Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перехід України до ринкової економіки і активне включення в світові господарські зв’язки вимагають відповідного розширення методів комерційної діяльн...полностью>>
'Документ'
Осмотр музеев Тегерана, Вы посетите Археологический музей, Музей ковров, Национальный музей драгоценных украшений и Музей стекла и керамики. Трансфер ...полностью>>
'Исследование'
Введение. Принято считать, что основной причиной, определяющей изменения климата в ближайшее столетие, является увеличение концентрации парниковых га...полностью>>
'Документ'
 В соответствии с Положением "О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Росс...полностью>>

Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О переходе учреждений НПО и СПО на основные образовательные

программы нового поколения, реализующие ФГОС III поколения

С.М. Кашарная, зав. каб. руководителей УПО;

Е.И. Менщикова, зав. каб. учебно-программного

обеспечения УПО ИПКиПРО

В настоящий момент перед всеми учреждениями профессионального образования на первый план выдвигается актуальная задача перехода к новому поколению основных образовательных программ (ООП), реализующих ФГОС III поколения.

При этом особая ответственность в условиях перехода на новое поколение ООП ложится на преподавателей и мастеров производственного обучения. Им предстоит разработка наиболее трудоемких программных документов – рабочих программы дисциплин (профессиональных модулей), практик, которые составят содержательную основу ООП.

На сегодняшний день нормативная база введения в действие ФГОС III поколения находится в стадии формирования и состоит из следующих документов:

  • Перечень профессий НПО (приказ МОН от 28.09.09 № 354);

  • Перечень специальностей СПО (приказ МОН от 28.09.09 № 355);

  • Порядок приема граждан в ОУ НПО (приказы МОН от 15.01.09 № 3 и от 24.11.09 № 657);

  • Порядок приема граждан в ОУ СПО (приказы МОН от 15.01.09 № 4, от 24.03.09 № 98, от 26.05.09. № 179 и от 11.01.20 № 2);

  • Перечень вступительных испытаний в ОУ СПО (приказ МОН от 28.09.09 № 357);

  • Перечень специальностей СПО, по которым могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (приказ МОН от 28.09.09 № 356);

  • Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих программы НПО (приказ МОН от 26.11.09 № 674);

  • Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих программы СПО (приказ МОН от 26.11.09 № 673);

  • утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России - 110 ФГОС по профессиям НПО, 84 ФГОС по специальностям СПО (закупка 2008 г.);

  • поступили в МОН для организации утверждения ФГОС от разработчиков – 227 ФГОС НПО и СПО из 370. Из 227:

  • утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России – 3 ФГОС;

  • находятся на регистрации в Минюсте России – 32 ФГОС;

  • находятся на визировании в Роспотребнадзоре – 86 ФГОС;

  • направлены в доработку разработчикам ФГОС – 58 ФГОС;

  • находятся на рассмотрении в отделе – 48 ФГОС.

  • Указатель соответствия профессий НПО (приказ МОН № 354 и постановлением Правительства РФ № 1362);

  • Указатель соответствия специальностей СПО, утвержденных приказом МОН № 355 и специальностей, указанных в ОК специальностей по образованию (приказ МОН от 11.04 № 112).

При установлении соответствия профессий НПО и специальностей СПО образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по профессиям и специальностям, по которым установлено соответствие на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия (ФЗ-260).

Учебно-методическая база введения в действие ФГОС нового поколения:

  • утверждены рекомендации по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (28 августа 2010 г.);

  • утверждены рекомендации по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (28 августа 2009 г.);

  • подготовлены образцы двух примерных программ: учебной дисциплины (НПО) и профессионального модуля (СПО);

  • разрабатываются примерные программы дисциплин и профессиональных модулей;

  • на сайте ФИРО создан банк данных примерных образовательных программах по профессиям НПО и специальностям СПО;

  • в стадии разработки находятся учебные пособия по дисциплинам обязательной части ФГОС цикла ОГСЭ (история, основы философии, иностранный язык, физическая культура) и ПР(БЖ).

Все вышеперечисленные нормативные документы можно найти сайте Министерства образования и науки РФ, раздел «Документы», приказы МОН - http://mon.gov.ru/dok/prik/.

Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии («Закон об образовании», ст. 9 п. 6.1.).

То есть составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Это документы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру.

Учебная дисциплина – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

Профессиональный модуль – часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Разработанные примерные программы учебных дисциплин и модулей должны пройти обязательную экспертизу, которая состоит из двух этапов: технической экспертизы и содержательной.

Техническая экспертиза:

1) проводится безвозмездно;

2) без особых требований к квалификации экспертов;

3) проверяет соответствие программы тексту ФГОС и требованиям к оформлению.

Содержательная экспертиза:

  1. оплачивается заказчиком;

  2. эксперты – специалисты высокой квалификации;

  3. определяет дидактическую целесообразность наполнения программы.

На основе примерных программ учебных дисциплин и модулей, прошедших обязательную экспертизу в образовательном учреждении, разрабатываются соответствующие рабочие программы образовательного учреждения профессионального образования.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях НПО и СПО возникает необходимость в разработке комплекса мероприятий по переходу на новые ФГОС III поколения, который должен иметь следующие основные направления:

1) изучение терминологии современного российского профессионального образования с целью создания условий для единого понимания профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения на стадии их внедрения;

2) изучение концептуальных основ ФГОС третьего поколения;

3) создание творческих групп по изучению подготовленных образцов двух примерных программ: учебной дисциплины и профессионального модуля, с целью освоения основных подходов к разработке рабочих программ (данные примерные программы выложены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ).

Проблемы и пути повышения эффективности

профессионального обучения в УПО

Н.В. Коновалова, зав. кабинетом преподавателей

профессиональной подготовки и мастеров ПО ИПКиПРО

Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, является основной целью профессионального образования.

Для реализации данной цели необходимо организовать профессиональное обучение, направленное на успешное освоение конкретного вида профессиональной деятельности. Необходимо целенаправленное профессиональное воспитание будущих рабочих-специалистов с учетом компетентностного подхода в образовании. Значительно возрастает роль педагогов профессионального обучения в УПО, повышаются требования к уровню профессионально-педагогического мастерства преподавателей и мастеров. Сегодня в системе ПО существуют следующие проблемы:

- недостаточный уровень технологизации образовательного процесса в УПО;

- недостаточный уровень проектировочной компетентности педагогов;

- недостаточное обеспечение УМК по профессиональным образовательным программам с учетом современных педагогических и информационных технологий.

Анализ кадров показывает, что педагоги профподготовки УПО имеют достаточно высокий уровень образования и квалификации.

Вместе с тем, количество педагогов с высшим образованием в учреждениях НПО Курганской области снижается, количество мастеров производственного обучения и преподавателей высшей и первой категории последние 2 года держится на одном уровне. Увеличилось количество мастеров производственного обучения со второй квалификационной категорией на 5 % по сравнению с 2009 годом.

Для решения проблем, существующих в УПО, необходимо в каждом ОУ организовать повышение квалификации педагогов, в том числе через курсовую подготовку, участие в семинарах и других организационно-методических мероприятиях, через стажировку в других учреждениях.

В 2009-2010 учебном году совместная работа кабинета преподавателей профессиональной подготовки, мастеров производственного обучения и учреждений ПО была направлена на решение следующих задач:

- проведение научно-методической работы по обновлению содержания на­чального профессионального образования;

- обеспечение УПО высококвалифицированными педагогами, в том числе через обучение на курсах повы­шения квалификации и факультете переподготовки в ИПКиПРО;

- освоение педагогами новых педагогических и информационных техноло­гий.

Повышение квалификации педагогов в 2009 году осуществлялось через курсовые, организационно-методические и научно-методические мероприятия.

В 2009-2010 учебном году 210 (7%) преподавателей и мастеров производственного обучения УНПО, УСПО прошли обучение на курсах повышения квалификации в ИПКиПРО по кабинету преподавателей профессиональной подготовки и мастеров производственного обучения УПО. На курсах педагоги освоили современные образовательные технологии: метод проектов, интерактивное обучение, метод направляющих текстов, формы и методы социально-ориентированного профессионального образования.

В 2009-2010 учебном году анализ педагогических проектов, разработанных слушателями в рамках курсов, выявил следующие затруднения педагогов:

- постановка целей и задач урока;

- определение типа и вида уроков;

- включение в педагогический процесс современных форм, методов и технологий обучения;

- обучение с использованием педагогических технологий, основанных на активизации и интенсификации обучения.

- знание психофизиологических особенностей учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Между тем, эти знания и умения являются основополагающими. Педагоги мало используют педагогические технологии в обучении; большей частью это объясняется недостатком знаний. В этом призваны помочь различные курсовые мероприятия и обмен опытом.

По окончании курсов проводилась диагностика сформированности теоретической и практической готовности педагогов к проектированию учебных занятий (уроков) в УПО. Она выявила, что все слушатели осознали актуальность и важность проблемы проектирования и личную значимость изучения проблемы.

Проблемы включения педагогами в педагогический процесс современных форм, методов и технологий обучения решались на курсах «Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателей профессиональной подготовки и мастеров производственного обучения». Цель курсов – формирование и совершенствование теоретической и практической готовности к проектированию занятий с использованием современных педагогических технологий в учреждениях профессионального образования.

В ходе курсового мероприятия педагогами были изучены теоретические основы педагогических технологий. Особый акцент сделан на технологиях, основанных на активизации и интенсификации обучения:

  • интерактивное обучение (дискуссия и дебаты);

  • информационно-коммуникационные образовательные технологии;

  • технологии: развития критического мышления, проблемного обучения, проектного обучения, блочно-модульная.

Наиболее интересны с точки зрения содержания и уровня разработки были следующие педагогические проекты:

- Степанова Т.А., мастер п\о ФБОУ ФСИН ПУ № 228, - система уроков производственного обучения по теме «Технология изготовления швейных изделий»;

- Турищева Л.А., мастер п/о, ГОУ НПО ПУ№ 11, - система уроков производственного обучения по теме «Освоение приёмов стрижки волос» с использованием интерактивной технологии;

- Малюгин А.В., преподаватель профессиональной подготовки ФБОУ ФСИН ПУ- №228, разработал систему уроков на тему «Техника выполнения сварных швов»;

- Михеева Е.Л., преподаватель профессиональной подготовки ГОУ НПО ПУ-23, - система уроков производственного обучения на темы «Блюда и гарниры из жареных овощей», «Блюда из запеченных овощей».

Отработка навыков использования конкретных технологий на уроках теоретического и производственного обучения в УПО происходила на практических занятиях. Слушатели вначале разрабатывали фрагменты уроков, а затем педагогический проект на основе выбранной педагогической технологии (по выбору слушателя).

Курсы «Использование ИКТ в образовательном процессе УПО» прошли на базе ГОУ НПО ПУ-11 (директор ПУ-11 Лобарева Л.В.) и оказались очень востребованы. Высокий уровень с точки зрения содержания и уровня разработанности имеют следующие педагогические проекты:

- Гуценаш О.А., мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ-11, - разработка уроков производственного обучения на тему «Создание презентации в Microsoft Power Point» и «Электронный портфолио»;

- Давыдова О.П., преподаватель профессиональной подготовки ГОУ СПО КТК, - урок теоретического обучения «Команды ms-dos общего пользования», «Электронный портфолио»;

- Власов А.Е. и Борисов А.В., преподаватели профессиональной подготовки ГОУ НПО ПУ-24, - «Электронный портфолио»;

- Чегодаева С.П., мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ-13, - уроки производственного обучения на тему «Технология приготовления салатов» и теоретического обучения «Обработка субпродуктов».

Курсы дистанционного обучения «Блочно-модульная технология как средство повышения эффективности профессионального обучения» позволили преподавателям и мастерам производственного обучения разработать фрагменты модулей трудовых навыков.

Авторы пакета учебных элементов по теме «Посев моркови в открытом грунте» по предмету «Овощеводство» ГОУ НПО ПУ-29» – Пичугина А.В., Сметанина И.В., Сердюкова Л.Г., мастера производственного обучения, Воинкова С.А., преподаватель профессиональной подготовки ГОУ НПО ПЛ-6, разработали фрагменты модулей трудовых навыков и пакеты учебных элементов по предметам кулинарного профиля. Все разработанные педагогами материалы хранятся в банке данных отдела профессионального образования ИПКиПРО.

С целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса в УПО в 2010-2011 учебном году совместная деятельность ИПКиПРО и преподавателей профессиональной подготовки, мастеров производственного обучения будет направлена на:

- продолжение работы по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных педагогических и информационных технологий;

- освоение современных педагогических технологий обучения, основанных на проектировании индивидуальных маршрутов обучающихся;

- освоение компетентностного подхода в разработке рабочих программ;

- проектирование УМК по профессиональным образовательным программам с учетом современных педагогических и информационных технологий;

Овладение данными видами деятельности педагогам УПО облегчит переход на реализацию основных образовательных программ, в рамках ФГОС III поколения.

Категория

Высшее

образование

Высшее

педагогическое

Имеют среднее проф. образ.

Высшая

категория

Первая

категория

Вторая

категория

Кол

%

Кол

%

Кол

%

Кол

%

Кол

%

Кол

%

Учреждения начального профессионального образования 631 педагогов

Преподаватели

128

55

71

30

86

38

60

26

77

33

45

19

Мастера п/о

98

25

66

16

232

58

60

15

113

28

93

23

Учреждения среднего профессионального образования 795 педагогов

Преподаватели

579

91

317

50

39

6

288

45

185

29

77

12

Мастера п/о

39

24

23

14

99

61

18

11

61

38

21

13

Общий контингент 1426



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  2. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (2)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  3. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области экспресс-информация №1 Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает её сам. Жан Жак Руссо курган

    Документ
    Дружинин В.И., ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор кафедры научных основ управления образованием,
  4. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области экспресс-информация

    Документ
    Дружинин В.И., ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор кафедры научных основ управления образованием,
  5. Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

    Документ
    © государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

Другие похожие документы..