Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Книга содержит бесценную информацию, большая часть которой практически полностью утеряна в современных учебниках по астрологии. У читателей появляетс...полностью>>
'Диплом'
Теории поведения человека в организации. Анализ и конструирование организации. Управление поведением организации. Управление нововведениями в организ...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Выявление соответствия нормам ГОСТ по озеленению в малых городах Тюменской области. Особенности качества подземных вод вблизи промышленных предприяти...полностью>>
'Документ'
Європейська кредитно-трансферна система (ЕСТS) - це система, яка створена для забезпечення єдиної міждержавної процедури виміру й порівняння між закл...полностью>>

Практическое пособие по ндфл часть I. Общие положения глава налогоплательщики ндфл

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЧАЛО

См. изменения за последний месяц

18.12.2008

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НДФЛ

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ НДФЛ.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДФЛ

1.1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Само название налога указывает нам на круг его плательщиков. Это - физические лица.

В ст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать (абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ):

- граждан РФ;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства.

При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности родители (см., например, Письмо Минфина России от 10.07.2008 N 03-04-05-01/230).

Не стоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Любое ли из этих лиц автоматически становится плательщиком НДФЛ? Безусловно, нет.

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц (п. 1 ст. 207 НК РФ):

1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

2) физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ.

1.1.1. КТО ТАКИЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ РФ

Прежде всего обратим ваше внимание на то, что наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ <1> не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ. Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ (Письма ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 28-10/019821).

Аналогичным образом при определении статуса налогового резидента РФ не имеют значения такие факты, как место рождения и место жительства физического лица.

--------------------------------

<1> Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

О том, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Важно помнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются:

- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, на указанную категорию физических лиц временные ограничения, установленные ст. 207 НК РФ, не распространяются.

1.1.1.1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД В 12 МЕСЯЦЕВ

При определении 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:

1. Должны ли эти 12 месяцев приходиться на один календарный год?

2. Должны ли эти 12 месяцев быть календарными месяцами?

3. На какую дату следует определять период в 12 месяцев?

Относительно первого вопроса отметим, что при определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, указанный период может относиться не только к 12-месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом.

На это же указывает и Минфин России (см. Письма от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74, N 03-04-06-01/75 и N 03-04-06-01/76).

Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно.

Что касается второго вопроса, то ответ на него, так же как и на первый вопрос, будет отрицательным. Ведь п. 2 ст. 207 НК РФ не содержит требования о том, чтобы 12 следующих подряд месяцев соответствовали календарным месяцам. Следовательно, не обязательно, чтобы период в 12 месяцев начинал течь, например, с 1 июля 2006 г. и заканчивался 30 июня 2007 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75).

Например, организация "Альфа" выплачивает работникам квартальную премию 20 октября 2008 г. Специфика деятельности организации связана с постоянными заграничными командировками работников. При этом не каждый из работников фактически находится на территории РФ 183 и более календарных дней в течение 12 последовательных месяцев. Это значит, что доходы в виде премии, выплаченной работникам - налоговым резидентам, нужно облагать НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ), а работникам, не являющимся налоговыми резидентами, - по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В свою очередь, организация "Альфа" является налоговым агентом и обязана при каждой выплате работникам дохода исчислить и удержать с суммы выплат НДФЛ (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Для правильного исчисления налога организации следует определять налоговый статус каждого работника на дату выплаты ему дохода в виде премии.

Таким образом, 20 октября 2008 г. организация должна определить количество календарных дней, которые каждый из работников провел в РФ за 12 месяцев, предшествующих этой дате. Начало указанного 12-месячного периода приходится на 20 октября 2007 г., а окончание - на 19 октября 2008 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание

Подробнее о том, кто такие налоговые агенты и в каком порядке они исполняют свои обязанности, вы узнаете в гл. 9 "Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами". О ставках НДФЛ вы узнаете в гл. 7 "Налоговые ставки".

Как видно из примера, установление резидентства физического лица необходимо для правильного исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ.

Поэтому, на наш взгляд, при определении даты, которой должны предшествовать 12 последовательных месяцев, нужно исходить из порядка уплаты суммы НДФЛ в бюджет, а именно:

1) если налог с дохода физического лица удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент в срок до истечения налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет являться дата выплаты дохода (дополнительно см. Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74);

2) если налог со своего дохода физическое лицо уплачивает самостоятельно в срок по истечении налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет, будет являться 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этом случае 12-месячный период будет соответствовать налоговому периоду.

Примечание

Подробнее о налоговом периоде по НДФЛ вы можете узнать в гл. 6 "Налоговый период". О том, что считать датой получения дохода, вы можете узнать в гл. 5 "Дата получения дохода".

1.1.1.2. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД В 183 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЯ

Указанный период определяется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России в течение идущих подряд 12 месяцев.

При определении периода в 183 календарных дня, необходимые для установления резидентства, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:

1. Должны ли эти дни, так же как и 12 месяцев, быть последовательными и идти подряд?

2. Считаются ли дни приезда в РФ и отъезда из РФ днями фактического пребывания в РФ?

Что касается первого вопроса, то условия о том, что указанные 183 календарных дня должны идти подряд, ст. 207 НК РФ не содержит. Поэтому 183 календарных дня, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться.

Например, в период с 21 октября 2007 г. по 20 октября 2008 г. работник организации "Альфа" И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 календарных дней. Эти календарные дни приходятся на следующие даты:

с 20 октября по 30 декабря 2007 г. (72 календарных дня);

с 14 января по 4 марта 2008 г. (51 календарный день);

с 25 марта по 30 апреля 2008 г. (37 календарных дней);

с 10 мая по 30 июня 2008 г. (52 календарных дня).

При этом:

с 31 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. (14 календарных дней) и с 1 по 9 мая 2008 г. (9 календарных дней) он проводил отпуск за пределами РФ;

с 5 по 24 марта 2008 г. (20 календарных дней) и с 1 по 22 июля 2008 г. (22 календарных дня) он находился в загранкомандировке.

Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев с 21 октября 2007 г. по 20 октября 2008 г. И.И. Иванов являлся налоговым резидентом РФ. Более того, его статус как резидента РФ подтверждался уже по состоянию на 1 июня 2008 г. (183-й день нахождения на территории РФ в период с 21 октября 2007 г. по 20 октября 2008 г.).

Как видно из примера, период времени в 183 календарных дня прерывается на время отпусков и загранкомандировок (см. дополнительно Письма Минфина России от 09.10.2008 N 03-04-06-01/298, от 07.10.2008 N 03-04-06-01/292, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/366, от 14.11.2007 N 03-04-06-01/391).

Между тем этот период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75). Причем Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по возрасту, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). Главное, чтобы такое обучение или лечение было краткосрочным, т.е. длилось менее шести месяцев. Если обучение или лечение превышает указанный срок, то такое время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).

Таким образом, несмотря на то что физическое лицо в течение, например, 150 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.

При этом, по мнению Минфина России, нахождение за границей в целях лечения (обучения) можно подтвердить следующими документами: договорами с медицинскими (образовательными) учреждениями или выданными ими справками о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения), а также копиями паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Вернемся к условиям предыдущего примера и предположим, что работник организации "Альфа" И.И. Иванов в периоды с 31 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. (14 календарных дней), с 1 по 9 мая 2008 г. (9 календарных дней) и с 5 по 24 марта 2008 г. (20 календарных дней) находился на лечении и (или) обучении за рубежом. В такой ситуации его статус как резидента РФ подтверждается уже по состоянию на 19 апреля 2008 г. (183 дня нахождения на территории РФ в период с 21 октября 2007 г. по 20 октября 2008 г.).

О порядке учета дней приезда в РФ и отъезда из РФ отметим следующее.

Календарная дата дня приезда на территорию РФ не включается в количество дней фактического нахождения в РФ, поскольку течение срока фактического нахождения в РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем приезда на территорию РФ (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Об этом также говорится в Письме УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829.

Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения в РФ.

По мнению налоговых органов, указанные календарные даты (отъезда из РФ и приезда в РФ) устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (см. Письмо ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929).

Аналогичное мнение было высказано ФАС Московского округа в отношении иностранных граждан (см. Постановление от 02.06.2006 N КА-А40/4842-06).

Например, иностранный гражданин въехал на территорию РФ 11 сентября 2008 г., а выехал с территории РФ 20 октября 2008 г.

Срок его фактического нахождения на территории РФ начинает течь с 12 сентября 2008 г. и длится по 20 октября 2008 г. включительно. Таким образом, срок его фактического нахождения на территории РФ будет составлять 39 календарных дней.

Однако Минфин России недавно высказал иное мнение. Финансисты считают, что положения ст. 6.1 НК РФ в целях установления статуса налогового резидента можно не применять. Поэтому следует учитывать все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда (Письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-04-06-01/187).

Безусловно, эта позиция финансового ведомства выгодна налогоплательщикам, поскольку при таком подходе срок нахождения на территории РФ будет дополнительно увеличиваться и на дни приезда в РФ.

Как видно из изложенного выше, физические лица в течение налогового периода (календарного года) могут неоднократно приобретать и утрачивать статус налогового резидента РФ. Это может происходить даже в рамках одного месяца.

1.1.1.3. НУЖНО ЛИ ПОДТВЕРЖДАТЬ

СТАТУС РЕЗИДЕНТА (НЕРЕЗИДЕНТА) РФ

О том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, в Налоговом кодексе РФ не содержится разъяснений (Письмо ФНС России от 13.03.2008 N 04-1-01/0911). Также в Кодексе не говорится о том, в каком порядке это следует делать (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).

А это очень существенный вопрос, в том числе и для бухгалтера организации. Ведь организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с большинства доходов, которые она выплачивает своим работникам (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Причем налогообложение доходов работников, являющихся налоговыми резидентами РФ, отличается от налогообложения доходов работников, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Следовательно, для того чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально подтвердить налоговый статус физического лица.

Отметим при этом, что в Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ, утвержденная Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (далее - налоговая карточка)) налоговые агенты обязаны указать статус налогоплательщика и реквизиты документа, подтверждающего этот статус (п. 2.9 разд. 2 налоговой карточки).

Примечание

Подробнее о том, кто такие налоговые агенты и в каком порядке они исполняют свои обязанности, вы узнаете в гл. 9 "Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами". О порядке заполнения налоговой карточки вы можете узнать в гл. 10 "Налоговый учет по форме 1-НДФЛ".

Между тем конкретный перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика, ни НК РФ, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.

1.1.1.3.1. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ

НАЛОГОВЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА

По мнению контролирующих органов, время пребывания на территории РФ может быть определено по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (Письма Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56, ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929, от 16.05.2006 N 04-2-05/3). Помимо этого подтвердить время пребывания в РФ могут и справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице (Письма Минфина России от 07.10.2008 N 03-04-06-01/292, от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31, от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362, от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, от 16.05.2006 N 04-2-05/3, от 28.12.2005 N 04-1-04/929).

Также дополнительными документами, подтверждающими статус налогоплательщика, могут являться проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы, авансовые отчеты и т.п.

Эти документы налогоплательщик может представить налоговому агенту как по собственной инициативе, так и по просьбе налогового агента (Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).

Если работник работает в организации более полугода, то сложностей в определении статуса не должно возникать. Ведь при выполнении работником трудовых обязанностей, как правило, известно, где он находится - в России или за рубежом. Даже если отпуск работника проходит за пределами РФ, то это имеет значение для определения налогового статуса только тех работников, которые часто выезжают за рубеж. Такую категорию работников следует держать на особом счету и последовательно учитывать периоды их нахождения в РФ и за пределами РФ.

Если же работник редко выезжает (или совсем не выезжает) за рубеж по служебным обязанностям, то для подтверждения его статуса в качестве налогового резидента РФ достаточно воспользоваться табелем учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

На такую возможность указывают контролирующие органы (см. Письма Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56, УФНС России по г. Москве от 11.07.2006 N 28-11/60721).

Если же работник часто выезжает за рубеж (например, около или свыше полугода проводит за рубежом), то одним табелем не обойтись. В таком случае бухгалтеру помогут:

- загранпаспорт работника (копии страниц);

- приказы (распоряжения) о направлении работников в командировки (унифицированные формы N Т-9 и N Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- командировочные удостоверения (унифицированная форма N Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- авансовый отчет (унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55);

- документы, прилагаемые к авансовому отчету (проездные документы, документы за проживание);

- путевые листы (автотранспортные предприятия обязаны руководствоваться формой N 3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Иные организации, а также индивидуальные предприниматели оформляют путевые листы, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов");

- другие документы, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.

1.1.1.3.1.1. ЕСЛИ ВАШ НОВЫЙ РАБОТНИК - ГРАЖДАНИН РФ

При появлении в организации нового работника - гражданина РФ целесообразно уточнить у него время его пребывания на территории РФ в течение 12 последовательных месяцев, предшествующих дате приема на работу. Иными словами, выяснить у него налоговый статус. При необходимости попросить документы (например, загранпаспорт) и сделать с них копии.

Обезопасить бухгалтера от претензий налоговых органов, касающихся порядка удержания с доходов работника НДФЛ, может и заявление нового работника о том, что он пребывал на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Данное условие можно закрепить в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах.

1.1.1.3.1.2. ЕСЛИ ВАШ НОВЫЙ РАБОТНИК - ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН

Если новый работник иностранец, необходимо, в первую очередь, установить его налоговый статус. Ведь при проверке налоговые органы обратят на это особое внимание (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А56-4748/04).

Рекомендуем запросить у иностранца документы, подтверждающие дату его прибытия в РФ и (или) количество дней пребывания на территории РФ. На обязательность такого требования указывает и ФАС Северо-Западного округа в вышеприведенном Постановлении.

Такими документами, в частности, являются документ, удостоверяющий личность, с отметкой о въезде в РФ, виза с отметками, билеты (авиа- и железнодорожные и др.). Также это могут быть документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Обратите внимание!

Вид на жительство иностранного гражданина не является документом, подтверждающим его фактическое время нахождения на территории РФ (Письмо Минфина России от 14.04.2008 N 03-04-05-01/108).

1.1.1.3.1.3. ЕСЛИ ВАШ РАБОТНИК УЕХАЛ

В ДЛИТЕЛЬНУЮ КОМАНДИРОВКУ ЗА РУБЕЖ

Иногда работники уезжают в длительную командировку за границу. При длительности командировки свыше 40 дней заработная плата, выплачиваемая такому работнику, относится к доходам от источников за пределами в РФ (Письма Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/405, от 21.12.2007 N 03-04-05-01/419, от 28.11.2007 N 03-04-06-01/421).

В таком случае до момента, пока работник будет являться налоговым резидентом РФ, его доходы от источников за пределами РФ подлежат налогообложению НДФЛ по ставке 13%. Если по итогам года работник утратит статус налогового резидента, то по таким доходам НДФЛ на территории РФ не взимается.

После возвращения работника в РФ и до обретения им статуса налогового резидента его доходы следует облагать по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Напомним, что статус налогового резидента работник сможет получить только после того, как срок его нахождения в России начиная с даты приезда составит 183 дня в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829).

1.1.2. КТО НЕ ОТНОСИТСЯ К НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТАМ РФ

К физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, относятся лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Это, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др.

Напомним, что лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Например, иностранный ученый приехал в Россию с целью прочитать курс лекций в одном из московских вузов. Доходы от чтения лекций получены ученым от источников в РФ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Следовательно, с указанных доходов должен быть исчислен и уплачен НДФЛ в бюджет РФ.

Примечание

Подробнее о том, что считается доходом от источника в РФ, вы можете узнать в разд. 2.2.1 "Доходы, учитываемые при налогообложении".

1.2. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом (абз. 1 ст. 209 НК РФ).

Доходы могут быть получены как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ <2>. Причем некоторые налогоплательщики должны платить НДФЛ с двух названных видов доходов, а другие только с доходов, полученных от источников в РФ. Это зависит от того, является налогоплательщик резидентом РФ или нет (п. п. 1, 2 ст. 209 НК РФ).

--------------------------------

<2> Источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).

Статус налогоплательщика

Доходы, признаваемые объектом
налогообложения по НДФЛ

Физическое лицо - налоговый
резидент РФ

Доходы от источников в РФ и (или) от
источников за пределами РФ

Физическое лицо, не являющееся
налоговым резидентом РФ

Доходы от источников в РФ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практическое пособие по ндс часть I. Общие положения глава налогоплательщики ндс

    Документ
    Минфин России в Письмах от 07.12.2007 N 03-07-11/616, от 30.11.2007 N 03-03-04/7 разъяснил, что органы государственной власти и местного самоуправления также признаются плательщиками НДС.
  2. Практическое пособие по налогу на прибыль часть I. Общие положения глава налогоплательщики налога на прибыль. Объект налогообложения

    Документ
    2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (п. 1 ст.
  3. Практическое пособие по налогу на имущество организаций часть I. Общие положения глава порядок введения налога на имущество организаций

    Документ
    Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п.
  4. Практическое пособие по налоговым проверкам часть I. Камеральные налоговые проверки

    Документ
    Приведенная ниже схема содержит в обобщенном виде информацию об основных вариантах развития событий при проведении камеральной проверки отчетности, представленной в налоговую инспекцию.
  5. Учебное пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение» Для студентов Vкурса, обучающихся по специальностям

    Учебное пособие
    Налоги и налогообложение. Теория налогообложения и характеристика налоговой системы России. Учебное пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение». - М.

Другие похожие документы..