас обоих на коленях же, причем опять-таки те, что позади Вас, могут играть со шлейфом".

   3 Мордкин Михаил Михайлович -- артист балета императорских театров. Ставил танцы в спектакле МХТ "Мнимый больной".

   4 "Брак поневоле" репетировался одновременно с "Мнимым больным" Мольера.

   5 Бенуа писал, что в "Мнимом больном" "одна из дам среди гостей будет с длинным шлейфом, который будет нести арапчонок".

   В "Дон-Жуане" Мольера, поставленном Мейерхольдом в Александрийском театре (1910), арапчата зажигали свечи в люстрах, возвещали начало действия, собирали разбросанные по сцене вещи и подавали их персонажам комедии, то есть были "прислужниками сцены", которые подчеркивали условную зрелищную природу спектакля.

   6 Немирович-Данченко вел репетиции "Брака поневоле". Одновременно он возобновлял спектакль "Царь Федор Иоаннович".

  

432

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 Станиславский искал в гротеске социальных и философских обобщений, внутренне пережитых и оправданных. Позднее он говорил: "Шутка сказать, гротеск! Неужели он так выродился, упростился, опошлился и унизился до внешней утрировки без внутреннего оправдания? Нет, настоящий гротеск -- это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания. Надо не только почувствовать и пережить человеческие страсти во всех их составных всеисчерпывающих элементах, -- надо еще сгустить их и сделать выявление их наиболее наглядным, неотразимым по выразительности, дерзким и смелым, граничащим с шаржем" (см. об этом подробнее: Собр. соч., т. 6, стр. 255--258).

  

433*

   Дата устанавливается по связи с фразой предыдущего письма: "Идет мучительнейшая работа с Мольером".

  

434

   Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера... закрыли московский сезон" (5 апреля 1913 г.).

  

   1 "Я играл Аргана в "Мнимом больном" Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: "Хочу быть больным". Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию.

   Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: "Хочу, чтобы меня считали больным". При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства" (Собр. соч., т. 2, стр. 336--337).

   2 Мстислав Валерианович -- Добужинский.

   3 В заключительной сцене спектакля "Мнимый больной" происходила церемония посвящения Аргана в доктора.

   4 Гессен Иосиф Владимирович, редактор петербургской газеты "Речь", приглашал Станиславского на банкет в честь МХТ, устроенный в связи с петербургскими гастролями театра.

  

435*

   Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера сыграли восьмой спектакль Мольера для восьмого абонемента" (5 апреля 1913 г.). 7 апреля Станиславский заканчивал письмо.

  

   1 Н. Ларионов играл в "Мнимом больном" роль Луизон.

   2 В дневниках Е. Б. Вахтангова запись о генеральной репетиции относится к 3 апреля 1913. г.

   "После репетиции К. С. делал свои замечания. В общем одобрил то, что сделано до сих пор, и дал направление для дальнейшей работы" (Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 37).

   3 Репетиции, связанные с возобновлением трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович".

   4 Спектакли Первой студии -- "Праздник примирения" Гауптмана и "Гибель "Надежды" Гейерманса -- были включены в репертуар петербургской гастрольной поездки Художественного театра.

   5 "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") Гольдони с О. В. Гзовской в роли Мирандолины была поставлена Станиславским в 1914 г. Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше был осуществлен Станиславским в 1927 г.

   6 Пьеса Мак Мелля "Беррианский цирюльник".

   7 В это время К. А. Марджанов создавал в Москве Свободный театр.

  

436*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ.

  

   1 Возможно, Станиславский знал, что М. Ф. Андреева нелегально вернулась в Россию, где действовал циркуляр департамента полиции от 18 июня 1907 г. о ее аресте. 9 апреля 1913 г. Н. А. Румянцев от имени группы артистов МХТ ходатайствовал перед товарищем министра, внутренних дел В. Ф. Джунковским о том, чтобы Андреевой разрешили въезд в Одессу и Киев для участия в гастрольном спектакле "Одинокие".

   2 Л. А. Сулержицкий писал А. М. Горькому 9 марта 1913 г.: "Еще в прошлом году в школе я завел упражнения [со] своими словами. ...Это упражнение всегда давало интересные краски, и слова бывали иногда так хороши, что мне хотелось их записать" (Музей МХАТ, архив Л. А. Сулержицкого, фотокопия).

   3 А. М. Горький дал Н. А. Румянцеву "несколько листиков для передачи Константину Сергеевичу". В сентябре 1912 г. Горький писал ему: "В данное время я лишен возможности быть полезным делу, затеваемому Константином Сергеевичем. Утопаю в работе, очень спешной, очень нужной. Если б он затеял это летнею порой, когда я сравнительно свободен!

   Само собою -- пусть он делает "опыты", но я боюсь, что он не вполне меня понял и что актеры, участники опытов, начнут действовать не от самих себя, а от литературы: вспомнят наиболее выигрышные роли старых пьес и выдвинут их, а не свои представления о любящем, ненавидящем, скупом, злом, ленивом, добром и т. д.

   Тем -- не может быть, и, конечно, я не могу дать их. Тема пьесы -- действие ее -- развивается из противоречий тех образов, которые создадут лица, участвующие в опытах" (М. Горький, Собр. соч., т. 29, стр. 258).

   Подробно об этом Горький писал Станиславскому 29 сентября 1912 г. (там же, стр. 259--270).

   4 Статья "В Студии Художественного театра", напечатанная в газете "Русские ведомости" 6 апреля 1913 г. без подписи, была, по-видимому, написана H. E. Эфросом.

  

437*

   Дата устанавливается по первому представлению пьесы Л. Андреева "Екатерина Ивановна" в Петербурге -- 16 апреля 1913 г.

  

   1 А. Г. Коонен перешла в Свободный театр, а затем в 1914 г. -- в Камерный театр.

   Коонен, по ее словам, была многим обязана Станиславскому как режиссеру и учителю, как старшему другу. В молодые годы в доме Станиславского и Лилиной она часто находила гостеприимство и поддержку. Объяснение со Станиславским, о котором идет речь в письме, Коонен переживала глубоко и тяжело.

   2 "Эльга" -- драма Г. Гауптмана, не была включена в репертуар студии.

   3 Узнав о том, что при автомобильной катастрофе погибли дети Айседоры Дункан, Станиславский послал телеграмму в Париж: "Если чувство скорби далекого друга не ранит Вас в Вашем чрезмерном страдании, разрешите выразить отчаяние перед невероятной, поразившей Вас катастрофой. Вся моя семья присоединяется" (черновой автограф на французском языке; Музей МХАТ, архив КС).

   4 В 1913 г. в записной книжке Станиславский писал:

   "Какая разница между исполнением Гончарова, или Гнедича, или Виктора Александрова в Александрийском и других театрах? Тот же ритуал актерских действий. Поэтому -- не было и помина о Гончарове, как не было помина о Тургеневе (в "Месяце в деревне") в том же театре. Никаких партитур, кусков, задач жизни, смысла, а только манеры Савиной, Ходотова, Петровского и других -- быть веселым, злым, простым и проч.

   Беда, когда всякую роль, всякого автора подминают под себя, приспособляют к себе, переваривают для себя. Тут смерть искусству и ремесло" ("Музей МХАТ, архив КС No 781).

  

438*

   1 Инсценировка романа Гончарова "Обрыв" в Художественном театре не шла.

  

439*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 412.

   Ответ на письмо А. А. Блока, написанное в тот же день, 19 апреля 1913 г.

  

   1 Пьеса "Роза и Крест", которую Блок закончил 19 января 1913 г.

   2 Алексей Михайлович -- Ремизов (р. 1877 г.), писатель-символист; с 1921 г. -- эмигрант.

  

440*

   Ответ на письмо О. В. Гзовской из Германии от 21 мая 1913 г.

   Год устанавливается по гастролям МХТ в Одессе, число и месяц -- по фразе письма: "Сейчас играю в 4-й раз здесь "Вишневый сад" (25 мая 1913 г.).

  

   1 Пургон -- врач Аргана в "Мнимом больном" Мольера.

   2 Муся -- M. A. Жданова.

   3 Должно быть, речь идет о пьесе Б. Шоу "Шоколадный солдатик". "Я очень, очень думаю о работе зимой и приготовила комедию для студии. Постановка, весь план -- все готово, так что прямо можно, как осень придет, начать... Комедия Бернарда Шоу, чудесная и очень изящная и веселая, высмеивает в оригинальных тонах и очень сильно нравы высшего света и прессу", -- писала О. В. Гзовская.

   4 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной.

   5 Первое представление "Николая Ставрогина" (инсценировка романа Ф. М. Достоевского "Бесы") состоялось 23 октября 1913 г. Роль Лизы исполняла Л. М. Коренева.

   6 Роль Туанет -- в "Мнимом больном" Мольера.

   7 "Хозяйка гостиницы" Гольдони шла в МХТ в 1914 г. в переводе В. А. Нелидова.

  

441*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.

   Дата устанавливается по письму Н. А. Попова к Станиславскому от 27 мая 1913 г.

  

   1 Н. А. Попов просил предоставить ему режиссерскую работу в МХТ или в Первой студии.

  

442

   1 Спектакли Первой студии МХТ получили признание в Петербурге. После гастролей Станиславскому поднесли адрес: "Ваша заслуга перед искусством двойная: Вы сами -- большой, подлинный художник, светлый и воодушевленный, в то же время Вы -- художник-учитель, научающий будущих артистов отыскивать подлинные формы художественного воплощения правды" ("Русское слово", 16 мая 1913 г.).

   Об "истинно прекрасных" впечатлениях от спектакля "Гибель "Надежды" А. А. Блок писал в письме к Станиславскому 7 мая 1913 г. (Музей МХАТ, архив КС).

  

443*

   1 H. E. Эфрос помещал статьи о Художественном театре в газете "Одесские новости".

  

444*

   Ответ на письмо Бенуа от 14 июня 1913 г.

  

   1 А. Н. Бенуа прислал Станиславскому пьесу Гольдони "Хозяйка гостиницы" в переводе В. Нелидова, с собственноручными исправлениями текста.

  

445*

   1 Доктор Ранк и Хельмер -- роли в пьесе Ибсена "Кукольный дом" ("Нора"). Саломея -- главная роль в одноименной пьесе О. Уайльда.

   2 Сквозное действие -- термин "системы" Станиславского (см. Собр. соч., т. 2).

  

446*

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 См. письмо к Бенуа от 26 июня 1913 г. (No 444).

   2 Бенуа предлагал перенести действие комедии Гольдони "Трактирщица" из Флоренции в Венецию.

  

447*

   Дата, указанная Станиславским, не точна.

   Год устанавливается со слов И. К. Алексеева. Месяц изменяется по связи с письмом Станиславского к сыну от 25 июня 1913 г. из Ялты (личный архив И. К. Алексеева). Суббота, по вечному календарю, приходилась на 20 июля 1913 г.

  

   1 Лето 1913 и 1914 гг. Игорь Алексеев провел вместе с Л. А. Сулержицким в Каневе бывш. Киевской губернии. "Это было в то лето, когда Иван Михайлович [Москвин] был адмиралом, сам он [Сулержицкий] капитаном, Николай Григорьевич [Александров] помощником капитана, а Пров Михайлович Садовский министром иностранных дел и начальником "моторно-стопной" команды. Это было в то лето, когда Николай Осипович [Массалитинов], Игорь, я, Володя и Федя Москвины... Митя Сулержицкий были матросами и вели каторжную жизнь подневольных, с утра до сна занятых морским учением на трех лодках, рубкой и пилкой дров, раскопками, косьбой, жатвой, поездками на бочке за водой" (Е. Б. Вахтангов, Записки.. Письма. Статьи, стр. 39).

   2 Володя Сергеев -- друг Игоря Алексеева.

  

448*

   Месяц указывается Станиславским ошибочно. 20 июня 1913 г. он находился еще в Ялте.

  

   1 Духовные власти не хотели, чтобы рядом со Страстным монастырем находился театр.

   2 Никулин Вениамин Иванович -- известный провинциальный антрепренер. Шейн Константин Сергеевич в труппе МХТ не состоял.

   3 Тарханов Михаил Михайлович (1877--1948) с 1898 г. играл на провинциальной сцене, в 1922 г. поступил в МХАТ, где сыграл роли Градобоева ("Горячее сердце" А. Н. Островского), хозяина булочной Семенова ("В людях" по М. Горькому), Собакевича ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Фурначева ("Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина) и многие другие. Талантливый педагог, Тарханов был художественным руководителем ГИТИСа. Народный артист СССР.

   4 Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что нужно сократить расходы на новые постановки.

  

449*

   "22/VI" -- описка, так как 22 июня Станиславский еще находился в Ялте.

  

   1 ...Книга принимает какой-то настоящий вид -- книга "Три направления в искусстве".

   2 Grand-duc (франц.) -- великий князь Константин Константинович Романов.

   3 Мирандолина и кавалер ди Рипафратта -- роли в "Хозяйке гостиницы" Гольдони

  

450

   1 "Бесы" -- роман Ф. М. Достоевского

   2 Помещение бывшего кинематографа "Люкс" на Тверской улице

   3 Из перечисленных пьес в Первой студии шли: "Сверчок на печи" (ноябрь 1914 г.) и "Калики перехожие" (декабрь 1914 г.).

  

451

   1 "Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", -- писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки") в спектакле "Николай Ставрогин" (инсценировка романа "Бесы"). Роль Лебядкиной -- одна из больших творческих удач М. П. Лилиной.

   2 "Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову.

   3 Проект постановки "Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ.

   Мысль о постановке комедии В. Дьяченко "Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся.

   4 Роль актрисы Ортензии в "Хозяйке гостиницы" М. П. Лилина не играла.

  

452*

   Открытка. Послана в Кисловодск. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 Сомов Константин Андреевич (1869--1939) -- живописец и театральный художник, один из видных представителей объединения "Мир искусства".

  

453*

   Открытка. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 "Сердце не камень" -- пьеса А. Н. Островского.

   Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927) -- живописец, график и театральный художник. Входил в объединение "Мир искусства". В сезоне 1913/14 г. был приглашен в Художественный театр. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Осенние скрипки" Сургучева шли в декорациях и костюмах Кустодиева. Он написал также эскизы и сделал макет к неосуществленному спектаклю "Волки и овцы" (сезон 1915/16 г.).

   2 Митиль и Кот -- роли в пьесе Метерлинка "Синяя птица"; Михаил Чехов роль Кота не играл.

  

454*

   1 Письмо и экземпляр пьесы с надписью В. Я. Брюсова не сохранились. В 1913 г. Брюсов написал трагедию "Протесилай умерший".

  

455*

   Дата устанавливается по фразе письма: "Прочесть удастся после открытия сезона, каковое очень опаздывает" (сезон 1913/14 г. открылся 23 октября 1913 г.).

  

   1 Л. Я. Гуревич сообщала Станиславскому в письме от 19 июня, что она переводит для него "чудесные выписки из Мольера и его биографии" (Музей МХАТ, архив КС).

   В архиве К. С. Станиславского хранятся отрывки из "Воспоминаний о Мольере" аббата д'Алленваля и фрагменты из книги К. Манциуса о Мольере.

   2 В 1913 г. вышло первое издание книги "Моя жизнь" А. И. Шуберт.

   3 Петр Михайлович -- Ярцев, театральный критик.

   4 См. прим. к письму No 451.

   5 Яков Яковлевич -- брат Л. Я. Гуревич (псевдоним -- Крюковской), прислал Станиславскому пьесу "На большую дорогу" (шла в 1913 г. в Передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской).

  

456*

   Дата устанавливается по содержанию письма: "Сегодня, т. е. сейчас, сдал еще один экзамен. Гзовская играла Туанету" (24 октября 1913 г.); "Опять меня оторвали, и письмо пролежало два дня".

  

   1 Ставрогинцы -- участники спектакля "Николай Ставрогин" ("Бесы" Достоевского).

   2 "Прекрасная Елена" -- оперетта Ж. Оффенбаха.

   3 Станиславский писал это письмо до того, как была напечатана статья Горького "Еще о "карамазовщине" ("Русское слово", 27 октября 1913 г.), в которой он протестовал против постановки: "Не Ставрогиных надобно ей [современной молодежи -- Л. Ф.] показывать теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии -- к демократии, к народу, к общественности и науке". Буржуазно-либеральная пресса выступила в защиту спектакля.

   В течение октября и ноября большевистская газета "За правду" печатала отклики рабочих, ставших на сторону Горького в его споре с Художественным театром.

   4 М. П. Лилина исполняла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки").

   5 Васильевы -- семья врача в Кисловодске, в доме которой жила К. К. Алексеева.

  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К. С. Станиславский Письма 1886-1917       К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7    М., Государственное издательство "Искусство", 1960    Вступительная статья (2)

    Статья
    К. Альбрехту. 188 , ноябрь 10 *. Н. К. Шлезингеру. 188 , декабрь 1 7*. Н. К. Шлезингеру. 188 8*. К. К. Альбрехту. 1887, май 1 9*. И. Н. Львову.
  2. В. Э. Мейерхольд статьи письма речи беседы часть первая 1891-1917 Издательство "Искусство" Москва 1968 Составление, редакция текстов и комментарии А. В. Февральского общая редакция и вступительная статья

    Статья
    А-06421. Сдано в набор 19/1-67 г. Подписано в печать 14/XII-67 г. Формат бумаги 70X90Vi6. Бумага типографская Љ 1 и тифдручная. Усл. п. л. 27,934. Уч.-изд.
  3. В. Э. Мейерхольд статьи письма речи беседы часть первая 1891-1917 Издательство «Искусство» Москва 1968 792 с м42 Составление, редакция текстов и комментарии А. В. Февральского общая редакция и вступительная статья

    Статья
    А-06421. Сдано в набор 19/1-67 г. Подписано в печать 14/XII-67 г. Формат бумаги 70X90Vi6. Бумага типограф­ская № 1 и тифдручная. Усл. п. л. 27,934. Уч.
  4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах сочинения том десятый 1898-1903    Содержание       рассказы и повести 1898 1903 гг.       Узнакомых (рассказ)

    Рассказ
       "Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.
  5. Втексте романа курсивом выделены разночтения и фрагменты, исключенные из варианта, входившего в ранее издававшиеся собрания сочинений Ильфа и Петрова

    Документ
    В тексте романа курсивом выделены разночтения и фрагменты, исключенные из варианта, входившего в ранее издававшиеся собрания сочинений Ильфа и Петрова.

Другие похожие документы..