Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по з...полностью>>
'Документ'
Генріх Гейне. Із «Книги пісень» («Чому троянди немов неживі», «Коли розлучаються двоє», «Не знаю, що стало зо мною…», «Вечірні промені ясні», «Вимира...полностью>>
'Закон'
Почему мировая история отводит государственности России лишь одну тысячу лет, то есть признавая её практически с момента христианизации Руси - с 988 г...полностью>>
'Документ'
Реформування земельних відносин і заснована на ньому перебудова усієї системи організації аграрного виробництва мають особливе значення, як щодо ство...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (7)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«История русской литературы. Древнерусская литература».

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

«История русской литературы. Древнерусская литература».

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

Печатается по решению
редакционно-издательского совета

ББК

Д

Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Рецензент:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Д ПП.Ф.12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – с….

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

Ó Сост.: к.ф.н., доц. Ковалева М.А.

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины _________ДПП.Ф.12________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _________________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_______ 032900 (050301.65) Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

__________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения________________________дневная______________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ___________________________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

Семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоят.

работа

Всего

Из них

Лекции

Практич

2

108

54

32

22

54

-

зачет

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.Ф.12 История русской литературы. Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика.

Разработчик кандидат филол. наук, доцент Ковалева М.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Литературы

Заведующий кафедрой _____________________ Н.А. Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Учебно-методический комплекс дисциплины ДПП. Ф. 12 «История русской литературы. Древнерусская литература» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности )_______ 032900 (050301.65) Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пояснительная записка

Тематический план курса

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к зачету

Учебно-методическая карта дисциплины

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Карта согласования рабочей программы дисциплины

КАРТЫ РЕСУРСОВ

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

2. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

Печатные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы

с. 55

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 0329000. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

ДПП. Ф. 12. Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика.

Пояснительная записка.

Древнерусская литература - литература средневекового типа, этим обстоятельством определяется ее особое место в истории русской литературы. В древнерусской литературе находятся истоки тех высоких нравственных принципов, той особой духовности и целомудрия, которые будут органично усвоены классической русской литературой нового времени. Древнерусскую литературу с первых веков ее становления отличает стремление наиболее полно и глубоко отражать национальное историческое бытие своего народа.

Главный основополагающий принцип древнерусской литературы - принцип историзма, а ведущей темой произведений литературы Древней Руси является русская и - шире - всемирная история. Высокая духовность древнерусской литературы связана с тремя основными мировоззренческими категориями, имеющими непреходящее значение для древнерусских писателей: православие, патриотизм, единодержавие, что имеет несомненную этическую ценность и для литературы нового времени.

Курс древнерусской литературы является основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает древнейший этап литературного письменного творчества, на котором сформировалась национальная специфика всей русской литературы, система эстетических и нравственных ориентаций, явно или скрыто сохраняющаяся и в новое время. Кроме того, именно средневековые произведения, небольшие по объему и, как правило, ясные по содержанию, представляют собой благодатный материал для овладения основными навыками анализа художественных произведений.

Изучение ДРЛ опирается на те знания, которые студенты получили при изучении курсов русского фольклора, античной литературы, лингвистических курсов, посвящённых истории русского и других славянских языков.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

___________________________________________________________________________

«____»_________________200_ г.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

108

2

Аудиторные занятия

54

2

Лекции

32

2

Практические занятия (семинары)

22

2

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

54

2

Курсовые работы/рефераты

-

-

Вид итогового контроля: экзамен

зачет

2

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «История русской литературы. Древнерусская литература»

  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1.Цель преподавания «Истории древнерусской литературы» (ДРЛ):

-дать студентам представление о своеобразии средневековой русской литературы и подготовить их к глубокому пониманию истории русской литературы XVIII – ХIХ вв., на основе сравнения литературы средневекового типа и литературы нового и новейшего времени.

1.2 Задачи изучения ДРЛ:

- показать динамику жанрового развития;

- продемонстрировать эволюцию ДРЛ-словесности в её историческом развитии;

- проанализировать главные произведения ДРЛ и на этой основе создать базу для дальнейшего изучения истории и теории литературы.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО):

Курс "Древнерусская литература" входит в систему общей гуманитарной и специально-предметной подготовки специалистов по русскому языку и литературе. В план изучения древнерусской литературы включены краткие экскурсы в науку об устном народном творчестве, в теорию и историю литературы, а также культурологии.

Модуль 1:Литература 11-14 вв.

Введение. Возникновение древнерусской литературы как литературы средневекового типа и ее периодизация. Задачи дальнейшего изучения и проблема периодизации древнерусской литературы. Особенности ДРЛ: возникновение и бытование. Проблемы периодизации. Поэтика средневековых текстов. Жанровый состав литературы. Литература Киевской Руси (XI – первая треть XII вв.).Летописание – оригинальный жанр древнерусской литературы. Жанровые черты летописи. «Повесть временных лет» (история создания, композиция, авторская концепция). «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе»,«Поучение Владимира Мономаха»:композиция, содержание памятников. Литература периода феодальной раздробленности(вторая треть 12-первая треть 13 в.). Распад Киевской Руси. История создания и редакции «Киево-Печерского патерика». «Моление» Даниила Заточника История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве». Летопись и «Слово».

Модуль 2:Литература периода объединения Северо-Восточной Руси и образования централизованного русского государства (конец 14-16 вв.).

Литература начала татаро-монгольского ига. Начало монголо-татарского нашествия. Эпоха Куликовской битвы и освобождения от ига. Начало объединения Северо-Восточной Руси. Литература XV в. – периода объединения Руси вокруг Москвы. Отражение монгольского нашествия в русской литературе. Жанры воинской повести: «Повесть о битве на реке Калке»,«Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 г.».Новые разновидности жанра жития: «Житие князя Александра Невского». Литература периода создания и развития Московского централизованного государства (конец 15-16 вв.).Объединение русских земель в XIV-XV вв. Повести «Куликовского цикла»: «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» - художественное воплощение идейного пафоса эпохи. Связь «Задонщины» со «Словом о полку Игореве». Литература 16 века. Расцвет публицистики и обобщающие литературные произведения. Русский предренессанс. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»: образ автора, его взгляды. Традиция беллетристической повести в XVI в. «Повесть о Петре и Февронии»: система образов, житийные мотивы. Литературные памятники, отразившие политику государственного централизма: «Великие Четьи-Минеи» Макария, «Степенная книга», «Стоглав», «Домострой». Публицистика XVI в. (Максим Грек, Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским).

Модуль 3: Модуль 3:Литература «переходного» 17 в.

Литература первой половины 17 века: рост демократических элементов, начало процесса обмирщения литературы. Особенности литературы о «Смуте».Публицистика смутного времени. Книжное стихотворство. Литература второй половины 17 в.Возникновение сатирической литературы – тематика и формы повестей. Проблематика бытовых повестей XVII в. «Повесть о Горе-Злосчастии». Система образов, стилистика и стих произведения. Беллетристические повести. Переводная литература. Литература второй половины XVII в.Литературная деятельность Симеона Полоцкого. Появление драматургии. Вопрос о русском барокко. Возникновение силлабического стихосложения. Церковная реформа XVII в. и связанный с ней раскол. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» как отражение раскола.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение курса древнерусской литературы предполагает:

  • овладение рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания средневековых текстов, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров литературы Древней Руси;

  • знание содержания определенного круга наиболее значительных произведений, своеобразия времени их написания, жанровой специфики, места в историко-литературном процессе средневековья;

- иметь представление о закономерностях и особенностях развития древнерусской литературы в целом и в отдельные периоды, о связях письменных произведений с фольклором и литературами других стран;

-в результате изучения курса студенты должны приобрести навык чтения древнерусского текста с помощью словаря;

- умение анализировать сюжет и композицию, систему образов, жанровую специфику, особенности словесно-стилистических средств произведений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование модулей, разделов, тем

Лекц.

Практ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Модуль № 1.Литература Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (11-14 вв.).

Раздел 1: Литература 11—первой трети 12 вв.

Тема 1: Введение в древнерусскую литературу. Предмет, содержание курса.

Тема 2:Специфика древнерусской литературы.

Тема 3: Древнерусская литература 11—нач.12 веков. История русского летописания. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала 12 века. «Поучение» Владимира Мономаха в составе летописи.

Тема 4:Становление жанров ораторской прозы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

Тема 5:Национальнеое своеобразие агиографической литературы Киевской Руси. «Житие Феодосия Печерского».Формирование жанра «хождения», «Хождение игумена Даниила.

Тема 6: Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении «Слова о полку Игореве».

Раздел 2: Литература периода феодальной раздробленности (13-14 вв.)

Тема 7: Развитие культуры и литературы в 13- 14вв.«Моление» Даниила Заточника. Повести о татарском нашествии: «Слово о погибели русской земли» «Повесть о разорении Рязани Батыем».Композиция «Жития Александра Невского».

2

2

4

2

2

2

2

4

4

2

8.

9.

10.

Модуль 2:Литература периода объединения Северо-Восточной Руси и образования русского централизованного государства ( конец 14-16 вв.).

Раздел 3:Литература конца 14 -15 вв.

Тема 8:Отражение событий Куликовской битвы в литературных памятниках конца 14 века: «Повести о битве на реке Калке», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

Тема 9: Основные жанры литературы 15 века: жития, хождения, беллетрическая повесть. Стиль «плетения словес» .

Раздел 4:Литература 16в.- периода укрепления русского централизованного государства.

Тема 10:Расцвет публицистики в 16 в.Возникновение теории «Москва-третий Рим».

4

2

2

4

2

11.

12.

13.

14.

Модуль 3:Литература «переходного» 17 века.

Раздел 5: Литература первой половины 17 века.

Тема 11:Особенности литературы «смутного времени».

Раздел 6: Литература второй половины 17 века.

Тема 12: Литература эпохи раскола русской церкви. Эволюция жанра «жития».

Тема 13:Бытовые и сатирические повести 17 века.

Тема14:Возникновение русского придворного театра и силлабического стихосложения. Вопрос о русском барокко. Творчество С.Полоцкого.

2

4

2

4

2

4

2

Всего:

32

22

учебно-методическая КАРТА дисциплины

Древнерусская литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..