Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Будучи членом Оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии, а затем членом Народного Совета Ингушетии участником народного движения за Ингушскую...полностью>>
'Документ'
На мировом нефтяном рынке продолжается рост цен. Многие связывают это с нестабильным положением на рынках энергоносителей в таких странах как Ирак и В...полностью>>
'Документ'
Навчально-методичні матеріали з навчальної дисципліни «Актуальні проблеми цивільно-правової відповідальності» для студентів юридичного факультету осв...полностью>>
'Урок'
В очередной раз автодром Башкирского республиканского учебно-курсового комбината стал ареной состязаний на звание лучшего водителя ГУП «Башавтотранс»....полностью>>

Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О развитии системы дошкольного образования

М.Н. Малахова, зав. каб. педагогических работников

Е.В. Черноскулова, зав. каб. руководящих кадров

ДОУ ИПКиПРО

Модернизация системы дошкольного образования направлена на достижение главной цели – создание устойчиво развивающейся региональной системы дошкольного образования, компонентами которой являются гарантия доступности дошкольного образования через новые формы, современное качество дошкольного образования, эффективность образования.

Таблица 1

Образовательный уровень педагогов ДОУ

Общее число специалистов

Имеют высшее образование

Имеют высшее педагогическое образование

Имеют среднее профессиональное образование

Имеют среднее педагогическое образование

Учатся заочно

Прошли профессиональную переподготовку

Группа

чел

2008

чел

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Воспитатели ДОУ

2672

2857

701

848

682

825

1626

1042

1529

986

108

149

10

21

Воспитатели изодеятельности

91

115

29

45

27

43

55

64

52

58

9

6

0

1

Инструктор по физической культуре

128

188

44

75

43

73

76

102

73

97

11

8

0

1

Воспитатели ГКП

119

19

17

85

79

1

10

Таблица 2

Педагогический стаж работы педагогов ДОУ

Группа

специалистов

Молодые специалисты до 1 года

От 1 года до 5 лет

От 5 лет до 10 лет

От 10 лет до 20 лет

Свыше 20 лет

Пенсионеров

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Воспитатели ДОУ

130

180

503

597

242

393

570

560

1075

1126

221

252

Воспитатели изодеятельности

5

8

19

24

20

25

39

49

8

9

8

15

Инструктор по физической культуре

6

13

32

44

32

45

43

65

14

20

6

12

Воспитатели ГКП

8

48

19

18

22

9

Таблица 3

Качественный состав педагогов ДОУ

Группа специалистов

Имеют 2 категорию

Имеют 1 категорию

Имеют высшую категорию

Имеют звание «Заслуженный работник образования»

Знак «Отличник» или «Почетный работник»

Имеют орден, медаль

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Воспитатели ДОУ

614

633

1120

1123

197

244

49

45

20

16

Воспитатели изодеятельности

28

11

26

53

25

30

2

1

1

1

Инструктор по физической культуре

26

30

56

42

28

36

1

2

3

3

Воспитатели ГКП

27

32

1

3

1

Качество и эффективность дошкольного образования всецело зависят от профессионализма педагога. По данным таблиц 1, 2, 3, за последние два года сохраняется стабильность состава воспитателей и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. Значительный рост количества воспитателей получен за счет открытия новых детских садов, детских садов после капитального ремонта в районах области. В целом в системе достаточное количество педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, хотя основная масса имеет среднее педагогическое образование. Постоянно увеличивается количество педагогов, обучающихся заочно в ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Много педагогов ДОУ имеет стаж работы свыше 20 лет. С одной стороны, это говорит о стабильности системы дошкольного образования и богатом накопленном опыте работы с детьми дошкольного возраста, с другой стороны, тревожит отсутствие преемственности между педагогами-стажистами и молодыми специалистами. На улучшение кадровой политики повлияло открытие отделения «Дошкольное образование» на факультете профессиональной переподготовки ИПКиПРО Курганской области. Система дошкольного образования получит 37 педагогов, качественно подготовленных к работе с детьми дошкольного возраста в условиях сельской местности и города.

Из года в год растет количество педагогов, претендующих на квалификационные категории. Так, количество педагогов, претендующих на вторую квалификационную категорию, в 2009 году увеличилось в два раза, возрос процент педагогов, аттестующихся на первую и высшую квалификационную категории.

Концепция модернизации российского образования нацеливает педагогов на развертывание инновационной деятельности в образовательных учреждениях. В области достаточное количество педагогов, которые осуществляют качественную подготовку детей дошкольного возраста к обучению в школе, активно используя для этого в своей педагогической деятельности современные общеобразовательные программы, адаптивные рабочие программы, перспективное планирование по разным направлениям содержания образования и оздоровления детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

Коллектив ДОУ № 116 г. Кургана (заведующая Домрачева М.О., зам. зав. по УВР Гаптар Л.Г.) обобщил опыт своей работы в форме учебного фильма на тему «Организация клубной работы с семьями, имеющими детей раннего возраста, не посещающими ДОУ». Воложанина В.В., воспитатель Краснозвездинской СОШ им. М. Ефремова Шадринского района обобщила опыт работы на областном уровне на тему «Организация взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в условиях села», акцентировав внимание на активных формах работы.

В области сделана попытка создать службу поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста на дому. Отрадно отметить, что каждый район в силу сложившихся условий может представить свою систему такой работы. Так, в Альменевском районе организован клуб «Мамина школа», в Белозерском районе ведется работа с семьями в социально-игровой комнате, в Варгашинском районе функционирует клуб «Молодая семья», в Далматовском районе организованы педагогический патронаж на дому, клуб «Малыш», в Каргапольском районе – служба психолого-педагогической поддержки раннего семейного воспитания. Катайский, Шумихинский районы могут поделиться опытом работы по организации психолого-педагогического консультпункта. На базе Кетовского, Мишкинского, Целинного, Щучанского, Юргамышского районов организована система клубов «Мамина школа», «После трех уже поздно», «Школа молодых матерей». Кетовский, Макушинский, Частоозерский районы имеют опыт работы по организации выездной службы специалистов дошкольного образования в отдаленные населенные пункты. В Мокроусовском районе создан центр игрового развития детей раннего возраста. В Половинском районе создана психолого-педагогическая служба по оказанию психологической, методической и консультативной помощи родителям, воспитывающим детей раннего возраста на дому. В районной газете «Притоболье» Притобольного района организован лекторий для родителей. Запущен в действие проект «Родительская почта» в Юргамышском районе. Организация работы службы психолого-педагогической поддержки была рассмотрена на расширенном Совете отдела дошкольного образования ИПКиПРО с привлечением специалистов ГлавУО и ГОУ ЦПМСС. По результатам этой работы будет издан методический сборник.

Оздоровление детей дошкольного возраста всегда являлось приоритетным направлением развития региональной системы дошкольного образования. Используя разнообразные оздоровительные технологии, парциальные программы оздоровительной направленности и адаптируя их к условиям своего образовательного учреждения, педагоги области показывают стабильно высокие результаты оздоровления детей. Проведенное социологическое исследование показывает, что большинство педагогов проводит оздоровительную работу по методике М.Д. Маханевой, Л.Д. Глазыриной, М.А. Руновой, Л.И. Пензулаевой. Накопили интересный педагогический опыт по данному направлению следующие педагоги.

Карпова С.Н., инструктор по физической культуре ДОУ №2 г. Кургана, ведет активную исследовательскую работу по теме «Формирование здорового образа жизни детей в условиях компенсирующего детского сада». Данная технология удачно сочетается с задачами комплексной программы Т.Н. Дороновой «Радуга». Материалы опыта работы могут быть востребованы не только инструкторами по физической культуре, но и воспитателями. Этот опыт работы заинтересовал педагогов Кетовского, Каргапольского, Шумихинского районов.

Черепанова Н.А., воспитатель по оздоровительной работе ДОУ № 117 г. Кургана, обобщила опыт работы по теме «Закладываем основы физической культуры у детей, имеющих речевые нарушения». Опыт обобщен на областном уровне и распространен в ДОУ г. Далматово.

Тимшина Е.А., инструктор по физической культуре ДОУ №61 г. Кургана, представила систему работы по внедрению дыхательной гимнастики в ДОУ; адаптировала оздоровительную систему работы с детьми дошкольного возраста к программе под редакцией М.А.Васильевой. Практические занятия и обобщенный опыт работы был представлен на областном уровне и внедрен в практику работы детских садов Катайского, Каргапольского, Шумихинского, Кетовского районов.

Корозникова Н.М., воспитатель по оздоровительной работе ДОУ № 3 г. Кургана, представила на областном уровне материалы из опыта по оздоровлению детей дошкольного возраста «Играя к здоровью». Ценность данных материалов заключается в том, что автор представила определенную систему оздоровления детей с помощью кинезиологических и коррекционных игр, упражнений. Материалы будут особо востребованы педагогами, работающими по общеобразовательной программе «Из детства – в отрочество».

Интересно представили оздоровительную работу воспитатели ДОУ № 39 г.Кургана Колесниченко Ю.В. и Николаева И.Н. Были проведены мастер-классы для педагогов сельских детских садов на тему «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».

Продолжается работа, начатая в прошлом учебном году педагогами ДОУ «Родничок» г. Петухово по адаптации оздоровительной системы М.А. Руновой.

Особое внимание в данном учебном году уделялось вопросам воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. На базе ДОУ № 12 г. Шумихи в феврале состоялся областной семинар на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Сухарева Т.В., воспитатель ДОУ «Березка» г. Катайска, обобщила материалы из опыта работы на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Кучина С.Ф., воспитатель ДОУ № 14 г. Кургана, представила опыт работы «Ознакомление детей с природой родного края через произведения местных авторов». Использование знаний о родном крае на занятиях по изодеятельности представила воспитатель изодеятельности Вощило О.В. (ДОУ № 45 г.Кургана).

Середкина Н.А., воспитатель ДОУ № 137 г.Кургана, обобщила материал на тему «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы» (программа М.А. Васильевой).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста представлено материалами из опыта работы следующих педагогов. Соснина Т.А., воспитатель ДОУ № 169 г. Кургана, - «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Материалы адаптированы к программе Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество». Казимирская С.В. представила мастер-класс на тему «Использование музыкально-дидактических игр в практике работы воспитателя».

Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста является одним из ведущих направлений содержания образования ребенка при подготовке его к школе. Данный учебный год характеризуется положительными изменениями, высоким качеством работы при подготовке ребенка к школе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Аблина Т.Б., воспитатель МДОУ № 92 г. Кургана, представила материал из опыта работы на тему «Взаимодействие ДОУ с семьей в целях познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов». Для взаимодействия с семьёй по познавательно-речевому развитию детей автор предлагает детские проекты по темам «Огонь – друг, огонь – враг»; «Родина большая, родина малая».

В апреле 2010 года был организован и проведен 5 областной фестиваль педагогического мастерства. Воспитатели ДОУ приняли участие в номинации «Воспитать человека». 13 педагогов из Альменевского, Шатровского районов, городов Кургана, Шадринска, Макушино, Далматово, Катайска, Щучье, п. Лебяжье показывали свое мастерство. Призовые места заняли Черноскутова Инна Петровна, воспитатель ДОУ 12 г. Катайска, Неупокоева Людмила Павловна, воспитатель по оздоровительной работе ДОУ № 126 г.Кургана.

В рамках областного фестиваля был представлен инновационный опыт на темы «Развитие двигательного воображения детей младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях» и «Сотрудничество с семьей как фактор развития современных детско-родительских отношений».

По результатам совместной работы отдела и ДОУ за год можно сделать вывод: расширилась география инновационной деятельности, изменился ее характер, инновационная деятельность стала более осознанной, стабильной, прогностичной.

В системе дошкольного образования Курганской области педагоги активно участвуют в создании и освоении разнообразных педагогических новаций, что коренным и положительным образом влияет на качество и развитие региональной системы дошкольного образования.

Задачами развития системы дошкольного образования являются следующие:

- способствовать сохранению системы дошкольного образования за счет освоения новых вариативных форм работы (КОЦ, семейные детские сады);

- совершенствовать качество работы педагогов через внедрение новых программ и технологий, приведение в соответствие используемых программ виду детского сада;

- совершенствовать мастерство педагогов ДОУ, изучать и обобщать передовой педагогический опыт на областном уровне;

- организовать эффективное взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников, а также с семьями, дети которых не посещают детский сад;

- координировать усилия методических служб разного уровня в целях сопровождения инновационной и опытно-экспериментальной работы в ДОУ.

В номере:

Бекишева С.Н.

Итоги областного конкурса муниципальных методических служб «Информационно-коммуникационные технологии в методической работе»

3

Нухов Р.А.

ШКОЛА В ТРЕХ ВАРИАНТАХ

7

Ячменев В.Д.,

Васенева С.П.

Подготовка и внедрение стандартов второго поколения в образовательные учреждения области

10

Булакова Н.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ педагогов

15

Войтенко М.В.

О развитии системы непрерывного повышения квалификации педагогов Курганской области на основе дистанционных технологий обучения

18

Дементьева Л.А.

совершенствование психологического сопровождения образовательного процесса

22

Панченко Ю.В.,

Толстых Л.С.,

Костюк Н.Ю.

о состоянии, проблемах и перспективах развития начального общего образования

26

Паюсова Н.А.

О состоянии преподавания русского языка и литературы, проблемах и перспективных задачах на 2010-2011 учебный год

40

Безденежных А.Л.

О состоянии, проблемах и перспективах обучения иностранным языкам в Курганской области

45

Каргапольцева Т.А.,

Маркова Т.Н.

Состояние, проблемы и перспективы математического образования в Курганской области

49

Квашнин Е.Г.

О СОСТОЯНИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ в 2010-2011 УЧЕБНом ГОДу

55

Останина Н.В.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 2009/2010 УЧЕБНОМ ГОДУ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

58

Добрецов А.Р.

О состоянии преподавания географии в 2009-2010 учебном году и задачах на 2010- 2011 учебный год

64

Степанов Д.Л.

СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

68

Веденеева Н.В.,

Булакова Н.А.

О состоянии, проблемах и перспективах биолого-химического образования в Курганской области

73

Кузнецова Н.В.

О СОСТОЯНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

76

Поздняков В.А.

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ развития ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

80

Могутова Н.Н.

О состоянии деятельности классного руководителя в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»

86

Камаева Е.О.

Проблемы и перспективы повышения квалификации педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

90

Фролова З.Г.

«Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни

94

Рубцова Л.И.

Новые подходы к совершенствованию профессионального образования

100

Кашарная С.М.,

Менщикова Е.И.

О переходе учреждений НПО и СПО на основные образовательные программы нового поколения, реализующие ФГОС III поколения

103

Коновалова Н.В.

Проблемы и пути повышения эффективности профессионального обучения в УПО

105

Малахова М.Н.,

Черноскулова Е.В.

О развитии системы дошкольного образования

108

Научно-практический журнал

«Педагогическое Зауралье» (2/56)

(распространяется бесплатно)

Подписано к печати 22.06.2010

Лицензия серия ЛР № 040316 от 14.04.1998

Бум. кн.-журн. Формат 60х90 1/24 Усл.п.л. 4,7

Тираж 750 экз. Заказ

Издательство Института повышения квалификации и переподготовки

работников образования Курганской области:

640000, Курган, Пичугина, 38

Отпечатано на дупликаторе ИПКиПРО Курганской области



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  2. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (2)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  3. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области экспресс-информация №1 Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает её сам. Жан Жак Руссо курган

    Документ
    Дружинин В.И., ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор кафедры научных основ управления образованием,
  4. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области экспресс-информация

    Документ
    Дружинин В.И., ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор кафедры научных основ управления образованием,
  5. Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

    Документ
    © государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

Другие похожие документы..