Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
В наше время описание природы часто кажутся скучными, ненужными, мешающими процессу узнавания: что же по сюжету дальше. К сожалению, такую точку зрен...полностью>>
'Документ'
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные ...полностью>>
'Документ'
Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного романтизма. Учился в 1816-22 в Париже. Выступил как смелый новатор с п...полностью>>
'Документ'
Релігієзнавство. Робоча програма навчальної дисципліни для студентів філософського факультету за напрямом підготовки 6.020101 – культурологія, спеціа...полностью>>

К. С. Станиславский Письма 1886-1917       К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7    М., Государственное издательство "Искусство", 1960    Вступительная статья (1)

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

387

   Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.

  

   1 Нугес Жан -- французский композитор. Одна из его опер -- "Quo vadis?" по одноименному роману польского писателя Г. Сенкевича шла в театре С. И. Зимина. Перевод либретто был сделан братом Станиславского -- В. С. Алексеевым.

   2 Вскоре Горький прислал Станиславскому наброски сценариев, которые должны были стать основой для импровизации актеров.

   "20 лет тому назад, -- рассказывал Горький в апреле 1930 г. в письме к М. Чумандрину, -- я предлагал К. С. Станиславскому организовать студию, в коей молодежь, изучая театральное искусство, пробовала бы вместе с этим создавать коллективно и пьесы, как это делали "бродячие" труппы артистов до Мольера" (Собр. соч., т. 30, 1955, стр. 163).

  

388*

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 О своей встрече с Крэгом Сулержицкий писал Станиславскому в феврале 1911 г.: "На все Ваши вопросы по отношению к постановке "Гамлета" и трактовке ролей отвечает, что во всем этом он доверяет Вам, что как это сделать, чтобы было хорошо. Вы знаете лучше его. Поэтому делайте, как найдете лучше. Приехать в Москву ему кажется лучше в мае.

   Вот ответы на Ваши вопросы. По правде сказать, я думаю, что лучше, чтобы он приехал попозже, когда хоть что-нибудь будет найдено. Иначе он будет тормозить работу и выдумывать ширмы из бронзы, из дуба и т. д." (Музей МХАТ, архив КС).

  

389*

   1 В записных книжках Станиславского начиная с 1911 г. появляются заметки для главы об анализе (процессе познания пьесы и роли).

  

390

   Печатается по тексту, опубликованному в сборнике "МХТ и украинская театральная культура", изд. Академии наук УССР, Киев, 1949 г.

   Крымский Агафангел Ефимович (1871--1941) -- востоковед, заслуженный деятель науки.

  

   1 26 февраля 1911 г. исполнилось пятьдесят лет со дня смерти Т. Г. Шевченко (1814--1861).

   2 Лысенко Николай Витальевич (1842--1912) -- украинский композитор, пианист, педагог и этнограф, автор вокального цикла "Музыка к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко". Наибольшей известностью пользуются его оперы "Наталка-Полтавка", "Тарас Бульба", "Утопленница".

  

391

   1 Роль Астрова в спектакле "Дядя Ваня" Станиславский исполнял с 1899 г. Его первый выход в "Дяде Ване" после болезни был встречен овацией зрительного зала. В печати говорилось о театральном празднике и т. д.

   После отъезда Станиславского Горький писал ему дважды, в марте-- апреле 1911 г. (см. М. Горький, Собр. соч., т. 29, 1955); в одном из этих писем он говорил: "У меня в душе, дорогой Константин Сергеевич, встреча с Вами оставила впечатление четкое, радостное и -- успокаивающее: видя таких людей, как Вы, и веришь крепче в будущее родины и любишь ее горячей".

   Из упомянутых рукописей известна пьеса "Встреча", вышедшая в свет под другим названием ("Дети"). "Сцена пьяного" опубликована в книге Б. Бялика "О Горьком. Статьи" ("Советский писатель", 1947, стр. 288--291).

  

392

   Ответ на письма Л. Я. Гуревич от 29 октября 1910 г. и от 11 февраля 1911 г.

  

   1 Станиславский имеет в виду свою болезнь.

   2 Статья Л. Гуревич "Рейнгардт или Станиславский", резко критикующая Рейнгардта, была опубликована в петербургской газете "Речь" 8 мая 1911 г. Можно предположить, что Станиславский читал эту статью в рукописи. Посмотрев в Берлине спектакли, поставленные Рейнгардтом, Гуревич писала Станиславскому 16 февраля 1911 г.: "...Чем больше я смотрела Рейнгардта, тем более убеждалась, что Художественный театр -- единственный в Европе, что весь театр будущего пойдет от Вас...".

   3 Временное разочарование в Рейнгардте прошло после того, как Станиславский летом 1911 г. посмотрел в Берлине постановку "Фауст II" -- см. письмо No 404.

   4 Дочь Л. Я. Гуревич -- Е. Н. Гуревич.

  

393*

   Письмо начато Станиславским в воскресенье, 27-го, а закончено 28 марта 1911 г.

  

   1 В МХТ начались регулярные занятия по "системе" Станиславского.

   2 Маргарита Георгиевна Савицкая скончалась 27 марта 1911 г.

   3 "У жизни в лапах" К. Гамсуна.

  

394*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

  

   1 См. письмо No 391 и прим. к нему.

  

395*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

   Фессинг Леонид Александрович -- инспектор Художественного театра.

  

   1 Молодой актер Художественного театра А. Ф. Горев был болен туберкулезом. М. П. Лилина, зная, что Станиславского беспокоит состояние здоровья Горева, постоянно писала о нем мужу в Италию. Горев умер в 1912 г. двадцати трех лет от роду.

   2 Ф. А. Гриневский и другие упоминаемые наряду с ним лица,-- врачи.

  

396*

   1 Речь идет о декорациях "Гамлета".

  

397*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС):

   1 Маргарита Георгиевна -- Савицкая, жена Г. С. Бурджалова.

  

398

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив С. Б. и В. С. Врасских, ф. 454, оп. 2, ед. хр. 28.

   Врасская Варвара Степановна (псевдоним -- Стахова) -- ученица школы и артистка МХТ с 1905 по 1911 г.; в 1911 г. перешла в Александрийский театр.

  

   1 Лаврентьев Андрей Николаевич (1882--1935) -- ученик школы и артист МХТ с 1902 по 1910 г. С 1910 по 1917 г. -- артист и режиссер Александрийского театра; с 1919 г. до конца жизни -- режиссер и актер Большого драматического театра имени М. Горького. Заслуженный деятель искусств.

   Петров Николай Васильевич (р. 1892) был учеником школы и артистом МХТ с 1909 по 1911 г. С 1911 по 1917 г. -- артист и режиссер Александрийского театра. Был режиссером Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (бывш. Александрийского театра), Московского театра сатиры и др. Народный артист РСФСР.

  

399

   Дата устанавливается по связи с письмом Вл. И. Немировича-Данченко к жене из Карлсбада (Музей МХАТ, архив Н-Д).

  

400

   1 После одной из встреч со Станиславским в Карлсбаде Немирович-Данченко писал жене (15 июня 1911 г.): "В Станиславском силен дух движения. Вперед! ...И во мне тоже большая нелюбовь к стоячему болоту. Вот у нас в театре и бродят молодые, передовые вкусы". И в другом письме: "Система возбуждает мысли" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

  

401

   1 Во время летнего отпуска и лечения Станиславский продолжал работу над главой о ремесле и штампах (книга "Три направления в искусстве").

  

402*

   Дата устанавливается по связи с предшествующими письмами.

  

   1 В 1911 г. Художественный театр получил приглашение на гастроли в Париж. В связи с этим в мае в Париж ездил Немирович-Данченко. Гастроли не состоялись.

  

403*

   1 Астрюк Габриэль -- французский антрепренер.

   2 О. В. Гзовской была поручена роль Офелии в "Гамлете".

  

404

   1 В. И. Качалов в это время работал над ролью Гамлета. Первое представление "Гамлета" состоялось 23 декабря 1911 г.

   2 "Фауст II" (вторая часть "Фауста" Гёте) был поставлен Максом Рейнгардтом в берлинском Deutsches Theater.

  

405

   Датируется по упоминанию репетиций "Живого трупа".

  

   1 "Спасибо за новости о товарищах, меня очень тронуло и обрадовало, что твою систему так охотно принимают. И отношение Владимира Ивановича очень трогательное. Я тоже занимаюсь, кажется, по системе, проверяю все время желания, расширяю их, т. е. одно желание проходит почти через целую сцену, остальное является приспособлением. Чувствую, что самое важное -- это объект, от ясности объекта является и верное приспособление, т. е. верная интонация..." (из письма М. П. Лилиной от 11 августа 1911 г.).

   2 В. И. Качалов на время поселился в квартире Станиславского, чтобы работать с ним над ролью Гамлета в часы, свободные от репетиций.

   ...ищет "желания" -- то есть определяет действенные задачи роли Гамлета ("желание" -- один из ранних терминов "системы" Станиславского).

   3 Сулеровские ученики -- ученики Л. А. Сулержицкого по школе А. И. Адашева -- Е. Б. Вахтангов, С. Г. Бирман, Л. И. Дейкун -- играли приготовленный ими водевильный спектакль в Новгороде-Северске.

   4 Вторая группа молодежи играла в Чернигове под руководством Н. В. Петрова пьесы Чехова, Горького и др.

   5 В. В. Готовцев поставил летом 1911 г. трагедию А. С. Пушкина "Борис Годунов" силами сельских учителей и крестьян села Бурмакино Ярославской губернии. Спектакль состоялся в бурмакинском Народном доме для съезда представителей драматических кружков губернии.

  

406

   1 Об этом выступлении Немировича-Данченко Станиславский вспоминал в книге "Моя жизнь в искусстве" (в главе "Опыт проведения "системы" в жизнь"): "В. И. Немирович-Данченко... на одной из репетиций обратился ко всей труппе с большой речью, в которой настаивал на том, чтобы мои новые методы работы были изучены артистами и приняты театром для дальнейшего руководства... Я был искренно растроган помощью, которую мне оказывал мой товарищ, и по сие время храню за это благодарное чувство к нему" (Собр. соч., т. 1, стр. 349).

   2 Об участии Станиславского в репетициях "Живого трупа" см. в книге: Б. М. Сушкевич, Семь моментов работы над ролью (Л., изд. Государственного академического театра драмы, 1933, стр. 9--10). "Живой труп" -- постановка Немировича-Данченко и Станиславского.

   3 Станиславский, увлеченный Крэгом, недооценил тогда оформление В. А. Симова, отличавшееся глубоким проникновением в замысел и стиль пьесы Л. Н. Толстого.

   4 Сапунов Клавдий Николаевич был художником по костюмам в спектакле "Гамлет".

  

407*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

  

   1 В это время в Художественном театре началась работа над пьесами И. С. Тургенева "Нахлебник", "Провинциалка", "Где тонко, там и рвется".

  

408*

   Письма к Н. Ф. Скарской печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее MX AT (архив КС).

   Дата устанавливается по ответному письму Скарской от 16 сентября 1911 г.

   Скарская Надежда Федоровна (сестра В. Ф. Комиссаржевской) была в труппе МХТ с 1899 по 1900 г.

  

   1 Передвижной общедоступный театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской в 1911 г. гастролировал в Москве.

   2 Станиславскому не удалось осуществить свое намерение. "Искренно жалею, что не виделась с Вами до сих пор и, особенно, что Вы не посмотрели меня на сцене", -- писала Н. Ф. Скарская Станиславскому 16 сентября 1911 г.

  

409

   1 Вера Васильевна -- Котляревская (Пушкарева).

  

410*

  

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Год устанавливается по болезни Грибунина.

  

   1 Жена В. Ф. Грибунина -- артистка Малого театра В. Н. Пашенная.

  

411*

   Печатается по фотокопии с оригинала (Музей МХАТ, архив КС).

  

   1 11 ноября 1911 г. Ярослав Квапил писал Станиславскому об успехе "Живого трупа" Л. Н. Толстого на сцене Пражского театра, благодарил его за ценную помощь и советы и просил передать привет всей "незабвенной" труппе (Музей МХАТ, архив КС).

  

412*

   Дата устанавливается по ответному письму Вл. И. Немировича-Данченко.

  

   1 В 1911 г. отношения Станиславского с группой пайщиков театра осложнились.

  

413

   1 "Крэг большой художник и таким для меня остается и останется навсегда,-- отвечал Л. А. Сулержицкий 23 декабря 1911 г. -- ...Что за ним следит Европа, мне решительно все равно, от этого мое отношение ни к нему, ни к кому бы то ни было измениться не может. Освещать он может как ему угодно -- это его право, и я ничего не имею против этого и помогал ему и буду сегодня работать над освещением "спальни", потому что в "спальне", как и во всей пьесе, не одни ширмы, а есть и Ваша и моя работа и работа театра, и раз нужно что-то переделать, то буду переделывать, раз этого хочет главный режиссер пьесы -- Вы" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 316).

   2 Ганзен Петр Готфридович -- переводчик "Бранда" и других пьес Ибсена.

   3 "Мышеловка" -- сцена третьего акта "Гамлета", в которой Гамлет уличает короля Клавдия в убийстве своего отца.

   "Когда он говорит о линиях, рисунке, композиции и даже освещении, я чувствую, что это -- Крэг, -- отвечал Сулержицкий, -- но когда вопрос касается режиссуры, то тут я не уверен: может ли он быть безусловно прав -- слишком мало он интересуется актером. И с этой точки зрения нахожу, что "Мышеловка" освещена неудачно. И если она имела успех на генеральной, то не благодаря освещению, а несмотря на это освещение. ...Мне обидно, что Вы так скоро уступили мнению всех, так как сами спорили с Крэгом минут 10 о том, что в такой темноте играть нельзя, что ширмам хорошо, а актерам и спектаклю плохо" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 316).

   4 Р. В. Болеславский играл в "Гамлете" роль Лаэрта.

   5 В первых программах "Гамлета" указывалось: "Постановка Г. Крэга и К. С. Станиславского. Режиссер Л. А. Сулержицкий. Художники Гордон Крэг, К. Н. Сапунов (костюмы)". Позднее текст программы изменился: "Постановка Гордона Крэга. Режиссеры К. С. Станиславский, Л. А. Сулержицкий".

   6 Речь идет о монтировочной репетиции "Гамлета".

  

414

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

  

   1 8 января 1912 г., в день пятидесятилетия сценической деятельности Г. Н. Федотовой в Малом театре, после семилетнего перерыва, вызванного болезнью, артистка в последний раз выступила на сцене, исполнив роль царицы Марфы в драматической хронике А. Н. Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". После юбилейного спектакля состоялось чествование Федотовой.

   2 Саша -- А. А. Федотов, сын Г. Н. Федотовой, друг Станиславского и его товарищ по работе в Обществе искусства и литературы. Умер в 1909 г.

   3 "Не нахожу слов, как благодарить Вас за Вашу неизменную любовь ко мне и покойному Саше; ей приписываю я то значение, которое Вы придаете моей помощи Вам в нашем общем и дорогом нам деле..." (из письма Г. Н. Федотовой от 14 января 1912 г., Музей МХАТ, архив КС).

  

415*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, шифр Чех. 3/15/2.

  

416*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 998, ед. хр. 2092.

  

   1 Письмо, написанное рукой В. Э. Мейерхольда и подписанное им и А. Я. Головиным, было послано из Петербурга в Москву 1 февраля 1912 г. "Здесь в Петербурге распространился слух о том, -- писали они, -- что Вы несете на себе одном всю тяжесть мучительного кризиса борьбы двух течений в Московском Художественном театре: старого, представителем которого является группа сторонников натуралистического театра, и нового, представителем которого являетесь Вы вместе с молодежью, ищущей для сценического искусства выхода на новые пути. В борьбе Вашей всей душою с Вами!" (Музей МХАТ, архив КС).

  

417*

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 С 3 по 14 мая 1912 г. Художественный театр гастролировал в Варшаве, с 17 по 31 мая -- в Киеве.

418*

   1 Шморанц -- см. письмо No 245 и прим. к нему.

   Летом 1912 г. О. В. Гзовская сыграла в Праге 17 гастрольных спектаклей, в ее репертуаре были пьесы "Много шума из ничего", "Нора", "Саломея", "Живой труп" и др.

   2 Очень много пишу -- Станиславский продолжал работу над "Вступлением" к книге "Три направления в искусстве" (см. Собр. соч., т. 5, стр. 470--494).

   3 В июле 1912 г. Немирович-Данченко, поддерживая Станиславского в его режиссерских и педагогических исканиях, снял помещение для Первой студии МХТ.

  

419*

   1 Для Первой студии была снята квартира, помещавшаяся на углу Тверской и М. Гнездниковского пер.

   2 Пробы по новому способу писания пьес...-- то есть по способу, подсказанному А. М. Горьким: импровизация актеров на основе сценария драматурга.

  

420

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

  

   1 Л. Я. Гуревич просила предоставить ей материалы архива МХТ для монографии о Станиславском и книги о Художественном театре.

   2 Вскоре Немирович-Данченко прислал Л. Я. Гуревич письмо, в котором обещал свою помощь.

   3 Статья H. E. Эфроса "У порога Художественного театра" была напечатана в газете "Русские ведомости" 28 июня 1912 г.

   4 В юности Станиславский посещал уроки дикции и декламации в драматическом классе Парижской консерватории, и, хотя был разочарован и неудовлетворен этими занятиями, не хотел, чтобы в статье H. E. Эфроса "огульно и без фактов осуждалось все французское искусство, тем более что не представляется возможность перечислить хорошие стороны этого искусства" (из письма к H. E. Эфросу; ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).

   5 Лапшин Иван Иванович -- философ.

   6 Ильин Иван Александрович -- профессор Московского университета, неогегельянец. В 1910 г. Станиславский посылал Ильину свои лекции по "системе". Ответное письмо Ильина от 10 февраля 1910 г. хранится в архиве Станиславского.

   7 Лопатин Лев Михайлович -- редактор журнала "Вопросы философии и психологии".

   Психологи и философы идеалистического направления И. И. Лапшин, И. А. Ильин, Л. М. Лопатин, к которым в то время Станиславский обращался за помощью, нередко лишь осложняли его теоретические искания.

   8 В ответ на это Л. Я. Гуревич писала, что она получила книжку Т. Рибо "Логика чувств": "Но в ней речь идет о "логике чувств" в ином смысле: книга говорит об отражении чувств на логических процессах. А все-таки я стою на своем и рада, что Лопатин признает законность Вашего термина, хотя и не строго научного, но совершенно понятного всякому, как выражение "логика событий", "логика фактов" и т. п.

   9 Лосский Николай Онуфриевич -- сторонник теории интуитивизма, направленной непосредственно против материалистической теории отражения. О какой книге Лосского идет речь, установить не удалось.

   В сборнике, присланном Лапшиным, была интересовавшая Станиславского статья Альфреда Бинэ "Размышления о парадоксе Дидро". В архиве Станиславского хранится машинописная копия статьи Бинэ.

  

421*

   Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Кисловодске и Ессентуках (1912).

  

   1 Письмо послано в Крым, где Сулержицкий искал земельные участки на берегу моря для "земледельческой колонии" Первой студии.

   Сулержицкий, испытавший на себе влияние Л. Н. Толстого и толстовства, не раз возвращался к своей мечте: "Купим вместе землю, поедем пахать ее, будем сами строить дома на черный день". Станиславский писал Сулержицкому летом 1909 г.: "Ваши социальные вопросы -- прекрасны, близкое общение с землей и природой нужно, но и это даже слишком материально, сравнительно с тем, что может дать искусство. Поверьте в него крепко, и Вы, именно Вы, найдете в нем то, что наполняет жизнь возможным на земле блаженством" (Музей МХАТ, архив КС).

   В 1914 г. Станиславский купил землю близ Евпатории и предоставил ее Первой студии. На деньги, вырученные от спектаклей, были выстроены склады для сельскохозяйственных орудий, небольшой дом и т. д. Колония эта просуществовала недолго.

422

   1 В Художественном театре начались репетиции пьесы "Пер Гюнт" Ибсена. 1 сентября Вл. И. Немирович-Данченко работал с Л. М. Леонидовым, С. В. Халютиной, Л. М. Кореневой и другими.

   2 З. С. Соколова, сестра К. С. Станиславского.

  

423

   1 Далее излагается содержание вступительной главы книги "Три направления в искусстве", над которой Станиславский работал с 1912 по 1916 г. Существует несколько вариантов "Вступления".

   2 А. Н. Бенуа был режиссером и художником спектакля, состоявшего из двух пьес Мольера: "Мнимый больной" и "Брак поневоле".

  

424*

   1 Лужский опасался, что Станиславскому не удастся распределить время репетиций в МХТ и занятий в студии без ущерба для того и другого дела (письмо Лужского к Станиславскому от 11 сентября 1912 г., Музеи МХАТ, архив КС).

   2 И. Э. Дуван был вторым исполнителем роли Ступендьева в "Провинциалке". М. А. Чехов вводился в спектакль "Нахлебник" на роль Васьки.

   3 Пьеса Г. Ибсена "Пер Гюнт" была поставлена в Художественном театре Немировичем-Данченко, Марджановым и Бурджаловым (премьера -- 9 октября 1912 г.). "Екатерину Ивановну" Л. Андреева ставили Немирович-Данченко и Лужский (премьера -- 17 декабря 1912 г.).

   4 З. С. Соколова играла роль королевы в "Гамлете" в нескольких спектаклях сезона 1912/13 г. Основной исполнительницей роли оставалась О. Л. Книппер.

   5 Берсенев (Павлищев) Иван Николаевич (1889--1951) в "Гамлете" исполнял роль Фортинбраса. В МХТ -- с 1911 г. Был одним из ведущих актеров Первой студии МХТ и МХАТ II. В последние годы жизни И. Н. Берсенев возглавлял Московский театр имени Ленинского комсомола. Народный артист СССР.

   А. А. Вырубов играл в "Гамлете" Вольтиманда. Роль Лаэрта исполнял Р. В. Болеславский.

   6 Роль Туанет в "Мнимом больном" предназначалась вначале Гзовской. В связи с ее болезнью эту роль начала репетировать Лилина.

   7 Учебная работа в студии началась 6 октября 1912 г.

   8 9 сентября 1912 г. у себя на квартире Станиславский читал студийцам пьесу А. П. Чехова "На большой дороге".

   9 В письме к Станиславскому Лужский писал: "...У вас "опять Чехов" и "только Чехов", это тоже, пожалуй, так же страшно, как и "опять лекции" и только лекции и теория!"

   Мысль о том, что работа с молодежью над чеховскими пьесами может привести к повторению уже достигнутого Художественным театром в искусстве актера, первоначально беспокоила и самого Станиславского. Между тем обращение Станиславского к Чехову для занятий по "системе" было закономерно и вскоре дало превосходные результаты. Инсценированные рассказы Чехова "Ведьма", "Егерь" и др. исполнялись на студийных вечерах. Был создан также Чеховский спектакль из миниатюр: "Предложение", "Ведьма", "Юбилей", "О вреде табака" (см. далее письмо к А. Н. Бенуа от 5 января 1916 г.).

   10 Банг Герман (1858--1912) -- датский писатель.

   Альтенберг Петер (1859--1919) -- австрийский писатель.

  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К. С. Станиславский Письма 1886-1917       К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7    М., Государственное издательство "Искусство", 1960    Вступительная статья (2)

    Статья
    К. Альбрехту. 188 , ноябрь 10 *. Н. К. Шлезингеру. 188 , декабрь 1 7*. Н. К. Шлезингеру. 188 8*. К. К. Альбрехту. 1887, май 1 9*. И. Н. Львову.
  2. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах сочинения том десятый 1898-1903    Содержание       рассказы и повести 1898 1903 гг.       Узнакомых (рассказ)

    Рассказ
       "Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.
  3. В. Э. Мейерхольд статьи письма речи беседы часть первая 1891-1917 Издательство «Искусство» Москва 1968 792 с м42 Составление, редакция текстов и комментарии А. В. Февральского общая редакция и вступительная статья

    Статья
    А-06421. Сдано в набор 19/1-67 г. Подписано в печать 14/XII-67 г. Формат бумаги 70X90Vi6. Бумага типограф­ская № 1 и тифдручная. Усл. п. л. 27,934. Уч.
  4. В. Э. Мейерхольд статьи письма речи беседы часть первая 1891-1917 Издательство "Искусство" Москва 1968 Составление, редакция текстов и комментарии А. В. Февральского общая редакция и вступительная статья

    Статья
    А-06421. Сдано в набор 19/1-67 г. Подписано в печать 14/XII-67 г. Формат бумаги 70X90Vi6. Бумага типографская Љ 1 и тифдручная. Усл. п. л. 27,934. Уч.-изд.
  5. Втексте романа курсивом выделены разночтения и фрагменты, исключенные из варианта, входившего в ранее издававшиеся собрания сочинений Ильфа и Петрова

    Документ
    В тексте романа курсивом выделены разночтения и фрагменты, исключенные из варианта, входившего в ранее издававшиеся собрания сочинений Ильфа и Петрова.

Другие похожие документы..