Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Восточная Сибирь и Дальний Восток имеют огромное геополитическое и социально-экономическое значение для России. В связи с этим, ЭС-2030 уделяет особо...полностью>>
'Документ'
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российс...полностью>>
'Документ'
Теневая экономика обозначает всякую экономическую деятель­ность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. Иначе говоря, теневая эко...полностью>>
'Документ'
Согласно Трудовому кодеку РФ, организация самостоятельно устанавливает систему оплаты труда. При этом в пределах одной организации разным категориям ...полностью>>

К вопросу происхождения багратидов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАГРАТИДОВ.

В истории древней и феодальной Армении, а в IX - XI вв. н. э. и всего Закавказья, исключительную роль сыграл знатный род Багратуни (Багратидов).

Его происхождение восходит к клинописному периоду Армении, известному в истории под названием Урарту. Уже тогда этот род играл весомую роль в жизни государства, к IX в. до н. э. объединившего племена и народы Армянского нагорья в рабовладельческую монархию восточного типа.

Уже в эпоху Урарту формируются аристократические фамилии, которые составили ядро урартской знати и которые перешли в эпоху раннего феодализма, оформившись как класс феодалов в Армении. Это те представители урартской знати, фамилии которых оканчиваются на суффикс "уни" – Арцруни, Рштуни, Хорхоруни, Сюни, Багратуни и т. д. На этот факт указал историк Урарту акад. Б. Пиотровский еще в 1945 г.1

До него, проф. Г. Капанцян в исследовании по истории Урарту обратил внимание, что царь страны Мана носил имя Багадати (716 г. до н. э.). Мана находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья оз. Урмия, которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку именно представители этого рода носили имя Багадат-Баграт и производное от него фамилию Багратуни. На это первым указал и обосновал свою версию проф. Н. Адонц еще в 1908 г. Имя Багадат носил стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н. э.), которого он назначил правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Первоначальной родовой областью Багратуни Н. Адонц считал область Багреванд на юге Армении и высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата от baga-data означает "богом данный", стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни.3

Гр. Капанцян разделяет версию Адонца, считая, что страна Мана была заселена индоевропейскими племенами. В ассирийских и урартских надписях указана и родня Багадати: дед —Иранзу, отец —Аза, брат —Улусуну.

Таким образом, из эпохи Урарту нам известны четыре представителя рода Багратуни. Эпонимом фамилии мы считаем имя главной богини Урарту, супруги главного бога Урарту — Халда. Ее звали Багбарту. как разъясняет Б. Пиотровский, до присоединения Мана к Урарту храм в Мусасире был главным храмом Маны, после присоединения он стал главным храмом Урарту, а Халд — также и главным богом Мана. Багбарту же стала его супругой и женским двойником.5 Ее имя — эпоним фамилии - чередование Баг-бар-ту переходит в Баграт — Багарат — Багратуни (по аналогии —Ур-ар-ту —Арарат).6

В научной литературе (и за ее пределами) Багратидам обычно приписывается еврейское происхождение. В обоснование делается ссылка на сообщение армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. который в обращении к своему меценату – марзпану Сааку Багратуни, дает разъяснения относительно происхождения рода.

Соответствующая глава называется — "Ряд наших царей и их перечисление от отца к сыну". В ней историк пишет, что армянский царь Грачья (Храчеа) выпросил у царя Вавилона Навуходоносора, уведшего в плен иудеев, одного из пленных иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. "Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни и это правда". Далее Хоренаци пишет, с каким трудом армянские цари склонили потомков Шамбата к идолопоклонничеству, наконец, добавляет: "Ибо некоторые, не заслуживающие доверья люди, произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее, они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском языке —Шамбат."

В другом месте он добавляет: "Надобно тебе знать, что когда род Багратуни покинул веру своих предков, он, прежде всего, приобрел варварские прозвания — Бюрат. Смбат и тому подобные наименования, лишившись первоначальных имен Багадия, Тубия, Сенекия, Асуд, Сапатия, Вазария, Енанос, какими их называли до отступничества. И мне кажется что имя, которое Багратуни произносят как Багарат — это Багадия, Асуд — Ашот, таким же образом Вазария (превратился) в Вараза, как и Шамбат —в Смбата".8

По этой версии один из иудейских вождей по имени Шамбат (Смбат) был пленен Навуходоносором в 593 или 583 г. до н. э., а армянский царь Грачья поселил его в Армении. Вторая версия у Хоренаци — происхождение Багратуни от Хайка. т. е. армянское происхождение.

Первая версия давным-давно отжила свой век, она не выдержала критики и существует лишь по инерции, а часто поддерживается искусственно.

Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов, сейчас поддерживать этот вариант, значит, откатываться до уровня конца XIX в.

Уже А. Гарагашян в 1895 г. отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие — арийские, например, Вараз, означает "победитель", Багарат, как отмечалось выше — "богом данный". Производные от Вараза — Вараздат, Варазтироц и т.д. При Сасанидах Вараз стал Перозом.

Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, подобное сравнение не доказывает версию Хоренаци. Багадия, Вазария, Шамбат, Асуд, якобы соответствующие армянским Баграту, Варазу, Ашоту, Смбату — в Библии не встречаются. И наоборот - имена Сенекия, Тубия, Енанос, Азария, Сария, которые встречаются в Библии, у Багратидов в употреблении не были.9

Добавим, что имя Смбат — очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu.10

Крупный специалист по генеалогии армянских и кавказских аристократических фамилий — Кирилл Туманов посвятил специальное исследование происхождению древнеармянской царский династии Ервандуни (VI - II вв. до н.э.), Ервандуни-Оронтидов он отождествляет с Багратуни (Подробно см. исследование Туманова на английском языке).11

Таким образом, историческая наука долгое время родоначальником Багратуни считала Шамбата (или Смбата), ссылаясь на сообщение Хоренаци. В армянской историко-филологической науке это положение пересмотрено, но в зарубежной (в тот числе и русской) исторической науке традиционно Шамбат остается на своем месте.

За последнее столетие, в особенности за последние десятилетия, наука шагнула далеко вперед, то, что вчера казалось непререкаемым, сегодня отвергнуто как анахронизм.

Что знает сегодня историческая наука о Шамбате?

Из новейших исследователей историк Г. Мелконян (бывший сотрудник Института истории АН Арм. ССР) считает, что Шамбат был из тех армян, которые проживали в Адиабене (север Ассирии), в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении) против Рима (50-60 гг. н. э.) Адиабена была союзником Армении, здесь проживали армянские нахарары (крупные феодалы). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене, при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое воспринималось как еврейская религия. Все последователи этого учения считались "евреями".12Поэтому для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, являлись "евреями".

Личность Шамбата проясняется благодаря сообщению сирийского летописца III — IV вв. н. э. Map Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Его труд содержал записи древних армянских легенд, также и письменных источников, в том числе и документальных, из коих он почерпнул сведения об армянских и парфянских Аршакидах. Его трудом пользовался и Хоренаци (в его "Истории" Map Абас назван Марабба Мцурнаци).

Часть сочинения Map Абаса ошибочно приобщена к "Истории" автора VII в. Себеоса (из рода Багратуни) и в историко-филологической науке известна как "История Анонима" или "Начальная история Армении" (см. Мовсес Хоренаци. История Армении, Введение, стр. XI-XII).

Относительно Шамбата у Анонима сказано: "И стал властвовать над ними т.е. армянами) Зарех, сын сыновей Араменака, муж храбрый, с мощным луком. После него Армог, за ним Сарханг, за ним Шаваш, за ним Парнаваз.

Этот Парнаваз родил Багама и Багарата, и Багарат родил Бюрата, и Бюрат родил Аспата. Сыновья Багарата унаследовали свои владения на западной стороне, т. е. дом Ангег, ибо Багарат назывался также Ангегом и его в то время племя варваров называло богом".

Этот Багарат назывался также Багарат-Паразян. он возложил венец на голову Трдата I при коронации последнего: "Ему навстречу выходит Багарат Паразян, из сыновей Араменака, великий нахарар с войском ... венчает отцовской короной, усаживает на престол, покрытый золотом и украшениями ... Его назначил царь Аршак (царь Парфии —P.M.), аспетом Армянской земли".14

Основываясь на сообщении Анонима акад. С. Еремян заключает, что Шамбат в "Истории" Хоренаци (= Багарат Фаразян у Анонима) был современником Трдата I Аршакуни, следуя примеру адиабенских царей исповедывал "еврейскую" веру, т.е. одно из раннехристианских учений. Этот Багарат возглавлял армянских нахараров нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Он участвовал в церемонии коронации Трдата в качестве венцевозлагателя.15

Мовсес Хоренаци Шамбата, (выкупленного царем Грачья) считает родоначальником Багратуни. Он пишет, что парфянский царь Вагарш I "возводит на царство в Армении своего брата Вагаршака (т. е. Трдата I) и отводит ему северные и западные края. Вагаршак ... учредил нахарарства и назначил родовладыками нахарарств достойных людей, из числа потомков нашего прародителя Хайка и из других ... Прежде всего воздавая за добро могучему и мудрому мужу Багарату, потомку Шамбата. что из иудеев, он дарует ему потомственное право возлагать венец на царей Аршакуни, а роду, что произойдет от него, зваться по его имени Багратуни, этот род ныне является великим нахарарством в нашей стране. Ибо упомянутый Багарат. еще до войны Аршака против Македонян (т.е. Селевкидов - P.M.), при царском дворе, первый посвятил себя служению Вагаршаку. Кроме того (он назначается) наместником западного края, до тех пределов, где кончается армянская речь, предводителем десяти тысяч воинов".16 (Хоренаци имеет ввиду области Тморик, Корчайк, Марац амур ашхар, Гохтн, Ангех-тун и Спер. Добавим - и Махкертун. Спер был областью царского домена и только впоследствии стал наследственным владением Багратуни).17

Здесь Хоренаци Шамбата считает родоначальником Багратуни. Он ошибается. Как уже сказано выше, родоначальником долгое вpeмя считался стратег Тиграна II - Багарат. Однако сейчас он считается лишь представителем рода, поскольку известен венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н. э.) - Багратид Никефор, сын Ахшахрсартра.18

Таким образом, до Шамбата-Багарата. современника Трдата I Аршакуни, науке поименно известны следующие представители рода:

Багадата, царь Мана (и его родня) 716 г. до н. э.

Никефор (он же Смбат Багратуни, воспитатель Арташеса I) - II век до н. э.

Багарат-стратег Тиграна II (I в. до н.э.).

Поэтому Шамбат на родословной лестнице Багратуни занимает не первое, а "nn"-ое место.

Добавим от себя: Шамбат не может быть родоначальником, поскольку в этом случае род носил бы фамилию - Шмбатуни или Смбатуни, а не иную.

Есть ученые, имеющие иной подход к проблеме историчности Шамбата. Они считают, что Хоренаци сам приписал Багратуни "еврейское" происхождение, что это догадка самого Хоренаци (И. Маркварт), а Н. Адонц объяснял еврейское происхождение своеобразным рефлексом того факта, что при Царе Тигране II Багарат был переведен на юг и назначен правителем Сирии, т. е. края населенного семитами.19

Если обобщить предложенные версии, то можно сделать два вывода: либо Хоренаци имел ввиду вероисповедание Шамбата, либо его принудили "евреизировать" Багратуни.

Во времена Хоренаци существовала версия об армянском происхождении Багратуни. это признает сам историк, но он ее отвергает. В этом "виноват" не сам историк-повествователь, а его меценат – марзпан Саак Багратуни, старший нахарар рода в годы, когда Хоренаци писал "Историю". Он дал заказ для изложения "Истории Армении", он же пожелал возвеличить свой род, показать свое превосходство по сравнению с другими знатными родами – Мамиконянами, Арцруни и др. В результате появилась легенда о "еврейском" происхождении, которая связывала Багратуни с пророком и царем Иудеи Давидом, его сыном Соломоном, а через них с Адамом и Богородицей. Так объяснили в свое время появление легенды М. Броссе, Лео, Н. Адонц, К. Туманов.20 Эту легенду через пять веков повторил армянский историк Иоанн Драсханакертци (IX - нач. Х в.), взяв ее из сочинения Хоренаци.

Грузинские летописцы повторяют версию Хоренаци, Джуаншир (XI в.) пишет, что Адрнерсе, "из дома пророка Давида, из Армении прибыл к Арчилу и просил у него место для жительства". Ту же легенду приводит другой грузинский хронист Сумбат, сын Давида (XI в.). Наконец, из иноавторов эту версию приводит византийский историк, император Константин VII Багрянородный, почерпнув это сведение у армянских авторов.21

Следует отметить, что исследователи не заметили противоречивость у самого Хоренаци. По его словам, армянский род Гнтуни происходил от хананеев, и был переселен в Армению из Палестины. Хоренаци рассказывает, как Багратид Енанос пытался уговорить родовладыку Гнтуни-Зору перейти в Иудею, к царю Ироду и просить у него наследственные владения "в исконной нашей стороне". Зора не соглашался и ответил Енаносу - "зачем нам обманывать себя стародавними преданиями и обветшалыми легендами, считая себя палестинцами?"22

Ответ Зоры очень красноречив - уже при Хоренаци было известно, что приход Багратидов и Гнтуни из Палестины является "обветшалой легендой".

В повествовании Хоренаци имеется и другое противоречие по проблеме Багратидов - род Ангех тун (Ангелена) он считает потомком внука Хайка - Паскама. Историк при этом не замечает противоречие, поскольку род Ангелена являлся ветвью Багратидов.23

После падения царства Аршакидов (428 г.) влиятельными феодальными родами в Армении являлись Мамиконяны и Багратуни. В VIII в. они руководили борьбой армянского народа против Арабского Халифата, но все три восстания (703, 748-750, 774-775) потерпели неудачу, а руководители подверглись гонениям. Особенно тяжелые последствия имело поражение самого масштабного восстания в 774-775 гг. После первых удачных сражений, в апреле 775 г. в области Багреванд произошла битва, в которой восставшие потерпели поражение. Начались преследования армянских феодалов, в первую очередь Мамиконянов и Багратуни. Многие из них вынуждены были покинуть страну, перейти в соседние Византию, Грузию. В их числе был и Васак Багратуни, брат спарапета Смбата Багратуни, одного из руководителей восстания. Васак, его сын Атрнерсе и внук Ашот Куропалат являются основателями грузинской ветви Багратуни.24

Что касается судьбы Багратуни в самой Армении, то после захвата Византией Багратидских царств —главного (возглавляемого Ширакским домом) в 1045 г. и Карсского —в 1065 г. осталось Лорийское, оно было завоевано к 1113 г. сельджуками, но представители Лорийских Багратидов (Кюрикяны) упоминаются в источниках до середины XIII в.

Дальнейшая судьба армянских Багратуни требует скрупулезного исследования, но одно ясно — они не сошли с исторической арены и продолжили свое существование как под родовой фамилией, так и под новым именем. Известны представители Багратуни в Западной Армении в XVII — XIX вв., таковыми были настоятели монастыря св. Георга в селении Сарсур (область Харберд), Арутюн Багратуни (1615 г.), его родичи дошли до конца XIX в., настоятелем того же монастыря. Саргис Багратуни умер в 1894 г., родственники последнего были Петрос и Степан Багратуни.25 Всех перечислить невозможно. Это задача специальной монографии.

Примечания

1. Б. Пиотровский. К вопросу о происхождении армянского народа // Известия АН Арм ССР, 1945. N6. стр. 13 (на арм. яз.).

2. Г. Капанцян. История Урарту, Ер., 1940, стр. 203, 219, прим 1 (на арм. яз.).

3. Н. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана, СПб., 1908, (Ер., 1971), стр. 307, 308, 400, 412, 413.

4. Г. Капанцян. указ. сочинение и указ. страницы.

5. Б. Пиотровский. Ванское царство, М., 1959, стр. 223

6. Р. Матевосян. Багратуни. Историко-родословная энциклопедия, Ер., 1997, стр. 7-9 (на арм. яз.).

7. Мовсес Хоренаци. История Армении, перевод с древнеармянского языка, Введение и примечания Гагика Саркисяна. Ер., 1990. Книга I, глава 22. стр. 38.

8. История Армении, книга II, глава 63. стр. 112.

9. А. Гарагашян. Критическая история Армении, ч. I, Тифлис. 1895. стр. 166, 170-173 (на арм яз.), Г. Халатянц. Армянские Аршакиды в "Истории Армении" Моисея Хоренского. ч. I, М., 1903. стр. 26-28, 107. Его же —Армянский эпос в "Истории Армении" Моисея Хоренского. М., 1896. стр. 83, 162, 163.

10. О. Карагезян. Армянское нагорье в клинописных источниках, т. 1, кн. 1, Клинописные топонимы, Ер., 1998. стр. 238 (на арм. языке).

11. Cyril Toumanoff. Orontids of Armenia, Studies in Christian Caucasian History, Washington. 1963, с. 277-354.

12. Г. Мелконян, Царство Адиабены и Армения, Ер., 1980, стр. 129-135 (на арм. яз.).

13. История армянского народа, т. 1. Ер., 1971. стр. 747 (на арм. яз.). Шамбат являлся прозелитом, т.е. новообращенным, в эллинистических городах Армении среди прозелитов были представители различных народов (греки, евреи, ассирийцы, армяне и др.). Историк V в. Фавстос Бузанд всех их считает "евреями", см. Р. Манасерян. К вопросу о вероисповедании населения городов Армении (I в. до н.э. —IV в. н.э.) // ИФЖ. 1989, N2.

14. История епископа Себеоса, перевел с четвертого исправленного армянского издания Ст. Малхасян. Ер., 1939. стр. 15, 17. История Себеоса. сводный критический текст, предисловие и комментарии Г. Абгаряна (на древне-армянском языке). Ер., 1979. стр. 51, 54: Об Анониме см. также Н. Адонц. "Начальная история Армении" у Себеоса в ее отношениях к трудам Моисея Хоренского и Фауста Византийского // "Византийский временник", т. VIII, вып. 1-2, СПб., 1901.

15. См. История армянского народа, т. 1. стр. 681, 747, 831, 835, 880.

16. Мовсес Хоренаци, История Армении, книга II, глава 3, стр. 59.

17. История армянского народа, т. 1, стр. 835-836. Только "Марац амур ашхар" и Ангех-тун были родовыми владениями в этот период, остальные считались "дзеракан" — владение за придворную службу.

18. См. А. Периханян. Арамейская надпись из Зангезура, в надписи указано — "Арташес, царь Ервандид Благой, сын Зареха и Некфарр венцевозлагатель. сын Ахшахрсарта" // "Историко-филологический журнал" АН Арм. ССР, 1965, N4, стр. 108.

19.J. Marquart. Eransahr, .... стр. 174, Н. Адонц, Армения ... . стр. 412.

20. М. Brosset, Additions et eclaircissements a l Histoire de la Georgie". Petersb., 1851, p. 140. Лео. История Армении, т. 2, см. “Сочинения”. т. 2, Ер., 1967, стр. 489-491 (на арм. языке). Н Адонц, "Слава Багратуни" в сборнике "Исторические исследования" (на арм. языке), Париж, 1948, стр. 95, 102-104. Cyril Toumanoff. The Orontids of Armenia, part II, § 16, Studies... c. 328.

21. Константин Багрянородный, "Об управлении государством" - "De administrando imperio". глава 45; Древнеармянский перевод грузинских исторических хроник ("Картлис Цховреба"). Грузинский оригинал и Древнеармянский перевод с исследованием и вокабуларием. Издал И. Абуладзе, Тбилиси, 1953, стр. 198. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах. Пер., введ. М. Лордкипанидзе, Тб., 1979.

22. Мовсес Хоренаци. История Армении, кн. II. гл. 25. стр. 80.

23. Там же, кн. I. гл. 19, стр. 34., Ср. Н. Адонц, Армения... стр. 413.

24. См. подробно работу К. Туманова - С. Toumanoff. The Bagratids of Iberia from the eight to the eleventh Century //Le Museon", t. LXXIV. Louvain, 1961 и указанную там литературу.

25. См. Ваге Айк. Харберд и его золото плодное поле. Нью-Йорк, 1957, стр. 949-950 (на арм. языке).

Р. Матевосян


доктор исторических наук, сотрудник института Истории Национальной АН РА, Заместитель Председателя Союза Армянских дворян. Ереван



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Константин Багрянородный «Об управлении империей»

    Реферат
    ПРЕДИСЛОВИЕ Трудно назвать среди византийских письменных памятников раннего средневековья какой-либо другой труд, который отличался бы столь же широким авторским замыслом, таким же обилием сюжетов, разнообразием жанров, как приписываемое
  2. Библиография армянской генеалогии (на русском языке)

    Документ
    АБРАМЯН Р.М. Исправления и дополнения к статье “Герб Аргутинских – Долгоруких”, опубликованной в № 3 (29) за 1998 г. Гербовед. – 2 . – № 6 (44). – С.
  3. Мурадян Алла Вартановна Преподавание учебного предмета "История Церкви" в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование

    Исследование
    Преподавание учебного предмета “История Церкви” в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование деталей и частностей.
  4. Внутренний предиктор СССР (3)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  5. Т. М. Шамба, А. Ю. Непрошин Абхазия Правовые основы государственности и суверенитета Москва, 2003

    Книга
    Используя сотни опубликованных источников, посвященных Абхазии и абхазскому народу, документальные и публицистические материалы, авторы выявили в исторических и иных архивах ряд нормативно-правовых актов, свидетельствующих о возникновении,

Другие похожие документы..