Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зо...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 «Ромашка» сельского поселения Тарасовское Пушкинского муни...полностью>>
'Урок'
Мета: поглибити знання учнів про незалежну Україну та її державні символи, проаналізувати етапи здобуття українським народом державної самостійності;...полностью>>
'Документ'
Приложениек Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификатана материнский (семейный) капитали выдачи государственного сертификата на ...полностью>>

Рабочая программа направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины (2)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Декан исторического факультета

_________________ В.П. Зиновьев

«______» _______________ 2005 г.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ

с древнейших времен до 1917 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление 020701 – «Отечественная история»

Специальность 020700 – «История»

Статус дисциплины:

федеральный компонент направления (ОПД)

Томск

2005 г.

Одобрено кафедрой отечественной истории

Протокол №_______ от ______ » ____________ 2005 г.


Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев

Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета

Председатель методической комиссии,

профессор _________________ А.Н. Жеравина

«______» __________________ 2005 г.

Рабочая программа по курсу «Источниковедение истории России с древнейших времен до 1917 г.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного 17 марта 2000 г.

Общий объем курса 68 часов. Из них: лекции – 16 часов, семинарские занятия – 18 часов, самостоятельная работа студента – 34 часа. Зачёт в третьем семестре.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Никулин Пётр Фёдорович – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории

РЕЦЕНЗЕНТ:

докт. ист. наук, профессор С.Ф. Фоминых

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Целью курса «Источниковедение истории России с древнейших времен до 1917 г. » является ознакомление студентов с современной, социокультурной теорией, методологией и методикой источниковедения, информацией о существовавших и сохранившихся комплексах письменных исторических источников и методикой работы с ними в процессе исторического исследования.

Задачи учебного курса:

- определить социальную и информационную природу исторического источника и его роль в процессе исторического познания;

- дать представление о предмете, задачах, месте источниковедения в системе исторических дисциплин и классификациях исторических источников;

- ознакомить студентов с современной, социокультурной методикой работы с письменными источниками и источниковедческой литературой;

- дать представления об основных особенностях, разновидностях и фактическом содержании главных видов письменных источников;

- обучить студентов навыкам формирования источниковой базы по избранной теме, методике источниковедческого анализа фактического содержания используемых источников и определения достоверности их сведений.

Место курса. Входит в блок общепрофессиональных дисциплин.

Требования к уровню освоения курса.

Студент должен знать:

- современную социокультурную концепцию исторического источника: его социокультурное и информационное определение, предмет и задачи источниковедения, типовые и видовые классификации источников;

- процесс формирования и развития корпуса письменных источников по истории Российской цивилизации в XI-XX вв.;

- общую методику исследовательской работы с источниками: поиск и выявление источников и задачи источниковедческого анализа; установление внешних особенностей источника, определение его происхождения, истолкование текста, определение его достоверности, представительности, научной значимости и выработку приёмов обработки данных источника;

- определения и общую характеристику, разновидности, важнейшие памятники, их публикации, историко-фактическое содержание, достоверность информации, научную значимость и видовые методики анализа и обработки данных главных видов письменных источников: летописей, законодательных актов, актовых материалов, делопроизводственной документации, статистики, литературных памятников и публицистики и источников личного происхождения.

Студент должен уметь:

- искать опубликованные и неопубликованные письменные источники и формировать представительную источниковую базу, необходимую для изучения избранной научно-исторической темы и решения стоящих в ее центре проблем;

- правильно классифицировать найденные и отобранные для исторического исследования источники;

- проводить методически грамотный источниковедческий анализ сведений используемых источников на предмет их достоверности, полноты, представительности научной значимости и правильную обработку содержащихся в источниках данных корректными методами, соответствующими сущности исследуемой проблемы, содержанию и форме располагаемой информации;

- применять полученные от разных источников данные комплексно и критично – в их взаимной проверке и дополнении;

- стилистически верно, логически обоснованно и ясно излагать полученные результаты в источниковедческой части введения, основной части научной работы и в заключении к ней;

- правильно оформлять библиографическое описание источников в списке литературы и источников.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Теоретико-методическое введение. Социокультурное и информационное определение исторического источника. Объективное и субъективное в источнике. Главные особенности и цели социокультурного (цивилизационного) подхода к анализу достоверности фактического содержания источника. Предмет и задачи источниковедения. Соотношение его предмета с предметами конкретной истории и вспомогательных исторических дисциплин.

Проблема классификации исторических источников. Типовые классификации исторических источников. Видовая классификация письменного типа исторических источников. Понятия о массовых и индивидуальных источниках. Эволюция исторических источников.

Основные стадии и процедуры методики исследовательской работы с источниками. Поиск и выявление источников в библиотеках и архивах. Задачи и процедуры источниковедческого анализа. Определение внешних особенностях памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, исторических обстоятельств и причин происхождения источника, определение его социальных и культурных функций в прошлом. Истолкование текста, определение его достоверности, полноты, представительности и научно-исторической значимости. Источниковедческий (социокультурный) синтез источника. Выработка видовых приемов и методов извлечения из источника достоверной информации.

Тема 2. Летописание XI-XVII вв. Сведения древних письменных источников о славянах и их предках. Возникновение летописания на Руси.

Понятия «летописи», «летописного свода», «летописца». Протограф, редакции (изводы) и списки летописей. Методы анализа летописей. «Повесть временных лет». Новгородское и псковское писание. Московское летописание XVI-XV вв. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Сибирские летописи.

Тема 3. Актовые материалы XI-XVII вв.

Классификация актов. Формуляр актов, методы их изучения. Разновидности актов X-XVIII вв.

Тема 4. Законодательные акты XI-XVII вв. Роль законодательных актов. Принципы классификации и изучения законодательных памятников. Развитие системы законодательных учреждений на Руси XI-XVII вв. «Русская Правда». Судные и уставные грамоты. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное уложение 1649 г.

Тема 5. Делопроизводственные материалы XV-XVII вв. Система центрального и местного управления. Развитие делопроизводственной документации. Классификация. Формуляры. Методы изучения делопроизводственных материалов. Писцовое делопроизводство. Характер материалов писцового дела.

Тема 6. Литературные и публицистические памятники XI-XVII вв. Особенности формы и содержания литературных и публицистических произведений. Методика их источниковедческого анализа. «Слово о полку Игореве». Повести о Куликовской битве. Приёмы и методы изучения житийной литературы. Публицистика XVI в. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. «Домострой». Литература и публицистика XVII в. Авраамий Палицын. Сочинение Григория Котошихина. «Житие протопопа Аввакума». Сатирические и бытовые повести.

Тема 7. Законодательные акты XVIII – начала ХХ вв. Развитие системы законодательных учреждений в Российской империи до 1861 г. Основные разновидности законодательных актов XVIII – первой половины XIX вв. Эволюция государственного строя России в пореформенный период. Содержание законодательства в 60-70-е гг. XIX в. Фабрично-заводские законы. Столыпинское аграрное законодательство. Кодификация законов. «Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи», «Собрание узаконений и распоряжений правительства». Особенности российского законодательства. Основные приёмы критики законодательных актов самодержавия.

Тема 8. Делопроизводственная документация XVIII – начала ХХ вв. Система государственных и местных учреждений Российской империи в XVIII – начале ХХ вв. Основные разновидности делопроизводственных материалов. Особенности оформления документов. Комплексный метод изучения делопроизводственных материалов. Приёмы поиска, источниковедческого анализа и использования массовой документации.

Тема 9. Политические сочинения, публицистика и программные документы политических организаций XVIII – начала ХХ вв. Особенности политических сочинений и публицистики. Методические приёмы их анализа. Основные идеи и содержание сочинений И. Посошкова, Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Татитщева и А.Н. Радищева. Идеи Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева и славянофилов. Документы декабристских организаций. Программные документы народнических организаций. Программы политических партий России и партийная публицистика начала ХХ в.

Тема 10. Статистические источники XVIII – начала ХХ вв. Предмет статистики. Государствоведение – основа статистических описаний XVIII – первой половины XIX вв. Анкетные обследования. Экономико-географические описания. Военно-топографические описания Российские империи 1848-1853 гг. Ревизский учёт населения. Губернаторские отчёты. Система статистического учета в пореформенный период. Основные элементы статистического обследования. Основные методы обработки и анализа данных источников. Оценка их достоверности и надежности. Статистика ЦСК при МВД. Сельскохозяйственная статистика ЦСК. Перепись населения 1897 г. Переписи землевладения. Публикации сельскохозяйственных переписей 1916 и 1917 гг. Промышленная статистика. Ведомости фабрик и заводов. Промышленные переписи начала ХХ в. Статистика труда. Особенности материалов земской статистики. Статистика предпринимательских организаций буржуазии.

Тема 11. Периодическая печать XVIII – начала ХХ вв. Возникновение и общественно- политические условия развития российской периодики. Типы изданий и принципы классификации периодических изданий. Внутренняя структура и основные жанры газет и журналов. Цензура. Значение архивных фондов цензурных учреждений, редакций и издательств. Методика источниковедческой критики периодики. Основные идейные направления периодической печати. Журналы и газеты XVIII – первой половины XIX вв. Периодика второй половины XIX – начала ХХ вв. Правительственные и консервативные издания. Либеральная печать. Радикально-социалистические издания. Общекультурная и историческая периодика XVIII – начала ХХ вв.

Тема 12. Источники личного происхождения XVIII – начала ХХ вв. Воспоминания и дневники как исторический источник. Субъективность источников личного происхождения. Модернизация событий в мемуарах. Мемуары XVIII – первой половины XIX в. Записки А.Т. Болотова. Воспоминания военных деятелей. Мемуары разночинцев (А.В. Никитенко). Частная переписка. Мемуары и дневники политических и государственных деятелей 1861-1917 гг. Воспоминания С.Ю. Витте и В.Н. Коковцова. Дневники В.Н. Ламздорфа и Николая II . Общественные мемуары. Воспоминания П.Н. Милюкова и В.В. Шульгина. Частная переписка в начале ХХ в.

Темы семинарских (практических) занятий

1. Внешние особенности древнерусских источников XI – XVII вв.

2. Методика источниковедческого анализа индивидуальных письменных источников по истории России XI – начала ХХ вв.

3. Источниковедческий анализ массовых источников по истории России XVIII – начала ХХ вв.

4. Математические методы обработки и анализа данных статистических источников.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Какие историки и источниковеды внесли решающий вклад в становление и развитие методологии и методики отечественного источниковедения?

2. Дайте современное социокультурное и информационное определение исторического источника.

3. Определите объективное и субъективное в историческом источнике. Возможно ли на основе источников объективное историческое познание?

4. Определите предмет и задачи источниковедения.

5. Назовите важнейшие вспомогательные исторические дисциплины, определите их предметы.

6. Дайте современные типовые классификации исторических источников.

7. Назовите основные виды письменных источников.

8. Определите последовательность процедур и операций методики источниковедческого анализа.

9. Дайте периодизацию развития русского летописания XI – XVII вв.

10. Какую роль сыграла в развитии русского летоисания «Повесть временных лет»?

11. Назовите главные разновидности исторических актов (грамот) Х – XVIII вв.

12. Дайте периодизацию развития древнерусского и российского законодательства XI – начала ХХ вв. и охарактеризуйте главные особенности и своды законов.

13. Опишите эволюцию системы центральных и местных государственных учреждений и изменение состава материалов государственной и частной делопроизводственной документации в XVI – начале ХХ вв.

14. Назовите и датируйте главные литературные и публицистические памятники XI-XVII вв.

15. Основные идейные направления российской политической публицистики и их представители в XVIII – начале ХХ вв.

16. Приведите периодизацию в русской периодической печати XVIII – начала ХХ вв., дайте её классификацию и назовите принадлежавшие разным направлениям издания. Охарактеризуйте методику анализа периодических изданий.

17. Цели, задачи и предмет описательно-государственной статистики XVIII – первой половины XIX в. Комплексы опубликованных и архивных описательно-статистических материалов.

18. Опишите систему государственной и общественной статистики Российской империи второй половины XIX – начала ХХ в. и охарактеризуйте материалы демографической, сельскохозяйственной, промышленной и социальной статистики ЦСК при МВД и ведомств.

19. Основные статистические и математические методы сбора, обработки, анализа и интерпретации информации статистических источников.

20. Приведите обоснованную классификацию источников личного происхождения (мемуаров, дневников и переписки), назовите важнейшие публикации и охарактеризуйте особенности методики источниковедческой критики воспоминаний и дневников.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Социокультурное определение исторического источника.

2. Элементы теории информации. Информационное определение исторического источника.

3. Определение системы. Основные положения системного подхода.

4. Объективное и субъективное в источнике.

5. Предмет и задачи источниковедения.

6. Соотношение предметов источниковедения и конкретной истории.

7. Предметы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

8. Меры длины, площади и объёма в России XVIII – начала ХХ вв.

9. Меры длины и объемов жидкостей в России XVIII – начала ХХ вв.

10. Развитие российской денежной системы в XVI – начале ХХ вв.

11. Обозначение чисел в древнерусских текстах XI-XVII вв.

12. Перевод дат.

13. Определение классификации. Основания типовых и видовых классификаций исторических источников.

14. Научная классификация исторических источников А.С. Лаппо-Данилевского.

15. Современные типовые классификации исторических источников.

16. Видовая классификация письменных источников.

17. Массовые источники.

18. Индивидуальные источники.

19. Социокультурный подход в истории. Понятия «цивилизации» и «менталитета».

20. Основные черты русской ментальности.

21. Понятие эволюции корпуса русских источников.

22. Методика работы с источниками в дореволюционной исторической науке.

23. Понятия «внешней» и «внутренней» критики источников в современном источниковедении.

24. Основные стадии исследовательской работы с источниками.

25. Поиск и выявление источников. Формирование источниковой базы исследования.

26. Задачи и последовательность процедур методики источниковедческого анализа.

27. Определение внешних особенностей источника.

28. Установление происхождения исторического источника.

29. Истолкование (интерпретация) текста источника.

30. Определение соответствия данных источника исторической действительности.

31. Древнейшие письменные источники по истории славян.

32. Общая характеристика и периодизация русского летописания XI-XVII вв.

33. «Повесть Временных Лет» и русское летописание.

34. Областное русское летописание XII-XV вв.

35. Общерусское летописание XVI-XVII вв.

36. Сибирское летописание.

37. Законодательные памятники XI-XVII вв.

38. Русские актовые материалы Х-XVIII вв.

39. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв.

40. Писцовое делопроизводство (XVI-XVII вв.)

41. Русские литературные и публицистические памятники XI-XVII вв.

42. Законодательные акты периода Всероссийской империи (XVIII - первая половина XIX в.).

43. Делопроизводственная документация XVIII – первой половины XIX в.

44. Политические сочинения и публицистика XVIII – первой половины XIX в.

45. Периодическая печать XVIII – первой половины XIX в.

46. Источники личного происхождения XVIII – первой половины XIX в.

47. Экономико-географические и статистические описания XVIII – первой половины XIX в.

48. Законодательные акты эпохи Российской империи (вторая половина XIX – начало ХХ в.).

49.Делопроизводственная документация второй половины XIX – начала ХХ в.

50. основные разновидности документов политических организаций периода становления и развития капитализма (1861-1917 гг.)

51. Периодическая печать второй половины XIX- начала ХХ вв.

52. Источники личного происхождения второй половины XIX – начала ХХ в.

53. Общая характеристика статистических источников второй половины XIX – начала ХХ в. Методы сбора, обработки и анализа статистических данных.

54. Земская статистика (70-е гг. XIX в. – 1917 г.).

55. Сельскохозяйственная статистика Центрального Статистического Комитета при МВД.

56. Промышленная статистика России (1830-е-1917 г.).

57. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

58. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1916 года.

59. Всероссийская демографическая, поземельная и сельскохозяйственная перепись 1917 г.

60. Статистика труда и предпринимательских союзов.

Перечень примерных тем для курсовых работ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по спецкурсу «Математико-статистические методы в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700
  2. Рабочая программа направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «История России конца XIX – начала ХХ вв.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного 17 марта 2 г.
  3. Рабочая программа Направление 020701 Отечественная история Специальность 020700 История Статус дисциплины

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Источниковедение новейшей истории России» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению ИСТОРИЯ.
  4. Рабочая программа спецсеминара направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Традиции и новации в культурной жизни дореволюционной России» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История,
  5. Рабочая программа спецкурса направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины

    Рабочая программа
    Рабочая программа по спецкурсу «Этнодемографические процессы в современном мире» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 – История, утвержденного

Другие похожие документы..