Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «24» сентября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.072.06 при ГОУ ВПО «Российский государственный медици...полностью>>
'Документ'
В ходе антитеррористической операции в Афганистане американское командование уделяет повышенное внимание информационному обеспечению боевых действий....полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам муниципальных органов управления образования, руководителям образовательных учрежде...полностью>>
'Рабочая программа'
Подготовка специалиста по безопасности жизнедеятельности в университете по специальности 050104 с дополнительной специальностью 050720 предусматривае...полностью>>

Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену москва. Цго. 2003

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

С. П. КАРПАЧЕВ

ИСТОРИЯ РОССИИ

Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену

МОСКВА. ЦГО. 2003.

УДК

ББК

Карпачев С. П. История. России. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: ЦГО, 2003. - с. (Гуманитарное образование в России).

ISBN

© - С. П. Карпачев, 2003

© - Издательство «Центр гуманитарного

образования, 2003.

ВВЕДЕНИЕ

Это пособие предназначено тем, кто сдает Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории России. От обычных школьных учебников оно отличается, во-первых, сжатым, максимально конкретным и емким изложением материала, нацеленного исключительно на результат. Во-вторых, наличием после каждой главы примерных вопросов ЕГЭ по истории России, что позволяет контролировать процесс подготовки к нему и получать соответствующие навыки. В пособии нет «шпаргалки» - ответов на вопросы ЕГЭ, они содержатся в самом тексте. Он не предназначен для «пробегания глазами». Здесь важно все или почти все. Если Вы не можете сразу ответить на тот или иной вопрос, прочтите внимательно соответствующий раздел еще раз. Если и после этого встречаете затруднения – обратитесь к специалисту.

На ЕГЭ 2001 г. выпускникам школ было предложено 57 заданий, разделенных на 2 части. Первая часть содержала 30 относительно простых заданий (А1-А-30), в каждом из которых были даны четыре варианта ответа, из которых один был верным.

Вторая часть содержала 27 более сложных заданий разных типов. Первые десять (А31-А40) были аналогичны вопросам первой части. Вторые десять (В1-В10) требовали краткого ответа в виде одного – двух слов или сочетания цифр.

Задания С1-С5 относились к историческому документу. Ответы на них требовали использования информации из исторического источника, а также знаний и умений по курсу истории соответствующего периода. Задания предполагали более развернутого ответа, изложенного в свободной форме.

Последние задания С6-С7 предусматривали ответ в форме небольшого творческого эссе, изложенного в свободной форме желательно в хронологической последовательности, с применением важнейших понятий, с выводами и обобщениями.

По историческим периодам вопросы распределялись примерно так: четверть приходилась на 9-18 вв., четверть – на период 19 –начала 20 вв., треть – на советский период, примерно 5% требовали знаний исторических событий рубежа 20-21 вв. Последние семь заданий не закреплялись за определенными разделами.

С большой долей вероятности можно ожидать, что подобные пропорции сохранятся и в дальнейшем.

Оценка знаний учащихся проводится по следующей схеме: для получения оценки «3» требуется выполнить не менее 25 заданий. Для получения оценок «4» и «5» необходимо выполнить задания из всех частей. При этом выполнять все задания не требуется, но для получения оценки «5» надо верно выполнить или все задания С1-С5, или С6, или С7.

На выполнение всей работы отводится 3 часа (180 минут).

Специалисты – психологи рекомендуют следующее распределение времени при сдаче ЕГЭ: при ответе на вопросы А1-А30 – по 1-2 минуты, А31-А40 – 2 минуты, В1-В10 – 2-3 минуты, С1-С5 – 3-5 минут, С6-С7 – 25-30 минут. Задания следует выполнять в том порядке, в котором они даны. В случае если задание вызывает затруднение, его следует пропустить и выполнять следующие. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время.

При подготовке к экзамену особое внимание следует уделить запоминанию дат, имен, пониманию терминологии. Для облегчения этой работы пособие содержит словарь терминов, хронологическую таблицу.

Желаю успеха!

Автор и редакция в переписку вступает. Нам будут интересны Ваши критические отзывы, пожелания, предложения, вопросы. Адрес редакции: 109004, Москва, Б. Коммунистическая, д. 9а. Телефоны: (095) 911-29-89, 911-26-37, факс 911-04-28. E-mail:

Искренне Ваш, С. П. Карпачев.

При составлении вопросов кроме собственных разработок автора были использованы Материалы единого государственного экзамена по истории за 2001 г., А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «Рабочая тетрадь по истории России. ХХ век. 1928-1953». М., 1999. Единый государственный экзамен. История. Варианты контрольных измерительных материалов. М., 2000.

ГЛАВА 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ.

§ 1. Восточные славяне в древности

Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.

Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали как венедов, склавинов, антов. Первые сведения о славянах относятся к I–II вв. н.э. Вопрос об их прародине является спорным в исторической науке. Такие крупные историки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже во II–IV вв. Великое переселение народов (V–VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизировала Восточно-Европейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.

Восточнославянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, основавшие г. Киев. Северо-западнее их — древляне («лесные люди») и дреговичи («болотные люди»). Севернее — радимичи, северо-восточнее — северяне. На Оке и Москве-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их — кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские), основавшие г. Новгород.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие (заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания), а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха.

По своим верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись Перуну — богу грома и молний, покровителю воинов; Велесу — богу богатства, покровителю скота и купцов; Даждьбогу — покровителю урожая; Стрибогу — богу ветра, в широком смысле — дыхания как проявления Духа; Мокоши — богине любви и плодородия. Распространен был и культ предков.

С VI в. у славян начался процесс разложения родовых отношений, наступил этап военной демократии. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавлял военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение. Отдельные племена объединялись в союзы. Возникали города, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия являлась предпосылкой возникновения государства.

§ 2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

Большинство отечественных историков считает, что в основе возникновения государства лежит процесс развития производительных сил. У восточных славян совершенствовались орудия труда, производственные навыки. В частности, подсечное земледелие заменялось более производительным — пашенным. Это приводило к появлению излишков продуктов, которые присваивались верхушкой племен (вождем, его ближайшим окружением, жрецами). На этой основе произошло имущественное расслоение, формировались социальные группы раннефеодального общества: феодалы (князья и их приближенные), зависимое крестьянство, ремесленники, торговцы и др. Это диктовало потребность в урегулировании отношений между ними, в появлении особых органов управления и принуждения, совокупность которых называется государством. Его появлению способствовала также необходимость вооруженной борьбы с соседями (аварами, хазарами, печенегами), защиты торговых путей, важнейшим из которых был путь «из варяг в греки». Находящиеся вдоль него крупные города Новгород и Киев стали центрами формирования Древнерусского государства.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, пригласили княжить в Новгородскую землю варягов (норманнов) во главе с Рюриком. Его преемник Олег в 882 г. завоевал Киев и перенес туда центр объединенного государства. Эта дата и считается началом российской государственности.

Летописное известие о призвании варягов послужило основанием для появления норманнской теории. Она была создана в XVIII в. немецкими учеными Г.3. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером, приглашенными на службу в Петербургскую Академию наук. Суть теории заключалась в том, что Древнерусское государство возникло благодаря варягам-норманнам. Первым ее противником стал М.В. Ломоносов. Так началось противостояние в исторической науке норманнистов и антинорманнистов. Сегодня большинство историков разделяет следующие положения:

1. Древнерусское государство сложилось в процессе длительного формирования внутренних предпосылок, в результате исторически обусловленного перехода от родового к раннефеодальному строю. Его создание было закономерным итогом развития, внутренней потребностью восточнославянских племен.

2. У восточных славян существовала первоначальная низовая структура (протогосударственная) для создания государственного аппарата.

3. Варяги сыграли роль катализатора в процессе образования Древнерусского государства.

4. В конечном счете, они были ассимилированы (поглощены) древнерусским этносом.

§ 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.

Политическая история Киевской Руси известна, прежде всего, благодаря древнерусским летописям.

Преемником полулегендарного варяга Рюрика предположительно в 879 г. стал опекун его малолетнего сына Игоря Олег (умер в 912 г.) В 882 г. он занял Смоленск, Любеч, захватил Киев, убив Аскольда и Дира, очевидно, бояр, подчинённых Рюрику. Поставил под свой контроль древлян, северян, радимичей. Неоднократно успешно воевал с хазарами. Совершил поход на Византию (911), заключив с ней выгодный для Руси договор.

Игорь (912-945) продолжил активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, совершил два похода на Византию (941, 944), сохранив выгодные условия для Руси в договорах с ней. Первым из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. Подчинил своей власти уличей и тиверцев. Игорь был убит древлянами за попытку повторного сбора дани.

Жена Игоря Ольга (945-964) отомстила за смерть Игоря, установила фиксированную норму дани, порядок ее сбора и их систематичность, упорядочила управление на местах. Она одна из первых на Руси приняла христианство. Поддерживала дипломатические отношения с Византией, германским императором Оттоном I.

Сын Игоря и Ольги князь-воин Святослав Игоревич (964-972) проводил активную внешнюю политику. Он подчинил вятичей, нанес поражение печенегам, разгромил Хазарский каганат, взял столицу волжской Булгарии, присоединил к Руси Тмутаракань. В союзе с болгарами и венграми неудачно воевал с Византией. Возвращаясь на Русь погиб в бою с печенегами.

Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший своего брата - конкурента Олега. Младший брат Ярополка Владимир с помощью варягов его сверг, взял Киев и стал великим князем (980-1015). Он расширил и укрепил владения Киевской Руси. Боролся с печенегами, укрепляя южную и юго-западную границу. Важнейшим событием в его княжение стало принятие Русью христианства в качестве государственной религии (988 г.).

После смерти Владимира между его сыновьями возникла усобица, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019-1054), получивший прозвище «Мудрый».

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли, принял первый кодекс законов «Русскую правду», отстроил Киев, поставил в русские митрополиты киевского монаха Иллариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Наследники Ярослава не смогли сохранить единство Киевской Руси. В 1097 г. его внуки и правнуки собрались на съезд в г. Любече. Они договорились о том, что каждый из них будет править самостоятельно в своих владениях («каждый да держит отчину свою»). Этот принцип закреплял начавшееся разделение Древнерусского государства. Вместе с тем, участники съезда обязались прекратить усобицы и совместно бороться с общим врагом. Однако решения Любечского съезда вскоре были нарушены, страна снова оказалась втянутой в кровавые княжеские распри. Только внуку Ярослава Мудрого выдающемуся государственному деятелю Владимиру Мономаху (1113-1125) удалось на время преодолеть княжеские усобицы. Он совершил 83 военных похода, разбил половцев (кочевников, сменивших в причерноморских степях печенегов), пытался проводить активную внутреннюю политику, направленную на укрепление великокняжеской власти, совершенствовал законодательство. После смерти его сына Мстислава (1125-1132) Киевская Русь окончательно распалась на ряд отдельных княжеств.

§ 4. ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КИЕВСКОЙ РУСИ.

Вопрос о социальном устройстве древней Руси остается дискуссионным в отечественной историографии. На основе важнейшего исторического источника – первого сборника законов «Русская правда» большинство специалистов сходится во мнении, что в Киевской Руси существовало несколько социально – экономических укладов.

Значительным оставался родоплеменной уклад. Основную массу населения Руси составляли свободные крестьяне – «люди», «людины» (отсюда – простолюдины), объединенные в общину – «вервь».

Ведущим укладом становился раннефеодальный. Основным источником дохода князя и дружины оставались сбор дани и военная добыча. Однако стали появляться и зависимые от князя и его приближенных села, формировались боярские вотчины. Возникали категории зависимого населения, обозначенные в «Русской правде» как закупы, рядовичи, смерды.

Существовал и рабовладельческий уклад. Рабы на Руси назывались челядью, холопами. Источниками их пополнения являлись, прежде всего, военные походы. Рабы находились в полной собственности владельца. Их активно покупали и продавали, использовали в хозяйстве.

Власть в древней Руси принадлежала киевскому князю. Первоначально основные функции управления осуществляла окружавшая его дружина. Определенную роль играли также родоплеменная знать и вече. Со временем задачи государственного управления усложнились и княжеский двор стал превращаться в административно-бюрократический центр. Появилась иерархия центральных и местных органов власти. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления – «тиуны». Соответственно падала роль вече.

В Киевской Руси возникали острые социальные конфликты. (Восстания в Суздале 1024 г., Киеве 1068 и 1113 гг., Ростовской земле 1071 г. и др.). В советское время они трактовались как проявление антифеодальной борьбы народных масс. В настоящее время причины народных движений рассматриваются как сложное переплетение экономических, политических, религиозных и др. мотивов.

Ведущими отраслями производства Древнерусского государства являлись земледелие, которое трансформировалось от подсечного к пашенному и домашнее скотоводство. Значительным подспорьем были промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось ремесло, насчитывавшее десятки видов: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и т. п. Большую роль в хозяйственной жизни играла торговля, особенно внешняя. Русь экспортировала (вывозила) в Византию меха, мед, воск и др. товары. Импортировала (ввозила) шелковые ткани, ювелирные украшения, пряности, оружие, т. е. товары, предназначенные в основном для княжеского двора и знати.

Киевская Русь была мощным государством средневековой Европы. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

§ 5. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Особенностью культуры Киевской Руси являлось соединение восточнославянской языческой и византийско – христианской традиций. Принятие христианства (988) и появление славянской письменности, составителями которой были болгарские монахи Кирилл и Мефодий, стали мощным катализатором развития древнерусской культуры.

После крещения Руси началось строительство каменных церковных храмов, сначала византийскими мастерами, а позже русскими зодчими. Выдающимися памятниками древнерусской архитектуры явились киевская Десятинная церковь (996), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке (XI в.).

Строительство храмов вызвало развитие живописи. Она подразделялась на монументальную (фрески, мозаика), станковую (иконы) и книжную миниатюру. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, для миниатюры – утонченность, обилие орнамента и золота, что делало ее похожей на ювелирное изделие.

Массовые археологические находки берестяных грамот и хозяйственных предметов с надписями свидетельствуют о достаточно широком распространении грамотности среди населения древней Руси. Имеются сведения о существовании школ, в т.ч. женских.

Особенностью древнерусской культуры было применение русского языка в качестве государственного и богослужебного, в то время как в Западной Европе использовалась латынь, в странах Востока – арабский язык.

До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси. Среди них – «Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» – первых русских святых. Возник жанр «хождений», т. е. описание путешествий («Хождение игумена Даниила» в Палестину). Стали возникать библиотеки. Первая из них была организована по указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии.

Центрами образования на Руси были монастыри. В них составлялись летописи, в частности монахом Киево – Печерской лавры Нестором была создана первая русская летопись «Повесть временных лет», ставшая важнейшим источником наших знаний об истории Киевской Руси.

Особенностью выразительностью отличалось русское прикладное искусство. Ремесленники создавали высокохудожественные произведения: оружие, замки, ювелирные украшения, используя при этом сложную технику, например, зернь – нанесение узоров из мельчайших металлических шариков, скань – нанесение рисунков тонкой проволокой, финифть – покрытие изделий эмалью.

Большое распространение получило устное народное творчество: былины о богатырях, охранявших русскую землю, новгородском купце Садко, сказы, обрядовые песни.

Принятие христианства оказало огромное влияние на духовную жизнь русичей. Изменились их представления о жизни и смерти, добре и зле, прекратились кровавые жертвоприношения, в т.ч. человеческие. Влияние христианской религии, примеры нравственного величия, подвижничества ряда религиозных деятелей способствовали смягчению суровых нравов эпохи. Русская культура стояла в одном ряду с культурой других развитых христианских государств Европы.

Однако языческие представления сохранялись в широких народных массах, особенно в сельском населении. Здесь долгое время практиковались языческие обряды. Языческие черты активно присутствовали в народной культуре: сельском ремесле, устном народном творчестве, грубовато-чувственных театральных народных развлечениях со скоморохами, «учеными» медведями, масками – «харями».

Древнерусский язык, культура Киевской Руси явились общим базисом белорусской, русской, украинской национальных культур, сохраняющих общие черты до настоящего времени.

ПРИЛОЖЕНИЯ. ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ НА ЕГЭ.

Из части 1.

1.Вокруг Киева проживало восточнославянское племя: 1) киевлян, 2) полян, 3) древлян, 4) северян.

2.Киевская Русь образовалась в 1) 8 в. 2) 9 в. 3) 10 в. 4) 11 в.

3.Принятие христианства на Руси произошло в 1) 862 г. 2) 882 г. 3) 988 г. 4) 1015 г.

4. Принятие Русью христианства произошло в правление: 1) Олега. 2) Игоря. 3) Ольги. 4) Владимира.

5.Норманнская теория была создана в 1) 9 в. 2) 17 в. 2) 18 в. 3) 19 в.

6.Первый свод законов на Руси назывался: 1) Русская Правда. 2) Судебник. 3) Судная грамота. 4) Уложение.

7.Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян: 1) Киева и Смоленска. 2) Владимира и Киева. 3) Киева и Новгорода. 4)Киева и Чернигова.

Из части 2. (А31-А40)

1.Феодальный уклад характеризуется взаимоотношениями между: 1) свободными общинниками. 2) рабами и рабовладельцами. 3) феодалами и зависимыми крестьянами. 4) рабочими и предпринимателями.

2. Закупы, рядовичи это: 1) свободные общинники. 2) зависимое население. 3) воинские звания. 4) административные должности.

3.Даты 1024 г., 1068 г., 1113 г., 1071 г. относятся к 1) социальным конфликтам в Киевской Руси. 2) Этапам создания Русской правды. 3) Военным походам. 4) Международным соглашениям Киевской Руси со своими соседями.

4. Кто из древнерусских князей первым ввел фиксированные нормы дани: 1) Игорь. 2) Ольга. 3) Владимир. 4) Ярослав Мудрый.

5. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос.

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные … Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре»

О каком событии говорится в отрывке: 1. О крещении Руси. 2. О свадебном обряде. 3. О действиях по благоустройству города. 4. О социальных волнениях.

(В1-В10)

1.Установите соответствие между событиями и датами.

1.Призвание варягов 5.882 г.

2.Начало русской государственности 6.862 г.

3.Крещение Руси 7.1132 г.

4.Распад Древнерусского государства 8.988 г.

1- 2- 3- 4-

2.Расположите в хронологическом порядке: 1. Правление Ярослава Мудрого. 2. Правление Владимира Мономаха. 3. Правление Игоря. 4. Правление Ольги.

3. Что из перечисленного ниже не относилось к причинам принятия христианства на Руси: 1. Влияние Византии. 2. Необходимость повышения роли и авторитета княжеской власти. 3. Народные восстания 4. Необходимость повышения международного авторитета Древнерусского государства.

4.Зернь это: 1) Нанесение узоров на поверхность мельчайшими серебряными шариками. 2) Место хранения зерна. 3) Наименование одного из видов оружия древнерусских воинов. 4) Элемент древнерусской одежды.

5.Скань это: 1) Перевод изображения с одного носителя на другой. 2)Наименование одного из видов оружия древнерусских воинов. 3) Нанесение узоров на ту или иную поверхность тонкой проволокой. 4) Элемент древнерусской одежды.

С6-С7.

1.Назовите основные этапы и ключевые события становления и развития Древнерусского государства.

2.В чем заключалось значение принятия христианства в Киевской Руси?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  2. Сведения об обеспеченности образовательного процесса (1)

    Документ
    Малюшкин А.Б., Рогачёва Е.Ю. Типовые и тестовые задания. Русский язык 4 класс. Мониторинг качества знаний. 30 вариантов типовых заданий с ответами. Творческий центр.
  3. Цго, 2003. С. П. Карпачев путеводитель по тайнам масонства

    Книга
    Автор, как один из российских специалистов по истории масонства, пытается объективно и непредвзято разобраться в сути феномена. Книга состоит из шести разделов: первый содержит краткий исторический очерк русского и зарубежного масонства,
  4. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  5. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины «Теория государства и права» студенты всех форм обучения должны написать и защитить курсовую работу.

Другие похожие документы..