Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
а также к Части I Отчетного доклада Президиума Российской академии наук о научных достижениях Академии и научно-организационной работе Президиума РАН...полностью>>
'Документ'
Целями освоения дисциплины являются: ознакомить студентов с основными сферами предметно- практической и материальной деятельности человека. В ходе из...полностью>>
'Методические рекомендации'
учителем начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения Красносельской основной общеобразовательной школы Красносельского района Ко...полностью>>
'Методические рекомендации'
(разработаны Отделом стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова под руководством...полностью>>

Президент Российской Федерации на встрече с членами Правительства, руководство

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информационно - аналитическая записка

«О состоянии здравоохранения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и перспективах его развития в соответствии с задачами национального проекта «Здоровье»

Президент Российской Федерации на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 года, говоря о новых механизмах решения ключевого вопроса государственной политики – существенного повышения качества жизни граждан России, на первое место поставил меры в области здравоохранения. Это абсолютно справедливо, поскольку прежде всего от состояния здоровья человека зависят все его другие возможности.

Классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на первое место здоровье, на второе – потребление, на третье – образование.

Всемирная организация здравоохранения определяет категорию «здоровье» как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В развитых странах мира организация системы здравоохранения рассматривается как одно из центральных направлений социальной политики государства и расходы на здравоохранение составляют 8-10% внутреннего валового продукта.

В России совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственное и страховое) крайне низки и составляют примерно 3% ВВП, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда их минимально допускаемый уровень должен составлять не менее 5% ВВП. Для России с ее территориальной спецификой рассредоточения малонаселенных пунктов и мест проживания этот минимальный порог объемов финансирования должен быть существенно выше. Развитые страны в среднем тратят в абсолютном выражении в расчете на одного жителя примерно 2-2,5 тыс. долларов в год по сравнению со 100 долларами в России. В результате стихийной приватизации медицинских услуг доля расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение превысила 50 процентов. Между тем эта доля в развитых странах составляет лишь 24%, в развивающихся странах с высокими доходами населения 33%, в развивающихся странах с низкими доходами – 53 процента.

По оценке системы здравоохранения в Российской Федерации, данной Всемирной организацией здравоохранения, Россия находится на 130 месте из 191 страны – члена организации.

Уровень смертности трудоспособного населения России превышает аналогичные показатели по Евросоюзу в 2,5 раза. Уровень первичной заболеваемости за последние 5 лет увеличился почти на 10%, а общей – на 15%.

Средняя продолжительность жизни в России составляет 65,5 лет, что на 14 лет меньше, чем в Европе, и по этому показателю мы занимаем 148 место в мире. При этом 59 лет живут мужчины, 72 года – женщины. В 2005 году в России умерло 2,3 млн.человек, а родилось 1,5 миллиона. Мужская смертность в стране по сравнению с 1990 годом выросла в 1,6 раза. До пенсионного возраста доживает треть трудоспособного населения страны.

Состояние здоровья, степень распространенности заболеваемости, в том числе так называемых социальных болезней – туберкулеза, инфекционных и других, служат наиболее яркими индикаторами социального неблагополучия в стране. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» финансировалась в 2003-2005 годах на 60% от предусмотренного.

На ситуацию с заболеваемостью населения влияют различные причины, основными среди которых являются изменение возрастной структуры населения, социальные и психологические стрессы, ухудшение условий труда, уровень и качество жизни, в первую очередь снижение у большинства населения качества питания.

Неудовлетворительное состояние здоровья населения страны в целом, ухудшающиеся показатели репродуктивного здоровья женщин лежат в основе тяжелой демографической ситуации. Такое положение в значительной мере обусловлено снижением доступности и качества медицинской помощи.

Экономические реформы, которые продолжаются в России с начала 1990-х годов, привели к серьезным последствиям для системы здравоохранения. Вследствие хронической нехватки средств сложилась катастрофическая ситуация. Снизился уровень медицинских услуг, резко ухудшились условия обслуживания в больницах и поликлиниках. Большая часть оборудования устарела и обветшала, существует острая необходимость в его модернизации и замене. С другой стороны, строятся новейшие, хорошо оборудованные комплексы, которые в отличие от простых районных и городских больниц и поликлиник, предоставляют платные услуги, не доступные по цене большинству населения.

Из-за крайне низкого уровня оплаты труда упал престиж медицинских профессий. Треть всех врачей и четверть медицинских сестер являются людьми пенсионного возраста и лишь 12% медицинского персонала первичного звена составляют специалисты в возрасте до 30 лет.

В современном здравоохранении нет ни одного показателя, который бы улучшился за последние годы – недостаточно медико-санитарное обслуживание предприятий, обострился кадровый дефицит, растет заболеваемость, уровень младенческой смертности занижается в два раза.

Климато-географические, социально-экономические и этно-культурные особенности северных территорий Российской Федерации вызывают необходимость особой государственной политики в части состояния и развития их социальной сферы, включая здравоохранение, что и осуществлялось в дореформенный период.

В настоящее время трудно найти регион, подобный Российскому Северу, где бы так переплелись в тесный узел многие экологические и социальные проблемы, отрицательно влияющие на состояние здоровья проживающего там населения. Развитие социальной сферы и системы сохранения и развития жизненного и трудового потенциала северян существенно отстали от роста их вклада в экономику страны. В северных регионах России сосредоточено две трети ресурсного потенциала страны. Эти регионы занимают почти две трети территории страны, а проживает в них лишь 8% всего населения – около 11 миллионов человек. Эти люди производят пятую часть общего объема промышленного производства и национального дохода. Здесь собирается четверть налоговых поступлений страны. Каждый работающий на Севере вносит в доход государства почти в три раза больше, чем каждый работающий в среднем по стране. Эти территории дают 60% всех валютных поступлений. Ни одна отрасль страны не может развиваться без ресурсов, добываемых и производимых в северных регионах.

Ряд территорий Севера отличается экстремальностью или даже субэкстремальностью климатогеографических и экологических условий, что в свою очередь серьезно отражается на составе, численности населения, состоянии здоровья, развитии демографических процессов. В целом комплекс природных, техногенных и социально-экономических условий ставит жителей этих регионов в значительно более худшие условия жизни в сравнении с другими территориями России. По оценкам физиологов, биологический возраст северян больше календарного на 10 лет.

Несмотря на то, что уровень рождаемости в северных районах выше, а общей смертности – ниже среднероссийских показателей, за последние 10 лет произошло уменьшение абсолютной численности населения Севера, что обусловлено как превышением числа умерших над числом родившихся (в 1,6 раза), так и ростом миграционных потоков населения, в основном трудоспособного возраста, в европейскую часть страны и другие регионы с более благоприятными климатическими условиями, относительно стабильной экономикой и развитой инфраструктурой социальной сферы.

Проведенный специалистами анализ структуры заболеваемости населения Севера показывает, что большинство болезней, занимающих лидирующее место, таких как артериальная гипертония, ранние формы атеросклероза и инфаркта миокарда, сосудистые катастрофы головного мозга, во многом обусловлены наличием хронического стресса и изменением характера питания.

Безработица и снижение в настоящее время целенаправленной санитарно-просветительской работы о здоровом образе жизни являются одной из основных причин широкого распространения алкоголизма, бытовых отравлений суррогатами спирта, токсикомании и наркомании, беспорядочных половых связей и широкого распространения венерических болезней.

Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия жизни населения в северных поселках, скученность проживания, отсутствие в большинстве населенных пунктов централизованных систем водоснабжения и канализации способствуют широкому распространению туберкулеза и различных кишечных инфекций - дизентерии, гепатита, паразитарных и глистных инвазий.

Серьезную озабоченность вызывает ухудшение показателей здоровья граждан, въезжающих в районы Крайнего Севера для работы по трудовым договорам, требующей постоянного или длительного времени проживания в этих территориях. Происходит быстрое снижение физиологических резервов организма, что приводит к хроническому напряжению функциональных систем и болезням адаптации, а также преждевременному развитию или бурному прогрессированию заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, периферической нервной систем, истощению иммунных механизмов.

О медико-социальном неблагополучии северных районов свидетельствуют низкие показатели ожидаемой продолжительности жизни: в этих районах люди живут на 8-12 лет меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Ожидаемая продолжительность жизни выше среднероссийского показателя только в Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО и Тюменской области.

В субъектах Российской Федерации, имеющих территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, имеются существенные различия по финансовому обеспечению здравоохранения в расчете на 1 жителя в год (по данным за 2005 год): Чукотский АО – 22461,1 руб., Таймырский АО – 15476,8 руб., Ханты-Мансийский АО – 12733 руб., Ямало-Ненецкий АО – 11324,4 рубля.

Одной из наиболее значимых сегодня для Севера проблем является состояние здоровья детей. В ходе Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году было осмотрено более 4 млн. детей, проживающих в регионах Севера, из них свыше 70 % имели отклонения в состоянии здоровья. Наиболее высокие показатели распространенности заболеваний зарегистрированы в Республике Карелия и Эвенкийском автономном округе. Показатели заболеваемости детей северных регионов значительно выше среднероссийских и последние 10 лет имеют тенденцию к росту.

Дети Севера находятся в неравных стартовых условиях жизни по сравнению с детьми других регионов страны и болеют в 2,5 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климато-экологических факторов происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается дефицит массы тела.

В структуре заболеваний детей в большинстве территорий Крайнего Севера на первом месте стоят болезни органов пищеварения, на втором – костно-мышечной системы. Показатели распространенности заболеваний эндокринной патологии, крови, нервной системы, психические расстройства по территориям имеют значительный разброс. Отмечается превышающий среднероссийские показатели уровень пораженности детей на Севере гельминтозами.

Большое количество детей имеет остаточную неврологическую симптоматику и нарушения психики, позволяющие прогнозировать невозможность полноценной адаптации их в полиэтнической среде. У значительной части выявлены нарушения познавательной деятельности, существенное отставание в развитии, признаки эмоционального неблагополучия и своеобразие формирования познавательной деятельности. У детей-северян отмечено раннее и массовое возникновение близорукости и астигматизма (57% детей 8-9 лет).

Перевод детей на раннее искусственное вскармливание и введение в рацион неадекватного питания и неадаптированных молочных смесей, употребление в интернатах коровьего молока и молочных продуктов, а также сахара, крахмала, наряду с дефицитом белков, витаминов и минеральных веществ приводят к развитию рахита, анемии, заболеваний пищеварительной и дыхательной систем, вегетодистонии, дерматита. Отмечена высокая распространенность инфекционных заболеваний, прежде всего туберкулеза.

Ухудшение экономической ситуации на Севере, снижение материального уровня жизни большинства северян сделали нереальным выезд детей на летний отдых и оздоровление. Следствием этого является постоянное увеличение расходов на лечение детей и молодежи и в ближайшем будущем – на лечение взрослого населения и ухудшение генофонда Севера России.

Многие северные регионы России не в состоянии самостоятельно решить проблемы обеспечения развития детей в экстремальных условиях Севера и им нужна дополнительная целевая поддержка государства. При отсутствии такой поддержки процесс депопуляции Севера станет необратимым и 60% территории России с ее уникальными природными ресурсами будут исключены из процесса экономического, политического и нравственного возрождения России.

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов неоднократно поднимал вопрос о крайней необходимости сохранения программы «Дети Севера». Совершенно невозможно, чтобы проблемы здоровья детей Севера вошли фрагментами в другие целевые программы, поскольку воздействие экстремальных условий Севера на здоровье детей имеет свою доказанную четко выраженную специфику, принципиально отличную от других территорий, и необходима именно целевая программа для детей северных территорий. Даже при том небольшом объеме средств, который выделялся на ее реализацию, в рамках программы удавалось проводить немало важных мероприятий в области охраны здоровья детей. К сожалению, все усилия по сохранению данной программы оказались безрезультатными.

Здоровье детей, их физическое и интеллектуальное развитие во многом определяются состоянием здоровья матерей. В связи с этим одной из важнейших задач деятельности органов и учреждений здравоохранения остается охрана репродуктивного здоровья женщин различных возрастных групп. Очень низкие показатели здоровья у женщин Севера. Одной из причин такого положения является низкая выявляемость ранних форм заболевания – не выше 30%, в то время как в среднем по России – 58,5%, а частота выявления запущенных форм составляет 34% (по России – 13%).

Показатель материнской смертности превысил среднероссийский показатель в 14 регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Три четверти беременных женщин имеют значимые отклонения в состоянии здоровья, 70% из них недополучают необходимые продукты питания, витамины и микроэлементы. Все это в свою очередь существенно влияет на здоровье будущих поколений: до 80% детей имеют нарушения развития еще до рождения. На фоне ухудшения здоровья беременных женщин растет и число больных новорожденных.

Серьезные опасения вызывает состояние здоровья коренных малочисленных народов Севера, представители которых насчитывают менее 176 тысяч человек, проживающих на территории традиционного обитания своих предков, сохраняющих самобытный кочевой и полукочевой уклад жизни и осознающих себя самостоятельными этническими общностями. Свыше 85% представителей этих народов Севера проживают в сельской местности.

В период перехода страны к рыночным отношениям крайне усилились негативные процессы в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера, приведшие к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни. Ни одна из принимавшихся в этот период государственных программ экономического и социального развития этих народов не была выполнена из-за хронического недофинансирования.

Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности. Многие семьи практически не имеют жилья. Жилищной фонд в селах в основном ветхий, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей.

В этих условиях происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья коренных народов. Средняя продолжительность жизни крайне низкая, до пенсионного возраста доживает только 8,5% этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания. Распространенность туберкулеза среди коренных народов Севера почти в 5 раз выше, чем среди некоренных жителей, а уровень смертности от него в 8,8 раза выше, чем среди некоренного населения. Суммарный показатель инфекционной и паразитарной заболеваемости в местах традиционного проживания коренного населения в 2 и более раз превышает среднероссийские показатели.

Этногенетические особенности коренных народов Севера – отсутствие алкогольметаболизирующих ферментов на фоне нарушения традиционного уклада жизни способствовали развитию у людей выраженной алкогольной зависимости в более короткие сроки, чем у пришлого населения.

В районах проживания коренных малочисленных народов снижается численность врачей и среднего медицинского персонала. В среднем на 10 тыс. человек населения приходится около 38 врачей и 119 человек среднего медицинского персонала (в среднем по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям эти показатели составляют 45 врачей и 129 человек среднего медицинского персонала). Сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения минимальным количеством лекарственных препаратов, оснащения современным медицинским оборудованием.

В настоящее время проходит согласование проект комплексного плана мероприятий по проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира (2005 – 2015 годы), включающий меры по улучшению демографической ситуации в районах проживания коренных народов Севера.

Главной проблемой отечественного здравоохранения в целом является его хроническое недофинансирование, объем которого, по оценкам специалистов, составляет около половины от потребности. При этом имеются существенные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению. Разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз, что не обеспечивает равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи.

Острыми проблемами являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов, крайняя изношенность в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования. По данным Счетной палаты Российской Федерации, в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, что не может гарантировать высокое качество медицинских обследований и эффективность лечения.

Отрицательно сказались на состоянии здравоохранения в стране непродуманные решения о передаче первичного звена медицинского обслуживания на местный уровень, где нет необходимых ресурсов не только для его развития, но даже для поддержания на прежнем уровне. Муниципальная сеть здравоохранения находится сейчас в плачевном состоянии.

В современных условиях очевидно должна развиваться платная медицина в расчете на тех, кто в состоянии платить за нее. При этом непременным условием должно быть ее развитие на базе частных клиник в соответствии с законами рыночной экономики. Между тем зачастую платные медицинские услуги оказываются в зданиях и с использованием оборудования государственных лечебно-профилактических учреждений, созданных на бюджетные средства, а также за счет рабочего времени врачами и персоналом государственных учреждений в ущерб пациентам, получающим услуги бесплатно в гарантированном государством объеме. Такое положение является фактором, усиливающим социальное неравенство и напряженность в обществе. Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения доктор Л.М. Рошаль считает, что качество лечения платных и бесплатных больных должно быть абсолютно одинаковым. Тот, кто выбирает добровольное медицинское страхование или сам платит в кассу больницы за лечение, платит за комфорт, за телевизор в палате, может быть, за более внимательное отношение.

Определенный положительный сдвиг в состоянии здравоохранения должен произойти в результате реализации принятого Правительством Российской Федерации приоритетного национального проекта «Здоровье», рассчитанного на 2006-2007 годы. Его основными направлениями являются развитие первичной медико-санитарной помощи, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, усиление профилактической направленности здравоохранения, удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи. При этом Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что необходимо первичное звено здравоохранения поддержать с федерального уровня, без этого никакие новации там невозможны.

На П Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России» Л.А. Бокерия сказал, что стране нужна национальная политика в области укрепления здоровья. Установлено, что 80% преждевременных смертей могут быть предотвращены эффективной деятельностью здравоохранения: это профилактика факторов риска, пропаганда здорового образа жизни, раннее выявление, адекватное лечение и реабилитация заболевших.

На реализацию мероприятий проекта в 2006 году предусмотрены денежные средства в объеме 88,4 млрд. рублей. Это самая большая сумма из всех четырех национальных проектов.

Важнейшее значение как для системы здравоохранения в целом, так и здравоохранения в северных регионах, будет иметь выполнение задачи оснащения в ближайшие два года новым диагностическим оборудованием более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения.

С целью закрепления медицинских сотрудников в отдаленных местностях, а такие преобладают на Севере, перспективным является целевая подготовка врачей и средних медицинских работников из числа жителей отдаленных районов. Важнейшим для решения этой проблемы является увеличение с 2006 года заработной платы врачей на 10 тыс.рублей и медицинских сестер на 5 тыс.рублей. Привлечению медицинских кадров и их закреплению в местах проживания коренных малочисленных народов Севера будет способствовать и реализация поставленной Президентом задачи увеличения строительства жилья за счет бюджетов всех уровней и расширения ипотечного кредитования, быстрейшего формирования нормативной базы для его применения.

Следует отметить, что реализация национального проекта «Здоровье» началась оперативно, без раскачки. Сформирована необходимая нормативная база. Еще в 1 квартале этого года со всеми субъектами Российской Федерации были заключены соглашения о взаимодействии между федеральным центром и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации национального проекта, согласованы сетевые графики и планы реализации проекта.

С января 2006 года началась выплата врачам и медицинским сестрам дополнительных сумм к зарплате, при этом к этим суммам применяется районный коэффициент, что очень важно для работающих в северных регионах.

Принято важное решение о дифференцированном подходе к определению нормативов обслуживания населения с сохранением установленных доплат к зарплатам, что особенно важно для северных регионов с их низкой плотностью населения. Врачебные участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения с сохранением в полном объеме штатных должностей участковых врачей, врачей общей практики, их медицинских сестер, а также фельдшеров (акушерок).

Проведены конкурсные торги и заключены договоры на поставки оборудования и медицинских препаратов, причем по ценам от 30 до 50 процентов ниже рыночных, что дало возможность превысить количество закупаемого оборудования и препаратов против первоначально запланированных объемов. Очень важное требование к поставщикам оборудования – поставка должна идти до каждой поликлиники, а не просто в регион, и поставщик должен за счет своих средств обучить не менее двух специалистов работать на этом оборудовании.

В октябре завершена отгрузка в субъекты Российской Федерации электрокардиологического оборудования, закупленного на средства федерального бюджета в рамках проекта «Здоровье». В середине ноября завершится отгрузка санитарного автотранспорта. Отгрузка рентгеновского оборудования идет по графику с учетом готовности в лечебных учреждениях помещений к его установке.

Для повышения качества и доступности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным внедряется программа родового сертификата, что позволит решить проблему укрепления здоровья матери и ребенка, повышения рождаемости здоровых детей, снижения материальной и младенческой смертности.

В этом году запланировано провести в стране самую крупную за все годы кампанию вакцинации населения от гриппа – 22 млн.человек, прежде всего относящихся к группам повышенного риска: дети, пожилые люди, медицинские работники, некоторые другие группы. По мнению экспертов, столь масштабная вакцинация снизит риск возникновения серьезного подъема заболеваемости гриппом в этом году.

Вместе с тем медицинская общественность с тревогой отмечает ряд крупных просчетов, допущенных в национальном проекте «Здоровье». Прежде всего речь идет о том, что увеличили зарплату только участковым врачам и участковым медсестрам, но забыли про врачей скорой помощи (потом добавили им вдогонку и в меньшем размере), забыли про фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов, про узких специалистов в поликлиниках, заведующих поликлиниками, отделениями поликлиник, врачей и медсестер школьных и дошкольных учреждений и других. Полностью выпали ведомственные поликлиники.

На фоне общего дефицита всех медицинских работников в первичном звене, подобное положение привело к подвижкам, которые не улучшают, а ухудшают ситуацию. Увеличение заработной платы узким специалистам (и то только во взрослой сети) за счет диспансеризации, не идет ни в какое сравнение с увеличением заработной платы участковым. Заведующие отделениями стали переходить в участковые, ослабляя, таким образом, общее качество обслуживания населения в подведомственной поликлинике территории, узкие специалисты стали искать другую работу, уходят в участковые.

Учитывая условия труда и жизни, жители северных территорий вправе рассчитывать на большее внимание со стороны государства в решении проблем охраны здоровья и более высокий уровень медицинского обслуживания. Однако, региональные северные особенности, исходное состояние, наличие опыта работы, а также финансовые возможности муниципалитетов по обеспечению определенных законодательством полномочий не учтены при их разграничении в области оказания медицинской помощи между федеральными, субъектовыми и муниципальными органами здравоохранения.

Не способствуют выполнению конституционных обязательств государства по укреплению здоровья населения принятые законодательные акты по разграничению полномочий органов власти различных уровней и замене действовавших льгот денежными компенсациями, как правило, в минимальных размерах, которые быстро превращаются в ничто в условиях инфляции, роста цен и тарифов. Об этом свидетельствуют письма граждан, поступающие в Совет Федерации и его Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

Участники «круглого стола» по проблемам и путям совершенствования охраны здоровья сельского и аборигенного населения Севера, проведенного в апреле 2005 года в Совете Федерации в рамках V съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отметили особенно неблагоприятные последствия решений о разграничении полномочий в той части, которая касается здравоохранения. Фактически, считают они, федеральные органы государственной власти сложили с себя полномочия по защите здоровья населения северных территорий.

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов возражал против многих положений этой реформы.

В частности, в связи с принятием указанных законодательных актов из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан выхолощены нормы, связанные с действовавшими до этого льготами как предоставлявшимися населению в области медицинского обслуживания и обеспечения лекарствами, так и льготами медицинским и фармацевтическим работникам. Например, признаны утратившими силу статьи о праве медицинских работников, работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление им квартир с отоплением и освещением, хотя в России нет таких регионов, где не было бы проблем с обеспечением сельской местности медицинскими кадрами. В письмах граждан – медицинских работников сообщается, что на местах, ссылаясь на указанное решение, с них стали брать плату за жилищно-коммунальные услуги. Одной из причин нежелания молодых медицинских специалистов ехать в сельскую местность является ликвидация права на бесплатное жилье и невозможность приобрести его там.

Большая часть норм Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», имеющих содержательный характер, признана утратившей силу или изменена так, что не несет прежней смысловой нагрузки. В частности, признаны утратившими силу статьи, посвященные минимальным социальным стандартам качества жизни детей, гарантиям и льготам по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях неблагоприятных в экологическом отношении, по-существу снят запрет на изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, а также об установлении особого порядка приватизации таких объектов, исключено упоминание о федеральных целевых программах защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства и т.д.

Из Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» исключено положение, устанавливающее обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. В тоже время практика показывает, что именно органы государственной власти и органы местного самоуправления северных территорий в большей степени несут нагрузку, в том числе и бюджетную, по обеспечению прав малочисленных народов. Исключение их из этого процесса усугубляет положение коренных малочисленных народов.

В связи с переводом льгот по проезду инвалидов на денежную компенсацию острой проблемой в северных регионах является их проезд к реабилитационным учреждениям, а также в центральные клиники. К примеру, на большей части территории Республики Саха (Якутия) основным видом транспорта является воздушный. При том, что стоимость перелета только внутри республики составляет 5 тыс.рублей, детям-инвалидам установлена компенсация в размере 1 тыс.рублей.

Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года » в качестве первоочередной меры для выхода из создавшегося положения со здоровьем коренных малочисленных народов определено создание действенной системы медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания путем формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами экспедиционных медицинских отрядов и передвижных медицинских бригад для профилактической диагностики и лечения на местах.

Однако следует учитывать, что указанные формы медицинского обеспечения осуществляются за счет средств местных бюджетов и сегодня их эффективность зависит не столько от усилий здравоохранения сколько от возможности оплачивать транспортные тарифы, доля которых в структуре выездных медицинских услуг составляет до 80 процентов.

Для решения проблемы алкоголизма среди коренных народов необходимо в первую очередь отвлечь людей от пьянства, создавать новые рабочие места и обеспечивать занятость в полном объеме, поддерживать и развивать традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера. Наряду с этим нужны меры по регулированию поставок и реализации алкогольной продукции на Севере. Комитет предложил такие поправки в федеральное законодательство о предоставлении права субъектам Российской Федерации вводить ограничения на оборот алкоголя в местах проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Важное значение для ограждения населения от некачественной и суррогатной спиртовой продукции будет иметь быстрая реализация предложения Председателя Совета Федерации С.М. Миронова о введении монополии государства на производство и оборот этилового спирта.

Совершенно очевидно, что государство в лице федеральных органов должно взять на себя законодательное, финансовое и организационное обеспечение конституционного права коренных малочисленных народов Севера на достойную жизнь, в том числе меры социальной поддержки и медико-социальной помощи населению, ведущему традиционную жизнедеятельность в местах традиционного природопользования. Первостепенное значение имеет выполнение программ и законодательства по вопросам обеспечения жизни и развития коренных малочисленных народов Севера. При реализации задачи строительства жилья органам государственной власти северных субъектов Российской Федерации и местным органам необходимо особое внимание уделять обеспечению качественным жильем коренных малочисленных народов Севера.

С учетом масштабов России не может существовать единой модели организации медицинского обслуживания, структуры здравоохранения для всех муниципальных образований без учета региональных особенностей, связанных с удаленностью территорий, транспортными развязками, структурой и плотностью населения, демографическими характеристиками, уровнем заболеваемости и обеспеченностью медицинскими кадрами и финансовыми возможностями.

Для повышения роли органов местного самоуправления в области здравоохранения и обеспечения конституционных прав граждан в получении медицинской помощи необходимо внесение целого ряда изменений в действующее законодательство, обеспечивающее дифференцированный подход при наделении органов местного самоуправления полномочиями в сфере оказания медицинской помощи. К примеру, некоторые отдаленные муниципальные образования Севера ставят вопрос о передаче им части полномочий по оказанию специализированной медицинской помощи с одновременной передачей субвенций на исполнение этих полномочий, что позволит обеспечивать оперативное оказание необходимой помощи и сэкономить денежные средства сельчан, расходуемые сейчас на то, чтобы добраться до регионального цента. Необходимо нормативно урегулировать бесплатный проезд к месту лечения граждан в пределах региона.

Обеспечение медицинскими и фармацевтическими кадрами учреждений здравоохранения является одной из острейших проблем, с которой сталкивается не только государственный, но и частный сектор здравоохранения. До сих пор не разработаны стандарты дистанционного обучения и переобучения медицинских кадров, что имеет важное значение для северных регионов. Около трети врачей страны не проходили повышения квалификации более 5 лет.

В северных регионах, как и во всей России необходимо направить усилия не только на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний, но и на широкое санитарно-гигиеническое просвещение населения, пропаганду здорового образа жизни, борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, развитие образования и улучшение работы с детьми.

Национальный проект «Здоровье» - это лишь начало работы по улучшению постановки здравоохранения в стране. По оценке председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения доктора Л.М. Рошаля, проект затрагивает 10-12 процентов тех проблем, которые должны решаться, но на сегодня это самые важные проблемы и «работа над проектом означает реальное начало поворота государства к здоровью народа».

В 2007 году консолидированный бюджет в сфере здравоохранения должен составить 850-870 млрд. рублей. На продолжение реализации национального проекта «Здоровье» из всех источников финансирования будет потрачено 107,7 млрд.рублей. Общая доля расходов на здравоохранение в 2007 году может повыситься до 4% от ВВП.

Как видно из изложенного, на Севере, наряду с общероссийскими проблемами здравоохранения, имеются свои специфические особенности, определяемые, прежде всего суровыми природно-климатическими условиями, дисперсностью расселения людей, низкой плотностью населения, этно-культурными особенностями образа жизни коренных малочисленных народов. Это требует особого подхода при определении путей развития здравоохранения.

На основе анализа состояния здравоохранения в северных регионах Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов подготовил и передал Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии предложения к проекту рекомендаций парламентских слушаний в Совете Федерации в ноября 2006 года по вопросу «О состоянии дел с оказанием первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

В частности, предложено рекомендовать Правительству Российской Федерации специально рассмотреть состояние и меры по преодолению процесса депопуляции Севера, коренному улучшению положения дел с рождаемостью и снижением смертности, увеличению продолжительности жизни, поддержке материнства и детства; вернуться к рассмотрению вопроса о возобновлении программы «Дети Севера» в качестве самостоятельной федеральной программы; обеспечить безусловное выполнение федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года».

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с региональными органами государственной власти районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей принять необходимые меры по развитию выездных форм оказания медицинской помощи в удаленных поселениях, внедрению в практику дистанционных форм проведения медицинских консультаций, обследования и лечения больных с привлечением современных средств связи и информационных технологий.

Ноябрь 2006 г.

Аппарат Комитета Совета Федерации

по делам Севера и малочисленных народов

Записка подготовлена на основе анализа материалов Минздравсоцразвития РФ; Росстата; «круглого стола» по проблемам и путям совершенствования охраны здоровья сельского и аборигенного населения Севера, проведенного в Совете Федерации в апреле 2005 года; Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»; материалов Счетной палаты Российской Федерации; Аналитических вестников № 27 (279), № 9 (229); журнала «Национальные проекты» №1 и №2 за 2006 год; Государственного доклада «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году»; материалов комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения; решения Медицинской ассамблеи Союза городов Заполярья и Крайнего Севера от 22 июня 2006 года по вопросу: «Проблемы муниципального здравоохранения»; информационного бюллетеня «Президентский контроль» № 8, август 2006 года; стенограмм заседаний Государственной Думы по рассмотрению вопросов реализации национального проекта «Здоровье».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Президенте Российской Федерации На обложке: фрагмент картины художника Леонардо да Винчи (1452-1519) «Мадонна Литта» Радугин а а р15 Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций (1)

    Курс лекций
    кафедра философии Воронежского государственного университета. Овсиснко Ф. Г., доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
  2. Президенте Российской Федерации На обложке: фрагмент картины художника Леонардо да Винчи (1452-1519) «Мадонна Литта» Радугин а а р15 Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций (2)

    Курс лекций
    кафедра философии Воронежского государственного университета. Овсиснко Ф. Г., доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
  3. Президента Российской Федерации В. В. Путина, объявленными 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководство

    Руководство
    В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В.В. Путина, объявленными 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами
  4. Information system (3)

    Документ
    Заседание состоялось в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 694 от 23 ноября 2005 года для организации подготовки заключений по проектам, претендующим на государственную поддержку из Инвестиционного
  5. Мировой экономики, управления и права (1)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.

Другие похожие документы..